Научная статья на тему 'Социальный статус профессора в Российской и советской империях и в демократической России: историко-социологическая компаративистика'

Социальный статус профессора в Российской и советской империях и в демократической России: историко-социологическая компаративистика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОР / PROFESSOR / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / WAGES / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PENSIONS / SALARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жуков Василий Иванович

В статье рассматриваются основные вопросы социального обеспечения, размеров заработной платы и система пенсионного обеспечения профессоров в разное время: до октября 1917 года, за период с 1917 по 1991 годы, а также в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL STATUS OF THE PROFESSOR IN THE RUSSIAN AND SOVIET EMPIRES, AND IN DEMOCRATIC RUSSIA: HISTORICAL-SOCIOLOGICAL COMPARATIVE STUDIES

The article considers the main issues of social security, wages and pension systems professors at different times: before October 1917, during the period from 1917 1991, and modern Russia.

Текст научной работы на тему «Социальный статус профессора в Российской и советской империях и в демократической России: историко-социологическая компаративистика»

УДК 331.25 ББК 65.272

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОФЕССОРА В РОССИЙСКОЙ И СОВЕТСКОЙ ИМПЕРИЯХ И В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РОССИИ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

Жуков Василий Иванович, академик Российской Академии Наук, Президент Вольного историко-социологического и психолого-педагогического общества (г. Москва)

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы социального обеспечения, размеров заработной платы и система пенсионного обеспечения профессоров в разное время: до октября 1917 года, за период с 1917 по 1991 годы, а также в современной России.

Ключевые слова. Профессор, денежное довольствие, заработная плата, пенсионное обеспечение.

THE SOCIAL STATUS OF THE PROFESSOR IN THE RUSSIAN AND SOVIET EMPIRES, AND IN DEMOCRATIC RUSSIA: HISTORICAL-SOCIOLOGICAL

COMPARATIVE STUDIES

Zhukov V. I.

Abstract: the article considers the main issues of social security, wages and pension systems professors at different times: before October 1917, during the period from 1917 - 1991, and modern Russia. Keywords: Professor, salary, wages, pensions.

Со времен Авиценны, Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона и Бисмарка правители знают: авторитет власти, сила и могущество империи зависят только от тех людей, которые занимают главные должности в государстве. А это -врач, учитель, ученый и священник.

Мне не раз приходилось писать о том, как правители относились в разные времена к проблемам науки, образования и воспитания [1]. Известно, например, что Авиценна, прославленный ученый, врач, встретив на улице грязного, босоногого мальчугана, вышел из своих роскошных носилок, а удивленным рабам и своему окружению пояснил: «Это - внук моего Учителя». Не менее прославленный человек, полководец Александр Македонский, любил повторять, что своему отцу,

Филиппу, он обязан тем, что живет, а учителю, Аристотелю - тем, что живет достойно. Создатель Германского государства Отто фон Бисмарк на вопрос, кто победил в войне, отвечал: «Прусский учитель». И напротив, объясняя причины военных поражений Франции, Луи Пастер, один из величайших ученых мира, пояснял: «Франция забыла отдать должное науке».

Разбивая во время походов военный лагерь, молодой генерал, Бонапарт, будущий Наполеон, требовал создавать наибольшую безопасность для ослов и ученых, размещая их в центре походной крепости. Умному человеку понятно: без ослов не будет маневренности, без ученых - движения к победе.

Выдающиеся мыслители, величайшие полководцы, мудрейшие правители знали «главную тай-

174 ш

ну», им был ведом основной секрет процветания и ключ к успеху. Это - знания.

Ученые и журналисты, политики и бизнесмены, обыватели и государственные деятели, рассуждающие на темы власти, называют четыре ветви, но забывают о том, что все они находятся в зависимости от одной - от власти науки, культуры и образования.

В демократической России врачи, учителя, ученые и работники культуры приобрели постыдное прозвище «бюджетники» и стали синонимом социальной нищеты, политического и гражданского убожества.

Так было в России не всегда.

