DOI 10.47576/2712-7559 2022 4 4 330
УДК 36
Хохлова Ольга Николаевна,
старший преподаватель кафедры бизнес-информатики и экономики, Владимирский государственный университет им. А. П и Н. П. Столетовых, г. Владимир, Россия
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
В статье рассматриваются сущность и значение социального контракта как современного инструмента реализации социальной политики в России. Опыт реализации социальной политики показал, что в современных условиях необходимо использовать активные инструменты регулирования, одним из которых является социальный контракт, который призван не просто помогать слабозащищен-ным группам населения, но и стимулировать трудовую активность граждан для получения высоких доходов. Практика применения социального контракта позволяет выявить его слабые стороны, внести соответствующие изменения с тем, чтобы обеспечить эффективность его действия как современного инструмента реализации социальной политики.
Ключевые слова: социальный контракт; социальная политика; социальная защита.
UDC 36
Khokhlova Olga Nikolaevna,
Senior Lecturer of the Department of Business Informatics and Economics, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov, Vladimir, Russia
SOCIAL CONTRACT AS A MODERN TOOL FOR IMPLEMENTING SOCIAL POLICY IN RUSSIA
The article examines the essence and significance of the social contract as a modern tool for implementing social policy in Russia. The experience of implementing social policy has shown that in modern conditions it is necessary to use active regulatory instruments, one of which is a social contract, which is designed not only to help vulnerable groups of the population, but also to stimulate the labor activity of citizens to obtain high incomes. The practice of applying the social contract makes it possible to identify its weaknesses, make appropriate changes in order to ensure the effectiveness of its action as a modern tool for the implementation of social policy.
Keywords: social contract; social policy; social protection.
Социальная политика - важнейшая составляющая системы государственного регулирования экономики, направленная на улучшение условий и образа жизни людей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, защиты и помощи. От того, как решаются социальные проблемы общества, зависит качество социально-экономической системы, оценивается деятельность государства по обеспечению поддержания базовых принципов гуманизма.
Составным элементом социальной политики является социальная защита населе-
ния, представляющая собой систему гарантий государства населению по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности. Она предполагает государственную поддержку нетрудоспособных, малоимущих и безработных; социальные гарантии для занятого населения; комплекс законодательно закрепленных гарантий, сглаживающих влияние таких факторов как экономический кризис, инфляция, безработица [3].
Система социальной защиты включает в себя:
- социальное обеспечение (материальное
обеспечение и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми);
- социальные гарантии (предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета их трудового вклада - бесплатное образование, медицинское обслуживание; минимальный размер оплаты труда; пенсии, стипендии, социальные льготы и др.);
- социальное страхование (защита экономически активного населения от социальных рисков, связанных с болезнью, несчастным случаем, смертью кормильца, старостью и др.);
- социальную поддержку (помощь социально-уязвимым группам населения, не способным обеспечить себе установленный минимальный доход путем денежных и натуральных выплат, предоставления услуг);
- социальное обслуживание (оказание социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации) [3].
Одним из современных инструментов социальной политики, носящих комплексный характер, является социальный контракт. Это договор между государством (органом социальной защиты) и индивидом, включающий социальную поддержку и обслуживание.
Институциональной основой социального контракта является закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Согласно ст. 8.1 закона, орган социальной защиты обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь; а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации [7].
Социальный контракт предполагает добровольность участия; обязательность исполнения условий контракта; индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации; персональный подход при оказании помощи и приоритет тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения. Контракт заключается с человеком, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в регионе, и выплаты по контракту используются только по целевому назначению [4].
Социальный контракт сопровождается программой социальной адаптации, в которой прописаны обязательные мероприятия, выполняемые получателями государственной социальной помощи. К ним относятся поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; индивидуальная предпринимательская деятельность; ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ); иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Программа по срокам совпадает с действием контракта (от 3 месяцев до года в зависимости от входящих в программу мероприятий). Решение по организации и проведению социального контракта принимают местные органы власти [5].
Если участник программы решил заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью (крестьянско-фермер-ское, личное подсобное хозяйство), то он должен приобрести статус ИП или самозанятого и заниматься бизнесом не только в течение действия контракта, но и еще год после его завершения.
Цель контракта - стимулировать действия граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме [4]. Переход на самообеспечение является главным признаком, отличающим социальный контракт от пособия.
В случае невыполнения контракта участником оказание помощи по контракту прекра -щается.
