Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ И СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ И СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпенко О.А.

В работе рассматривается вопрос предоставления социальных контрактов для малоимущих семей. Приводится аналитика экономических показателей, рассматриваются особенности и направления предоставления таких контрактов, группы потребителей государственных услуг - получателей контрактов. В работе приводится сравнение с опытом зарубежных стран, а также современная статистика по заключению контрактов. Внимание уделяется возможности предоставления социальных контрактов для развития современного интеллектуального и инновационного предпринимательства. Вместе с тем в работе приводится пример проектной социальной разработки для проведения консультационной и разъяснительной работы с гражданами - заявителями на предмет получения социальных контрактов для создания своего дела, грамотного составления бизнес-планов и отчетности, а также индивидуальных консультаций по иным вопросам, связанным с получением социального контракта и дальнейшим развитием своего дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONTRACT AS AN INSTITUTION FOR THE DEVELOPMENT OF EMPLOYMENT AND MODERN ENTREPRENEURSHIP

The paper considers the issue of providing social contracts for low-income families. The analysis of economic indicators is given, the features and directions of the provision of such contracts, groups of consumers of public services - recipients of contracts are considered. The paper provides a comparison with the experience of foreign countries, as well as modern statistics on the conclusion of contracts. Attention is paid to the possibility of providing social contracts for the development of modern intellectual and innovative entrepreneurship. At the same time, the paper provides an example of a project social development for consulting and explanatory work with citizens - applicants for obtaining social contracts to create their own business, competent preparation of business plans and reporting, as well as individual consultations on other issues related to obtaining a social contract and further development of their business.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ И СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2019. - Т. 12. -№ 6. - С. 268-286.

5. Селезнев А.А., Краснухина А.Д. Концепция (парадигма) логистического взаимодействия государственных структур и бизнеса: таможенный аспект А.А. Селезнев, А.Д. Краснухина // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2010. -№ 2 (36). - С. 54-70.

6. Потенциал применения механизмов ГЧП для развития инфраструктуры в Азии. Отчет Азиатского банка развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rosinfra.ra/digest/documents/one?slug=potencial-primenema-mehanizmov-gcp-dla-razvitia-infrastruktury-v-azii-oteet-aziatskogo-banka-razvitia. - (Дата обращения: 16.05.2021).

Карпенко О.А.

кандидат экономических наук Самарский государственный экономический университет, г. Самара, Россия

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ И СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В работе рассматривается вопрос предоставления социальных контрактов для малоимущих семей. Приводится аналитика экономических показателей, рассматриваются особенности и направления предоставления таких контрактов, группы потребителей государственных услуг - получателей контрактов. В работе приводится сравнение с опытом зарубежных стран, а также современная статистика по заключению контрактов. Внимание уделяется возможности предоставления социальных контрактов для развития современного интеллектуального и инновационного предпринимательства.

Вместе с тем в работе приводится пример проектной социальной разработки для проведения консультационной и разъяснительной работы с гражданами - заявителями на предмет получения социальных контрактов для создания своего дела, грамотного составления бизнес-планов и отчетности, а также индивидуальных консультаций по иным вопросам, связанным с получением социального контракта и дальнейшим развитием своего дела.

Ключевые слова: социальный контракт, социальные инновации, социальное проектирование и предпринимательство, интеллектуальное и инновационное предпринимательство.

Karpenko O.A.

PhD in Economy Samara State Economic University, Samara, Russia

SOCIAL CONTRACT AS AN INSTITUTION FOR THE DEVELOPMENT OF EMPLOYMENT AND MODERN ENTREPRENEURSHIP

Abstract. The paper considers the issue of providing social contracts for low-income families. The analysis of economic indicators is given, the features and directions of the provision of such contracts, groups of consumers of public services -recipients of contracts are considered. The paper provides a comparison with the experience of foreign countries, as well as modern statistics on the conclusion of contracts. Attention is paid to the possibility of providing social contracts for the development of modern intellectual and innovative entrepreneurship.

At the same time, the paper provides an example of a project social development for consulting and explanatory work with citizens - applicants for obtaining social contracts to create their own business, competent preparation of business plans and reporting, as well as individual consultations on other issues related to obtaining a social contract and further development of their business.

Key words: social contract, social innovation, social design and entrepreneur-ship, intellectual and innovative entrepreneurship.