I

Если хозяином любого университета является его Величество господин Студент, то ведущую роль в любом храме науки, образования и культуры играет Профессор, от которого зависит уровень и качество образования, поиск одаренных учащихся, достижения, а следовательно, и вклад страны в развитие цивилизации.

На словах именно такое восприятие профессора демонстрировали и демонстрируют все правители мира. Например, даже не самый дальновидный из всех президент США Б. Обама пояснил, что Америка связывает свои надежды на преодоление любого кризиса со своими лабораториями (т. е. фундаментальной наукой) и своими университетами. Лидеры других стран не только говорили, но и создавали условия, необходимые для того, чтобы профессорские ресурсы трансформировались в интеллектуальный потенциал нации.

В романовской России наиболее полное представление о социальном статусе профессора дают Уставы императорских университетов, первый из которых появился в 1804 году [2] и регламентировал должность Императорского Московского Университета, а также тех пяти университетов, которые открылись до 1835 года (Дерптский университет - 1802 г., Виленский университет - 1803 г., Казанский университет - 1804 г., Харьковский университет - 1805 г., Петербургский университет - 1819 г.). Устав был разработан чиновником Министерства народного просвещения В.Н. Каразиным и доработан академиком Н.И. Фусом.

Этот Устав отводил особое место профессорам во всех сферах жизни и деятельности университета, а именно:

- профессора входили в состав Совета и Общего собрания университета, во главе которого находился избираемый из числа ординарных (т. е. штатных) профессоров ректор;

- только из числа ординарных профессоров Попечитель учебного округа мог назначить Заседателя, т. е. своего доверенного лица в составе Правления (ректората, как сказали бы сейчас);

- деканы отделений (нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных или медицинских наук, словесных наук) избирались только из числа заслуженных или ординарных профессоров;

- секретарь Совета избирался на общем собрании университета из числа ординарных профессоров;

- библиотекарь университета избирался исключительно из числа ординарных профессоров, его помощник - из адъюнктов или магистров;

- профессора и адъюнкты могли пользоваться всеми книгами, в том числе и теми, которые цензура считала вредными;

- профессора и адъюнкты могли брать книги из библиотеки на дом, иным лицам это не разрешалось;

- лаборатории, обсерватории, кабинеты, анатомические театры, ботанические сады и другие подразделения находились исключительно в ведении людей, имеющих звание профессор;

- профессора играли исключительную роль в определении того, насколько человек «ищущий» магистерского или Докторского достоинства», мог его получить;

- из числа ординарных профессоров избирался инспектор, блюститель порядка и благочинных казенных студентов;

- директором Педагогического или Учительского института мог стать только избранный общим советом университета ординарный профессор.

Шесть параграфов 3-й главы Устава определяли, в чем состоит должность профессора:

«§28. Главная должность профессора состоит в том, чтобы:

1) Преподавать курсы лучшим и понятнейшим образом и соединять теорию с практикой со всех науках, в которых это нужно. 2) Преподавая наставления, пополнять курсы свои новыми открытиями, учиненными в других странах Европы. 3) Присутствовать в заседаниях и при испытаниях. 4) Руководствуя адъюнктов, подавать им способ достигать в высшей степени совершенства.

§29. Каждый профессор для чтения лекций избирает книгу своего сочинения или другого ученого мужа; и в том и в другом случае избранное сочинение должно быть представлено на рассмотрение Совета, и если Совет найдет нужным сделать в нем какие перемены, то профессор, сделав их, должен представить Совету на утверждение...

175

§ 32. Все профессора, преподающие наставления, к предметам Педагогического Института относящегося, обязаны посвящать один час в неделю наставлению кандидатов» [3].

Устав 1804 года действовал до 1835 года. Он закрепил высокое положение профессора в жизни Императорского университета, но не содержал социальных гарантий, подтверждающих государственный статус профессора в российской сословной иерархии.

После загадочной смерти императора Александра I в г. Таганроге, восстания декабристов и реакции на него Николая I в России с переменным успехом развивались два течения:

- осознание высокой роли науки и образования для процветания ремесла, промышленности, торговли, военного и иного развития;

- боязнь правящей элиты образованной части общества, откуда происходили вольнодумства, крамола и смута.

