Научная статья на тему 'Социальный статус пожилых людей: социологический анализ'

Социальный статус пожилых людей: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2373
197
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / СОЦИАЛЬНО ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Т. В.

Рассматривается взаимосвязь возможности реализации накопленного потенциала представителей старшего поколения и социального статуса социальнодемографической группы пожилых в обществе.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOCIAL STATUS OF ELDERLY PEOPLE: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The interconnection of elderly people’s cumulative potential realization possibilities and their social demographic group’s status in the society is considered.

Текст научной работы на тему «Социальный статус пожилых людей: социологический анализ»

рубежом яркие, нестандартные акции вроде зашивания рта или обнажение участников демонстраций; отмечается, что в последнее время и в России появляются новые формы протеста, например, автопробеги «синих ведерок» и акции прямого действия.

4. Для Интернет-СМИ наиболее актуальны стихийные действия людей по защите своих прав; кроме того, на региональном уровне часто сообщается о протесте политических партий против нарушений на выборах, а в общероссийских и мировых новостях, наоборот, больше внимания уделяется экологическим и прочим общественным движениям, но приоритет все же отдается самодеятельным выступлениям населения. Вопрос об эффективности акций протеста очень редко поднимается в сообщениях информационных агентств - их интересует в первую очередь само эффектное событие как информационный повод.

Список литературы

1. Кубякин Е. О. Социализация российской молодежи в условиях глобального информационного пространства // Власть. 2011. № 3. С. 59-63.

A. V. Petrushina

DISCOURSE OF POLITICAL PROTEST IN THE MESSAGES OF THE INTERNETSITES OF NEWS

In the article the results of the content-analysis of the regional and Russian internetportals of news are examined. The author analyses how complete and objective mass media publications represent news items of protest actions and consider Russians’ protest behavior trends.

Key words: protest actions, political protest, mass media, content-analysis.

Получено 10.02.2012 г.

УДК 316.662:316.346.32-053.9

Т.В. Смирнова, д-р социол. наук, зав. кафедрой, (4872)33-24-18, smirnovasar@mail .ru (Россия, Саратов, Саратовский институт (филиал) РГТЭУ)

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Рассматривается взаимосвязь возможности реализации накопленного потенциала представителей старшего поколения и социального статуса социальнодемографической группы пожилых в обществе.

Ключевые слова: социальный статус, социальная роль, социально-

демографическая группа, социальные нормы.

Уже на ранних стадиях развития человечества проявлялись различия в отношении к пожилым членам общества и представителям других

возрастных групп. Практически во всех государствах древнего мира процветала геронтократия, в буквальном переводе означающая «власть старцев». Так, в древнем Риме пожилые граждане являлись весьма уважаемыми людьми. Почтение к представителям преклонного возраста было настолько велико, что название высшего органа государственной власти древнего Рима - «сенат» - в переводе означает «старик». Привилегированное положение старых людей было обусловлено имеющейся у них политической властью, а также тем фактом, что пожилые люди являлись хранителями традиций, опыта и обрядовых секретов. Старость являлась предметом размышлений великих философов того времени - неслучайно в древнем Риме Цицерон написал свой знаменитый трактат «Беседа о старости». Примером явной геронтократии может служить и спартанская герусия, совет старейшин, который занимался решением важных государственных вопросов. Пожилых людей ценили в первую очередь за мудрость, авторитет, здравые решения, считалось, что они, как никто другой обладают пониманием жизни. То есть можно говорить о максимальном раскрытии и реализации потенциала пожилых людей исторических периодов, о которых идет речь.

В восточных культурах, традиционно находившихся под сильным влиянием конфуцианства, к старикам относились с особым почтением. Согласно древней китайской классификации, возраст от шестидесяти до семидесяти лет считался «желанным». Конфуцианство со временем распространилось на соседние страны, такие как Япония, Корея, Вьетнам. Неотъемлемой частью религиозных обрядов становится культ поклонения предкам. Так что почтительное отношение к старикам, уважение родителей, безоговорочное признание опыта и мудрости старших царило на довольно обширной территории Восточной и Юго-Восточной Азии. Конфуцианство, представляя собой морально-этическое духовное учение, в частности, содержит свод правил одобряемого поведения для молодежи. Покорность и безоговорочное следование авторитету составляет особый принцип конфуцианства - сяо, согласно которому молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его -учтивость к старшим. Иными словами, в этих странах геронтофильные тенденции усиленно культивировались, так что традиционное на востоке уважительное отношение к пожилым получало, говоря современным языком, «государственную поддержку». Следует отметить, что такая социальная политика в полной мере устраивала правителей, так как влечет за собой ощущение прочности и незыблемости государства у граждан страны. Следует отметить, что в Японии и в настоящее время поддерживаются традиции уважения к старости. К примеру, в день столетия японцу власти дарят серебряную чашу. Кроме того, ежегодно 15 сентября отмечается «День уважения стариков», который является для японцев нерабочим. Еще одним примером доминирования геронтофильных обычаев является

