Научная статья на тему 'Социальный критицизм в иорданской прозе XX века'

Социальный критицизм в иорданской прозе XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
235
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковыршина Н. Б.

В статье рассматриваются проблемы социального характера и их отражение в творчестве наиболее крупных писателей современной Иордании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social criticism in the Jordan prose of the 20th century

The article deals with a number of problems of the Jordan social life and their reflection in the works of the major Jordan writers of the 20th century (M.A. al-Amiri, F. al-Kassusa and others).

Текст научной работы на тему «Социальный критицизм в иорданской прозе XX века»

СОЦИАЛЬНЫЙ КРИТИЦИЗМ В ИОРДАНСКОЙ ПРОЗЕ XX В.

Н.Б. КОВЫРШИНА

Кафедра иностранных языков филологического факультета Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматриваются проблемы социального характера и их отражение в творчестве наиболее крупных писателей современной Иордании.

В социально-политической сфере наиболее наглядно проявляются национальные особенности литературы. У каждого народа своя «социальная история», и она не может не отражаться в национальной специфике и типологии литературного развития той или иной страны. Ориентация на социальные коллизии характерна для родоначальников иорданской прозы X. Бейдаса, М.С. ал-Ирани, А.Х. Аббаса, И. ан-Наури и других, в чьих произведениях воссозданы реалистические картины страданий обездоленного человека, его повседневной борьбы за существование. Определяющей социальная тематика становится в творчестве М.А. ал-Амири. В центре внимания писателя - жизнь простых людей, их беспросветная бедность, постоянная забота о хлебе насущном. Тяжелой судьбе бедняков в современном мире посвящены новеллы сборника «Луч света» («Шуа ан-нур ва кисас ухра») изданном в 1954 г., который представляет собой как бы главы большого рассказа о неразрешимых проблемах действительности, о «мраке жизни», в котором герои пытаются разглядеть надежду - «луч света». Например, в новелле давшей название всему сборнику, М.А. ал-Амири рассказывает о судьбе бедной семьи, лишившейся своих кормильцев: муж умер, сын в тюрьме. Мать и дочь влачат жалкое существование на те гроши, которые удается заработать девушке шитьем одежды для богачей. Описания тяжелого труда портнихи усугубляются личной драмой девушки: постепенно тает ее красота, уходят лучшие годы, молодость, она начинает терять зрение. Как и его предшественники, М.А. ал-Амири подчиняет сюжет новеллы основному просветительскому принципу: осуждению общественного неравенства. Утверждая право всех людей на жизнь, счастье, писатель приводит диалог между матерью и дочерью, который является «ключом» к пониманию всей новеллы. Мать спрашивает: «Дочка, разве можем мы жить? Разве есть у нас право на жизнь?» Дочь отвечает: «У нас есть право на жизнь, но такая жизнь не достойна нас!» [1, с. 31].

Резко осуждая современную ему действительность, М.А. ал-Амири остается в рамках просветительской идеологии, писатель полон веры в то, что во

«мраке жизни» должен быть «свет». Его герои страдают, но не отчаиваются, ибо верят в «луч света», который «сверкнув в душах людей, призывает их к терпению, несет надежду на лучшее будущее, придает силы бороться...» [там же, с. 157]. Такой «луч света» озаряет жизнь героев новеллы - сначала во сне, который привиделся старой женщине, а затем наяву, реализуясь в благополучном возвращении ее сына. Подобная форма «видений» (или «сновидений») издавна существует в литературе и используется как средство обострения при изображении социальных зол и пороков современности.

Реалистический показ «мрака жизни» сменяется у М.А. ал-Амири символической картиной грядущего счастья, которое представляется матери перед смертью. Последние слова умирающей женщины, так и не успевшей познать радости жизни, полны оптимизма, звучат как обещание счастья: «.. .Я вижу луч солнца», - говорит она сыну. Здесь видна попытка решить социальные проблемы с помощью веры в грядущее «торжество справедливости», утопических надежд на изменение жизни к лучшему будущему. Как бы ни был беден человек, как бы тяжело ему не жилось в этом мире, он счастлив, если есть надежда и вера, утверждает писатель - понимание права на достойную жизнь, к которой стремятся герои, осмысляется им вне признания необходимости борьбы за счастье.

