Научная статья на тему 'Социо-когнитивный дефицит: маркер для понимания нейрокогнитивных расстройств?'

Социо-когнитивный дефицит: маркер для понимания нейрокогнитивных расстройств? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL COGNITION / MENTALITATE / MENTAL MODEL / SOCIAL-COGNITIVE DEFICITS / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / МЕНТАЛИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО / СОЦИО-КОГНИТИВНЫЙ ДЕФИЦИТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мелёхин А.И.

Целью данной статьи, является ознакомление специалистов в области психического здоровья с новым диагностическим компонентом нейрокогнитивных расстройств социальном познанием (Socialcognition) и его ролью в понимании нейродегенеративных расстройств, а также других психических расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-COGNITIVE DEFICITS: A MARKER FOR UNDERSTANDING NEUROCOGNITIVE DISORDERS?

The purpose of this article is to familiarize professionals in the field of mental health with new diagnostic component of the neurocognitive disorders of social cognition and its role in the understanding of neurodegenerative disorders and other mental disorders.

Текст научной работы на тему «Социо-когнитивный дефицит: маркер для понимания нейрокогнитивных расстройств?»

УДК 159.9.07+616.8 © Мелёхин А.И., 2016

СОЦИО-КОГНИТИВНЫЙ ДЕФИЦИТ: МАРКЕР ДЛЯ ПОНИМАНИЯ НЕЙРОКОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ?

©Melekhin A. I., 2016

SOCIAL-COGNITIVE DEFICITS: A MARKER FOR UNDERSTANDING NEUROCOGNITIVE DISORDERS?

Аннотация. Целью данной ста- Abstract. The purpose of this ar-тьи, является ознакомление спе- ticle is to familiarize professionals циалистов в области психическо- in the field of mental health with го здоровья с новым диагности- new diagnostic component of the ческим компонентом нейроког- neurocognitive disorders of social нитивных расстройств социаль- cognition and its role in the un-ном познанием (Socialcognition) и derstanding of neurodegenerative его ролью в понимании нейроде- disorders and other mental dis-генеративных расстройств, а orders. также других психических расстройств. Key words: social cognition, men-

talitate, mental model, social-Ключевые слова: социальное cognitive deficits. познание, ментализация, модель психического, социо-когнитивный дефицит.

В DSM-V были включены значительные изменения в диагностику когнитивных расстройств. Ранее в DSM-IVвыделяли следующие категории рас-стройств:деллирий, деменция, амнестический синдром и другие. Теперь, DSM-V содержит общий раздел под названием нейрокогнитивные расстройства (neurocognitivedisorders). Одной из причин создания категории нейрокогнитив-ные расстройства стало систематическое представление о всех нейрокогнитив-ных проблемах у людей не только пожилого возраста [4]. Стоит отметить, что

большинство расстройств (например, деллирий) сохранили свое название.На рис. 1. представлены основные структурные компоненты нейрокогнитивного расстройства.

Рис. 1 Структурные компоненты нейрокогнитивного расстройства по DSM-V

Целью данной статьи, является ознакомление специалистов в области психического здоровья с новымдиагностическимкомпонентом нейрокогнитив-ных расстройств социальном познанием(Socialcognition) и его ролью в понимании нейродегенеративных расстройств, а также других психических расстройств.

Термин социальное познаниевключает в себя огромное количество психологических процессов, которые отличаются по сложности. Напри-мер,эмпатия, модель психического(атрибуция психического состояния другого человека, ментализация), самопредставление, социальное восприятие, контроль над действиями, а в более общем обработка социальных признаков-сигналов.

Социальное познание описывает как социальная информация кодируется, как она хранится и извлекается из памяти, как социальное знание структурируется, какие когнитивные процессы участвуют когда у человека формируется

представления о других людях. Описывает как человек образует суждение о психических состояниях других людей.

Область социального познания разработана для решения социальных проблем, и особое место занимают модель психическогои эмпатия.

