Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС'

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
984
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС / СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА / СМЫСЛ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА / КРИТЕРИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА / НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОТЕКАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА / ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смольников Н.С., Смольников С.Н.

Дано понимание социального прогресса, представляющего собой развитие социальной жизни, в отличие от считающегося прогрессом общественного (исторического) развития, обозначаются особенности социальной жизни как подлинного бытия людей, ее характерные место и роль в обществе. Рассмотрено содержание социального прогресса, под которым имеется в виду развитие отвечающих человеческой природе социальных свойств людей, а также его критерий, которым является показатель его прогрессивности, выполняемых им функций. Между тем критерием общественного (социального) прогресса считается сам прогресс, степень, темп, уровень того, что им признается. Уделяется внимание смыслу и направленности (т.е. цели) социального прогресса. Подчеркивается, что смысл прогресса в том, для чего он существует - для решения каких проблем, задач развития человека. При этом смысл прогресса ему не имманентен, он придается ему людьми, но только тогда, когда он осуществляется ими, т.е. все больше зависит от них в своем протекании. В эту историческую пору определяется и цель направленности социального прогресса, но не конечная, а очередная новая. Отмечается, что развитие социальной жизни имеет свою, цивилизационную ветвь исторического процесса, представляющую собой череду сменяющих друг друга стадийных цивилизаций, характеризующихся аграрной, индустриальной и постиндустриальной технологией производственной деятельности. Этим объясняется, что основным движителем социального прогресса и тогда, когда он в основном определяется объективными причинами и тогда, когда он осуществляется людьми, является производственная деятельность людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROGRESS

The article provides an understanding of social progress seen as a development of social life, in contrast to the societal (historical) development that is considered to be progress. We identify the features of social life as the true being of people, its standard place and role in society. The gist of social progress is considered, meaning the development of social properties of people, corresponding to human nature, as well as its criterion, which is its functional understanding, an indicator of its progressiveness. Meanwhile, the criterion of societal (social) progress is the progress itself, the degree, the pace, the level of what is seen as such. Attention is paid to the meaning and direction (goals) of social progress. We argue that the meaning of progress is in what it exists for-to solve what problems, what tasks of human development. At the same time, the meaning of progress is not immanent to it, it is given to it by people, but only when it is realized by them, that is, it increasingly depends on them in its course. In this historical time, the goal of the direction of social progress is determined, but not the final one, rather a new one upon its achievement. It is noted that the development of social life has its own, civilizational branch of the historical process, which is a series of successive stage civilizations characterized by agrarian, industrial and post-industrial technology of production activity. This explains that the main driver of social progress when it occurs and when it is carried out by people is the production activity of people.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9354/2022.2.1 УДК 316.422.42

Н.С. Смольников, С.Н. Смольников СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Дано понимание социального прогресса, представляющего собой развитие социальной жизни, в отличие от считающегося прогрессом общественного (исторического) развития, обозначаются особенности социальной жизни как подлинного бытия людей, ее характерные место и роль в обществе. Рассмотрено содержание социального прогресса, под которым имеется в виду развитие отвечающих человеческой природе социальных свойств людей, а также его критерий, которым является показатель его прогрессивности, выполняемых им функций. Между тем критерием общественного (социального) прогресса считается сам прогресс, степень, темп, уровень того, что им признается.

Уделяется внимание смыслу и направленности (т.е. цели) социального прогресса. Подчеркивается, что смысл прогресса в том, для чего он существует - для решения каких проблем, задач развития человека. При этом смысл прогресса ему не имманентен, он придается ему людьми, но только тогда, когда он осуществляется ими, т.е. все больше зависит от них в своем протекании. В эту историческую пору определяется и цель направленности социального прогресса, но не конечная, а очередная новая. Отмечается, что развитие социальной жизни имеет свою, цивилизаци-онную ветвь исторического процесса, представляющую собой череду сменяющих друг друга стадийных цивилизаций, характеризующихся аграрной, индустриальной и постиндустриальной технологией производственной деятельности. Этим объясняется, что основным движителем социального прогресса и тогда, когда он в основном определяется объективными причинами и тогда, когда он осуществляется людьми, является производственная деятельность людей.

