Научная статья на тему 'Социальный потенциал и перспективы общественного контроля системы исполнения наказаний'

Социальный потенциал и перспективы общественного контроля системы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баханова Елена Викторовна

Рассматриваются социальные аспекты функционирования уголовно-исполнительной системы. Приводится авторское определение категории общественного контроля системы исполнения наказаний. Общественный контроль системы исполнения наказаний рассматривается как взаимодействие ассоциированных субъектов контроля, обеспечивающих эффективное использование социальных ресурсов (информационных, трудовых, пр.) для ресоциализации осужденных. Определяется его место в обеспечении эффективности уголовно-исполнительной системы. Описываются и анализируются действия субъектов и механизмы социального участия в реализации общественного контроля за системой исполнения наказаний в странах ЕС и США. Проводится сопоставление условий социального пространства деятельности уполномоченных структур по исправлению осужденных к лишению свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баханова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POTENTIAL AND PROSPECTS OF PUBLIC CONTROL OF THE PENAL SYSTEM

The article considers the social aspects of the functioning of the penal system. The author offers her definition of the category of public control of the penal system. Public control of the penal system is seen as the interaction of associated control subjects aimed to ensure the effective use of social resources (information, labor, etc.) for the re-socialization of convicts. The role of public control in ensuring the effectiveness of the penal system is discussed. The author describes and analyzes the activities of the subjects and the mechanisms of social participation in the implementation of public control of the penal system in the EU and the US. A comparison is made of the conditions of the social space where authorized institutions function to achieve correction of convicts.

Текст научной работы на тему «Социальный потенциал и перспективы общественного контроля системы исполнения наказаний»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, N° 2 (38), с. 127-132

127

УДК 316

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

© 2015 г. Е.В. Баханова

Общественный совет при Управлении Федеральной службы исполнения наказаний России

по Ульяновской области

ЪакЬапоуа@тЪох. ги

Поступила в редакцию 05.05.2015

Рассматриваются социальные аспекты функционирования уголовно-исполнительной системы. Приводится авторское определение категории общественного контроля системы исполнения наказаний. Общественный контроль системы исполнения наказаний рассматривается как взаимодействие ассоциированных субъектов контроля, обеспечивающих эффективное использование социальных ресурсов (информационных, трудовых, пр.) для ресоциализации осужденных. Определяется его место в обеспечении эффективности уголовно -исполнительной системы. Описываются и анализируются действия субъектов и механизмы социального участия в реализации общественного контроля за системой исполнения наказаний в странах ЕС и США. Проводится сопоставление условий социального пространства деятельности уполномоченных структур по исправлению осужденных к лишению свободы.

Ключевые слова: социальный контроль, общественный контроль, система исполнения наказаний.

Одним из показателей эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы как «социального института ограждения общества от влияния лиц, совершивших правонарушения, и возвращения их к нормальному, то есть соответствующему нормам поведению» [1] является рецидивная преступность. В России за три года рецидивная преступность выросла на 12.5% (49.6% от всех совершенных преступлений в 2013 г.); во Франции за этот же период она выросла на 10.3% и достигла 38%; в США рецидивная преступность составляет 52%; в Германии - 26.7%; в Швеции в 2013 г. из 1390 тыс. преступлений 64% были совершены осужденными, вышедшими на свободу в течение трех предыдущих лет [2-6]. Несмотря на активное внедрение мер гуманизации уголовного законодательства, улучшения условий отбывания наказания, совершенствования методов психолого-исправительной работы с осужденными, все большее распространение получает, как говорят в Швеции, «уголовный образ жизни» (crime prevention study), образ «привычного преступника» (habitual criminal) в Англии и Германии.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых еще в 1955 г. на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренных в мае 1977 г., определяется, что «целью и оправданием приговора к тюремному за-

ключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование» [7].

Одним из механизмов достижения данной цели является социальный контроль деятельности государственных учреждений исполнения наказаний. Он позволяет сравнить фактически достигнутые результаты с поставленными целями, определить степень и факторы отклонения. Несмотря на близость понятий «социальный» и «общественный», традиционным для отечественных исследований является выделение в социальном контроле общественной и государственной форм. Однако, несмотря на теоретически обоснованное разделение общественного и государственного контроля, в современной практике организации контроля учреждений уголовно-исполнительной системы субъекты общественного контроля часто дублируют методы и сферы осуществления государственного контроля [8]. Члены российских общественных организаций проверяют соблюдение норм права так же, как и органы прокуратуры, но не обращают внимания на некоторые аспекты, которые принято контролировать в странах ЕС и США.

