Научная статья на тему 'Социальный портрет сирот'

Социальный портрет сирот Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1558
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТЫ / ДЕТИ БРОШЕННЫЕ / ЧЕЛОВЕК / CHILD / ABANDONED / HUMAN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахтямова О. В.

The social portrait of 129 children in child house is studied which includes personal records, case records and other documents. The social portrait of orphans is aimed to reveal socially unfavourable families where such children live or child delivery is expected. Since socially unfavourable families refer to the risk group it is necessary to perform timely social and psychologic work, to provide economic support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PORTRAIT OF ORPHANS

The social portrait of 129 children in child house is studied which includes personal records, case records and other documents. The social portrait of orphans is aimed to reveal socially unfavourable families where such children live or child delivery is expected. Since socially unfavourable families refer to the risk group it is necessary to perform timely social and psychologic work, to provide economic support.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет сирот»

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА

УДК 616 — 053. 2 — 058

СОЦИАЛЬНЫЙ портрет сирот

О.В Ахтямова

Кафедра биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины (зав. - проф. В.Ю. Альбицкий) Казанского государственного медицинского университата

Социальное сиротство - актуальнейшая проблема современности, в рамках которой особенно остро выделяются социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальная реабилитация и интеграция в систему общественных связей. Одним из специализированных учреждений, куда помещают детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, является дом ребенка, где они находятся с рождения и до четырехлетнего возраста (или до шести лет в случаях выраженной депривации). Дома ребенка должны оказывать медицинскую помощь, в том числе восстановительное лечение и социальную защиту, проводить медико-психолого-педагогическую реабилитацию, решать юридические вопросы. При поступлении каждый ребенок, как правило, имеет неблагоприятный в отношении здоровья социальный и биологический анамнез, определяющий особенности его реабилитации.

Цель настоящей работы: изучение социального портрета детей, находившихся в доме ребенка.

Для исследований был выбран дом ребенка № 1 общего типа г. Казани. Рассматривались личные дела воспитанников дома ребенка, истории их развития и другие документы. Следует отметить неравноценность объема информации о детях и их родителях, что, очевидно, связано с особенностями причин поступления каждого ребенка, а часто с нежеланием родителей принимать участие в судьбе своих детей и давать сведения о себе.

В дом ребенка дети поступали по направлению органов опеки и попечительства, в основном из стационаров

(98,5%), где они, как правило, находились с целью обследования и оформления документов. Основной контингент составляли социальные сироты (96,1%), ставшие ими по вине родителей, на круглых сирот приходилось всего около 4%.

Ведущей причиной поступления в дом ребенка являлся отказ матери от младенца в родильном доме (50,3%) с юридическим оформлением согласия на усыновление (удочерение). Значительную группу (20,2%) составляли брошенные дети (подкидыши), три четверти из которых были оставлены в родильном доме, а четверть — в общественных местах (на улице, в подъездах и пр.). На отказы по другим причинам (плохие материально-бытговые условия, многодетные семьи, внебрачные дети и пр.) приходилось только 3,9%.

Таким образом, в 75% случаев причиной поступления детей в дом ребенка является добровольный, вполне осознанный отказ родителей от собственного ребенка.

Часть детей (14%) поступила в дом ребенка в связи с лишением или ограничением родителей в родительских правах. В возрасте от одного года до 2 лет было 55,6% детей, до одного года -27,8%, старше 2 лет - 16,6%. Процедура лишения родительских прав занимает значительное время. Это связано с тем, что прежде всего необходимо выявить семьи, где родители несостоятельны или пренебрегают обязанностями по воспитанию и уходу за ребенком, затем проинформировать органы опеки и попечительства, которые должны организовать мероприятия по реабилитации таких семей. И только после этого, в случае продолжающейся несостоятельности родителей, начинается процедура лише-

ния родительских прав, решение о котором принимается в судебном порядке. Поэтому практически с самого рождения дети, поступающие в дом ребенка, в 85% случаев лишены необходимой родительской опеки.

Психическое заболевание родителей было причиной поступления 5,4% детей. В то же время это не всегда являлось основной причиной определения детей в дом ребенка, хотя в целом психическими заболеваниями страдали 12,9% родителей. Смерть родителей имела место в 3,9% случаев поступления. Менее чем по 1% приходилось на другие причины -на время болезни или тюремного заключения родителей и т.д. Нередко встречалось сочетание указанных выше причин.

У 15,5% детей, находившихся в доме ребенка, братья и/или сестры также были определены в сиротские учреждения. Случаи повторного поступления детей в дом ребенка были редкими (0,8%).

В целом возраст при поступлении детей в дом ребенка был самым разным: 55% — 0—3 месяца включительно, 21,7% — от 4 до 12 месяцев, 18,6% — от одного до 2 лет, 3,1% — старше 2 лет. Следовательно, три четверти детей поступили в возрасте до одного года, причем 94% из них по причине отказа (97,5% матерей этих детей отказались от них непосредственно в родильном доме). В Казани ежегодно регистрируется более 130—140 случаев отказа от младенца. Именно на ранних этапах онтогенеза особенно значимо воздействие фактора материнской депривации на психическое и физическое развитие ребенка. И чем раньше возникла полная депривация, тем тяжелее была патология у детей [3]. Большинство матерей (71,2%) на момент рождения ребенка относились к возрастной группе от 19 до 34 лет, 8% составляли юные матери. Каждая пятая мать родила своего ребенка в возрасте 35 лет и старше.