Проблему взаимоотношения между человеком и обществом М.А. ал-Амири поднимает и в новелле «Бедняк». Вслед за просветителями, автор новеллы выступает за естественные права человека, право на жизнь, счастье, независимо от социального происхождения. Человек провозглашен писателем как единственная ценность в обществе. Даже слабый старик, не способный перед лицом беззакония отстоять свое последнее богатство - один фунт, имеет, по мнению автора, право на место под солнцем. Так отвечает М.А. ал-Амири на вопрос, возникший у его героя в минуту отчаяния: «Я - бедняк. Неужели бедняку нет места в том мире, где он живет?» Простой человек в буржуазном обществе не защищен от зла и несправедливости. Если у человека есть власть, деньги, то он может постоять за себя, а бедняк обречен на вечные страдания. Он пытается найти «справедливость», просит заступничества у тех, кто является достаточно сильным в этом мире, но оказывается, что тяжелая жизнь уродует души людей, вселяет в них страх. Директор школы, к которому за помощью обращается герой, жалеет несчастного, но в то же время понимает, что он сам «не властен в своих поступках». К тому же, как пишет М.А. ал-Амири, «человеку, живущему в этом мире, нельзя из-за страха перед другими людьми, даже иногда быть добрым». «Луч света» вселяет в героя надежду, что «справедливость» восторжествует, и ему вернут деньги, но надежда эта оказывается иллюзорной.

Слепая вера несчастных в помощь «сильных мира сего», которые кажутся им «лучом света» во мраке жизни, позволяют М.А. ал-Амири воплотить в новеллах просветительские идеи торжества справедливости, вызвать у читателя любовь к ближнему, призвать своих современников быть честными, добрыми. Однако, как и у других просветителей, в творчестве М.А. ал-Амири происходит столкновение веры в конечное торжество справедливости и действительности. Хотя герой новеллы «Бедняк» и возлагает надежду на директора школы как на своего заступника перед сержантом, писатель обнажает ее наивность, тщетность: человек в буржуазном обществе ни от кого не защищен. Понятия «бога-

тый» и «сильный» относительны, здесь тоже своя иерархия: над сильным властвует более сильный.

Герои писателя пассивны: они бездействуют, и социальные противоречия подчас «снимаются» абстрактной верой в торжество справедливости, победы «света над мраком жизни».

К осознанию несоответствия между пропагандируемыми просветительскими идеями торжества справедливости и действительными социальными конфликтами приходит другой иорданский прозаик Ф. ал-Касуса, для которого проблема личности в буржуазном обществе также является определяющей. Так, в новелле «Человек» («ал-Инсан», 1958), представляющей собою истинный гимн человеку и его разуму, автор пытается раскрыть представления о предназначении личности: «...Знаешь ли ты, что такое человек?» - спрашивает он, и сам же отвечает: «Это лучшее творение на земле, любящее жизнь, несущее добро людям...» Обязательным условием существования человека является свобода. По мнению писателя, человек рождается свободным и волен в своих поступках. «Я - свободный человек.., - восклицает герой новеллы. - Я родился свободным и волен идти куда угодно...» [3, с. 78-79]. Но в условиях, в которых живут палестинцы, у них нет ни свободы, ни даже элементарных прав. Так отказ героя новеллы Ф. ал-Касуса подчиниться приказу об ограничении свободы передвижения в вечерние часы заканчивается трагически: его арестовывают и избивают солдаты. Однако писатель утверждает, что даже в самых тяжелых условиях человек должен оставаться человеком. Его герой сохраняет чувство человеческого достоинства и открыто говорит о своей любви к родине, своему народу. Не желая бессмысленной гибели под ударами солдатских сапог, подобно раздавленному скорпиону, герой новеллы предпочитает «умереть, защищая свою родину, свободу народа, мир». Писатель адресует свое главное обвинение империализму: «.. .Это не ваша вина, говорит герой новеллы, - в этом виноват империализм, и только он» [там же].

