Научная статья на тему 'Социальный педагог и проблемы здоровьесбережения школьников'

Социальный педагог и проблемы здоровьесбережения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL WORKER / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / SOCIAL WORKER SPORTS AND RECREATION SECTOR / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИУМЕ / FAMILY PHYSICAL ACTIVITY IN SOCIETY / PHYSICAL HEALTH SERVICES / HEALTH CARE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова Марина Петровна, Малинин Владимир Михайлович

Модель деятельности социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы. Создание условий для физкультурно-оздоровительной практики в ОУ. Активизация социально-педагогических ресурсов для развития массовой физической культуры и семейного спорта. Проектирование инфраструктуры физкультурно-спортивной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурьянова Марина Петровна, Малинин Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный педагог и проблемы здоровьесбережения школьников»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

и проблемы здоровьесбережения школьников

Марина Петровна Гурьянова,

заведующая лабораторией содержания и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьями ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», профессор, доктор педагогических наук

Владимир Михайлович Малинин,

Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук

Потребность в появлении социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы обусловлена необходимостью преодоления противоречия между устойчивой динамикой ухудшения показателей здоровья школьников, их физического развития, состояния физической подготовленности и потенциальными возможностями школьной физической культуры и спорта, реализация которых позволит при минимальных финансовых вложениях и эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в социуме достигать существенных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

• социальный педагог • физкультурно-оздоровительная сфера • социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы • здоровьесбережение школьников • семейные формы физкультурно-оздоровительной деятельности в социуме

Потребность в социальных педагогах физкультурно-оздоровительной сферы

В современной России физическое воспитание детей в структуре дошкольного, школьного, дополнительного образования детей приобретает сегодня особо важное значение. Результаты многочисленных практико-ориентированных исследо-ваний по этой проблеме (В.В. На-ходкин, 2005, В.М. Малинин 2009; Ю.И. Якунин, 2008. и др.) убедительно доказывают: грамотно организованное школьное физическое воспитание может стать

фактором сохранения и укрепления здоровья детей, развития у них внутренней мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом, привычки к двигательной активности, формирования потребности в здоровом и активном образе жизни.

Многолетнее исследование, проведённое в г. Нерехте Костромской области, позволило определить предназначение социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы в муниципальном образовании. Этого специалиста педагогического

профиля рассматриваем как руководителя физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в муниципальном районе, организатора крупных социально-спортивных проектов физкультурно-оздоровительной направленности, методиста по физкультуре и спорту районного уровня.

Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы — специалист высшей квалификации, решающий задачи по созданию в районе целостной системы физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста и их родителями, реализация, которой на практике будет способствовать появлению устойчивых позитивных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей. Он управленец, обладающий широкими полномочиями организатора физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями в районе, координатора этой работы в поселениях муниципального района.

Сфера его профессиональной деятельности — образовательное пространство формирования здоровья подрастающего поколения. Место работы — администрация муниципалитета с подчинением непосредственно Главе администрации муниципального района. В ходе исследования установлены и другие возможные варианты его рабочих мест — Центр психолого-медико-социального сопровождения детей, Комитет по делам молодежи, Комитет по образованию, НКО, ДЮСШ.

Деятельность социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы нацелена на создание условий для:

• развития в районе инновационной практики физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в образовательных организациях (детские сады, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей) и по месту жительства, способствующей вовлечению детей, их родителей в физкультурно-оздоровительную деятельность в социуме;

• реализации здоровьесберегающей функции физкультурно-оздоровительной, спортивной работы в образовательных организациях и по месту жительства;

• активизации социально-педагогических ресурсов социума в дальнейшем совершенствовании массовой физической культуры и семейного спорта в городских и сельских поселениях района;

• создания в поселениях муниципального района необходимой физкультурно-спор-тивной инфраструктуры.

Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы не дублирует работу специалистов различных ведомств: комитетов по физической культуре и спорту, по делам молодёжи, по образованию, работников ДЮСШ, представителей общественных структур по вопросам физкультуры и спорта, занимающихся решением своих задач, а дополняет и расширяет их работу. В круг его должностных обязанностей входят:

• мониторинг состояния здоровья детей, их физической подготовленности, физическом развитии;

• создание условий для здорового образа жизни детей и семей;

• поиск и внедрение эффективных педагогических моделей и технологий оздоровления детей средствами физической культуры и спорта;

• поддержка инициатив граждан в области физкультуры и спорта, оздоровления детей;

• разработка и реализация крупных проектов физкультурно-оздоровительной направленности;

• разработка спортивных образовательных программ;

• проектирование и моделирование инфраструктуры физкультурно-спортивной работы в образовательных организациях и

по месту жительства;

• разработка информационной политики муниципального образования в области физкультуры и спорта, создание и ведение сайта о спортивной жизни детей и семей района;

• организация межведомственного взаимодействия в организации физкультурно-оз-

доровительной работы с детьми и семьями в каждом из поселений района.

В сферу пристального внимания и профессиональной ответственности социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы входит решение и таких важных стратегических социально-воспитательных задач, как:

• обеспечение преемственности поколений

и поддержания сформировавшихся в районе традиций в области физического воспитания детей; преемственности спортивного мастерства спортсменов различных поколений;

• воспитание ответственного отношения родителей к здоровью детей;

• воспитание к подрастающего поколения ценностного отношения в своему здоровью;

• обеспечение процесса организация досуговой занятости детей средствами физкультуры

и спорта;

• организация профилактической работы с подростками девиантного поведения, профилактика вредных привычек у детей и подростков.

Основные направления и задачи профессиональной деятельности

В числе основных направлений его профессиональной деятельности:

• реализация нестандартных подходов к решению вопросов, связанных со спортивно-оздоровительной деятельностью, с организацией массовых занятий физкультурой и спортом с детьми и семьями в районе;

• создание в районе системы спортивных праздников и спортивных соревнований детей,

в том числе совместно с родителями;

• налаживание учебного, внеурочного, учебно-тренировочного процесса в образовательных организациях, в детских, детско-родительских коллективах поселений;

• содействие в создании физкультурно-спор-тивной инфраструктуры в поселениях района.

Профессиональная деятельность социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы нацелена на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы». Он стремится создать адекватную условия района систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми, с во-

влечением в неё семьи, как одного из самых важных факторов успеха в развитии массовой физической культуры и спорта в России в целом. Этот специалист проводит экспертную оценку эффективности действующих в поселениях систем физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями, помогает выявлять резервы её совершенствования. Он поддерживает широкий фронт волонтёрского движения и посильные добровольные пожертвования жителей района — пользователей спортивной инфраструктуры района.

Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы организует в районе работу по новому комплексу ГТО, в контексте корректной РЯ-пропаганды, тренировочного процесса при подготовке к сдаче нормативов и сезонной деятельности во время принятия нормативов.

К основным задачам текущей повседневной деятельности социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы относятся:

• создание условий для оздоровления детей в образовательных организациях средствами физической культуры и спорта;

• развитие в районе оздоровительных видов спортивной деятельности;

• содействие позитивному семейному воспитанию посредством приобщения родителей (бабушек, дедушек) к активным занятиям физической культурой и спортом;

• содействие формированию активного здорового образа жизни детей и родителей;

• расширение и углубление семейных традиций совместных занятий физической культурой и спортом детей и родителей;

• разработка и содействие реализации на практике семейных форм физкультурно-оздоровительной деятельности;

• создание условий для обеспечения высокого любительского уровня занятий физкультурой и спортом детей и родителей.

Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы работает при активной поддержке администраций муниципального района, глав городских и сельских поселений, в тесном сотрудничестве с представителями власти, государственных структур, общественности, бизнеса.

В числе крупных проектов физкультурно-оздоровительной направленности могут быть: социально-спортивный проект «Город лыжный»; спортивные лагеря для детей, детей и родителей в каникулярное время; районный смотр-конкурс «Семья спортивная»; районный ежегодный туристский слёт; семейные туристические маршруты по городам России.

В ходе исследования уточнены и конкретизированы функции и содержание физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями в городских и сельских сообществах. В числе основных функций, которые выполняет социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы, — диагностико-ана-литическая, воспитательная, организаторская, координационная, профилактическая, прогностическая.

