Научная статья на тему 'Социальный вопрос в движении церковных реформаторов в трудах С. Н. Булгакова (1904-1907)'

Социальный вопрос в движении церковных реформаторов в трудах С. Н. Булгакова (1904-1907) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
263
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ РЕФОРМАТОРОВ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ТРУДА / БУЛГАКОВ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ / MOVEMENT OF CHURCH REFORMERS / CHRISTIANIZATION OF LABOR / BULGAKOV / HISTORY OF THE RUSSIAN CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронцова И.В.

Социальный вопрос был лейтмотивом церковного реформаторства в России в 1905-1908 гг. Наиболее близки реформаторам были «социальные христиане», одним из лидеров которых был С.Н. Булгаков. Философ связал свободу «социально-политическую» с «метафизической», показав социально-политические задачи эпохи как религиозные. Соединяя исторический метод и аналитическое сопоставление содержания работ философа 1904-1908 гг., автор статьи исследует вопрос: в какой мере, и в каких аспектах «христианским социализм» С.Н. Булгакова, оказывал влияние на социальную деятельность церковных реформаторов и либеральных клириков в 1905-1908 гг. С церковными реформаторами и либералами философа сближала вера в обновленную Русскую Церковь, исследуя этот тезис в историко-религиоведческих парадигме «социально-этические ориентиры, привнесены христианским социалистом С.Н. Булгаковым в проекты церковных реформ», статья конкретизирует значение личности философа для движения за церковную реформу в России начала ХХ в. Исследование опирается на публикации церковных реформаторов и С.Н. Булгакова соответствующей тематики в периодических изданиях 1905-1908 гг. и приходит к выводу, что социальный вопрос в том виде, как он был поставлен реформаторами, имел отсылы к работам С.Н. Булгакова 1904-1908 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL QUESTION IN THE MOVEMENT OF CHURCH REFORMERS IN THE WRITINGS BY S.N. BULGAKOV (1904-1907)

The social question was the leitmotif of the Church reformer’s movement in Russia at the beginning of the 20th century, The most folks to the reformers were ‘social Christians’, one of whose leaders was S.N. Bulgakov. The philosopher linked ‘sociopolitical’ freedom with ‘metaphysical’, showing the socio-political tasks of the era as religious. Combining the historical method and the analytical comparison of the contents of the works of the philosopher of 1904-1908, the author of this article examines the question: to what extent, and in what aspects ‘Christian socialism’ of S.N. Bulgakov influenced on social activities of Church reformers and liberal clerics in 1905-1908. Church reformers and liberal philosophers drew together the faith in revitalized Russian Church. Exploring thesis in the historical and religious paradigm of ‘socio-ethical guidelines’, brought by the Christian socialist S.N. Bulgakov in the projects of Church reforms, the article concretizes the significance of the philosopher's personality for the movement for Church reform in Russia at the beginning of the 20th century. The research is based on the publications of Church reformers and S.N. Bulgakov corresponding in 1905-1908 and comes to the conclusion that the social question in forms, in which it was put by movement, had references to social Christianity from the Bulgakov’s works.

Текст научной работы на тему «Социальный вопрос в движении церковных реформаторов в трудах С. Н. Булгакова (1904-1907)»

УДК 93/94

Воронцова И.В., кандидат теологии, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет (Россия)

СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ДВИЖЕНИИ ЦЕРКОВНЫХ РЕФОРМАТОРОВ В ТРУДАХ С.Н. БУЛГАКОВА (1904-1907)

Социальный вопрос был лейтмотивом церковного реформаторства в России в 1905-1908 гг. Наиболее близки реформаторам были «социальные христиане», одним из лидеров которых был С.Н. Булгаков. Философ связал свободу «социально-политическую» с «метафизической», показав социально-политические задачи эпохи как религиозные. Соединяя исторический метод и аналитическое сопоставление содержания работ философа 1904-1908 гг., автор статьи исследует вопрос: в какой мере, и в каких аспектах «христианским социализм» С.Н. Булгакова, оказывал влияние на социальную деятельность церковных реформаторов и либеральных клириков в 1905-1908 гг. С церковными реформаторами и либералами философа сближала вера в обновленную Русскую Церковь, исследуя этот тезис в историко-религиоведческих парадигме «социально-этические ориентиры, привнесены христианским социалистом С.Н. Булгаковым в проекты церковных реформ», статья конкретизирует значение личности философа для движения за церковную реформу в России начала ХХ в. Исследование опирается на публикации церковных реформаторов и С.Н. Булгакова соответствующей тематики в периодических изданиях 1905-1908 гг. и приходит к выводу, что социальный вопрос в том виде, как он был поставлен реформаторами, имел отсылы к работам С.Н. Булгакова 1904-1908 гг.

