Научная статья на тему 'СОЦИОГРАММА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

СОЦИОГРАММА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
СОЦИОМАТРИА / СОЦИОГРАММА / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРУППА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чубарева Марина Владимировна, Соколова Даяна Вячеславовна

Целью исследования является изучение межличностных отношений в группе студентов колледжа и построение социограммы. Исследование проводилось в группе студентов колледжа в составе 29 человек, из них 15 девушек и 14 юношей в возрасте 17-18 лет. Чтобы четко видеть картину степени сплоченности группы, было проведено исследование в виде тестирования группы, для этого была выбрана социометрическая техника, разработанная Дж. Морено. Эта техника предполагает диагностику эмоциональных связей, симпатий и антипатий внутри группы, выявление лидера, обнаружение внутригрупповых сплоченных образований. На основе представленной в статье социограммы мы видим, что в группе не присутствуют изолированные ребята, что показатель хорошей и полноценной группы. Прогнозирование общих перспектив развития учебного коллектива активно проходит в положительную сторону, так как никто из членов группы не жалеет о том, что поступили именно на эту специальность, прогнозирование может быть таковым: после обучения выпустятся не менее 70% студентов, они уже будут сформировавшимися личностями, найдут работу по специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чубарева Марина Владимировна, Соколова Даяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOGRAM OF INTERPERSONAL RELATIONS IN A GROUP OF COLLEGE STUDENTS

The aim of the study is to study interpersonal relationships in a group of college students and build a sociogram. The study was conducted in a group of college students consisting of 29 people, including 15 girls and 14 boys aged 17-18 years. In order to clearly see the picture of the degree of cohesion of the group, a study was conducted in the form of group testing, for this a sociometric technique developed by J. Moreno was chosen. This technique involves the diagnosis of emotional ties, likes and dislikes within the group, the identification of a leader, the detection of intra-group cohesive formations. Based on the sociogram presented in the article, we see that there are no isolated guys in the group, which is an indicator of a good and full-fledged group. Forecasting the general prospects for the development of the educational team is actively moving in a positive direction, since none of the members of the group regrets that they entered this particular specialty, the forecast can be as follows: after training, at least 70% of students will graduate, they will already be mature personalities, find a job in their area of specialization.

Текст научной работы на тему «СОЦИОГРАММА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.015.324:159.923.4

СОЦИОГРАММА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Чубарева Марина Владимировна Chubareva Marina Vladimirovna

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация машинно-тракторного парка,

безопасность жизнедеятельности и профессиональное обучение» Candidate of Technical Sciences, associate Professor of the Department «Operation of the machine and tractor fleet, life safety and vocational training» Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского Irkutsk State Agricultural University named after A.A. Yezhevsky

п. Молодёжный, Россия Molodyozhny, Russia Соколова Даяна Вячеславовна Sokolova Dayana Vyacheslavovna преподаватель колледжа автомобильного транспорта и агротехнологий Иркутского ГАУ lecturer at the College of Motor Transport and Agrotechnologies of the Irkutsk State Agrarian University Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского Irkutsk State Agricultural University named after A.A. Yezhevsky

п. Молодёжный, Россия Molodyozhny, Russia

SOCIOGRAM OF INTERPERSONAL RELATIONS IN A GROUP OF COLLEGE STUDENTS

Аннотация. Целью исследования является изучение межличностных отношений в группе студентов колледжа и построение социограммы. Исследование проводилось в группе студентов колледжа в составе 29 человек, из них 15 девушек и 14 юношей в возрасте 17-18 лет. Чтобы четко видеть картину степени сплоченности группы, было проведено исследование в виде тестирования группы, для этого была выбрана социометрическая техника, разработанная Дж. Морено. Эта техника предполагает диагностику эмоциональных связей, симпатий и антипатий внутри группы, выявление лидера, обнаружение внутригрупповых сплоченных образований. На основе представленной в статье социограммы мы видим, что в группе не присутствуют изолированные ребята, что показатель хорошей и полноценной группы. Прогнозирование общих перспектив развития учебного коллектива активно проходит в положительную сторону, так как никто из членов группы не жалеет о том, что поступили именно на эту специальность, прогнозирование может быть таковым: после обучения выпустятся не менее 70% студентов, они уже будут сформировавшимися личностями, найдут работу по специальности.

