Научная статья на тему 'Социальный контекст российско-турецких семей как этнокультурный компонент развития отношений между Россией и Турцией'

Социальный контекст российско-турецких семей как этнокультурный компонент развития отношений между Россией и Турцией Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
российско-турецкая семья / центр добрососедства / двусторонние отношения / туризм / второе поколение / этнокультурный компонент / российско-турецкие отношения / Russian-Turkish family / the center of good neighborliness / bilateral relations / tourism / the second generation / the ethnocultural component / Russian-Turkish relations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Караханов Э.Х.

В статье обозначены основные тенденции создания российско-турецких семей на примере 2015 и 2021 года. Представлена динамика развития российско-турецких семей с 2015 по 2019 годы. Выявлена тенденция к снижению регистрируемых гражданами Турции браков с иностранцами, на фоне сохраняющегося значительного количества российско-турецких семей. Определены причины гармонизации рассматриваемых смешанных браков и последствия для второго поколения. Выявлены различия в восприятии российской и турецкой стороной предпосылок к созданию межэтнических семей. Автором была предоставлена рекомендация относительно целесообразности создания на базе посольств центров добрососедства в результате заключения Турцией и Россией дополнительного соглашения о долгосрочном сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social context of Russian-Turkish families as an ethnocultural component of the development of relations between Russia and Turkey

The article outlines the main trends in the creation of Russian-Turkish families using the example of 2015 and 2021. The dynamics of the development of Russian-Turkish families from 2015 to 2019 is presented. The trend towards a decrease in marriages with foreigners registered by Turkish citizens has been revealed, against the background of a continuing significant number of Russian-Turkish families. The reasons for the harmonization of the considered mixed marriages and the consequences for the second generation are determined. The differences in the perception of the Russian and Turkish sides of the prerequisites for the creation of interethnic families are revealed. The author provided a recommendation on the expediency of establishing neighborly centers on the basis of embassies as a result of the conclusion by Turkey and Russia of an additional agreement on long-term cooperation.

Текст научной работы на тему «Социальный контекст российско-турецких семей как этнокультурный компонент развития отношений между Россией и Турцией»

Караханов Э.Х.

Председатель Международного Центра Противодействия Преступности

и Терроризму «КГТ», Москва.

Социальный контекст российско-турецких семей

как этнокультурный компонент развития отношений между Россией и Турцией*

Аннотация. В статье обозначены основные тенденции создания российско-турецких семей на примере 2015 и 2021 года. Представлена динамика развития российско-турецких семей с 2015 по 2019 годы. Выявлена тенденция к снижению регистрируемых гражданами Турции браков с иностранцами, на фоне сохраняющегося значительного количества российско-турецких семей. определены причины гармонизации рассматриваемых смешанных браков и последствия для второго поколения. Выявлены различия в восприятии российской и турецкой стороной предпосылок к созданию межэтнических семей. Автором была предоставлена рекомендация относительно целесообразности создания на базе посольств центров добрососедства в результате заключения Турцией и Россией дополнительного соглашения о долгосрочном сотрудничестве.

Ключевые слова: российско-турецкая семья, центр добрососедства, двусторонние отношения, туризм, второе поколение, этнокультурный компонент, российско-турецкие отношения.

Karakhanov E.H.

Chairman of the International Center for Combating Crime and Terrorism "KGT", Moscow.

The social context of Russian-Turkish families as an ethnocultural component of the development of relations between Russia and Turkey

Abstract. The article outlines the main trends in the creation of Russian-Turkish families using the example of 2015 and 2021. The dynamics of the development of Russian-Turkish families from 2015 to 2019 is presented. The trend towards a decrease in marriages with foreigners registered by Turkish citizens has been revealed, against the background of a continuing significant number of Russian-Turkish families. The reasons for the harmonization of the considered mixed marriages and the consequences for the second generation are determined. The differences in the perception of the Russian and Turkish sides of the prerequisites for the creation of interethnic families are revealed. The author provided a recommendation on the expediency of establishing neighborly centers on the basis of embassies as a result of the conclusion by Turkey and Russia of an additional agreement on long-term cooperation.

Key words: the Russian-Turkish family, the center of good neighborliness, bilateral relations, tourism, the second generation, the ethnocultural component, Russian-Turkish relations.

* © Караханов Э.Х., 2024.

