Научная статья на тему 'Социальный статус подростков Якутии'

Социальный статус подростков Якутии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
542
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕР / КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / NORTH / INDIGENOUS POPULATION / ADOLESCENTS / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семенова Надежда Борисовна

Показатели психического здоровья у детей и подростков в разных регионах России существенным образом различаются. Неблагополучная ситуация сложилась в национальных субъектах Российской Федерации, в частности в Республике Саха (Якутия), что подтверждается высокими показателями смертности от внешних причин, высокой распространенностью алкоголизма и токсикомании среди подростков и высоким уровнем самоубийств 76,5 на 100 тыс. Проведено анонимное анкетирование 244 подростков коренного населения Якутии (якуты, эвенки, эвены и юкагиры), средний возраст составил 16,5 года. Применялась социально-гигиеническая анкета, которая включала оценку условий проживания, близкого семейного окружения, внешнего социального окружения, системы отношений с родителями, учителями и сверстниками, отношения к вредным привычкам. От 67,7 до 71,7% коренных подростков расценивают свое семейное окружение как благополучное, 70,5-80,7% подростков с интересом посещают школу. В то же время неблагополучное семейное окружение отмечают 28,3-32,4% подростков. В 12,5-22,9% семей имеются конфликты, связанные с алкоголизацией родителей. От 41 до 45% подростков не удовлетворены отношениями с учителями, у 19,3-29,5% подростков снижен интерес к посещению школы, 3,2% подростков регулярно прогуливают школьные занятия. Большинство этих молодых людей находят свои интересы в окружении социально неблагополучных друзей, это способствует раннему приобщению к спиртному 21-36,7% подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social status of adolescents in Yakutia

The indicators of mental health of children and adolescents differ signifi cantly in various regions of Russia. The problem situation developed in the national subjects of the Russian Federation, among their number in the Republic of Sakha (Yakutia). The occurrence is confi rmed by high indicators of mortality because of external causes, high prevalence of alcoholism and toxicomania among adolescents and high level of suicides 76.5 per 100 000 of population. The anonymous questionnaire of 244 adolescents of indigenous population of Yakutia (Yakuts, Evenks, Evens and Yukagirs) was carried out. The mean age of respondents amounted to 16.5 years. The social hygienic questionnaire was applied with sections concerning assessment of living conditions, immediate family environment, external social environment, system of relationship with parents, teachers and peers and attitude to harmful habits. The analysis established that from 67.7% to 71.7% of indigenous adolescents consider their family environment as a problem-free and 70.5-80.7% of adolescents visit school with interest. At the same time, problem family environment was noted by 28.3-32.3% of adolescents. The confl icts related to alcoholization of parents take place in 12.5%-22.9% of families. From 41% to 45% of adolescents are not complied with relationship with teachers. From 19.3% to 29.5% of adolescents have lower interest to visiting school and 3.2% of adolescents cut regularly classes. The most of these young people fi nd their interests in environment of socially problematic friends that contributes to early familiarization with alcohol (21-36.7% of adolescents).

Текст научной работы на тему «Социальный статус подростков Якутии»

© Семенова Н.Б., 2015 УДК 613.956:316.6(571.56)

Семенова Н.Б. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОДРОСТКОВ ЯКУТИИ

ФГБУ "НИИ медицинских проблем Севера" СО РАМН, 660022, Красноярск, Россия

Показатели психического здоровья у детей и подростков в разных регионах России существенным образом различаются. Неблагополучная ситуация сложилась в национальных субъектах Российской Федерации, в частности в Республике Саха (Якутия), что подтверждается высокими показателями смертности от внешних причин, высокой распространенностью алкоголизма и токсикомании среди подростков и высоким уровнем самоубийств — 76,5 на 100 тыс.

Проведено анонимное анкетирование 244 подростков коренного населения Якутии (якуты, эвенки, эвены и юкагиры), средний возраст составил 16,5 года. Применялась социально-гигиеническая анкета, которая включала оценку условий проживания, близкого семейного окружения, внешнего социального окружения, системы отношений с родителями, учителями и сверстниками, отношения к вредным привычкам. От 67,7 до 71,7% коренных подростков расценивают свое семейное окружение как благополучное, 70,5— 80,7% подростков с интересом посещают школу. В то же время неблагополучное семейное окружение отмечают 28,3—32,4% подростков. В 12,5—22,9% семей имеются конфликты, связанные с алкоголизацией родителей. От 41 до 45% подростков не удовлетворены отношениями с учителями, у 19,3—29,5% подростков снижен интерес к посещению школы, 3,2%% подростков регулярно прогуливают школьные занятия. Большинство этих молодых людей находят свои интересы в окружении социально неблагополучных друзей, это способствует раннему приобщению к спиртному 21—36,7%% подростков. Ключевые слова: Север; коренное население; подростки; психическое здоровье.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (4): 14—18.