Реализуя диагностико-аналитическое направление работы, он выступает организатором мониторинга здоровья детей, вместе с работниками здравоохранения проводит анализ учёта групп здоровья детей, учёта хронических заболеваний детей после ежегодных медицинских осмотров, анализ двигательной активности детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в районе; анализирует также стартовый уровень реализации проектов физкультурно-оздоровительной направленности.

В процессе реализации воспитательного направления социальный педагог создаёт условия для положительных влияний на сознание, поведение, образ жизни детей, формирует у них позитивные интересы в области физкультуры и спорта, способствует развитию мотивации к здоровому образу жизни.

В ходе выполнения организаторской задачи социальный педагог становится организатором подготовки и проведения районных массовых спортивных праздников и соревнований для детей и их родителей, чествования спортивных семей и ветеранов спорта.

В процессе реализации координационного направления он обеспечивает координацию деятельности спортивных инструкторов муниципалитета, координацию работы всех социальных институтов муниципалитетов, занимающихся развитием массовой физической культуры и спортивной подготовкой школьных команд.

В процессе реализации профилактического направления социальный педагог содействует созданию ситуаций, благоприятных для профилактики у детей, учащейся молодёжи вредных привычек, де-виантного, асоциального, криминального поведения детей.

Выполняя прогностическую задачу, он прогнозирует тенденции, векторы развития физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями в районе.

Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы инициирует внедрение современных педагогических технологий оздоровления детей как некой системы последовательных действий педагога по оздоровлению детей. В числе физкультурно-оздоровительных технологий могут быть: технология развития физической активности школьников; воспитания у детей ценностного отношения к своему здоровью; воспитания полезных привычек в области физкультуры и спорта; педагогической поддержки родителей в оздоровлении учащихся средствами физкультуры и спорта.

Так, например, специфика технологии воспитания полезных привычек в области здорового образа жизни состоит в последовательном переходе от действий взрослого, связанных с выработкой у ребёнка

привычки регулярно заниматься физическими упражнениями, к формированию умений и навыков, а затем — к формированию устойчивых черт характера. Технология воспитания у школьников ценностного отношения к своему здоровью базируется на совокупности методов воспитания, главные из которых — личный пример взрослых как носителей здорового образа жизни, обладателей спортивных достижений, организаторов физкультурно-оздоровительной деятельности и распространение знаний о здоровье, физической культуре как неотъемлемой части общей культуры человека, средстве сохранения и укрепления здоровья человека и др. Технология педагогической работы с родителями по оздоровлению детей состоит в дифференциации форм и методов педагогической поддержки родителей.

Понятно, что одному социальному педагогу физкультурно-оздоровительной сферы без опоры на сообщество заинтересованных людей не реализовать комплекс таких сложных задач воспитательного, образовательного, социально -го, оздоровительного характера. Социальными партнёрами этого специалиста выступают администрации внутри муниципалитета, органы здравоохранения, комитет по физической культуре и спорту, комитет по образованию, комитет по делам молодёжи, комитет по социальной защите населения, ДЮСШ, школы и детские сады, клубы, спонсорские организации, добровольные общества, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, социальные педагоги, социальные работники, педагоги-психологи, волонтёры, общественные объединения, инструкторы по физической культуре, тренеры- общественники, участковые врачи, фельдшеры ФАПов.

Виды и формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями по месту жительства

В ходе исследования разработаны виды и формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями по месту жительства. В числе основных видов такой физкультурно-оздоровительной работы определены: тренировки, подготовка к соревнованиям и спортивным праздникам, участие в спортивных мероприятиях, подготовка детей к сдаче нормативов ново-

введённого комплекса ГТО. Установлены и основные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями по месту жительства — кружки для самых маленьких детей, секции, физкультурно-оздоровительные занятия для детей разного возраста, занимающихся в спортивных секциях ДЮСШ, включая занятия по основным видам (баскетбол, плавание, прыжки на батуте, настольный теннис); занятия вспомогательными (сопутствующими) видами спорта (прыжки со скакалкой, пляжный бадминтон, стрит-бол, волейбол, мини-футбол); занятия прикладными видами спорта (метание ножей и топоров, стрельба из лука); турниры и спортивные праздники, семейные старты, семейные спортивные праздники, уличный баскетбол, волейбол; межшкольные соревнования, комплекс ГТО, эстафеты, спортивные игры, походы, велопробеги, клубы выходного дня, лыжные занятия и походы, туристические походы выходного дня и др.

