Научная статья на тему 'Социальный портрет женщины - водителя'

Социальный портрет женщины - водителя Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
447
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА ВОДИТЕЛЬ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Красичкова Наталья Андреевна, Лапина Алена Александровна

Представительниц прекрасного пола все чаще можно встретить за рулем автомобиля. Прошли времена, когда профессия шофер была сугубо мужской. В данной статье рассматривается трансформация в сфере гендерных представлений в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет женщины - водителя»

госструктурами в спортивной сфере и заставляет искать иные, более привлекательные

с экономической точки зрения отрасли.

Список литературы

1. Колобков П. Об обеспечении условий для подготовки спортивных сборных команд России // Flgr.ru: официальный сайт федерации лыжных гонок России, 2017. 15 мая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.flgr.ru/news/3554.html/ (дата обращения: 15.01.2018).

2. Спорт. Бюджет для граждан к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfm.ru/ru/perfomance/budget/ (дата обращения: 12.01.2018).

3. База проектов // РОСИНФРА: платформа поддержки инфраструктурных проектов. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pppi.ru/projects/ (дата обращения: 10.01.2018).

4. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 01.08.2016 г. №313 «О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики при разработке... соглашений о государственно-частном партнерстве» // Гарант: информационно-правовое обеспечение, 2016. 1 августа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/47901136/ (дата обращения: 16.01.2018).

5. IPT Group. Исследование. Рынок государственно-частного партнёрства в России: проблемы и перспективы развития // Iptg.ru: официальный сайт компании, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iptg.ru/services/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo- gchp/ (дата обращения: 17.01.2018).

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ - ВОДИТЕЛЯ

1 2 Красичкова Н.А. , Лапина А.А.

1Красичкова Наталья Андреевна - студент; 2Лапина Алена Александровна - студент, кафедра педагогики и психологии, Пензенский государственный университет, г. Пенза

Аннотация: представительниц прекрасного пола все чаще можно встретить за рулем автомобиля. Прошли времена, когда профессия шофер была сугубо мужской. В данной статье рассматривается трансформация в сфере гендерных представлений в современном обществе.

Ключевые слова: женщина - водитель, гендерные стереотипы, анкетирование, гендерные представления.

В современном российском обществе произошли значительные изменения, которые отразились и на общественном сознании, в том числе и в сфере гендерных представлений. Ожесточение конкуренции на рынке труда, необходимость выполнения родительской функции, независимо от семейного положения женщины, вынуждают представительниц прекрасного пола осваивать новые виды деятельности. Современные условия и новые темпы жизни буквально вынудили женщин «сесть за руль», что раньше было прерогативой мужчин, для того чтобы отвечать требованиям современного общества и оставаться конкурентоспособной личностью [1]. И в связи с

данной актуальностью, мы и решили провести социологическое исследование «Гендерная специфика отношения к женщине - водителю», и буквально одним из первых вопросов мы спросили «Есть ли у вас водительское удостоверение?».

Оказалось, что процент таких женщин достаточно высок - 38% женщин.

Однако только малая часть из них 10,7%, действительно водит автомобиль в настоящее время. Другие же на вопрос «Как часто вы водите автомобиль?» отвечают

- «раз или несколько в месяц» - 8,4%, «несколько раз в год» - 7,2%, «вообще не вожу»

- 5,3%, свой вариант ответа предложили 6,4% женщин, среди которых: «Вожу в зависимости от обстоятельств: муж пьяный, срочно необходимо куда-либо доехать, просто хочу покататься и т.п.», «в данный момент нет автомобиля, поэтому пешеход», «поняла, что это не моё».

Среди мужчин такого не наблюдается из 62% опрошенных, фактически водителями являются 48,2%

Далее мы поинтересовались о причинах, которые подвигли мужчин и женщин получить водительские права.

Женщины отвечают следующим образом: «необходимо для того, чтобы устроиться на работу, получить повышение и т.д.» 2,1%, «необходимо для того, чтобы быстро и удобно добираться до работы, передвигаться по городу и т.д.» 67,4% «я точно знаю, что мне это пригодиться» 13,6%, «на всякий случай, вдруг когда-нибудь пригодится» 12,7%, «все учатся на права, и я тоже» - 4,2%.

Мужчины: большая часть из них уверена, что это точно пригодиться им по жизни 42,3%, 31,7% отмечают, что это необходимо для того, чтобы быстро и удобно передвигаться по городу, 13,6% респондентов-мужчин говорят, что это необходимо для их профессиональной деятельности.

Таким образом, здесь стоит отметить, что у мужчин больше преобладают рациональные причины получение водительского удостоверения, у женщин же это выражено в менее яркой степени, также превалируют ответы о том, что обучение на перспективу.

Далее мы переходим к принципиально важным для нас вопросам и для их разъяснения задаем респондентам следующие вопросы:

«Как вы считаете, существуют ли в нашем обществе какие-либо стереотипы относительно женщин и мужчин-водителей?»

В процентном соотношении здесь сильных различий в ответах не наблюдается: 36% опрошенных утверждают о наличии стереотипов, около 29% говорят, что никаких стереотипов не существует, и 35% респондентов затрудняются ответить, тем самым уклонившись от ответа.

Далее мы предложили буквально в 3 словах описать женщину и мужчину водителя.

