Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАКАТ В СИСТЕМЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАКАТ В СИСТЕМЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
599
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ / ЗНАКИ И СИМВОЛЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАКАТ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И РЕКЛАМА / MEANS OF VISUAL INFORMATION AND COMMUNICATION / SIGNS AND SYMBOLS / SOCIAL POSTER / GRAPHIC DESIGN AND ADVERTISING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вартанова Л.К.

В данной статье рассматривается социальный плакат как средство визуальной коммуникации. Неубывающий интерес к этому информационному носителю обусловлен необходимостью получения визуальной информации, нарастающей изо дня в день, в нашей повседневной жизни. Дана характеристика свойств плаката, с помощью которой рассматриваются различные средства графического дизайна для передачи той же информации. Проанализированы отдельные иллюстративные жанры, символы и знаки, выражающие различные информационные функции. Обосновано понятие о единстве содержания и художественной формы, которое включает визуальную составляющую в передаче информации. Даны примеры плакатной деятельности прошлого столетия, которые также имеют место в актуальной проблематике сегодня. В представленных материалах описывается смысловое значение политических плакатов, где особо важно подчёркивается простое и однозначное понимание темы. В статье рассматриваются некоторые решения задач в плакатном искусстве, которые ставятся сегодня перед дизайнерами. Какие приёмы требуются для грамотного использования изобразительного языка, чтобы легко и доступно донести информацию до зрителя и, в то же время, передать актуальность духа времени. Вполне доходчиво и в доступной для понимания форме, в статье описывается разработка дизайна плаката, критерии, определяющие качество и успешность плакатного искусства. Визуальная интерпретация информации рассматривается здесь в виде выразительных элементов изложения текста, изображения и содержания в целом. Упоминается и рекламный плакат с использованием различных источников визуализаций, ориентированных на определённую целевую аудиторию. Идея, имеющая причастность к современному миру и отражающаяся в социальном плакате, одновременно выражает современный технический прогресс и развитие культурной жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POSTER IN VISUAL COMMUNICATION SYSTEM

This article discusses a social poster as a means of visual communication. Non-decreasing interest in this information carrier is caused by the need to obtain visual information, which is growing day by day, in our daily life. A characteristic of the properties of the poster, through which various means of graphic design are considered to convey the same information. Analyzed individual illustrative genres, symbols and signs expressing various information functions. The concept of the unity of content and art form, which includes the visual component in the transfer of information, is substantiated. Examples of poster activities of the last century are given, which also have a place in the current problems today. The submissions describe the semantic meaning of political posters, where a simple and unambiguous understanding of the topic is emphasized. The article discusses some of the solutions to problems in poster art that are put before designers today. What techniques are required for the literate use of graphic language in order to easily and affordably convey information to the viewer and, at the same time, convey the relevance of the spirit of the times. It is quite intelligible and easy to understand form, the article describes the design development of the poster, the criteria that determine the quality and success of poster art. The visual interpretation of the information is considered here in the form of expressive elements of the presentation of the text, image and content in general. The advertising poster is also mentioned using various sources of visualizations targeted at a specific target audience. The idea that is involved in the modern world and is reflected in the social poster, at the same time expresses modern technical progress and the development of the cultural life of the country.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАКАТ В СИСТЕМЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

УДК 74

Л.К. Вартанова,

доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство» Московский государственный университет технологий и управления

им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАКАТ В СИСТЕМЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

L.K. Vartanova,

Associate Professor of the Department «Design and Applied Arts» Moscow State University of Technology and Management them. K.G. Razumovsky (PKU), Moscow

SOCIAL POSTER IN VISUAL COMMUNICATION SYSTEM

Аннотация. В данной статье рассматривается социальный плакат как средство визуальной коммуникации. Неубывающий интерес к этому информационному носителю обусловлен необходимостью получения визуальной информации, нарастающей изо дня в день, в нашей повседневной жизни. Дана характеристика свойств плаката, с помощью которой рассматриваются различные средства графического дизайна для передачи той же информации. Проанализированы отдельные иллюстративные жанры, символы и знаки, выражающие различные информационные функции. Обосновано понятие о единстве содержания и художественной формы, которое включает визуальную составляющую в передаче информации. Даны примеры плакатной деятельности прошлого столетия, которые также имеют место в актуальной проблематике сегодня. В представленных материалах описывается смысловое значение политических плакатов, где особо важно подчёркивается простое и однозначное понимание темы. В статье рассматриваются некоторые решения задач в плакатном искусстве, которые ставятся сегодня перед дизайнерами. Какие приёмы требуются для грамотного использования изобразительного языка, чтобы легко и доступно донести информацию до зрителя и, в то же время, передать актуальность духа времени. Вполне доходчиво и в доступной для понимания форме, в статье описывается разработка дизайна плаката, критерии, определяющие качество и успешность плакатного искусства. Визуальная интерпретация информации рассматривается здесь в виде выразительных элементов изложения текста, изображения и содержания в целом. Упоминается и рекламный плакат с использованием различных источников визуализаций, ориентированных на определённую целевую аудиторию. Идея, имеющая причастность к современному миру и отражающаяся в социальном плакате, одновременно выражает современный технический прогресс и развитие культурной жизни страны.