Для корреспонденции: Семенова Надежда Борисовна, snb237@gmail.com

Semenova N.B.

THE SOCIAL STATUS OF ADOLESCENTS IN YAKUTIA

The research institute of medical problems of the North of the Siberian branch of the Russian academy of sciences,

660022, Krasnoyarsk, Russia The indicators of mental health of children and adolescents differ significantly in various regions of Russia. The problem situation developed in the national .subjects of the Russian Federation, among their number in the Republic of Sakha (Yakutia). The occurrence is confirmed by high indicators of mortality because of external causes, high prevalence of alcoholism and toxicomania among adolescents and high level of suicides — 76.5 per 100 000 of population. The anonymous questionnaire of244 adolescents of indigenous population of Yakutia (Yakuts, Evenks, Evens and Yukagirs) was carried out. The mean age of respondents amounted to 16.5 years. The social hygienic questionnaire was applied with sections concerning assessment of living conditions, immediate family environment, external social environment, system of relationship with parents, teachers and peers and attitude to harmful habits. The analysis established that from 67.7%% to 71.7% of indigenous adolescents consider their family environment as a problem-free and 70.5—80.7% of adolescents visit school with interest. At the same time, problem family environment was noted by 28.3—32.3% of adolescents. The conflicts related to alcoholization of parents take place in 12.5%-22.9% of families. From 41% to 45% of adolescents are not complied with relationship with teachers. From 19.3% to 29.5% of adolescents have lower interest to visiting school and 3.2%% of adolescents cut regularly classes. The most of these young people find their interests in environment of socially problematic friends that contributes to early familiarization with alcohol (21—36.7%% of adolescents). Keywords: the North; indigenous population; adolescents; mental health.

Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (4): 14—18.

For correspondence: Semenova Nadezhda Borisovna, snb237@gmail.com

Received 18.08.2014

Показатели психического здоровья у детей и подростков в разных регионах России существенным образом различаются, что объясняется многообразием социальных, эколого-географических, этнокультураль-ных и иных факторов. На протяжении многих лет низкие показатели здоровья регистрируются у детей и подростков в субъектах РФ, подтверждением чего служит, в частности, высокий уровень смертности от внешних причин — травм, отравлений, несчастных случаев [1].

Неблагополучная ситуация сложилась в Республике Саха (Якутия) — РС(Я), где в структуре смертности детей от 1 года до 14 лет смертность от внешних причин занимает первое место, а в структуре причин смертности подростков 15—17 лет доля внешних причин в 2011 г. составила 88,1%. По данным Якутского республиканского психоневрологического диспансера, число подростков 14—18 лет, страдающих психическими и наркологическими расстройствами, неуклонно растет. В 2009 г. распространенность алкоголизма среди

детей и подростков составила 16,5 на 100 тыс., что на 23,1% больше по сравнению с показателем 2008 г. (13,4 на 100 тыс.). Распространенность токсикомании среди подростков 15—17 лет составляет 92,6 на 100 тыс. [11]. Отражением крайнего социального неблагополучия является высокий уровень суицида (76,5 на 100 тыс.), превышающий аналогичный показатель по России более чем в 3 раза (20,1 на 100 тыс.). При этом среди ко -ренных подростков уровень самоубийств в 4 раза выше, чем среди подростков пришлого населения [6].

Одной из основных причин такой ситуации является снижение социальной ответственности за воспитание подрастающего поколения. Смена образа жизни ко -ренных народов Севера привела к разрушению семейных традиций, к росту числа неблагополучных семей (проблемных, конфликтных и кризисных). На 1 января 2012 г. зарегистрировано 5197 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых проживают 10 755 несовершеннолетних детей. Наибольшую про-

блему представляют семьи с асоциальным поведением родителей, в которых совершаются преступления в отношении несовершеннолетних. По данным статистической отчетности, в 2011 г. было совершено 906 преступлений в отношении детей и подростков, среди них количество тяжких и особо тяжких преступлений составило 146, число преступлений против малолетних детей (до 14 лет) — 286. На протяжении нескольких лет отмечается рост сексуальных преступлений против несовершеннолетних: в 2011 г. совершено 162 преступления сексуального характера, среди них 33 случая изнасилования [9].

