Научная статья на тему 'Социальный, культурный и духовный смысл путешествия как способа самопознания и бытия человека'

Социальный, культурный и духовный смысл путешествия как способа самопознания и бытия человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1456
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
путешествие / функции путешествия / социальное бытие / духовное бытие / traveling / function of traveling / social being / spiritual being

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Беккер И. Л.

Путешествие описывается как способ социального и духовного бытия человека, как путь человека к самому себе, Истине, к Богу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Travelling is treated as means of social and spiritual being of a man, as a way of a man to himself, to the truth and to God.

Текст научной работы на тему «Социальный, культурный и духовный смысл путешествия как способа самопознания и бытия человека»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 11 (15)2009

IZ VESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 11 (15)2009

УДК 111.1

социальный, культурный и духовный смысл ПУТЕШЕСТВИЯ КАК способа самопознания и бытия человека

© и. л. БЕККЕР

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра педагогики e-mail: ibek@bk.ru

Беккер и. Л. - социальный, культурный и духовный смысл путешествия как способа самопознания и бытия человека // известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 11 (15). с. 7-11. - Путешествие описывается как способ социального и духовного бытия человека, как путь человека к самому себе, Истине, к Богу. Ключевые слова: путешествие, функции путешествия, социальное бытие, духовное бытие.

Bekker I. L. - Travelling as means of social and spiritual being of a man // Izv. Penz. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 11 (15). P. 7-11. - Travelling is treated as means of social and spiritual being of a man, as a way of a man to himself, to the truth and to God.

Keywords: traveling, function of traveling, social being, spiritual being.

Одним из древнейших видов деятельности человека является путешествие. Вероятнее всего, путешествие как особый вид деятельности появилось тогда, когда человечество начало вести осёдлый образ жизни. Для того чтобы осознать себя путешествующим (путешественником), человек должен ощутить себя осёд-лым, живущим на одном месте и получающим от этого образа жизни всё необходимое для жизни. Традиционно путешествие рассматривается в его «физическом» смысле как деятельность, связанная с перемещением по Земле, для достижения каких-то значимых для отдельного человека (ими народа) целей и удовлетворения определенных потребностей.

Главными онтологическими характеристиками путешествия являются наличие цели и добровольность. Этим путешествие отличается от бессмысленных, бесцельных скитаний и бродяжничества.

В психологическом плане путешествие привлекательно тем, что позволяет человеку выйти за грань повседневности, изменяет его обыденное восприятие и сознание. В путешествии человек ощущает и себя, и мир не так как обычно. Такое изменение «угла зрения» раскрывает перед человеком новые грани бытия.

Для того чтобы обыденный мир «проявился» в сознании человека, чтобы человек увидел «себя в обыденном мире», а «обыденный мир в себе», то есть чтобы произошёл акт рефлексии, необходимо удалиться от этого мира, «разрушить» его и создать «альтернативную» реальность, пусть даже внешне похожую на обыденную, на ту, в которой человек привык жить, но иную по сути взаимоотношений реальности и личности.

Это является основой и поводом (зачастую неосознаваемым) для всех путешествий и в дальние неизвестные края, и в вымышленные миры. Вообще, любое путешествие, где и как бы оно ни совершалось, дает человеку ощущение свободы. Это ощущение является мощным психологическим фактором, раскрепощающим мышление и эмоции. Неслучайно именно в путешествиях человеку приходят в голову интересные и нестандартные мысли, а свежие впечатления и новые картины мира будоражат воображение и пробуждают тягу к творчеству.

Еще одним психологическим основанием ценности путешествия является возможность целостного, нерасчлененного познания мира.

Путешествие, таким образом, становится особым способом существования, выстраивания взаимоотношений человека с миром, уникальным способом бытия и познания. В некотором смысле, его можно рассматривать как универсальный, целостный способ бытия человека в мире. Являясь целостным способом существования человека в мире, путешествие позволяет постигать мир в целостных формах его проявления в повседневном, целостном бытии, «воспринимать предметы внешнего мира непосредственно в подлиннике» [2, с. 187]. Понимание в традиционном, рациональном смысле сводится к минимуму, но сопереживание, со-звучие и со-чувствование - максимальны. Под целостностью же человека понимается его бытие во всём возможном многообразии его свойств, проявлений и отношений с миром, образующим, тем не менее, внутреннее единство, позволя-

ющее ему существовать самостоятельно и осознавать себя свободным.

