Научная статья на тему 'Социокультурная динамика и консолидация российского общества'

Социокультурная динамика и консолидация российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
828
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Худяков Сергей Ильич

Настоящий период развития российского общества характеризуется формированием новой консолидирующей культуры, которая по своей исторической миссии, роли и заложенному в ней гуманистическому смыслу должна прийти на смену идеологии как прежней парадигмы консолидации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная динамика и консолидация российского общества»

Сергей ХУДЯКОВ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА И КОНСОЛИДАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Настоящий период развития российского общества характеризуется формированием новой консолидирующей культуры, которая по своей исторической миссии, роли и заложенному в ней гуманистическому смыслу должна прийти на смену идеологии как прежней парадигмы консолидации общества.

Старая основа консолидации общества, выраженная в идеологических доктринах, с её узкоклассовым видением общей картины мира и отбором критериев добра и зла, нравственного и безнравственного, ложного и истинного, служит объединению одних общественных групп против других, формирует образ врага и тем самым закладывает новые основания для раскола общества и мира в целом. В то же время новая российская культура, которая находится сегодня на этапе конвергенции1, всё в большей степени начинает выполнять консолидирующую миссию.

Разворачивающийся сейчас механизм конвергенции русской культуры, а вместе с ним и многонациональной культуры всего российского общества, смена би-

2 3

полярности на триарность развития являются процессами объективными, отвечающими общим тенденциям развития мировой цивилизации4. Таким образом, консолидирующая культура российского общества, которая приходит сегодня на смену идеологическому расколу, это триарная, конвергентная культура, объединяющая в себе многогранность, многовекторность и многоуровне-вость развития целостного социокультурного мирового процесса, в который многонациональная российская культура внесла свой огромный и неоспоримый вклад.

1 Схождение и объединение в единое культурное пространство разведённых ранее по разные стороны культурного барьера разнонаправленных и разноуровневых социокультурных процессов развития русской и мировой культуры.

2 Противоречие и раскол тоталитарной и антитоталитарной культуры.

3 Триединство тоталитарной - повседневной - антитоталитарной культуры.

4 Кондаков И.В. Архитектоника русской культуры // http://ons.gfns.net/1999/1715.htm.

В то же время в методологическом плане важно отметить, что действие социокультурного регулятора конвергенции как ключевого фактора усиления консолидирующей роли культуры в обществе должно сопрягаться и соотноситься с другими объективными закономерностями развития социокультурных процессов, с наличием определённых условий, предпосылок и факторов консолидации общества и особенностей социокультурной динамики.

Таким образом, помимо одного пласта исследования вопроса есть и другой аспект изучения проблемы, в рамках которого необходимо рассмотреть иные концептуальные подходы, позволяющие осуществлять многомерную оценку социокультурной динамики и трансформации социокультурных систем в ходе модернизации, демократизации и глобализации культуры российского социума в целом.

При целостном подходе к рассмотрению всего общественного организма как сложной многовекторной и многоуровневой системы социальных взаимодействий и взаимообусловленных друг другом социокультурных характеристик общества становится понятным, как работает этот «вечный двигатель» развития. Импульсы развития, затухающие в одном элементе социокультурной системы, в это время появляются в другом её сегменте и стимулируют дальнейшее движение по исторической спирали развития и цивилизационного прогресса.

Так, например, финансовый кризис, спад производства и деловой активности вызывает к жизни механизмы консолидации нации, способствует концентрации и мобилизации ресурсов. Растёт восприятие прямой угрозы, тревога достигает своего максимума, стремление к риску падает, наблюдается сдвиг в сторону консервативных ценностей. В период депрессии расширяется восприятие благоприятных возможностей, увеличивается до максимума творческая активность, обучение достигает наивысшего уровня, наряду с ростом готовности идти на риск растёт социальная мотивация и укрепляется нравственная основа деятельности, на первый план выступают экономические ценности, снижается уровень социального отчуждения.

В связи с развитием данных социокультурных процессов отмечается консолидация общества, которая позволяет преодолеть период депрессии и перейти к фазе восстановления.

Важной стороной социокультурной динамики является её инновационная сущность, которая даёт толчок общественному развитию. Стремление к новому - это и есть тот самый внутренний импульс цикличности развития общественных отношений и социальных систем, который в имманентном виде содержится в культуре.

