Научная статья на тему 'Социальный проект как форма сохранения исторической памяти'

Социальный проект как форма сохранения исторической памяти Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1624
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СРЕДА / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / HISTORICAL MEMORY / HISTORICAL CULTURE / SPIRITUAL AND MORAL ENVIRONMENT / PATRIOTISM / TRAINING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Меркулова Татьяна Константиновна

Данная статья информирует о проведении нового социального проекта «Страна с великой историей» и участии студентов первого курса Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского во Всероссийской акции «Школы моей семьи». Актуальность данного социального проекта рассмотрена с позиции сохранения исторической памяти. Мировоззренческая и воспитательная задача акции, ее идеологические ценности раскрываются через понятие патриотизма. В статье рассмотрены фрагменты авторских рассказов студентов о прожитых знаменательных школьных событиях. Анализ содержания представленных событий участниками акции, как при непосредственной работе в написании текстов, так и при обсуждении подведения итогов, определен с позиции внесения личной частицы в написание истории родной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social project as a form of preserving historical memory

The article provides information on holding a new social project ‘A country with a great history’ and participation of first-year students of Lipetsk State Pedagogical University in All-Russian campaign ‘Schools of my family’. The relevance of this social project has been examined from a position of historical memory preservation. A vision and educational mission of this campaign, its ideological values are revealed though the conception of patriotism. The article considers the fragments from the students’ stories about past significant school events. The analysis of the content of the presented events, both during the direct work on writing the texts and during the discussions is defined from the position of taking a personal share into writing a history of a native country.

Текст научной работы на тему «Социальный проект как форма сохранения исторической памяти»

1УДК 378 ББК 74.58

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Т. К. Меркулова

Аннотация. Данная статья информирует о проведении нового социального проекта «Страна с великой историей» и участии студентов первого курса Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского во Всероссийской акции «Школы моей семьи». Актуальность данного социального проекта рассмотрена с позиции сохранения исторической памяти. Мировоззренческая и воспитательная задача акции, ее идеологические ценности раскрываются через понятие патриотизма. В статье рассмотрены фрагменты авторских рассказов студентов о прожитых знаменательных школьных событиях. Анализ содержания представленных событий участниками акции, как при непосредственной работе в написании текстов, так и при обсуждении подведения итогов, определен с позиции внесения личной частицы в написание истории родной страны.

Ключевые слова: историческая память, историческая культура, духовно-нравственная среда, патриотизм, воспитание.

SOCIAL PROJECT AS A FORM OF PRESERVING HISTORICAL MEMORY T. K. Merkulova

Abstract. The article provides information on holding a new social project 'A country with a great history' and participation of first-year students of Lipetsk State Pedagogical University in All-Russian campaign 'Schools of my family'. The relevance of this social project has been examined from a position of historical memory preservation. A vision and educational mission of this campaign, its ideological values are revealed though the conception of patriotism. The article considers the fragments from the students' stories about past significant school events. The analysis of the content of the presented events, both during the direct work on writing the texts and during the discussions is defined from the position of taking a personal share into writing a history of a native country.

Keywords: historical memory, historical culture, spiritual and moral environment, patriotism, training.

В рамках нового социального проекта «Страна с великой историей» с 28 сентября по 28 ноября 2016 г. проходила Всероссийская акция «Школы моей семьи». Проект был создан при поддержке Российского военно-исторического общества, объединенной издательской группой «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ» совместно с ИД «Первое сентября».

Участникам акции нужно было поделиться своей школьной историей, рассказать о событиях школьных лет, которые решающим образом повлияли на личную судьбу или судьбу наших мам, пап, бабушек, дедушек.

Студенты Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-

Тян-Шанского решили не остаться в стороне и вместе с другими участниками внести свою лепту в написание истории великой страны.

Правила участия во Всероссийской акции «Школы моей семьи» состояли в следующем:

1. Написать небольшой рассказ о школьном событии, которое вам кажется важным для вас и вашей семьи. Указать год, город и номер школы.

2. Подобрать фотографии и/или видео.

3. Отправить заявку, прикрепив рассказ с фотографиями или видеороликом до 28 ноября включительно.

После подведения итогов акции все истории появятся на карте России.

Приятно осознавать, что все истории будут привязаны к указанным географическим местам. Такое объединение неравнодушных к истории России людей - школьников, студентов, их родителей, педагогов - дает осмысление себя с позиции частицы истории родной страны.

