Научная статья на тему 'Социальный контроллинг в управлении устойчивым развитием градообразующих организаций моногородов Урала'

Социальный контроллинг в управлении устойчивым развитием градообразующих организаций моногородов Урала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ / МОНОГОРОДА / ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL CONTROLLING / COMPANY TOWNS / TOWN-FORMING ORGANIZATIONS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шедько Юрий Николаевич

Исследуются возможности решения проблем устойчивого развития монопрофильных городов Уральского федерального округа. Раскрывается содержание современного инструмента управления устойчивым развитием социального контроллинга. Показано место социального контроллинга в системе управления развитием градообразующей организации. Характеризуется взаимодействие менеджмента градообразующих организаций и органов местного самоуправления в моногородах. Сформулированы методологические требования к использованию социального контроллинга. Определены состав и назначение элементов системы социального контроллинга в градообразующей организации, что позволяет эффективно оптимизировать деятельность градообразующих организаций в кризисный период, развивать социальную, инновационную и производственную инфраструктуру монофункциональных муниципальных образований и решать другие межфункциональные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Controlling in the Management of Sustainable Development of City-Forming Organizations of Monocities Ural

The article examines the possibility of solving the problems of sustainable development of single-industry cities in the Urals Federal District. The content of modern management tool of sustainable development social controlling. The place of the social management system controlling the development of city-forming organizations. It is characterized by the interaction of core management organizations and local authorities in mono. Formulates methodological requirements for the use of social controlling. Determine the composition and appointment of members of the social city-controlling in the organization that can effectively optimize the operation of core institutions during the crisis, to develop the social, innovative and multi-functional industrial infrastructure of municipalities and to address other cross-functional task.

Текст научной работы на тему «Социальный контроллинг в управлении устойчивым развитием градообразующих организаций моногородов Урала»

Вестник Челябинского государстеенногоуниеерситета. 2015. № 18 (373). Экономика. Вып. 51. С. 157-164.

УДК 332.1 ББК 65.04

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ В УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОНОГОРОДОВ УРАЛА

Исследование выполнено за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета 2015 г. (утверждено заместителем председателя Правительства РФ 3 марта 2015 г. № 1239п-П17)

Ю. Н. Шедько

ФГОБУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»,Москеа, Россия

Исследуются возможности решения проблем устойчивого развития монопрофильных городов Уральского федерального округа. Раскрывается содержание современного инструмента управления устойчивым развитием — социального контроллинга. Показано место социального контроллинга в системе управления развитием градообразующей организации. Характеризуется взаимодействие менеджмента градообразующих организаций и органов местного самоуправления в моногородах. Сформулированы методологические требования к использованию социального контроллинга. Определены состав и назначение элементов системы социального контроллинга в градообразующей организации, что позволяет эффективно оптимизировать деятельность градообразующих организаций в кризисный период, развивать социальную, инновационную и производственную инфраструктуру монофункциональных муниципальных образований и решать другие межфункциональные задачи.

Ключевые слова: социальный контроллинг, моногорода, градообразующие организации, устойчи-воеразвитие.

Исследование вопросов устойчивого развития монопрофильных городов весьма значимо для теории региональной экономики и практики государственного и муниципального управления. Всего в России 319 монопрофильных городов. Для этих населённых пунктов современной России особенно характерны такие проблемы, как удалённость их от основных экономических центров; чрезмерная экологическая нагрузка и ряд других проблем, требующих разрешения. Большую роль в жизни моногородов, как преуспевающих, так и находящихся в тяжёлой экономической ситуации, играют градообразующие организации. Как правило, в моногородах параллельно с решением вопросов местного значения органами местного самоуправления крупный бизнес также осуществляет социальные расходы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры [6].

Цель данной работы — разработка методологии механизма социального контроллинга как составляющей системы управления устойчивым развитием градообразующих предприятий и монопрофильных городов.