Ключевые слова: социальная жизнь, социальный прогресс, содержание социального прогресса, смысл социального прогресса, критерий социального прогресса, направленность социального прогресса, цивилизационные формы протекания социального прогресса, детерминанты развития социальной жизни.

Социальный прогресс известен как синоним общественного прогресса. Но они не идентичны в своем содержании. Общественным прогрессом считается развитие общества, всех основных образующих его форм жизни - социальной, экономической, политической, идеологической. Тогда как под социальным прогрессом нами понимается развитие только социальной жизни -единственной из них, отвечающей человеческой природе и действительно развивающейся. Экономическая, как и политическая, идеологическая жизнь исто-

© Смольников Н.С., Смольников С.Н., 2022 Смольников Натан Сергеевич - канд. социол. наук, е-mail: makipr@ya.ru. Смольников Сергей Натанович - старший преподаватель кафедры социологии и политологии ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», е-mail: imperial2000@gmail.com.

рически лишь изменяются2 потому, что являются не частями общества, а его составляющими3, представляющими собой сопричастные социальной жизни формы жизни, которые являются условиями ее существования на определенном этапе исторической эволюции4. Поэтому общественный прогресс, как и обозначающий его исторический прогресс, не существуют. В обществе может быть и действительно им является только развитие социальной жизни - социальный прогресс.

Особенность людей, ведущих социальную жизнь, в том, что им свойственны все возрастающие потребности, побуждающие их к постоянному совершенствованию своих производительных сил, которые являются основным фактором развития социальной жизни, порожденным ею самой. Из этого следует, что социальная жизнь есть результат ее саморазвития.

При этом важно иметь в виду, что в реальности развитие социальной жизни происходит под влиянием других форм жизни и самостоятельного процесса в истории не представляет. Поэтому познание его возможно лишь в абстракции, как отвлеченного от реального исторического процесса. Это означает, что реально социальный прогресс не существует, что он - мысленное образование, плод его уразумения, т. е. не отражательного познания, а авторского теоретизирования5. Но обязательно поверяемое путем его сравнения с реальными проявлениями социальной жизни в историческом процессе.

Наше понимание социального прогресса дает представление о развитии социальной жизни. В этом его сущность. Причем об ее развитии и в ближайшей, и в далекой исторической перспективе, т.е. и научное и идеологическое, позволяющее осмыслить и тенденции развития социальной жизни и то будущее общество, которое должно стать результатом их осуществления.

Социальный прогресс понимается нами как субъективно-объективный: осуществляемый обладающими сознанием людьми, но не так, как им хочется, а как позволяют им их производительные силы. Тем самым социальный про-

2 Развитие «есть такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния» [1, с. 27]. В результате же изменений социетальных форм жизни, напротив, они все больше утрачивают свое экономическое, политическое, идеологическое исходное состояние, содержание, вследствие чего их влияние на социальную жизнь ослабляется.

3 Обществом была социальная жизнь людей, ядром его она и нынче является. Поэтому составляющие общества - это исторически преходящие периферийные функциональные обслуживающие его формы жизни.

4 Специфика экономической жизни обусловлена особенностями ее возникновения. В отличие от социальной жизни, которая имеет естественное происхождение, она появляется в результате деятельности людей. Первопричиной возникновения экономической жизни следует считать не частную собственность, как это делается, а создание людьми, занимающимися общинным, семейным земледелием и скотоводством, прибавочного продукта.

5 Нельзя согласиться с тем, что у идеи прогресса «были два источника: наблюдение над действительностью и чаяния лучшего будущего» [2, с. 198], так как изменения в социальной жизни происходят исторически очень редко, чтобы быть наблюдаемыми, а желания людей не могут быть движителями общественного (социального) прогресса.