В настоящий момент после всплесков пандемии и на фоне общего снижения экономического развития произошел серьезный спад предпринимательской активности, а также возрастание безработицы и снижение уровня жизни населения, причем без средств к существованию, согласно прогнозу Высшей школы экономики на 2021 год, рискует остаться свыше миллиона человек. За чертой бедности уже на конец 2019 г. жило 13,1% населения [8]. В этих условиях власти ищут новые способы поддержки людей, лишившихся средств и предпринимателей, близких к разорению.

В послании Федеральному Собранию 2019 года Владимир Путин объявил, что государство должно помочь людям выйти из сложной жизненной ситуации. А эффективной мерой по борьбе с бедностью президент назвал социальный контракт. По его словам, этот механизм достаточно успешно действует во всём мире [4]. В 2019 г., еще до пандемии, из федерального бюджета было выделено 7 млрд руб. на новую форму социальной защиты - социальные контракты с малоимущими гражданами. Данная мера предусмотрена в целях оказания помощи в борьбе с безработицей и ростом уровня бедности в стране.

Социальный контракт - это специальный договор, который оформляется между центром социальной поддержки и малоимущей семьей (или одиноко проживающим малоимущим гражданином) на определенный срок. В соответствии с этим контрактом уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации [2].

Основной задачей такого контракта служит предоставление и реализация средств и полученных знаний так, чтобы в будущем человек мог получать постоянный доход от своего обеспечения. К примеру, на выделенные средства можно купить оборудование, инструменты, или вложиться в свое дело. Все эти действия, в будущем, могут либо окупить себя, либо поспособствовать улучшению материальной ситуации всей семьи.

Общее понимание того, что система соцзащиты нуждается в серьезных реформах, возникло еще до пандемии. В развитых странах постоянно ищут новые способы справиться с бедностью, молодежной и пенсионной безработицей и старением населения - все это увеличивает нагрузку на систему социальной защиты. Классическая схема выплаты пособий признана слишком затратной для экономик развитых стран, и они выбрали так называемую активизирующую социальную политику. Ее отличие от традиционной социальной защиты (пенсий и пособий) в том, что граждане не получают пособие только на основании дохода или статуса (например, инвалидности). Для получения такого пособия они должны проявить активность - начать искать работу и трудоустроиться, или же запустить свой бизнес и начать зарабатывать. Подобная социально-экономическая политика имеет своей целью поменять статус человека с получателя пособия на статус активного работника. Таким образом, делается попытка решить две задачи: сэкономить бюджет и простимулировать занятость, а также вытекающие из них задачи - соответственно, повышение грамотности (в случае обучения), появление новых рабочих мест (в случае открытия или расширения своего дела) и снижение безработицы.

По данным ОЭСР, программы активизирующего типа в том или ином виде уже работают в США, Австралии, Великобритании, большинстве стран ЕС и некоторых странах Азии и Латинской Америки.

В России оказание социальной помощи на основании социального контракта впервые стало применяться в 2012 г. [1]. Признанный малоимущим гражданин может получить пособие, если успешно выпол-

нит условия договора с социальной службой: найдет работу, займется предпринимательством, пройдет курсы повышения квалификации или предпримет иные действия по улучшению своего положения. До 2020 г. регионы предоставляли эту услугу добровольно и за счет средств местного бюджета. Регионов, занявшихся этим, было около 50, но в одних услуга предоставлялась в натуральной форме, в других же ее получали менее 10 человек в год. В 2021 году 21 российский регион получил федеральные субсидии на эксперимент с социальным контрактом под поручение о снижении показателя бедности на 50%. [3]

Административные барьеры, которые надо преодолеть, чтобы участвовать в активизирующих программах, в других странах относительно низкие, что позволяет привлечь людей из глубокой бедности и из маргинализированных групп. Заявитель получает пособие, как только проходит тренинг и трудоустраивается. Также налажен и контроль за расходованием средств: получатель регулярно отчитывается о своих достижениях и встречается с социальными службами.

Другая важная черта новых программ в зарубежных странах -ключевые показатели эффективности для социальных служб, согласно которым количество трудоустроенных должно расти, а количество людей на пособиях - снижаться. Часто сотрудники социальных служб получают прямые выплаты за каждого трудоустроенного, а если сотрудник не выполняет требования, его могут даже уволить. Чтобы дополнительно поощрить конкуренцию, услугу передают на аутсорсинг негосударственным поставщикам - НКО и частным организациям.

