Научная статья на тему 'Социальный маркетинг: «Не навреди!»'

Социальный маркетинг: «Не навреди!» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / БОЛЕЗНИ / ПРОФИЛАКТИКА / ЛЕЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ОБЩЕСТВА / ПОСЛЕДСТВИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ / MARKETING MANIPULATIONS CLASSIFICATION / COMMUNICATION OUTREACH / DISEASES / PROPHYLAXIS / CUSTOMERS AND SOCIETY CURE / MANIPULATIONS CONSEQUENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Короткова Татьяна Леонидовна

Автор предупреждает об актуальности известного медицинского лозунга «Не навреди!» в отношении маркетинга. Отмечается, что современные маркетинговые инструменты, средства, методы и бизнес-приемы могут навредить с точки зрения не только экономических позиций, но и здоровья индивидуального потребителя и общества в целом. Автор использует медицинскую терминологию для анализа последствий применяемых в маркетинге так называемых стратагем манипуляций, оказывающих отрицательное воздействие на сознание потребителей и социумы, часто вызывающих болезненные состояния и изменения поведения в направлении, нужном манипулятору. В целях поиска мер профилактики и лечения таких состояний предлагается классификация маркетинговых манипуляций и сопутствующих им болезненных состояний в разрезе элементов комплекса маркетинга. Автор предлагает подход к внедрению мировых стандартов ведения бизнеса, который регламентировал бы требования не только к техническим и конструктивным инструментам бизнеса, но и к соответствию регламентам в области социальных, этических и моральных правил взаимоотношений со всеми участниками рынка и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication Outreach: “Do No Harm!”

The author warns about medical ethic postulate “Do no harm!” relevance for marketing. The author states that modern marketing tools, techniques, methods and business procedures are potentially harmful in relation not only to economics but to individual customer’s and the whole society’s health. The author uses medical terminology to analyze the consequences of marketing application of so called stratagems: manipulations with negative influence to customers’ mind and environment that often cause painful conditions and behavior modifications in the direction the smooth operator desires. In order to find the prevention and cure for such conditions the author did classify the marketing manipulations and painful conditions accompanying them in terms of marketing mix elements. The author has proposed an approach to world business standards implementation, which would regulate the requirements not only to technical and functional business tools but to compliance with social, ethical and moral rights of interaction with all market insiders and the whole society.

Текст научной работы на тему «Социальный маркетинг: «Не навреди!»»

УДК 339.138

Социальный маркетинг: «Не навреди!»

Т. Л. Короткова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Автор предупреждает об актуальности известного медицинского лозунга «Не навреди!» в отношении маркетинга. Отмечается, что современные маркетинговые инструменты, средства, методы и бизнес-приемы могут навредить с точки зрения не только экономических позиций, но и здоровья индивидуального потребителя и общества в целом. Автор использует медицинскую терминологию для анализа последствий применяемых в маркетинге так называемых стратагем — манипуляций, оказывающих отрицательное воздействие на сознание потребителей и социумы, часто вызывающих болезненные состояния и изменения поведения в направлении, нужном манипулятору. В целях поиска мер профилактики и лечения таких состояний предлагается классификация маркетинговых манипуляций и сопутствующих им болезненных состояний в разрезе элементов комплекса маркетинга. Автор предлагает подход к внедрению мировых стандартов ведения бизнеса, который регламентировал бы требования не только к техническим и конструктивным инструментам бизнеса, но и к соответствию регламентам в области социальных, этических и моральных правил взаимоотношений со всеми участниками рынка и общества в целом.

Ключевые слова: классификация маркетинговых манипуляций; социальный маркетинг; болезни; профилактика; лечение потребителей и общества; последствия манипуляций.

Обострение социальных проблем в бизнесе, взаимоотношений участников товарообменных процессов, связанных с манипуляциями сознанием, в том числе с потребительским поведением, приводит к специфическим отклонениям в физическом и психологическом здоровье отдельных индивидуумов и всего общества [1; 2]. Несмотря на многочисленные публикации по маркетингу, серьезных исследований этих проблем крайне мало. Обратим внимание на эту болезненную тему, не умаляя значения и роли маркетинговой деятельности для экономики страны.

Последствия «заболеваний» юридических и физических лиц, подверженных манипуляциям, могут быть весьма серьезными. Вот как определено

© Короткова Т. Л.