Ключевые слова: средства визуальной информации и коммуникации; знаки и символы; социальный плакат; графический дизайн и реклама.

Abstract. This article discusses a social poster as a means of visual communication. Non-decreasing interest in this information carrier is caused by the need to obtain visual information, which is growing day by day, in our daily life. A characteristic of the properties of the poster, through which various means of graphic design are considered to convey the same information. Analyzed individual illustrative genres, symbols and signs expressing various information functions. The concept of the unity of content and art form, which includes the visual component in the transfer of information, is substantiated. Examples of poster activities of the last century are given, which also have a place in the current problems today. The submissions describe the semantic meaning of political posters, where a simple and unambiguous understanding of the topic is emphasized. The article discusses some of the solutions to problems in poster art that are put before designers today. What techniques are required

for the literate use of graphic language in order to easily and affordably convey information to the viewer and, at the same time, convey the relevance of the spirit of the times. It is quite intelligible and easy to understand form, the article describes the design development of the poster, the criteria that determine the quality and success of poster art. The visual interpretation of the information is considered here in the form of expressive elements of the presentation of the text, image and content in general. The advertising poster is also mentioned using various sources of visualizations targeted at a specific target audience. The idea that is involved in the modern world and is reflected in the social poster, at the same time expresses modern technical progress and the development of the cultural life of the country.

Key words: means of visual information and communication; signs and symbols; social poster; graphic design and advertising.

Характерной чертой настоящего времени является нарастающий поток информации. Соответственно, основная определяющая роль возлагается на коммуникативность. Наиболее актуальным связующим элементом коммуникации становится визуальный язык графики, который непрестанно обеспечивает человека информацией, и, который может быть понятен каждому зрителю. «Власть графического дизайнера поистине безгранична, тем более, легкодоступный инструментарий в цифровом пространстве позволяет моментально передать и распространить любой готовый материал» [4, с. 22].

Немалую роль в информации визуальной коммуникации играют условия и возможность воздействовать на зрителя отдельные иллюстративные жанры, символы. Знаки-ориентиры в городской среде, спортивные символы, фирменные знаки и многое другое содержат, как правило, ориентировочные и информационные функции. «Свой материальный и духовный мир человек создает вокруг себя и для себя в формах, приспособленных для восприятия и освоения [11, с. 252]. В современном мире при многогранных средствах массовой информации истолкование символов изобразительного материала требует особого внимания, быстрого восприятия знаков, несущих определённый смысл. Некоторые из них, из прошлого века, применяются ещё и сегодня. Классический пример «Голубь мира», известного испанского художника ХХ столетия Пабло Пикассо, до сих пор является символом Всемирного движения за мир. Не потерял свою актуальность и образец праздника весны и труда символ в виде красной гвоздики к 1 Мая. Красная звезда сегодня также является для нас

символом победного шествия Великого Октября. Неизменными и твёрдо установленными символами можно считать государственные гербы городов, эмблемы партий и общественных организаций [3]. И по сей день государственные знамёна, гербы и другие неизменные символы применяются при украшении городов и сёл в дни всенародных праздников и других важных государственных мероприятий. Особая бдительность требуется при разработке плакатов с политической символикой, где смысл политической позиции должен быть однозначным, простым и легкочитаемым. Здесь узнаваемость символов и скорость распознавания знаков являются выражением политической эффективности, где сообщаются идейные импульсы и важные политические побуждения. Используя цвет и колорит можно «...развить новые прогрессивные формы и изобразительные средства, как внутренние и скрытые возможности технологии и методов применения гармонизации цвета» [7, с. 129].

Перед плакатом сегодня, как и всегда, стоят большие задачи. Они требуют от дизайнера мобилизации всех его творческих сил, максимальной отточенности мышления, гибкости и мобильности изобразительного языка.

Язык правильного плаката предельно ясен, однозначен. Волнующий образ его, отражающий единство содержания и художественной формы, увлекает, убеждает. От художника требуется ясное, глубокое понимание всего происходящего в мире, ясная социальная позиция. Плакатисты должны быть на уровне тех требований, которые выдвигает перед ними жизнь, отражающая актуальность духа времени во всех её проявлениях.