Начиная с апреля 2021 года предоставление социальных контрактов гражданам, желающим реанимировать, восстановить или начать свою предпринимательскую деятельность началось и в Самарской области. Сейчас перед уполномоченными органами Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство) стоит задача выдать гражданам - заявителям средства, предусмотренные в бюджете, на реализацию социальных контрактов по Самарской области до конца 2021 года и работа ведется в ускоренном порядке. В 2021 году на эти цели для г.о. Самара выделено 1 млрд. руб. и по итогам 6 месяцев роздано всего около 30% средств. При этом в районах области некоторые уполномоченные органы уже успели раздать все предусмотренные для этих целей средства. Решение о предоставлении средств принимается на специальной комиссии в уполномоченном органе Министерства по области.

Для получения контракта семья гражданина должна быть признана малоимущей, показав свой доход за последние 3 месяца. Величина

прожиточного минимума для признания семьи (гражданина) малоимущей в настоящий момент составляет: для детей 11 000 руб., для трудоспособного населения 12 126 руб., для пенсионеров 8 751 руб.

Социальные контракты предоставляются на срок от 3 месяцев до года, на поиск работы - не чаще раза в год. Выплата имеет целевой характер и может быть использована исключительно на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Для назначения выплаты гражданину необходимо предоставить в ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» по месту жительства или пребывания либо в электронном виде через портал suprema63.ru полный пакет документов [7].

Размер денежной выплаты по социальному контракту определяется в соответствии с Методикой расчета социальной помощи в виде денежной выплаты по социальному контракту и не может превышать в целом 35 тысяч рублей. Социальная помощь в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту предоставляется со дня заключения социального контракта на период от трех до двенадцати календарных месяцев и выплачивается ежемесячно или единовременно в соответствии с программой социальной адаптации [6].

Социальная помощь в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту назначается на основании заявления-декларации гражданина от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления законного представителя гражданина, в котором заявителем определяется вид социальной помощи, указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Социальная помощь в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту назначается при условии назначения гражданину социального пособия.

Социальные контракты предоставляются по 3 направлениям: на поиск работы, на ведение предпринимательской деятельности, в том числе - личного подсобного хозяйства и на иные мероприятия по преодолению трудной жизненной ситуации (последнее направление встречается реже). Условиями предоставления социального контракта является то, что среднедушевой доход на семью должен быть ниже прожиточного минимума, гражданин должен быть зарегистрирован как безработный или ищущий работу, либо зарегистрирован как предприниматель, самозанятый (либо не зарегистрирован в случае, если свое дело открывается впервые), либо наличие трудной жизненной ситуации.

Предоставление социального контракта на поиск работы (со сроком до 9 месяцев) предполагает выделение уполномоченными органами Министерства по области (ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения») следующей помощи: [8]

• суммы в 12 126 руб. единовременно и ежемесячно после трудоустройства этой же суммы не более 3-х месяцев;

• до 30 000 руб. на обучение при необходимости;

• 6 063 руб. ежемесячно на период обучения (не более 3-х месяцев);

• оказание содействия в трудоустройстве совместно с центром занятости.

От гражданина требуется постановка на учет в Центре занятости в качестве безработного, регистрация в ИАС Общероссийской базы вакансий «Работа в России», поиск работы и трудоустройство, а также профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование при необходимости.

Предоставление социального контракта на ведение предпринимательской деятельности (до года) предполагает выделение следующих видов помощи:

• до 250 000 руб. единовременной помощи (на ведение личного подсобного хозяйства - до 100 000 руб.), в т.ч. до 5% суммы - на постановку на учет в качестве ИП и до 15% суммы - на аренду помещения;

• до 30 000 руб. на переобучение при необходимости;

• содействие в подготовке бизнес-плана через Бизнес-инкубатор (содействие в ведении личного подсобного бизнес-хозяйства через МАУ АЭР, ИКАСО, Бизнес-инкубатор);

• утверждение бизнес-плана на комиссии.

От гражданина требуется регистрация в ФНС в качестве ИП или самозанятого, разработка бизнес-плана для рассмотрения на комиссии, документальное подтверждение расходования средств, приобретение основных средств и имущества (сельскохозяйственной продукции) в соответствии с контрактом, реализация произведенной сельскохозяйственной продукции, возврат средств в случае прекращения ИП [8].

Предоставление социального контракта в случае трудной жизненной ситуации (со сроком до 6 месяцев) предполагает выделение суммы 12 126 руб. на целевое расходование: товары первой необходимости, лекарственные препараты, лечение, товары и услуги дошкольного образования.

От гражданина требуется выполнение мероприятий по социальному контракту. Примерный перечень товаров содержит одежду, обувь, домашний текстиль, школьные принадлежности, лекарства,

корма для животных, ветеринарные препараты, инвентарь, подведение водопровода, газификация, покупку стройматериалов и оборудования.