Исследование структуры и форм общественного контроля, осуществляемого членами общественных наблюдательных комиссий (далее ОНК) в 9 регионах РФ за последние 6 лет, позволило сделать вывод, что общественный контроль системы исполнения наказаний к настоящему времени представляет собой взаимодействие ассоциированных субъектов контроля, использующих различные социальные ресурсы (информационные, трудовые и пр.) для ресоци-ализации осужденных. Тюрьмы, как отмечает Э. Койл, это не общественные места [9]. Общественный контроль здравоохранения, образования, других социальных сфер как в России, так и в США, странах ЕС реализуется путем повышения открытости информации органов государственной власти (см., например, [10-12]); однако доступ в учреждения системы исполнения наказаний может быть открыт далеко не всем субъектам контроля. Общественный контроль, с одной стороны, должен осуществляться, но, с другой стороны, необходимо обеспечить прежде всего соблюдение требования изоляции и ограждения общества от преступников.

В зарубежной практике по отношению к общественному контролю системы исполнения наказаний чаще используются понятия civil engagement (гражданское участие), public participation (общественное участие), public watch (общественное наблюдение), public advocacy (общественная защита), formal and informal monitoring (формальный и неформальный мониторинг) [1316]. В рекомендациях 2014 г. Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC) по организации взаимодействия правительственных и неправительственных органов в решении вопросов правопорядка «Civil society and prison: the invisible bars challenge» указывается, что субъекты контроля учреждений исполнения наказаний должны:

- быть независимы;

- иметь четкий авторитет в области права;

- быть обеспечены ресурсами;

- достаточно долго работать в данной сфере и гарантировать устойчивость своей работы

[17].

Негосударственные организации привлекаются для дополнения работы официальных контрольных органов путем проведения интервью с заключенными, составления ответов на жалобы и организации содействия в исправлении нарушений. Социальными механизмами реализации контрольных функций являются:

- социальное участие общественных структур в реализации интересов широкого круга граждан;

- социальное партнерство государства и общества.

В настоящее время деятельность общественных структур в пенитенциарной системе регламентируется положениями национальных превентивных механизмов в контексте Факультативного протокола к «Конвенции против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» 1984 г.

Наиболее длительный и разнообразный опыт привлечения общественности к контролю за местами содержания осужденных накоплен в Великобритании. Независимое инспектирование тюрем началось в 1860 г. с создания Комитета мировых судей для надзора за тюрьмами. Он представлял собой взаимодействие граждан-волонтеров и специальных судей (магистрантов) по надзору за деятельностью тюремщиков. Волонтеры добровольно и бесплатно осуществляли наблюдение и инспектирование: принимали жалобы от заключенных, выносили суждения об обоснованности этих жалоб. Затем они передавали их группе судей, которые посещали тюрьмы и, при необходимости, выносили предупреждения тюремщикам. Были созданы местные гражданские советы, члены которых могли посещать тюрьмы так же, как волонтеры. В 1898 г. Палата общин приняла «Prison Act» («Акт о тюрьмах»), определивший основные принципы и механизмы системы «визитирования» - постоянного контроля общества за содержанием заключенных.

В настоящее время Комитеты трансформировались в созданные в 2003 г. «Independent Monitoring Boards (England and Wales)» - Советы независимого мониторинга тюрем. Советы действуют во всех тюрьмах Великобритании. В состав совета входят более 1600 человек из числа учителей, бизнесменов, других специалистов в возрасте от 35 до 60 лет, а также бывшие заключенные при условии примерного поведения в течение 5 лет после освобождения или бывшие надзиратели, но не в тюрьме, в которой работали.

Визитеры проходят специальное обучение. Им объясняют, как посещать тюрьму, на что обращать внимание, какие помещения в тюрьме надо посещать постоянно, как налаживать отношения с сотрудниками, как вести записи на аудио- и видеоаппаратуре, которые затем могут служить доказательствами допущенных нарушений. В каждом совете есть координатор по образованию, который должен оценить пробелы в подготовке визитеров. Через каждые 2-3 года каждый визитер направляется на курсы для

опытных визитеров. Существует и особая подготовка для председателей советов, где изучаются вопросы по взаимодействию с начальниками тюрем, разбирается практика рассмотрения инцидентов. Визитеры должны уметь общаться, слушать, не удовлетворяться первым полученным ответом [18].