Социальный контракт реализуется в России уже 10 лет, с 2013 г. Расходы на него постоянно увеличиваются. Так, в федеральном бюджете на реализацию социального контракта предусмотрены расходы в размере 35 млрд рублей, что превышает уровень расходов предыдущего года [8]. На обучение или переобучение выделяется до 30 тыс. рублей, на преодоление сложной жизненной ситуации - 50-70 тыс. за весь срок действия контракта.
По имеющимся данным в 2022 г. россияне заключили более 276 тыс. социальных контрактов на более чем 30 млрд рублей. По статистике, 39 % контрактов заключаются на открытие бизнеса. Чаще всего россияне открывают парикмахерские, маникюрные и
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 4, том 4, 2022 331
косметические салоны, фитнес-студии, производство мебели [4].
Во Владимирской области социальный контракт активно используется с 2021 г. Уже за 10 месяцев 2022 г. общая сумма направленных на эти цели средств составила более 250 млн рублей. При этом 988 контрактов было заключено на поиск работы, 709 - на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, 693 - на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, 153 - на ведение личного подсобного хозяйства.
Ведение личного подсобного хозяйства особенно востребовано в сельских районах. Получатели соцконтракта расширяют имеющиеся подсобные хозяйства, покупают сельскохозяйственное оборудование, корма и скот. Люди, направившие средства на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, выбирали такие направления, как осуществление грузоперевозок и отделочных работ, открытие мастерских по ремонту обуви и магазинов, оказание парикмахерских и маникюрных услуг, выращивание для последующей реализации плодово-ягодных культур [1].
По данным Счетной палаты Владимирской области за период 2016 г. - 9 месяцев 2021 г. было заключено 3804 социальных контракта. Объем государственной социальной помощи составил 348,8 млн руб. За 9 месяцев 2021 г. было заключено 2810 социальных контрактов, что в 23 раза превышает количество социальных контрактов, заключенных в 2016 г. Объем государственной социальной помощи за 9 месяцев 2021 г. составил 285,9 млн руб., что в 41 раз превышает объем мер поддержки, назначенных в 2016 г. [2].
Показателем эффективности социального контракта считается преодоление черты бедности его участниками и снижение уровня бедности в регионе. По результатам аудита Счетной палатой был сделан вывод о востребованности этого инструмента социальной поддержки. Из 43 домохозяйств - получателей социальной помощи 90,7 % - смогли преодолеть трудную жизненную ситуацию и создали условия для стабильного дохода семьи на долгосрочную перспективу [2].
Вместе с тем в ходе аудита были выявлены случаи несоблюдения принципов адресно-
сти и нуждаемости получателей при предоставлении государственной социальной помощи, факты формального подхода к оценке нуждаемости заявителей, что повлекло неэффективное использование бюджетных средств в общей сумме 776,4 тыс. руб., факты трудоустройства заявителей на 3 месяца (срок предоставления выплат), получения соответствующих выплат и последующего расторжения трудовых договоров.
Выяснилось, что мероприятия по оказанию помощи на удовлетворение текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, на которые в 2021 г. было направлено 37,3 млн руб. (16 % от общего объема социальной помощи на основании социальных контрактов), в долгосрочной перспективе не влияют на уровень жизни получателей и не стимулируют их активные действия по преодолению трудной жизненной ситуации.
Наиболее действенным направлением оказалось трудоустройство граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, составляющее основную долю (38,9 %) в структуре заключенных в 2021 г. социальных контрактов [2].
По мнению Счетной палаты РФ, социальные контракты в целом положительно влияют на снижение числа малоимущих граждан и рост их доходов.
Социальный контракт в 2021 г. использовался в 54 регионах, на финансирование этого вида господдержки в 2021 г. было направлено 26,6 млрд рублей, в 2022 г. - 36,6 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета - 21,7 млрд рублей и 29,9 млрд рублей соответственно.
В совокупности за 2021-2022 гг. было заключено более 558 тыс. контрактов, помощь получили 1,8 млн россиян. В 2022 г. доля граждан, охваченных поддержкой в виде социального контракта, снизилась с 5,5 % по итогам 2021 г. до 5,1 %. Малоимущие многодетные семьи смогли покрыть дефицит доходов с помощью различных пособий на детей [6].
По оценке Счетной палаты РФ, социальный контракт в 2022 г. помог четверти граждан выйти из бедности, а двум третям малоимущих - повысить доходы. Черту бедности в среднем преодолели 24 % малоимущих граждан, заключивших социальный контракт
в 2021-2022 гг., а у 59 % участников программы выросли доходы. В 2021 году доходы в среднем выросли у 52,5 % участников программы, в 2022 году - у 66 %. У 22,5 % участников в 2021 г. и у 25 % в 2022 г. среднедушевой доход превысил границы бедности [6].
