УДК 374.7
М.Г. Семенова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются аспекты адаптации современных молодых людей в образовательном пространстве вуза, социокультурная адаптация как фактор успешного вхождения современного студента в образовательную и социокультурную среду.
Ключевые слова: Адаптация, студент, молодой человек, образовательная среда, социокультурная адаптация, социокультурное пространство.
Marina Semenova The socio-cultural adaptation of modern students.
The article deals with aspects of adaptation of young people in the educational space of high school, socio-cultural adaptation as a factor in successful integration of modern student in the educational and socio-cultural environment.
Key words: Adaptation, a student, a young man, learning environment, socio-cultural adaptation, social and cultural space.
Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников. Адаптация студентов первокурсников к студенческой жизни настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодёжи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социокультурных и
педагогических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Основная проблема современной адаптации определяется задачами оптимизации процесса "вхождения" вчерашнего школьника в систему вузовских отношений. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности. В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, направленного на решение задач адаптации студентов, несогласованности действий преподавателей, недостаточного внимания к решению этой проблемы со стороны руководителей, студенты адаптируются к учебному процессу довольно сложно. Сложность заключается в неумении организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе, которые приводят к нерациональному использованию времени и появлению соблазна использовать его в не учебных целях.
В чем же заключаются основные направления адаптация студентов
первокурсников? Это:
• организация и проведение тренингов: стрессоустойчивости, тайм-менеджмента, групповой сплоченности, преодоления трудных ситуаций;
• проведение индивидуальных
психологических консультаций;
• проведение групповых консультаций со студенческими группами по запросу тьютеров.
Основной целью данных направлений является создание условий для успешного прохождения процесса адаптации студентами-первокурсниками к особенностям обучения в вузе, а именно: к иной, в отличии от школы, организации учебной деятельности, к новым нормам и методам обучения в высшей школе; к большим объемам самостоятельной работы; к особенностям самостоятельной жизни для многих студентов вне семьи; с новыми нормами студенческого коллектива, а также к новым коммуникативным отношениям. Адаптация к вузу является предпосылкой в первую очередь успешного обучения студента, а также успехов в других видах деятельности, которые студенты осуществляет в вузе. Наоборот, постоянное душевное напряжение, которое испытывает человек с дезадаптацией, нередко приводит к деструктивным видам поведения. У каждого студента этап адаптации протекает по-своему. Одни проходят его легко и быстро, почти не нуждаясь в помощи преподавателя-тьютора, другие - тяжело, с большими трудностями. Для того, чтобы предупредить развитие у студентов синдрома дезадаптации (или патологической адаптации) необходимо начинать работать с первокурсниками с самого начала их обучения
в вузе.
Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую он входит, а также особенности других референтных групп. Благоприятное положение студента в окружающей его среде и, прежде всего, в студенческой группе содействует нормальному развитию его личности и является условием его успешной адаптации к обучению в вузе. Однако формирование благоприятной атмосферы в них требует специальных усилий и целенаправленных действий.
Таким образом, становится очевидной поиск путей адаптации первокурсников через понимание того, кто наши вчерашние абитуриенты. Мы должны выявить и четко изучить основные социокультурные характеристики адаптации, приоритеты и стремления.
Адаптация (лат. Adaptation - приспособление) - термин, введенный в научный оборот физиологами в конце 18 в; в самом общем виде означает приспособляемость -способно-сть некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды. При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, то есть способностью к компенса-ционному изменению собственных параметров в ответ на изменение параметров внешней среды. Поэтому термином адаптация пользуются не только в науках о живом, но также в кибернетике.
В большинстве психологических теорий центральной является проблема
взаимодействия человека с миром, и в ряде случаев она рассматривается именно как приспособление, адаптация человека к миру. Однако в разных теориях само понятие адаптации получило самые разные трактовки.
Успешная адаптация способствует нормальному развитию человека,
поддержанию его душевного здоровья.
Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, в том числе Х.Гартмана и Э.Фромма. Так, в работе Гартмана «Психология Я и проблема адаптации» данная проблематика
рассматривалась не только в плане изменений, производящихся человеком или в окружающей его среде или в собственной психической системе, но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.
В совершенно ином аспекте проблема адаптации рассматривается в тех научных направлениях, которые сконцентрировались на изучении познавательных процессов и рассматривают их становление по приспособительному принципу. Наибольшую известность и влияние среди этих концепции получила генетическая психология Ж.Пиаже, в которой понятию адаптации принадлежит од-но из ключевых мест.