социальный контекст российско-турецких семей как этнокультурный компонент развития отношений между Россией и Турцией

Россия и Турция имеют продолжительные двусторонние отношения, которые развиваются не только по дипломатическим каналам, но также посредством активного развития взаимных экономических и культурных обменов. Помимо двусторонних соглашений, отношения между Россией и Турцией строятся на международных соглашениях и конвенциях, которые два рассматриваемых государства подписали и ратифицировали, а значит, предполагают взаимодействие в рамках тематических направлений обозначенных документов на соответствующих условиях.

Вместе с тем, исторически Россию и Турцию также связывают социальные отношения, образуемые российско-турецкими семьями. Два государства вне зависимости от тесной связи между собой посредством семей отличаются многонациональным составом. Общее у России и Турции состоит в том, что две страны заинтересованы в качественно межнациональном аспекте внутри стран ввиду того, что культурная составляющая относится к инструментам самовыражения граждан при взаимодействии с представителями других народов. Следует также отметить, что исторически российско-турецкие семьи складывались по причине специфики развития исторических событий. К примеру, черкесский народ, входящий в состав России в настоящее время, еще в XIX веке находился в тесных торговых и иных взаимоотношениях с Турцией, что в результате привело к проживанию на территории Турции выходцев из черкесского народа, с течением времени ассимилировавшихся в стране1.

1 Тонких В.А. Россия-Турция: исторический опыт сотрудничества и современность // Acta Orientalia Voronensia: Воронежское востоковедение. 2017. № 4. С. 196.

В настоящее время социальный контекст российско-турецких семей существенно изменился. В брак с гражданами Турции вступают граждане России, которые принадлежат к разным социальным этническим группам. Данный аспект указывает на невозможность проведения отдельных прикладных исследований, затрагивающих выявление численности представителей, к примеру, бурятского или ненецкого народов, входящих в состав России, которые создают семьи с гражданами Турции. В то же время многонациональный контекст Турции создает идентичную научно-прикладную проблему турецких граждан, также представляющих различные народы. Социальный контекст российско-турецких семей представляется возможным исследовать в отношении общей идентичности граждан двух государств2. Приоритетность развития внутригосударственных и межгосударственных отношений со стороны России и Турции состоит в формировании предпосылок к добрососедству, которые акцентируют внимание на многообразии культур и потенциале людей, являющимся вкладом в общественное развитие.

По данным, на территории Турции в настоящее время проживает более 200 тыс. российско-турецких пар3, большинство которых состоят из мужчин - граждан Турции и женщин, имеющих российское гражданство. В меньшей степени среди таких

2 Ананьина В.Т. К проблеме исследования этнической идентичности в межнациональных семьях // Социология. 2013. № 2. С. 40.

3 Улвие Ф.Э. Evlilik yoluyla kadin gö^ü ve

türkiye'de "rus gelin"lerin durumu. С. 39 // Journal of social siciences and Humanities [Электронный ресурс] // URL: https://dergipark.org.tr/tr/down-load/article-file/440907#:~:text=Hal%20hazirda%20 net%20olmayan%20verilere,Page%2020%2040%20 Türk%60tür

пар встречаются обратные ситуации. Представители дипломатической миссии Турции отмечают, что преимущественно такие смешанные браки являются благополучными.

Предпосылкой к созданию российско-турецких семей выступает туризм, который для национальной экономики Турции является одной из значительных статей дохода. Согласно оценке турецких представителей дипломатической миссии, в последующие годы туристический поток из России будет увеличиваться, что также отразится на количестве российско-турецких семей. При этом ожидания Турции, согласно оценке посла Турции в Российской Федерации М. Самсара, состоят в укреплении межгосударственных связей благодаря детям в смешанных браках, которые становятся носителями двух культур4.

Кучмаева О.В. и Ростовская Т.К. приводят статистику по российско-турецким семьям в период с 2015 по 2019 годы. Согласно данным рассматриваемых авторов, в 2015 году число мужчин - граждан Российской Федерации составляло 19 чел., женщин с российским гражданством - 1522 чел. В 2019 году идентичное соотношение между мужчинами и женщинами с российским гражданством, вступившим в брак с гражданами Турции, составило 18 чел. и 1 259 чел. соответственно. Из этого следует, что среди российских граждан отсутствует стремление создать семью с гражданами Турции вне контекста личных факторов.

Российско-турецкие семьи созда-

4 Количество русско-турецких супружеских пар перевалило за 100 тысяч [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Рамблер». // URL: https://news.rambler.ru/other/42119807/Tutm_ content=news_media&utm_medium = read_ more&utm_source=copylink (Дата обращения: 19.03.2024).

