Научная статья на тему 'Социальный кризис: изучение, проблемы и решения'

Социальный кризис: изучение, проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12075
683
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вильданов И. Э.

Анализируется явление «социальный кризис». Предлагается рассматривать его сущность через понятие «социальная связь». Рассматриваются основания для типологии социальных кризисов в трансформирующемся обществе, а также обобщаются и систематизируются наработки касающиеся проблемы их предупреждения и разрешения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный кризис: изучение, проблемы и решения»

УДК 316.4

И. Э. Вильданов

СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС: ИЗУЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Анализируется явление «социальный кризис». Предлагается рассматривать его сущность через понятие «социальная связь». Рассматриваются основания для типологии социальных кризисов в трансформирующемся обществе, а также обобщаются и систематизируются наработки касающиеся проблемы их предупреждения и разрешения.

Изменения, происходящие во всех сферах российского общества, стали источником множества противоречий, конфликтов и кризисов. На рубеже ХХ-ХХ1 веков одни кризисы, не будучи разрешенными, резонируя, породили другие, еще более глубокие, затяжные и разрушительные. Ситуацию внутри отдельных стран усугубляют также кризисные процессы происходящие в мире, которые, по мнению петербургского футуролога С. Переслегина представляют «собой кризис индустриальной фазы развития» [1]. Но в то же время наметившиеся позитивные сдвиги в нашей стране требуют закрепления и придания им необратимого характера, что во многом зависит от социальной ориентированности преобразований. Не случайно, президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному Собранию (2006 г) подчеркивает, что: «сегодня наши основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан» [2]. Ориентация реформ на улучшение качества жизни людей - это важнейшая предпосылка для устранения причин, способных породить кризисы в процессе дальнейших преобразований.

В силу того, что кризисы всегда сопровождаются нарушением сложившегося социального порядка, социумы встают перед необходимостью искать выход из создавшегося положения (которое может быть тягостным, сложным и болезненным). В связи с неконструктивностью и разрушительностью ряда кризисов любое общество заинтересовано в разработке стратегии их предупреждения и разрешения. С этой целью создаются соответствующие организации и институты [3].

Для разработки действенных практик разрешения кризисов (которые могут быть эффективными и неэффективными) требуется в первую очередь изучение феномена социальный кризис. В этой связи понятен интерес исследователей к этому явлению, и не случайно, он становится объектом изучения многих научных дисциплин. Поэтому наблюдается многоаспектность литературы о социальном кризисе, а также обилие дискуссионных высказываний по многим вопросам его изучения, но в то же время многие аспекты изучения социальных кризисов рассматриваются недостаточно. Так, например, отсутствует целостное социологическое осмысления кризиса во всех его возможных проявлениях и не создана пока еще обобщающая классификация социальных кризисов (хотя отдельные кризисы рассмотрены довольно основательно). Не рассматривается также кризис с точки зрения разрыва социальных связей, на мега- и мезоуровнях. Практически значимыми, но мало изученными являются стратегии предупреждения и стратегии разрешения социальных кризисов, хотя в то же время опыт и предупреждения и разрешения кризисов имеется.

В ходе рассмотрения антикризисных стратегий, подчас, не принимается во внимание ряд важных моментов:

- неучет специфики того или иного кризиса в процессе разработки антикризисной стратегии;

- отсутствие «привязки» разрабатываемой стратегии к стадии развития кризиса;

- отсутствие учета явных и латентных социальных дисфункций в процессе диагностики невыраженной стадии развития кризиса, в результате чего превентивные методы по предупреждению кризисов предпринимаются лишь тогда, когда кризисные процессы заходят слишком далеко и приобретают необратимый характер.

В современной социологической науке накоплен определенный опыт изучения социальных кризисов. Полипарадигмальный подход к анализу кризисов позволяет рассматривать данное явление в различных ракурсах.

