Научная статья на тему 'Социальный, правовой и экономический статус социального учреждения'

Социальный, правовой и экономический статус социального учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3833
720
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА / СТАТУС УЧРЕЖДЕНИЯ / SOCIAL INSTITUTION / SOCIAL SERVICE / STATUS OF INSTITUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карпунина Анастасия Владимировна

В статье рассмотрено социальное учреждение с социальной, правовой, экономической точки зрения. Описаны социальные, экономические, правовые особенности этих учреждений, из которых в совокупности складывается статус социальных учреждений в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social, legal and economical status of social institution

The article considers social institution from social, legal and economic point of view. It describes social, economical and legal characteristics of above institutions, which together form the status of social institutions in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Социальный, правовой и экономический статус социального учреждения»

УДК 316.35+340+330:06.048.8

А. В. КАРПУНИНА

Омский государственный технический университет

СОЦИАЛЬНЫЙ, ПРАВОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ_

В статье рассмотрено социальное учреждение с социальной, правовой, экономической точки зрения. Описаны социальные, экономические, правовые особенности этих учреждений, из которых в совокупности складывается статус социальных учреждений в РФ. Ключевые слова: социальное учреждение, социальная служба, статус учреждения.

Понятие «социальное учреждение» активно используется и в повседневной, и в научной лексике. Однако довольно часто под ним подразумеваются разные типы учреждений или организаций.

Впервые понятие «социальное учреждение» было введено английским философом и социологом Гербертом Спенсером, который рассматривал его как устойчивый, организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени и являющийся условием устойчивого функционирования общества. Однако Спенсер выделил такие типы социальных учреждений — религию, науку, образование, искусство и т.п., которые в настоящее время в социологической теории понимаются как социальные институты [1].

Социальные учреждения, с точки зрения лексикологии, — это некие организации, учрежденные кем-либо для выполнения социальных функций, для решения социальных проблем. Исторически эти учреждения возникают тогда, когда функции по оказанию помощи нуждающимся берет на себя государство, для чего и создаются (учреждаются) специальные подразделения. Отличительная особенность учреждения — это наличие учредителя, которому оно подотчетно.

В нашей стране первыми социальными учреждениями стали благотворительные приюты, богадельни, которые принимали инвалидов, сирот, всех, кто нуждался в пище и крове. В настоящее время на территории РФ действует большое количество таких государственных учреждений, оказывающих социальные услуги населению. Деятельность этих учреждений очень важна как для государства, так и для общества, т.к. они предназначены для реализации социальных гарантий и обязательств государства, обеспечения реализации прав человека, оказания помощи людям и в конечном итоге — для решения социальных проблем общества, что подчеркивает высокую актуальность их деятельности. Однако учреждений довольно много, поэтому необходимо выяснить, какие из них являются именно социальными.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, все организации в нашей стране делятся на коммерческие и некоммерческие. Целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли. Некоммерческие организации — это юридические лица, не имеющие извлечения прибыли в качестве цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Формами таких организаций являются: потребительские кооперативы, обществен-

ные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды [2, ст. 50].

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ). Учреждение может быть создано (учреждено) гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо Российской Федерацией, ее субъектом, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государство не может создавать общественные или религиозные организации, поэтому учреждение — это специфическая форма реализации его деятельности.

В зависимости от сферы деятельности можно выделить следующие виды частных и государственных учреждений:

— учреждения образования;

— учреждения здравоохранения;

— учреждения культуры;

— учреждения физической культуры и спорта;

— религиозные учреждения;

— учреждения системы жилищно-коммунального хозяйства;

— учреждения системы социальной защиты населения.

Огромное значение имеет деятельность последнего вида учреждений, так как она связана с реализацией истинно социальных функций государства — оказание помощи нуждающимся, решение актуальных социальных проблем, улучшение качества жизни людей, поддержка социально уязвимых категорий граждан и т.п. Конечно, эти функции частично реализуют и учреждения образования, и учреждения культуры, религиозные учреждения, учреждения здравоохранения, но для них эти функции не являются главными, первостепенными, не носят комплексный характер. Поэтому учреждения системы социальной защиты населения и выделяют в отдельный вид учреждений — социальные учреждения.