Представляя обобщение проделанной работы нашими студентами, хочется передать проживание и понимание испытанное его участниками в рамках работы над акцией. Конечно же, поблагодарить всех неравнодушных за столь ответственную работу в написании истории нашей страны.

Оценка участия, включающая написание собственной истории и изучение историй других участников, позволяет расставить некоторые значимые акценты. Совместно со студентами мы определили акценты в виде следующих понятий: историческая память, историческая культура, духовно-нравственная среда, патриотизм, воспитание.

Наполненная положительным содержанием историческая память о прошлом как воссоздание поведения и образа жизни человека определенной эпохи.

С помощью плодотворного общения поколений возможно реконструировать или возродить всеобщность понятия «воспитание». Тогда содержанием данного понятия будет единство всех способов, форм и средств взаимодействия (и их модификаций) разных возрастных когорт и поколений, которое обеспечивает воспроизводство культуры и самой жизни любой исторической общности людей, приоритет духовной целостности мышления при обосновании целей и задач воспитания.

И в то же время целью и задачей воспитания как особой деятельности стали формирование и развитие духовно-практических сил души - нравственного и эстетического чувства, питающего все формы искусства, интуитивные прозрения самой сути духовности человеческого бытия. Последнее наиболее явно проявилось в культуре романтизма.

Гуманистическая модель воспитания ориентирована в первую очередь на изучение и обогащение внутреннего мира воспитанника, учитывает его индивидуальные особенности и опирается на его самостоятельные духовные усилия. Мир детства, возрастной период юно-

сти и молодости приобретают при этом высокий ценностный статус как лучшее время в жизни человека.

В своем духовном развитии каждый человек испытывает множество влияний, которые определяют направление и характер его мышления. Бесспорно, содержание проделанной работы каждым участником проекта «Страна с великой историей» вернуло и еще раз позволило задуматься и оценить личную значимость своей жизнедеятельности в развитии родной страны, в том числе и с позиции памяти народа, способного формировать этническое сознание, позволило остановиться на личном вкладе в содержание понятий историческая память, историческая культура, духовно-нравственная среда, патриотизм, воспитание - понятий, которые определяют направление личного развития и, конечно же, ведут к торжеству добра, справедливости, чести.

Актуальность данного социального проекта бесспорна с позиции сохранения исторической памяти, определенных исторических традиций, культурной и духовно-нравственной среды, традиционных российских ценностей.

Историческую память можно определить как способность общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знаний о произошедших исторических событиях, об исторических деятелях ушедших эпох, о национальных героях и вероотступниках, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своем развитии. Историческая память тесно связана с эмоциональной стороной деятельности общественных субъектов. Ее неотъемлемыми элементами являются чувства, переживания, оценки, возникающие у общественных субъектов в процессе эмоционально-чувственного освоения социального и природного мира [1].

Историческая культура может интерпретироваться как комплекс знаний, представлений и оценок. В рамках нашей темы мы остановимся на следующей составляющей: традиционное для каждой цивилизации понимание истории, представления об историческом процессе, определение своего места в нем; формы и модели историописания, складывание и транс-

формация историографических традиций, представление о предмете исторического знания, как совокупности идей и образов, отражающих специфику восприятия, осмысления и оценки прошлого, связи прошлого, настоящего и будущего, существующие у конкретного общественного субъекта [1].

Мировоззренческая и воспитательная задача акции, ее идеологические ценности - это, прежде всего, патриотизм. В данной работе патриотизм выступает как деятельная ценность. В рамках акции рядовые участники становятся историческими участниками, историческим народом.

Позиция добровольного участия в проекте способствует объективности, открытости, откровенному диалогу в объединении мнений и подлинных интересов сторон участников.

Когда речь заходит об истории страны, в данном случае ее составлении и написании, то первая ассоциация, которая приходит на ум, -это ответственность. Именно с этой позиции наши участники писали и создавали тексты своих воспоминаний. И мы, конечно же, оцениваем эффективность такой совместной работы с позиции качества. Качества рассмотрения всех точек зрения, различных вариантов историй, аргументов их значимости для каждого конкретного человека. Историй разных, но столь похожих. Историй столь близких нашим сердцам. Общение, построенное на родстве тем, связывает собеседников, поддерживает их взаимное влияние. Возможности влияния на мысли и принятие решений других людей.