В условиях постиндустриального общества цикличность развития социокультурных процессов и проявление в них инновационного начала стали носить более динамичный и скоротечный характер. Это обусловлено серьёзными сдвигами и переменами во всех сферах жизни общества - экономике, политике, культуре, социальной области. На смену реальному сектору экономики и товарносырьевого производства, характерному для индустриального типа производства, постепенно приходит инновационная экономика, экономика услуг и раздутого финансового сектора, с их виртуальными показателями развития и инструментами регулирования рынка. Кризисы, рецессии, спады и подъёмы начинают носить менее предсказуемый, более стихийный и рискованный характер. Это происходит ввиду того, что «мыльные пузыри» виртуальных, инновационных сфер экономики быстро раздуваются и быстро лопаются, ввергая другие отрасли реальной экономики в глубокий кризис либо давая им новые импульсы ускоренного развития. Наряду с ранее выявленными закономерностями и тенденциями проявление социокультурной динамики начинает носить более сложный и спонтанный характер ввиду появления новых условий и факторов социального взаимодействия и информационно-коммуникативного обмена.

В то же время цикличность социокультурной динамики не означает какую-либо фатальную определённость, детерминированность и жёсткую задан-ность той или иной фазы общественного развития. В абсолютном выражении и в чистом виде, как показано в концептуальной модели Кондратьева, не существуют только одни спады или подъёмы. Регресс в одном секторе общественной

системы сопровождается прогрессом в другом, рецессия в одной области социальной жизни - ростом и возрождением в другой. Это с одной стороны. С другой стороны, современные социальные технологии, а также регулирующие функции государства и общества, проявляющиеся в проводимой политике, позволяют смягчить периоды кризисов и спадов, минимизировать их социальные последствия и даже извлечь из них определённую общественную пользу. Всё это достигается путём правильного управления социокультурными процессами, в результате которого происходит корректировка и «перезагрузка» тех или иных параметров социальной системы, способствующих ослаблению негативных и усилению позитивных импульсов социокультурной динамики. Важным сигналом дисфункционального развития какого либо элемента социокультурной системы является распад или замедление процессов внутреннего взаимодействия составляющих его «социальных молекул». Именно в этот момент как никогда необходим поиск новых моделей и формул объединения внутренних ресурсов, а также понимание наиболее благоприятных для консолидации сопутствующих условий и факторов, которые бы позволили ускорить эту реакцию, т.е. стать своего рода катализатором изменений.

В современных условиях трансформации российского общества особое значение приобретает осознание новых возможностей для осуществления общественных преобразований и роста энтузиазма населения по поводу реализации прорывных направлений социального, экономического, духовного развития.

Кризисное состояние культуры, в котором она оказалась в первые годы реформирования российского общества в силу нарушения естественного баланса между материальными и духовными потребностями общества по причине примата экономики над духовной сферой, в последнее время постепенно преодолевается. Начинают оставаться в прошлом такие негативные факторы и явления, связанные с глубоким кризисом, пережитым российской культурой, как:

- распад общего культурного пространства;

- культурная изоляция;

- ухудшение материального состояния сферы культуры;

- отсутствие современного оборудования и необходимых помещений;

- ухудшение сохранности памятников культуры и искусства;

- сокращение кадрового потенциала работников культуры и их отток в другие сектора экономики.

Несмотря на существующие проблемы и трудности, связанные с нерешённостью многих других важных задач функционирования и развития культуры, в последнее время чётко просматривается тенденция постепенного восстановления и возрождения культурной сферы российского общества.

Сегодня ни для кого не является секретом, что реформирование российского общества и его переход к рынку достались дорогой ценой и крайне неблагоприятно отразились на культурной сфере. Это и отчуждение людей от лучших образцов национальной культуры и искусства, и распространение массовой культуры Запада, а также эпигонских отечественных подделок под массовую популярную культуру, и снижение возможностей культурного воспроизводства, связанного со снижением критериев оценки художественных и культурных ценностей, и слабое удовлетворение культурных потребностей общества.

В то же время необходимо признать, что в результате прошедших реформ появились новые условия и открылись немалые возможности для дальнейшего развития культуры. Правда, все эти условия и возможности надо ещё чётко осмыслить, ясно понять и найти им правильное применение. К этим условиям, в первую очередь, относятся: внедрение рыночных отношений; освобождение от идеологического диктата; рост свободы творчества; усиление интенсивности культурного обмена; децентрализация управления культурой; предоставление больших прав и полномочий региональным и муниципальным органам управления культурой в производстве и распространении культурных ценностей.

Важным условием возрождения культуры, которое служит мощным импульсом её дальнейшего развития и воспроизводства, является переход от пре-

имущественно внешней регуляции культурного процесса к его внутренней саморегуляции. Причём это происходит на основе новой мотивации, важное место в которой занимает стремление к новаторству, поиск новых креативных решений, выражение многообразных культурных и художественных потребностей и формирование соответствующих художественных предложений. Всё это заметно расширяет культурное поле социального взаимодействия разных групп общества и помогает росту сплочённости и единения социума на основе новых и вновь создаваемых культурных ценностей.

