Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И КОНЦЕПЦИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И КОНЦЕПЦИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНОЕ ОБЩЕСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SERVICE SOCIETY / TECHNOLOGICAL INNOVATIONS / INTELLECTUAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сиротина Т.Б.

В статье описывается концепция нового мышления человечества, о том, что нельзя ждать от русской философии порабощения человека, поддержки какой бы то ни было тоталитарной системы. На знамени русской философии начертано: «свобода», что для нее тождественно творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROGRESS AND CONCEPTS FOR THE FUTURE OF HUMANITY

Аnnotation: The article describes the concept of a new thinking of mankind, that one cannot expect Russian philosophy to enslave man, support any totalitarian system. The banner of Russian philosophy is inscribed: "freedom", which for it is identical with creativity.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И КОНЦЕПЦИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

УДК 740

Сиротина Т.Б., к.филос.н.

преподаватель кафедра Военно-оркестровой службы военный институт (военных дирижёров)

Военный университет Россия, г. Москва

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И КОНЦЕПЦИИ БУДУЩЕГО

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аннотация: В статье описывается концепция нового мышления человечества, о том, что нельзя ждать от русской философии порабощения человека, поддержки какой бы то ни было тоталитарной системы. На знамени русской философии начертано: «свобода», что для нее тождественно творчеству.

Ключевые слова: сервисное общество, технологические инновации, интеллектуальные технологии.

Sirotina T.B., candidate of philosophical Sciences

teacher

department of Military band service military Institute (military conductors)

Military University Russia, Moscow

SOCIAL PROGRESS AND CONCEPTS FOR THE FUTURE OF

HUMANITY

Аnnotation: The article describes the concept of a new thinking of mankind, that one cannot expect Russian philosophy to enslave man, support any totalitarian system. The banner of Russian philosophy is inscribed: "freedom", which for it is identical with creativity.

Key words: service society, technological innovations, intellectual technologies.

1. Нынешний этап общественного развития, характеризующийся стремительными темпами социального и научно-технического прогресса, со всей остротой ставит вопрос о будущем человеческой цивилизации.

Особая актуальность проблемы предвидения будущего продиктована сегодня той реальной опасностью, которая сложилась на планете в результате нарастающего загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей. Именно поэтому концепции общественного прогресса, его критериев и перспектив развития

общества имеют не только и не столько теоретический, но и жизненно практический смысл.

Многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационного общества. В качестве его характерных черт выделяют: возможность любого субъекта получить на основе автоматизированного доступа и современной технологии необходимую информацию; развитие инфраструктуры обеспечения информационными ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни; процессы ускоренной компьютеризации и электронизации общества, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; радикальные преобразования не только в производстве и технологии, но и в социокультурных структурах. В новом столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для культуры вообще, приобретает становление нового социального уклада, основанного на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний с помощью компьютерной техники развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:

1) переход от индустриального к сервисному обществу;

2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

3) превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.

Вместе с тем переход к информационному обществу связан с переосмыслением традиционного критерия социального прогресса, соизмеряемого количеством накопленных материальных благ, определяемых ростом валового национального продукта. Но социальный прогресс должен соизмеряться не только уровнем потребления материальных благ, а также сохранением пригодной для обитания окружающей среды и биосферы в целом. Данное обстоятельство положено в основу принципиально нового видения перспектив человечества, определяемого индексом человеческого развития.

Индекс развития человеческого потенциала включает в себя следующие основные показатели:

- количество здоровья, показателем которого служит степень долголетия, т.е. ожидаемая продолжительность жизни;

- достигнутый уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения, включая количество лет обучения;

- уровень жизни, измеряемый на базе реального внутреннего валового продукта на душу населения.

В принятом мировым сообществом документе «Повестка дня на 21 век» обозначена программа действий для решения проблем устойчивого

развития. Основные установки новой стратегии сводятся к следующим положениям:

- в центре внимания экономической и социальной политики должны находиться люди, чье право на здоровье, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение;

- задачи сохранения окружающей среды и экономического развития должны решаться неразрывно;

- все народы имеют право на развитие при сохранении качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем;

- государства должны нести ответственность за свою деятельность, нанося ущерб окружающей среде других стран;

- государства должны заменить модели производства и потребления, не способствующие устойчивому развитию.