гресс происходит объективно6. Люди никогда не будут полностью свободны в своих действиях от своих производительных сил. Будет лишь возрастать подконтрольность им их применения.

Нынче существует немало трактовок общественного (социального) прогресса. Однако среди них нет такой, которая толковала бы его как развитие социальной жизни. Примером могут служить определения его, предложенные П. Алексеевым. Это «1) степень информатизации, компьютеризации, электронизации, медиатизации общественной системы; 2) темпы роста производства товаров и средств производства, в том числе компьютеров; 3) темпы роста услуг, в особенности в гуманитарной области (главным образом в здравоохранении, образовании и социальном обслуживании), а также в профессионально-технической области; 4) степень свободы индивидов, занятых во всех сферах общества; 5) уровень демократизации общественной системы; 6) степень реальной возможности для всестороннего развития индивидов и для проявления творческих потенций человека; 7) увеличение человеческого счастья и добра» [3, с. 240].

У социального прогресса есть содержание (в чем он состоит), смысл (для чего он осуществляется), направленность (какова его цель, чего он должен достичь). В связи с этим социальный прогресс характеризуется этапами своего развития.

Наиболее известно определение социального прогресса как обретения человеком счастья. «Так как конечную цель человеческих усилий составляет счастье, то истинный прогресс непременно должен быть к нему направлен. Поэтому прогресс состоит в увеличении человеческого счастья» [4, с. 235]. Но счастье в представлениях людей очень разное, индивидуальное, по существу, у каждого из них свое и подчас эгоистичное. И потому не может быть со-лидаризирующей их ценностью, что для социальной жизни крайне необходимо. Социальная жизнь в будущем может быть только жизнью людей, связанных между собой единой объединяющей их идеей.

Другим очень популярным определением социального прогресса является свобода. «Сущностью прогресса является становление свободы» [5, с. 28]. Но и она не может быть социальным прогрессом вследствие того, что есть условие существования социальной жизни, хотя и важнейшее, но не ее самой. Свобода сама по себе не является выражением социальной жизни, к тому же ее понимание людьми также характеризуется разными представлениями о ней. И счастье и свобода слишком абстрактные понятия, чтобы быть как таковые толкованиями социального прогресса.

Часто социальным прогрессом считается социальная справедливость. Такое его понимание более содержательно, чем свобода и счастье. И все же сама по себе социальная справедливость не дает представление о том, в чем она вы-

6 Сознательно же предпринимаемыми людьми усилиями осуществляются лишь их действия при строительстве социалистических (социал-демократических) обществ и мероприятий по социализации жизни в капиталистических странах.

ражается в развитии социальной жизни. Без уточнения этого она содержанием социального прогресса не может быть.

Под содержанием социального прогресса мы, говоря словами Маркса, считаем «развитие способностей рода "человек"», которое «совпадает с развитием каждого отдельного индивида» [6, с. 123]; «развитие богатства человеческой природы как самоцель» [6, с. 123]. Маркс указывает на главное, чем характеризуется социальный прогресс - на развитие природных свойств людей, от уровня совершенства которых зависит их поступательное движение в мире. Характерно, что богатством человека он считает его потребности, способности, производительные силы, а также «полное господство над силами природы» [7, с. 476], т.е. и развитие его природных свойств, и то, насколько он подчиняет себе силы природы.

Марксово толкование воздействия человека на природу предполагает, что оно осуществляется только в его интересах. Сегодня к нему следует добавить, что воздействие человека на природу осуществляется и в «ее интересах». Тем самым социальный прогресс имеет и внутреннее, и как бы внешнее протекание, которое характеризуется и социальным развитием людей, и все расширяющимся под их воздействием благотворным для среды обитания ее изменением. В исторической перспективе социальный прогресс будет протекать во внеземных условиях, при этом и зависеть от них, и все больше влиять на них. Деятельность людей станет еще одной из Вселенских сил.