Abstract. The aim of the study is to study interpersonal relationships in a group of college students and build a sociogram. The study was conducted in a group of college students consisting of 29 people, including 15 girls and 14 boys aged 17-18 years. In order to clearly see the picture of the degree of cohesion of the group, a study was conducted in the form of group testing, for this a sociometric technique developed by J. Moreno was chosen. This technique involves the diagnosis of emotional ties, likes and dislikes within the group, the identification of a leader, the detection of intra-group cohesive formations. Based on the sociogram presented in the article, we see that there are no isolated guys in the group, which is an indicator of a good and full-fledged group. Forecasting the general prospects for the development of the educational team is actively moving in a positive direction, since none of the members of the group regrets that they entered this particular specialty, the forecast can be as follows: after training, at least 70% of students will graduate, they will already be mature personalities, find a job in their area of specialization.

Ключевые слова: социоматриа, социограмма, студенты колледжа, межличностные отношения, группа.

Key words: sociomatria, sociogram, college students, interpersonal relations, group.

Введение.

Межличностные отношения студентов колледжа имеют огромное влияние на их учебную деятельность. В течение обучения в колледже студент постепенно развивается как личность и для этого развития помогают хорошие отношения в группе. Задача педагогов разобраться в том, какие

межличностные отношения приустают в группе и, если нужно, правильно открректировать их. Для этого можно использовать социометрическую технику и построение социограммы.

Межличностные отношения, прежде всего, связывают студентов друг с другом. Отношения, строящиеся по типу «студент - студент» в учебной среде, относят к горизонтальному уровню взаимодействия [4]. А также отношения по типу «студент - педагог» является вертикальным уровнем взаимодействия. В данной статье рассмотрим горизонтальный уровень взаимодействия.

Целью исследования является изучение межличностных отношений в группе студентов колледжа и построение социограммы.

Материалы и методы исследования.

Строение доброкачественных личностных отношений у студентов в учебной группе исходит от того на каком уровне развития находятся студенты. Как правило, учебная группа развивается по-разному, так как состоят в разных социальных обществах, но также и бывает определенная индивидуальность у каждого члена группы [4].

Основные характеристики, влияющие на межличностные отношения в группе представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Схема влияния некоторых характеристик на межличностные отношения

в группе студентов колледжа

Эту схему (рис. 1) можно представить в виде формулы влияния факторов на коэффициент межличностных отношений (КМ.О.):

:-■;::=.--:-;. .:-;., (1)

где К1, К2, К3, ... , Кп - факторы, влияющие на межличностные отношения в группе студентов.

Перечислим факторы, относящиеся к качествам личности студента. К ним можно отнести следующие характеристики студента:

- темперамент;

- черты характера;

- знания, умения, навыки;

- воспитание в семье;

- культура студента.

Внешняя среда, влияющая на межличностные отношения студентов в колледже характеризуется следующим:

- учебная нагрузка;

- бытовая среда;

- общественно-культурная деятельность студента;

- спорт.

Проведем исследование межличностных отношений в группе среди студентов колледжа, после чего составим социоматрицу и социограмму и, сделаем выводы по отношениям в группе, а также насколько эти отношения влияют на развитие личности студентов.

Итак, исследование проводилось в группе студентов колледжа второго курса по направлению «Организация перевозок и управления на транспорте», поступивших в колледж после 9 класса. В эксперименте приняли участие 29 человек, из них 15 девушек и 14 юношей в возрасте 17-18 лет.

Чтобы четко видеть картину степени сплоченности группы, было проведено исследование в виде тестирования группы, для этого была выбрана социометрическая техника, разработанная Дж. Морено. Эта техника предполагает диагностику эмоциональных связей, симпатий и антипатий внутри группы, выявление лидера, обнаружение внутригрупповых сплоченных образований [6].

Целью социометрической техники является:

а) измерение степени сплоченности или разобщенности в группе;

б) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии (антипатии);

в) обнаружение неформальных лидеров [6].

Испытуемым предлагалось в течение 15 мин. ответить на вопросы, которые дадут возможность определить их симпатию и антипатию в коллективе.

Результаты и их обсуждение.

Полученные ответы студентов колледжа после тестирования обрабатываются математически и представляются в виде таблицы 1 (социоматрицы).

Таблица 1.