Для уральского макрорегиона проблема моногородов является весьма актуальной. Из городов, включённых в правительственный пере-

чень, 17, например, расположены на территории Свердловской области, 6 из них признаны наиболее проблемными. Это Краснотурьинск, Волчанск, Карпинск, Североуральск, Каменск-Уральский, Первоуральск.

В других странах мира моногородов очень мало (есть примеры моногородов в Англии, США (Аппалачи), их основной профиль — угледобывающая промышленность).

Следует отметить, что использовать зарубежный опыт в данном случае не всегда представляется возможным. За рубежом решение проблем моногородов преимущественно основано на фискальном подходе, рыночном или на комбинации этих подходов.

Фискальный подход решения проблем моногородов представляет собой набор выплат выходных пособий, компенсаций по безработице, субсидий по переезду на другое место жительства, стимулирование более раннего ухода на пенсию. Рыночное решение заключается в том, что градообразующее предприятие своими силами или с помощью органов государственной власти и органов местного самоуправления меняет свою производственную специализацию [17].

Как показывают исследования, одним из действенных механизмов развития градообразую-

щих организаций и моногородов является социальный контроллинг.

Система «социального контроллинга» представляет собой организацию и управление комплексом социально ответственных мер хозяйствующего субъекта, способствующих достижению стратегических целей бизнеса при увеличении масштабов его социально ответственного поведения [13].

При исследовании феномена социального контроллинга предполагается, что градообразующая организация и монопрофильный город получают финансовую и ресурсную поддержку федерального центра и субъекта федерации.

Как показано в работе О. В. Даниловой, качество взаимодействия власти и корпоративных структур при построении системы социального контроллинга во многом зависит от моделей взаимоотношения власти и бизнеса на территориях их присутствия [4]. В «конвенциональной» модели, допускающей диалог с другими акторами локального политического процесса, и моногород, и градообразующее предприятие могут устойчиво развиваться за счёт максимизации уникальных конкурентных преимуществ, специализации, эффекта масштаба, близости ресурсной базы, однородной профессиональной ориентации как фактора роста выработки, использования адекватных сложности ситуации инструментария и механиз-мовуправления [10; 11].

В исследовании Д. Хана показано, что в рамках контроллинга необходимо сочетание системного анализа и системного подхода [12]. Как инструмент системного анализа, социальный контроллинг предназначен для изучения следующих характеристик градообразующей организации:

— ресурсный потенциал градообразующей организации, обеспечивающий решение социальных задач, и его динамика;

— состав системы и способы взаимодействия элементов системы, определяющие её целостность;

— системные свойства, их динамика и дифференциация;

— активность и способы функционирования, «поведения» градообразующей организации;

— взаимосвязи в социальной деятельности градообразующей организации;

— коммуникации между градообразующей организацией и органами государственной власти и органами местного самоуправления;

— становление, тенденции и перспективы развития реализации социальных программ [1].

В работе Ю. А. Романовой и М. А. Халиловой сформулированы весьма важные методологические требования к использованию социального контроллинга:

— изучение структурированности и ранжи-рованности по значимости связей и отношений элементов системы социального контроллинга. Особого внимания при этом требуют неявные, но существенные связи и отношения;

— целевая направленность отдельных структурных элементов;

— анализ тренда и факторов предшествующего развития системы социального контроллинга, прогнозирование, текущее и стратегическое планирование траектории движения [9].