Большое внимание при рассмотрении общественного (социального) прогресса уделяется его критерию, который, как правило, отличается от того, что им считается лишь указанием на уровень, степень, темп его осуществления, протекания. Что, конечно, неверно, так как приводит к отождествлению прогресса и его критерия. Социальный прогресс и его критерии обозначают одно и то же. Примером этого могут служить утверждения, что «именно свобода как высшее проявление человечности есть ... подлинное историческое содержание и мера социального прогресса» [3, с. 241]; «Все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья» [8, с. 511]. В них понимание социального прогресса и его критерия отождествляется.

Среди относящихся к социальному прогрессу критериев вышеупомянутая свобода обязательно называется. «Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении» [9, с. 729]. Но свобода, как мы уже сказали, - это лишь условие социальной самореализации людей и поэтому она ни социальным прогрессом, ни критерием его быть не может.

В качестве критерия социального прогресса используется экономическое и политическое развитие общества [3, с. 241]. Но и то и другое мерилом его прогрессивности не является.

Широко распространено мнение, что «высшим критерием общественного прогресса являются интересы развития производительных сил» [10, с. 220].

Однако такая трактовка критерия социального прогресса опять же является обозначением не его самого, а условий осуществления социального прогресса. Такова и дефиниция социального прогресса, предложенная Ю.Н. Семеновым, по существу, заменяющая считавшуюся верной ленинскую. Ученый считает, что им является «степень овладения обществом стихийными силами природы» [11, с. 25], т.е. условие, необходимое для протекания социального прогресса.

Трактовкой критерия социального прогресса можно считать уровень развития цивилизационности людей - их экономического, политического, идеологического освобождения7 и все большего раскрытия своей человечности.

Социальный прогресс имеет смысл. Чаще всего считают, что он существует для увеличения счастья индивида, его свободы, которые, однако, по указанной выше причине не могут быть смыслом социального прогресса. Ученые дают и другие толкования смысла прогресса, при этом акцентируют внимание на развитии самого человека. «Общественная история не имеет в конечном итоге иного смысла, кроме развития субъекта, то есть кроме развития "сущностных сил" самих человеческих индивидов» [12, с. 93] или «история приобретает смысл, если она раскрывается как история собственного развития человека» [13, с. 161]. Но в этих высказываниях не только не акцентируется внимание на развитии социального в человеке, но и не указывается, для чего важно ему это развитие.

Нам представляется, что смысл социального прогресса - это «подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека» [14, с. 116] или создание людьми условий для полного выражения своей человечности, для овладения силами и ресурсами все расширяющейся среды их обитания.

У социального прогресса есть объективная направленность, зависящая всегда от возможностей их производительных сил8, от все возрастающих способностей применять их для развития своей социальной жизни. Поэтому общественный (социальный) прогресс нельзя объяснять тем, что «история - это процесс и продукт деятельности человека, это его судьба, его жизнь ... что все то, что делает человек, он делает во имя своего блага» [15, с. 306]. Но это фаталистическое и эгоистическое понимание общественного (социального) прогресса.

Социальный прогресс определяется объективными законами. «Именно наличие этих законов . создает объективную направленность истории» [15, с. 305]. Это значит, что люди, познавшие эти законы, должны действовать в соответствии с ними. Для этого надо, чтобы они руководствовались ими в

7 Но не путем их ликвидации, а в результате их качественного преобразования. Это находит выражение в возрастании значения в жизни людей государственной собственности, научного управления, добытых наукой знаний, в том числе прогнозных, дающих не воображаемое представление о будущем обществе, а его научно обоснованное понимание.

8 Впервые научное понимание общественного прогресса как закономерного поступательного движения человечества дали основоположники марксизма. Однако они считали им не только развитие социальной жизни, но и всего общества, представляя его как историческое развитие, чем он, как уже говорилось, не является.

своих действиях. Это сможет произойти лишь тогда, когда они будут осуществлять социальный прогресс.