Ключевые слова: движение церковных реформаторов, христианизация труда, Булгаков, история Русской Церкви.

История социального вопроса в России уходит корнями в религиозную мысль архимандрита Русской Церкви Феодора (А.М. Бухарева, 1824-1871), ученики которого донесли элементы его богословия до начала ХХ в. Подыскивая религиозные основания для христианизации

общественно-трудовой жизни христиан, Феодор (Бухарев) остановился на духовной основе, - личном волевом выборе христианина. [ 10] Это не выходило за рамки ортодоксальной веры, но и не решало проблему. Социальная жизнь никогда не занимала в православии весомого места. Традиционное отношение православия к труду религиозно индифферентно: труд это общественно-полезная деятельность, не имеющая религиозного основания, и определяется личными качествами христианина. С.Н. Булгаков и поддерживавший его Н.А. Бердяев, примкнув к религиозному движению в 1904-1905 гг., высказались о религиозной природе человеческой деятельности. Учение христианства о богосыновстве открыло им путь к признанию абсолютного достоинства человеческой личности, для С.Н. Булгакова это утверждало «непоколебимые основы всякого освободительного движения» [2, с. 12]. Церковные реформаторы, сблизившиеся в 1905 г. с С.Н. Булгаковым и Христианским

братством борьбы (ХББ1), составившими в религиозном движении за церковную реформу в России ядро «социального христианства», многое для своих проектов могли почерпнуть в статьях С.Н. Булгакова, ставшего в 1905 г. «христианским социалистом». В каких аспектах это было возможно?

Ответ на вопрос является задачей нашего исследования, она предусматривает совмещение исторического и

религиоведческого подхода: обзор деятельности и тематических публикаций персоналий соответствующего

исторического периода, и их религиоведческий анализ по отношению к церковной традиции. Отслеживая становление социального темы в статьях С.Н. Булгакова, автор статьи переходит к фактическому редуцированию её в церковном реформаторстве, и приходит к выводу: С.Н. Булгаков проводил мысль о непременном и должном пересечении при определённых исторических

обстоятельствах двух, наметившихся в 1905 г., «линий»: церковной реформы и христианской политики [2, с. 16, 25]; со всей очевидностью его работы 1904-1908 гг. имели отношение к формированию религиозного мышления социального типа в церковной среде.

В данном контексте ни историками, ни философами вопрос не исследовался, но общественно-политическая деятельность и социальная философия С.Н. Булгакова после 1991 г. привлекли внимание социологов, философов и историков. Первых интересовала общественно-политическая занятость

философа [15, 31], вторые изучали эволюцию его взглядов от марксизма к идеализму [16, 17, 8, 23], третьи описывали его социальную активность в 1905-1909 гг. [9, 11, 22]. В.И. Кейдан поместил С.Н. Булгакова среди культурных деятелей, стоявших у истоков нового религиозного сознания [9, с. 7]. Работы, обращавшиеся к «христианскому социализму» С.Н. Булгакова [8, 30] отдельно не анализировали их связь с движением реформаторов в 1905-1908 гг.

Церковно-реформаторское движение было неоднородно, мы обращаемся к его радикальной части, идентифицировавшей себя как «церковно-освободительное движение». Его лидеры в 1903/1904 гг. они были настроены на реформу церковной педагогики, принимали участие в Петербургских религиозно-философских собраниях (1901-1903), давших старт «неохристианству». С начала 1905 г. представление о необходимой реформе расширилось. С одной стороны сказалась критичная позиция общества по отношению к русской Церкви после 9 января (епископат и священнослужителей обвинили в непредотвращении демонстрации), с другой

- набирала силу идея созыва Поместного собора Русской Церкви (он планировался как архиерейский и создалась конфронтация мирян, белого и черного духовенства). С третьей - сказался революционный дух «освободительства», активизировавший приходское духовенство, с конца XIX в. лишенное избирательных прав и широкого участия в общественной жизни [11]. По мере становления движения формировалась некоторая идейная «программа»: с проектом освобождения Церкви от государства, признавалось недопустимой существовавшая норма «православный царь

- глава православной Церкви», планировались пересмотр устаревших канонов и упрощение богослужения, возник проект христианизации труда [12].

В движение за церковную реформу С.Н. Булгаков пришел как «идеалист». С 1903 г. он считал, что родившееся в русском марксизме «идеалистическое направление» стоит под «знаком социального вопроса». Он написал о переменах в своем мировоззрении [3, c. XVI]: бездуховность марксистской теории заставила его заняться построением миросозерцания, которое по-иному обосновывало бы социальную и политическую активность, общественный прогресс. Вопрос «социального идеала» встал перед ним как «религиозно-метафизическая проблема» [3, с. XVI].