Таким образом, в творчестве Ф. ал-Касуса просветительские тенденции, унаследованные от предшествующих литераторов, получают развитие. Писатель создает образ социально активной личности, исполненной решимости действовать и отстаивать свое человеческое достоинство в борьбе за общественные идеалы. Более того, он открыто говорит о несоответствии между затрагиваемыми его предшественниками социальными проблемами и провозглашаемыми ими идеями. Достаточно вспомнить его более позднюю новеллу «Барама» (1975), герой которой высмеивает попытки младшей сестры писать рассказы о судьбах бедняков. Автор неслучайно вводит в повествование подробный пересказ ее первого произведения о поисках безработными средств к существованию. Девочка стремится вызвать сострадание к тем, кто вынужден бродить по улицам города в поисках заработка. Однако начинающей писательнице так и не удалось понять жизнь своего героя, ее рассказ наивен и полон противоречий. Несмотря на отсутствие у героя новеллы денег, чтобы купить хлеба семье, он одет в красивые одежды. Это вызывает недоумение у брата, выступающего в роли критика: «Как так может быть: бедняк и в дорогих одеждах?..» Но наибольшим нападкам подвергается сюжет рассказа, в котором говорится о «добром богаче», проносящемся в машине мимо этого безработного и случайно забрызгавшем его одежду. Богач не только остановил машину, чтобы извиниться

перед пострадавшим, но и, узнав о его горе, дает ему деньги и обещает устроить на работу. В конце новеллы писатель с горечью восклицает: «Если бы проблемы бедняков можно было бы решить подобным образом, то они стояли бы возле машин богачей, с нетерпением ожидая грязные брызги».

Наиболее глубоко развитие социальной тематики во всех аспектах стало возможным при обращении к «большим» жанрам прозы. История частной жизни человека, проживающего на территории Иорданского Хашимитского королевства, вовлеченного в социальные и общественные конфликты, обрастает по мере насыщения повествования многочисленными событиями и героями и приводит к возникновению социального романа в иорданской литературе. В качестве примера следует остановиться на романе Ф. ал-Касуса «Возвращение с севера» («ал-Ауда мин аш-шимал», 1977), который можно характеризовать как социально-бытовой роман. Писатель показывает судьбы простых людей, бедуинов Иордании в переломный момент истории страны - формирования самостоятельного иорданского государства. В романе упоминаются основные исторические события начала XX в.: первая мировая война, которая положила конец многовековому господству турок над арабами, пробудила национальные силы к действию, отказу от иллюзорного состояния стабильности жизни, тем самым нанеся удар по духовным ценностям прошлого. Герои Ф. ал-Касуса оказались как бы в «промежуточном состоянии». Качественно новые политические и социальные условия в стране заставляют их задуматься над поиском своего места в непонятной, быстро изменяющейся жизни. Отказ от кочевого образа жизни, «путешествий» вместе со стадами в поисках новых пастбищ, диктует новые условия существования - люди приобретают навыки цивилизованной жизни, переселяются из шатров бедуинов в дома, усиливается процесс разобщения членов единой общины, разрушаются привычные связи - кровные, родственные, семейные, дружеские. Главный герой романа Ассаф связан родственными узами со всеми жителями деревни и занимает особое положение старейшины («ка-бир ал-каум»). Он обладает правом решающего голоса в разрешении общинных дел и конфликтов между его сородичами, выступает от лица «отцов семейств» во время их отсутствия. Все его поступки определены общинными традициям и обычаями, и он свято соблюдает законы кровной мести. Слепо выполняя заветы предков, принимая единоличные решения, Ассаф доходит до абсурда, навлекая невзгоды и несчастья на своих близких. Чувство долга заставляет его выдать замуж за городского мужчину девушку Сальму, на которой хотел жениться его родной брат Аввад. Два месяца Ассаф предоставлял убежище Марзуку, которого преследовали убийцы для свершения «правосудия», кровной мести. Необдуманное поведение Ассафа, скрывшего истинные причины проживания Марзука в его доме, приводит к трагической гибели последнего. Все «недоразумения», по мнению писателя, возникают из желания Ассафа защитить свою деревню от проникновения опасностей «большого мира», «чужих» людей, «новых веяний» старыми испытанными методами, основанными на традиционных представлениях. Как утверждает Ф. ал-Касуса, переход от жизни в полуприродном, патриархальном коллективе к жизни в гражданском цивилизованном обществе вызывает процесс высвобождения человека из-под власти общины с ее жесткой регламентацией поведения. Старая точка зрения, ранее непререкаемая и не подвергаемая сомнению, носителем которой является Ассаф, теперь уже не вызывает в