Часто женщину описывают как: неадекватную, импульсивную, непредсказуемую; часто можно услышать, что женщины «тормозят», долго соображают, «помеха на дороге», так же есть и положительные отзывы о женщинах - водителях - аккуратные, ответственные, доброжелательные, уважительные, хотя таких ответов гораздо меньше, но они все равно присутствуют. К тому же, большинство респондентов мужского пола (68%) считают, что женщины разговаривают намного чаще за рулем, нежели мужчины. Женщины же считают, что это зависит от ситуации.

О мужчинах отзываются следующим образом: надежные, профессионалы своего дела, способны быстро реагировать в различных ситуациях, хотя можно и встретить негативные отзывы - например, чересчур самоуверенные.

Что касается отношения разных групп социума к женщинам - автоводителям, то здесь выявляется следующая ситуация. Более половины представителей автомобилистов сильного пола относятся к женщинам - автоводителям нейтрально (50,7%), почти одна четвертая часть - позитивно (24%), 7% мужчин затруднились оценить способности женщин к вождению, и лишь 18,3% подчеркнули отрицательное

149

отношение. Дамы (55,6%) реагируют более позитивно на представительниц слабого пола, не побоявшихся сесть за руль и умеющих хорошо управлять транспортным средством. При этом 88,8% респондентов высказались за то, чтобы женщина водила автомобиль, и лишь 11,2% прохожих выступили против. Аргументы в пользу «за» были следующие: «Женщины аккуратнее водят, не превышают скорость», «Равноправие должно быть во всех сферах между мужчиной и женщиной», «Сегодня без автомобиля не обойтись», «Очень много одиноких женщин, которым приходиться брать на себя дополнительные заработки», «Много дел....», «В течение дня нужно бывать в разных местах. На общественном транспорте не успеешь», «В отпуске необходим сменный водитель: долгая дорога, например, поездка на море». В защиту отрицательной позиции высказывания сводились к стереотипам: ««Женщины за рулем на 99,9% обезьяны с гранатой», «Практически все обладают плохой реакцией», «Не умеют женщины водить хорошо». В то же время более половины женщин (55,6%) оценивают мужчин за рулем позитивно и считают их хорошими водителями.

При этом почти половина респондентов - мужчин (49,3%) считают себя лучшими водителями по сравнению с женщинами, и лишь 4,2% мужчин считают, что женщина управляют транспортными средствами лучше них. Таким образом, распределение мнений респондентов свидетельствуют о том, что одни (выступающие «за») констатируют изменение условий жизнедеятельности людей в современном обществе, а, следовательно, и естественную необходимость изменения представлений о социальных ролях женщин. Другие (выступающие «против») не замечают происходящих изменений и придерживаются представлений о том, что половые различия влияют на способности и умения человека, и поэтому мужское доминирование в обществе представляется естественным. Особый интерес представляет мнение самих представительниц прекрасного пола к тем из них, кто решился сесть за руль. Отношение это нельзя оценить неоднозначно. Среди женщин имеются такие, на кого оказал большое влияние стереотип о несостоятельности женщины как водителя. Так, 17,5% женщин считают, что мужчины водят автомобиль лучше них. Видимо, отношение агрессивно настроенных участников дорожного движения, демонстрирующих свое крайне негативное отношение к женщине за рулем, привело к тому, что даже автолюбительницы с солидным водительским стажем (более 11 лет) убеждают себя и других в своей несостоятельности, приводя такие аргументы в защиту своей позиции, как «Мужчины всегда чем-то управляли: лошадью, автомобилем... У них больше практики», «Не умеют женщины водить хорошо: путают, где левая сторона, где правая.». Лишь незначительная часть женщин(1,6%) уверены в том, что они водят автомобиль лучше мужчин (аккуратнее, осторожнее, внимательнее, вежливее на дорогах). Подавляющее же большинство женщин -автоводителей (57,1%) считают, что в зависимости от ситуации бывают лучшими и женщины, и мужчины.

Таким образом, анализируя вышесказанное можно отметить, что различия восприятия водителей по гендерному признаку среди населения в г. Пенза существует.

Все выдвинутые нами гипотезы подтвердились. Действительно, значительная часть населения открыто заявляет о наличии этих гендерных стереотипов, некоторые же отрицают это, но на деле все же разделяют их. Все также остается распространенным предвзятое мнение к женщинам-водителям, хотя тенденция к этому снижается. Мужчины воспринимают женщин менее уверенными в себе, а значит более опасными водителями. И это несмотря на то, что ситуации, когда женщины попадают в аварии, малочисленны, по статистическим данным.

Возникают новые стереотипы, такие как: Считается, что женщины - водители более ответственны за рулем автомобиля, а значит, безопаснее. Это одно из самых позитивных восприятий факта в обществе, где автомобильное управление -прерогатива исключительно мужская.

Главной проблемой, наверное, среди прочих стереотипов, есть та, что женщины склонны верить стереотипам, которые навязывают им мужчины. Несмотря на тот факт, что они довольно хорошо управляют машиной, женщина под давлением способна растеряться и допустить ошибку.

Список литературы

1. Николенко Н.А. Общественное мнение и социальные практики: причины трансформации в современном обществе // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7. Филос., 2012. № 3 (18). С. 188-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.