Если взять все вместе определения социального познания, то они описывают возможность успешного социального взаимодействия. Достижение положительного результата в общении, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствие неадекватного понимания общающимися друг друга, неправильного истолкования информации, который каждый из них располагает [1]. Успешное взаимодействие осуществляется в постоянно меняющейся социальной среде, что требует от человека динамического понимания контекста, действий, психических состояний других людей. Отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное.

Исследования показали, что дефицит различных компонентов социального познания наблюдается при депрессии, биполярном расстройстве, шизофрении, расстройстве аутистического спектра, синдроме дефицита внимания и гиперактивности, болезни Паркинсона и Альцгеймера[4].

В зарубежной литературепо сей день нет четкого описания понятияи критериев дефицита социального познания.

При дефиците социально познания человек взаимодействующий с другими людьми не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и, соответствен-но,неадекватно на них отвечает. Эти трудности в свою очередь могут привести к невозможности общения с другими, координировать деятельность, поддерживать социальную активность и таким образом, может снизить субъективное благополучие и общее качество жизни пациента [1]. Мы определяем социо-

когнитивный дефициткак нарушение восприятия и интерпретации собственных психическихсостояний и состояний других людей, приводящее к снижению социальных взаимодействий с другими людьми и прогнозировании их на-мерений.Исследователи выделяют следующие кластеры дефицита социального познания[3]:

1. Социальная коммуникация: зрительный контакт, чтение социальных сигналов, понимание перспективы другого человека, интуиция, разговорные навыки.

2. Исполнительное функционирование: управление побуждениями, концентрация внимания, планирование и последовательность поведения, гибкость, адаптация к изменениям, решение проблем.

3. Сенсорная интеграция и саморегулирование: управление внутренней напряженностью и тревогой; навыки эмоциональногосовладания.

Ахмад Абу-Акель выделил следующие типы дефицита социального по-знания[2]:

• отсутствие понимания психического состояния другого человека,

предсказание поведения на основе фактического состояния, а не

репрезентаций.

• понимание психические состояния другого, но с аномальными ат-

рибуциями и распознаванием ментальных состояний.

• понимание психического состояния другого человека, но наруше-

ние понимания собственного состояния. Этот дефицит может присутствовать до заболевания, во время болезни и в период восстановления, а также может быть не связан с болезнью.Особое внимание на данный момент уделяется нейронным коррелятам социального познания, которые позволяют объяснить основные нарушения в социальном познании при психических расстройствах и способствовать более эффектив-нойреинтеграции пациентов в социальную жизнь. Накоплены сведения о том,

что определенные области головного мозга связаны с пониманием психических состояний другого человека. К этим областям относятся[4]:

■ Медиальная префронтальная кора головного мозга (medialprefrontalcortex, сокр. MPFC).

■ Задняя часть поясной извилины (posteriorcingulatecortex, сокр. PCC).

■ Зонаперекреста (posterior cingulate cortex, сокр. PCC).

■ Верхние-височныеборозды (superior temporal sulcus, STS).

Интересно, что многие из этих областей являются «узлами» функциональной сети с монотонной высокой активностью в покое. Изменения в активности между узлами этой сети, как правило, координированы. Увеличение активации в одной области (медиальная префронтальная кора головного мозга), сопровождается увеличением в другой (Зона перекреста).

На данный момент в Италии активно проводятся исследования и внедряются когнитивно-социальные тренинговые программы с целью улучшения социального познания при нормальном строении и нейродегенеративных рас-стройствах[5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 2000 с.

2. Abu-Akel A. A neurobiological mapping of theory of mind. // Brain Res Rev.2003 Vol.43.№1. pp.29-40.

3. Derntl B., Habel U. Deficits in social cognition: a marker for psychiatric disorders?// Eur Arch Psychiatry ClinNeurosci. 2011. Vol. 261. pp.145-149.

4. MillanM.J. Cognitive dysfunction in psychiatric disorders: characteristics, causes and the quest for improved therapy// Nat Rev Drug Discov. 2012. Vol.11. №2. pp.141-68.

5. Rosi A., Cavallinia E. Promoting theory of mind in older adults: does age play a role?//Aging Ment Health. 2015. №. 1. pp.1-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.