Кто выбрал Кого выбрали

№ Испытуемый А Б В Г Д Е Ж З И И К Л

1 А +1 +2 3+ -1

2 Б +1 +2 +3

3 В -1 +1 +3 +2

4 Г +2 +3 +1 -1

5 Д +2 +1 +3

6 Е +1 +2 +3

7 Ж +2 +1 -1 +3

8 З +1 +2 +3

9 И +1 +2 +3

10 И -1 +2 +1 +3

11 К +1 +2 -1 +3

12 Л +1 +3 +2

Кол-во выборов 5 3 2 7 2 4 4 5 4 2 2 3

Кол-во баллов 6 8 5 15 4 7 5 3 7 1 3 1

ОБЩАЯ СУММА 11 11 7 22 6 11 9 8 11 3 5 4

В таблице 1 по вертикали записываются номера испытуемых группы, а по горизонтали их ответы. На соответствующих пересечениях по горизонтали цифры +1, +2, +3 обозначены те, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую и третью очередь. Цифрой -1 указаны те, кого не избирают.После того как все положительные и отрицательные цифры будут занесены, нужно будет подсчитывается алгебраическая сумма всех полученных ответов (сумму выборов). Далее подсчитывается сумма баллов для каждого члена группы. После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и будет определять статус в группе, лидер, предпочитаемые члены группы, пренебрегаемые члены группы, изолированные. По количеству отрицательных выборов также можно определить того, кто больше всего вызывает к себе антипатию.

На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов. Количество кругов зависит от количества статусов, у нас получилось три статуса, кроме изолированных [1, 2, 5, 6, 7].

Социограмма позволяет произвести наглядный анализ структуры взаимоотношений в учебной группе студентов колледжа с помощью стрелок (рис. 1) [6]. С помощь. Социограммы можно четко наблюдать какое внутригрупповое взаимодействие присутствует среди испытуемых на основе их популярности.

В центре социограммы находятся лидер (староста группы), в следующих окружностях - остальные члены группы: пятеро предпочитаемых студентов, шесть пренебрегаемых. Учитывается по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.

Рис. 1. Социограмма выборов Условные обозначения:

_— позитивный односторонний выбор,

_—позитивный обоюдный выбор,

------ негативный односторонний выбор,

— —негативный обоюдный выбор.

Кружками обозначаются мальчики, треугольниками - девочки.

Сделаем анализ межличностных отношений в группе второго курса студентов колледжа.

Группа является активной, т.е. ее студенты принимают участия в различных мероприятиях колледжа. Студенты стараются при необходимости помогать и поддерживать друг друга. Большинство из них живут в общежитиях, что больше сближает отношения друг с другом и с обучающимися других групп.

В группе имеется староста, который поддерживает связь со всеми преподавателями и ставит в известность всех членов группы о каких-либо изменениях. Также передает приказы и распоряжения директора и куратора группы. Староста легко находит общий язык с людьми, очень активный, пользуется доверием и авторитетом у своих одногруппников.

В группе нет больших группировок, что объясняется общей дружелюбной и доброжелательной атмосферой. Студенты уже не первый год обучаются, поэтому являются уже формирующимися личностями, ответственными и не требующие особого контроля.

Общая успеваемость группы удовлетворительная, но есть и отстающие. Так как, группа дружная, студенты, которые преуспевают, стараются помогать другим.

Межличностные отношения в группе студентов можно охарактеризовать как: взаимодействия лучше сложилось у девушек и у юношей по отдельности, так как вне занятий студенты проводят время не всем вместе, а по таким группировкам. Но, несмотря на это, во время учебы ребята хорошо содействуют друг с другом. Во время занятий, группа проявляет себя активно, студенты стараются отвечать на вопросы преподавателя, ведут себя спокойно, инициативно взаимодействуют друг с другом. Видно, что в группе присутствует сплоченность.

Таким образом, можно предполагать, что взаимосвязи в учебных заведениях чаще всего возникают при частом общении и совместной деятельности. По виду межличностных отношений группу можно отнести к деловому типу, нежели к личному.

Выводы.

На основе представленной социограммы мы видим, что в группе не присутствуют изолированные ребята, что показатель хорошей и полноценной группы. Даже если и есть пренебрегаемые люди, это все равно имеет положительные связи в общении с группой, а «изгои» имеют нейтральное отношение, иными словами это те люди, на которых не обращают никакого внимания. Мы видим, что в коллективе нет «изгоев», значит взаимодействия в группе построены правильно.

На основе выявленных мною данных и анализа всей группы можно сделать следующий вывод -прогнозирование общих перспектив развития учебного коллектива активно проходит в положительную сторону, так как никто из членов группы не жалеет о том, что поступили именно на эту специальность, прогнозирование может быть таковым: после обучения в колледже выпустятся не менее 70% студентов, они уже будут сформировавшимися личностями, найдут работу по специальности.

Библиографический список:

1. Алтухова Т.А. Индивидуальные особенности современных студентов (на примере выпускников Иркутского аграрного университета им. А.А. Ежевского) / Т.А. Алтухова, С.В. Алтухов // Сборник статей III Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образования» : в 2 ч.. - Пенза, 2020. - С. 226-230.

2. Гуцалова А.Б. Исследование взаимосвязи характера и темперамента с почерком / А.Б. Гуцалова, М.В. Чубарева // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК». - Молодежный, 2022. - С. 51-56.

