Научная статья на тему 'Социальный портрет современной молодежи и организация свободного времени'

Социальный портрет современной молодежи и организация свободного времени Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7407
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ДОСУГ / SPARE TIME / MODERN YOUTH / LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баширова Эльвира Юлдузовна

Представлены социальный портрет молодежи и ее типология по формам и способам организации свободного времени, что позволяет при проведении мероприятий учитывать интересы и потребности представителей различных слоев молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PORTRAIT MODERN YOUTH AND ORGANIZATION THEIR SPARE TIME

This article presented modern youth's social portrait and its typology forms and ways of organizing spare time, which gives opportunity to take into account needs and interest of different layers of youth representatives in organizing of events.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет современной молодежи и организация свободного времени»

УДК 316.346.32-053.6

Э.Ю. БАШИРОВА

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Ключевые слова: свободное время, современная молодежь, досуг.

Представлены социальный портрет молодежи и ее типология по формам и способам организации свободного времени, что позволяет при проведении мероприятий учитывать интересы и потребности представителей различных слоев молодежи.

E.Ju. BASHIROVA

SOCIAL PORTRAIT MODERN YOUTH AND ORGANIZATION THEIR SPARE TIME

Key words: Spare time, modern youth, leisure.

This article presented modern youth’s social portrait and its typology forms and ways of organizing spare time, which gives opportunity to take into account needs and interest of different layers of youth representatives in organizing of events.

Молодежь, являясь важнейшим стратегическим ресурсом общества, играет важную роль в экономических, социальных, политических и культурных процессах. Это признается многими исследователями, так же как и внутренняя неоднородность и дифференциация ее как социальной группы. Основ для расслоения молодежи множество, которые, в свою очередь, определяются сложными комбинациями социальных, экономических, демографических, профессиональных, этнических, культурных, и политических факторов. Именно данные комбинации обуславливают сложность создания единого социального портрета молодежи.

Стоит также учитывать, что современная молодежь, с одной стороны, впитала в себя элементы упадка и слома советской политической системы и коммунистической идеологии и, как следствие, развала системы коммунистического воспитания. С другой стороны, она представляет собой новое поколение молодых россиян, которое является первым посткоммунистическим поколением. Возможно, это является причиной многообразия жизненных стилей, духовных миров и ценностных ориентаций молодежи.

При составлении социального портрета современной молодежи, безусловно, учитывались указанные особенности. В работе использовались данные прикладного социологического исследования. Выборочная совокупность исследования составляет 1000 ед. Она репрезентативна, ее пропорции (поселенческие, демографические, этнические) соответствуют основным социальнодемографическим показателям населения Республики Татарстан 2007 г. Отбор респондентов от 14 лет до 31 года осуществлялся по квотной многоступенчатой выборке.

Анализ видов деятельности, которые предпочитает молодежь, показывает, что приоритет отдается досуговым формам организации свободного времени. Детальный анализ позволяет утверждать, что в основе организации свободного времени молодежи присутствуют отличия. В иерархии ценностных ориентаций, несмотря на доминирование материальных ценностей, присутствует ориентация и на духовные аспекты. Несмотря на приоритет у большинства норм и ценностей попкультуры, это не исключает доли молодежи, в чьи предпочтения входит интерес к классической музыке, поэзии. На фоне массовой «псевдорелигиозности» отмечаются и те, которые, принадлежа к определенной религиозной конфессии, соблюдают обряды, читают молитвы, посещают храмы и т.д.

Таким образом, молодежь включает в себя достаточно разнообразные и порой противоречивые черты и характеристики, что говорит о невозможности

построения единого социального портрета всей молодежи. Молодежь неоднородна уже по своему социальному составу (старшеклассники, студенты, учащиеся ПТУ, семейные, военнослужащие и т.д.), поэтому ее нельзя унифицировать по такому критерию, как проведение и организация свободного времени.