Если говорить о развитии театрального плаката, то началом нового периода можно считать рубеж 20-30-х годов. Сегодня высокая роль театральных плакатов заключается в том, что первым этапом информативности и контакта со зрителем-публикой является именно афиша. В нескольких элементах изобразительного материала очень компактно, говоря о сюжете, можно донести до зрителя суть программы. Зачастую, иллюстрация доносит до читателя намного больше информации, чем текстовой блок в нескольких предложениях. «Ведь один графический рисунок может сказать больше сотни услышанных слов» [5, с. 521]. К тому же, посредством цвета и формы она может нести и эмоциональную нагрузку, вызывая в свою очередь, соответствующий драматический образ, и интригу с побуждением совершить какое-либо действие. «Применение в работе ассоциаций и фантазии делают ее уникальной, авторской» [2, с. 18].

Средство визуальной коммуникации в плакатном искусстве обладает разными уникальными свойствами, воздействующими на зрителя: привлекательность, выразительность, индивидуальность, легко-читаемость, информативность и, наконец, запоминаемость.

Тем не менее, главным критерием, определяющим качество и успешность плаката, является его эффективность, которая заключается именно в разработке дизайна плаката. Важным фактором и немалую роль играет техническое воплощение идеи. Если принято считать, что «по одёжке встречают», эффективность подачи материала и выразительность плаката будут зависеть от грамотного владения профессиональных графических приёмов подачи материала. Новый тип профессионала — графический дизайнер, ориентируясь в структуре визуальной коммуникации: текст, содержание, изображение — превращает информацию в визуальные сигналы, которые должны быть однозначно интерпретированы. Исходя из методологических позиций, дизайнер-график становится визуальным коммуникатором в русле концепции функционализма, учитывая при этом стилевые тенденции и другие модные веяния, кото-

рые особенно проявляются в рекламном плакате. Используя различные приёмы донесения информации до зрителя средствами визуальных коммуникаций, зачастую, дизайнер может прибегнуть и к психологическим факторам. «Интуитивное и осознанное — два начала, которые идут рядом, как основа развития творчества» [6, с. 104]. Так, например, воздействие рекламы на зрителя может считаться успешным тогда, когда читатель отождествляет себя с потребителем, и, как раз, нуждается в рекламируемом товаре, надеясь на его приобретение. Или, если бывает в рекламе изображён успешный персонаж, вызывающий в читателе чувство зависти. А ещё бывает так, когда мы отождествляем себя с динамичными, красивыми, пользующимися успехом людьми. Визуальный коммуникатор в этом случае, как импульс, навязчиво воздействует на зрителя, побуждает его к дальнейшим действиям, способствующим приблизиться к тому же, успешному персонажу.

В одном изображении дизайнер должен показать целостность формы: сюжет, интригу, и эмоциональное напряжение, побуждающее к какому-либо действию, что, собственно, и является целью создания хорошего рекламного плаката. Если объектом работы является наружная реклама, в частности, афиши, вывески, баннеры, то предметом рассмотрения плаката выступает средство визуальной информации и его влияние на человека, как на зрителя.

Рассматривая визуальную составляющую в нашей повседневной жизни, можно выделить различную целевую ориентацию с разными источниками визуализаций. Один из видов подачи рекламы может иметь контакты практически со всеми слоями населения, образовав систему визуальных коммуникаций в городских, сельских и других пространствах. Сюда входят вывески, витрины магазинов, рекламные установки (баннеры, штендеры, пилоны), реклама на транспорте, таблички с наименованиями улиц и номерами домов, знаки дорожного движения и пр. Второй вид подачи информации в средствах визуальных коммуникаций может находиться как в пространствах городской среды, так и в интерьерах зданий: рекламные объявле-

ния, указатели, таблички, пиктограммы, и др. Система визуальных знаков в виде пиктограмм, использующаяся в качестве инструкций по эксплуатации автоматов (банковских, и каких-либо компьютерных услуг), имеет ярко выраженный функциональный характер. Её высокая информативность и доходчивая форма подачи обеспечивает общедоступность и лёгкость понимания людьми, относящимися к разным национальным принадлежностям.

Важной составляющей культуры и нравственности всего мира является социальная реклама. Если вспомнить плакаты времён мировых войн, можно заметить, что во всех воевавших странах по своему визуальному ряду и темам пропаганды, они очень похожи. Они также выполняли важные функции, как информирование, но обязательно делали это с выявлением негативного образа врага и с призывом к патриотической активности. Мы сегодня, как и прежде, являемся свидетелями разнообразных драматических событий, поэтому достижения графиков-дизайнеров в этой сфере активно используются в полной мере.

Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, прежде всего от творчества, от его изучения зависит понимание механизмов развития, как человека, так и общества. Эти вопросы «связаны с процессом не только профессиональной подготовки, но также с формированием творческого и когнитивно-познавательного развития.» личности [8, с. 145]. В свете этой значимости необходимо обратить внимание на средства визуальной коммуникации, ориентированные на борьбу с экстремизмом и А^-террором. Эта тема освещается в статье авторов Алексеевой И.В., Лопасовой Е.В., Василенко П.Г.: «Это сложное социально-политическое явление, которое проявляется в опасной форме поведения некоторых индивидов и организованных групп, направленное на нарушение общественного порядка, резкое обострение конфликтных ситуаций, дестабилизацию процесса общественной жизни, нарушение б езопасно-сти личности, общества, государства, для устрашения населения с целью оказания давления на лиц, принимающих решения в системе управления» [1, с. 347].

Современный плакат испытывает на себе отражение нового технического прогресса и развитие культурной жизни страны. При создании плаката сегодня также очень важно передавать идею с отражающей социальной ценностью и причастностью к современному миру. Искусство социального плаката является важнейшим инструментом трансформации современного общества и активным проводником социальной политики, которая развивается комплексно с меняющейся государственной инфраструктурой и преобразованием художественной и культурной жизни страны. Пока существуют социальные группы и общество, необходимым атрибутом нашей жизни и задачей сегодняшнего дня в социальном плакате всегда будет поиск нового образа будущего. Визуальные коммуникации в этой области можно назвать зеркалом, отражающим развитие общества. Поэтому жанр социального плаката никогда не умрёт, он наделён характерными качествами формирования целостности в решении актуальной проблематики. Плакат является сложным жанром монументальной графики. То, что можно развернуто, аргументированно, подробно донести до зрителя в живописном полотне, в графическом цикле, в плакате должно быть сведено к четкой и ясной формуле, иногда афоризму, и при этом не потерять глубину мысли. Авторы статей Лопасова Е.В., Паллотта В.И., Смирнова М.А. приводят примеры лаконичности и конкретики в плакате и композиции, где художнику необходимо профессионально грамотно использовать все законы и приемы построения декоративной композиции [9; 10]. Пользуясь художественными коммуникационными каналами, с точки зрения этики и эстетики искусство визуализации охватывает гуманистические социальные и образовательные проблемы, где культурные и нравственные ценности способствуют личностному росту и расширению кругозора.

Социальный плакат — это целая система визуальных коммуникаций, влияющая на различные слои социума, которая может нормализовать современное общество, сохранить и обогатить культурные ценности страны.

Список использованной литературы

1. Алексеева И.В., Лопасова Е.В., Василенко П.Г. Экстремизм через искусство — ART-террор // Материалы антитеррористического фестиваля студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу» (Ростов н/Д, 12-14 ноября 2012 г.). — М.: КРЕДО, 2013.

2. Бегидова С.Н., Василенко П.Г. Стилизованное рисование как особый вид художественного творчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2016. — № 3 (183). — С. 15-21.

3. Бабурина Н.И. Русский плакат. — М.: «Художник РСФСР», 1988.

4. Вартановам Л.К. Интернациональный язык графического дизайна // Пространство диалогов: изобразительное искусство и дизайн/коллективная монография. — Стерлитамак, 2017. — С. 22-29.

5. Вартанова Л.К. Методы развития творческой идеи в процессе обучения будущих дизайнеров // Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. — М., 2017. — С. 520-522.

6. Котышов А.В. Творческий процесс как основа духовного начала в искусстве // Образование. Наука. Культура. Материалы VI Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 104-105.

7. Кукенков В.И. Колориты древнерусской иконописи // Инновации в дизайне и дизайн-образовании. — Екатеринбург: РГППУ, 2017. — С. 128-133.

8. Кукенков В.И. Типология пространства интерьера на основе когнитивной деятельности в визуальной культуре // Визуальные образы современной культуры: светские и религиозные стратегии построения жизненного мира. — Омск: ОГУ, 2017. — С. 145146.

9. Лопасова Е.В., Паллотта В.И. К вопросу формирования у студентов понятия «декоративность» как базовой основы формирования профессионального мышления на занятиях монументальной живописью // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства. Материалы 2-й международной научно-практической конференции. — Краснодар, 2012. — С. 49-55.

10. Смирнова МА. Ассоциативная композиция // Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. — М., 2018. — С. 407-412.

11. Смирнова МА. Формообразование в изобразительном искусстве и дизайне // Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. — М., 2017. — С. 252-253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.