По нашему мнению, следует добавить следующее требование — ориентир на устойчивое развитие территории присутствия градообразующей организации. При этом территория присутствия рассматривается как целостная социо-эколого-экономическая система [16]. Целостные социо-эколого-экономические системы (ЦСЭЭС) имеют следующие особенности:

1) ориентированность на интенсивное расширенное воспроизводство интегративного качества, приобретение новых качеств за счёт совершенствования технической и технологической структуры;

2) наличие в их составе включённых подсистем;

3) иерархичность, означающая приоритетность установок целостных систем более высокого уровня по сравнению с целостными системами нижнего уровня;

4) обеспеченность собственными ресурсами расширенного воспроизводства;

5) необходимость институционального обеспечения, приводящего в целенаправленное движение все части ЦСЭЭС, поддерживающего её устойчивость;

6) источник развития ЦСЭЭС — разрешение противоречий между интересами целого и его частей, имеющих собственную целевую функцию;

7) универсальность целостности систем управления проявляется в единстве всех социально-экономических систем, вплоть до общемирового масштаба [5].

Как отмечено в работах исследовательского коллектива Финансового университета при Правительстве РФ, к управленческим решениям при применении механизма социального конт-

роллинга предъявляются такие требования, как гибкость по отношению к будущим изменениям, использование мониторинга и анализа поступающей по каналам обратной связи информации с применением современных систем баз данных. Анализ управленческой практики и научной литературы по исследуемой проблеме показывает, что использование социального контроллинга на муниципальном уровне имеет большие перспективы. При этом контроллинг предполагает управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования деятельности, организацию системы менеджмента качества, управление рисками, сопровождающими процессы экономического развития на уровне местного самоуправления [14]. Как показано в работе Е. Н. Харитоновой, применительно к микроуровню социо-эколого-экономических систем, внедрение в практику управления социально ответственной деятельностью хозяйствующих субъектов элементов социального контроллинга повышает степень управляемости процесса развития промышленных предприятий [13].

Уточним место социального контроллинга в управлении развитием градообразующих организаций (рис. 1-2).

Социальный контроллинг в системе управления градообразующими организациями обеспечивает эффективность социально ответственного инвестирования самим предприятием выделенных государством денежных средств и других мер государственной поддержки [3].

Таким образом, осуществление социального контроллинга является прерогативой стратеги-

Экономический компонент деятельности градообразующей организации Ж

ческого (институционального) уровня управления градообразующей организации.

Описание типовых функциональных и структурных моделей контроллинга, типовых бизнес-процессов, детализирующих и унифицирующих процесс формирования системы контроллинга, достаточно подробно изложено в работе М. Н. Павленкова [7].

Как показало исследование, стейкхолдеры градообразующей организации при создании системы социального контроллинга и планировании её состава должны учитывать наличие интересов стратегических субъектов развития территории присутствия. Это, в частности, администрации регионов и муниципальных образований, соответствующие законодательные и представительные органы, территориальные органы государственной власти федерального уровня; организации естественных монополий; бизнес-сообщество; инновационное сообщество; население территории.

Состав системы социального контроллинга в градообразующей организации показан на рис. 3.

Используя подход, применённый в работах М. В. Чувашловой [15], А. Н. Полозовой и С. В. Евсеева [8], рассмотрим состав системы социально-

/П-

Кадровый контроллинг

Контроллинг социальной работы с территорией присутствия

Экологический контроллинг

Контроллинг взаимодействия с партнёрами и органами государственной

_влети и ОМСУ_

Контроллинг качества продукции, работ, услуг

Институциональный компонент деятельности градообразующей организации

Социальный контроллинг градообразующих организаций

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ градообразующей организации

Рис. 1. Влияние социального контроллинга на компоненты деятельности градообразующей

организации

Рис. 2.Место социального контроллинга в системе управленияразвитием градообразующей организации

Элементы социального контроллинга градообразующих организаций

Цель

Задачи

Функции

Инструменты

Формы организации коммуникаций

Объекты социального контроллинга

Рис. 3. Элементы системы социального контроллинга в градообразующей организации

го контроллинга градообразующей организации подробнее (таблица).

В ходе исследования установлено, что социальный контроллинг градообразующих предприятий как логически завершённая система является средством исследовательской рефлексии (с учётом него обосновываются способы и методы достижения социально значимых целей и осу-

ществляется совершенствование этих способов и методов).