Министр народного просвещения А.С. Шишков изложил это так: «Науки, изощряющие ум, не составят без веры и без нравственности благоденствия народного. Науки полезные только тогда, когда как соль употребляются и подаются в меру. Излишество их, равно как и недостаток, противны истинному просвещению» [4].

И двести лет тому назад, и в двадцать первом веке «несоразмерное число» людей с высоким уровнем образования тревожит тех, кто способен управлять только страной с малограмотным населением. Определилась и тактика: одни правители стремились превратить университеты в источник государственного могущества, другие - запугать и закрепостить университетское сообщество. В чистом виде не было ни первого, ни второго, но сочетание прогресса и мракобесия никогда не становилось рациональным, отвечающим национальным интересам России.

II

Творцом нового университетского Устава, принятого в 1835 году был С.С. Уваров, назначенный на должность Министра народного просвещения в том же году.

Новый Устав ограничивал автономные университеты и академические свободы. Управление университетами оказалось в руках попечителей учебных округов, назначаемых императором. Должности ректоров и деканов оставались выборными, но роль Советов университетов снижалась. В частности, Совет уже не назначал инспектора: он назначался попечителем округа и подчинялся ему.

Надзор над университетами был усилен. Это особенно наглядно отразилось в главе IV Устава, где речь шла об университетской полиции, и в главе V, определявшей порядок приема и увольнения лиц, принадлежавших к университету, их главных обязанностей.

Новые полномочия получил инспектор, назначаемый попечителем, которому поручался «особливый и ближайший надзор за нравственностью всех учащихся». Ректору университета отводилась более скромная роль, хотя он избирался уже не на один год, как это позволял Устав 1804 года, а на четыре года.

Поражающее современную научно-педагогическую общественность содержание производит новый раздел Устава, в котором изложены права университета.

Эта глава носит название «Права и преимущества университетов» и состоит из трех отделений.

Первое отделение главы VIII Устава освобождало университеты от почтовых платежей за письма и посылки, если их вес не превышал одного пуда; университеты не платили пошлин по совершаемым сделкам; имели собственную цензуру; могли беспошлинно и свободно выписывать из заграницы всякого рода учебные пособия. Университетские здания освобождались от квартирной повинности как постоем, так и деньгами.

Второе отделение главы VIII Устава устанавливало «преимущества служащих при университете лиц». Современному читателю с трудом верится в то, что Устав гарантировал лицам, служащим при нем следующее:

«- Ректор Университета, пока пребывает в этой должности, считается в 5-м классе, если выше чина не имеет. Ординарные Профессоры (штатные) состоят в 7-м, Экстраординарные (приглашенные для чтения дисциплины), Адъюнкты и Прозекторы в 8-м классе, и по предъявлении данных им от Университетского Совета свидетельств получают из Герольдии патенты на чины, этим классам соответствующие.

- Удостоенные ученых степеней утверждаются при вступлении в Гражданскую службу в следующих классах: Доктор в 8-м, Магистр в 9-м, Кандидат в 10-м, Студенты, с успехом окончившие Университетский курс, получают на том же основании 12-й класс»[5].

Из истории российского образования I половины XIX века: стремясь сделать университеты послушными носителями монаршей воли, власть создавала определенную систему социальной поддержки преподавателей и сотрудников. Первое системное изложение пенсионного обеспечения работников университетов дается в третьем отде-

176 -I

лении главы VII Устава 1835 года. В разделе «О пенсиях и пособиях за службу при университетах» предусмотрено следующее:

- за профессорами, адъюнктами и лекторами, прослужившими в университетах 25 лет и более, при уходе на пенсию сохранялся должностной оклад;

- заслуженные профессора, вышедшие на пенсию и замещающие кафедры, получали и пенсию, и должностной оклад;

- в случае неизлечимой болезни преподаватель, прослуживший в университете 10 лет, получал пожизненную пенсию в размере половины жалования, проработавший 15 лет - три четверти, прослуживший 20 лет - полную пенсию.