душах людей чувства уверенности и убежденности в ее истинности. Мышление каждого из соплеменников Ассафа, оказывается отличным от относительно единого духовного механизма общины. Автор ставит кардинальный вопрос нового времени - о взаимоотношении индивида и окружающего его мира. Ассаф больше уже не в состоянии единолично вершить судьбы людей. Осознав свои ошибки, герой романа отходит от решения общинных дел, погружаясь в состояние апатии и бездействия. Таким образом, автор «снимает» сдерживающие факторы общественного развития, становления новой личности в динамике с развитием действительности. Коллективные представления все еще влияют на жизнь людей, на социальные отношения в иорданской деревне, однако герои романа шаг за шагом эмансипируются от родоплеменного коллектива, и это свое социальное освобождение пытаются закрепить, сделать необратимым, порывая со старыми обычаями, бедуинскими традициями.

Анализ рассмотренных выше произведений показывает, что определяющей тенденцией в развитии национальной иорданской прозы становится двуединст-во человек-общество, а в обобщающих характеристиках персонажей превалирует социальный аспект. Реализм М.А. ал-Амири несет в себе черты сентиментализма с его повышенным интересом к стихии чувств, страданиям простого человека. Идейный пафос его творчества - проповедь милосердия по отношению к беззащитным и слабым, к беднякам, осуждение власти и силы имущих. Поэтому, по выражению иорданского литератора X. ас-Савахири, для «произведений этого писателя характерен реализм, но несколько наивный и примитивный» [4, с. 108]. Позиция реалиста Ф. ал-Касуса более активна. Принцип углубления во внутреннюю жизнь героев приводит писателя к социальному критицизму с углубленным психологизмом, в его романе «Возвращение с севера» исчезает развлекательность, прямолинейность изображения событий, упрощенность решения конфликтов и раскрытия характеров героев. Ф. ал-Касуса заставляет своих героев действовать и на общественном поприще, и в домашнем быту.

Общественной проблематике посвящены произведения Фахри Каавара (р. 1945), представляющего новое поколение творческой интеллигенции Иордании, занимающего решительную, активную позицию борьбы против всех видов социальной дискриминации и неравноправия. Писателя преимущественно интересует национальное общество Иордании, а не арабо-мусульманский мир в целом, что объясняется его происхождением - Ф. Каавар является исконным иорданцем. Он - автор шести сборников рассказов «Три голоса» («Саласат ас-ват», Амман, 1972), «Запрещено играть в шахматы» («Мамну луаба аш-шатрандж», Амман, 1976), «Почему Сузи так много плачет» («Лимаза бакат Су-зи касиран», Амман, 1973), «Черепаха и дети» («Сулахфа ва атфаль», Амман, 1979), «Бочонок» («ал-Бармиль», Амман, 1982), «Я - патриарх» («Ана патри-арк», Амман, 1982), в настоящее время работает над романом.

Автор исследует общесоциальные проблемы (человек и общество, место женщины в системе взаимоотношений между людьми, мир ребенка при столкновении с реалиями жизни и т. п.) в связи с особенностями национального развития Иордании. Общество изображено Фахри Кааваром религиозным и невежественным, живущим иллюзиями и суевериями. Пафос большинства его произведений резко критический, направлен против традиционных устоев, когда простые люди на определенном этапе движения по пути цивилизации вдруг

оказываются вне рамок старого патриархального бытия и осознают свою неспособность приспособиться к новым явлениям и представлениям об окружающем их мире. Писатель пытается показать отчужденность человека, его трагедию в век неприглядной действительности.

Тема гибели человека в прогрессирующем в своем развитии обществе разрабатывается писателем во многих новеллах. Так, в новелле «Золото севера» («Суфру ала аш-шимал», 1973), Ф. Каавар создает образ своего современника, ничем не примечательного на первый взгляд человека. Герой новеллы Марзук продолжает традицию своих предков, работает плотником. Но ему ненавистна эта профессия, потому что она не приносит ему ни материального благополучия, ни духовного успокоения. С развитием цивилизации человек вынужден расстаться со старыми представлениями о патриархальных отношениях в социальном бытии. Состояние покоя и безмятежности своего существования уходят из жизни, духовного мира.