традиционная геронтократия на Кавказе, имеющая глубокие исторические корни. Особенность кавказского социокультурного устройства состоит в том, что в некоторых местностях геронтократия сохраняется до наших дней, а тенденции уважения к пожилым выражены повсеместно.

Несмотря на описанный выше исторический опыт почитания старшего поколения, следует отметить его неоднозначность - далеко не всегда отношение общества к своим старикам было позитивным. Известны существовавшие у некоторых народов обычаи и традиции, согласно которым отношение к старикам там было прямо противоположным. В некоторых случаях такие обычаи принимали крайние формы, и тогда стариков убивали. В частности, обычай истребления стариков имел место в некоторых славянских племенах. Наглядно иллюстрирует существование подобных традиций в японских деревнях фильм А. Куросавы «Легенда о Нараями». В основу сюжетной линии фильма положена история японской семьи, запечатленная в тот драматический период, когда главный герой, взрослый мужчина должен был отнести свою состарившуюся мать в долину и оставить ее там навсегда. Очевидно, что такие крайние проявления геронтофобии в обществе детерминируются не только культурными, но и экономическими реалиями. К примеру, зачастую жизнь стариков в племенах зависела от наличия продовольственных ресурсов, угрозы голода.

Однако и в странах с более благоприятными условиями существования отношение к пожилым гражданам очень часто было неоднозначным. Более того, существование в обществе явной геронтократии не застраховывало всех пожилых граждан от притеснений. Среди факторов, оказывающих влияние на отношение к пожилым, можно выделить как наиболее значимые во все времена, борьбу за существование, экстремальные жизненные условия, наличие или отсутствие продовольствия, голод, бедность, значимость для молодых поколений жизненного опыта своих предков.

Отметим, что в исторические периоды, о которых идет речь, состояние здоровья людей было значительно хуже, чем наших современников. Развитие медицины оставалось явно слабым. Поэтому многие пожилые люди, жившие в те времена, были хронически больны, что требовало осуществления постоянного ухода со стороны ближайших родственников. Проявления гуманизма по отношению к пожилым людям, осознанная забота о своих стариках характерны скорее для сформировавшихся общественных структур. К примеру, в оседлых обществах заботе о старшем поколении придавалось гораздо больше значения, чем в иных. Молодежь, демонстрируя почтение к родителям, как бы создавала предпосылки для подобного отношения к себе собственных детей - такие традиции способствовали укреплению стабильности в обществе.

В Древней Руси, согласно летописи, мнение пожилых людей, старцев оказывало влияние на принятие важнейших решений веча. Следует отметить, что в обществах традиционного типа ссылки на обычаи предков при решении актуальных вопросов являлись определяющими. Темп социальных изменений был незначительным, поэтому важнейшее значение имел опыт, в том числе социальный, передававшийся из поколения в поколение. В странах такого типа традиционно признавалось главенство старших поколений над младшими. Возраст играл большую роль в определении социального статуса россиянина, имел решающее значение для определения места человека в семье. Социальные нормы России восемнадцатого века нашли свое отражение в известной книге «Домострой». Собранные и записанные там устои жизни российского общества, правила, по которым следовало жить россиянам, проповедовали не только уважительное отношение к старшим, но и «почитание власти родителей». Как правило, русская крестьянская семья была многопоколенной, что также способствовало укреплению авторитета старейшего ее члена, главы семьи, хранителя традиций, накопленного опыта предков. При этом, старики имели возможность много времени проводить с детьми, занимаясь воспитательной деятельностью.

