СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНГУШСКИХ ЭМИГРАНТОВ ВО ФРАНЦИИ
УДК 325.2 (470.66) А. К. Чапанов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Большой интерес представляют социально-политическая жизнь и духовное наследие ингушской эмиграции, оказавшейся за рубежом в разные исторические периоды и в силу определённых причин. Определённую роль в накоплении уникального опыта по сохранению и развитию национальной культуры и её традиций сыграла деятельность политической и научно-культурной части ингушских переселенцев. В статье рассматривается процесс формирования ингушского зарубежья во Франции, а также трудности адаптации и интеграции переселенцев в новое сообщество. Автор предлагает анализ жизни и деятельности представителей интеллектуальной (духовной) эмиграции и её роли в сохранении и развитии ингушской культуры и науки. Также отмечается роль новейших информационных технологий в процессе социокультурной адаптации мигранта.
Ключевые слова: эмиграция, Франция, адаптация, интеграция, интеллектуальная миграция, духовное наследие, новейшие информационные технологии.
A. K. Chapanov
Lomonosov Moscow State University, The Russian Government, GSP-1, Leninskie Gory, Moscow, Russian Federation, 119991
SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION OF THE INGUSH EMIGRANTS IN FRANCE
Social and political life and the spiritual heritage of the Ingush emigration, being abroad in different historical periods and for certain reasons represent a very interesting subject to study. A role in the accumulation of a great experience for the conservation and development of national culture and its traditions played the activities of political and scientific-cultural part of emigrants. In this article problems of political and cultural emigration in the modern Ingushetia, also the difficulties of adaptation and integration of emigrants in a new community are discusses. The author gives an analysis of the life and activities of members of the intellectual (spiritual) emigration and its role in the conservation and development of the Ingush culture and science. It is also noted the role of information technology in the process of social and cultural adaptation of migrants. Keywords: emigration, France, adaptation, integration, intellectual migration, spiritual heritage, the new information technologies
В течение ХХ века было несколько эмиграционных потоков ингушей в Европу. Первая массовая эмиграция состоялась в послереволюционный период. Установление большевистской власти и Гражданская война привели к перемещению ингушей, не захотевших мириться с властью большевиков на Кавказе. После 1917 года центрами общественно-политической и культурной деятельности ингуш-
ского зарубежья, как и кавказской в целом, являлись Париж, Берлин, Прага, Варшава. Большинство ингушских переселенцев этого периода принадлежали к военной, политической и научно-культурной элите, что предопределило высокий уровень социальных и культурных ценностей, которые были созданы ими в зарубежье.
Следующая волна приходится на период
ЧАПАНОВ АХМЕД КУРЕйШЕВИЧ — аспирант Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
CHAPANOV AKHMED KUREISHEVICH — doctoral student of Department of Political Science of the East, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University
e-mail: [email protected] © Чапанов А. К., 2015
Второй мировой войны, когда захваченные в плен кавказцы предпочли остаться в Германии либо оттуда перемещались в другие европейские страны и США. Наконец, распад СССР и последующие сложные социально-политические изменения вызвали новый поток ингушей в Европу, что было обусловлено как военно-политическими, так и социально-экономическими причинами. Трансформационные процессы, имевшие место как в социально-экономической, так и в общественно-политической сферах ингушского общества, непосредственным образом повлияли на динамику миграционных процессов.
Повышенная миграционная мобильность ингушей наблюдается с 1990-х годов прошлого столетия. В 1990-е годы — начале 2000-х годов перемещения носили вынужденный характер. Эмиграционное поле охватывало огромный процент людей, в первую очередь городского населения. После распада СССр активные перемещения в этом регионе связаны с осетино-ингушским конфликтом 1992 года и войнами в Чечне, которые привели к массовым переселенческим волнам как в соседние республики и регионы, так и за рубеж. В 1990-х годах, помимо того, что Ингушетия являлась регионом-реципиентом, она превратилась в миграционного донора.
