Научная статья на тему 'Социальный проект инициативного бюджетирования'

Социальный проект инициативного бюджетирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
354
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / INITIATIVE BUDGETING / ПАРТИСИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / PARTICIPATORY BUDGETING / ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ / LOCAL INITIATIVES SUPPORT PROGRAM / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / SOCIAL PROJECT / СОЦИАЛЬНАЯ СООРГАНИЗАЦИЯ / SOCIAL CO-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анцыферова Инна Сергеевна

Прослеживается связь, каким образом процедуры инициативного (партисипаторного) бюджетирования в формате Программы поддержки местных инициатив определяют социальный проект инициативного бюджетирования проект социальной соорганизации и выработки общей позиции по направлению бюджетных расходов. Как основные элементы выделяются: конкурсный характер, софинансирование населения, наличие критериев и баллов за соорганизацию, выстраивание собственного оргпроекта каждым поселением. Понимание конструктивных элементов социального проекта важно для разработки новых форматов инициативного бюджетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROJECT OF PARTICIPATORY BUDGETING

Following up how the procedures of initiative (participatory) budgeting in the format of the Local Initiatives Support Program determine the social project of participatory budgeting the project of social co-organization and the development of a common position on the direction of budget expenditures. As the main elements are highlighted: competitive nature, co-financing of the citizens, the criteria and points for co-organization, the construction of its own organizational project by each settlement. Understanding of constructive elements of the social project is important for developing new formats of participatory budgeting.

Текст научной работы на тему «Социальный проект инициативного бюджетирования»

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 304.444 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-2-205-207

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Анцыферова старший научный сотрудник Центра инициативного Инна бюджетирования, Научно-исследовательский финансовый

Сергеевна институт (127006, Россия, г. Москва, Настасьинский переулок, 3, строение 2)

E-mail: inna.antsyferova@gmail.com Аннотация

Прослеживается связь, каким образом процедуры инициативного (партисипа-торного) бюджетирования в формате Программы поддержки местных инициатив определяют социальный проект инициативного бюджетирования - проект социальной соорганизации и выработки общей позиции по направлению бюджетных расходов. Как основные элементы выделяются: конкурсный характер, софинансирование населения, наличие критериев и баллов за соорганизацию, выстраивание собственного оргпроекта каждым поселением. Понимание конструктивных элементов социального проекта важно для разработки новых форматов инициативного бюджетирования.

Ключевые слова: инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, Программа поддержки местных инициатив, социальный проект, социальная соорганизация.

Инициативное бюджетирование [1] предполагает финансирование проектов улучшения общественной инфраструктуры, напрямую поддержанных жителями. Министерству финансов как инициатору [2], по сути, все равно, какой объект захотят сделать жители - но они должны подтвердить значимость и приоритетность этого объекта для них для всех, подтвердить, что они имеют солидарную позицию. Как, однако, должно выглядеть это подтверждение, а главное - как должна быть организована выработка этой солидарной позиции? Важной составной частью инициативного бюджетирования является социальный проект соорганизации и выработки общей позиции [3, 4, 5].

Первой особенностью проектов является конкурсность [6, 7] - поселения соревнуются друг с другом в том, какой проект наберет больше баллов и получит финансирование. Конкурс этот имеет важные отличительные черты. 1) Асубъективность - все критерии и система начисления баллов подробно описаны и опубликованы, подсчет баллов происходит фактически автоматически, так что каждое поселение может самостоятельно подсчитать не только свои баллы, но и баллы соседей. 2) Тот факт, что конкурсные критерии асубъективны и известны на начальном этапе, позволяет участникам моделировать ситуацию и выходить на высокий результат. 3) Победителями становятся не первые 3-5-10 участников, а 70-80% участвующих поселений. Но в чем тогда смысл конкурсности, если критерии известны и победителями становится большинство участников? Почему тогда не сказать просто, что деньги получат все, кто удовле-

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 2

творит этим критериям - зачем плодить сущности, тем более, что в сознании обывателя, конкурс - это необходимость произвести впечатление, сделать что-то отличное от конкурентов, непредсказуемость результатов и ограниченное число победителей. Так почему конкурс?

Можно предположить, что конкурс, с одной стороны, как бы «легализует» интерес к тому, «а что там у соседей?», и создает одновременно ситуации общения и состязательности. С другой стороны, конкурс в проектах инициативного бюджетирования, как представляется, выполняет функцию объективации критериев - да, критерии сложны и необычны, но тот факт, что большинство поселений с ними справляется как бы подтверждает их «правильность».