Определение состава и назначения элементов социального контроллинга в системе управления градообразующих организаций и моногородов в целом позволяет эффективно оптимизировать деятельность градообразующих организаций в кризисный период, развивать социальную, инновационную и производственную инфраструктуру монофункциональных муниципальных образований и решать другие межфункциональные задачи.

Рассмотрим практику и планы осуществления государственной поддержки развития градообразующих организаций в Уральском макрорегионе, обратив особое внимание на осуществление социального контроллинга на территориях с особыми правовыми, организационными, экономическими режимами.

Так, в Челябинской области широко осуществляются поддержка малого и среднего предпринимательства, точечная поддержка системообра-

Цели и задачи социального контроллинга в градообразующей организации

Цель и задачи Перечень областей и направлений действия задач

Метацелъ управления — поддержание устойчивости развития градообразующей организации и территории присутствия 1. Определение ориентиров управления с учётом социальной составляющей. Учитывается, что контроллинг как система состоит из стратегической и оперативной подсистем 2. Формирование стратегии развития и измерение её реализации. Обеспечение методической и инструментальной основы управления 3. Информационная поддержка управления 4. Методологическое обеспечение управления и обеспечение технологичности управления 5. Профилактика 6. Поддержка контрольных и аналитических функций Создание системы управления преобразованиями в градообразующей организации Стратегический: формулирование миссии, цели развития, разработка системы сбалансированных показателей; установление качественных целей градообразующей организации. Оперативный: руководство планированием и разработкой бюджета (текущее и оперативное планирование); определение узких и слабых мест Разработка, корректировка выполнения конкурентоспособной стратегии. Стратегический анализ внешней и внутренней среды; конкуренции; цепочки ценностей; стратегического позиционирования; затратообразующих факторов; создание системы комплексного планирования; распространение информации о выбранной стратегии градообразующей организации Сбор, обработка, анализ и предоставление информации; оценка результатов анализа Выбор наиболее эффективной структуры системы управления. Систематизация методов и оценок деятельности организации; расчёт эффективности проектов. Рефлексия управленческих решений по инвестиционному развитию градообразующей организации, обеспечение мотивации персонала градообразующей организации Выявление проблем и корректировка деятельности организации до перерастания в кризис. Предотвращение банкротства градообразующей организации Поэтапные проверки подразделений, выявление нарушений

зующих предприятий, а также стимулирование ипотечного спроса. В 2015 г. Челябинская область должна получить из федерального центра 400 млн р. на поддержку малого и среднего бизнеса. В предыдущие годы объём этих средств не превышал 100 млн р. в год. В зону особого внимания попадут 69 градообразующих предприятий. Для их поддержки используются региональные государственные гарантии с корректировкой параметров областного бюджета.

С начала 2016 г. вблизи закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), входящих в структуру Росатома, появятся зоны с особым статусом, который обеспечит инвесторам льготные арендные ставки, доступ к инфраструктуре, обнуление федеральной части налога на прибыль, снижение соцвыплат и многие другие преференции. Режимные требования атомных городов таких площадок не касаются, поэтому предполагается активное привлечение на эти территории частного капитала.

В Закон о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) внесена поправка, распространяющая его действие и на ЗАТО. Она должна способствовать социально-экономическому развитию этих муниципальных образований, более эффективному использованию их уникального технологического и интеллектуального потенциала. Управляющие компании будут контролировать работу резидентов ТОРов на всех этапах развития, начиная с жёсткой фильтрации инвестиционных проектов на старте. Отдельные проекты уже получили одобрение благодаря тому, что играют важную роль для всего региона. На Южном Урале это создание станкостроительного кластера в Трёхгорном и кластера ядерной медицины в Снежинске.