Функционалистский подход (О. Конт, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Нисбет) к социальным кризисам заключается в выявлении условий или видов поведения, которые мешают реализации целей общества, препятствуют его нормальному функционированию. Центральным понятием в ряду концептуальных средств этого подхода является понятие дисфункции, понимаемое как последствие какой-либо социальной деятельности, ведущее к функциональной разбалансированности и к разрушению институциональных связей. В результате кризисов происходит резкое ослабление саморегуляции системы или ее приспособления к среде.

Подход к проблеме через конфликтологическую парадигму (Р. Миллс, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг и др.), характеризует кризис как универсальный и позитивный фактор, поддающийся регулированию и стимулирующий социальный прогресс.

Анализ социальных кризисов позволяет выделить следующие их характеристики: некое препятствие на пути движения вперед; способ расчистки на пути нового; состояние разрушения и распада каких-то явлений, общественных структур, институтов; ситуация неуправляемости, неконтролируемости в общественном функционировании, нарушение сбалансированности различных его элементов; апогей развития социальной болезни, за которой может последовать «выздоровление» или «летальный» исход.

Таким образом, социальный кризис - это сложнейшее общественное явление, которое имеет самые разнообразные проявления. Не случайно существует множество определений дефиниции «социальный кризис», каждое из которых зависит от того, с позиции какой науки и под углом какой парадигмы он рассматривается. Существует также подход, который рассматривает кризис в широком и узком смыслах. В первом значении под социальным кризисом понимается любой кризис, касающийся различных субъектов социального действия. А в узком смысле - под социальным кризисом понимается разбалансиро-ванность связей в одной только сфере жизнедеятельности общества (социальной), касающейся системы социального обеспечения и социальной защиты человека. Своеобразие в понимании сущности социального кризиса есть и у подхода, опирающегося на модерниза-ционно-трансформационные идеи (Т.И. Заславская и др.).

Анализ различных подходов к определению данного понятия показывает, что «за скобками» многих существующих в литературе определений остается нередко такая его сущностная характеристик как социальная связь. Изучение показывает, что любой кризис это всегда процесс разрыва устоявшихся социальных связей различного уровня - микро, мезо, макро и прочих. Поэтому есть все основания подойти к определению социального кризиса в этом аспекте и определять кризис как процесс крайнего обострения противоречий в обществе, резкое нарастание критической массы конфликтов до такой точки, за которой последует разрыв социальных связей.

При анализе кризиса есть смысл также применять теорию аномии. Широко используемое Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном понятие аномии фиксирует переходность, кризис-ность эпохи, а также временное ослабление социально - регулятивных механизмов. Фик-

сируя тот очевидный факт, что в кризисные периоды социального развития старые социальные нормы уже во многом не работают, а новые еще не заработали, так как не сформировались. Поэтому в кризисной ситуации общественная система теряет равновесие, устойчивость и оказывается в состоянии, для которого с синергетической точки зрения присуще наличие множества вариантов развития и ощутимое влияние даже незначительных флуктуаций. В социальном поле появляется множество возможностей выбора того или иного пути.

Поскольку кризисы являются необходимыми «спутниками» развития человеческих обществ (циклические теории развития и кризисов О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина, Н.Д. Кондратьева), постольку есть разные оценки их роли, значения и последствий. Многолетний опыт изучения проблемы показывает, что у любого кризиса есть негативные и позитивные функции.

Любой кризис происходит в определенных конкретно-исторических условиях (экономических, политических, социальных, культурных и т.д.), которые подразделяются на объективные и субъективные. Своеобразие тех и других накладывает существенный отпечаток на «скорость» разворачивания кризиса, на его интенсивность, формы его проявления и т.д. Соответственно социальный кризис может быть понят, если подходить к нему не абстрактно, а рассматривать его в том или ином социокультурном контексте.

Несмотря на уникальность и неповторимость отдельно взятого социального кризиса, каждый из них имеет некоторые общие черты и параметры, дающие возможность их типоло-гизировать. Типологизация представляет собой не только один из методов познания изучаемого явления, но и способ перехода к непосредственной практике предупреждения и разрешения.