Существует большое количество различных типов социальных учреждений, и направления их деятельности очень широки. Представляется важным выделить в их совокупности учреждения, реализующие меры социальной защиты и поддержки, и учреждения, предоставляющие социальные услуги непосредственно потребителю. Первые занимаются назначением субсидий, назначением и выплатой различных пособий и пенсий, выдают проездные билеты, удостоверения, определяют нуждаемость

Таблица 1

Характеристика социальных учреждений

Статусы социального учреждения

Социальный Правовой Экономический

занимается оказанием социальной помощи, поддержки, выступает непосредственным звеном социальной работы с клиентами включает учреждения социальной защиты, социального обслуживания, благотворительные учреждения действует на определенной территории (федеральные, региональные, муниципальные) руководствуется федеральным законодательством, Гражданским кодексом РФ, Уставом, Положением об учреждении имеет определенный порядок получения, расходования средств и налогообложения (бюджетные, казенные, автономные) имеет право оперативного управления имуществом учредителя

ведет деятельность по реализации социальных гарантий государства, мер социальной защиты населения и непосредственному предоставлению социальных услуг подчиняется и отвечает по обязательствам перед учредителем — органами власти, юридическими или частными лицами (государственные, частные)

граждан и их потребность в определенных видах помощи, выдают направления на получение протезно-ортопедических изделий. К ним относятся различные управления социальной защиты («собесы»), центры социальных субсидий, социальных выплат, службы занятости, учреждения медико-социальной экспертизы.

Учреждения, предоставляющие услуги, ведут масштабную деятельность по помощи гражданам в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, способствуют самореализации, улучшению их социального и материального положения, а также психологического статуса, проводят социально-оздоровительные и профилактические мероприятия. Деятельность этих учреждений очень важна, их роль признается на самом высоком государственном уровне, ведь в Конституции РФ сказано, что одним из средств обеспечения достойного уровня жизни является развитие системы социальных служб (ст. 7).

Социальная служба — еще одно понятие, которое понимается как синоним социального учреждения. Согласно ФЗ № 195, в систему социальных служб входят любые учреждения и предприятия независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица [3, ст. 3]. Т.е. среди всей совокупности социальных служб социальными учреждениями являются только учреждения социального обслуживания, а предприятия (коммерческие организации) и частные лица относятся только к социальным службам.

Социальные учреждения также не тождественны и благотворительным, хотя их функции во многом совпадают. Благотворительное учреждение может быть учреждено только благотворительной организацией (общественным благотворительным объединением или фондом) [4, ст. 7], а социальное учреждение — государством или частными лицами. В этом и есть ключевое отличие этих двух видов, однако сходство в их деятельности позволяет отнести благотворительные учреждения к подвиду социальных.

В нашей стране большинство социальных учреждений являются государственными (98,2 % [5]). С экономической точки зрения, государственные социальные учреждения подразделяются на три основных типа — казенные (К), автономные (А) и бюджетные (Б) [2, п. 2 ст. 120 Ч. 1]. Казенные учреждения должны перечислять все свои доходы в бюджет соответствующего уровня, а отвечают они по своим обязательствам только находящимися в их

распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Перечень казенных учреждений ограничен. Автономные учреждения не обязаны отчитываться перед государством или муниципалитетом о заработанных средствах, также они имеют право распоряжаться своим имуществом. Ни государство, ни муниципалитет не несут ответственности по обязательствам автономных учреждений. Большинство социальных учреждений в РФ зарегистрированы в качестве бюджетных — они финансируются государством через субсидии и подконтрольны своему учредителю (государству, региональной власти, муниципалитету). Так, они могут совершать финансовые сделки только с его согласия, обязаны проводить тендеры при любых закупках, не имеют права вести дополнительные счета, не могут распоряжаться недвижимым, особо ценным или купленным учредителем имуществом. Бюджетные учреждения не могут быть подвергнуты процедуре банкротства, а при накоплении долгов просто проводится смена руководителя.

С точки зрения российского права, учреждения могут быть федеральными (Ф), государственными (Г), муниципальными (М).

Комбинация экономико-правовых форм заложена в названии учреждения: ФГБУ (федеральное государственное бюджетное учреждение), ФКУ, ГАУ, ГКУ, ГБУ, БУ, МУ, КУ, МАУ и т.д. Частные социальные учреждения обычно именуются ЧСУ.