Свободы совести (поднята в 1902 г. на ПРФС) рассматривалась «идеалистами» (С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, П.Б. Струве) как одна из ведущих социальных проблем. Их нежелание рассматривать в 1905 г. официальную Церковь как союзницу в христианизации политики, экономики и общественно-правовой жизни, и критичное отношение монашеству и «рассыпающемуся официальному православию» [2, с. 7-8, 1415, 17, 24] сблизили «идеалистов» с «неохристианами». Как один из редакторов журнала «Новый путь» (затем «Вопросы жизни»), С.Н. Булгаков общался с Д.С. Мережковским [29, л. 5], и принял «религиозно-философскую программу»-«формулу перехода от позитивистской общественности к религиозной» [22, с. 9899], стал требовать от коллег и союзников «конфессиональной определенности» [22, с. 102]. Тогда же он пришел к идее «нового языка» как «формы мысли», которая сделала бы христианское учение о богочеловечестве (историческом процессе) понятным рациональному мышлению [22, с. 100]. В 1905 г. к движению религиозной интеллигенции присоединилось

либеральное духовенство. Сочинения С.Н. Булгакова этих лет о «социальности» христианства свидетельствуют, что общей точкой всех трех направлений был «вопрос о земле», устроении на ней «Царства Божьего» как социальной жизни, имеющей духовные корни.

В 1905-1906 гг. С.Н. Булгаков был всецело ориентирован на союз с духовенством [29, л. 2 об.]: церковное представительство рассматривалось им как

необходимая для успеха движения «религиозная общественность». На почве издания журнала «Век» (1907) произошло фактическое объединение реформаторского «Союза ревнителей церковного

возрождения» и «социальных христиан» в «Братство церковного обновления». В 19051907 гг. С.Н. Булгаков - теоретик принципов «христианской политики» и «христианский социалист»: он рассматривал социальное «освободительное» движение сквозь призму христианства, настаивал на необходимости для христиан включиться в это движение, так как христианство не связано ни с каким политическим идеалом и формой государства [13, с. 76, 94; 2, с. 13]. Подчеркнув разницу в природах Церкви и государства, он показал нравственное и «юридическое» право духовенства участвовать во внутренней политике государства [16]. Посвященная этой проблеме статья вызвала восхищение даже у критично настроенного епископа

Псковского Арсения (Стадницкого) [14, л. 131 об.]. Близость философа религии располагала к нему рядовое священство; он усваивал «Царство Божие»

социалистическому движению, а одну из работ пафосно завершил строками из «Отче наш» [5, с. 104]. По С.Н. Булгакову, отрицая политику («средство внешнего устроения человечества» [2, с. 13]) и общественность, христианин погрешает, ибо отрицает историю как богочеловеческий процесс. В 1906 г. философ разделил «социализм» научный и практический, и подвел к мысли, что «конкретные формы» социализма могут сильно различаться по своему «духовному содержанию и этической ценности» [5, с. 87, 91, 102,103], воодушевляться религиозным энтузиазмом. Социализм «ищет... справедливости и любви в общественных отношениях» [5, с. 102], такая позиция во многом адаптировала социализм для религиозного мышления.

С.Н. Булгаков также продвигал как насущную, необходимость синтеза христианства с политической экономией, юриспруденцией, политикой, «Церковь не осуществляла» этого и они остались «вне религиозной жизни» [6, с. 351], ей необходимо «признать свой грех» и «создать

общественную науку, проникнутую началами христианской веры» [6, с. 352]. С.Н. Булгаков изложил идею «Союза христианской политики» [20], затем на её основе выпустил книгу [3]. По сути, это была социально-политическая программа, содержавшая этическую часть. Здесь и в статье «Церковь и государство» философ перенес ряд традиционных для православного человека рубежа Х1Х/ХХ вв. религиозных понятий - в область социальной этики [13, с. 71-72, 73-75]. Проблема «антисоциальности»

исторического христианства, должна была, по С.Н. Булгакову, стать вопросом христианской совести. Свой религиозный акцент получил труд: в текущей истории «представители труда» эксплуатируются, «Христова заповедь», «решительно повелевает встать на сторону труда» [2, с. 8], социализм христианского типа (в основе которого любовь созидания

богочеловечества) даст «апофеоз труда как нравственного начала», спасительного в условиях классовой ненависти [2, с. 15].