ются по причине добровольного волеизъявления представителей двух государств. В то же время Кучмаева О.В. и Ростовская Т.К. склонны считать, что в российско-турецких семьях как в смешанных браках более выражены пространственно-географические, этнические и культурные различия, совокупность которых способствует образованию этнокультурной составляющей нового типа5. Подобные союзы способствуют сближению культур посредством формирования родственных отношений и развивают транснациональный фактор в межгосударственных отношениях посредством второго поколения.

Данные Турецкого института статистики (TurkStat) указывают, что в 2021 году мужчины и женщины из России уже не занимали лидирующих позиций при заключении брака с гражданами Турции6, хотя еще в 2015 году их число было сравнительно выше7. Данная тенденция коррелируется с общей распространенностью смешанных браков со стороны граждан Турции. С высокой вероятностью, снижение числа заключения смешанного брака связано с изменением специфики личного выбора непосредственно граждан Турции в пользу сограждан8.

5 Кучмаева О.В., Ростовская Т.К. Российско-турецкие браки в условиях становления нового мирового порядка: методология исследования // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9. № 1. С. 59.

6 Турецкий институт статистики (TurkStat) [Электронный ресурс] // Турецкий институт статистики (TurkStat). // URL: https://data. tuik.gov.tr/ (Дата обращения: 19.03.2024).

7 Türk erkegi en 90k hangi ülke kadiniyla evleniyor? l$te rakamlar [Электронный ресурс] // Bursa Hakimiyet // URL: https://www.bursahakim-iyet.com.tr/yasam/turk-erkegi-en-cok-hangi-ulke-kadiniyla-evleniyor-iste-rakamlar-151183?ysclid=lty kls64le338530837 (Дата обращения: 19.03.2024).

8 Türkler en ^ok hangi milletle evleniyor? [Электронный ресурс] // Usta Yemek Tarifleri. // URL: https://www.ustayemektarifleri.com/soru-ve-

Специфика российско-турецких семей заключается в культурных и иногда религиозных различиях. Объединяющим фактором выступает традиционная составляющая ввиду того, что исторически многие народы имели общие подходы к традициям и обычаям. Идентичным подходам в традициях между российским и турецким мировоззрением выступает ценность семьи и детей, почитание старших, взаимопомощь и взаимоподдержка.

Несмотря на то, что русский и турецкий языки относятся к разным языковым группам, а российский и турецкий народы имели разное историческое развития, менталитет и мировоззрение, а также восприятие жизни в целом способствуют гармонизации смешанных браков. ожидания турецких мужчин по отношению к российским женщинам обосновываются и оправдываются тем, что ценности, придерживаемые российскими женщинами, нацелены на сохранение семейных устоев и развитие межпоколенческой коммуникации.

Социальная составляющая России аккумулирует женское лидерство и терпимость, что в результате провоцирует формирование российской женщины на уникальных ментальных комбинациях. Главенствующим фактором является идентичное понимание турецкими и российскими гражданами роли мужчины в семье и распределение ролей между супругами по отношению к воспитанию детей. Кроме того, восточный менталитет охватывает категорию потенциальных российских женщин, которые готовы принять уклад жизни в турецкой реальности, предполагает систему взаимоотношений внутри семьи и между родственниками, совпадающие с российской системой родственных связей.

сеуар1агЛигк1ег-еп-сок-Ьа^1-тШеЙе-еу1ешуог (Дата обращения: 19.03.2024).

Принято считать, что в брак с гражданином Турции вступают исключительно женщины мусульманского вероисповедания, в действительности разнообразие конфессиональных предпочтений среди российских женщин указывает на то, что выбор партнера для заключения брака как среди турецких граждан, так и среди российских граждан, не определяется на основе конфессиональных факторов. Тем не менее, если в смешанных браках супруги придерживаются идентичной конфессии, то адаптация к культурной составляющей друг друга в таких парах происходит интенсивнее. При ускоренной адаптации степень гармонизации взаимоотношений в семье и идентификации супругов как представителей своего государства, а также восприятия страны исхода другого супруга в целом осуществляются наиболее беспрепятственно9.

Развитие торговых и туристических отношений создают для двух государств предпосылки к сохранению российско-турецких семей ввиду того, что расширенная диаспора на территории Турции и России, а также товарный обмен позволяют укрепить экономическую составляющую смешанных семей, что благоприятно влияет как на межгосударственные отношения, так и на сохранность российско-турецких семей. Как носители культур двух государств представители смешанных браков влияют на формирование второго поколения, которое развивается посредством билингвального мышления и идентифицируют себя неотделимо с двумя го-сударствами10.

9 Корицкий А. Год культуры России в Турции // Азия и Африка сегодня. 2007. № 9. С. 55.