После осетино-ингушского конфликта 1992 года в Европе появились первые ингушские беженцы. Сотни ингушей направились в страны Европы (Францию, Германию, Австрию, Польшу и др.). Наиболее массовая эмиграция ингушей приходится на конец 1990-х годов — начало 2000-х годов и связана с военными событиями в чечне. тогда в Европу переселились десятки тысяч человек. Среди них было огромное количество ингушей, проживавших в Грозном. В связи с тяжёлым социально-экономическим и политическим положением, в котором оказался Северный Кавказ, этот поток беженцев стал постоянным.
В настоящее время также увеличился отток населения из Ингушетии в европейские страны (Бельгию, Францию, Германию, а также Польшу и др.). Из-за нехватки рабочих мест
в республике и высокого уровня безработицы часть экономически активного населения вынуждена эмигрировать в другие регионы в поисках работы. В связи с этим можно отметить, что численность трудовой миграции ингушей заметно увеличилась.
Одна из особенностей современной ингушской эмиграции в Европу заключается и в том, что уезжает большое количество молодых семей. Повысился процент ингушей, уезжающих на учёбу за пределы рФ, особенно число студентов, которые учатся в европейских и арабских университетах. Кроме того, выходцы из чечни и Ингушетии эмигрируют в страны Западной Европы к родственникам, уехавшим туда во время двух войн в чечне. Здесь они работают в различных отраслях экономики, в частности в торговле, транспорте, в банковской сфере, в качестве офисных работников. Процент работников в муниципальных органах власти небольшой.
Уезжают чаще и из-за политической и религиозной напряжённости в регионе. Кроме того, к причинам, побудившим ингушей переехать во Францию, можно отнести социальные — работа, учёба, воссоединение семьи. Наблюдаются отдельные случаи переселения из-за стихийных бедствий и кровной мести, в целях отдыха, туризма (рекреационная и туристическая эмиграции). отметим, что до 2010—2011 годов в северокавказских республиках неконтролируемая миграция способствовала развитию теневого сектора экономики, усилению межэтнической напряжённости в регионах-реципиентах, в связи с чем местные жители воспринимают приезжих как угрозу своему благополучию [4, с. 89].
С середины 1990-х годов — до середины 2000-х годов чтобы получить политическое или гуманитарное убежище, беженцу достаточно было предъявить факт выезда из конфликтной зоны. Затем требования стали более жёсткими. Правда, после окончания боевых действий в чечне европейские страны практически перестали давать убежище переселенцам из Северного Кавказа.
Определённые привилегии в его получении имели женщины, ставшие жертвами семейного насилия, и несовершеннолетние сироты. Но надо сказать и о самих переселенцах-беженцах, которые внесли вклад в формирование собственной репутации. Их несерьёзное отношение к правовой системе стран-реципиентов сыграло здесь немалую роль.
Главной проблемой вынужденных переселенцев по-прежнему является адаптация на новом месте проживания. Массовые потоки вынужденных мигрантов приводят к изменению социальной структуры населения, межнациональной неприязни, отнимают рабочие места у местного населения, усиливают нагрузку на жилищный фонд, что негативно сказывается на взаимоотношениях между коренным населением и приезжими. С другой стороны, увеличивается доля экономически активного населения в общей численности, так как мигрируют в основном мужчины. Согласно концепции государственной миграционной политики РФ до периода 2025 года, в области содействия адаптации, интеграции мигрантов планируется создать центры информационной и правовой поддержки переселенцев и соотечественников за рубежом. Мероприятия в рамках социальной адаптации предполагают включение мигрантов в активную общественно-политическую и социальную жизнь1. Различными национально-культурными объединениями и землячествами проводятся культурно-просветительские мероприятия, работа с молодёжью по сохранению ингушских традиций и родного языка.
В центральных новостных ресурсах часто можно услышать о тех или иных преступлениях, совершённых кавказцами в местах их пребывания. Это зачастую вызывает ксенофобию среди коренного населения, агрессию, и в результате появляются трудности для адаптации и интеграции приезжих в регионе-реципиенте с более благоприятной экономической обстановкой. Это один из отрицатель-
1 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена президентом РФ от 13.06.2012 г.).
но влияющих факторов информационного пространства на миграционные процессы.