Философ перевел в этическую плоскость понятия, с его точки зрения, «мучительных» для современного ему православного человека: «христианское государство», «христианский царь». Обыденное народное сознание на Руси всегда считало абсолютной связь православия и самодержавия, И неотъемлемым признаком этого

рассматривало возглавление императором Русской Церкви. То, что канонически Церковь свободна от государства, а православие от самодержавия, с одной стороны, защищало Русскую Церковь от политических обвинений начала ХХ в., с другой - рушило вековые представления о православном самодержце-оплоте Церкви и православия. В статьях «Церковь и культура» и «Церковь и государство» С.Н. Булгаков, по сути, поддержал проведенное «неохристианами» разделение Церкви на «реакционную» и цезарепапистскую, и на истинную, подлежавшую реформе. Но если «неохристианин» Д.С. Мережковский, борьбу с «цезарепапизмом» декларировал как метафизический акт «развенчания» царя с Русской Церковью, то С.Н. Булгаков

считал достаточным проведение на Поместном соборе признания не каноничным главенства православного царя Российской империи над православной Русской Церковью.

В 1907 г. С.Н. Булгаков обсуждал борьбу Церкви и государства за власть, и место аскетизма в системе их взаимоотношений [18, с. 150]. Гуманизм эпохи Возрождения был представлен философом как протест против аскетического мировоззрения

Средневековья; но полной истины для С.Н. Булгакова не было ни в Средневековье, ни в эпохе гуманизма; в синтезе Средневековья и Нового времени он видел возрождение Церкви.

Газета С.Н. Булгакова «Народ» (1906) г. выходила как «всероссийское» издание, она успешно соединяла вопросы политические и религиозные. В намерения редакции входили: освещение «церковно-освободительного движения», предстоящего Поместного Собора, соборность. Целью газеты было христианское возрождение через реформу Церкви и «прояснение» религиозно-философского сознания

общества. В списке авторов значилось свыше 50-ти имен из Москвы, С.Петербурга и Киева (ряд священнослужителей, посещавших ПРФС и публиковавшихся в «Новом пути», «неохристиане», проповедники из московского Общества любителей духовного просвещения, философы, профессора духовных академий, «неокатолик» М.Э. Здзеховский и ряд действительных членов ПРФО на 1907 г.) Здесь С.Н. Булгаков повторил мысль, изложенную в книге «Неотложная задача»: Церковь должна провести самоочищение -пересмотреть свой «духовный багаж» и «перерешить» ряд вопросов [24, с. 2]. После закрытия газеты С.Н. Булгаков пришел к «дуалистической позиции», - признанию «того большого и подлинного, что может проявиться только в ограде церковной» и необходимости «церковной партии», хотя бы и в виде такого «относительного средства», как «Союз христианской политики» [9, с. 103]. Девизом «Союза христианской политики» была демократическая формула

«Бог и народ», «союз» принимал представителей всех христианских конфессий, сочувствовавших его задачам, в том числе сектантов [2, с. 37, 23]. Программа «союза» имела религиозную, политическую и экономическую часть. Начало работе должен был положить учредительный съезд, утверждавший структуру «союза» по уездам и губерниям (из кружков и союзов, коопераций товарищеских, смешанных или

профессиональных). Культурный уровень его членов должен был поддерживаться просветительскими занятиями,

предполагались финансовые отчисления в стачечный фонд, учитывалась и допускалась связь с социал-демократическими организациями.

Журнал «Век» (1906-1907) стал следующей публичной площадкой для дискуссий церковных реформаторов, «христианских социалистов» и

«неохристиан». В числе его учредителей были священники Г.С. Петров, К.М. Аггеев и И.Ф. Егоров (активный участник ПРФС и ПРФО, «обновленец»), протоиереи В.Я. Колачев и редактор «Церковного вестника» А.П. Рождественский, редакторами -архимандрит Михаил (Семенов) и А.В. Карташев. «Век» планировал содействовать «освобождению Русской Церкви от подчинения государству, осуществлению соборного начала», устроению Церкви на началах вселенского христианства. Из числа духовенства постоянными авторами были К.М. Аггеев, И.В. Егоров и С.Г. Петров, почти все подписчики были священнослужители. Здесь опубликовали статью «Реформа или реформация?», ее автор соглашался с «безысходным» положением тех, кто остается в исторической «Церкви, основанной на святоотеческом учении» [1, с. 1]. В № 18 «Века» прошли ряд полемических статей на тему: оставаться или нет в «старой» Церкви? После закрытия «Века» социальные христиане продолжили публиковаться в журнале «Живая жизнь», выпускали сборники «Вопросы религии», книги.

Церковно-реформаторское движение 2-й пол 1905 г. проявлялось стихийно, в виде групп, не стабильных по числу

единомышлеников и объединенных требованиями созыва всецерковного Поместного собора, независимости Церкви, расширения самостоятельности прихода, сокращения числа монашествующих на административных должностях, выборности епископата и демократизации Церкви, упрощения богослужений и переводе их на русский язык. С 1906 г. дебатировались вопросы социального плана: второбрачие священства, отношение к социализму [28, с. 1501], аскетизму, общественно-

политической деятельности. «Понимание... правды социализма, писал «Церковный вестник» в 1906 г., - приобретает в настоящее время для христианской религии значение н е о т л о ж н о й з а д а ч и»2, особенно в виду упреков в равнодушии Церкви к бедным; Церковь может опровергнуть их, выступив против эксплуатации бедных классов [28, с. 1502]. «Церковный вестник», часто

комплектовавшийся в 1906-1907 гг. лидером реформаторов К.М. Аггеевым, предложил поставить задачу христианской этики, претворить христианское учение о нравственности в правила социальной справедливости [32, с. 1280, 1285], развил идею христианизации всех сторон жизнедеятельности человека.

