Научная статья на тему 'Социальный портрет современной женщины'

Социальный портрет современной женщины Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1479
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИЯ / КАРЬЕРА / MODERN WOMAN / SOCIAL PORTRAIT / PROFESSIONAL FIELD / PROFESSION / CAREER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамова А. А.

Актуальность данной статьи заключается в том, что роль мужчины и женщины в современной общественной среде претерпевает значительные изменения, однако существуют стереотипные представления о роли в жизни, положении, статусе. Автор выявляет особенности демографической обстановки г. Тольятти, анализирует результаты исследования для составления социального портрета современной женщины и делает вывод о стремлении современных женщин к интенсификации своей профессиональной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PORTRAIT OF A MODERN WOMAN

The Relevance of this article lies in the fact that the role of men and women in today's social environment is undergoing significant changes, however, there are stereotypes about role in life, position, status. The author reveals the peculiarities of the demographic situation Togliatti, analyzes the results of the study for the compilation of the social portrait of modern women and makes the conclusion about the desire of modern women to intensify their professional life.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет современной женщины»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ А,А. Абрамова, студент

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)

Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в том, что роль мужчины и женщины в современной общественной среде претерпевает значительные изменения, однако существуют стереотипные представления о роли в жизни, положении, статусе. Автор выявляет особенности демографической обстановки г. Тольятти, анализирует результаты исследования для составления социального портрета современной женщины и делает вывод о стремлении современных женщин к интенсификации своей профессиональной жизни.

Ключевые слова: современная женщина, социальный портрет, профессиональная сфера, профессия, карьера.

Определение места и роли женщины в обществе является одним из актуальных вопросов современности. Рост экономической активности и занятости женщин является одной из основных тенденций, характеризующих изменения в структуре и направлениях реализации трудового потенциала во второй половине ХХ века в большинстве развитых стран мира.

Интерес к данной теме вызван тем, что роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения, однако существуют стереотипные представления о роли в жизни, положении, статусе.

Для составления социального портрета современной женщины на примере города Тольятти, нами были поставлены следующие задачи:

- изучить демографическую обстановку города Тольятти;

- исследовать существующее отношение к женщинам как к субъектам общества;

- провести сравнительную оценку социального портрета женщины с точки зрения самих женщин различных возрастов и с точки зрения представителей мужского пола.

Анализ источников об истории города Тольятти показал, что в 1970-х он был самым молодым в стране. Средний возраст жителей в 1970 г. составлял 29,9 года, а в 1979 г. ещё меньше - 27,3 года. В группе

вновь прибывших в город количество мужчин превышало количество женщин. В это время демографическая структура города корректировалась в нескольких направлениях: во-первых, происходило старение работников промышленности, теперь основную их часть представляла возрастная группа 26-35 лет, то есть люди наиболее трудоспособного возраста; во-вторых, увеличилась численность женщин на фоне уменьшения их удельного веса в общем составе работников промышленности; третьей характеристикой демографической ситуации Тольятти стал тот факт, что значительное число женщин, занятых на производстве и компенсирующих нехватку мужских рук.

По данным архивов мэрии г. Тольятти, за 2005 г. миграционный прирост, составивший 1,5 тыс человек, что больше аналогичного показателя 2004 г на 77%, стал не единственным элементом замещения естественных потерь населения нашего города. За последние шестьдесят лет население Тольятти увеличилось в 58 раз, что гораздо выше средних темпов увеличения численности населения по России [1].

По данным статистического анализа демографического развития России на современном этапе численность постоянного населения Тольятти имеет тенденцию к росту. С момента последней переписи населения ежегодный прирост в среднем составляет 500 человек. За 5 лет общее число

постоянных жителей городского округа Тольятти возросло на 1,7 тыс. человек, в первую очередь за счёт роста численности населения Автозаводского района. [2].

Ржаницина Л.С. сравнила положение российских женщин на рынке труда в 1980-1990 гг., и охарактеризовала следующим образом:

- более низкая по сравнению с мужчинами квалификация;

- более низкая по сравнению с мужчинами оплата труда;

- ограниченный набор профессий;

- специфически отраслевое распределение;

- горизонтальная профессиональная мобильность, т. е. без повышения в должности и квалификация;

- тяжелые и вредные условия труда;

- более высокий уровень безработицы среди женщин (по разным социологическим данным: от 61 до 75%) [3].

Сегодня можно поставить знак равенства в соотношении работающих мужчин и женщин. У женщины наблюдается двойная занятость - на работе и дома, вследствие чего возникают проблемы, связанные со сложностью совмещения женщиной 2-х сфер: семейной и профессиональной. Таким образом, меньше времени уделяется домашнему хозяйству, хотя доля работы, проделываемая ими по дому, осталась примерно такой же.

Для составления социального портрета современной женщины с точки зрения самих женщин различных возрастов и с точки зрения представителей мужского пола было проведено исследование в форме анкетного опроса. Всего в ходе исследования было опрошено 317 женщин и 288 мужчин в возрасте от 13 до 60 лет.

В своем исследовании мы решили:

1. Определить главную ценность женщин (семья или карьера), рассмотреть возможность совмещения женщинами 2 сфер: семейной и профессиональной;

2. Сравнить полученные результаты с данными аналогичного опроса, проводившегося в 2000 году [3].