Для исследования молодежи люди были разделены на три группы, для каждой из которых характерен свой социальный портрет. Первая, наибольшая, группа была обозначена как «потребители массовой популярной культуры». В нее вошли представители молодежи, которые ориентированы на досуговые формы организации свободного времени. Наиболее часто из всех предложенных мест и способов организации свободного времени они выбирали кинотеатры, дискотеки и прослушивание поп-музыки. Ими не исключалось посещение театров, классической музыки и библиотек, однако частота данного посещения не превышала 1 раза в год. Исключение составило посещение библиотек, но в данном случае речь в большей степени шла о студенческой молодежи.

Наиболее важными формами проведения свободного времени для них являются общение с друзьями и физическое развитие. Стоит отметить, что именно в данной группе был выявлен наибольший процент молодежи занимающейся спортом и поддерживающий здоровый образ жизни.

Среди литературы, которую предпочитает данная группа, лидируют детективы, боевики, приключения, а также издания популярных журналов обо всем или журналов об автомобилях и компьютерах. Востребованы также книги, основанные на сюжетах мистики и фантастики или спортивной тематики. Из телевизионных передач первенство закрепилось за развлекательными шоу (музыкальные, спортивные, розыгрыши и т.д.) и спортивными передачами. Предпочтения отдаются американским фильмам, комедийным и военным сценариям.

Приоритетными общечеловеческими ценностями современного общества представители данной группы считают материальное благополучие и национальное возрождение. Своих детей в будущем они хотят видеть, в первую очередь, предприимчивыми и умеющими зарабатывать деньги, а также здоровыми и физически развитыми. Стоит отметить, что материальное благополучие получило первенство во всех выделенных группах, что, скорее всего, объясняется современным приоритетом материальных ценностей не только для молодежи, но и для всего населения в целом.

Под духовно развитым обществом данная группа молодежи понимает общество с развитыми политическими и нравственными принципами, а в понятие духовность человека они вкладывают внутреннюю гармонию, личную свободу, трудолюбие и предприимчивость.

Среди препятствий к духовному возрождению российского общества они в первую очередь рассматривают падение нравственности, расцвет коррупции, наркомании и пьянства. Для личности - это отсутствие интереса к книгам, театру, искусству, а также стремление к получению «легких» денег.

При ответе на вопрос: «Какой способ организации свободного времени будет способствовать духовному возрождению России?» подавляющее большинство представителей данной группы ответили, «личное культурное развитие». В то же время среди основ духовного развития личности ими рассматриваются творчество, искусство, физическое и культурное развитие.

Во вторую группу «интеллектуалов» вошли представители молодежи, у которых в организации свободного времени доминировали рациональные способы: чтение книг по специальности, творчество, искусство, посещение театров, музеев и т.д. Однако они не исключали досуг как форму организации свободного времени, но в отличие от первой группы он не занимал домини-

рующего положения или был представлен примерно в равных пропорциях с рациональными формами организации свободного времени.

Например, помимо кинотеатров и дискотек, не меньшей популярностью пользовались театры (драматические, оперные). Среди причин посещения театров они отмечали желание приобщиться к искусству, посмотреть интересующую постановку и сменить домашнюю обстановку. Для данной группы помимо поп-музыки в качестве любимой выступали также старинные романсы и джаз.

Более чем у половины опрошенных частота посещения библиотеки составляет раз в месяц и чаще (58%), одна треть посещает ее раз в неделю (32%), а каждый десятый представитель указанной группы - раз в полгода и чаще (10%).

Среди типов изданий, которые предпочитает данная группа, лидируют приключения, а также образовательные издания, издания, развивающие интеллект, а также романы русских и зарубежных классиков. Стоит отметить, что чтение как форма организации свободного времени лидирует именно в данной группе молодежи .

Среди телевизионных передач первенство закрепилось за полнометражными фильмами, новостями и концертами. Они также отдали предпочтение юмористическим шоу и программам о здоровье. Среди фильмов, которые они предпочитают смотреть, лидировали приключенческие, а также комедии и мелодрамы. Помимо популярных журналов встречались такие, как журналы для родителей, о путешествиях и природе.

Стоит также отметить, что для данной группы характерна несколько иная иерархическая расстановка в ценностной системе. Приоритетными общечеловеческими ценностями современного общества они считают национальное возрождение, образованность и высокую культуру.