В 1907-1908 гг. обсуждения «оживления» веры через христианизацию повседневности прошли в Петербурге, а в 1908-1909 гг. в Киевском религиозно-философском обществе, подавляющее большинство членов которого были преподавателями КДА, духовных училищ. Тогда же часть духовенства заинтересовалась способом согласовать неотмирность христианства с социальными запросами своего времени, появилась «новая формула условий спасения» [21; 12].

25 октября 1907 г. протопресвитером И.Л. Янышевым членам «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви» было предложено «поставить вопрос о внутренней реформе. жизни, - и частной, и общественной, - об охристианении ее путем религиозного отношения к обычному житейскому труду» [29], священник И.Г. Никитин, подготовивший доклад, пришел к

выводу, что «мирской труд у нас находится вне религии, в стороне от вопроса о спасении души» [27, с. 123]. В «Отчете» Общества за 1908 г. подчеркивалось: «вопрос о христианизации мирского труда

представляется наболевшим, жгучим», «необходимо христианизировать наш мирской труд», но «готовых формул и руководств. почти нет» [27, с. 137-138]. 19 февраля 1908 г. священниками П.А. Миртовым и Е.М. Кондратьевым были предложены первые образцы поучений на эту тему. Иеромонах Вениамин (Федченков) тогда же отметил, что доклад И.Г. Никитина это «поворот христианства в сторону», где мирской труд занимает духовное место; «труд - только напряжение психофизической энергии в человеке, и религиозно он бескачественен»; христианизацию мирского труда иеромонах назвал уступкой духу времени, умалением аскетизма,

несомненным «штрихами лютеранства» [27, с. 139]. Кроме выпускника МДА А. Грисюка, его никто не поддержал, собрание выразило желание, чтобы суммировавшие тему тезисы И.Л. Янышева были официально заявлены [27, с. 141] как исповедание православного церковного веросознания через Святейший Синод или на всецерковном Соборе [27, с. 122-124]. В течение 1908 гг. В.Я. Колачев пропагандировал в печати эту идею, но дальнейшего развития проект не получил.

Как было замечено, политическая деятельность христианина рассматривалась С.Н. Булгаковым как «необходимое жизненное осуществление заветов Христа» [2, с. 10, 12]. В 1906 г. прошли выборы священства в I Думу. Среди делегатов встречались те, кто называл себя последователями С.Н. Булгакова и программой - его книгу «Неотложная задача» [20, с. 52; 22]. В 1-Ш Думах (19061912) в левых и умеренно-правых коалициях работали священники К.И. Афанасьев, Н.П. Васильев, Н.В. Огнев, Ф.В. Тихвинский, Г.С. Петров3, А.(?) Попов, И.В. Титов, П.(?) Исполатов, А.В. Архипов, А.В. Концевич, А.В. Поярков, В.И. Гума, К.А. Колоколов.

Таким образом, С.Н. Булгаков в 19051908 гг. представил вариант религиозного мышления, ориентированный на историко-социальные запросы. Религиозное

осмысление этических начал в социально-экономической сфере [5, с. 199, 201, 203] по С.Н. Булгакову, должна была быть приурочена «не только к определенной догматике, но еще более - к практическим выводам религии [5, с. 199]. Философ высказывался о непременном и должном пересечении, в определённых исторических обстоятельствах, двух (наметившихся в 1905 г.) церковной реформы и христианской политики [2, с. 16, 25]. Со всей очевидностью его социальная мысль 1904-1908 гг. имела отношение к идеям реформаторов.