Направленность социального прогресса выражается, как считается, в движении человечества к конечной цели, но не к ней, а к очередной, изменяющейся по ее достижении, цели. Но выработка людьми этих целей может быть тогда, когда социальный прогресс будет преимущественно ими осуществляться9.

Нельзя согласиться и с тем, что «источник социального прогресса заложен в направленности труда от простого (исходных природных материалов) к сложному (продукту труда)». Это приводит к признанию осуществления людьми социального прогресса, что автор цитаты ниже и утверждает: «социальный прогресс не является фатальным, дарованным человеку природой, он производится человеком» [19, с. 169, 183].

Правильно объясняет направленность социального прогресса К. Маркс, который, по словам В.И. Ленина, «рассматривает общественное движение как естественно-исторический процесс, подчиняющийся законам, не только не зависящим от воли, сознания и намерения людей, а, напротив, определяющим их волю, сознание и намерения» [20, с. 166].

Этапами этого прогресса считаются экономические формации, составляющие формационную ветвь исторического процесса. Социальный прогресс имеет свою ветвь - цивилизационную10. Она представляет собой череду сменяющихся технологий производственной деятельности, таких как аграрная, индустриальная и постиндустриальная, на базе которых развивается социальная жизнь, имеющая отвечающие каждой этой стадии цивилизации особенности. Они-то и являются наблюдаемыми проявлениями реального социального развития, сравнимыми с их мыслительными представлениями.

9 Такой ближайшей целью социального прогресса в России скорее всего будет повторяющееся реабилитационное для нее строительство социализма и коммунизма, стимулируемое достигнутым к тому времени уровнем развития производительных сил. Между тем наиболее отвечающим потребностям людей считается появление либо гуманистического [16, с. 48], либо альтернативного [17] или духовно-экологического [18, с. 19-20] общества, которые качественными подвижками в развитии социальной жизни не характеризуются, в русле социального прогресса не оказываются. В каждой из написанных о них публикациях акцентируется внимание на какие-то актуальные для российского общества проблемы, задачи (экологические, образовательные, нравственные) от которых зависит его дальнейшее существование.

10 По нашему мнению, цивилизация - это сообщество людей, ведущих социальную жизнь на определенном технологическом базисе. Она дает представление о социальной жизни в связи с зависимостью ее от технологических особенностей осуществляемой в ней производственной деятельности. Цивилизация и формация и отличаются друг от друга, так как предстают как социальная и экономическая жизнь, и схожи друг с другом - у них единый базис, им является производственная деятельность, только у социальной жизни как ее основная технология, а у экономической как сторона ее деятельности, связанная с собственностью на применяемые в ней средства производства. Единое производство является основанием общего цивилизационного и формационного исторического процесса. Цивилизации характеризуется особенностями технологий, формации -особенностями собственности. Причем технология в отношении собственности исторически первичная, так как является причиной появления форм собственности, вызывает их.

Современный этап социального прогресса протекает в условиях постиндустриальной цивилизации. Поэтому своеобразие социальной жизни определяется особенностями существующей на этом этапе технологии производственной деятельности, проявляющимися прежде всего в переориентации производственной деятельности с изготовления материальных благ на создание необходимых для производства, всей жизни людей, знаний; в росте роботизации всей социальной деятельности, приводящей к ее интеллектуализации; в расширении культуры социальной жизнедеятельности людей; в серьезных сдвигах в активности родовых форм социальной жизни людей (семейных, гендерных и других).

Социальный прогресс как происходит, так и осуществляется в результате производственной деятельности. Она основной движитель социального прогресса на всем его протяжении, котрая играет разную роль по мере его осуществления. Другим важным фактором социального прогресса является участие людей во влияющих на него экономической, политической жизни. Социальному прогрессу способствует все углубляющееся познание социальной жизни людей и среды их обитания, т.е. того, развитием чего он является, и тех условий, в которых он только и возможен.