понятие «манипуляция массовым сознанием» в литературе: «...это один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами) путем создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны» [3, с. 7]. Оксфордский словарь английского языка трактует

манипуляцию как «акт влияния на людей или на управление ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом...» [4, с. 1077]. Именно в таком наполнении слово «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин «макиавеллизм» [3]. Применительно к маркетинговой деятельности можно интерпретировать эту дефиницию как сознательное использование комплекса маркетинговых инструментов для воздействия на психику потребителя с целью лишить его свободы выбора посредством изменения мнений, побуждений и целей при принятии решения о покупке товара. К сожалению, в маркетинге все чаще используют, вместо принятых в теории и практике вполне законных инструментов продвижения товаров и услуг, изощренные методы навязывания и обмана.

Воздействуя на потребительское поведение частных лиц, маркетинговые манипуляции опосредованно способствуют созданию социально опасного мнения о товарообменных отношениях, искажают массовое представление о чем-либо, определяют противоречащие здравому смыслу модные течения, которые в свою очередь усиливают первичный эффект манипуляции. Таким образом, в угоду прибыли формируется асоциальный образ жизни, имиджи и стили, не принятые в цивилизованном обществе, неэтичные образчики поведения, культы и фетиши не только товаров (услуг), но и их продуцентов и проводников. Часто посредством маркетинговых манипуляций скрытно проводится информация, имеющая политический и пропагандистский подтекст. Если средства маркетинга направлены на продвижение полезных товаров и услуг, он играет положительную роль в экономике и бизнесе. В случае пропаганды негативного образа жизни, вредных вещей

и действий, нарушающих социальные правила поведения с точки зрения физического и психического здоровья социума, демонстрирующих пренебрежение к этическим, моральным и нравственным нормам, принятым в обществе, эти манипуляции вызывают болезни, лечить которые трудно и порой невозможно. В результате возникают конфликты между людьми, социальными группами, общественными организациями, что приводит к распаду гражданского общества.

Рассмотрим социальную болезнь, названную культом потребления. «Общество потребления», как назвал его Эрих Фромм [5], или «общество самообмана», по Жану Бодрийяру [6], построено на бесконечной купле-продаже и характеризуется застоем и деградацией общественных отношений, недостатком ресурсов, стяжательством, корыстью, эгоистической ориентацией на неудержимое накопление товаров и услуг.

Хронические заболевания индивидуальных восприимчивых потребителей — это вредные привычки, формируемые в результате маркетинговых манипуляций: болезненная приверженность к вредным товарам и услугам, временное отсутствие которых вызывает стресс; гаджет-зависимость, в том числе интернет-зависимость; импульсивный шопинг; истерия, вызванная желанием подражать моде; лекарственная зависимость; психологическая аллергия; шопоголизм (ониомания); погоня за сомнительным стилем жизни; социальная недостаточность; вещизм; фетишизм; боязнь потери социального статуса и многие другие.

Исследования [1; 2; 3; 6; 7; 8; 9; 10] показали, что инструменты манипуляции: «стратагемы»; мифотехнологии; социальные стереотипы; апелляция к потребностям, к желанию чувствовать себя

в безопасности, к страху одиночества; психология восприятия цвета, — которыми часто пользуются в маркетинге, можно классифицировать в разрезе элементов комплекса маркетинга по степени воздействия на потенциального потребителя.

Термин «стратагема» [8] связывают с древнегреческим словом атртщп^а, служащим для обозначения военного дела и военных хитростей. В таблице, приводимой ниже, дана укрупненная классификация стратагем в разрезе

элементов комплекса маркетинга и их составляющих. Определена степень воздействия маркетинговых манипуляций, указаны последствия этих воздействий, а также общественные и индивидуальные болезни, которые могут быть ими вызваны. Такая системная упорядоченность дает возможность предсказывать последствия манипулирования в маркетинге, ставить соответствующий «диагноз», искать и находить средства «профилактики» и «лечения».