В задачи Советов входит проверка соблюдения требований к питанию, образованию, трудовой деятельности, медицинскому обеспечению осужденных. Визитеры должны не менее 8 часов в месяц навещать осужденных в любое время суток. Для встречи с визитером осужденные могут обратиться лично, подать письменное заявление или опустить жалобу в специальный ящик. Омбудсмен не будет рассматривать жалобы осужденных без предварительного рассмотрениях их визитерами. Визитерам предоставляются ключи от всех помещений, комната для работы, в которой они могут принимать осужденных. Советы ежегодно предоставляют доклад руководству тюрьмы и МВД относительно существующих проблем, а также предложения по их устранению.

Члены Совета визитеров работают на общественных началах, но государство может компенсировать им расходы на проезд, содержание няни или потерю визитером зарплаты на работе. Однако бюджет визитеров достаточно скромен, и большинство из них не обращается к государству за компенсацией расходов.

Важное место работы с правонарушителями занимает система поручительства. Она заключается в принятии обязательства to keep the peace (блюсти мир) или to be good behaviour (вести себя должным образом), устанавливается по усмотрению суда и не может превышать одного года. Нарушение поручительства допускает применение меры наказания в виде тюремного заключения на срок до шести месяцев. Подобный институт действует и в США.

Тюремная система Великобритании реформируется. Например, с 2010 г. в частной тюрьме г. Питерборо действует шестилетний экспериментальный проект, призванный снизить число заключенных-рецидивистов [19]. Частные инвесторы вкладывают 5 млн фунтов в «социальные облигации», за счет которых проходит реабилитация 500 осужденных. Осужденным на сроки меньше года после выхода на свободу помогут найти работу и крышу над головой, оплатят образование и другие социальные нужды. Кроме того, каждого вышедшего на свободу будет встречать у ворот тюрьмы наставник - бывший заключенный, прошедший процесс реабилитации. По мнению К. Ламбета из благотворитель-

ной организации «St Jiles Trust», участвующей в проекте, такая поддержка должна принести свои плоды: «Когда с бывшим заключенным беседует человек, который знает, что такое тюрьма не понаслышке, и которому удалось вырваться из порочного круга, это во многом меняет взгляд бывшего осужденного на открывающиеся перед ним возможности». Как показала прошлая работа «St Jiles Trust», подобный подход снижал число рецидивов на 40%. В случае успеха инвесторы получат от государства и из Фонда Национальной лотереи 8 млн фунтов.

В целом исследователи отмечают, что основным достижением английской пенитенциарной системы являются комплексный мониторинг и открытость системы, так как именно ежедневное вовлечение в работу пенитенциарных учреждений широкого круга лиц позволяет выявлять существующие проблемы и оперативно с ними справляться [20].

В Уголовном Кодексе Франции (ст. 132-144, 145, 146) предусмотрены возможности использования мер «содействия усилиям осужденного по своей ресоциализации». Это может быть обязанность продолжить образование или профессиональную деятельность, проживать в определенном месте, пройти курс лечения, возместить полностью или частично ущерб даже при отсутствии гражданского иска, не посещать места продажи спиртных напитков, не иметь оружия, не посещать других осужденных, в частности соисполнителей или соучастников и

др.

В Германии обучающимся осуждённым выплачивается пособие Ausbildungsbeihilfe в виде государственной выплаты, по сумме равной вознаграждению за работу. После освобождения здесь наиболее значимо участие церкви в оказании социальной помощи осужденным [21].

В Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции развита сеть полугосударственных образований помощи осужденным. В Финляндии в 1975 г. была основана Ассоциация по делам испытания и последующего ухода для помощи в решении социальных проблем условно освобожденных и бывших заключенных. Деятельность организации находится под контролем и руководством Министерства юстиции. В Швеции с 2011 г. реализуется проект «Команда социального вмешательства». В нее входят менеджеры по развитию от муниципалитетов, пробации, полиции, государственной службы занятости, Агентства социального страхования и другие. Согласно результатам мониторинга SGI (Sustainable Governance Indicators - Показатели устойчивости управления) 2014 г., эти страны

занимают четыре лидирующие позиции по показателю общего состояния осуществляемого контроля за органами власти [22].