Всего на Южном Урале рассматривается 14 площадок для создания ТОРов: 7 — в Снежинске, 4 — в Озёрске и 3 — в Трёхгорном. Общая площадь особых зон составит свыше 160 га, объём инвестиций — 12 млрд р. Предполагается создать здесь более 3 тыс. высококвалифицированных рабочих мест.

Таким образом, взаимодействие органов местного самоуправления и бизнес-структур в рамках реализации муниципального социального контроллинга можно рассматривать как:

— механизм социального территориального развития;

— инструмент реализации социальной ответственности бизнеса;

— инвестирование в социальную сферу;

— осуществление благотворительной деятельности.

Для того чтобы рассматриваемое взаимодействие было эффективным и результативным, для его формирования и реализации должны быть соблюдены следующие условия:

— комплексный и непредвзятый анализ социальной сферы муниципального образования;

— приоритетность соблюдения интересов населения муниципального образования;

— социально-инвестиционный характер вложений;

— доступность и открытость муниципально-частного взаимодействия;

— адресность взаимодействий;

— направленность на долгосрочную стратегию развития территории;

— приоритет проектов с долевым финансированием;

— создание системы преференций для участников взаимодействий;

— максимизация социально-экономической эффективности деятельности в рамках взаимодействия;

— согласование действий с населением муниципального образования [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом проведённого исследования являются теоретические и методические положения, практические рекомендации и выводы по поводу определения основных форм и разработки механизмов взаимодействия органов власти и бизнес-структур в рамках реализации социального контроллинга, осуществляемого в интересах устойчивого развития градообразующих предприятий и монопрофильных городов.

Список литературы

1. Бородушко, И. В. Использование контроллинга в государственном управлении / И. В. Бородушко // Рос. предпринимательство. - 2005. - № 12 (72). - С. 15-18.

2. Гянджаева, С. И. Развитие механизма взаимодействия органов местного самоуправления и бизнес-структур при реализации муниципальных социальных функций : автореф. дис. ... канд. экон. наук / С. И. Гянджаева. - СПб., 2013. - 27 с.

3. Данилова, О. В. Социальная ответственность российских компаний: объективные основы и реальность / О. В. Данилова // Регион, экономика. Теория и практика. - 2007. - № 13 (52). - С. 143.

4. Данилова, О. В. Бизнес и власть: социальные аспекты взаимодействия / О. В. Данилова II Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2014. - № 3 (ИЗ). - С. 17-23.

5. Зарнадзе, А. А. О единстве целостности и институциональное™ системы управления / A.A. Зар-надзе II Управленч. науки. - 2015. - № 2. - С. 6-12.

6. Иванов, В. Г. Развитие системы контроллинга социально ответственной деятельности промышленных предприятий : автореф. дис. ... канд. экон. наук / В. Г. Иванов. - М., 2012. - 26 с.

7. Павленков, М. Н. Развитие теории и методологии контроллинга как механизма повышения эффективности управления промышленным предприятием : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / М. Н. Павленков. - Н. Новгород, 2008. - 46 с.

8. Полозова, А. Н. Сущность и содержание контроллинга в промышленных организациях / А. Н. Полозова, С. В. Евсеева. - URL: http://www.lerc.ru/books/articles/0028/?art=28&page=4&part=bulletin#l (Дата обращения 13.09.2015).

9. Романова, Ю. А. Возможности контроллинга как метода публичного управления в области предоставления социальных гарантий / Ю. А. Романова, М. А. Халилова II Упр. экон. системами. - 2014. -№ 10 (70).

10. Рябова, O.A. Градообразующие предприятия как акторы локальной и региональной политики : автореф. дис. ... канд. полит, наук / О. А. Рябова. - Пермь, 2009. - 21 с.

11. Трусова, К. Е. Управление устойчивым развитием моногорода : автореф. дис. ... канд. экон. наук / К. Е. Трусова. - Краснодар, 2013. - 27 с.

12. Хан, Д. Планирование и контроль. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга : пер. с нем. / под ред. Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича и др. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 928 с.