Глубокая неудовлетворенность действительностью характерна и для героя новеллы «Вечером в нетверг» («Маса ал-хамис»), работающего учеником в автомастерской. Вся радость жизни сосредоточена в любви к девушке, с которой он может встречаться в единственно свободный от работы день - вечером в четверг. Но хозяин лишает его даже этой единственной радости, не отпускает на свидание с любимой.

В описании трудностей в жизни своих героев, обычных тружеников, Ф. Каавар избегает идеализации их мыслей и представлений, пытаясь реалистически правдиво передать их внутренние переживания. Мысль о том, что слабый безвольный человек не в силах выжить в обществе, что он обречен на поражение и неминуемо должен погибнуть, Ф. Каавар утверждает в повести «Дни Фархана Фариха Саида» («Йаумиат Фархан Фарих Саид» Амман, 1982). Герой повести с детства и до самой смерти переживает глубокий душевный кризис. Он несчастлив в родном доме, семейной жизни. Мечтал стать поэтом, но обстоятельства не позволили воплотить мечту в жизнь. Все его начинания терпят крах, поэтому повесть пронизана настроениями безысходности и отчаяния. Такова судьба и многих других героев Фахри Каавара - они пассивны, не в силах постоять за себя и вызывают чувство сострадания.

Вместе с тем, в произведениях писателя можно встретить и сильных героев, готовых к отпору, способных противостоять злу и несправедливости, царящим в современном мире. Так, герой новеллы «Умер незнакомый мужчина» («Мата раджул ма») стремится жить полной жизнью, быть свободным. Активная позиция автора и героя ясно выражена в словах: «Я не хочу всю жизнь прожить под властью кошмаров. Не хочу умереть, подобно актеру на сцене. Хватит играть плохие роли! Посмотри, как прекрасна жизнь, свободная от них» (Каавар, 1976).

Ф. Каавар старается вникнуть в суть жизненных противоречий, как тех, что возникли по вине общества, так и тех, которые кроются в личных человеческих качествах, показывая при этом обусловленность характера средой. Условия жизни, бессмысленные традиции калечат человека, лишают его радости. В качестве примера можно привести новеллу «Пещера Сандийана» («Махара ас-Сандийана», 1973), открывающую сборник «Почему Сузи много плачет?». В новелле показана власть суеверий над сознанием жителей одной из арабских

деревень. Для обличения пороков общества, освобождения его членов от темноты и невежества, Ф. Каавар обращается к мифу, легенде. В новелле повествуется о печальной судьбе молодого крестьянина Салима, полюбившего дочь старосты Рабиа. Чтобы завоевать ее любовь, Салим мечтает совершить нечто необычное, избавить себя и жителей от страхов перед призраками, которые по народному преданию населяют пещеру Сандийана. Салим один отправляется в пещеру, но попытка героя заканчивается поражением: он теряет разум. В новелле описана удушливая атмосфера отсталого арабского общества, его ограниченность, лишающая людей возможности свободно мыслить и чувствовать. Выступая против засилья вековых предрассудков, обращающих людей в духовное и физическое рабство, писатель показывает животный страх Салима перед духами, лишающий этого сильного молодого человека возможности здраво мыслить и действовать. Ужас охватывает героя новеллы, когда, как ему показалось, что кто-то схватил его за подол рубахи, который он сам вбил вместе с колышком в землю. Анекдотическая ситуация превращается в трагедию, вызывая сострадание к бедному человеку с его порабощенным суеверными страхами сознанием.

Ф. Каавар беспощадно бичует невежество, темноту, в которой живет до сих пор большая часть людей. Мы находим в его новеллах страстное обличение социальных и идеологических порождений феодального прошлого, доставшихся по наследству современному иорданскому обществу. Так, в новелле «Почему Сузи много плачет?» Ф. Каавар поднимает проблему взаимоотношений между родителями и детьми. Старшее поколение живет, слепо следуя традициям домостроя и, по мнению родителей, их дочь Сузи также должна им подчиняться - не выходить одна из дому, не беседовать и не смеяться с незнакомыми мальчишками, даже если они вместе учатся. Чтобы спасти честь семьи, они заставляют девочку бросить школу и обрекают ее на затворничество. В защиту Сузи пытается выступить ее брат, в котором можно найти характерные черты представителя молодой арабской интеллигенции. Но полученное им образование, стремление быть на уровне современных требований не идут дальше разговоров и чтения последней страницы газеты, где печатаются разного рода объявления и некрологи. В своем сознании он не может преодолеть предрассудков прошлого. Он любит образованную женщину, свободную от этих предрассудков, но не решается жениться на ней, понимает несправедливость решения родителей забрать Сузи из школы, но не в силах противостоять родителям. Душевный кризис, покорность родителям обрекают его на прозябание. Это - слабый, безвольный человек, не способный изменить мир. Такими представляются писателю арабские интеллигенты. Они мечтают, говорят о свободе, равенстве, надеются на изменения к лучшему, но бездействуют. Пассивную позицию в решении своей судьбы занимает и героиня новеллы Сузи. Бесправное положение женщины, всецело подчиненной власти родителей, а впоследствии - мужа, позволяют ей лишь оплакивать свою несчастную жизнь.