Социальные кризисы могут быть классифицированы по следующим основаниям:

- по признаку явности и латентности (явные и латентные);

- по причинам, вызвавшим кризис (объективные и субъективные);

- по наличию инициирующих субъектов кризиса (естественные и искусственные);

- по степени предсказуемости (предвидимые и неожиданные);

- по остроте и глубине (глубокие и поверхностные);

- по последствиям для общества и для его подсистем;

- инициированные внутренними, внешними процессами и обстоятельствами (эндогенные и экзогенные);

- по масштабам распространения в социальном организме (общие и локальные);

- по длительности протекания (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и перманентные);

- по сферам проявления (политические, экономические, социальные, культурные).

Перечисленные кризисы могут осуществляться на мега-, макро-, мезо- и микору-

ровнях. Представленная классификация не исчерпывает всего многообразия социальных кризисов, вполне возможны и другие подходы.

В процессе изучения социального кризиса важную роль играет и временной фактор, который проявляется как в скорости протекания различных кризисов, так и в ограниченности времени при его разрешении. В первом случае стадии эволюции кризиса рассматриваются в тесном взаимодействии со временем, а во втором упор делается на временной ресурс, которым располагает или не располагает тот или иной субъект социального действия, выходя из кризиса.

Между социальными кризисами существуют различного рода связи, в том числе, прямые и опосредованные, вероятностные и корреляционные, прямые и обратные, функционирования и развития, жесткие и «мягкие» и т.д. И это отчетливо прослеживается как в ретроспективе, так и в сегодняшней реальности. Так, экономические и политические кри-

зисы не всегда влекут за собой кризисы культурные. Напротив, ренессанс культуры нередко приходится на кризисные периоды общественного развития. И это было очень хорошо показано выдающимся социологом П. А. Сорокиным. Но данное обстоятельство вовсе не означает снятие фактора причинности. В целом закономерность такова, что с изменением интенсивности одного кризиса соответствующим образом меняется и интенсивность другого. Поэтому для оценки действительного состояния нестабильного социума требуется целостный взгляд на существующие кризисы, без которого невозможна «экспертиза» каждого из них на разрушительность и возможность разрешения. Это важно подчеркнуть еще и потому, что принимать решение и разрабатывать различные антикризисные стратегии приходится во многом в условиях социальной неопределенности и нестабильности.

В развитии любого социального кризиса имеет место элемент случайности. Поскольку своеобразие и многогранность каждого конкретного кризиса - это следствие влияния множества факторов, постольку связи между социальными кризисами носят одновременно и закономерный, и вероятностный характер. Весьма показателен тот факт, что ни одна социологическая школа не игнорирует момент случайности. Более того, в условиях переходности значение этой «составляющей» резко возрастает. Соответственно, создаваемые модели разрешения кризисов должны учитывать как факт действия необходимости, так и момент случайности.

В литературе стратегии разрешения кризисов подразделяются на реставрационную, невмешательства и стратегию обновления. Суть первой заключается в стремлении возвратиться к состоянию, которое имело место в докризисных условиях. Данная стратегия делает упор на нейтрализации и устранении тех деструктивных факторов, которые существуют в обстановке кризиса. Эффект ее как правило кратковременен в силу того, что она не способна обеспечить кардинальное разрешение социального кризиса. Что касается стратегии невмешательства, то она связана с установкой на саморазрешение проблем, что приводит, в конечном счете, к переводу кризиса в перманентную стадию. И, наконец, обновленческая стратегия предполагает реалистическую оценку соотношения традиционного и инновационного. Соответственно она предусматривает учет назревших потребностей социального организма, а также его ментально-традиционных особенностей. Все это ставит вопрос об экспертизе стратегий данного вида на эффективность и на учет ее ближайших, среднесрочных и долгосрочных последствий. Соответственно, указанные стратегии разрешения социальных кризисов применяются с учетом реальной ситуации, сложившейся в стране, а также расстановки различных социальных сил.

Так как в кризисные периоды общественного развития существует обширное конфликтное поле, всегда есть соблазн сделать его бесконфликтным с помощью силовых стратегий. Практика реальной жизни показывает, что худшим вариантом негативных последствий из-за увлечения такого рода стратегиями может быть общенациональный хаос, катастрофа.