Социальный педагог физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями обеспечивает контроль за проведением организаторами этой работы в поселениях, которая должна строиться на основе основных принципов, в числе которых: безопасность (профилактика травматизма, оптимальные нагрузки защита от солнца, соблюдение питьевого режима); методически грамотные правильные, адекватные погоде, возрасту и подготовленности учащихся задачи на каждое занятие (каждую форму занятий); смена видов деятельности; учёт возрастных и психофизиологических особенностей детей; музыкальное оформление занятия (при целесообразности такового). Он помогает организаторам этой работы в поселениях сбалансировать реализацию различных видов и форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями по месту жительства, создавать условия для учебных занятий и тренировок в поселении; организовывать работу по привлечению человеческих и материальных ресурсов социума к улучшению этой работы.

Заметим, что инфраструктура физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в районе предполагает комплекс спортивных объектов для занятий физкультурой и спортом детей и родителей. Так, в Нерех-те Костромской области акцент сделан на развитие лыжного спорта как фитнеса для здоровья. В связи с этим в состав спортивной инфраструктуры города входят лыжная гостиница в центре города (проживание, питание, спортивная база, каток, баня, прокат лыж, коньков); а также комплекс благоустроенных лыжных трасс: каскад спринтерских трасс, профессиональные категорийные трассы ДЮСШ, лыжные трассы для классического и конькового хода, для новичков и профессионалов, которые используются и для массового катания, и для тренировок, и для соревнований.

Инфраструктура физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в поселениях по месту жительства может включать в каждом поселении туристические маршруты, спортивные площадки (баскетбольная, волейбольная, площадка футбольных полей), лыжные трассы, парковые лыжни, лыжные прокатные базы, катки, хоккейные площадки, необходимый спортивный инвентарь. Поэтому деятельность социального педагога предполагает помощь главам поселений в обеспечении строительства и модернизации спортивных площадок, футбольных полей, хоккейных площадок, лыжных трасс.

Одним из направлений деятельности социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы может быть организация летних лагерей физкультурно-оздоровительной направленности.

Управленческая компетентность социального педагога

физкультурно-оздоровительной

сферы

В современных условиях недостатка финансирования социальной сферы одним из важнейших направлений деятельности такого со-

циального педагога становится работа по привлечению необходимого финансирования спортивных программ муниципалитетов. Фандрайзинг и социальная реклама сегодня имеют едва ли нерешающее значение для эффективной организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями. В рамках стратегии по фандрайзингу и рекламе социальному педагогу физкультурно-оздоровительной деятельности следует ставить перед собой следующие задачи:

• организовывать системную работу

по привлечению средств, анализировать и фиксировать как положительный опыт, так и отрицательные результаты;

• привлекать необходимые ресурсы для реализации спортивных программ муниципалитета и дальнейшего развития системы круглогодичных спортивных праздников совместно с родителями;

• организовывать системную работу (сотрудничество, персональные контакты)

с благотворителями (реальными и потенциальными);

• эффективно и рационально использовать имеющиеся и привлекаемые средства;

• формировать положительный имидж физкультурно-оздоровительной деятельнос -ти и репутацию социального организатора у органов местной власти, некоммерческих организаций и коммерческих структур яркими итогами спортивных программ, крупномасштабных спортивных праздников

и соревнований;

• содействовать росту гражданской активности, привнесению мысли о возможности позитивных перемен не только в местном муниципалитете, но и в России;

• реализовывать системный подход в деятельности по привлечению ресурсов, эффективного информирования общественности об анализе и фиксации полученных результатов;

• привлекать ресурсы из многих источников финансирования: от частных лиц, коммерческих организаций, благотворительных фондов, местных властей, НКО.

Социальному педагогу физкультурно-оздоровительной сферы необходимо знать: сколько и на что требуются дополнительных средств. Согласно сложившейся практике, рекомендуемой суммой привлечения средств считается 30% от общей стоимости спортивного праздника, спортивной программы, соревнования.