Безусловно, С.Н. Булгаков не был единственным «работником» на поле идеологии церковной реформы начала ХХ

в., но - наиболее уважаемым в церковной [22, с. 232-238] среде светским мыслителем-современником, его социальная философия предлагалась для кандидатских работ выпускников МДА [23, л. 1 об.], его прочли будущие «обновленцы». Имя С.Н. Булгакова эксплуатировали попытавшиеся возродить реформаторское движение в 1917-1918 гг. члены «Союза демократического духовенства и мирян» священника, а в 1922

г. «обновленческого» митрополита, А.И. Введенского. «Обновленчески» профессор Б.В. Титлинов назвал «социально-общественную сторону христианских идеалов» определяющей сущность христианства и первейшей «идеологической стороной» «обновленчества» 1920-х гг. [35]

Ни один исторический деятель не может предвидеть того, какие аспекты его мысли будут профанированы или транслированы в общественные формы. В процессе стремительной личной духовной эволюции4 С.Н. Булгаковым были написаны работы, масштаб которых для движения за церковную реформу в России начала ХХ в. трудно переоценить. «Учение» С.Н. Булгакова о христианском социализме допускало отношение к нему как к расширявшему границы «естественного откровения»[15, с. 51]. Его социальная философия преодолевала традиционную для православного мышления дихотомию материального и идеального миров, чем способствовала социализации христианства.

Примечания

1 Христианское братство борьбы (Эрн, Свенцицкий, Ельчанинов, Брихничев, Егоров).

Разрядка оригинала. - ИВ.

3 Осуждены к снятию сана.

4 После 1917 г. С.Н. Булгаков выступал в защиту теократической природы самодержавия, в 1918 г. был делегатом Всероссийского Поместного Собора, и принял священный сан.

Список литературы

1. Аггеев К., свящ. Реформа или реформация // Век. 1907. №1. С. 1.

2. Булгаков С. От марксизма к идеализму. (1896-1903). СПб., 1903. 347 с.

3. Булгаков С.Н. Неотложная задача: О Союзе христианской политики. М., 1906. 47

с.

4. Булгаков С. Св. Синод и Государственная Дума // Речь. 1907. №144. С. 2.

5. Булгаков С. Два Града. Исследование о природе общественных идеалов. М., 1911. 304

с.

6. Булгаков С. Политическое освобождение и церковная реформа // Вопросы жизни. 1905. Апрель-май. С. 491-522.

7. Булгаков С. Социальные обязанности Церкви // Народ. 1906. №5. С. 2.

8. Вениамин (Новик), игумен. Христианский социализм прот. С. Булгакова

[Электронный ресурс]. URL http://www.vehi.net/bulgakov/novik.html#_ftnref1_/ (дата

обращения 20.02.2016)

9. Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках / Сост., вст. ст. и комм. И. Кейдана. М.: Языки русской культуры, 1997. 548 с.

10. Воронцова И.В. Синтез науки и религии, опыта и веры в богословии архим. Феодора (Бухарева) // Вопросы философии. 2013. №12. С. 68-77.

11. Воронцова И.В. Обсуждение в Предсоборном присутствии (1906) права духовенства заниматься общественной деятельностью // XXVI Ежегодная богословская конференция Православного Св.-Тихоновского гуманитарного университета. М.: ПСТГУ, 2016. С. 72-76.

12. Воронцова И.В. Дискуссия о христианизации повседневной жизни в среде петербургского духовенства 1907-1908 гг. // Вестник ПСТГУ (II). 2014. №3. С. 9-23.

13. Вопросы религии. Вып. I. М.: Об-во распространения полезных книг, 1906. 335

с.

14. ГА РФ. Ф. 550. Д. 515.

15. Засядь-Волк. Е.А. Общественно-политические взгляды и деятельность С.Н. Булгакова в 1895-1822 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. Челябинск, Ю-УГУ. 2009. 282 с.

16. Евлампиев И.И. Религиозный идеализм С.Н. Булгакова: «за» и «против» // С.Н. Булгаков: Pro et contra: Личность и творчество Булгакова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология: [В 2. т.] СПб.: РХГИ, 2003. С. 27-59.

17. Иванова Т.Е. Общественный идеал в русской социальной мысли начала XX века: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.И. Новгородцев, С.Л. Франк: дисс. ... канд. социол. наук. СПб., СПбГУ. 1998. 160 с.

18. Известия и заметки // Церковный вестник. 1908. №4. С. 123.

19. Историческое обоснование обновленческого движения // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925. №2. С. 9-14.

20. Карташев А.В. Мои ранние встречи с о. Сергием // Православная мысль. Париж. 1951. Вып. VIII. C. 47-55.

21. Колачев В. О новой формуле условий спасения // Церковный вестник. 1908. №7. С.

195

22. Колеров М.А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902-1909. СПб., 1996. 375 с.

23. Матвеева Н.Ю. Социологическая концепция С.Н. Булгакова: дисс. ... канд. социол. наук. М., МГУ. 2002. 148 с.

24. НИ ОР РГБ. Ф. 172. Д. 450. Ед. хр. 1.

25. Новое или церковное христианство // Церковный вестник. 1906. №19. С. 603-607.

26. Н.С., священник. Открытое письмо Н.С. Булгакову // Вопросы жизни. 1905. №8. С. 232-238.

27. Отчет о деятельности высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви за 1908 г. СПб., 1907. 240 с.