Цель исследования — изучить социальный статус подростков коренного населения РС (Я). Задачи исследования — оценить близкое семейное окружение; охарактеризовать систему отношений подростков с родителями, учителями и сверстниками; проанализировать внешнее социальное окружение, отношение подростков к вредным привычкам и вероятность возникновения девиаций.

Материалы и методы

Для решения поставленной цели методом типологической выборки отобрано 13 поселков, входящих в состав четырех улусов, расположенных в трех разных районах РС (Я) (Арктических, центрально-восточных и южных), в местах наиболее компактного проживания коренного населения. В арктических районах обследовано 5 населенных пунктов; по 4 в центрально-восточных и южных районах. Объектом обследования явились подростки коренных народов Севера (в основном это были якуты и эвенки, небольшую долю составили эвены и юкагиры), учащиеся 10—11-х классов общеобразовательных школ. Всего обследовано 243 подростка (102 мальчика и 141 девочка), средний возраст составил 16,5 года.

В обследовании применялась специально разработанная социально-гигиеническая анкета, которая состояла из 5 блоков. Первый блок касался близкого семейного окружения, второй — внешнего социального окружения, третий — отношения подростка к учебному заведению, четвертый — системы отношений с родителями, учителями и сверстниками, пятый — отношения подростка к вредным привычкам. Каждому вопросу соответствовала группа формализованных ответов, один из которых подросток должен выбрать. Сочетание ответов составлено таким образом, что те из них, которые сформулированы в виде отрицаний, служили условным контролем откровенности. Анкетирование проводилось анонимно.

Для статистической обработки данных использован пакет прикладных программ Statistica for Window Version VI. Анализ вида распределения количественных данных осуществлялся с применением критерия Шапиро—Уилка. Статистический анализ бинарных признаков проводился с подсчетом относительной частоты (в %) и 95% доверительного интервала (95% ДИ). Группы сравнения анализировались по качественному бинарному признаку с помощью %2 и точного критерия Фишера. Для исследования силы взаимосвязи показателей вычислялся коэффициент парной корреляции Спир-мена (г). Величина уровня значимости различий принималась при р = 0,05, т. е. при ошибке 5%.

Исследование проведено в соответствии с этическими принципами Хельсинкской декларации ВМА (Хельсинки, 1964 г. в редакции 2008 г.), что включало информированное согласие на проведение исследования (пункты (п.) 22, 24, 27), конфиденциальность частной информации (п. 11), выполнение исследования с привлечением лиц, имеющих соответствующую подготов-

ку и квалификацию (п. 16), использование методик, безопасных для сохранения психического здоровья (п. 23).

Обследование проводилось в рамках темы НИР "Закономерности формирования психического здоровья коренных и малочисленных народов Республики Саха (Якутия)" в соответствии с контрактом № 2-01/06.

Результаты исследования

Характеристика близкого социального окружения. Семьи подростков, которых мы обследовали, живут в небольших поселках, большинство из них проживают в неблагоустроенных домах. Объективная оценка бытовых условий проживания семей показала, что более благоприятная ситуация отмечается в северных районах Якутии, где 36,6% семей имеют благоустроенное жилье. В центрально-восточных и южных районах республики его имеет лишь небольшая часть коренных семей, большинство (96%) семей проживают в домах без коммунальных удобств. В то же время подавляющая часть коренных подростков назвали свои бытовые условия хорошими (73,7%), 25,9% подростков считают бытовые условия удовлетворительными и всего 0,4% — плохими.

Большинство подростков расценивают близкое семейное окружение как благополучное. Так считают 73,5% подростков, проживающих в северных районах, 71,7% — в центрально-восточных и 67,7% — в южных. Отношения в этих семьях подростки считают "хорошими, дружескими и теплыми". О том, что в их семьях отсутствуют конфликты, высказалась гораздо меньшая часть молодых людей: внутрисемейные конфликты отсутствуют всего в 13,2% семей, проживающих в северных районах, в 6,6% — в центрально-восточных и в 22,6% — в южных.