Внимания заслуживает деятельность швейцарского пенитенциарного учреждения в г. Вицвиль, где разработана концепция образовательной и трудовой терапии Arbeitsagogik. 175 осужденных, связанных «общественным договором», работают на полях, в свинарнике, в конюшне, производят продукты питания (хлеб, колбасные изделия, сыр) вместе с 140 жителями близлежащей деревни. Территория учреждения занимает 825 гектаров. Осужденные, отбывающие наказание в тюрьме открытого типа, отбираются сюда с учетом степени их опасности для окружающих. По прибытии в Вицвиль они в течение нескольких дней проходят дополнительное тестирование, в котором учтены «когнитивные способности» (вычисления, вопросы о Швейцарии, ее кантонах и ее рельефе), беседа с психологом, тесты, связанные с моторикой личности. «Эта модернизация методов наблюдения - единственная в Европе», - говорит Поль-Роже Гонтар - директор учреждения. На одного заключенного государство тратит здесь 317 швейцарских франков (222 евро) в день, тогда как их содержание в закрытой тюрьме обходится от 400 до 1000 швейцарских франков (от 280 до 700 евро)». В 2009 г. потратили 21 миллион и заработали тоже 21 миллион за счет работы заключенных и дотаций от кантона. Таким образом, баланс соблюден [21].

Анализ показал, что система тюрем подобного типа существует также в Дании, Финляндии, Швеции, Австрии и ряде других европейских стран. Во Франции такой вид тюрем представлен учреждением «Касабьянда», расположенным на острове Корсика. Во Франции социальная работа с осужденными является направлением социальной политики и осуществляется муниципалитетами на региональном уровне.

В США взаимодействие государства и общественности реализуется в виде Центров Halfway houses, трудовой терапии, содействия службам пробации и центрам принудительного лечения. Суды, тюрьмы и наблюдающие за досрочника-ми полицейские стали координировать усилия, передавая каждого клиента с рук на руки вместе с подробным персональным профилем (от оценки опасности, содержащейся в нём, зависят индивидуальные условия досрочного освобождения). Перед освобождением все проходят полугодовую программу адаптации к жизни на воле, в ходе которой, кроме прочего, учатся

взаимодействовать со своим куратором из полиции [23].

Так, более 30% правонарушителей разрешается без сопровождения на определенное время покидать охраняемую территорию, с тем чтобы работать по найму или обучаться какой-либо профессии и таким образом готовиться к возвращению в общество. Решение, в каких реабилитационных программах осужденному желательно участвовать, принимается в Центре приема, диагностики и классификации заключенных.

В центры принудительного лечения (Court residential treatment centers, Substance abuse treatment facilities) направляются нуждающиеся в лечении от алкоголизма и наркомании. В этих центрах действуют образовательные программы и программы социализации, а ближе к окончанию срока заключенный может пройти курс профессионального обучения и получить помощь в трудоустройстве. Штат Мичиган снизил число рецидивов благодаря мерам индивидуального профилирования, расширения области применения условно-досрочного освобождения, программы адаптации к жизни на свободе [24].

В 2011 г. в штате Кентукки был принят Акт об ответственности за общественную безопасность (HB 463), который направлен на увеличение общественной части в исправительной деятельности государства. Нормативный акт закрепил обязательную политику «спускаемого надзора» - необходимость каждому заключенному быть под общественным надзором после освобождения. Заключенные не могут быть освобождены из тюрьмы без обязательства контроля, поручительства или поддержки [25].

Осужденные США, впервые совершившие правонарушение, трудоспособные и психически здоровые, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем, могут направляться в центры реституции (Restitution centers), но только в том случае, если они сами выбрали такую альтернативу тюремному заключению. Сюда же попадают осужденные, срок тюремного заключения которых подходит к концу, если суд постановил смягчить условия их содержания под стражей и дать возможность подготовиться к жизни на свободе. Лица, содержащиеся в этих центрах, обязаны пройти курс социализации, посещать занятия по специальной образовательной программе, ходить на работу (по найму на полный рабочий день) и выполнять бесплатно общественные работы. Из заработанных денег они оплачивают свое проживание в центре, судебные издержки и возмещают ущерб пострадавшему.