Все предметы и явления, доступные нашему познанию как посредством опыта и наблюдения, могут способствовать пониманию самих себя и того, что нас окружает, для того, чтобы знать, как жить и как действовать в жизни. Передадим побуждения, чувства, которые руководили нашими участниками, когда они составляли эти письма, из которых складывается, образуется история нашей страны. Надеемся, что они найдут среди читателей отклик, сердечный прием, поскольку все мы испытывали эти минуты в своей жизни.Рассмотрим позиции с точки зрения интереса к человеку, места человека в природе, обществе, среди других людей, их отношения. Увидим стороны духовную и общественную, в совокупности достижения наивыс-

шего, самого полного и разностороннего развития и обогащения человека. Мысли, чувства, желания, выраженные в нас, в наших словах, поступках и действиях. Назначение человека, принципы его поведения, основы на которых строятся взаимоотношения людей, что человек знает, чего желает, о чем мечтает, к чему стремится. Субъективное восприятие, назначение которого невозможно недооценить.

Характеризуя историческое сознание, Августин Аврелий отмечал в своей знаменитой «Исповеди»: «Есть три времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего, настоящее будущего. Эти три времени существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего - это память, настоящее настоящего - его непосредственное созерцание, настоящее будущего - его ожидание» [2, с. 26].

Необходимо признание за человеком зависимости в совокупном изучении его внутреннего мира и мира природы, изучении человеческой жизни как личной, так и общественной, - ведь то, что происходит в нашем внутреннем мире, и то, что происходит в окружающей нас природе, суть одинаковые, равнозначные явления.

Отдельная человеческая личность и формируется окружающей ее культурно-социальной средой, однако и последняя, в свою очередь, поддерживается и изменяется лишь потому, что ее поддерживают или изменяют люди.

В жизни каждого человека, в особенности в школьные годы, постоянно совершаются любопытные, знаменательные события, заслуживающие сохранения в памяти, потому что служат лучшей характеристикой школы, ее учителей, учеников. Для сохранения таких явлений и памятных событий необходимо вести летопись, опубликование которой, доступность ее содержания предоставит возможность представить общую картину положения дел по всей стране и за ее пределами.

Вот лишь небольшой пример наших самых важных событий из жизни семьи. Исторический выбор события из жизни семьи, который будет жить в наших сердцах, а теперь и в ваших.

Студенческие эссе искренне и глубоко раскрывают отношение молодых людей к школе, к своей стране: ее великому прошлому и прекрасному будущему.

Татьяна Бутова: Мое первое сентября - самый дорогой день в моей жизни. Повсюду цветы, перед школой стоят нарядные ученики, среди них я - первоклассница. Наш первый учитель провожает нас в школу. Вскоре она обучит нас писать, читать, считать, преподаст уроки доброты, честности и дружбы. Школа становится нам вторым домом, опорой, дарит тепло и радость. Каждое утро мы спешим в класс, где теплой улыбкой нас встречает учитель. Школьные годы быстро летят, мы вырастаем, и последними памятными событиями становятся экзамены и выпускной, а впереди выпуск из школы и взрослая жизнь. Мы благодарим всех учителей за уроки знаний и добра, что они нам подарили. Самое главное, что мы приобретаем в школе настоящих друзей. А школьная дружба - самая крепкая. В моей жизни решающую роль сыграла первая учительница Вера Петровна Ковригина. Добрая, чуткая, заботливая, строгая, но справедливая. Она стала для меня идеалом учителя. Мне хотелось быть на нее похожей. И уже тогда я решила, что стану учителем. Вот так я поступила в педагогический университет.

Елена Москалева: Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями, влюбляется и радуется своим первым победам. Школа надолго остается в сердце каждого человека светлым этапом жизненного пути.

В нашем классе было разное количество учеников, многие уходили и приходили. К одиннадцатому классу нас осталось всего восемь человек, и я была в хороших отношениях почти с каждым из них. Я очень общительная, у меня много друзей. Мой класс был всегда весьма важен для меня, потому что я проводила большую часть своего времени в школе. Мы часто репетировали новые выступления, и когда в школе праздновались различные мероприятия, мы представляли эти номера на сцене.