Однако и в русских деревнях жизнь стариков была омрачена трудностями быта и нищетой, основой для которых были общий низкий уровень жизни крестьян, нехватка продовольствия для всех членов семьи. С.П. Никонов, наблюдая за крестьянским бытом, пишет: «Лица эти в настоящее время являются тяжким бременем («захребетники») для своих близких в тех семьях, для благосостояния которых, быть может, они сами работали, пока были в силах, ныне влача свое печальное существование вечно впроголодь, с постоянными попреками в дармоедстве» [1]. Иными словами, геронтологическая ситуация в России была подвержена тем же противоречивым тенденциям, наблюдаемым на протяжении веков в большинстве других стран.

Итак, из вышеизложенного следует, что в основе возможности раскрытия и реализации потенциала пожилых людей лежали традиции уважительного отношения к старикам. Высокий социальный статус давал возможность представителям старшего поколения в полной мере реализовывать свой опыт и знания, принимая важные, в том числе, управленческие решения. Однако уважение тем и отличается, например, от любви, что основывается на объективных факторах: мудрость, точно подобранные слова, успешная миротворческая деятельность и др. Традиции сами по себе, без социального базиса и фактического подкрепления существуют не долго. Поэтому пожилые члены общества, что называется, «должны соответствовать», то есть действительно иметь богатый внутренний потенциал, чтобы было, что реализовывать на благо общественного развития. Если так и происходит, то социальный статус

старшего поколения остается высоким. Другое дело, когда традиции уважительного отношения к пожилым людям в обществе по каким-либо причинам утрачены. В этом случае и реализация потенциала пожилых людей затрудняется, так как представители старшего поколения фактически отстраняются от решения важных общественных и производственных проблем, что в свою очередь еще больше понижает их статус.

Современное российское общество переживает возрождение религиозных традиций. Потому в рамках обсуждаемого вопроса о социальном статусе пожилых людей в социуме в различные исторические периоды представляется интересным анализ исследуемой проблемы в аспекте религиозных представлений. Следует подчеркнуть, что уважительное отношение к старшему поколению признается благом во всех мировых религиях. Так, в исламе уважение старших рассматривается как одна из основных нравственных норм мусульманина. На это указывают многие аяты и хадисы: «Не относится к общине моей тот, кто не уважает старших среди нас...» (Ахмад и Ат-Табарани); «Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть и справедливому правителю» (Абу Дауд). Кроме того, Коран показывает связь между поклонением Аллаху и проявлением уважения к родителям: «И

поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с ним, а родителям делайте добро.» («Женщины», 36). На наш взгляд, наиболее ярко Коран демонстрирует идею о необходимости почтительного отношения к родителям, призывая следовать этому даже в том случае, если они (родители) не являются мусульманами. «А если родители станут понуждать тебя поклоняться наряду со Мной тому, о чем ты не знаешь, то не подчиняйся им, но относись к ним в этом мире хорошо.» («Лукман», 15).

В России на протяжении веков наиболее распространенной религией было христианство. Многие социальные институты формировались и развивались под воздействием законов и правил общественной жизни, закрепленных христианской моралью. Поэтому представляется целесообразным осуществить более подробный анализ отношения к представителям позднего возраста в обществе, его причин и последствий через призму христианской морали. Отметим, что наиболее значительные события, упомянутые в Ветхом Завете, происходят в основном с избранными людьми весьма преклонного возраста. К примеру, Аврааму исполнилось 75 лет, когда Бог заключил с ним союз. В результате Авраам покидает страну, в которой он родился, и все блага, которые могут привлекать человека. Более того, Аврааму было 100 лет, а его жене Саре -90, в год рождения их сына Исаака. Судя по тому, как восприняла известие о предстоящем рождении сына Сара, по силе ее переживаний по этому поводу, указанный возраст вполне мог соответствовать аналогичному возрасту современных людей. В свою очередь, Исааку в год рождения его

детей Исава и Иакова исполнилось 60 лет. Важность факта рождения детей, а соответственно, и возраста их родителей определяется акцентом, который в Книгах Священного Писания делается на преемственности поколений, на факте наследования, передачи от отца к сыну не столько материальных богатств, сколько морально-нравственных ценностей и религиозных принципов.