Список литературы

1. Свидерский В.И. О некоторых особенностях развития // Вопросы философии. - 1985. - № 7. - С. 27-35.

2. Кареев Н.И. Идея прогресса в ее историческом развитии // Собрание сочинений. - Т. 1. - СПб., 1912. - 205 с.

3. Алексеев П.В. Социальная философия. - М.: Проспект, 2003. - 256 с.

4. Уорд Л.Ф. Психические факторы цивилизации. - СПб., 1897. - 324 с.

5. Уледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки. - 1974. - № 2. - С. 27-28.

6. Маркс К. Теория прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. - Т. 26, ч. 2. - М.: Политиздат, 1960. - 703 с.

7. Маркс К. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. - Т. 46, ч. 1. - М.: Политиздат, 1960. - 559 с.

8. Сорокин П. А. Социологический прогресс и принцип счастья // Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

9. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2002. - 736 с.

10. Ленин В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов // Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 16. - М., 1961. - 697 с.

11. Семенов Ю.Н. Объективный критерий социального прогресса // Вопросы философии. - 1962. - № 9. - С. 15-27.

12. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. - М.: Наука, 1969. -С.73-143.

13. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. - М.: Госполитиздат, 1981. - 288 с.

14. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. - Т. 42. - М.: Политиздат, 1960. - 652 с.

15. Алексеев П.В., Барулин В.С. Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии. - М.: Политиздат, 1989. - 366 с.

16. Волков Ю.Г. Гуманистическая идеология: идеи и принципы // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 3. - С. 48-67.

17. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 352 с.

18. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы: моногр. - Изд. 2-е, испр. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010. - 133 с.

19. Орлов В. Человек, мир, мировоззрение. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 220 с.

20. Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? // Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 1. - М., 1961. - 662 с.

References

1. Sviderskii V.I. O nekotorykh osobennostiakh razvitiia [On some features of development]. Voprosy filosofii, 1985, no. 7, pp. 27-35.

2. Kareev N.I. Ideia progressa v ee istoricheskom razvitii [The idea of progress in its historical development]. Collected works, vol. 1. St. Petersburg, 1912, 205 p.

3. Alekseev P.V. Sotsial'naia filosofiia [Social philosophy]. Moscow, Prospekt, 2003, 256 p.

4. Ward L.F. The psychic factors of civilisation (Russ. ed.: Uord L.F. Psikhi-cheskie faktory tsivilizatsii. St. Petersburg, 1897, 324 p.).

5. Uledov A.K. K opredeleniiu spetsifiki kul'tury kak sotsial'nogo iavleniia [To the definition of culture specifics as a social phenomenon]. Filosofskie nauki, 1974, no. 2, pp. 27-28.

6. Marx K. Theories of surplus value (Russ. ed.: Marks K., Engel's F. Teoriia pribavochnoi stoimosti. Moscow, vol. 26, pt. 2, Politizdat, 1960, 703 p.).

7. Marx K. Zur Kritik der politischen Ökonomie (Russ. ed.: Marks K., Engel's F. Kritika politicheskoi ekonomii. Sochineniia, vol. 46, pt. 1, Politizdat, 1960, 559 p.).

8. Sorokin P.A. Sotsiologicheskii progress i printsip schast'ia [Sociological progress and the principle of happiness]. Chelovek. Tsivilizatsiia. Obshchestvo, Moscow, Politizdat, 1992, 542 p.

9. Spirkin A.G. Filosofiia [Philosophy]. Moscow, Gardariki, 2002, 736 p.

10. Lenin V.I. Agrarnaia programma sotsial-demokratii v pervoi russkoi revoliutsii 1905-1907 godov [The agrarian program of social democracy in the First

Russian Revolution of 1905-1907]. Collected works. Moscow, Politizdat, vol. 16, 1961, 697 p.

11. Semenov Iu.N. Ob"ektivnyi kriterii sotsial'nogo progressa [Objective criterion of social progress]. Voprosy filosofii, 1962, no. 9, pp. 15-27.