28. Пастырское собрание о социальной проблеме // Церковный вестник. 1906. №46. C. 1500-1502.

29. Протопресвитер И.Л. Янышев в собрании проповедников // Церковный вестник. 1908. №4. С. 122.

30. РГАЛИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 253.

31. Шерер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. №12. С. 88-133.

32. Церковь и рабочий вопрос // Церковный вестник. 1906. №40. С. 1285-1289.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOCIAL QUESTION IN THE MOVEMENT OF CHURCH REFORMERS IN THE WRITINGS BY S.N. BULGAKOV (1904-1907)

The social question was the leitmotif of the Church reformer's movement in Russia at the beginning of the 20th century, The most folks to the reformers were 'social Christians', one of whose leaders was S.N. Bulgakov. The philosopher linked 'sociopolitical' freedom with 'metaphysical', showing the socio-political tasks of the era as religious. Combining the historical method and the analytical comparison of the contents of the works of the philosopher of 1904-1908, the author of this article examines the question: to what extent, and in what aspects 'Christian socialism' of S.N. Bulgakov influenced on social activities of Church reformers and liberal clerics in 1905-1908. Church reformers and liberal philosophers drew together the faith in revitalized Russian Church. Exploring thesis in the historical and religious paradigm of 'socio-ethical guidelines', brought by the Christian socialist S.N. Bulgakov in the projects of Church reforms, the article concretizes the significance of the philosopher's personality for the movement for Church reform in Russia at the beginning of the 20th century. The research is based on the publications of Church reformers and S.N. Bulgakov corresponding in 1905-1908 and comes to the conclusion that the social question in forms, in which it was put by movement, had references to social Christianity from the Bulgakov's works.

Keywords: movement of Church reformers, Christianization of labor, Bulgakov, history of the Russian Church.

References

1. Aggeev K., priest. (1907). Reforma ili reformaciya [Reform or reformation]. Vek [Age] ,1,1.

2. Bulgakov S. (1903). Ot marksizma k idealizmu. (1896-1903) [From Marxism to Idealism (1896-1903)]. Sankt-peterburg.

3. Bulgakov S.N. (1906). Neotlozhnaja zadacha: O Sojuze hristianskoj politiki [The Immediate task: About the Union of Christian Politics]. Moskva.

4. Bulgakov S. (1907) Св. Синод и Государственая Дума [Sv. Sinod i Gosudarstvennaya Duma ]. Rech' [Speech], 144,2.

5. Bulgakov S. (1911). Dva Grada. Issledovanie o prirode obshchestvennykh idealov [Two hailstones. A study on the nature of social ideals]. Moskva.

6. Bulgakov S. (1905) Politicheskoe osvobozhdenie i cerkovnaya reforma [Political emancipation and Church reform]. Voprosy zhizni [Issues of life], Aprel'-maj,491-522.

7. Bulgakov S. (1906). Sotsial'nye obyazannosti tserkvi [Social responsibilities of the Church]. Narod [Nation], 5,2.

8. Veniamin (Novik), igumen. Hristianskij socializm prot. S. Bulgakova. [Christian

socialism of Protopriest S. Bulgakov] URL: http://www.vehi.net/bulgakov/novik.html#_ftnref1 (20.02.2016)

9. (1997) Vzyskujushhie grada: Hronika chastnoj zhizni russkih religioznyh filosofov v pis'mah i dnevnikah. Sost., vst. st. i komm. I. Kejdana [Seeking hail: Chronicle of the private life of Russian religious philosophers in letters and diaries. Compl., introd. article and comm. by V. Kaden]. Moskva: Yazyki russkoy kultury.

10. Voroncova I.V. (2013). Sintez nauki i religii, opyta i very v bogoslovii arhim. Feodora (Buhareva) [The synthesis of science and religion, experience, and faith in the theology of Archimandrite Theodor (Bukharev)]. Voprosy filosofii [The issues of philosophy],12,68-77.

11. Voroncova I.V. (2016). Obsuzhdeniye v Predsobornom prisutstvii (1906) prava dukhovenstva zanimatsya obshchestvennoy deyatelnostyu [Discussion in the Pre-Conciliar Presence (1906) of the clergy's right to engage in public activities]. XXVI Ezhegodnaya bogoslovskaya konferenciya Pravoslavnogo Sv.-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta [Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University]. Moskva: PSTGU,72-76.

12. Voroncova I.V. (2014). Diskussiya o khristianizatsii povsednevnoy zhizni v srede peterburgskogo dukhovenstva 1907-1908 gg [Discussion on the Christianization of everyday life among the St. Petersburg clergy in 1907-1908]. Vestnik PSTGU (II) [Bulletin of PSTGU(II)],3,9-23.