Царская власть не величала свою империю социальным государством, но не бросала на произвол судьбы семью умершего преподавателя университета и устанавливала следующий порядок:

- вдове и детям профессора, адъюнкта или лектора, прослужившего менее 5 лет и умершего на службе, выдается единовременно по окладу годового жалования покойного, той и другим особо.

- если профессор, адъюнкт или лектор, прослужив усердно при университете от 5 до 15 лет, умрет на службе и оставит вдову и малолетних детей, то сверх вышеозначенной единовременной выдачи назначается в пенсию, особо вдове и детям его по пятой части, а за свыше 20-летнюю службу по 4 части годового жалования умершего.

- если профессор, адъюнкт или лектор, уволенный с пенсией, оставит вдову и детей, то семейство его пользуется одинаковой пенсией со вдовою и детьми умершего на службе профессора, адъюнкта или лектора»[6].

Пенсионное обеспечение распространялось и на других сотрудников университета.

Как видим, политика в отношении университетов была противоречивой: с одной стороны, надзор за ними усиливался, с другой - их статус повышался, меры социальной поддержки усиливались, пенсии обеспечивали достойную жизнь семьям, оставшимся без кормильца.

Профессорам и преподавателям присваивались чины, они носили форменные мундиры. Ректор имел чин V класса (статский советник), ординарный профессор - VII класса (надворный советник), адъюнкт и прозектор - VIII класса. К концу службы многие профессора достигали чина действительного статского советника (IV класс). Ученая степень открывала путь к дворянству: чин IX класса давал личного дворянства, IV класса -потомственное дворянство.

Студенты университета носили форму: сюртук, шинель, треугольную шляпу и шпагу.

Консервативное содержание учебного процесса, чрезмерное администрирование, жесткая дисциплина, преследование любого инакомыслия не позволяли накапливать интеллектуальный потенциал, необходимый для развития науки, в том числе военной. В первой половине XIX века университеты не выполнили свою основную функцию, а поражение в Крымской войне стало итогом политического деспотизма и всевластия бюрократии. Страна нуждалась в просвещении, промышленность - в образованных специалистах, сами университеты - в расширении университетских прав и академических свобод. Общество рассчитывало на реформы.

III

Время реформ наступило, но сами они раскололи общество на тех, кто возмущался их непоследовательностью и половинчатостью, и на тех, кто испытывал ностальгию по старому миру. Первые признаки набиравших силу демократических процессов совпали по времени с отменой крепостного права в России. Так, в 1855 году университеты были возвращены в ведение попечителей учебных округов, должности ректоров, деканов вновь стали выборными (1861 год), студентам разрешили носить партикулярное платье, возобновилась практика направления на учебу за границу и т. д. Одновременно с этим началась работа над новым уставом, которая длилась около пяти лет и завершилась его принятием 18 июня 1863 года.

В новом Уставе изложены права «собственно университетам принадлежавшие». Они заслуживают того, чтобы их перечислить. Без дополнительных комментариев станет понятной общая картина университетских прав и академических свобод императорских университетов. Эти права таковы:

«§126. Университеты свободны от платежа весовых денег за отправляемые по делам их письма и посылки, когда последние весом не более пуда.

§127. Университеты свободны от употребления гербовой бумаги и от платежа крепостных и иных пошлин по совершаемым от имени их актам и вообще по всем касающимся до них делам.

§128. Университеты имеют свою собственную цензуру для тезисов, рассуждений и иных учено-литературного содержания сочинений и сборников, ими издаваемых.

§129. Университетам предоставляется право свободно и беспошлинно выписывать из-за границы всякого рода учебные пособия. Кипы и ящики с сими вещами, адресованные в Университеты, в пограничных таможнях не вскрываются, а только пломбируются, а потом свидетельствуются в Уни-

177

верситетах в присутствии таможенного или полицейского чиновника.

§130. Книги, рукописи и повременные издания, получаемые Университетами из чужих краёв, не подлежат рассмотрению цензуры.