Актуальность проблематики, проникновение в суть происходящих событий, раскрытие внутреннего мира современного человека принесли произведениям Ф. Каавара популярность среди читательской аудитории не только Иордании, но и других арабских стран. Творчество Ф. Каавара высоко оценивается арабскими критиками. По словам М.М. ал-Фарра, для новелл Ф. Каавара «ха-

рактерна занимательность сюжета, сатирическая направленность, что находит свое проявление в высмеивании пережитков прошлого в сознании людей, глубокий психологизм проникновения в духовный мир героев, критика социальной действительности» [7, с. 63]. А X. ас-Савахири считает, что в своих творческих поисках Ф. Каавар обращается к изучению опыта русской литературы и прежде всего творчества Чехова - «Фахри Каавара роднит с замечательным русским новеллистом страстный протест против всякого угнетения и несправедливости, критика ограниченности и невежества» [там же]. Изображая простых людей в обстановке будней и повседневных событий, Ф. Каавар, подобно А.П. Чехову, осуждает их за рабски слепое подчинение злой силе, которую олицетворяют для иорданского писателя бессмысленные предрассудки прошлого. Талантливый «иорданский новеллист создает свой образ «человека в футляре», смотрящего на жизнь сквозь окаменевшие формулы - «разрешено» и «запрещено» традицией» [там же]. К этой категории людей можно отнести и некоторых героев новеллы «Почему Сузи много плачет?», которых писатель критикует за узость интересов, обывательскую ограниченность и пассивность.

Чеховское влияние ощущается и в стремлении Ф. Каавара постигнуть природу характеров своих героев, мучительно старающихся вникнуть в смысл жизни, понять свое назначение в обществе, Ф. Каавар учится у А.П. Чехова новаторству литературной формы, мастерству слова. Его короткие рассказы, подобно чеховским, емки по содержанию, написаны просто, сжато, лаконично, в них ощутимо чеховское внимание к детали, поиски «единственно нужного слова».

Как и для большинства иорданских прозаиков второй половины XX в., для Ф. Каавара характерно использование самых различных художественных приемов - символики, условности и т. п., которые помогают писателю воспроизвести наиболее полно и многогранно окружающую действительность во всей ее сложности и противоречивости. Это особенно характерно для тех рассказов, в которых раскрывается человеческая психология в условиях кризисного состояния общества (рассказы сборника «Запрещено играть в шахматы»).

Судьбы простых людей, живущих в иорданской действительности, волнуют и М. Салеха. Он затрагивает рабочую тему, пишет о тяжести безработицы. Так, в новелле «Побежденные» М. Салех приходит к мысли о социальной несправедливости, царящей в буржуазном обществе, в котором молодые, полные сил люди оказываются лишенными права на труд. Сюжет новеллы прост. Безработный юноша, несколько часов бредущий по улицам города в поисках работы, с ужасом думая о той минуте, когда ему надо будет вернуться домой к матери с пустыми руками. От голода, усталости, боли в опухших от тесной обуви ногах он вынужден остановиться и присесть отдохнуть. По трагической случайности юноша оказывается возле одного из магазинов, хозяин, которого с руганью и кулаками набрасывается на него. Доведенный до отчаяния несправедливостью обвинений в бродяжничестве и безделии, герой новеллы находит силы постоять за себя. В схватке он тяжело ранит обидчика, за что его избивают и приговаривают к каторжным работам.