Процесс интеграции и адаптации эмигрантов в новое общество — довольно сложный, он может длиться годами. Для получения гражданства во Франции необходимо прожить пять лет. Основными проблемами, которые препятствуют интеграции кавказцев, являются получение документов (вид на жительство) и разрешения на работу, а также языковой барьер и доступ к жилью, который стал проблематичным во Франции, в частности в Париже.
Необходимо отметить, что среди тех, кто эмигрировал во Францию в 1990-х годах и в последующие периоды, есть студенты, спортсмены, высококвалифицированные рабочие. Точную цифру, сколько ингушей сегодня находится во Франции, назвать практически невозможно, потому что в графе национальность все выходцы из Российской Федерации записываются как россияне. Основные этапы профессиональной и социальной интеграции мигрантов в общество по месту проживания следующие: получение государственного пособия на проживание и жилья в стране пребывания; поиск работы и приспособление к новой среде [2]. Для интеграции и социокультурной адаптации необходимо включиться в общественные процессы на уровне территории проживания, общаться с людьми различных национальностей, соблюдать законы страны и активно участвовать в региональных и городских мероприятиях.
Больше всего ингушских семей в Париже, Ницце, Страсбурге. Однако в одном регионе Франции могут проживать семьи из различных тейпов, разных населённых пунктов и городов Ингушетии, в отличие от системы функционирования сообщества, которая существует в республике [2].
Поскольку выбор места жительства определяется наличием работы, ингуши разбросаны по всей Франции. К наиболее видным представителям ингушской общины относятся руководители различных культурных объединений и советов, ассоциаций — Магомед
Цолоев, Магомед Дзагиев, Иса Боков, Савар-бек Хаматханов. Представителем семьи Джа-багиевых во Франции (видных общественных и политических деятелей Ингушетии в период революции 1917 года и Гражданской войны, а затем и в эмиграции) является Мурат Джа-багиев.
Во Франции функционируют Ассоциация ингушей «Барт» под руководством Саварбека Хаматханова и Фонд «Ингушское наследие», руководителем которого является Иса Боков.
Эти организации за последние несколько лет провели ряд мероприятий, в том числе молодёжный форум ингушского зарубежья, цель которого формирование активной жизненной позиции студенчества, создание условий для социального и творческого развития молодёжи, объединение усилий родителей и общественных структур в решении социальных проблем. В 2013 году в городе Мец в I Франко-бельгийском межрегиональном молодёжном форуме «Молодёжь ингушского зарубежья: интеграция, образ жизни и приоритеты» приняла участие активная студенческая молодёжь ингушского зарубежья из Франции и Бельгии. Мероприятие было организовано Франко-Ингушской Ассоциацией «Центр по международной кооперации, солидарности, обмену и развитию». Главной целью молодёжного форума явилось привлечение внимания к основным трудностям ингушского зарубежья — сохранению национальной культуры и родного языка, сплочению молодого поколения, созданию условий для их успешной социализации и профессиональной интеграции по месту проживания.
В целях обеспечения социально-политического, экономического и культурного единства ингушского народа в республике Ингушетия действует программа «о поддержке соотечественников, проживающих за рубежом на 2009—2015 годы». В рамках программы осуществляются выезды официальных представителей республики в разные регионы, как внутри страны, так и за рубеж, оказывается различного рода помощь соотечественникам, проживающим в других странах.
Для Ингушетии также характерна интеллектуальная эмиграция — выезд учёных и специалистов за пределы республики с целью поиска работы. Такая миграционная тенденция наблюдается с конца 1990-х — начала 2000-х годов. В различных городах Франции живут ингушские соотечественники — врачи, историки, художники, актёры и бизнесмены, например: этнолог Марет Цороева, лингвист Пара Парчиева, врач-терапевт, писатель, композитор Хамзат Беков, тренер сборной Франции по ояме-карате Микаил Хамхоев (Мишель Шансель), журналистка и правоза-щитница Роза Мальсагова.
Марет Гайсултановна Цароева в 1996 году выиграла международный грант в Швейцарии для подготовки докторской диссертации. Затем перебралась жить в Париж. Марет дважды становилась доктором наук: по специальности «История религии», а затем и по этнологии. в настоящее время М. Цароева работает заведующей архивами французского фольклориста и этнолога Женевьёв Массиньён в Национальной библиотеке Франции имени Франсуа Миттерана и является членом Лаборатории по изучению монотеистических религий [1, с. 311]. результаты исследований М. Цароевой по истории древней Ингушетии отражены в её первой работе на французском языке "Ancinnes croyances des Ingoushes et des Tchetchenes" («Древние верования ингушей и чеченцев»).