Реклама и фандрайзинг — две взаимосвязанные области, важные для любого спортивного проекта. Чем технологичнее и эффективнее социальный педагог будет информировать общественность о сделанном, тем большая вероятность того, что дальнейшие спортивные и не только проекты будут с удовольствием поддержаны населением. Любые акции по сбору средств — это проекты с большой рекламой. Получатели средств, в нашем случае социальные педагоги физкультурно-оздоровительной деятельности, должны грамотно и своевременно выражать благодарность спонсорам, а также предоставлять прозрачные финансовые отчёты по большим и малым проектам. В этом состоит одно из условий успеха в фандрайзинге.

Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы призван помогать организаторам работы в сельских поселениях выявлять специфику системы физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями в конкретном поселении с целью её последующего учёта на практике. Так, в сельском социуме важна опора на естественные источники оздоровления сельской среды; на двигательный и моторный опыт, приобретаемый детьми в процессе домашнего труда, выполнения различных действий в обыденной жизни в саду, огороде, в быту; интегрированные уроки физической культуры с разновозрастным составом учащихся. Он проводит экспертную оценку эффективности действующих в поселениях систем физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями, помогает выявить резервы её совершенствования.

Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы фактически формирует социально-педагогические услуги физкультурно-

оздоровительной направленности. Они могут включать следующие: социально-педагогический мониторинг состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности ребёнка, диагностика его интересов, склонностей, потенциальных возможностей в занятиях конкретным видом спорта; обучение конкретным формам спортивно-физкультурного досуга, способам правильных занятий спортом; развитие мотивации к здоровому образу жизни; организация помощи детям в овладении тем или иным видом спортивной деятельности; детям с ослабленным здоровьем — в овладении оздоровительной гимнастикой; детям-инвалидам — в обучении навыкам самообслуживания, общения, развития физических способностей, направленных на развитие личности; организация социально-педагогической помощи детям в преодолении вредных привычек, различного рода зависимостей (к азартныи играм, к употреблению наркотиков, к алкоголю, табакокурению); отказа от образования, воспитания; конфликтных ситуаций, дискриминации в школе, по месту жительства, а также организация помощи в гармонизации отношений с родителями, со сверстниками; в предотвращении неблагополучия детей, жестокого обращения родителей, взрослых с детьми; организация образовательной помощи родителям в овладении современными технологиями оздоровления детей; формирование у детей позитивных интересов в области физкультуры и спорта (в том числе в сфере досуга); организация досуга (спортивные праздники, прогулки на лыжах, экскурсии и другие культурные мероприятия); организация помощи родителям в овладении основами физического воспитания детей, технологиями оздоровления детей средствами физкультуры и спорта; педагогическое консультирование родителей по вопросам физического воспитания детей, особенно детей с проблемами в развитии, в поведении, в состоянии здоровья, а также по гармонизации детско-родительских

отношений; педагогическая коррекция поведения детей, имеющих различные отклонения в развитии, поведении, состоянии здоровья средствами физической культуры и спорта; осуществление мер ранней профилактики семейного неблагополучия, неблагополучия детей;

Социально-педагогические услуги физкультурно-оздоровительной направленности должны быть доступны всем детям и семьям, проживающим в районе, предоставляться и тем, кто в них нуждается, и тем, кто ими может воспользоваться. Они могут организовываться на бесплатной/платной основе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно решение вопроса обеспечения равного доступа к социально-педагогическим услугам физкультурно-оздоровительной направленности, особенно детям и семьям, проживающим в отдалённых деревнях. При возможности ими пользоваться и оплачивать их самостоятельно — это делает семья с детьми, заинтересованная в них. При необходимости ими пользоваться, но при ограниченной возможности их оплачивать финансирование может производиться за счёт бюджета (муниципалитета, региона), возможностей спонсора.

Каковы ожидаемые результаты деятельности социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы? В процессе исследования разработаны критерии эффективности профессиональной деятельности социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы. В их числе следующие. На уровне личностного развития: увеличение двигательной активности детей, возрастание роли родителей в укреплении здоровья детей, развитие семейных форм занятий физкультурой, расширение образовательной поддержки родителям в контексте воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом, наличие в семьях спортивного инвентаря для занятий физическими упражнениями, овладение учителями современными педагогическими технологиями оздоровления учащихся.