37 штатов легализовали использование труда заключенных частными корпорациями. В список этих корпораций входят IBM, Boeing, Motorola, Microsoft, AT&T, Wireless и многие другие. Как пишет Left Business Observer, тюремная индустрия США производит 100% всех военных касок, форменных ремней и портупей, бронежилетов, идентификационных карт, рубашек, брюк, палаток, рюкзаков и фляжек [26]. Помимо военного снаряжения и обмундирования, тюрьма производит 98% от рынка монтажных инструментов, 46% пуленепробиваемых жилетов, 36% бытовой техники, 30% наушников, микрофонов, мегафонов и 21% офисной мебели, а также авиационное и медицинское оборудование и многое другое; заключенные занимаются даже дрессировкой собак-поводырей для слепых.

В Пенсильвании и Нью-Джерси проводится эксперимент по функционированию Центров Halfway houses (дома на полпути), куда попадают заключенные сразу после освобождения или для проведения финального отрезка срока. Период содержания там составляет от одного до шести месяцев, заключенные обязаны ночевать в учреждении, у них развивают социальные навыки, обучают ремеслам и проводят профилактику наркомании [18].

В зарубежных странах широкое внимание уделяется предотвращению совершения преступлений и работе с молодежью. В УК Франции предусматривается применение к несовершеннолетним, совершившим общественно опасные деяния, мер защиты, помощи, надзора и воспитания в виде передачи на воспитание семье либо лицу, заслуживающему доверия. В графстве Уайт в Великобритании подростки, уличенные в каких-либо хулиганствах, обязаны ездить в школу на специальном автобусе, выкрашенном ярко-розовой краской. Школьники прозвали унизительный автобус «розовой угрозой» и, правда, согласно статистике, стали гораздо реже нарушать дисциплину [21].

Довольно необычный способ побороть подростковую преступность предложили английские магазины. В мае 2005 г. торговый центр Bluewater в графстве Кент отказался обслуживать покупателей в капюшонах. Универмаг рассчитывал оградить торговый зал от появления уличных хулиганов, излюбленной одеждой которых являются куртки и толстовки с капюшонами. Обычно нарушители порядка натягивают капюшоны на голову, чтобы их сложнее было опознать на записях из камер наблюдения (кстати, эти камеры, расположенные в Британии на каждом шагу, еще один бескровный способ

остановить преступность). Что интересно, способ сработал. Представители универмага утверждают, что с момента введения запрета случаи хулиганских нападений на магазин значительно сократились. При этом в первый же месяц после нововведения количество покупателей в торговом центре Bluewater увеличилось на 23%. Журналисты быстро узнали об этом начинании, и вскоре сам Тони Блэр поздравлял администрацию торгового центра и поддерживал всеобщее введение запрета на капюшоны в магазинах Великобритании [21].

Как показал проведенный анализ, схемы взаимодействия общественности и правоохранительных органов достаточно разнообразны. Страны развиваются различными путями с учетом культуры и национальных особенностей. Однако есть ряд общих структур, принципов деятельности (наблюдательные комиссии, мониторинг), доказавших свою эффективность в общественном контроле. В настоящее время в России активно развивается система общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. Вероятно, некоторые зарубежные механизмы и методы привлечения общественности к снижению уровня рецидивной преступности могут быть так же успешно внедрены, как создание в 1819 г. по инициативе Дж. Веннинга и кн. А.Н. Голицына Попечительского о тюрьмах общества на основании лучших практик Лондонского общества улучшения мест заключения и Французского королевского попечительного общества о тюрьмах.

Список литературы

1. Потоцкий Н.К. Уголовно-исполнительная система в реализации функций российского государства // Правовая инициатива. 2014. №1. - URL: http://www.49e.ru/m/2014/1/20 (дата обращения: 26.11.2014).

2. Показатели преступности России. - URL: http://www.crimestat.ru (дата обращения: 25.11.2014).

3. Ministère de la Justice. - URL: http://www.justice.gouv.fr (дата обращения: 25.11.2014).

4. Brottsförebyggande râdet (Brâ). - URL: http://www.bra.se/bra/brott-och-statistik/statistik/aterfall-i-brott.html (дата обращения: 25.11.2014).