В новелле «Побежденные», как и в большинстве своих рассказов, М. Салех обращается к беглым зарисовкам природы. Писатель вскользь указывает на одну какую-нибудь деталь, позволяющую, например, установить, в какое время дня происходит описываемое событие. Так, герой вышерассмотренной новел-

лы, находясь в тюрьме, следит из маленького окошка за белоснежными облаками, бегущими в небе, и постепенно скрывающими свет луны. Крайне сжатая форма пейзажной зарисовки выполняет определенную психологическую функцию, связанную с душевным переживанием героя. Ощущение единения с природой успокаивает героя, гнев и ненависть уступают место умиротворению, и он засыпает.

Тему жизни и труда арабских рабочих М. Салех поднимает и в других новеллах. Например, новелла «Трудные дни» повествует о судьбе продавца кукурузы, в прошлом работника фирмы, уволенного за то, что он попросил увеличить жалование. Целый день он с тележкой бродит по улицам города, чтобы заработать семь динаров жене на новое платье. Уже семь лет как он потерял работу, жена его и он сам семь лет ходят в лохмотьях. Основные покупатели Абу Сабра - безработные, которые не в состоянии заплатить за початок кукурузы, поэтому ему едва хватает денег, чтобы расплатиться с поставщиком кукурузы. Все в этом мире против таких бедняков, как Абу Сабр. Он слышал, что «в мире есть добро и зло. Но никогда не ощущал вкуса сладости добра. Пища, хуже горькой редьки, наполняла горло, жгла внутренности...» [8, с. 18]. В конце концов, полицейские отбирают у него последнее - тележку с кукурузой. Автор не говорит о дальнейшей судьбе своего героя, предоставив читателю, право самому закончить рассказ и поразмыслить о несчастной участи бедняков и безработных, оказывающихся не в состоянии противостоять работодателям и представителям закона.

В описании жизни простых людей и, прежде всего рабочих, феллахов М. Салех, знакомый по переводам с творчеством А.М. Горького, стремится использовать некоторые художественно-изобразительные приемы русского писателя. На это указывают и иорданские критики. Обращаясь к жизни простых людей и изображая представителей самых низких слоев общества (безработных, феллахов), М. Салех, подобно А.М. Горькому, стремится показать трагические коллизии между человеческим стремлением к лучшей жизни и антигуманной сущностью общественных отношений. Он с возмущением пишет о «ядовитой, каторжной мерзости жизни», о безрадостном существовании своих героев. Однако основной конфликт человека и общественных условий его существования звучит у М. Салеха значительно слабее. Молодой иорданский писатель в отличие от Горького не видит в человеке созидательного начала. Показывая тяжелые условия жизни своих героев, их порабощение этими условиями, М. Салех еще не подходит к созданию героя нового типа, способного отстаивать свои права («Трудные дни», «Побежденные» и др.).

В произведениях на социальную тематику современные иорданские писатели придерживаются реалистического метода, который продолжает развиваться и совершенствоваться в их творчестве в соответствии с художественными пристрастиями и взглядами самих авторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ал-Амири М.А. Луч света (Шуа ан-нур ва кисас ухра). - Каир, 1954.

2. Ал-Касуса Ф. Человек (Ал-Инсан). - 1958.

3. Ал-Касуса Ф. Возвращение с севера (Ал-Ауда мин аш-шимал). - Дамаск, 1977.

4. Ас-Савахири X. Введение в изучение новеллы в Иордании (Мадхал ила дираса ал-кисса ал-касира фи ал-Урдунн) // Афкар. - 1977. - № 36.

5. Каавар Ф. Три голоса (Саласат асват). - Амман, 1972.

6. Каавар Ф. Запрещено играть в шахматы (Мамну луаба аш-шатрандж). - Амман,

1976.

7. Каавар Ф. Почему Сузи так много плачет (Лимаза бакат Сузи касиран). - Амман, 1973.

8. Салех М. Саранча (Ал-Джарад). - Амман, 1984.

SOCIAL CRITICISM IN THE JORDAN PROSE OF THE 20th CENTURY

N.B. KOVYRSHINA

Department of Foreign Languages Russian Peoples’ Friendship University 6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia

The article deals with a number of problems of the Jordan social life and their reflection in the works of the major Jordan writers of the 20th century (M.A. al-Amiri, F. al-Kassusa and others).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.