Социальное учреждение — это современный социально-правовой и социально-экономический феномен, субъект социально направленной деятельности. Отличительные особенности статуса социального учреждения можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таким образом, социальное учреждение — это довольно широкое понятие, трудности с его пониманием связаны с отсутствием четкого определения в законодательстве. Однако можно сделать вывод, что социальное учреждение — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, частным или юридическим лицом для выполнения работ, оказания услуг в сфере социальной защиты, социальной помощи и поддержки, социального обслуживания граждан. Под это определение подпадают государственные, муниципальные, частные и благотворительные учреждения. Специфическими чертами социальных учреждений являются подчинение своему учредителю, особый

характер распоряжения его имуществом, ведение 4. Федеральный закон РФ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благо-

социально-полезной деятельности. Эти специфиче- творительной деятельности и благотворительных организа-

ские отличия и формируют особый социальный, пра- циях» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой

вовой и экономический статус социальных учреж- системы «Консультант Плюс».

дений. 5. План деятельности Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации на 2013 — 2018 годы [ Электрон-

Библиографический список ный ресурс] // Материалы Министерства труда и социальной

защиты РФ. — URL: http://www.rosmintrud.ru/2018/social (дата

1. Социальные институты: статья [Электронный ресурс] // обращения: 04.06.2014). Центр по созданию и использованию бесплатных учебных

материалов и научной деятельности «Викиверситет». — URL: http://ru.wikiversity.org/wiki/Социальные_институты (дата

обращения: 17.07.2014). КАРПУНИНА Анастасия Владимировна, аспирантка

2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1. [Электронный ресурс]. — кафедры социологии, социальной работы и полито-Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». логии.

3. Федеральный закон РФ от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об Адрес для переписки: karpunina@mail.com основах социального обслуживания населения в Российской

Федерации» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.- Статья поступила в редакцию 26.08.2014 г.

правовой системы «Консультант Плюс». © А. В. Карпунина

Информация

Конкурс Российского научного фонда на получение грантов по приоритетным тематическим направлениям исследований

Российский научный фонд извещает о проведении открытого публичного конкурса на получение грантов Фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по приоритетным тематическим направлениям исследований». Гранты выделяются на осуществление фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в 2015 — 2017 годах с последующим возможным продлением срока выполнения проекта на один или два года по отраслям знаний, указанным в конкурсной документации. В конкурсе могут принимать участие проекты научных коллективов независимо от должности, занимаемой руководителем научного коллектива, его ученой степени и гражданства, организационно-правовой формы и формы собственности организаций, с которыми руководитель проекта и члены научного коллектива состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях. Гранты предоставляются научному коллективу на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам конкурса на условиях, предусмотренных Фондом, через российские научные организации, российские образовательные организации высшего образования, находящиеся на территории Российской Федерации международные (межгосударственные и межправительственные) научные организации, на базе которых будут выполняться проекты. Размер одного гранта — от 4 (четырех) до 6 (шести) миллионов рублей ежегодно. Руководитель проекта имеет право в качестве руководителя подать только одну заявку для участия в данном конкурсе. Количество проектов, которые могут выполняться на базе одной организации, не ограничивается.

Условием предоставления гранта является обязательство научного коллектива сделать результаты своих научных исследований общественным достоянием, опубликовав их в рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях. Другие условия конкурса указываются в конкурсной документации. Печатные экземпляры заявок представляются в Фонд по адресу: г. Москва, ГСП-2, 109992, ул. Солянка, д. 14, стр. 3, до 12 часов 00 минут (по московскому времени) 2 февраля 2015 года.

Результаты конкурса утверждаются правлением фонда в срок до 15 апреля 2015 года и размещаются на сайте фонда в сети Интернет. Полный текст конкурсной документации, порядок конкурсного отбора научных, научно-технических программ и проектов, порядок проведения экспертизы научных и научно-технических программ и проектов и критерии конкурсного отбора научных, научно-технических программ и проектов опубликованы на сайте фонда в сети Интернет по адресам ш^№.рнф.рф и www.rscf.ru

Источник информации: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/284/237362.php (дата обращения: 16.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.