13. (1906). Voprosy religii [Issues of religion],! Moskva: O-vo rasprostranenija poleznyh

knig.

14. GA RF. F. 550. D. 515.

15. Zasyad'-Volk. E.A. (2009). Obshchestvenno-politicheskie vzglyady i deyatel'nost' S.N. Bulgakova v 1895-1822 gg. [Social and political views and activities of S.N. Bulgakov in 18951822]. Diss. ... kand. ist. nauk. Chelyabinsk, 282 s.

16. Evlampiev I.I. (2003). Religioznyj idealizm S.N. Bulgakova: «za» i «protiv» [Christian socialism of Protopriest S. Bulgakov] S.N. Bulgakov: Pro et contra : Lichnost' i tvorchestvo Bulgakova v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej [S.N. Bulgakov: Pro et contra: Bulgakov's personality and creativity in the evaluation of Russian thinkers and researchers]: Antologija. In 2 vols. Compl. by I.I. Evlampiev]. St.-Peterburg: RHGI,27-59.

17. Ivanova T.E. (1998). Obshchestvennyj ideal v russkoj social'noj mysli nachala XX veka: N.A. Berdyaev, S.N. Bulgakov, P.I. Novgorodcev, S.L. Frank [The social ideal in Russian social thought at the beginning of the 20th century: N.A. Berdyaev, SN Bulgakov, P.I. Novgorodtsev, S.L. Franc]. Diss. ... kand. sociol. nauk. St.-Peterburg, 160 s.

18. (1908). Izvestiya i zametki [News and notes]. Cerkovnyj vestnik [Church herald] ,4,123.

19. (1925). Istoricheskoye obosnovaniye obnovlencheskogo dvizheniya [Historical background of the renewal movement]. Vestnik Svyashchennogo Sinoda Pravoslavnoy Rossiyskoy Tserkvi [Herald of the Holy Synod of the Orthodox Russian Church] ,2,9-14.

20. Kartashev A.V. (1951). Moi rannie vstrechi s o. sergiem [My early meetings with Fr. Sergius]. Pravoslavnaja mysl' [Orthodox thought], VIII,47-55.

21. Kolachev V. (1907). O novoj formule uslovij spaseniya [About a new formula for saving conditions]. Cerkovnyj vestnik [Church herald],7,195-199.

22. Kolerov M.A. (1996). Ne mir, no mech. Russkaya religiozno-filosofskaya pechat' ot «Problem idealizma» do «Vekh». 1902-1909 [Not the world, but the sword. Russian religious and philosophical press from the "Problems of Idealism" to "Vekhi"]. St.-Peterburg. 375 s.

23. Matveeva N.U. (2002). Sociologicheskaya koncepciya S.N. Bulgakova [Sociological concept of SN. Bulgakova]. Diss. ... kand. sociol. nauk. Moskva: MGU. 148 s.

24. NI OR RGB. F. 172. D. 450.

25. (1907). Novoe ili tserkovnoe khristianstvo [New or Church Christianity]. Cerkovnyj vestnik [Church herald],19,603-607.

26. N.S., svyashhennik (1905). Otkrytoe pis'mo N.S. Bulgakovu [N.S, the priest. Open

letter of N.S. Bulgakov]. Voprosy zhizni [Issues of life], 8,232-238.

27. (1907). Otchet o dejatel'nosti vysochajshe utverzhdennogo 4 aprelja 1881 goda Obshhestva rasprostra-nenija religiozno-nravstvennogo prosveshhenija v duhe pravoslavnoj cerkvi za 1908 g. [Report on the activities of the highest approved on April 4, 1881 Society for the dissemination of religious and moral education in the spirit of the Orthodox Church for 1908]. St.-Peterburg. 240 s.

28. (1906). Pastyrskoe sobranie o sotsial'noj probleme [The Pastoral Meeting on the Social Issue]. Cerkovnyj vestnik[Church herald], 46,1500-1502.

29. (1908). Protopresviter I.L. Yanyshev v sobranii propovednikov [Protopresbyter I.L. Yanishev in the meeting of preachers]. Cerkovnyj vestnik [Church herald],4,122.

30. RGALI. F. 142. D. 253.

31. Sherer Yu. (2000). V poiskakh «khristianskogo sotsializma» v Rossii [In search of "Christian socialism" in Russia]. Voprosy filosofii [The issues of philosophy],12,88-133.

32. (1906). TSerkov' i rabochij vopros [The Church and the Worker's Question]. Cerkovnyj vestnik [Church herald],40,1285-1289.

Об авторе

Воронцова Ирина Владимировна - кандидат теологии, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет (Россия), E-mail: irinavoronc@yandex.ru

Vorontsova Irina Vladimirovna - candidate in Theology, candidate in History, senior research fellow, Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities (Russia), E-mail: irinavoronc@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.