Основные типы адаптационного процесса - тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы, -формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов человека. Важным аспектом социальной ада-птации выступает принятие индивидом определенной
социальной роли. Социальную ада-птацию относят к основным механизмам социализации личности. Эффективность
социальной адаптации в значительной
степени зависит от того, насколько адекватно студент воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых является аутизм.
В современной социокультурной ситуации развития российского общества усилился интерес исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи в условиях переходного периода,
формирующего стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп. Немаловажную роль в решении данных проблем играет гуманитарное, личностно-ориен-тированное образование. В обществе происхо-дит формирование нового социокультурного типа личности, связанного с информатизацией
общества и повышением интенсивности культурных взаимодействий, увеличением социальных и культурных изменений в целом, трансформацией социокультурных ценностей российского общества, а также, возникает необходимость его учета в проектировании новых педагогических систем в системе высшего образования. Предельная динамичность российской действительности делает задачу освоения культурного и социального пространства для молодых людей особенно сложной. Именно молодежь испытывает особое давление общественных проблем и создает повышенную группу риска, так как обладает наименьшей социальной и психологической защищенностью. Проблема организации обучения в поликультурном пространстве является очень важной и особенно сложной она становится в связи с большим притоком переселенцев, беженцев. В данной связи, современная образовательная гуманистическая парадигма нацеливает вузы на развитие личностного, ценностного, культурологического потенциала студентов, особое значение приобретает учеб-но-исследовательская и творческая деятельность. В системе высшего образования происходит усиление роли культуры. В соответствии с Концепцией художественного образования в России появилась реальная возможность привлечения ресурсов художественного образования в целях социокультурной адаптации молодежи, что является актуальным для российской образовательной политики. Под социокультурной адаптацией в данном контексте понимается развитие у студентов осознанного отношения к себе как культурно-исто-рическому субъекту, осознание ими религиозно-философских корней своей жизненной философии, этнических и социальных основ избранного стиля и образа жизни, а также развитие и обогащение миропонимания и мировосприятия в отношении социальной ответственности и обязанностей личности в обществе, обучение самоанализу своих поступков, технологиям общения спредставителями различных этнических культур.
Особое внимание приобретают такие вопросы, как: реализация возможностей
искусства, художественно-творческой
деятельности в целях психофизического оз-
доровле-ния и воспитания молодежи посредством внедрения современных методик артпедагогики; разработка стратегии личностного художественно-творческого развития; развитие творческой личности молодежи в контексте различных культур, как условия развития свободы, ответственности и толерантности личности. Модернизация российского образования с позиций Болонской декларации, направлена на перемены в сторону формирования активной личности, развивающей свой творческий потенциал, обладающей ответственностью за свои действия, и способной к гармонизации взаимоотношений в культуре и обществе. Одной из важных проблем организации и управления воспитательным процессом в вузе является создание благоприятных условий для адаптации студентов первого курса к новой социальной среде, к новым социокультурным ролям и функциям. Особую актуальность приобретает эта проблема для иногородних студентов. Чем быстрее и успешнее первокурсник осваивает новое
социокультурное пространство, новый социальный статус, тем эффективнее его учебная деятельность, профессиональное и личностное развитие (саморазвитие и са-моорганизация)[3]. В решении этой проблемы в сегодняшних условиях поиска способов рационализации воспитательной
деятельности в вузе актуализируется спрос на эффективные социокультурные средства.
Литература
1. Беликова Л.Ф. Проблемы адаптации первокурсников: методика и технология
социологической диагностики и проектирования. Материалы научно-методической конференции. Москва, 2003 г.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск, 1990.-254
с.
3. Материалы. IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества
в XXI веке» Том второй. Общественные науки. г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. 405 с.
4. Мартишина Н.И. Действую, следовательно, существую// Библиотека.- 2000.- № 9.- С. 38
5. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П., Стельникова Г.В., Вазина А.Н.- М.: “Медицина”, 1977.
6. Адаптация человека. Под ред. Варабашевой В.И., Лихницкой И.И.- Ленинград: Издательство “Наука”, 1972.
7. Цирельникова Н.А. Физиология и патология механизмов адаптации человека. Новосибирск, 1977.
8. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997.
9. М.Г. Семенова Адаптация студентов гуманитарных вузов. Материалы Международной конференции Москва 2010г.