Путешествуя, человек имеет возможность соприкоснуться с миром как с целостностью, и целостно пережить и почувствовать его и себя в нем как нечто нераздельно существующее.

Рассматривая путешествие в его онтологическом аспекте как способ бытия и средство постижения мира, можно предположить, что в процессе путешествия, выстраивая с миром и окружающими людьми определенные отношения, интерпретируя и придавая им определенный смысл, человек получает универсальную возможность для самопознания и самореализации.

Исходя из объективных характеристик путешествия как явления культуры, попытаемся определить его основные функции в современном обществе.

Наиболее очевидными представляются следующие:

Рекреационная функция в современном обществе для путешествия является наиболее характерной. Смена обстановки, уход от рутинной утомляющей деятельности и окружения, яркие впечатления и благоприятные для здоровья климатические условия делают путешествие незаменимым и одним из наиболее эффективных средств физического и психического оздоровления человека.

Бизнес-функция для путешествия является традиционной и сложившейся исторически. и если сейчас вряд ли можно увидеть караван вьючных животных, медленно движущийся по пыльной дороге, то фигура респектабельного бизнесмена, свободно перемещающегося по всему миру, стала вполне обычной.

В конце XIX - начале XX века стали приобретать популярность спортивные путешествия. Итальянские, швейцарские, французские и английские спортсмены стали осваивать труднодоступные вершины Альп, Гималаев, Кавказа. В середине XX века и альпинизм, и спортивный туризм стали во всём мире весьма популярными, а в ряде стран, в том числе и в СССР, снискали всенародное признание. Появились различные виды спортивного туризма - горный, водный, лыжный, спелеологический.

В настоящее время спортивная функция путешествий может рассматриваться как самостоятельная, а спортивный туризм занял достойное место в ряду самых популярных и массовых видов спорта.

Для европейской и отечественной культур очень характерны путешествия с познавательными и исследовательскими целями. Таким образом, просветительская функция путешествия является одной из наиболее значимых.

Изумительные образцы таких путешествий хранит русская история. Так с 1923 по 1927 годы выдающийся русский путешественник, художник и поэт Н.К.Рерих проделал со своей экспедицией путь длиной в двадцать пять тысяч километров по Индии, Гималаям, Тибету, Западному Китаю, Алтаю, Монголии и снова по Китаю и Индии. В рамках этой экспедиции были сделаны сотни уникальных открытий в разных

областях знания, собран богатейший материал о жизни и культуре народов Азии, написано более пятисот картин.

Уникальным документом являются дневниковые записи Н.К.Рериха, посвящённые этой экспедиции. Заинтересованный и неравнодушный читатель откроет для себя целый мир - неизведанный, таинственный, сказочный и грозный - мир жизни народов Азии, её изумительной, непостижимой природы и древней до сих пор непознанной и неразгаданной культуры.

Просветительская функция путешествия тесно смыкается с функцией философской. Во все времена люди, стремящиеся познать мир и приобрести душевное равновесие и мудрость, отправлялись в путешествия. Их влекла к себе нетронутая природа, возможность в одиночестве или в узком кругу единомышленников предаться созерцанию и размышлению. Трудности пути, испытания и лишения закаляли волю, дисциплинировали и укрепляли духовно, а красота природы, её бесконечное разнообразие, порождающее всё новые и новые впечатления, служили источником новых чувств, мыслей и творческого вдохновения. В мировой художественной литературе путешествие стало символом духовного восхождения, на котором путник преодолевает физические и нравственные испытания, постигает истину и смысл бытия.

Идея путешествия как духовного восхождения и постижения Бога широко представлена в мировой культуре. Путешествие как явление духовное - вечное движение и развитие материи и духа, восхождение и нисхождение, инволюция и эволюция. Эта мысль лежала в основе древних мистических учений Индии и Египта и отразилась в иудаизме в известном библейском сюжете о видении Иакова. «Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран и пришел на одно место и остался там ночевать, ...И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. » [Быт. 29].