Виды маркетинговых стратагем и их последствия

Элемент комплекса маркетинга 4P Вид манипуляции по составляющему элементу 4Р Степень воздействия Последствия «Диагноз» для общества и потребителя

Усиление акцента на качестве товара, а не на потребностях, которые он удовлетворяет Предельно высокая Потребитель выбирает не средство удовлетворения своих потребностей, а товар как таковой — Импульсивный шопинг — Вещизм — Фетишизм — Вредные привычки — Утрата ценностных ориентиров

Продукт (Product) Усиление позиционирования товарной марки (контрафактной) в сознании потребителей Высокая Выбирается не товар, а марка — Боязнь отставания от принятых стереотипов — Истерия моды — Социальный шок — Аффект — Страсть к чрезмерному потреблению

Использование упаковки (не соответствующей качеству товара) как дополнительного стимула покупки Предельно высокая Товар выбирается не по полезности, а по внешнему виду — Импульсивный шопинг — Шопоголизм — Стресс — Аффектные состояния

Навязывание ненужных услуг, предоставляемых в связи с продажей товара Высокая Выбирается услуга, а не товар — Разочарование — Стресс — Погоня за стилем — Страсть к чрезмерному потреблению

Элемент комплекса маркетинга 4P Вид манипуляции по составляющему элементу 4Р Степень воздействия Последствия «Диагноз» для общества и потребителя

Предложение гарантийных условий с учетом сокращения срока эксплуатации товара Средняя Выбор товара обусловлен предоставляемой гарантией - Разочарование - Стресс — Импульсивный шопинг — Психологические и психиатрические расстройства

Продукт (Product) Акцент на послепродажное и сервисное обслуживание (сомнительное) для поддержания имиджа товарной марки Средняя Покупка ради сервиса — Погоня за стилем — Стресс — Истерия моды — Разочарование — Депрессия — Психологические и психиатрические расстройства

Цена (Price) Установление цены, не связанной с полезностью товара (услуги) Высокая Покупка ради престижа — Вещизм — Импульсивный шопинг — Психологический шок — Психологические и психиатрические расстройства

Снижение цены на товар (услугу), ранее неоправданно высокой, в целях стимулирования продаж Предельно высокая Приобретение товара ради экономии — Затоваривание — Импульсивный шопинг — Стресс — Ожирение

Сбыт (Place) Увеличение числа посредников Предельно высокая Приобретение дорогих товаров первой необходимости и лекарств в надежде на их эффективность — Стресс — Боязнь лекарств — Психологическая лекарственная аллергия

Элемент комплекса маркетинга 4P Вид манипуляции по составляющему элементу 4Р Степень воздействия Последствия «Диагноз» для общества и потребителя

Сбыт (Place) Увеличение количества и разнообразия форматов сбыта товаров второй необходимости и товаров импульсивной покупки Средняя Ввиду массового охвата рынка растет число вовлекаемых в процесс обращения покупателей, в том числе подростков, детей и легко внушаемых граждан — Подражание — Затоваривание — Вещизм — Ожирение — Банкротство — Импульсивный шопинг — Расстройство психики — Культ потребления

Продвижение (Promotional) Навязчивая и ненадлежащая реклама, содержащая неточные, неполные и откровенно лживые данные о товаре (услуге) Чрезвычайно высокая Комбинация визуального, виртуального и психологического неличностного воздействия на широкую аудиторию вызывает непреодолимое желание иметь и владеть товарами и услугами — Расстройство психики — Культ потребления — Вещизм — Фетишизм — Импульсивный шопинг — Истерия моды — Угроза для здоровья детей

Мерчандайзинг, апеллирующий к особенностям психики целевых аудиторий: подростков, детей и др. Предельно высокая Непосредственное воздействие на покупателей, особенно на молодежь и детей, в местах торговли способствует развитию импульсивного неконтролируемого спроса — Импульсивный шопинг — Непредвиденные расходы и последующее разочарование — Детская истерия — Детское и подростковое ожирение

Элемент комплекса маркетинга 4P Вид манипуляции по составляющему элементу 4Р Степень воздействия Последствия «Диагноз» для общества и потребителя

Продвижение (Promotional) Публичные мероприятия по продвижению (РЯ) с участием известных личностей, популяризирующих вредные привычки, манеры, действия, развязную и бранную речь Высокая Во время прямых контактов с конкретной целевой аудиторией усиливается эффект пси-хологическо-го влияния на сознание покупателей в нужном для РЯ-агентов направлении — Культ потребления — Вещизм — Фетишизм — Общественные шоковые явления — Деформация сознания — Угроза для душевного здоровья молодежи