Второй особенностью проектов инициативного бюджетирования является со-финансирование со стороны граждан. Не во всех программах, но в базовой версии Всемирного банка и в большинстве региональных программ объем денежного вклада населения предполагается на уровне порядка 5-10% от суммы субсидии. Этот важный элемент инициативного бюджетирования часто вызывает критику и упреки: что, дескать, у людей и так денег нет. А если денежный вклад такой небольшой, то, тем более, в чем его смысл, и стоит ли он тех значительных организационных усилий, которых требует?

Представляется, что софинансирование населением является важнейшим элементом именно социального проекта - если после победы в конкурсе люди не могут собрать софинансирование, о котором они договорились в ходе согласовательных процедур, - это значит, что на самом деле у них нет согласованности. Софинансирование - это финальное внеконкурсное подтверждение значимости проекта.

Третьей особенностью проектов являются конкурсные баллы за соорганизацию - среди конкурсных критериев есть такие, которые прямо модерируют процесс обсуждения:

1. число лиц, принявших участие в идентификации проблемы в процессе предварительного рассмотрения - согласно протоколам предварительных собраний, результатам анкетирования и т.д.

2. число лиц, принявших участие в собрании граждан - согласно протоколу общего собрания (видеозапись, фотографии собрания поощряются)

Здесь принципиальна двухфазность процесса: предварительный опрос не является окончательным, т.е. ситуация не решается простым очно/заочным большинством, а выносится на общее собрание, так что на общем собрании может обсуждаться как сам объект, так и ситуация расхождения мнений. Отметим, что даже для самых мелких по масштабам страны населенных пунктов работающей является именно такая двух-этапная процедура, сочетающая два разных формата.

Четвертой особенностью является то, что в ходе реализации появляется собственный оргпроект поселения. Под каждый проект формируется своя инициативная группа и разрабатывается план действий для максимального удовлетворения интересов жителей и конкурсных требований. Всегда есть местные особенности, включая характер и остроту нерешенных проблем, различия в платежеспособности разных групп населения, размере поселения, наличии или отсутствии спонсоров в виде предприятий или частников (дачников, напр.), уже имеющийся опыт соорганизации, и т.д. Таким образом, местное сообщество делает «индивидуальный» проект по заданному конкурсными критериями «лекалу».

Слово молодым ученым

Таким образом, основными элементами, конструирующими социальный проект инициативного бюджетирования в формате ППМИ, как представляется на данный момент, являются: конкурсный характер, софинансирование населения, наличие критериев и баллов за соорганизацию, необходимость выстраивания собственного оргпроек-та каждым поселением. Понимание этих элементов важно для конструирования новых форматов инициативного бюджетирования для других типов поселений и других практик вовлечения населения в решение общезначимых вопросов.

Литература

1. Вагин В.В., Шаповалова Н.А., Гаврилова Н.В. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии // Финансовый журнал. № 3 (25) май-июнь 2015. С. 117-122.

2. Повышение эффективности управления бюджетными расходами. Минфин России/ о министерстве/ Публичные цели

http://minfin.ru/ru/ministry/public_purpose/spending/

3. Аллегретти Д., Рёке А., Сентоме И., Херцберг К. Партисипативный бюджет: разнообразие форм и моделей// Муниципалитет: экономика и управление. 2013. №2 http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2013/02/01/

4. Анцыферова И.С. Участие граждан в разработке форматов инициативного (партиси-паторного) бюджетирования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №12.

5. Анцыферова И.С. Социальные эффекты инициативного (партисипаторного) бюджетирования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. №4.

6. Хачатрян Г., Гридин С., Шульга И., Сухова А. Операционное руководство практики инициативного бюджетирования: пример Программы поддержки местных инициатив - М.: «Алекс», 2016.

7. Шульга И., Сухова А. Программа поддержки местных инициатив: совершенствование местного самоуправления и развитие инициативного бюджетирования. - М.: «Алекс», 2016.

Antsyferova Inna Sergeevna, senior researcher of the Participatory budgeting Center; Financial research institute (Nastasyinsky Lane, 3, structure 2, Moscow, 127006, Russian Federation). E-mail: inna.antsyferova@gmail.com

SOCIAL PROJECT OF PARTICIPATORY BUDGETING

Abstract

Following up how the procedures of initiative (participatory) budgeting in the format of the Local Initiatives Support Program determine the social project of participatory budgeting - the project of social co-organization and the development of a common position on the direction of budget expenditures. As the main elements are highlighted: competitive nature, co-financing of the citizens, the criteria and points for co-organization, the construction of its own organizational project by each settlement. Understanding of constructive elements of the social project is important for developing new formats of participatory budgeting.

Keywords: initiative budgeting, participatory budgeting, Local Initiatives Support Program, social project, social co-organization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.