Обращаясь к величайшим сокровищницам духовной жизни человека, священным книгам и текстам различных религий, нельзя не заметить, что путешествие очень часто является тем фоном, на котором происходит общение человека с Богом, преображение души и тела, образа мыслей и отношения к миру.

Если внимательно читать книгу Бытия, то нельзя не заметить, что земная жизнь человека начинается именно с путешествия, и в основе самого соблазна Евы Змием лежит страстное стремление человеческой натуры к новому, неизвестному и неизведанному. Эта идея своеобразно интерпретируется Эдуардом Шюре в книге «Великие посвященные», в которой описывается и анализируется эзотерический смысл мировых религий. Рассматривая сокровенный смысл этого библейского сюжета, Э. Шюре интерпретирует грехопадение первой пары или «первородный грех» как «великое устремление природы

с ее царствами, видами и родами в могучий круговорот жизни» [5, с. 151].

Библейские сюжеты дают на огромное разнообразие примеров того, как путешествие является для человека наказанием Божиим, но в то же время и средством его преображения и духовного развития.

«И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он был взят... И изгнал Адама ...» [Быт. 3].

Изгнанные из Рая, и удаленные от Бога, Адам и Ева становятся на путь возвращения к Нему, и каждый из их потомков проходит часть этого великого пути. Таким образом, жизнь человеческая есть шествие по пути к Богу.

Этот сюжет находит свое неожиданное, но очень интересное развитие в одном из современных художественных произведений, написанном по мотивам библейских сюжетов.

Ева, обращаясь к свому сыну своему Сифу, мечтавшему отправиться на поиски потерянного рая, найти древо жизни, о котором говорил Адам, принести елей и помазать умирающего отца, говорила: «Вряд ли ты отыщешь это место, Сиф... Оттуда выходила река, и мы шли по ее течению. Порой она становилась такой широкой, что не было видно противоположного берега. Это еще больше подавляло нас, хотя мы и без того были подавлены. .Звезды престали петь ... или мы перестали слышать их музыку. будто Бог повелел миру хранить молчание. . А с онемением звезд ушло наше согласие с вещами, которые нас окружали. Адаму с его любовью было тяжелее, чем мне. он любил и знал каждую вещь до их тончайших данностей, но не мог применить своей любви. Он чувствовал тончайшие нюансы нашего бытия, и вдруг жизнь вокруг настала невыносимо грубой. Каждый вечер Адам пытался остановить движение солнца. Но то, что раньше давалось легко, теперь не получалось. Солнце не слушалось Адама. И главное - мы сами теряли любовь и доброту, теряли то, о чем не умели сказать, потому что не с чем было сравнить, Сиф. Наконец мы дошли до места, где река разделилась на четыре рукава. Вот тут-то, Сиф, и таится главное, о чем я хочу тебе напомнить. когда мы подошли к четырем рукавам, все, абсолютно все потеряло свою легкость. Мы как будто перешагнули через что-то. казалось, мы ступали по той же земле, и все же уже не по той же самой. ... Другая земля, другое небо. И мы стали земными. И появилась тяжесть, невыносимая тяжесть» [4, с. 25].

В этом сюжете и отчаяние и надежда, и наказание, и возможность искупления. Люди, потомки Адама и Евы, вечные странники на земле, но земное странствие человека освещено и согрето мечтой о возвращении в рай.

В книге Бытия раскрывается и другая грань путешествия. Вечное путешествие без цели и смысла, скитание по земле есть величайшее наказание, которому может быть обречен человек, совершивший смертный грех. Наказывая Каина за убийство Авеля, Бог обрекает него на вечные скитания: «. ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».

Предчувствуя, какие страдания ждут его, Каин отвечает: «.Наказание мое больше, нежели снести можно. Вот Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле». [Быт. 4].

Эта мысль получила дальнейшее развитие в апокрифическом сюжете об Агасфере. Иудей-ремесленник, мимо дома которого вели на распятие Христа, оттолкнул Иисуса, когда тот попросил позволения отдохнуть у его дома, и за это был осужден на вечное скитание по земле и вечное презрение со стороны людей. диалог Агасфера и Христа, обычно входящий, с разными вариациями, во все версии легенды, состоит из двух фраз: «Иди, что ты медлишь?». - «Я пойду, но и ты пойдешь и будешь меня ждать».