Неблагополучное семейное окружение по результатам самоотчетов подростков отмечается в 23,9% семей, проживающих в северных районах, в 28,3% — в центрально-восточных и в 32,3% — в южных районах. Основная причина семейного неблагополучия связана с алкоголизацией родителей. О том, что близкие родственники злоупотребляют алкоголем, высказались 10,7% подростков, проживающих в северных районах, еще 18,2% не отрицают этого факта. В центральных и восточных районах 6,7% подростков прямо высказались о том, что их родственники хронически употребляют алкоголь, 13,4% не отрицают наличия таких родственников. В южных районах 6,5% подростков прямо сказали о наличии хронических алкоголиков в их семьях, 19,4% подростков высказались об этом косвенно.

Отношения в неблагополучных семьях подростки расценивают как удовлетворительные или плохие. Отношения в семье считают удовлетворительными 23,9% подростков, проживающих в северных районах, 23,3% — в центральных и восточных и 30,6% — в южных. Отношения в семье считают плохими 2,5% подростков, проживающих на Севере, 5% — в центральных и восточных районах и 1,6% — в южных.

В большинстве неблагополучных семей отмечаются конфликты: в 19% семей, проживающих в северных районах (в 15,7% — каждую неделю, в 3,3% — каждый день), в 18,3% семей, проживающих в центральных и восточных районах (соответственно в 8,3 и 10%), и в 13,5% семей, проживающих в южных районах (соответственно в 6,5 и 8%). Наиболее частой причиной конфликтов подростки считают детско-родительские отношения: в 62% семей, проживающих в северных районах, 58,9% — в центральных и восточных и 43,8% — в южных. Вторая причина конфликтов — разногласия между родителями: в 18,9% семей, проживающих в се-

верных районах, 28,6% — в центральных и восточных и 33,3% — в южных. Крайне неблагоприятным признаком является наличие конфликтов, связанных с алкоголизацией родителей: в 18,9% семей, проживающих в северных районах, в 12,5% — в центральных и восточных и в 22,9% — в южных.

Анализ системы взаимоотношений. Мы проанализировали характер отношений молодых людей с родителями, учителями и сверстниками. Больше всего старшеклассники довольны отношениями со сверстниками. Из числа всех опрошенных 78,2% назвали хорошими и дружескими (71,1% — в северных районах, 88,3% — в центральных и восточных, 82,3% — в южных). От 62,8 до 70,9% подростков довольны отношениями с родителями и расценивают их как хорошие и понимающие. От 55 до 58,7% молодых людей довольны отношениями с учителями и считают их "хорошими и понимающими".

У части молодых людей имеются определенные трудности в отношениях с окружающими людьми. Так, свои отношения со сверстниками считают удовлетворительными 21,8% подростков (25,6% — в северных районах, 11,7% — в центральных и восточных и 17,7% — в южных). Отношения с одноклассниками считают плохими 3,3% подростков, проживающих в северных районах. При сравнении двух групп подростков (имеющих проблемы в отношениях со сверстниками и не имеющих их) оказалось, что проблемы в отношениях со сверстниками чаще встречаются у тех подростков, которые имеют проблемы в отношениях с родителями (р < 0,001).

Также мы провели анализ системы взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. От 83,5 до 90,3% молодых людей высказались о том, что не имеют их, однако часть старшеклассников признают, что имеют определенные трудности в установлении межполовых контактов: 16,5% подростков в северных районах, 16,7% в центральных и восточных районах и 9,7% в южных. При сравнении двух групп старшеклассников (имеющих проблемы с противоположным полом и не имеющих) выяснилось, что трудности чаще встречаются у молодых людей, воспитывающихся в семьях с наличием конфликтов (р = 0,007), а также у подростков в семьях, в которых нарушены детско-родительские отношения (р = 0,03).

В неблагополучных семьях между родителями и детьми нет доверия и взаимопонимания, нарушения детско-родительских отношений выявляются у 29,1— 37,2% подростков. Отношения с родителями как удовлетворительные расценивают 28,7% подростков, проживающих в северных районах, 18,3% — в центральных и восточных и 24,2% — в южных. О том, что родители их не понимают, высказались 8,2% подростков, проживающих в северных районах, 15% — в центральных и восточных районах и 4,8% — в южных.