При этом заключение социального контракта не является основанием для прекращения других мер государственной поддержки, если они оказываются в настоящий момент, гражданин может совмещать все формы поддержки.

Также предполагается ежемесячная отчетность гражданина, получившего контракт (каждое 5 число месяца, следующего за отчетным), о расходовании средств и в случае неполной их траты, неизрасходованные средства придется вернуть в бюджет. В случае излишних расходов гражданин может самостоятельно доплатить необходимую сумму за счет собственных средств, если таковые у него имеются. При этом возврат средств в бюджет является более сложной и нежелательной процедурой, чем доплата собственных. Возврат средств социального контракта предусмотрен и в случае прекращения деятельности ИП, но проработать оно должно как минимум в течение года.

Малые инновационные предприятия (МИП) - это хозяйственные общества, создаваемые при университете с целью коммерциализации и внедрения результатов интеллектуальной деятельности студентов, аспирантов и сотрудников. Это экономические субъекты, хозяйствующие в относительно небольших масштабах; функционирование этих предприятий направлено на создание продуктовых, технологических, сервисных, маркетинговых, организационно-управленческих и прочих инноваций, что сопряжено с получением прибыли.

Социальный контракт для них может быть выгодным в связи с тем, что субъекты малого инновационного предпринимательства сталкиваются со значительными трудностями при поиске финансирования и партнеров из числа представителей среднего и крупного бизнеса. МИП не всегда доступны источники информации о мерах государственной поддержки, маркетинговых и логистических возможностях, перспективах международного сотрудничества и т.д.

Таким образом, для развития современного предпринимательства, в том числе интеллектуального и инновационного в условиях дефицита государственных ресурсов и неблагоприятной экономической ситуации институт социально-контрактного финансирования, успешно запущенный в реализацию, может послужить отправной точкой опоры для запуска и развития таких компаний.

В настоящее время в Самарской области малообеспеченные граждане и семьи столкнулись с тем, что для того, чтобы им воспользоваться мерой поддержки - социальным контрактом, им необходима помощь

и подробные разъяснения по написанию бизнес-плана, консультация по выбору направления дальнейшего развития в современных условиях, а также консультация по профориентации. Такую помощь в комплексных центрах социального обслуживания населения не могут оказать в полном объеме, потому что основная задача специалистов - это принять документы в работу. Кроме того, зачастую сотрудники не обладают полным объемом знаний и компетенций и у них нет времени, для того чтобы разбирать отдельную ситуацию и консультировать. Вместе с тем, после получения социального контракта у граждан возникает большое количество вопросов по отчетности, исполнению социального контракта и развитию своего дела, начатого в рамках социального контракта.

В 2021 году в Самарской области у 12,9% населения денежные доходы ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения региона) [5]. Как показал опрос, проведенный в августе 2021 г. в г.о. Самара (опрашивали 340 человек интересующихся социальным контрактом): 78% отметили, что им необходимо больше поддержки и помощи по оформлению социального контракта.

С мая 2021 года «Союз женщин Самарской области» регулярно проводит встречи по получению социального контракта. Эти встречи и помощь очень востребованы. Как показала практика, часто необходима дополнительная квалифицированная помощь в выборе направления предпринимательской деятельности, с применением психологических и коучинговых подходов, профориентации, помощь при составлении бизнес-планов, поддержка во время действия контракта и по составлению отчетности. К сожалению, сотрудники комплексных центров социального обслуживания не обладают достаточной квалификацией и не имеют человеческих и временных ресурсов для оказания такой помощи. Центр «Мой бизнес» и ИКАСО при Министерстве экономического развития и инвестиций Самарской области оказывают услугу только по проверке бизнес-планов. Однако, чтобы повысить качество реализации социального контракта, необходимо их грамотно составить, а также развивать комплексное сопровождение семей, испытывающих потребность в такой поддержке.

В связи с этим РОО «Союз женщин Самарской области» выступила с инициативой создания социального проекта «Твое дело», в рамках которого предполагается проведение информационной, консультационной и профориентационной работы с гражданами, желающими получить социальный контракт на развитие своего дела, а также проведение необходимых семинаров для малообеспеченных семей, оказание помощи в составлении бизнес-планов и отчетов

по ним. Таким образом, проект поможет тем малообеспеченным семьям, которые в этом нуждаются, полностью их поддержит на пути от написания бизнес-плана и получения социального контракта до формирования отчетности.

По итогам реализации проекта предполагается проведение конкурса на лучшую идею и реализацию социального контракта, привлечение спонсоров, а также будут созданы программы «Истории успеха» для трансляции в социальных сетях и на ресурсах партнеров проекта.