В ходе разработки антикризисных стратегий есть смысл учитывать различия между способами предупреждения и разрешения социальных кризисов. Если первые предполагают создание таких условий в обществе, при которых возможности возникновения кризиса будут сведены к минимуму, то вторые - представляют собой целую систему предпринимаемых действий, направленных на его прекращение и поиск приемлемого решения проблем.

Стратегия предупреждения социального кризиса складывается из нескольких составляющих. Первой является улавливание показателей его назревания, в качестве которых выступают дисфункциональные проявления в различных сферах общественной жизни. Вторая связана непосредственно с практическими действиями по предотвращению кризиса. Поскольку стратегия предотвращения кризиса может основываться на различных по своему характеру действиях (целерациональных, ценностно-рациональных, традиционных и аф-

фективных), постольку встает вопрос о методах диагностики назревающего кризиса, к которым можно отнести: аналитический (связан с использованием статистических показателей материалов социологических исследований, а также мониторинговых данных), экспертнодиагностический, линейного и динамического программирования, социального моделирования, а также социального прогнозирования с использованием широкого спектра различных прогнозов: активных, пассивных, оперативных, краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных, дальнесрочных, интервальных, трендовых, целевых, нормативных, организационных.

В силу того, что деятельность по предотвращению социальных кризисов всегда сопровождается проведением разного рода экспериментов, постольку имеет смысл в процессе изучения социальных кризисов рассматривать вопрос об их возможных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных последствиях.

Стратегия разрешения социального кризиса во многом связана с характером действий, который субъект применяет в процессе предотвращения кризиса. Различные виды стратегий (принудительно-силовая, невмешеательства и компромиссно-консенсусная) имеют свои плюсы и минусы. Однако в любом случае более предпочтительными, но в то же время сложными, являются консенсусные стратегии, которые делают упор на выработке общих подходов к разрешению кризиса с целью удовлетворения интересов всех заинтересованных сторон с широким использованием различных согласительных процедур. Постановка вопроса о том, какая стратегия «лучше» не совсем корректна с научной точки зрения. Каждая из них должна использоваться в зависимости от ситуации, времени, стадий кризиса и места его развертывания. Специфика же их использования такова, что принудительно-силовая стратегия применима в условиях вползания социума в катастрофическую стадию, а компромиссно-консенсусная в большей степени применима в обстановке, когда осуществляется постепенная перестройка ядра социальной системы с использованием радикальных преобразований.

К проблемам, которые требуют дальнейшего исследования можно отнести следующее: прогнозирование социальных кризисов, анализ и оценка деятельности существующих сегодня многочисленных антикризисных служб, центров и институтов. И это тем более необходимо потому, что в деятельности некоторых из них наметились негативные тенденции (некоторые экономические антикризисные центры, например, вместо оздоровления предприятий «искусственно» банкротят их [4]). В результате рвутся годами налаживаемые социальные связи, отношения, люди выталкиваются на периферию общественной жизни. Тем самым создаются предпосылки для разного рода социальных отклонений, в том числе делинквентного характера, что в свою очередь работает не на разрешение кризисов, а на их дальнейшее углубление.

В социологии проводятся серьезные исследования, направленные на изучение социальных кризисов, но в то же время есть обширное проблемное поле, которое требует дальнейших усилий исследователей.

Литература

1. Сорокина Н. Станет ли Владивосток столицей России? / Н. Сорокина // Российская газета. 2006. 21 июля. № 4124. С. 10.

2. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая. № 4063. С. 1.

3. Разрешение и предупреждение конфликтов в СНГ. Международный справочник организации / Ред. и сост. Л. О. Зимина, Е. Ю. Садовская; Конфликтологический Центр. Алматы, 2002. 504 с.

4. Игнатьева Л. Татарстан решил остановить преднамеренные банкротства// Коммерсантъ. № 129. С.12.

© И. Э. Вильданов - асс. каф. социологии Казанского государственного архитектурно строительного университета (КГАСУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.