Необходимо отметить, что важными условиями и факторами повышения консолидирующей роли культуры в российском обществе становятся в последнее время новые тенденции социокультурной динамики, которые всё в большей мере начинают проявляться в нашей современной жизни. Эти социокультурные факторы и условия, если ими научиться правильно управлять, могут в немалой степени определять не только общий ход общественного развития, но и минимизировать социальные риски кризисных фаз циклических волн, а также поучать максимальную общественную выгоду от открывающихся новых возможностей развития. К их числу можно отнести следующие новые факторы и условия социокультурного развития.

Во-первых, в настоящее время наблюдаются глобальные сдвиги и новые ориентиры развития в самих социокультурных характеристиках людей. Они заключаются в новом осмыслении и переоценке многих традиционных ценностей, которые позволят совершить социокультурный транзит к ценностям современного общества. Важным последствием подобной ситуации является общая направленность социокультурной динамики к смене социальной модели общественного воспроизводства в целом и стратегии поведения человека в частности. Под этим имеется в виду, что от стратегии выживания человечества современный мир и Россия в его составе переходит постепенно к стратегии развития человеческого потенциала, которая предполагает создание всех необходимых условий для самореализации человека, проявляющейся в востребованности со стороны общества его знаний, опыта, способностей и талантов.

Во-вторых, во всех сферах жизнедеятельности современного общества - в политике, экономике, образовании, науке, социальной поддержке населения -всё в большей степени начинают проявлять себя новые социокультурные (маркетинговые) подходы. Суть их заключается в развитии «человеческих отношений», в формировании новых моделей социального взаимодействия на основе отношений сотрудничества, взаимоуважения, доверия и партнёрства, а также взаимного активного участия в общих делах.

В-третьих, проявляется тенденция опредёленной переоценки материальных и духовных ресурсов развития в пользу последних. Имидж марки, репутация фирмы, товарный бренд становятся более ценным и важным «товаром», чем материальные активы компаний. Социальный капитал доверия, ответственности и честности в делах, инновационный потенциал и стратегические планы развития компаний прямым образом влияют на их оценку на рынке, и составляют основу финансового капитала многих корпораций. Об этом говорит и тот факт, что общая оценка сырьевых и добывающих компаний на международных биржах заметно уступает оценке современных инновационных компаний. На смену «экономике товаров» всё активнее приходит «экономика услуг», которая охватывает максимально широкий спектр взаимоотношений производителя с потребителем на основе целой философии и идеологии «социального партнёрства».

В-четвертых, наблюдается повсеместная социокультурная тенденция отказа во взаимоотношениях между разными народами, государствами, социальными группами, отдельными людьми от использования силы или угрозы её применения. Отход от отношений, основанных на насилии и принуждении, к отношениям, направленным на укрепление доверия, сотрудничества и партнёрства, несмотря на определённые рецидивы «идеологии права сильного», всё в большей мере начинает определять современную архитектуру международных и внутренних отношений.

В-пятых, всё более отчётливо начинает проявляться тенденция к отходу наиболее серьёзных и продвинутых социальных субъектов в сфере политики,

экономики и других областях общественной жизни от манипулятивных технологий воздействия на «социальное поле» в целях реализации своих ближайших целей развития и достижения тактических преимуществ перед своими конкурентами. На смену технологиям социальных манипуляций сознанием людей и социального контроля над их поведением приходят новые подходы, ориентированные на достижение отдалённых стратегических целей. Их суть состоит в презумпции доверия и уважения к своей целевой аудитории и признании за ней права на свободный, осознанный и самостоятельный выбор между предложениями определённого субъекта политики, экономики и его конкурентов. В связи с этим основное внимание при коммуникативном воздействии на аудиторию уделяется всестороннему информированию, показу плюсов и минусов своих и конкурентов, установлению надёжных каналов связи.

В-шестых, проявляется важная закономерность глобального развития, заключающаяся в стремлении мирового сообщества перейти от разрушительного столкновения разных цивилизаций к диалогу культур. Данная тенденция имеет разные измерения: это и переход от однополярного мира к многополярному, от иерархической, вертикальной управленческой структуры - к сетевому развитию.

Указанные выше тенденции социокультурной динамики дают новые ориентиры глобальному развитию и создают важные условия для консолидации современного российского общества по всем сферам и векторам его развития, разрушая классовые, социальные, конфессиональные, идеологические перегородки между людьми. Новые закономерности культурного развития выступают важным фактором аккумуляции социальных ресурсов общества и открывают новые возможности и перспективы для преодоления социальной аномии и усиления объединительных, интеграционных тенденций в жизнедеятельности социума.

ХУДЯКОВ Сергей Ильич - к.филос.н., докторант Института социально-политических исследований РАН, руководитель Департамента культуры г. Москвы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.