13. Харитонова, Е. Н. Управление социально ответственной деятельностью промышленных предприятий (на примере чёрной металлургии) : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Е. Н. Харитонова. - М., 2009. - 41 с.

14. Харитонова, Е. Н. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в рамках системы муниципального социального контроллинга / Е. Н. Харитонова, Н. А. Харитонова, Н. Л. Левинсон II Проблеми теорн та методологи бухгалтерського облшу, контролю i анал1зу. - 2012. -Вип. 2 (23). - С. 552-561.

15. Чувашлова, М. В. Внедрение контроллинга в систему управления предприятием авиационной промышленности [Электронный ресурс] / М. В. Чувашлова. - М. : Акад. естествознания, 2013. - URL: http://www.rae.ru/monographs/206 (Дата обращения 13.09.2015).

16. Шедько, Ю. Н. Регион как большая социально-экономическая система / Ю. Н. Шедько II Нац. интересы. Приоритеты и безопасность. - 2010. - № 6 (63). - С. 32-37.

17. Robertson, St. Mine Lifecycle Planning and Enduring Value for Remote communities / St. Robertson, B. Blackwell II Intern. J. of Rural Law and Policy. - 2014. - № 1. - URL: http://epress.lib.uts.edu.au/journals/ index.php/ijrlp/article/download/3846/4210 (Дата обращения 13.09.2015).

Сведения об авторе

Шедько Юрий Николаевич — кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры макрорегулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. ynshedko@ mail.ru

Bulletin ofChelyabinsk State University.

2015. No. 18 (373). Economy. Issue 51. Pp. 157-164.

SOCIAL CONTROLLING IN THE MANAGEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF CITY-FORMING ORGANIZATIONS

OF MONOCITIES URAL

Yu.N. Shedko

Financial University -under the Government ofthe Russian Federation,Moscow, [email protected]

The article examines the possibility of solving the problems of sustainable development of single-industry cities in the Urals Federal District. The content of modern management tool of sustainable development — social controlling. The place of the social management system controlling the development of city-forming organizations. It is characterized by the interaction of core management organizations and local authorities in mono. Formulates methodological requirements for the use of social controlling. Determine the composition and appointment of members of the social city-controlling in the organization that can effectively optimize the operation of core institutions during the crisis, to develop the social, innovative and multi-functional industrial infrastructure of municipalities and to address other cross-functional task.

Keywords: social controlling, company towns, town-forming organizations, sustainable development.

References

1. Borodushko I.V. Ispol'zovaniye kontrollinga v gosudarstvennom upravlenii [The use of controlling in public administration], Rossiyskoye predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2005, vol. 12 (72), pp. 15-18. (In Russ.).

2. Gyandzhaeva S.I. Razvitie mehanizma vzaimodejstvija organov mestnogo samoupravlenija i biznes-struktur pri realizacii municipal 'nyh social'nyh funkcij [Development ofthe mechanism of interaction between local authorities and business organizations in the implementation of municipal social functions. Thesis]. St. Petersburg, 2013. 27 p. (In Russ.).

3. Danilova O.V. Social'naja otvetstvennost' rossijskih kompanij: ob"ektivnye osnovy i real'nost' [The social responsibility of Russian companies: the objective foundations and reality]. Regional'naja èkonomika. Teorija i praktika [Regional Economy. Theory and practice], 2007, vol. 13 (52), p. 143. (In Russ.).

4. Danilova O.V. Biznes i vlast': social'nye aspekty vzaimodejstvija [Business and power: social aspects of interaction], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo èkonomiceskogo universiteta [Bulletin of Samara State University of Economics], 2014, vol. 3 (113), pp. 17-23. (In Russ.).

5. Zarnadze A.A. O edinstve celostnosti i institucional'nosti sistemy upravlenija [On the unity and integrity of the institutional system of management]. Upravlenceskie nauki [Management Sciences], 2015, vol. 2, pp. 6-12. (In Russ.).