Еще один христианский сюжет, который нельзя не вспомнить, обсуждая тему путешествия как средства духовного преображения человека, связан с именем апостола Павла.

Павел (Савл) один из наиболее последовательных преследователей первых христиан отправился с карательной миссией из Иерусалима в дамаск.

«Пройдя Итурию, Павел вступил в обширную равнину Дамаска. Он уже подходил к городу и, должно быть, находился среди окружавших его садов. Был полдень. С Павлом было еще несколько странников, и шли они, вероятно, пешком.

С каждым шагом, приближавшим его к Дамаску, терзавшие его сомнения становились все мучительнее, все острее. Гнусная роль палача, которую ему предстояло здесь играть, делалась невыносимой для него. К гнетущим мыслям присоединяется утомление после долгого пути: он изнемогает.

Что же увидел, что услышал он среди видений, поглощавших все его чувства? Он увидел лицо, преследовавшее его уже несколько дней; увидел призрак, о котором ходило столько рассказов. Он увидел самого Иисуса, и тот сказал ему по-еврейски: «Савл, Савл, что ты гонишь меня? Все самые сокровенные мысли Павла столпились в душе его в несколько секунд. Ужас его поведения яркой картиной встал пред ним. Он увидел себя, покрытым кровью Стефана; этот мученик явился к нему в виде отца и наставника. Сердце в нем перевернулось; он был потрясен до глубины души.

Среди картин, сменявшихся в его возбужденном мозгу, вдруг всплыла одна: ему показалось, что он видит, как вошел Анания, и сделал общепринятый между христианами знак. С той минуты он был убежден что Анания его исцелил.. С того момента мир сошел на душу Павла. Почти вслед за этим он был окрещен» [3, с. 132-136].

В жизни человека путешествия всегда играли и продолжают играть существенную роль. Очевидно, что сам процесс путешествия, постоянной перемены места пребывания, в результате которого человек получает новые впечатления, заряд душевной и физической бодрости и здоровья является своеобразной самоцелью. Однако, путешествие не может рассматриваться только как способ удовлетворения физических и социальных потребностей человека. Его смысл и зна-

чение для физической, социальной и духовной жизни человека гораздо больше и значительнее, чем это может показаться на первый взгляд.

Становление человека как личности подразумевает изменения и преобразования на всех уровнях бытия. В определённый момент жизни человек осознает противоречие между обыденностью, устойчивостью и неизменностью мира, в котором он живёт и собой как развивающимся, формирующимся, становящимся существом, которому тесны рамки обыденной, привычной и неизменной жизни. Возникает потребность каким-то образом преодолеть это противоречие - и тогда человек становится путешественником. Он начинает «перемещаться» по миру в прямом или переносном смысле слова в поисках иных, необычных, неизвестных ему граней бытия: новых земель, впечатлений, переживаний, знаний, людей, новой реальности, позволяющей ему установить более гармоничные отношения с миром.

Путешествие в духовном смысле - это движение человека пожизненному пути в поисках своего истинного предназначения

Таким образом, сущностью путешествия является не столько физическое передвижение по земле, сколько духовная деятельность по постижению чего-то нового и неизведанного - того, что изменяет жизнь человека, выводит его за грань обыденности, гармонизирует его.

Иногда для того, чтобы удовлетворить эту потребность, человеку приходится отправляться чуть ли не на край света, преодолевать трудности и лишения, рисковать жизнью. Иногда бывает достаточно встретить единственного нового человека, прочитать книгу или соприкоснуться с явлением, которое перевернёт всё его мировоззрение и последующую жизнь. Но в любом случае мы имеем дело с путешествием, будь то путешествие в мире природы, в мире духа или в мире людей.

Таким образом, определить путешествие просто как перемещение в пространстве и посещение иных земель, значит, дать неполное и даже, каком-то смысле, ложное определение данного явления, так как физическое перемещение в пространстве есть лишь один, хотя и существенный его признак.

Истинное путешествие - это духовная деятельность по постижению чего-то нового, ранее неизвестного и неизведанного - того, что изменяет жизнь человека, выводит его за грань обыденного бытия и гармонизирует его взаимоотношения с природой, людьми и самим собой.