Корреляции между показателями отклоняющегося поведения и психосоциальными факторами (г)

Показатель ПШ АСК СА

Плохие бытовые условия 0,15* 0,07 0,15*

Внутрисемейные конфликты 0,09 0,24* 0,28**

Алкоголизация родителей -0,01 0,15* 0,1

Плохие отношения с родителями 0,09 0,07 0,17*

Плохое отношение педагогов 0,28** 0,29** 0,27***

Плохие отношения со сверстниками 0,09 0,14* 0,08

Проблемы в отношениях 0,08 0,07 0,19**

с лицами другого пола

Примечание. ПШ — прогулы школы; АСК — общение с антисоциальной компанией; СА — склонность к алкоголизации; * — р < 0,05; ** — р < 0,01; *** — р < 0,001.

Больше всего подростков не устраивают отношения с педагогами (от 41,3 до 45%). Так, 37,9% молодых людей считают, что педагоги относятся к ним "удовлетворительно" (33,8% в северных районах, 41,7% в центральных и восточных и 41,9% в южных). О том, что учителя их не понимают, высказались 7,4% подростков, живущих в северных районах, 3,3% — в центральных и восточных и 1,6% — в южных. При сравнении двух групп подростков (имеющих трудности во взаимоотношениях с учителями и не имеющих таковых) оказалось, что взаимоотношения чаще нарушаются у подростков, которые воспитываются в семьях с наличием внутрисемейных конфликтов (р < 0,001), и у подростков, проживающих в плохих бытовых условиях (р = 0,005).

Вероятность возникновения отклоняющегося поведения. При оценке отклоняющегося поведения мы анализировали такие проявления, как прогулы школьных занятий, приобщение к антисоциальным компаниям и отношение к вредным привычкам (алкоголю и наркотикам).

Все обследованные подростки обучались в 10—11-х классах общеобразовательных школ. О том, что им интересно посещать школу, высказались 71,1% подростков, проживающих в северных районах, 75% — в центральных и восточных, 79% — в южных. В то же время посещают школу без интереса от 16,1 до 28,7% подростков. Часть (до 3,2%) подростков регулярно прогуливают школьные занятия, что является явным признаком нарушения школьной адаптации.

Анализ внешкольного окружения показал, что в среднем лишь 36,6% подростков не имеют друзей, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотики. Друзья с криминальными наклонностями отсутствуют у 70,8% подростков. Внешнее социальное окружение у этих подростков можно назвать благополучным.

Многие подростки прямо или косвенно заявили о том, что в их окружении имеются друзья, злоупотребляющие алкоголем или употребляющие наркотические средства. Подтвердили это прямо 20,6% молодых людей в северных районах, 16,6% — в центральных и восточных и 8,1% — в южных. Высказались об этом косвенно 45,5, 63,3 и 33,9% подростков соответственно.

У части молодых людей имеются друзья с криминальными наклонностями. Прямо высказались об этом факте 4,9% подростков, проживающих в северных районах и 8,3% — в центральных и восточных. Не отрицают наличия друзей, склонных к противоправным деяниям, 35% старшеклассников в северных районах, 18,3% — в центральных и восточных и 9,7% — в южных. Подростки, которые приобщаются к антисоциальным компаниям, чаще воспитываются в семьях с наличием внутрисемейных конфликтов (р = 0,04), они отвергаются коллективом сверстников (р = 0,03) и испытывают враждебное отношение со стороны учителей (р = 0,002).

Анализ отношения старшеклассников к вредным привычкам показал, что большинство подростков негативно относятся к алкоголю. Об этом высказались 71,9% подростков, проживающих в северных районах, 63,3% — в центральных и восточных и 79% — в южных. О негативном отношении к наркотикам высказались от 98,4 до 100% молодых людей.

Тем не менее от 20,9 до 31,7% старшеклассников прямо или косвенно заявили о том, что употребляют алкоголь. Наиболее негативные тенденции раннего приобщения к алкоголю выявлены в центральных и восточных районах (р < 0,05), где 36,7% подростков высказались о том, что имеют пристрастие к алкоголю (5%

подростков заявили об этом прямо, 31,7% не отрицают данного факта). Подростки, имеющие склонность к алкоголизации, чаще воспитываются в неблагополучных семьях с внутрисемейными конфликтами (р = 0,004), чаще испытывают эмоциональное отвержение родителями (р = 0,02) и враждебное отношение учителей (р < 0,001), чаще имеют проблемы с противоположным полом (р = 0,009).