Только после преодоления определенного возрастного рубежа участникам библейских событий выпадали серьезные испытания, требующие зрелости, веры, мудрости и твердости убеждений. Моисею -одной из ключевых фигур Ветхого Завета, к моменту выхода из Египта было 80 лет. Постоянным спутником Моисея, страдающего дефектом речи, был его 83-летний брат Аарон, который славился красноречием, способностью обращаться к людям. Тот факт, что основные действующие лица Ветхого Завета - люди преклонного возраста - не случаен. Анализ текста не оставляет сомнений в том, что авторитетными фигурами, людьми, на которых возлагается большая ответственность не только за себя и свою семью, но и за судьбу всего народа, за соблюдение морально-нравственных и религиозных ценностей, могли стать только люди, прожившие достаточно долго. Так, в тексте довольно часто упоминаются старейшины народа. Обращение к ним происходит, как правило, в особенно сложных, критических ситуациях, когда появляется необходимость принятия справедливого решения, авторитетного свидетельства какого-либо события, трансляции остальным той или иной принципиально важной информации. Старейшины считались единственными надежными свидетелями произошедшего чуда. Религиозные каноны возвышают образ старости, что подтверждают слова из Ветхого Завета: «Перед сединой вставай и уважай старца».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним фактором, определяющим уважительное отношение к предкам, предписываемое Ветхим Заветом, служит общее правило, которое неоднократно проявляется в тексте: то, что происходит с праотцами, повторяется в судьбе их потомков. К примеру, так же как Авраам, Исаак (сын Авраама) и его семья вынуждены были из-за голода, поразившего землю Ханаан, оставить эту землю. Следует отметить, что фиксирование внимания на преемственности поколений не могло не оказать влияния на формирование системы межпоколенных отношений в обществе. В этом случае опыт предков становится чрезвычайно важным.

Тема уважения и почитания представителей старшего поколения и в особенности родителей проходит на протяжении всего повествования. Как известно, поводом для проклятия Хама, сына Ноя, послужила насмешка в адрес своего отца. Имя Хама в результате стало нарицательным, и, несмотря на то, что имя это упоминается в Библии, называть так детей не принято по сегодняшний день. Кроме того, в тексте Ветхого Завета прослеживается закономерность: люди, которым в дальнейшем предстоит совершать

предосудительные с точки зрения религиозных норм поступки, обычно не проявляют должного уважения по отношению к своим родителям и людям, старшим по возрасту. Так, Агарь непочтительно ведет себя по отношению к Саре, которая гораздо старше ее. Лаван, ведя переговоры по поводу свадьбы своей сестры, начинает говорить раньше своих родителей, на что в тексте делается акцент.

Подтверждением важности правильного выстраивания межпоколенных отношений служит тот факт, что заповедь: «Чти отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Г осподь, Бог твой, дает тебе», - была записана на первой скрижали из двух, полученных Моисеем от Бога, то есть там, где определяются обязанности человека по отношению к Богу. Такое расположение данной заповеди не случайно, так как на ее соблюдении зиждется одна из основ построения семьи. Кроме того, соблюдение заповеди должно оказывать большое влияние и на родителей, вызывать у них желание оставаться достойными уважения детей. Знаменательна вторая часть заповеди, которая содержит мотив для ее соблюдения: для общества уважение к предыдущему поколению является необходимым условием стабильности и процветания.

Следует обратить внимание на тот факт, что в данной заповеди первым упоминается отец. Однако далее в тексте аналогичное правило формулируется таким образом, что первой упоминается мать: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего». Такое различие в построении предложений имеет свое объяснение - провозглашается равный статус отца и матери по отношению к ребенку. Подчеркнем, что во всех других сферах деятельности мужчина и женщина во времена описываемых событий, как, впрочем, и много позже, имели различный статус, женщина находилась в подчиненном положении и, конечно, ни о каком равноправии не могло идти речи. Таким образом, материнство и пожилой возраст женщины, среди факторов, определяющих положение человека в семье и обществе, превалировали над многими другими, например, принадлежностью к дискриминируемому полу. Современного человека не может не удивлять суровость наказания, определенного Ветхим Заветом для тех, кто тем или иным образом нарушает заповедь об уважении к родителям. «И тот, кто ударит отца своего или мать свою, предан будет смерти». Упоминание о наказании, неумолимо следующем за преступлением, конкретизация возможных случаев пренебрежения данной заповедью встречаются в тексте неоднократно. Вот лишь некоторые примеры: «И проклинающий отца своего или мать свою будет предан смерти», «Всякий, кто будет злословить отца своего и мать свою, смерти должен быть предан».