на этой основе строятся все путешествия и в дальние неизвестные края, и в виртуальную реальность, и даже за пределы телесного бытия. Форма и степень удаления от обыденности может быть различной, но так или иначе, ткань обыденности должна быть разорвана, чтобы неожиданно и непредсказуемо обнажились иные, непривычные «срезы» бытия. Путешествие даёт возможность по-новому увидеть и воспринять привычные грани обыденности («...когда постранству-

ешь, воротишься домой - и дым отечества нам сладок и приятен»). И это, в общем-то, неудивительно: ведь из путешествия человек возвращается не таким, каким он туда отправился. В путешествии происходит обновление, а обновлённый человек по-новому воспринимает обыденность, в лоно которой он погружается, вернувшись из путешествия.

Во все времена люди, стремящиеся познать мир и приобрести душевное равновесие и мудрость, отправлялись в путешествия. Их влекла к себе нетронутая природа, возможность в одиночестве или в узком кругу единомышленников предаться созерцанию и размышлению. Трудности пути, испытания и лишения закаляли волю, дисциплинировали и укрепляли духовно, а красота природы, её бесконечное разнообразие, порождающее всё новые и новые впечатления, служили источником новых чувств, мыслей и творческого вдохновения. В мировой религиозной и художественной литературе путешествие стало символом духовного восхождения, на котором путник преодолевает физические и нравственные испытания, постигает истину и смысл бытия.

Идея путешествия как духовного восхождения и постижения Бога близка и русской духовной культуре. Мистический смысл путешествия и его значение для совершенствования человеческой души прекрасно описаны С.Н. Булгаковым

«Вечерело. Ехали южною степью, овеянные благоуханием медовых трав и сена, озолочённые багрянцем благостного заката. Вдали синели уже ближние Кавказские горы. Впервые я видел их. И вперяя жадные взоры в открывшиеся горы, впивая в себя свет и воздух, внимал я откровению природы. Душа давно привыкла с тупою молчаливою болью видеть в природе лишь мёртвую пустыню под покрывалом красоты как под обманчивой маской; помимо собственного сознания она не мирилась с природой без Бога. И вдруг в тот час заволновалась, зарадовалась, задрожала душа: а если есть. если не пустыня, не ложь не маска, не смерть, но ОН, благой и любящий Отец, его риза, Его любовь.

.вскоре опять то заговорило, но уже громко, победно, властно. И снова вы, о горы Кавказа! Я зрел ваши льды, сверкающие от моря до моря, ваши снега, алеющие под утренней зарёй, в небо вонзались эти пики, и душа истаивала от восторга. Передо мной горел первый день мироздания. Всё стало ясно, всё стало примирённым, исполненным звенящей радости. Сердце готово было разорваться от блаженства. Нет жизни и смерти, есть одно неподвижное днесь. И нежданное чувство ширилось и крепло в душе: победы над смертью... Царило безмерное и властное ОНО и это ОНО фактом бытия своего, откровением своим испепеляло в этот миг все преграды» [1, с. 13-14].

Глубок смысл и духовная значимость путешествия для души и сердца человека. Открывая для себя новое, неизведанное, приобщаясь к тайне бытия, каждый человек поучает возможность открыть для себя не просто внешнюю красоту, «маску» мира,

но приобщиться к процессу мироздания, на какой то миг испытать блаженство единения с Богом через природу.

Таким образом, если рассматривать путешествие с философской точки зрении, как категорию «бытийную», онтологическую, как способ существования человека в мире, способ самореализации, самопознания и «самосовершения», то смысл воспитания состоит в том, чтобы помочь человеку найти путь в жизни и в мире, путь к Богу и самому к себе, помочь пройти это путь твердо и достойно.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгаков С. Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994.

2. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992.

3. Ренан Э. Апостолы. Репринтное воспроизведение издания Н. Глаголева. М.: Издательский центр «Терра», 1991.

4. Сорокин Ефим. Енох. Повесть // Сура. 2004. №1. С. 25.

5. Шюре Э. «Великие посвященные». Очерк эзотеризма религий. Второе исправленное издание, репринтное воспроизведение издания 1914. М.: СП «Книга-Принт-шоп», 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.