12. Batishchev G.S. Deiatel'nostnaia sushchnost' cheloveka kak filosofskii printsip [The activity essence of man as a philosophical principle]. Problema cheloveka v sovremennoi filosofii, Moscow, Nauka, 1969, pp. 73-143.

13. Kelle V.Zh., Koval'zon M.Ia. Teoriia i istoriia [Theory and history]. Moscow, Gospolitizdat, 1981, 288 p.

14. Marx K. Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844 (Russ. ed.: Marks K., Engel's F. Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda. Sochineniia, Moscow, vol. 42, Politizdat, 652 p.).

15. Alekseev P.V., Barulin V.S. Aktual'nye problemy marksistsko-leninskoi filosofii [Actual problems of Marxist-Leninist philosophy]. Moscow, Politizdat, 1989, 366 p.

16. Volkov Iu.G. Gumanisticheskaia ideologiia: idei i printsipy [Humanist ideology]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia, 2003, no. 3, pp. 48-67.

17. Bestuzhev-Lada I.V. Al'ternativnaia tsivilizatsiia [Alternative civilization]. Moscow, VLADOS, 1998, 352 p.

18. Ivanov A.V., Fotieva I.V., Shishin M.Iu. Dukhovno-ekologicheskaia tsivilizatsiia: ustoi i perspektivy [Spiritual and ecological civilization: Foundations and prospects]. 2nd ed. Barnaul, ASAU, 2010, 133 p.

19. Orlov V. Chelovek, mir, mirovozzrenie [Man, world, worldview]. Moscow, Molodaia gvardiia, 1985, 220 p.

20. Lenin V.I. Chto takoe "druz'ia naroda" i kak oni voiuiut protiv sotsial-demokratov? [Who are "friends of the people" and how do they fight against social democrats?]. Collected works, vol. 1. Moscow, Politizdat, 1961, 662 p.

Оригинальность 76 %

Поступила 02.12.2021 Одобрена 20.12.2021 Принята к публикации 28.05.2022

N.S. Smolnikov, S.N. Smolnikov SOCIAL PROGRESS

The article provides an understanding of social progress seen as a development of social life, in contrast to the societal (historical) development that is considered to be progress. We identify the features of social life as the true being of people, its standard place and role in society. The gist of social progress is considered, meaning the development of social properties of people, corresponding to human nature, as well as its criterion, which is its functional understanding, an indicator of its progres-siveness. Meanwhile, the criterion of societal (social) progress is the progress itself, the degree, the pace, the level of what is seen as such.

Attention is paid to the meaning and direction (goals) of social progress. We argue that the meaning of progress is in what it exists for-to solve what problems, what tasks of human development. At the same time, the meaning of progress is not immanent to it, it is given to it by people, but only when it is realized by them, that is, it increasingly depends on them in its course. In this historical time, the goal of the direction of social progress is determined, but not the final one, rather a new one upon its achievement. It is noted that the development of social life has its own, civilizational branch of the historical process, which is a series of successive stage civilizations characterized by agrarian, industrial and postindustrial technology of production activity. This explains that the main driver of social progress when it occurs and when it is carried out by people is the production activity of people.

Keywords: social life, social progress, gist of social progress, meaning of social progress, criterion of social progress, direction of social progress, civilizational forms of social progress, determinants of the development of social life.

Natan S. Smolnikov - Candidate of Sociological Sciences, e-mail: makipr@ya.ru. Sergei N. Smolnikov - Senior Lecturer, Department of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: Imperial2000@gmail.com.

Received 02.12.2021 Accepted 20.12.2021 Published 28.05.2022

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом: Смольников, Н.С. Социальный прогресс / Н.С. Смольников, С.Н. Смольников // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 2. - С. 8-17.

Please cite this article in English as:

Smolnikov N.S., Smolnikov S.N. Social progress. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 2, pp. 8-17 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.