6. Ivanov V.G. Razvitie sistemy kontrollinga social 'no-otvetstvennoj dejatel 'nostipromyslennyh predprijatij [Development ofthe system of controlling the socially responsible activities of industrial enterprises. Thesis]. Moscow, 2012. 26 p. (In Russ.).

7. Pavlenkov M.N. Razvitie teorii i metodologii kontrollinga kak mehanizmapovysenija èffektivnosti upravlenija promyslennym predprijatiem [Development ofthe theory and methodology of controlling as a mechanism to increase the efficiency of industrial enterprise. Thesis]. Nizhny Novgorod, 2008. 46 p. (In Russ.).

8. Polozova A.N., Evseev S. Susnost' i soderzanie kontrollinga vpromyslennyh organizacijah [The essence and content of controlling industrial organizations]. Available at: http://www.lerc.ru/books/articles/0028/?art=2 8&page=4&part=bulletin#l. Accessed 13.09.2015 (In Russ.).

9. Romanova Y.A., Khalilova M.A. Vozmoznosti kontrollinga kak metoda publicnogo upravlenija v oblasti predostavlenija social'nyh garantij [Features as a method of controlling the public administration in the area of social guarantees]. Upravlenie èkonomiceskimi sistemami [Management of economic systems], 2013, no. 10. (70). Available at: http://www.uecs.ru/uecs70-702014/item/3095-2014-10-22-07-19-21. Accessed 13.09.2015. (In Russ.).

164

№. H. medbKo

10. Ryabova O.A. Gradoobrazujusie predprijatija kak aktory lokal'noj i regional'noj politiki [Core enterprises as actors of local and regional policy. Thesis]. Perm, 2009. 21 p. (In Russ.).

11. Trusova K.E. Upravlenie ustojcivym razvitiem [Management of sustainable development company towns. Thesis]. Krasnodar, 2013. 27 p. (In Russ.).

12. Khan D., Golovach L.G., Lukashevich M.L. Stoimostno-orientirovannye koncepcii kontrollinga [Planning and control. Value-oriented controlling concept]. Moscow, 2005. 928 p. (In Russ.).

13. KharitonovaE.N. Upravlenie social'nootvetstvennoj dejatel'nost'jupromyslennyhpredprijatij\_Sotsialn ootvetstvennoy management activities of industrial enterprises (for example the steel industry). Thesis]. Moscow, 2009. 41 p. (In Russ.).

14. Kharitonova E.N., Kharitonova N.A., LevinsonN.L. Ocenka éffektivnosti dejatel'nosti organov mest-nogo samoupravlenija v ramkah sistemy municipal'nogo social'nogo kontrollinga [Evaluating the effectiveness of local government within the municipal social controlling]. Problems teorii that metodologii buhgalterskogo obliku, i analizu control [Theory and methodology of accounting, control and analysis], 2012, vol. 2 (23), pp. 552-561. (In Russ.)

15. Chuvashlova M.V. Vnedreniekontrollingavsistemuupravlenijapredprijatiemaviacionnojpromyslennosti [Implementation controlling in the enterprise management system of the aviation industry]. Available at: http:// www.rae.ru/monographs/206. Accessed 13.09.2015. (In Russ.).

16. Shedko Yu.N. Region kak bol'saja social'no-ékonomiceskaja sistema [The region as a great social and economic system], Nacional'nye interesy. Prioritety i bezopasnost' [National interests. Priorities and Safety]. 2010, vol. 6 (63), pp. 32-37. (In Russ.).

17. Robertson St., Blackwell B. Mine Lifecycle Planning and Enduring Value for Remote communities. International Journal of Rural law and Policy, 2014, vol. 1. Available at: http: //epress.lib.uts.edu.au/journals/ index.php/ijrlp/article/download/3846/4210, accessed 13.09.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.