В Новом Завете, на первый взгляд, меньше внимания уделяется выстраиванию отношений между поколениями. Основные действующие лица молоды, либо принадлежат поколению среднего возраста. Однако некоторые моменты текста Нового Завета представляют интерес при

обсуждении вопроса об отношении к пожилым людям. Как известно, Новый Завет привнес множество изменений, затронувших многие сферы жизни человека. Большинство из десяти заповедей в большей или меньшей степени подверглись трансформации. К примеру, даже такие заповеди как «не убий», «не прелюбодействуй» были конкретизированы и по-новому разъяснены. Сложившиеся правила о клятвах, мщении, разводе претерпели принципиальные изменения. Поэтому можно говорить о том, что заповедь об уважении родителей - одна из немногих, которые дословно воспроизводятся в Новом Завете.

При анализе текста Ветхого Завета мы могли лишь по косвенным, хотя и достаточно явным признакам, сделать вывод о том, что представители старшего поколения были исключительно активны, занимали передовые позиции при решении важных общественных задач, а также о том, что фактически узаконенное почитание со стороны детей должно было содействовать совестливости и служить посылом для благородных поступков самих пожилых людей. В Новом Завете это получает более определенное подтверждение: «Дети, будьте послушны вашим родителям во всем, потому что это приятно Господу. Отцы, не раздражайте ваших детей и не разочаровывайте их».

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие обобщения: 1. Представители старшего поколения часто играли ведущую роль в описанных Библией событиях. 2. Авторитет родительства и старости был настолько велик, что стирал различия в статусе мужчины - отца и женщины - матери. 3. Власть и авторитет старшего поколения обусловлены не только традициями, но и ответственностью (включая ответственность перед своими детьми), которую общество возлагает на них. 4. Пристальное внимание к вопросу отношения к старшему поколению со стороны представителей других возрастных групп обусловлено важностью преемственности поколений для развития и процветания общества.

Результаты данного исследования подтверждают выводы о существовании взаимосвязи возможности реализации накопленного потенциала представителей старшего поколения, включающей ответственность за свою деятельность, и социального статуса социальнодемографической группы пожилых в обществе. Теперь становятся очевидными причины принципиальных изменений социального статуса пожилых людей в социуме, которые внесла индустриализация. Если до перехода к капиталистическому обществу отношение к старикам было в целом положительным, то теперь такие понятия как опыт, авторитет и традиции потеряли свое прежнее значение. Вместе с этим начал снижаться социальный статус представителей старшего поколения, демонстрируя довольно редкий случай нисходящей групповой социальной мобильности. Временное совпадение роста относительной доли пожилых людей с

усилением неопределенности социального статуса лишь усугубило негативные тенденции.

Список литературы

1. Гордин В.Э. Чем старость обеспечим. М.: Мысль, 1988. С. 16.

T.V. Smirnova

SOCIAL STATUS OF ELDERLY PEOPLE: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The interconnection of elderly people’s cumulative potential realization possibilities and their social demographic group’s status in the society is considered.

Key words: social status, social role, social demographic group, social regulations.

Получено 20.01.2012 г.

УДК 316.344.27-057.75

Т.В. Смирнова, д-р социол. наук, зав. кафедрой, (4872) 33-24-18, smirnovasar@mail .ru (Россия, Саратов, Саратовский институт (филиал) РГТЭУ)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ В ПЕНСИОННОМ ВОЗРАСТЕ

Рассматривается роль профессиональных деструкций как фактор снижения эффективности труда, реализации социально-трудового потенциала человека.

Ключевые слова: профессиональные деструкции, социально-трудовой потенциал, социально-демографическая группа, физиологические, эмоционально-этические, социальные факторы.

Возможность создать индивидуальный стиль трудовой деятельности, достичь стадий мастера и наставника обеспечивает работнику только длительное нахождение в профессии. В то же время развитие профессионализма во временной перспективе, как и все реально происходящие процессы, не протекает абсолютно гладко. Так, на переход из одной стадии профессионализма в другую, а также на продуктивность и комфортность нахождения внутри каждой из них значительным влиянием обладает такое явление как профессиональные деструкции. Именно профессиональные деструкции способны в значительной степени снижать эффективность труда, являясь ограничивающими факторами реализации социально-трудового потенциала человека.

Здесь уместно сделать небольшое отступление, целью которого служит обоснование использования термина «профессиональные деструкции» в данной работе. В современной социологии для обозначения вероятности возникновения опасности и масштаба ее последствий обычно применяется понятие риска - термин, имеющий сегодня чрезвычайно