Мою лучшую подругу зовут Аня. Мы вместе ходили в детский сад, а затем и в школу, сидели за одной партой. На мой взгляд, положительная атмосфера в нашем классе являлась результатом кропотливой работы нашего классного руководителя. Она замечательный

педагог. У нас был волшебный выпускной вечер в кругу родителей, педагогов и, конечно же, любимых одноклассников.

Дарья Соловьева: Почему я выбрала профессию педагога? Учитель - это та профессия, о которой я грезила с детских лет. В старших классах я все больше начала задумываться о будущей профессии. Я уже твердо знала, что буду поступать в Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского на специальность «Начальное образование». Примером для подражания является моя первая учительница Ольга Григорьевна. Она очень добрая, справедливая, искренняя, заботливая. Она была строгим, серьезным, но справедливым педагогом, всегда жила нашими заботами, проблемами, старалась всем помочь, переживала за каждого из нас, давала нам основы знаний и азы воспитания, как мама. Выбрала я профессию, потому что учитель - самая почетная профессия в цивилизованных странах, потому что педагог собственными усилиями лепит, в хорошем смысле этого слова, человеческую натуру, проявляет особенности характера и личности ребенка. Учитель - профессия не из легких. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека.

Варвара Рожкова: Последний звонок - это самое важное и ответственное событие в жизни человека. Заканчивается один этап жизни и начинается другой, более осмысленный и серьезный. Для меня и моей семьи последний звонок -один из самых значимых праздников, которые были в школе. Мы с мамой с нетерпением ждали его. Я учила песни и репетировала сценки, а мама готовила напутствие выпускникам. Подготовка к празднику позволила сильнее сплотить наш маленький, но очень дружный класс. Своим выступлением мы выразили благодарность учителям за те знания, которые они дали нам. Последний звонок запомнился навсегда, чувства переполняли не только выпускников, но и родителей, учителей. Последний звонок стал для меня днем, когда я осознала, что люблю свою школу, учителей. Мне было тяжело проститься с ними. Я всегда буду вспоминать с теплом свои школьные годы.

В рамках обсуждений после выполнения работы, подведения итогов мы поймали себя

на мысли, что почувствовали теплоту взаимного общения, прожили заново, испытали вновь пережитые приятные минуты, получили уроки доброты, честности и дружбы.

Мы были едины в том, что первая учительница - добрая, чуткая, заботливая, строгая, но справедливая, всегда жила нашими заботами, проблемами, старалась всем помочь, переживала за каждого из нас, давала нам основы знаний и азы воспитания, как мама.

Мы были едины и в оценке наших школ. Школа, которая дарит тепло и радость. Школа, где находят настоящих друзей, влюбляются и радуются своим первым победам. И конечно же, что школа навсегда остается в сердце каждого человека светлым этапом жизненного пути.

Мы не оценивали работы, поскольку оценивать их достаточно сложно, если не сказать -невозможно. Мы рассматривали события, прожитые вместе с авторами. Единство нашего внимания состояло в том, что мы не просто соотносили, сравнивали, чувствовали эмоции и переживания участников, а мы проживали эти эмоции и испытывали переживания, настолько они глубоко и проникновенно затрагивали эмоциональную сферу, разум, воздействуя одновременно и на чувство, и на сознание.

Логика нашей заинтересованности тематикой лежала в понимании того, что каждый из нас ощущал эти эмоции, интересы. Возможно, потому, что данные картины и образы были в жизни каждого человека. Живое изображение, живая речь, краски помогали воспроизвести впечатление и восстановить в памяти прожитое. Особенность тематики позволила устанавливать тесный контакт между докладчиками и слушателями. Взаимное общение имело не только предметный, но и эмоциональный аспекты. Контакт студентов в аудитории способствовал возникновению и поддержанию «радости общения».

Мы дорожим тем, что спустя годы отчетливо и ясно вспоминаем прошедшие события, что находимся под впечатлением этих событий, оказавших на нас неоценимый вклад в выборе своего жизненного пути.

Но не менее важной особенностью оказалось то, что наши школы, помимо множества стоящих перед ней задач, удовлетворяют потребности каждого человека в многообразии его жизненного пути.

Учитель, несмотря на все разногласия в его профессиональных оценках, реализует множество задач, но одну из них - принося неоценимую пользу каждому конкретному ученику. Неизмеримую пользу мы видим в сказанных выше словах благодарности.