Пара Ражаповна Парчиева — профессор, лингвист, защитила учёную степень в одном из престижнейших европейских вузов — в парижском университете Сорбонна. До 1990-х годов работала старшим преподавателем кафедры французского языка факультета ро-мано-германской филологии ЧИГУ имени л. н. толстого. П. Парчиева выступала с докладом «О национальной кадровой политике в чечено-Ингушетии и северной осетии» на II-м Съезде ингушского народа.
в начале 1990-х годов являлась членом оргкомитета по восстановлению автономии Ингушетии. в это же время уехала во Францию для работы над докторской диссертацией.
В 1995 году принимала участие в организации и работе первой ассоциации в Париже, выступившей против военных действий в Чечне. В июле 2006 году Парчиевой было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия» за многолетний и добросовестный труд [5, с. 3].
Благодаря усилиям Пары Парчиевой в современной энциклопедии французского языка появились такие понятия, как «ингуши», «Ингушетия», «Назрань», «Магас» и несколько статей по истории и культуре ингушского народа. Парчиева перевела на французский язык книгу второго президента Ингушетии М.Зязикова «Традиционная культура ингушей: история и современность» и роман классика ингушской литературы И. Базорки-на «Из тьмы веков».
В библиотеках Франции хранятся книги Марет Цароевой на французском языке: "Anciennes croyances des ingouches et tchetchenes" («Древние верования ингушей и чеченцев»), "Mythes, légendes et prières ancestrales des ingouches et tchétchènes" («Мифы, легенды и языческие молитвы ингушей и чеченцев») и диссертация на тему «История проникновения и распространения ислама среди чеченцев и ингушей», защищённая в национальном институте восточных языков и цивилизаций (INALCO) в 2002 году в Париже. также в Париже можно найти работу Пары Парчиевой и Француаз Ге-рин (Françoise Guérin) на французском языке "Parlons Tchétchène — Ingouche" («Поговорим по-чеченски и по-ингушски») [2]. научные труды Парчиевой и Цароевой имеют большое теоретическое и практическое значение для всех, кто занимается вопросами, связанными с религией и фольклором.
С 1990-х годов идёт процесс воссоединения диаспор вайнахских, адыгских и дагестанских народов в странах Ближнего Востока, Западной Европе, США с исторической родиной. стоит отметить репатриацию ингушского населения — возвращение эмигрантов-ингушей, покинувших родину в разные исторические периоды. В последнее время с помощью новых
технологий участились массовые случаи репатриации.
Большую роль в сохранении национального самосознания и культурного пространства играют новые сетевые технологии. С начала XXI века на первый план в информационном поле национальных общин выходят интернет-ресурсы, которые обеспечивают пользователей быстрой и обширной информацией, предоставляют возможность перенести на индивидуальный компьютер медиапродукты национального характера (песни и др.) [3]. Появление совершенно новых подходов к обработке, сбору и хранению информации позволяет изучить специфику ингушского зарубежья.
Ранее переселенец быстро интегрировался в новую среду. С информатизацией же общества, одним из следствий которой становится мультикультурализм, мигранты, благодаря современным информационным системам, в чужой среде получают возможность виртуально соприкоснуться и сохранить связь со своей родиной (к примеру, общение через программу Skype, Viber), не забывая культурные корни и язык, что чрезвычайно важно для сохранения национальной идентичности мигранта. С другой стороны, в стране-реципиенте эмигрант, благодаря информационным технологиям, может изучать язык, культуру, ментальность, историю, законы, кухню той страны, которая его приняла.
Информационное пространство в современном обществе предоставляет всё больше возможностей для общения с соплеменниками, живущими в различных странах мира, для улучшения своего карьерного положения (в мировой сети всегда можно узнать об имеющейся в той или иной части страны или мира ситуации на рынке труда) или образования, что позволяет каждому повысить свои квалификационные навыки.