Минтруд в свою очередь приводит другие цифры по результативности действия этого инструмента: по итогам 2022 г. в 70,6 % случаев доходы граждан повысились после реализации соцконтракта, а 28,7 % граждан преодолели черту бедности.
Самым востребованным был поиск работы; на открытие своего дела пришлось 28 % контрактов, на помощь в сложной ситуации -22 %. В 10 % случаев получатели помощи нуждались в господдержке на развитие личного подсобного хозяйства. Согласно целям госпрограммы «Социальная поддержка граждан», в 2024 г. уровень бедности в России должен снизиться за счет применения социального контракта на 22 %. По имеющимся данным, этот показатель был уже достигнут в 2021 г., а в 2022 году полученные результаты превысили плановое значение 2024 г. [6]
В десяти регионах с высоким уровнем охвата социальными контрактами (6-11,5 %) доля граждан, у которых повысились доходы и которые смогли преодолеть бедность, не превышала среднероссийскую. Наихудшие результаты по доле граждан, вышедших из бедности, показали Ингушетия и Тюменская, Тамбовская, Орловская, Сахалинская области (ниже 10 %). Лучшие результаты по этому показателю были у Смоленской, Костромской, Курской областей, Тувы и Ямало-Ненецкого автономного округа (38-40 %). В целом показатели эффективности программы по регионам находятся в диапазоне 8,942,2 % [6].
Согласно данным мониторинга, представленным Общероссийским народным фронтом (ОНФ), в 2021 г. было заключено 282 тыс. социальных контрактов, в которых участвовало более 982 тыс. человек. Средний размер выплат составил 22,1 тыс. руб. Наиболее востребованными направлениями были помощь в поиске работы (40 % всех заключенных контрактов), помощь в сложной жизненной ситуации (27 %), помощь в ведении индивидуальной предпринимательской деятельности (24 %). А вот помощь в ведении ЛПХ привлекла немного участников, и было
заключено всего 9 % от всех контрактов [9].
В целом социальным контрактом было охвачено более 5 % малоимущих граждан, но, по данным ОНФ, не всем он помог улучшить финансовое положение. Только у 22,5 % участников программы доход увеличился, и они смогли преодолеть черту бедности - их доход превысил величину регионального прожиточного минимума. У 47,5 % участников доходы по окончании контракта не изменились. Таким образом, почти 80 % участников не сумели преодолеть порог бедности.
Положительной динамике не было по окончанию контракта у участников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Также оказалось, что среди получателей пособия на бизнес было много тех, кто его не вел. Положительная динамика наблюдалась у граждан, заключивших контракт на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности [9].
В целом анализ представленных данных по реализации социальных контрактов позволяет выявить ряд трудностей и проблем в реализации такого социального инструмента, как соцконтракт. Это:
- отсутствие у многих граждан знаний и умений для составления бизнес-плана,
- недостаток информации о возможностях и условиях ведения того или иного бизнеса;
- отсутствие соответствующей квалификации у работников для оценки качества представленных на конкурс бизнес-планов;
- в федеральном и региональном законодательстве отсутствуют дополнительные критерии для определения параметра нуждаемости;
- опыт реализации соцконтрактов показал, что помощь на приобретение товаров первой необходимости в долгосрочной перспективе не влияет на уровень жизни получателей и не стимулируют их активные действия по преодолению трудной жизненной ситуации;
- контракт на предоставление помощи в сложной жизненной ситуации неэффективен и также не мотивирует на трудовую деятельность для получения высоких доходов;
- не всегда результативной была помощь для ведения ЛПХ;
- не все участники программы после ее окончания выходят на связь с сотрудниками социальной защиты, не предоставляют сведений о достигнутых результатах, что не по-
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 4, том 4, 2022 3 33
зволяет объективно оценить эффективность программы [6];
- размер помощи не всегда соответствовал затратам, чтобы выйти на самоокупаемость при ведении бизнеса и др.
Все это говорит о том, что механизм предоставления помощи и реализации социального контракта требует дальнейшего совершенствования. С 2023 г. планируется перевести его на принципы социального казначейства, что освободит граждан от необходимости сбора справок.
Подводя общий итог, следует сказать, что решать вопросы социальной политики необходимо всегда и во всех странах. Поиск новых инструментов сглаживания социальной напряженности всегда остается актуальным.
Опыт реализации социальной политики в России показал, что в современных условиях необходимо использовать активные инструменты регулирования, одним из которых является социальный контракт. Он призван не просто помогать слабозащищенным группам населения, его целью является стимулирование трудовой активности граждан для получения высоких доходов. Практика применения социального контракта позволяет выявить его слабые стороны, внести соответствующие изменения с тем, чтобы обеспечить эффективность его действия как современного инструмента реализации социальной политики.