3. Крахмалева Т.С Технология организации культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования / Т.С. Крахмалева // Науки об образовании - 2015 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-kulturno-vospitatelnoy-sredy-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

4. Кузнецова Е. Особенности межличностных отношений в малых студенческий группах: // Эксперт по предмету «психология». 2022. URL: https://yaaspirant.ru/spisok-literatury/kak-v-spiske-literatury-oformlyat-intemet-istochniki (дата обращения 14.06.2022)

5. Соколова Д.В. Влияние темперамента на учебную деятельность студента / Д.В. Соколова, О.А. Бобовская, М.В. Чубарева // Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Научные исследования и разработки к внедрению в АПК». - Молодежный.: Изд-во Иркутского ГАУ, 2020. - С. 285-292.

6. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] / Сидоров С.В. // Сайт педагога-исследователя - URL: http://si-sv.com/publ/18-1-0-261 (дата обращения: 13.06.2022).

7. Сухаева А.Р. Использование современных технологий обучения как средство повышения мотивации обучающихся / А.Р. Сухаева, С.Н. Шуханов // Сборник статей 72-й международной научно-практической конференции «Научные приоритеты АПК в России и за рубежом». - Караваево, 2021. - С. 268-272.

Reference

1. Altuhova T.A. Individual'nye osobennosti sovremennyh studentov (na primere vypusknikov Irkutskogo agrarnogo universiteta im. A.A. Ezhevskogo) // Sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki i obrazovaniya». - Penza, 2020. - P. 226-230.

2. Gucalova A.B. Issledovanie vzaimosvyazi haraktera i temperamenta s pocherkom // Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauchnye issledovaniya studentov v reshenii aktual'nyh problem APK». - Molodezhnyj, 2022. - P. 51-56.

3. Krahmaleva T.S Tekhnologiya organizacii kul'turno-vospitatel'noj sredy uchrezhdeniya srednego professional'nogo obrazovaniya // Nauki ob obrazovanii - 2015.

4. Kuznecova E. Osobennosti mezhlichnostnyh otnoshenij v malyh studencheskij gruppah // Ekspert po predmetu «psihologiya». - 2022. https://yaaspirant.ru/spisok-literatury/kak-v-spiske-literatury-oformlyat-internet-istochniki

5. Sokolova D.V. Vliyanie temperamenta na uchebnuyu deyatel'nost' studenta // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh «Nauchnye issledovaniya i razrabotki k vnedreniyu v APK». - Molodezhnyj, 2020. -P. 285-292.

6. Sociometriya: issledovanie mezhlichnostnyh otnoshenij v gruppe. - URL: http://si-sv.com/publ/18-1-0-

261

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Suhaeva A.R. Ispol'zovanie sovremennyh tekhnologij obucheniya kak sredstvo povysheniya motivacii obuchayushchihsya // Sbornik statej 72-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauchnye prioritety APK v Rossii i za rubezhom». - Karavaevo, 2021. - P. 268-272.

Сведения об авторах

Соколова Даяна Вячеславовна - преподаватель колледжа автомобильного транспорта и агротехнологий Иркутского ГАУ. (664038, Россия, Иркутская обл., Иркутский район, п. Молодежный, тел. 89676245650).

Чубарева Марина Владимировна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация машинно-тракторного парка, безопасность жизнедеятельности и профессиональное обучение». Иркутский государственный аграрный университет (664038, Россия, Иркутская обл., Иркутский район, п. Молодежный, тел. 89086567154).

Information about authors

Sokolova Dayana V. - lecturer at the College of Motor Transport and Agrotechnologies of the Irkutsk State Agrarian University (664038, Россия, Иркутская обл., Иркутский район, п. Молодежный, тел. 89676245650).

Chubareva Marina V. - Candidate of Technical Sciences, associate Professor of the Department "Operation of the machine and tractor fleet, life safety and vocational training". Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky (Molodezhny, Irkutsk district, Irkutsk region, Russia, 664038, tel. 89086567154).

УДК 316.6

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ БОЕВИКОВ И ГРАЖДАНСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ «ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА» И «АЛЬ-КАИДЫ»)

Царенко Людмила Сергеевна Tsarenko Lyudmila Sergeevna

кандидат психологических наук, заместитель начальника Кафедры специальных информационных технологий Candidate of Psychological Sciences, Deputy Head of the Department of Special Information Technologies Южный федеральный университет Southern Federal University Передера Ольга Сергеевна Peredera Olga Sergeevna Магистрант Master student Южный федеральный университет Southern Federal University Ростов-на-Дону, Россия Rostov-on-Don, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.