Далеко не исчерпывающий анализ проделанной работы позволяет выразить уверенность, что данная работа имела много положительных моментов.

Мы неизменно понимаем, что наша страна всегда была сильна единством ее народов, которых объединяют общие ценности, ценности чести, достоинства, добра, свободы, традиционных ценностей и веры в себя, в Бога, в семью и веры в нашу великую единую родину.

Практически все проблемы, которые сегодня обсуждаются на самых различных уровнях в науке, политике, культуре, начинаются со слов «одной из самых острых проблем нашего мира является...», «данная тема является сложнейшей.», «несмотря на непростые времена.». Мы знаем, мы ощущаем эти проблемы, мы являемся их частью, мы предлагаем позитивные меры.

Еще классики отечественной педагогики рассуждали о том, что нам мало знать, что было в школе столько-то учащихся, - мы хотим знать, что это были за учащиеся, и не только по возрасту, сословиям и другим признакам, но и по их запросам, характеру, складу ума, отношению к школе; нам недостаточно перечня пройденного за годы в тех или иных группах, - мы хотим знать, как велось самое преподавание, какие были в нем успехи и какие промахи, к чему стремились преподающие, что вынесли из занятий учащиеся; нам мало знать, сколько книг взято из школьной библиотеки по тому или иному отделу, - мы хотим знать, как читали учащиеся и что вынесли из чтения. И так по всем отраслям школьной жизни.

Наше время требует дополнения истории во всей совокупности ее моментов, субъектов. Для исторического суждения надо брать деяние во всей совокупности его моментов, начиная с побуждения к его совершению с сопровождающим это побуждение настроением и заканчивая тем влиянием, которое деяние это оказало на судьбу всего человечества. Путь исторического ознакомления, факты индивидуальной жизни каждого отдельного человека, история человечества есть путь исторической памяти.

Для самого понимания исторических фактов с их внутренней психологической составляющей нужен известный субъективизм. Для того чтобы понять какой-либо человеческий поступок, надо вместе с тем высказать и свое суждение об этом поступке. Для того чтобы понять какое-либо историческое явление, надо вместе с тем высказать и свое суждение о значении его для судьбы тех или иных других людей - о его соответствии или несоответствии с их желаниями или интересами.

Участие в акции «Школы моей семьи» - это память, любовь к родному дому, родине, малой родине. Все то, что способствует разрешению острых проблем нашего мира. Все то, что помогает строить наш мир на принципах морали, нравственности, духовности, гуманизма, справедливости, любви - мы хотим быть продолжателями этих принципов. Все то, что помогает укреплять наш мир с жизненных позиций развития и преемственности. Идея преемственности поколений и сбережение нашей социокультурной общности. Современный мир нуждается в нравственных решениях и созидательных победах.

Способ организации данной работы способствовал упорядочению фактов, событий, воспоминаний. Упорядочению мышления, выявлению главенствующих и подчиненных тезисов, связыванию и извлечению уроков памяти, важных событий из жизни своей семьи.

Участниками акции стали те, кому есть что сказать и кто имеет глубокую потребность выразить это. Активная роль личности, ее сила, эмоциональное отношение к людям, способное выражать симпатию, альтруизм, сострадание, любовь к ближнему положены в основу человеческой нравственности и данной проделанной работы участниками.

Человек для человека может быть и предметом чисто теоретического интереса. Это означает, что человек интересуется человеком вообще - с одной стороны. С другой стороны, человек интересуется другими людьми не со стороны той пользы, какую они нам могут приносить, а именно человеком вообще и всем человеческим.

Каждый участник нашел для себя свои положительные моменты в испытании отдачи в данной работе. Мы наглядно увидели, что если поддержать положительные стороны, то они обязательно ответят положительными резуль-

татами. Политика созидания морали, этики, духовных ценностей будет служить достойному успеху в любом начинании и действовании.

Мы разные, но нас объединяет одно: вера в историю и будущее нашей родины, семьи и нас самих. Совместная работа, сотрудничество помогает сплотить всех участников, сохранить историческое наследие, а в рамках исторической ответственности - осознать себя субъектом исторического действия, способным ценить и воодушевлять прожитые минуты своей жизни. Как метко подмечено, «поделиться мыслью - значит умножить ее силу».