Различные инфографики, картографические ресурсы, блок-схемы, диаграммы отражают систематизированные, легкодоступные для понимания данные о переселенческих потоках и уровне жизни мигрантов. Кроме того, создаются интерактивные миграционные кар-
ты. Эта система представляет собой интерактивную диаграмму, позволяющую исследовать взаимосвязи между различными регионами мира. Следовательно, можно проследить миграционные потоки в квантитативном отношении из одного региона в другие.
Таким образом, в XX веке в различных регионах мира складываются ингушские диаспоры, в частности с периода мухаджирства в Иордании и Турции, в период депортации в Казахстан и Киргизию, а также начинает формироваться северокавказское зарубежье в Западной Европе, в том числе и во Франции. Большинство эмигрантов так называемой первой волны проживали в Турции, Сирии, Иордании, Ираке. Вторая волна ингушской эмиграции возникла после революции 1917 года. Часть населения, выступавшая против большевизма и установления советской власти, эмигрировала сначала в Константинополь, а оттуда в Западную Европу. Среди эмигрантов были яркие ингушские общественные и поли-
тические деятели того времени, такие как братья Джабагиевы, Джемалдин Албогачиев, Со-зерко Мальсагов, полковник Муртазала Ку-риев и др.
Следующая волна ингушской эмиграции приходится на период Второй мировой войны, когда захваченные в плен кавказцы предпочли остаться в Германии либо оттуда перемещались в другие европейские страны и США. В 1990-е годы сложная этнополитическая ситуация в регионе вызвала миграционные перемещения, носившие в основном вынужденный характер — это было следствие вооружённых конфликтов на Северном Кавказе.
Ингушское зарубежье во Франции, вобрав в себя духовные силы стран проживания, ин-тегрируясь и адаптируясь в новой среде, в то же время накопило уникальный опыт по сохранению и развитию национальной культуры и её традиций. Большую роль в этом сыграла деятельность политической и научно-культурной части ингушской эмиграции.
Примечания
1. Албогачиева М. с.-г. Ингушская женщина в городской и сельской среде // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2013. С. 290—330.
2. Боков M. Об ингушской диаспоре во Франции. О полковнике Куриеве и размышления о нашей истории [Электронный ресурс] // Magas.ru [веб-сайт]. Электрон. дан. 2007—2009. URL: www.magas.ru/content/ (дата обращения: 8.04.2014).
3. Борлакова Ф. А. Карачаево-балкарская эмиграция: этапы формирования и этнокультурной эволюции : дис. на соиск. учен. степ. кандидата исторических наук : 07.00.02 — отечественная история / Борлакова Фатима Асланбековна ; Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева. Карачаевск, 2009.
4. Демографические и этнические проблемы Северного Кавказа и пути их разрешения. Москва, 2012.
5. Сеять разумное, доброе, вечное не разучилась она // Сердало. 2007. 25 декабря.
References
1. Albogachieva M. S.-G. Ingushskaya zhenshchina v gorodskoi i sel'skoi srede [Ingush woman in urban and rural environment]. Kavkazskii gorod: potentsial etnokul'turnykh svyazei v urbanisticheskoi srede [Caucasian city potential ethnic and cultural relations in the urban environment]. St. Petersburg, 2013. Pp. 290—330.
2. Bokov I. Ob ingushskoi diaspore vo Frantsii. О polkovnike Kurieve i razmyshleniya o nashei istorii [The Ingush diaspora in France, Colonel Kuriev and reflection about our history]. Available at: www.magas.ru/content/ (accessed: 8.04.2014).
3. Borlakova F. A. Karachaevo-balkarskaya emigratsiya: etapy formirovaniya i etnokul'turnoi evoliutsii. Diss. kand. istor. nauk. [Karachai-Balkar emigration: the stages of formation and evolution of the ethnocultural. Cand. history sci. diss.]. Karachaevsk, 2009.
4. Demograficheskie i etnicheskie problemy Severnogo Kavkaza i puti ikh razresheniya [Demographic and ethnic problems of the North Caucasus and ways to resolve them]. Moscow, 2012.
5. Seiat' razumnoe, dobroe, vechnoe ne razuchilas' ona. Serdalo. 2007, December, 25.