Прямой маркетинг с демонстрацией и презентацией контрафактной, контрабандной и вредной продукции и услуг. Индивидуальные контакты с покупателем Высокая для товаров; предельно высокая для некоторых видов услуг Покупка против воли, навязанная продавцом — Гипнотический эффект с последующим стрессом — Фетишизм — Психологические и психиатрические расстройства

Выводы, которые можно сделать в результате анализа данных таблицы, сводятся к ответам на два неисчерпаемых русских вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Ответы лежат как в психологической плоскости, так и в социальной. Переход от индустриальной экономики к сервисной, или, как принято говорить, постиндустриальной, требует внедрять в традиционный комплекс инструментов маркетинга элементы, гарантирующие учет и реализацию не только первичных экзистенциальных потребностей, но и потребностей высшего порядка, а именно социально-этических, морально-нравственных потребностей и социальной ответственности. Необходимо переходить от сугубо коммерческих целей маркетинга к целям,

формируемым на основе теории социального капитала [10], реализация которых приведет к гармонизации личности и будет способствовать стратегическому развитию человеческой цивилизации. Эти цели должны оформляться как всемирные стандарты, контр олировать-ся подобно требованиям соответствия техническим регламентам, посредством присвоения сертификатов соответствия социальной ответственности, морально-нравственным регламентам бизнес-процессов. Предлагаемый подход поможет обеспечить профилактическую безопасность и избежать болезненных последствий маркетинга путем системного использования социальных новаций [11; 12], а именно новых креативных решений, совершенствующих классические

инструменты комплекса маркетинга в рамках соблюдения мировых социально-этических стандартов.

Литература

1. Шабунина И. Манипуляция: опасные последствия невинного обмана // MedBooking [Электронный ресурс] / Medbooking.com. Cop. 2013-2016. 2015. 8 сентября. URL: http://med-booking.com/blog/post/manipulyacija-opasnyje-posledstvija-nevinnogo-obmana/ (дата обращения: 14.06.2016).

2. Бондаренко А. В. «Мягкая сила» и «управляемый хаос» — инструменты современной мировой политики: Общеуниверсит. Факультатив. № 6 // Ин-т проблем безопасности НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] / НИУ ВШЭ. Cop. 1993— 2016. URL: https://security.hse.ru/data/2015/04/ 20/1095611717/Занятие%20№%206^ (дата обращения: 14.06.2016).

3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. 3-е изд., испр. и перераб. СПб.: Речь, 2003. 304 с. (Психологический практикум).

4. Oxford Dictionary of English / Ed. by F. Stevenson. 3rd ed. Oxford: Oxford University Press, 2010. XXII, 2047 p.

5. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г. Ф. Швейника. 2-е изд. М.: Прогресс-Универс, 1995. 253 с. (Б-ка зарубежной психологии).

6. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М.: Культурная революция: Республика, 2006. 269 с. (Мыслители XX века).

7. Понявина М. Б., Шкляр Т. Л. Изучение маркетинговых коммуникаций, направленных на манипуляцию сознанием, посредством ми-фотехнологий // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. 2014. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=13681 (дата обращения: 14.06.2016).

8. Воеводин А. И. Стратагемы: стратегии войны, бизнеса, манипуляции, обмана. 3-е изд., доп. М.: Et Cetera Publishing Group, 2004. 278 с.: ил.

9. Власова Н. М. Защита от манипуляторов всех мастей. М.: Эксмо, 2008. 296 с.

10. Короткова Т. Л. Социальный капитал в маркетинге // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. (15 декабря 2015 г., г. Самара). Ч. 1. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 117-120.

11. Короткова Т. Л. Методология социально-этического маркетинга как основа реструктуризации бизнеса / Под ред. Н. К. Моисеевой. М.: МИЭТ, 2006. 280 с.: ил.

12. Короткова Т. Л. Повышение конкурентоспособности инноваций на основе маркетинговых новаций // Инновации. 2016. № 3 (209). С. 33-38.

Короткова Татьяна Леонидовна — доктор экономических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, член Международной академии науки и практики организации производства (МАОП), международный научный эксперт в области маркетинга, ведущий профессор кафедры маркетинга и управления проектами (МиУП) МИЭТ. E-mail: fmr@miee.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.