Для установления взаимосвязи отклоняющегося поведения с психосоциальными факторами мы провели корреляционный анализ (см. таблицу). Известно, что плохие бытовые условия положительно коррелируют с такими проявлениями отклоняющегося поведения, как склонность к алкоголизации и прогуливание занятий в школе, что не противоречит данным литературы, согласно которым отклоняющееся поведение чаще встречается у подростков из бедных социальных слоев населения [2, 3].

В нашем исследовании приобщение к антисоциальным компаниям положительно коррелирует с наличием внутрисемейных конфликтов, алкоголизацией родителей, плохим отношением учителей и плохими отношениями со сверстниками, которые служат неспецифическими факторами риска для данного вида отклоняющегося поведения. Склонность к алкоголизации положительно коррелирует с большинством неблагоприятных психосоциальных факторов.

Факт, который следует особо отметить, — это положительная корреляция враждебного отношения педагогов со всеми видами анализируемых девиаций: прогулами уроков, приобщением к антисоциальной компании и склонностью к алкоголизации (см. таблицу).

Каждый третий подросток относится к группе риска вследствие неблагополучного семейного окружения, неблагоприятных отношений с родителями, учителями, сверстниками или проблем с противоположным полом. Неблагополучное семейное окружение выявлено у 26,5—37,2% коренных подростков, в семьях которых неблагоприятный психологический климат, конфликтные отношения между членами семьи. В 20—28,9% семей имеются родственники, злоупотребляющие алкоголем. Нарушения детско-родительских отношений отмечаются в 29,1—37,2% семей.

Родительская семья имеет решающее значение для формирования системы отношений у ребенка и определяет весь стиль его дальнейших взаимоотношений. В неблагополучных семьях, в которых имеются конфликтные отношения между близкими родственниками или нарушена система детско-родительских отношений, у детей начинают формироваться трудности в общении, а в дальнейшем появляются проблемы в отношениях со сверстниками и другими значимыми людьми. Наш анализ показал, что от 11,7 до 28,9% подростков имеют проблемы в общении со сверстниками, а у 9,7—16,5% имеются трудности в отношениях с представителями противоположного пола. Общение со сверстниками чаще нарушается у подростков, имеющих проблемы в отношениях с родителями (р < 0,001), а общение с лицами противоположного пола чаще всего не складывается у молодых людей, которые воспитываются в конфликтных семьях (р = 0,007) или имеют проблемы в отношениях с родителями (р = 0,03).

Анализ системы взаимоотношений показал, что подростки чаще всего не удовлетворены отношением к ним педагогов (от 41,3 до 45%). Результатом такой ситуации является снижение интереса к учебе у 17,7— 28,1% старшеклассников и регулярные прогулы школы у 0,8—3,2%. Отношения с учителями чаще нарушаются у подростков, которые воспитываются в конфликтных

семьях (р < 0,05), и у подростков, испытывающих трудности в отношениях с родителями (р < 0,05).

Подростковый возраст относится к периоду взросления, переходу личности от детства к зрелости. Молодой человек пытается понять свое предназначение, определить свою внутреннюю позицию, занять достойное место в подростковой среде, а затем и во взрослой жизни. В этот период подросток становится податлив внешним факторам, все большее значение приобретает внешнее социальное окружение, подростковая среда и общение со сверстниками. В подростковом возрасте начинают формироваться различные группировки, которые проходят определенные стадии трансформации, начиная от обычных групп, объединяющих представителей одного пола, до компаний, объединенных общими интересами. Успешность социализации во многом определяется первичным семейным окружением. Уважительные отношения между членами родительской семьи способствуют развитию чувства уверенности и защищенности, и в дальнейшем такие подростки находят свое место в достойной компании сверстников. Если ребенок воспитывался в атмосфере унижения и эмоционального отвержения, то следствием таких отношений будет низкая самооценка, отклоняющееся поведение и склонность к асоциальным поступкам [4].

Наш анализ внешнего социального окружения показал, что от 9,7 до 40,5% молодых людей имеют друзей с криминальными наклонностями, а от 41,9 до 80% подростков имеют друзей, злоупотребляющих спиртными напитками. От 28,1 до 36,7% старшеклассников высказались о том, что имеют пристрастие к алкоголю.