5. Des deutschen Bundeskriminalamts. - URL: http://www.bka.de/ (дата обращения: 25.11.2014).

6. Réitération statistiques. - URL: //www.lej sl.com/faits-divers/2012/09/15/les-chiffres-de-la-recidive-en-france (дата обращения: 25.11.2014).

7. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. - URL: //www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/prison. shtml (дата обращения: 06.11.2014).

8. Баханова Е.В. Гуманизация пенитенциарной системы: социологический аспект. М.: Изд-во СГУ, 2013. 108 с.

9. Coyle A. Understanding Prisons: Key Issues In Policy And Practice. Berkshire: Open University Press, 2005. 224 p.

10. http://data.gov.uk (дата обращения: 12.11.2014).

11. http://www.data.gov (дата обращения: 12.11.2014).

12. http://www.foia.gov (дата обращения: 12.11.2014).

13. 2013 год: Франция, социальный портрет. -URL: http://lexpansion.lexpress.fr/actualite-economique/ portrait-de-la-societe-francaise-en-10-chiffres-insolites_1354568.html#xtor=AL-189 (дата обращения: 12.11.2014).

14. УК Дании. - URL: https://www.fomm. yurclub.ru (дата обращения: 12.11.2014).

15. УК Бельгии. - URL: https://www. ugolovnykodeks.ru/ugolovny - kodeks belgii (дата обращения: 12.11.2014).

16. УК Франции. - URL: https://www. constitutions.ru. (дата обращения: 12.11.2014).

17. Working Paper Series On Prison Reform. - URL: https://www.unodc.org/ropan/en/working-paper-series/ working-paper-serires.html (дата обращения: 19.11.2014).

18. Бабушкин А.В. Тюрьмы Великобритании // Российский тюремный журнал. 2009. № 2. - URL: http://zagr.org/474.html (дата обращения 19.11.2014).

19. В частной тюрьме британского города Пи-терборо запущен экспериментальный проект, призванный снизить число заключенных-рецидивистов //

BBC-Russan. - URL: http://www.bbc.co.uk (дата обращения: 26.11.2014).

20. Андреященко Р.А. Пенитенциарная система Англии и Уэльса в XVI-XX вв.: историко-юридическое исследование: Дисс. ... канд. юр. наук. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2006. 180 с.

21. Мир и Тюрьма // Альманах «Неволя». 2010. № 5. - URL: http://www.index.org.ru/nevol/2010-23/05-alexan.html (дата обращения: 26.11.2014).

22. Sustainable Governance Indicators. - URL: http://www.sgi-network.org/2014/ (дата обращения: 19.11.2014).

23. Ковалев О.Г., Шереметьева М.В. Пенитенциарная система США: особенности организации и современные тенденции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 4. С. 19-22.

24. The Rise in Prison Inmates Released Without Supervision / The Pew Charitable Trusts. - URL: http://www.pewtrusts.org/en/research-and-analysis/ reports/2014/06/04/max-out (дата обращения: 06.11.2014).

25. Kentucky House Bill (HB 463). - URL: http://www.lrc.ky.gov/record/11rs/HB463/bill.doc (дата обращения: 26.11.2014).

26. The Prison Industry in the United States: Big Business or a New Form of Slavery? // Left Business Observer. 10.03.2008. - URL: http://www. globalresearch.ca/the-prison-industry-in-the-united-states-big-business-or-a-new-form-of-slavery/8289 (дата обращения: 12.11.2014).

27. Романов Д. Как потратить $100 млн. на рост рецидивной преступности // Право.ru. - URL: http://pravo.ru/interpravo/practice/view/84374/ (дата обращения: 25.11.2014).

SOCIAL POTENTIAL AND PROSPECTS OF PUBLIC CONTROL OF THE PENAL SYSTEM

E. V. Bakhanova

Public Council under the Office of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Ulyanovsk region

The article considers the social aspects of the functioning of the penal system. The author offers her definition of the category of public control of the penal system. Public control of the penal system is seen as the interaction of associated control subjects aimed to ensure the effective use of social resources (information, labor, etc.) for the re-socialization of convicts. The role of public control in ensuring the effectiveness of the penal system is discussed. The author describes and analyzes the activities of the subjects and the mechanisms of social participation in the implementation of public control of the penal system in the EU and the US. A comparison is made of the conditions of the social space where authorized institutions function to achieve correction of convicts.

Keywords: social control, public control, penal system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.