Целеустремленность и заинтересованность в приобретении полезных знаний являются отличительными качествами представителей данной группы. Образование они рассматривают как основу успешной карьеры, возможности добиться признания и самореализации. Как и представители других групп, они хотят видеть своих детей в будущем предприимчивыми и умеющими зарабатывать деньги. Однако не менее важными считают такие качества, как интеллектуальное развитие, всестороннее образование. В своем большинстве они представлены студентами, рассматривающими образование и как терминальную, и как инструментальную жизненно важную ценность. При этом как в понимании духовности общества, так и в понимании духовности отдельной личности образование выступает у них доминантой.

Под духовно развитым обществом данная группа молодежи понимает общество с развитыми нравственными и культурными принципами, а в понятие духовность человека они вкладывают образованность, высокую культуру и интеллектуальность.

В свою очередь, именно образование и нравственное обогащение личности, по их мнению, будет способствовать возрождению России. Среди препятствий к нему они отмечают наличие в обществе коррупции, наркомании, пьянства и воровства, а также превалирование психологии обогащения, вещизма и потребительства. Коммерциализация образования, хотя и не заняла лидирующей позиции, в наибольшей степени была представлена именно в ответах группы «интеллектуалов».

Бесцельное времяпровождение и отсутствие стремления к получению образования рассматриваются интеллектуалами в качестве первопричин препятствия духовному развитию личности.

При ответе на вопрос: «Какой способ организации свободного времени будет способствовать духовному возрождению России?» подавляющее большинство представителей данной группы ответили: «Образование, обучение и интеллектуальное развитие».

Социальный портрет третьей группы молодежи в большей степени представлен пассивными формами организации свободного времени. Наиболее часто из всех предложенных мест и способов его организации они выбирали дискотеки, просмотр телевизора и посещение друзей. Именно в данной группе наибольший процент молодежи проводит свободное время за компьютером (игры и Интернет). У молодежи данной группы отсутствуют такие способы организации свободного времени, как посещение театров, балета, библиотек.

Регулярность чтения в сравнении с другими группами была минимальной. Исключение составило чтение развлекательных журналов. При этом они больше, чем другие, говорили о такой проблеме, как «нечем заняться». В целом организация свободного времени у представителей данной группы носит незапланированный характер, а ориентиром выступают «дешевизна» и случайность (без особых намерений).

Именно в данной группе были зафиксированы девиантные формы проведения свободного времени (распивание спиртных напитков, употребление наркотических средств и т.д.). При этом доля тех, кто занимается спортом, в данной группе в три раза меньше, чем в первой и второй группах.

Развлечение занимает первенство среди приоритетов деятельности в свободное время. В частности, среди типов изданий, которые предпочитает данная группа, лидируют развлекательная тематика, анекдоты, эротика, шоу-программы.

В качестве основных общечеловеческих ценностей современного общества представители данной группы считают материальное благополучие и обладание властью. Своих детей в будущем они хотят видеть, в первую очередь, предприимчивыми и умеющими зарабатывать деньги.

Под духовно развитым обществом ими понимается общество с развитыми политическими и научными принципами, а в понятие духовность человека они вкладывают независимость, внутреннюю гармонию и предприимчивость.

Таким образом, несмотря на кажущуюся однородность организации свободного времени молодежи, имеют место значительные различия, которые становятся основой типологии социального портрета молодежи. В итоге представители группы «потребителей массовой популярной культуры» составили 45%, «интеллектуалов» - 20%, а потребителей пассивных способов организации свободного времени - 35% от общей численности опрошенных. Учет данного разделения необходим при создании программ по организации свободного времени молодежи, разработке основных направлений в молодежной политике и т.д.

БАШИРОВА ЭЛЬВИРА ЮЛДУЗОВНА - ассистентка кафедры социологии, Казанский государственный энергетический университет, Россия, Казань (bashirovalvira@mail.ru).

BASHIROVA ELVIRA JULDUZOVNA - assistant, Kazan State Power Energy University, Russia, Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.