На уровне поселений: создание предпосылок для устойчивого углублённого сотрудничества на системной основе государственных структур, общественности в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и семьями; создание и развитие на современном уровне спортивной инфраструктуры в сельских поселениях; насыщение спортивной жизни поселений спортивными праздниками, соревнованиями и массовыми физкультурно-оздоровительными мероприятиями; реализация спортивных проектов при массовой поддержке населения муниципалитета.

Профессиональная деятельность социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы призвана способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, взрослых; существенному снижению заболеваемости учащихся; активизации спортивной жизни района; созданию условий для здорового образа жизни развитию в районе массовости физической культуры и спорта; выравниванию условий физического воспитания детей в образовательных организациях района; инвестированию населения в физическую культуру и спорт; формированию у детей и взрослых здорового образа жизни; развитию волонтёрского движения в районе; увеличению числа пользователей возможностями спортивной инфраструктуры; расширению числа сторонников здорового образа жизни; созданию в районе атмосферы содружества, общих интересов детей и взрослых, увлечённых физкультурой и спортом.

На основе анализа научных исследований и массовой практики определены критерии оценки эффективности системы физкультурно-оздоровительной работы сельской школы как базового звена этой работы в социуме. В первую группу критериев входят следующие: состояние здоровья учащихся, уровень их физической активности, физической подготовленности, физического развития личности, развития основных физических качеств личности; уровень знаний в области физической культуры и спорта, поддержания здоровья;

степень сформированности нравственно-волевых качеств личности, устойчивости к вредным привычкам, потребности в физической нагрузке. Ко второй группе критериев можно отнести такие, как: положительная динамика здоровья школьников; снижение общего уровня заболеваемости, массовость занятий учащихся физкультурой и спортом, рост спортивного мастерства школьников, качество уроков физической культуры, их оздоровительная направленность, охват детей занятиями физической культурой и спортом, соответствие материально-технической базы для занятий физкультурой и спортом современным требованиям к образовательному процессу, ориентация учащихся на выбор профессий в области физкультуры и спорта.

Важно определить особенности работы социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы со слабо подготовленными к физкультурно-оздоровительной работе учениками; специфику работы с разными типами семей (благополучные, социально неблагополучные, малообеспеченные семьи); продумать особенности физкультурно-оздоровительной работы в условиях городского и сельского поселений с детьми и семьями, имеющими разный уровень социального благополучия.

В ходе исследования разработаны организационно-управленческие условия эффективности работы социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы. В их числе: нормативно-правовое закрепление статуса социального педагога на муниципальном уровне; нормативное закрепление его должностных обязанностей; широкое информирование специалистов, общественности о предназначении социального педагога социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы — специалиста нового профиля.

В числе предложений по повышению эффективности физкультурно-оздорови -тельной работы с детьми и семьями в условиях городского и сельского поселений следующие:

1. Принятие Правительством РФ решения о развитии на территориях России массовой физкультуры и спорта, предусматривающего бесплатное выделение земли под лыжные трассы и базы — ФОКи, освобождение муниципалитетов от налогов за землю, выделение субсидий на строительство лыжных трасс, спецтехнику (ретраки, бураны и т.д.).

2. Активизации работы Министерства образования и науки РФ, субъектов РФ по распространению инновационного регионального опыта лучших практик физкультурно-оздоровительной работы

с детьми и семьями в социуме, по месту жительства. НО

Литература:

1. Гурьянова М.П. Социальный педагог в сельской России: Научно-популярное пособие. — М.: Изд-во «Современное образование»,

2014. — 248 с.

2. Малинин В.М. Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе: Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России,

2006. — 192 с.

3. Малинин В.М. Развитие системы физкультурно-оздоровительной деятельности сельской школы. Авт. ... дисс. на соиск учёной степени канд. пед.наук. — Москва, 2009.

4. Якунин Ю.И. Формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры. Авт. . дисс. на соиск. учёной степени канд. пед. наук. — Кострома, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.