Русская культура богата именами. «У каждого века, - писал Н. Г. Чернышевский, - есть свое историческое дело, свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два стремления, тесно связанные между собою и служащие дополнением одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни. Даже отдельные науки приобретают или теряют свою относительную важность по мере того, в какой степени служат они господствующим потребностям века» [3, с. 302].

Русская культура обладает великим миротворческим потенциалом. И именно потому, что эта культура является единством культур сотен народностей - культурой, как сказал Достоевский, «всемирной отзывчивости русской души», наша страна в трудные для мира минуты оказывалась на стороне добра.

Наша ответственность, наша задача - сохранение памяти. Памяти о людях, событиях, об истории, об истинной истории. Конечно же, это требование любого времени. «И правы, - сам себя вини: что ты посеял - то и жни», сказал И. А. Крылов.

Современность есть лишь момент по отношению к истории. Момент, который завтра же сделается прошедшим, то есть станет предметом той же истории.

Явления, изучаемые историей, суть прежде всего поступки, поведение людей, понимать которые мы можем, лишь высказывая о них суждения, производя им оценку не только с точки зрения разумности или неразумности, целесообразности или нецелесообразности этих поступков, этого поведения и т. п., но и с точки зрения отношения их к морали данной эпохи и их значения в истории прогресса.

Доступность духовных ценностей общества возлагает на человека функцию их приумножения и обогащения, то есть дальнейшего развития. Непосредственное участие в историческом развитии духовных ценностей общества осуществляется благодаря творческой деятельности, производству новых знаний, духовных ценностей общества.

Целиком поддерживая работу, проделанную участниками акции, мы должны сохранить эти наработки, потому что это касается будущего нашей страны и будущего наших детей, истории страны. Это было успешно. Пусть это станет хорошей, доброй традицией и одновременно - готовностью к новому. Пусть фраза «С тех пор прошло много лет, однако акция "Школы моей семьи" по-прежнему остается предметом исторической памяти и гордости нашей Родины» способствует эффективному воспитанию, эффективному воздействию на сознание молодых людей с позиции исторической преемственности.

Историческая память, культурное наследие, жизненные устои всегда были отличительными особенностями, источниками силы и сущности государства.

Спасибо всем, кто поделился личной историей и открыто обсудил значимые и волнующие события школьной жизни. Активно, волнительно, эмоционально.

Спасибо всем, кто проявил искренний интерес к зафиксированным историческим событиям участников акции.

Большое спасибо организаторам. Сформировать идею «Страна с великой историей», строить «Школу моей семьи» - уже немалый труд.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Путятина Т. П. Формирование исторического сознания школьной молодежи в условиях трансформации российского общества: дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. - 218 с.

2. Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1998.

3. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. - Т. 3. - М., 1947.

4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. -URL: https://rg.ru/2016/03/24/ombudsman-doklad-dok.html (дата обращения: 25.02.2017).

5. Кареев Н. И. Беседы о выработке мировоззрения: продолж. «Писем к учащейся молодежи о самообразовании», с крат. указ. само-образоват. чтения. - Изд. 2-е. - СПб.: Тип. M. M. Стасюлевича, 1895. - 182 с.

REFERENCES

1. Putyatina T. P. Formirovanie istoricheskogo soznaniya shkolnoy molodezhi v usloviyakh transformatsii rossiyskogo obshchestva. PhD dissertation (Sociology). Moscow, 2007. 218 p.

2. Avgustin Avreliy. Ispoved. Moscow, 1998. (in Russian)

3. Chernyshevskiy N. G. Polnoe sobranie sochi-neniy. Vol. 3. Moscow, 1947.

4. Doklad Upolnomochennogo po pravam che-loveka v Rossiyskoy Federatsii za 2015 god. Available at: https://rg.ru/2016/03/24/ombuds-man-doklad-dok.html (accessed: 25.02.2017).

5. Kareev N. I. Besedy o vyrabotke mirovozzreni-ya: prodolzh. "Pisem k uchashcheysya molodezhi o samoobrazovanii", s krat. ukaz. samoo-brazovat. chteniya. St. Petersburg: Tip. M. M. Stasyulevicha, 1895. 182 p.

Меркулова Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского

e-mail: maxima078@mail.ru

Merkulova Tatiana К., PhD in Education, Associate Professor, Preschool and primary education Department, P. Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical University e-mail: maxima078@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.