§131. Университетские здания освобождаются, на основаниях, изложенных в существующих постановлениях, от квартирной повинности, как постоем, так и деньгами, а равно и от денежных в пользу города сборов. Правила эти не распространяются на те из принадлежащих Университету зданий, которые приносят доход посредством отдачи их в наём.

§132. Университеты могут издавать периодические труды ученого содержания и иметь собственные типографии и книжные лавки, на общем основании.

§133. Университетам, при которых состоит медицинский факультет, позволяется содержать свои аптеки.

§134. Если преподаватель и вообще чиновник Университета умрет на службе, не оставив наследников и не сделав о своем имуществе надлежащего распоряжения, то Университет обязан сообщить о том местному Губернскому правлению, для вызова родственников покойного, и если в поставленный законом срок наследников не окажется, то оставшееся после умершего имущество, обращается в собственность Университета.

§135. Университетам предоставляется приобретать на праве полной собственности движимые и недвижимые имущества» [7].

Устав 1863 года закреплял не только права и преимущества императорских университетов, но и лиц, к ним принадлежащих. Во-первых, университетские преподаватели и другие лица, к нему принадлежащие, были государственными служащими. При этом «Профессоры, Доценты, Прозекторы и их Помощники, Лекторы, Астрономы-наблюдатели, Библиотекарь, его Помощники, Помощники Прозектора и Лаборанты производятся двумя чинами выше присвоенного их должностям класса» [8].

В третьем Отделении ХП-й главы Устава 1863 года регламентировались пенсии, пособия «за службу при университете»:

«§145. Профессоры, Доценты, Лекторы, Астрономы-наблюдатели, Прозекторы, их Помощники, Лаборанты, Помощники Проректора, Библиотекари и их Помощники, Хранители кабинетов и музеев, или Консерваторы, пользуются, относительной пенсий и единовременных пособий, правами, изложенных в ст. 467-529 Уст. о пенсиях и еди-

новременных пособиях» (Свод Законов Российской Империи. Изд. 1857 г. Т. Ш)»[9].

Следует подчеркнуть, что изложенные в Своде Законов Российской Империи нормы пенсионного обеспечения и условия начисления окладов аналогичны нормам, известным из Устава Императорских Университетов 1835 года.

Устав 1863 года пользовался репутацией республиканского, прогрессивного. Под его влиянием 1863-1864 годы стали периодом наивысшего подъема отечественного университетского образования. Университетское образование пришло в провинцию. В 1865 году открылся Новороссийский университет, в 1869 - Русский Варшавский университет, в 1888 -Томский университет, первый университет в Сибири.

В принципе в Уставах 1835, 1863 и 1884 годов сохранялись изложенные социальные гарантии и основные компоненты пенсионного обеспечения профессоров и всех лиц, имеющих отношение к императорским университетам. Устав 1884 года дополнился пространными статьями, в которых зафиксированы нормы пенсионного обеспечения профессоров, они таковы:

«§154. Профессоры, относительно пенсий и единовременных пособий, пользуются правами, определенными в статьях 342, 385 устава о пенсиях и единовременных пособиях (Св. зак. Т.3 изд. 1876) [10]. Со следующими изменениями: а) пенсии по выслуге 25 лет и половинные пенсии по выслуге 20 лет назначаются по размеру жалования, определенного новым штатом; б) если профессор, по выслуге 25 лет остается на службе при университете, то пенсии сверх жалования не получает; в) находясь на службе вне университета, в случаях, когда действующими постановлениями допускается совмещение пенсии и жалования, выслуживший 25-летие профессор получает пенсию сверх жалования, в размере половины выслуженного им оклада оной; г) после 30 лет учебной службы профессор получает в пенсию полный оклад содержания по новому штату (полагая в составе содержания жалование, столовые и квартирные); д) звание заслуженного профессора дает преподавателю право сохранить свою пенсию сверх жалованья на основании действующих постановлений, по размеру полного оклада содержания профессора» [11].

Дальнейшими тремя статьями и двумя примечаниями к 154 статье регламентируется размер пособий в тех случаях, когда профессора выходят на пенсию, либо страдают заболеваниями. Пред-усмотренны размеры пенсии и в тех случаях, когда профессора одержимы тяжкими и неизлечимыми заболеваниями [12].