О неблагополучии социальной среды семей данного контингента детей свидетельствовали следующие данные. На плохие жилищно-бытовые условия

ссылались 61,2% женщин. Значительная часть матерей (68,8%) нигде не работала, при этом основная доля из них приходилась на матерей-одиночек (76,5%). 68,4% неработающих матерей были домохозяйками, 25% — инвалидами, 5,3% — учащимися, 1,3% — безработными. Каждая третья женщина работала, из них больше половины в сфере обслуживания. В заключении находилось около 1% матерей. У каждой восьмой женщины данные о социальном статусе отсутствовали.

Семейное положение 88,8% родильниц характеризовалось внебрачием, из них 82% женщин являлись матерями-одиночками, остальные находились в гражданском браке, разводе, овдовели. У 10,4% матерей брак был зарегистрированным, у 11,2% имел место гражданский брак. Таким образом, у каждого пятого ребенка была “полная семья”.

Дети от первых родов составляли третью часть от всех поступивших в дом ребенка, что является весьма важным социальным признаком. Если учесть, что почти все дети-первенцы родились от первой беременности, то можно предположить, что матери принимали решение об отказе от детей до их рождения. От первенца отказались 37,6% матерей, причем все они не состояли в браке. Случаи отказа от воспитания первого ребенка у лиц, находящихся в официальном или гражданском браке, не наблюдались. Матери, находясь в браке, отказывались от воспитания второго, третьего, четвертого ребенка. Напротив, матери-одиночки чаще пренебрегали первым ребенком (49,5%). 48,2% женщин не обращались во время беременности в женскую консультацию, что может свидетельствовать об их легкомысленном отношении к материнству. У таких женщин не представлялось возможным объективно оценить состояние здоровья и выявить осложнения беременности, а сами они считали себя здоровыми.

Нежеланная беременность в 1,5-2 раза чаще желанной имеет неблагоприятный исход - рождение недоношенных детей,

с низкой массой тела, с задержкой внутриутробного развития. Кроме того, дети от нежеланной беременности и после рождения находятся в более неблагоприятной обстановке, чем желанные. Рождению этих детей сопутствуют психологическое напряжение в семье, часто негативное отношение к ним отца, низкая материнская мотивация [2].

Здоровье ребенка определяют здоровье и образ жизни матери, особенно во время беременности. По нашим данным, треть женщин во время беременности имела вредные привычки: 20% — злоупотребляли алкогольными напитками, 6,4% — наркотиками; 37,2% матерей вели антисоциальный образ жизни. У 16,8% родильниц беременность протекала на фоне инфекционных заболеваний (вирусный гепатит С и В, сифилис, туберкулез).

На основе полученных данных можно составить следующий социальный портрет детей, поступающих в дом ребенка: это нежеланные дети раннего возраста, практически с самого рождения лишенные необходимой родительской опеки, поступающие по причине отказа матери от них в родильном доме или являющиеся подкидышами, а также дети из семей социального неблагополучия, где матери-одиночки нигде не работают, зачастую имеют вредные привычки или ведут антисоциальный образ жизни, проживают в неблагоприятных материально-бытовых условиях.

Социальный портрет сирот предназначен для выявления социально неблагополучных семей, где находятся подобные дети или ожидается появление ребенка, поскольку такие семьи относятся к группе риска по отказу от

собственного ребенка. С подобными семьями необходимо своевременно проводить социально-психологическую работу, оказывать им экономическую поддержку. Беременных из групп высокого социального риска надо подготавливать к рождению ребенка, укреплять в их самосознании ценность материнства, выделять конкретную материальную помощь.

Опыт экономически развитых стран показывает, что значительные материальные вложения государств в увеличение социальных пособий одиноким и неимущим женщинам, создание для беременных из групп риска благоприятной общественной моральной ситуации резко снижают число наиболее агрессивных форм отказов от материнства [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Брутман В.И., Северный А.А. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М., 22—25 сент., 1998.—С.37—41.

2. Грачева И.Г. // Сборник здравоохранения в условиях новых хозяйственных механизмов и перехода к страховой медицине. - СПб, 1993.

3. Мишртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаныш С.В. Клин. психиатр. - СПб, 2001.

Поступила 22.10.03.

SOCIAL PORTRAIT OF ORPHANS O.V. Akhtyamova

S u m m a r y

The social portrait of 129 children in child house is studied which includes personal records, case records and other documents. The social portrait of orphans is aimed to reveal socially unfavourable families where such children live or child delivery is expected. Since socially unfavourable families refer to the risk group it is necessary to perform timely social and psychologic work, to provide economic support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.