Список литературы
1. За 10 месяцев 2021 года во Владимирской области заключено свыше 2,5 тысяч социальных контрактов. URL: https://avo.ru/-/za-10-mesacev-2021-goda-vo-vladimirskoj-oblasti-zakluceno-svyse-2-5-tysac-social-nyh-kontraktov?ysclid = liomn5qn aq710796136 (дата обращения: 01.02.2022).
2. Информация о результатах аудита эффективности использования средств, направленных на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта. URL: https:/www.spvo.ru//activity/meropr/2022/3183. html?ysclid=liomjssd1f427136030 (дата обращения: 01.02.2022).
3. Система социальной защиты населения. URL: https:/discovered.com.ua//economy/socialnaya-politika-go sudarstva/?ysclid=liot1yw6ul7499734 86 (дата обращения: 01.02.2022).
4. Социальный контракт: суть, условия, как получить деньги. URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/571013/ (дата обращения: 01.02.2022).
5. Социальный контракт. URL: https://www.vbr. ru/sovety/help/people-and-economic/socialnii-kontra
kt/?ysclid=liol8b2gim776464063 (дата обращения: 01.02.2022).
6. Счетная палата оценила влияние соцконтрак-та на доходы и уровень жизни малоимущих. URL: https://www.forbes.ru/finansy/490055-scetnaa-palata-ocenila-vlianie-sockontrakta-na-dohody-i-uroven-zizni-ma loimusih?ysclid=liolvrnm64122819994 (дата обращения: 01.02.2022).
7. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ О государственной социальной помощи. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/14146; https://www.consultant. ru//document/cons_doc_LAW_23735/f4e461ac0e28a37c1 4a1ad6ac7193a2fc42b1c03/?ysclid=liolro6scb536467459 (дата обращения: 01.02.2022).
8. Финансирование программы соцконтрактов. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_news/~2022/11/25/ 241223?ysclid=liolohb5b3483646412 (дата обращения: 01.02.2022).
9. Эксперты выявили неэффективность соцкон-тракта для части бедных. URL: https://www.rbc.ru/econ omics/29/07/2022/62e24b7a9a79479f90a4314b?ysclid=lio mbyt7wh5575992 (дата обращения: 01.02.2022).
References
1. Over 2.5 thousand social contracts were signed in the Vladimir Region in 10 months of 2021. URL: https://avo. ru/-/za-10-mesacev-2021-goda-vo-vladiiriirskoj-oblasti-zakluceno-svyse-2-5-tysac-social-nyh-kontraktov?ysclid =liomn5qnaq710796136 (date of application: 01.02.2022).
2. Information on the results of the audit of the effectiveness of the use of funds aimed at providing state social assistance on the basis of a social contract. URL: https:/www.spvo.ru//activity/meropr/2022/3183. html?ysclid=liomjssd1f427136030 (accessed 01.02.2022).
3. The system of social protection of the population. URL: https:/discovered.com.ua//econoiriy/socialnaya-politika-gosudarstva/?ysclid = liot1yw6ul749973486 (accessed 01.02.2022).
4. Social contract: the essence, conditions, how to get money. URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/571013 / (date of application: 01.02.2022).
5. Social contract. URL: https://www.vbr.ru/sovety/help/ people-and-economic/socialnii-kontrakt/?ysclid=liol8b2g im776464063 (accessed 01.02.2022).
6. The Accounts Chamber assessed the impact of the social contract on the incomes and standard of living of the poor. URL: https://www.forbes.ru/finansy/490055-scetnaa-palata-ocenila-vlianie-sockontrakta-na-dohody-i-uroven-zizni-maloimusih?ysclid=liolvrnm64122819994 (date of application: 01.02.2022).
7. Federal Law No. 178-FZ of 17.07.1999 On State Social Assistance. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/14146; https://www.consultant.ru//document/cons_ doc_LAW_23735/f4e461ac0e28a37c14a1ad6ac7193 a2fc42b1c03/?ysclid=liolro6scb536467459 (accessed 01.02.2022).
8. Financing of the social contract program. URL: https:// sfr.gov.ru/press_center/z_news/~2022/11/25/241223?yscli d=liolohb5b3483646412 (date of application: 01.02.2022).
9. Experts have revealed the inefficiency of the social contract for some of the poor. URL: https://www.rbc.ru/eco nomics/29/07/2022/62e24b7a9a79479f90a4314b?ysclid=li ombyt7wh5575992 (accessed 01.02.2022).