Чаще приобщаются к антисоциальным компаниям подростки из неблагополучных семей, с наличием внутрисемейных конфликтов (р = 0,04). Эти подростки отвергаются коллективом сверстников (р = 0,03) и педагогическим коллективом (р = 0,002), поэтому ищут поддержки в тех компаниях, которые их примут.

Ранняя алкоголизация чаще отмечается у подростков из семей с внутрисемейными конфликтами, испытывающих эмоциональное отвержение родителями, учителями и представителями противоположного пола.

Корреляционный анализ выявил, что в Якутии основными неспецифическими факторами риска, способствующими приобщению подростка к алкоголю, являются внутрисемейные конфликты, плохое отношение к ним учителей, проблемы в отношениях с лицами другого пола, эмоциональное отвержение родителями и плохие бытовые условия. Основными неспецифическими факторами риска, для приобщения подростка к антисоциальным компаниям, являются внутрисемейные конфликты, враждебное отношение учителей, алкоголизация родителей и плохие отношения со сверстниками. Основным фактором риска для такой девиации, как прогулы школы, является плохое отношение учителей.

Мы отметили два важных момента при проведении данного исследования. Первый момент — отсутствие прямой зависимости между семейной историей алкоголизации и приобщением молодого человека к спиртному. Это свидетельствует о том, что склонность к алкоголю возникает не из-за наличия в семье алкоголика, а в результате воздействия других факторов — внутрисемейных конфликтов, эмоционального отвержения родителями, враждебного отношения педагогов, неудач в отношениях с противоположным полом, т. е. в результате нарушения системы отношений. В предыдущих наших исследованиях было показано, что для коренных народов Севера и Сибири как представителей культуры коллективистского типа самой важной потребностью является аффилиативная потребность, или система от-

ношений, основанная на любви, понимании и поддержке [7]. Удовлетворение этой потребности особо важно в детско-подростковом возрасте. Если же эта потребность подавлена или фрустрирована, то такое подавление приводит к появлению разрушительных реакций, в частности, к деструктивному поведению [10].

Второй момент, на который следует особо обратить внимание, — это положительная корреляция враждебного отношения педагогов со всеми видами девиаций. Данный факт свидетельствует о том, что он может служить катализатором для закрепления отклоняющегося поведения у подростков, а воспитательная функция некоторых школ в Якутии не соответствует требованиям современной социальной ситуации. Школьная обстановка играет важную роль в развитии детей. Некоторые школы могут способствовать укреплению психического здоровья, в то время как другие — оказывать негативное влияние на него. Появление нарушений поведения у детей и подростков обусловлено двумя группами причин — наследственностью и неблагоприятным влиянием социальной среды [5]. Если проявления отклонений в поведении возникли в детском возрасте, т. е. до 11 лет, то риск формирования антисоциальной личности будет значительно выше, чем при появлении нарушений в подростковом возрасте [8]. В настоящее время доказано, что в благоприятном школьном окружении, где систематически поощряется положительное поведение и указывается на нарушения социально принятых норм, развитие трудных детей во многих случаях бывает благополучным, и подростки с отклоняющимся поведением становятся добропорядочными людьми [8, 12].

Заключение

Неблагополучное семейное окружение выявлено в семьях у 26,5—37,2% коренных подростков, нарушения детско-родительских отношений отмечаются у 29,1—37,2% подростков, от 20 до 28,9% молодых людей имеют близких родственников, злоупотребляющих алкоголем.

Нарушение детско-родительских отношений приводит к нарушению формирования системы взаимоотношений с другими значимыми людьми. У 11,7—28,9% молодых людей имеются проблемы в отношениях со сверстниками, у 9,7—16,5% — трудности в отношениях с противоположным полом. Больше всего подростки не удовлетворены отношением к ним учителей (41,3— 45%), результатом чего является снижение интереса к учебе у 17,7—28,1% и регулярные прогулы школы у 0,8—3,2% учащихся. Внешнее социальное окружение у 9,7—40,5% подростков характеризуется наличием друзей с криминальными наклонностями, у 41,9—80% имеются друзья, злоупотребляющие алкоголем.

Основными неспецифическими факторами риска отклоняющегося поведения у коренных подростков Якутии являются внутрисемейные конфликты, эмоциональное отвержение родителями и враждебное отношение педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбицкий В.Ю., Иванова А.Е., Ильин А.Г., Терлецкая Р.Н. Смертность подростков в Российской Федерации. М.: БЭСТ-принт; 2010.