2. Острота современной экологической ситуации, сложность и противоречивость явлений общественной жизни, социальная напряженность, национальное противоборство и региональные конфликты и многое другое свидетельствуют о том, что во всемирной истории происходят фундаментальные изменения, затрагивающие судьбы человеческой цивилизации.

В этой связи возникает вопрос о том, какими целями определяется современное общество в своих ближних и дальних перспективах? Проблема социальных целей особенно важна для суверенных государств, возникших в условиях распада бывшего Советского Союза. Если пренебречь нюансами, то в наши дни сложились такие видения перспективных целей человеческих действий.

Прежде всего, обозначилось мнение, что у общества нет и не может быть никаких целей, что у человечества нет будущего. Подобные настроения пессимизма и нигилизма весьма распространены. Они питаются ныне многими печальными реалиями - тень возможного ядерного апокалипсиса, обостряющиеся глобальные проблемы, мировые катастрофы, бездуховность, резкое падение жизненного уровня и т.д. В такой ситуации социальные цели истолковываются как миф, а у каждого человека признается только своя узкая цель - выжить или по возможности жить в свое удовольствие.

Крах тоталитарной системы в СССР и странах Восточной Европы, очевидные достижения и преимущества западной технологии, высокий уровень жизни в условиях рыночной экономики - все это способствует в последние годы утверждению в общественном сознании ориентации на капитализм как единственно возможной социальной перспективы человечества. Вместе с тем при всех достоинствах современной западной цивилизации было бы опрометчиво ее слишком идеализировать. При существующем общественном строе и капиталистической ориентации промышленного производства невозможно удовлетворительно решить проблемы социальной справедливости, сохранения природы, занятости, бедности, индивидуальной свободы и гуманизма.

Естественно, что многие социальные философы не считают нужным в характеристике будущего отказываться от термина «социализм». Цивилизованность, демократия, культура - таковы наиболее характерные особенности идеи социализма в ее современном видении.

В этой связи нужно коснуться вопроса о рыночной экономике. Рынок лишь «механизм», а не философия современного мироустройства. Наше будущее, судьбы планеты зависят от того, насколько мы поймем, что:

- насыщенность мира оружием ставит человечество перед угрозой самоуничтожения, поэтому альтернативы сотрудничеству нет;

- в современной войне не может быть победителей, равно как и побежденных; идеи достижения военного превосходства антицивилизационны;

- и космос физический, и космос культуры принадлежат всему человечеству;

- проблемы, разногласия, конфликты можно и нужно решать на пути диалога, обращения к извечным гуманистическим ценностям;

- различия в социальном строе, идеологии, культуре не являются препятствием; различия могут быть источником взаимообогащения;

- во взаимосвязанном и взаимозависимом мире безопасность должна быть всеобъемлющей, взаимной и неделимой;

- священной ценностью должна быть признана человеческая жизнь.

Только его - человека - творческим гением обеспечивается прогресс цивилизации в условиях мира, который принадлежит поколениям нынешним и грядущим.

3. Что касается русской культуры, то она соответствует критериям полифонической культуры (т.е. сосуществование и взаимодействие духовного многообразия, а не этапы становления единого духа), и благодаря своей полифоничности, русская культура остается как бы в потенциальном, неактуализированном состоянии. Все ее этапы существуют обособленно, без осознания преемственности, развития. Чтобы связать их в единый узел, необходима философия, но не вообще, не любая, а национальная, выражающая дух и логику русского культурно-исторического процесса.

Нельзя ждать от русской философии порабощения человека, поддержки какой бы то ни было тоталитарной системы. На знамени русской философии начертано: свобода, что для нее тождественно творчеству.

Нельзя ждать, что русская философия способна поощрить национализм, какой бы высокой идеей он ни прикрывался. Она воплотила в себе тот универсальный дух «благородного всечеловека», каким представлялся Достоевскому всякий русский.

Русская философия предельно реализует принцип: возлюби ближнего своего, как самого себя, утверждая тем самым вечность гуманизма.

В нынешнем социальном обновлении в новом третьем тысячелетии все более осознается безусловная значимость нравственного возвышения человека. Цель философии видится в духовной «сверхзадаче». Выразим ее

словами великого русского мыслителя В.С.Соловьева: «На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком».1

Использованные источники:

1. Горелов А.А. Культурология. М., Юрайт, 2001.

2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., Летний сад, 2001.

3. Философия для студентов вузов. Учебник. Минск, ТетраСистемс, 2001.

1 Соловьев В.С. Исторические дела философии / / Вопр.филос. 1988. №.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.