Солидный статус российских профессоров, уровень их материального, финансового и пенсионного обеспечения в значительной степени объясняет высокие результаты их научно-исследовательской деятельности. Российские ученые были пионерами выдающихся открытий во всех областях науки и техники. Высоко котировались и российские университеты, которых к 1917 насчитывалось более 80-ти (примерно столько было и негосударственных вузов). Среди 24 крупнейших вузов мира московский императорский университет занимал 7 место, Санкт-Петербургский - 11, Киевский - 24. При этом Московский и Санкт-Петербургский университеты опережали Оксфордский и Кембриджский, а Киевский - Токийский университет [13].

IV

Обстоятельное изложение вопроса о социальном статусе и пенсионном обеспечении профессора Российской империи может стать базой для сравнения, когда речь идет о социальном самочувствии советских ученых и современных профессоров.

В 1912 году минимальная заработная плата романовского учителя составляла 1600 рублей в год, а профессора - 3 тысячи рублей. По официальному курсу доллара в апреле 2016 года российский учитель получал бы 109 тысяч 888 рублей в год или 7 тысяч 80 рублей в месяц; профессор - 206 тысяч 40 рублей в год или 17 тысяч 170 рублей в месяц. Казалось бы, заработная плата в православной империи и в демократической России были равными, однако восприятие ситуации изменится, если мы обратимся к покупательной способности романовского и российского рубля. Элементарные подсчёты показывают, что в православной Российской империи уровень социального самочувствия научно-педаго-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гических работников был выше. Арифметические расчёты, произведенные на основе сопоставления розничных цен и покупательной способности рубля покажут, что качество жизни в России до 1917 года было вдвое выше, чем в 2016 году.

Теперь обратимся к советской части российской истории. В СССР на образование тратили от 5,6 % в 1943 году до 13% в 1946. Любопытно заметить, что в 1961 году расходы на образование в СССР составляли 13%, а в США - 3%. Проиграв состязание в освоении космического пространства, правительство США сделало необходимые выводы и стало тратить на образование 11%. А в России -менее 3%. Например, бюджетом США в 2015 году расходы были предусмотрены в размере 11%, а в бюджете России - меньше 4% [14]. При такой финансовой политике не трудно предугадать печальные для России последствия.

Высокий уровень науки и образования в Советском Союзе обеспечивал народное хозяйство кадрами высочайшей квалификации и позволил СССР занять первое место в Европе и второе место в мире. Исключительно уважительным было положение в обществе учителя и ученого. Академиков Академии наук СССР любой член Политбюро, не говоря уже о министрах и чиновниках рангом ниже, были обязаны принимать в течение одной недели. Накануне краха Советской империи первый секретарь райкома КПСС получал 380 рублей в месяц, кандидат наук, доцент - 350 рублей в месяц, профессор - 450 рублей в месяц, рабочий высокой квалификации - до 750 рублей в месяц, академики Академии наук СССР и ректоры крупнейших вузов - в пределах 1 тысячи рублей.

В сфере образования сравнение в уровне заработной платы, произведенное применительно к 1914, 1985 и 2013 году таковы:

Должность Россия 1914 г. СССР 1985 г. РФ 2013 г.

В О спит. дошк. обр. учрежд. 25 руб. 60-80 руб. 20 500 руб.

Учитель школы 133 руб. 80-160 руб. 26 000 руб.

Профессор 250 руб. 450 руб. 29 000-60 000 руб.

Представления об уровне и качестве жизни можно получить в разные годы, определив, какое количество товаров можно приобрести на получа-

емую заработную плату. А для этого необходимо знать стоимость продуктов, товаров и услуг. Для ответа на этот вопрос составим такую таблицу:

I- 179

№ Наименование продукта (фунт =409 гр.) Стоимость в рублях [15] (1913 г.) Стоимость в рублях (2016 г.)