По результатам исследования, проведенном в январе 2016 г., выяснилось, что

большинство современных представительниц женского пола относят к «женским» профессиям такие профессии, как «бухгалтер» (или работа в банке). Причем, численность таких женщин примерно на 20% превышает численность тех, кто считает сферу образования и медицины «женскими» сферами деятельности. Следует отметить, что по сравнению с результатами опроса, проведенном в 2000 году, количество респонденток, считавших сферы медицины и образования традиционно «женскими», значительно снизилось (примерно на 50%). Подобная тенденция может быть связана с тем, что данные профессии не считаются в обществе престижными и оплачиваемыми. Зачастую, именно в этих профессиях женщинам приходиться работать и после рабочего дня, невыполненную работу приносить доделывать домой и выполнять ее в выходные дни, что, в свою очередь, значительно уменьшает количество времени, которое можно посвятить домашним делам, общению с детьми и близкими родственниками. К тому же это те сферы, где чаще всего наблюдается эмоциональное выгорание, наблюдается риск стрессов.

При этом у мужчин в возрасте от 26 до 60 лет наблюдается устойчивая тенденция считать эти сферы чисто «женскими» сферами деятельности, что, возможно, связано с тем, что именно в этом возрасте многие мужчины сталкиваются с данными профессиями в качестве «пап» и «дедушек» и не видят себя в этих профессиональных сферах.

Увеличилось число женщин, отмечающих «шоу-бизнес» как сферу деятельности женщин (на 34%). При подсчете неожиданным оказалось снижение численности ответов, отдававших предпочтение такому виду деятельности, как «ведение домашнего хозяйства». Число тех, кто отдал предпочтение «домохозяйкам» уменьшилось на 33%, что может свидетельствовать о стремлении многих к развитию своего лидерского потенциала и личностных качеств. При этом в период с 2000 по 2016 гг. наблюдается увеличение количества мужчин, которые считают, что жен-

щина должна работать (на 17%), что может быть связано со нестабильной экономической ситуацией и необходимостью приносить доходы семье.

Следует отметить, что уровень образования играет немаловажную роль в ценностных притязаниях женщин в возрасте от 25 до 45 лет. Высокий уровень образования ориентируют женщину на ценность карьеры (на 42% увеличилось количество женщин считающих, что совмещать работу и семью можно). Причем идет устойчивая тенденция к получению женщинами образования. По сравнению с 2000 годом число женщин, получивших среднее специальное и высшее образование, увеличилось на 14% и 30% соответственно.

Интересен тот факт, что ни мужчины, ни женщины не отметили среди профессий такие популярные профессии, как «юрист», «риелтор», возможно, считая их сферой деятельности мужчин.

Также нашим респондентам был задан вопрос: «Если бы у вас в семье была (или есть) дочь-подросток, то с чем, прежде всего, вы связывали бы её будущее - с удачным замужеством или с хорошей работой?» и «Сегодня женщину можно назвать благополучной, если...». Анализ результатов показал, что если сами респонденты в большинстве своем отдают предпочтение работе, то для своих детей они на первое место ставят именно семейные ценности.

Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

1. Современные женщины стремятся к интенсификации своей профессиональной жизни. В современном обществе наблюдается устойчивая тенденция к тому, что женщины стремятся закрепиться в новых сферах профессиональной деятельности. При этом на фоне уменьшения популярности традиционно «женских» сфер среди женщин, наблюдается устойчивый рост количества мужчин, которые по-прежнему считают сферы образования и медицины уделом представительниц женского пола.

2. Часть женщин на сегодняшний день не может не работать, так как их семьи нуждаются в дополнительном доходе. Большинство женщин не хотят видеть себя домохозяйками, в то время как среди мужчин увеличилось количество тех, кто считает, что женщина не должна работать.

3. Наблюдается рост численности женщин с высшим образованием.

Одновременно при поддержке государства можно сформировать социальные механизмы, способствующие активизации рынка женской рабочей силы. К числу таких механизмов можно отнести:

- развитие и поддержку малого и среднего бизнеса, которым занято около 26% женщин от общей численности занятых в этой сфере деятельности;

- использование гибких форм труда и рабочего времени и прежде всего с неполным рабочим днем.

Библиографический список

1. Адаевская Т.И. Динамика демографической ситуации в Тольятти // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S7. - С. 1-5.

2. Статистический анализ демографического развития России на современном этапе. [Электронный ресурс]. URL: http://works.tarefer.ru/75/100093/index.html (Дата обращения: 01.02.2016)

3. Ржаницына Л.С. Женщины на российском рынке труда // Социологические исследования. - 2002. - №7. - с. 48-59.

SOCIAL PORTRAIT OF A MODERN WOMAN A.A. Abramova, student

Samara national research university named after academician S.P. Korolev (Russia, Samara)

Abstract. The Relevance of this article lies in the fact that the role of men and women in today's social environment is undergoing significant changes, however, there are stereotypes about role in life, position, status. The author reveals the peculiarities of the demographic situation Togliatti, analyzes the results of the study for the compilation of the social portrait of modern women and makes the conclusion about the desire of modern women to intensify their professional life.

Keywords: modern woman, the social portrait, professional field, profession, career.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.