Проект охватывает г.о. Самара и Самарскую область.

Его целевыми группами являются представители из малообеспеченных семей г.о. Самара в возрасте от 18 лет.

Целью проекта является сопровождение малообеспеченных семей, находящихся в сложной жизненной ситуации по вопросам получения социального контракта и начала своей предпринимательской деятельности.

Задачами проекта являются:

- Регулярное проведение очных информационных, профориента-ционных мероприятий, консультаций составлению бизнес-планов и отчетов по реализации социального контракта,

- Создание сообщества и чатов взаимной поддержки «Социальный контракт».

В результате реализации проекта ожидается получение определенных качественных и количественных результатов.

Количественные результаты:

• приняли участие в консультационных встрече - 300 чел.,

• количество представителей семей, которым оказано содействие в составлении бизнес плана - 75 чел.,

• количество семей, получивших социальный контракт - 30 чел.,

• участие в профориентационных мероприятиях - 80 чел.,

• создан чат взаимной поддержки для интересующихся социальным контрактом - не менее 700 чел.,

• создан чат взаимной поддержки для получивших социальный контракт - не менее 50 чел.

Качественные результаты:

• представителям малообеспеченных семей воспитывающих детей, оказаны услуги по комплексному сопровождению по подготовке бизнес плана для начала предпринимательской деятельности и получения социального контракта.

• не менее 40% от граждан, котором оказаны услуги в написании бизнес плана - получили социальный контракт.

• создан банк наставников/ менторов, которые в дальнейшем будут сопровождать нуждающихся в получении субсидий по социальному контракту граждан.

Партнерами проекта выступают Администрация г.о. Самара, Дума г.о. Самара, Общественная плата Самарской области и др.

Информационное сопровождение проекта будет организовано благодаря социальным сетям, таргетированной рекламе (за счет собственных средств), публикаций в газетах, рекламе у партеров проекта и местных блогеров.

Дальнейшие развитие проекта предполагается производить за счет сформированного сообщества из граждан, получивших социальный контракт на основе общего чата и групповых встреч.

В дальнейшем проект будет существовать за счет сформированного сообщества из граждан, получивших социальный контракт, - начинающих самозанятых и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в Самарской области в настоящее время запущен механизм выдачи социальных контрактов гражданам из числа малообеспеченных семей и предполагается к запуску в реализацию с февраля 2022 года проект по проведению консультационной поддержки гражданам, желающим получить социальный контракт на создание и развитие своего дела, а также находящимся в процессе его реализации.

Список литературы

1. Дубенко О.С. Особенности и основные отличия социального контракта в регионах России / О.С. Дубенко // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2016. - № 3. - С. 196-204.

2. Дубенко О.С. Социальный контракт как новый вид социальной помощи / О.С. Дубенко // Кадровик. - 2016. - № 10. - С. 53-58.

3. Как будет работать социальный контракт в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/ 2020/05/20/830686-sotsialmi-kontrakt (дата обращения 29.08.2021).

4. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/59863 (дата обращения 24.09.2021).

5. Самарская область в цифрах. Министерство экономического развития и инвестиций [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://economy. samregion.ru/activity/ekonomika/values_so/ (дата обращения 18.10.2021).

6. Социальная помощь в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту. Социальный портал Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области [Электронный ре-

сурс] - Режим доступа: https://suprema63.ru/msdr/portal/social/privileges/ ргт^еМе1аПЛо?рсоМШопЫ=269322809 (дата обращения 20.09.2021).

7. Социальный контракт. Администрация г.о. Самара. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.samadm.ru/authority/department_of_families-_custody_and_guardianship/sotsialnyy-kontrak1/ (дата обращения 18.09.2021).

8. Социальный контракт. Министерство здравоохранения Самарской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minzdrav.samregion.ru/ 2021/05/21/soczialnyj-kontrakt/ (дата обращения 12.09.2021).

9. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 18.08.2021).

Колесников В.В.

к. э. н., доцент Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, Россия Макаров И.Н. д-р.э. н., профессор Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, Россия Шодиев Л.О. студент

Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, Россия

ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Основным элементом механизма в условиях нестабильной экономической ситуации, позволяющим стимулировать рост инвестиционной привлекательности российского рынка, выступает государственно-частное партнерство. В данной статье проанализирована динамика развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации за период с 2018 по 2020 годы. Также статья затрагивает последствия влияния экономического кризиса, вызванного пандемией СОУГО-19, на рынок государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.