1 фунт мяса 0,19 628,32

2 фунт муки пшеничной 0,08 102,58

3 фунт риса 0,12 153,87

4 фунт рыбы (судак) 0,25 320,57

6 фунт винограда (кишмиш) 0,16 205,16

7 фунт яблок 0,03 38,46

8 бутылка молока 0,08 102,58

Несложные арифметические действия покажут, что 1 кг мяса в 1913 году стоил 6 копеек, муки пшеничной - 19 копеек, риса - 29 копеек, рыбы - 61 копейку, винограда - 39 копеек, яблок - 7 копеек, бутылка молока - 0,08 копеек. Всего за перечисленные 7 продуктов нужно было бы заплатить 2 рубля 9 копеек. В 2013 году за тот же набор продуктов пришлось бы отдать 2 тысячи 679 рублей 98 копеек.

Напомним, учитель начальной школы в 1913 году получал 25 рублей (32 тысячи 50 рублей в современном денежном исчислении), в 2013 году - 20 тысяч 500 рублей (источник: официальный сайт Минобрнауки). То есть в абсолютном выражении за 100 лет заработная плата учителя в начальной школе уменьшилась на 6 тысяч 450 рублей или на 18 %.

Аналогичные расчеты можно провести в отношении других категорий научно-педагогических работников и ученых. Для всех для них история повернулась вспять. Кроме тех, кто в системе образования получает колоссальную заработную плату.

По официальным данным доходы руководителей государственных вузов, начиная с 2012 года стали стремительно расти. В среднем к 2014 году они выросли на 66 % [16]. Среди ректоров вузов появились миллионеры. Так, ректор высшей школы экономики, кандидат экономических наук Я.И. Кузьминов в 2014 году заработал 45 миллионов 250 тысяч рублей, то есть получал 3 миллиона 752 тысячи рублей ежемесячно.

Второе место в рейтинге самых богатых ректоров вузов заняла ректор РГСУ Н.Б. Починок. Она получила 42 миллиона рублей за 7 месяцев работы в должности.

Третья строчка принадлежит ректору Российской академии народного хозяйства и государствен-

ной службы при Президенте РФ В.А. Мау. Он получил 38 миллионов 830 тысяч рублей.

На четвертой позиции находится ректор Московского государственного университета путей сообщения Б.В. Лёвин - 37 миллионов 730 тысяч рублей.

Что же касается ректора Санкт-Петербургского университета, то он отстал от Е. Кузьминого в 2 раза, а ректор МГУ от Н.Б. Починок - в 5 раз.

Для сравнения: профессор современного университета, работая в 2-3 вузах, получает не более 100 тысяч рублей в месяц.

В 2015 году социальное состояние сотрудников, особенно профессоров вузов, ухудшилось (резкое увеличение нагрузки, необходимость работать в нескольких вузах, рост формализма, хамство персонала управления и т.д.), а финансовое положение ректоров, входящих в ливановскую топ-группу, улучшилось. Естественно, возникает вопрос: за что платят? За развал или развитие?

V

Финансовая политика Правительства России носит примитивный характер: урезаются реальные бюджетные расходы на образование, здравоохранение, ЖКХ и другие сферы, от которых зависит социальное самочувствие населения; снижается уровень жизни «бюджетников», других категорий, находящихся в трудной жизненной ситуации. А это студенты, пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи и т. д. Нищими становятся учителя, врачи, педагоги, воспитатели, ученые, потерявшие в результате «реформирования» работу. На 16% увеличивается фискальная нагрузка на малый и средний бизнес, что приведет к массовому бан-

180

кротству и обострит проблему занятости, которая среди молодежи в конце 2015 года уже составила 30 %, т. е. достигла того уровня, который необходим для костров «майдана» и социального дурмана из «тюльпанов», «роз» и т. д. Официальная инфляция в 2015 году составила 12,2 %, что в 2-3 раза ниже реального роста цен.

Продолжается отток капиталов из страны. В 2014 году он превысил 150 млрд долларов США, в 2015 году снизился до 93-95 млрд долларов. А это - более 37 процентов расходной части бюджета России на 2016 год и в три раза больше той суммы, которая превышает расходы над доходами.