2. Гиллберг К., Хеллгрен Л., ред. Психиатрия детского и подросткового возраста. М.: ГЭОТАР-МЕД; 2004.

3. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. 2-е изд. М.: Триада-Х; 2008.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер; 2000.

5. Семенова Н.Б., Манчук В.Т. Расстройства поведения у детей: возможные причины и факторы риска. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2008; 4: 95—8.

6. Семенова Н.Б., Мартынова Т.Ф. Анализ завершенных суицидов среди детей и подростков Республики Саха (Якутия). Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012; 2: 42—5.

7. Семенова Н.Б., Мартынова Т.Ф. Этнокультуральные факторы риска суицидального поведения коренного населения Севера Сибири. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012; 2: 85—9.

8. Слободская Е.Р., Сафронова М.В., Савина Н.Н. Психическое здоровье российских школьников по данным учительских опросников в межкультуральном аспекте (по данным учительских опросников). Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2001; 1: 32—40.

9. Стратегия действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012—2017 годы. Available at: http://sakha.gov.ru/node/86756.

10. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Аст; 2011.

11. Чычахов Д. А., Бурцева Т.Е., Дранаева Г.Г. Социально значимые заболевания у детей и подростков в Республике Саха (Якутия) по данным официальной статистики. В кн.: Этнокультуральные проблемы психического здоровья и современной аддиктологии в условиях Арктического Севера: Материалы научно-практической конференции. Якутск; 2013: 80—1.

12. Rutter M., Maughan B., Mortimore P. et al. Fifteen ThousandHours: Secondary Schools and their Effеcts on Children. London: Open Books; 1979.

Поступила 18.08.2014

REFERENCES

1. Albitskiy V.Yu., Ivanova A.E., Il'in A.G., Terletskaya R.N. Adolescent Mortality in the Russian Federation [Smertnost' podrostkov v Rossiyskoy Federatsii]. Moscow: BEST-print; 2010. (in Russian)

2. Gillberg K., Khellgren L., eds. Psychiatry Childhood and Adolescence. [Psikhiatriya detskogo i podrostkovogo vozrasta]. Moscow: GEOTAR-MED; 2004. (in Russian)

3. Gudman R., Skott S. Child Psychiatry [Detskaya psikhiatriya]. 2-nd ed. Moscow: Triada-X; 2008. (in Russian)

4. Rays F. Psychology Teenage and Youthful Age [Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta]. St. Petersburg: Peter; 2000. (in Russian)

5. Semenova N.B., Manchuk V.T. Behavioral disorders in children: possible causes and risk factors. Zhurnal nevrologii i psykhiatrii im. S.S. Korsakova. 2008; 4: 95—8. (in Russian)

6. Semenova N.B., Martynova T.F. Analysis of completed suicide among children and adolescents of the Republic of Sakha (Yakutia). Sibirskiy vestnikpsikhiatrii i narkologii. 2012; 2: 42—5. (in Russian)

7. Semenova N.B., Martynova T.F. Ethnocultural risk factors for suicidal behavior of the indigenous population of the North of Siberia. Sibirskiy vestnik psikhiatrii i narkologii. 2012; 2: 85—9. (in Russian)

8. Slobodskaya E.R., Safronova M.V., Savina N.N. Mental health of Russian schoolchildren according to the teachers 'questionnaires in Intercultural aspect (according to teachers' questionnaires). Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov. 2001; 1: 32—40. (in Russian)

9. Strategy Action for Children Republic of Sakha (Yakutia) for 2012— 2017. Available at: http://sakha.gov.ru/node/86756. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Fromm E. Escape from Freedom [Begstvo ot svobody]. Moscow: Ast; 2011.

11. Chychakhov D.A., Burtseva T.E., Dranaeva G.G. Socially significant diseases in children and adolescents in the Republic of Sakha (Yakutia), according to official statistics. In: Ethnocultural Mental Health Problems and Modern Addictology under the Arctic North: Proceedings of the Conference [Etnokul'tural'nye problemy psikhi-cheskogo zdorov'ya i sovremennoy addiktologii v usloviyakh Arkti-cheskogo Severa]. Yakutsk; 2013: 80—1. (in Russian)

12. Rutter M., Maughan B., Mortimore P. et al. Fifteen ThousandHours: Secondary Schools and their Effects on Children. London: Open Books; 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.