При поголовном обнищании большинства населения России не сокращаются денежные довольствия, растет заработная плата чиновников всех уровней, в бюджет 2016 года закладываются колоссальные расходы на «Золотые парашюты» депутатам Государственной Думы, процветает коррупция в самых верхних эшелонах власти. Межведомственная комиссия, возглавляемая Н.В. Левичевым, выявила вопиющие провалы в таможенной политике, в результате чего государственный бюджет ежегодно не дополучает 2,5 трлн рублей, т. е. почти 16 % бюджета 2016 года.

Информационный шум по поводу успехов, достигнутых в борьбе с коррупцией, размывается информацией о том, что у правоохранительных органов нет претензий к А. Сердюкову, Е. Скрын-ник, Е. Васильевой и другим фигурантам громких коррупционных дел. Масштабное недовольство у населения страны вызывает демонстративно роскошный образ жизни так называемых олигархов. Один из них, например, Григорьев, за четыре года вывел из страны 46 млрд долларов США, т. е. около 3 трлн рублей. А это - еще почти 20 % запланированных на 2016 год расходов государственного бюджета России. Сведения о выводе такой суммы через 60 финансовых институтов ставят под сомнение способность главного регулятора страны контролировать в интересах государства финансовую политику в России. Заметим и другое: Центробанк России убивает саму идею импортзамещения обвалом курса рубля и высокими процентными ставками по кредитам. Правительственные чиновники умертвили крупнейшую авиакомпанию «Трансаэро», единственную, имевшую признаки социальной ответственности, если сравнивать стоимость ее перевозок с билетами, например, Аэрофлота. Один из крупнейших госбанков России за первый квартал 2015 года принес 20 млрд рублей убытка, но его менеджмент купается в роскоши. Никто не может посчитать, в каком объеме разворованы средства, выделенные на строительство космодро-

ма «Восточный». Социологи замечают крайнее недовольство населения, большинство которого с большим трудом сводит концы с концами, такими безответственными с точки зрения социальной реакции акциями, как свадебные расходы в размере 1 млрд долларов США семейства Гуцериевых.

Беспредел губернаторов и местных чиновников делает безобидными шалунами головорезов и мародеров из организованных преступных группировок 90-х годов прошлого века. Сейчас чаша терпения переполняется даже в той среде, которая срослась с главами регионов, районов, поселений, о чем свидетельствуют октябрьские 2015 года события в Красногорске, где лидер предпринимателей района расстрелял своих друзей из числа чиновников и партнеров по бизнесу. Трудно сказать, насколько эффективно и в соответствии с законом будут действовать обе части правоохранительных органов, т. е. и те, кто продолжает носить погоны, и те, с кого их сняли в порядке сокращения штатов. Не совсем понятно и то, насколько слаженно будут действовать правоохранительные органы и некоторые другие структуры в рамках нового для нашей страны явления - появления Национальной гвардии. Не исключено, что их «клиентами» станут не враги России, а доводимое до отчаяния население страны.

Примечания:

I. См.: Жуков, В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - С. 5-6; он же. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. - М.: Союз, 2000. - 825с.; Он же. Университетское образование: история, социология, политика. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. - 331 с. и др.

2. См.: Жуков, В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. - М.: Издательско-книготорго-вый центр «Маркетинг», 2001. - С. 650-673.

3. См.: Жуков, В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. - С. 653-654.

4. См.: Сборник распоряжений по Министру народного просвещения. Том 2. - С. 529.

5. См.: Жуков, В.И. указ.соч. С. 679-683, 683-684.

6.Там же. С. 685-686.

7. См. Жуков, В.И. Указ.соч. С. 711-712.

8. Там же.

9. Там же. С.714

10. Свод законов Российской Империи. Т.3. Изд.1876 г.

II. См. Жуков, В.И. Указ.соч. С. 742-743.

12. Там же. С. 743.

13. Там же. С.200.

14. См.: http://www.christian-spirit.m/v30/30,%2810%29. htm

15. См.: http://pandoraopen.ru

16. Декларации руководителей вузов, опубликованные на официальном сайте МИНОБРНАУКИ РФ.

181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.