10 Погодин С.Н., Туана М., Туана Е.Н. Распространение русского языка и русской культуры в Турции на современном этапе // Россия в глобальном мире. 2021. № 22 (45). С. 68.

Согласно официальной российской статистике, граждане Турции на территории России занимают лидирующие позиции среди отцов-иностранцев из дальнего зарубежья. Это значит, что российско-турецкие семьи с детьми являются отдельной категорией населения не только на территории Турции, но также на территории России. Кроме того, граждане Турции воспринимают возможности, предоставляемые Россией, в том числе в социальной сфере, как наиболее приемлемые и благоприятные для воспитания и развития второго поколения.

Ввиду того, что российское законодательство во многом предусматривает меры поддержки семьи, если хотя бы один из супругов является гражданином России, следует отметить достаточно лояльное отношение государства к созданию российско-турецких семей. В настоящее время для российско-турецких семей на территории России созданы расширенные возможности в различных направлениях обустройства повседневной жизни. С одной стороны, Россия заинтересована в улучшении демографии, при этом не акцентирует внимание на обязательности наличия исключительно российского гражданства у обоих родителей ребенка. С другой стороны, Россия не требует исключительной привязанности детей смешанных браков на своей территории, однако готова представлять интересы ребенка во всем мире на основании наличия гражданства у такого ребенка.

Таким образом, в контексте российско-турецких отношений вопрос поддержки смешанных семей не является препятствующим фактором для формирования дополнительных видов сотрудничества. Проблемой выступает урегулирование консульских аспектов

в случае, если находящемуся в смешанном браке гражданину России требуется помощь. Фактор смешанных семей в экстренных случаях, как подобное прослеживалось в период землетрясения на территории в 2023 году, был достаточным основанием для проведения спасательных работ и эвакуации российскими спасателями не только граждан России, но и их семей, в том числе супругов с турецким гражданством.

Следует отдельно отметить, что в России существует механизм интенсивной адаптации для граждан других государств, которые одновременно являются специалистами и супругами российских граждан. Примером выступает организация курсов повышения квалификации для медицинских работников из числа иностранных граждан в регионах России для последующего трудоустройства в местные медицинские учреждения. Гибкий подход России к смешанным семьям, что подтверждается на эвакуации российско-турецких семей после землетрясения в 2023 году, усиливает благоприятные факторы для развития двусторонних отношений между Россией и Турцией по другим направлениям.

Стоит отметить, что Турция для российских граждан, как и Россия для турецких граждан являются странами с наиболее безопасными условиями для жизни. Статистика в других странах показывает, что для российских граждан смешанные браки не всегда являются способом создания благополучной семьи с носителем другой культуры. Однако общность в традиционной составляющей с Турцией и ценностей подтверждают оптимистичные прогнозы в отношении развития российско-турецких семей и воспитания второго поколения с элементами уважения культур обоих родителей.

на причину создания семьи посредством усиления роли туризма в большей степени полагаются в Турции, нежели в России. Если рассматривать восприятие вероятных причин создания российско-турецких семей непосредственной российской стороной, то такими способами зачастую выступают осуществление профессиональной деятельности на территории России и расширение культурных обменов11.

Различия в ожиданиях не относятся к направлениям каких-либо российских или турецких государственных программ, нацеленных на поддержку российско-турецких семей. обозначенные ожидания не влияют на характер двусторонних отношений. Тем не менее, специфика восприятия причин создания российско-турецких семей указывает на характеристику роли граждан двух стран на территории России или Турции.

Таким образом, для российских граждан Турция не предусматривает отдельных механизмов социальной адаптации, в том числе для супругов смешанных браков. находясь на территории Турции, гражданин России адаптируется в местных социально-бытовых условиях на общих основаниях. Данный аспект влияет на экономические возможности каждой российско-турецкой семьи, многие из которых вынуждены полагаться на экономическую инфраструктуру, создаваемую в результате российско-турецких торговых отношениях.

Для граждан Турции на территории России предусмотрены отдельные механизмы социальной и профессиональной поддержки. Факта наличия

11 Косых Г.В., Никуличева А.А. Российско-турецкие отношения: туризм и геополитика // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2021. № 2. С. 43-49.

официально зарегистрированного брака с гражданином России существенно упрощает процедуру легализации и натурализации гражданина Турции на территории страны. несмотря на то, что в России не предусмотрены какие-либо законодательные послабления непосредственно для граждан Турции, тем не менее, государственная система нацелена на равноправное получение качественных государственных услуг как резидентами, так и нерезидентами страны.

Если рассматривать социальный контекст российско-турецких семей, то следует обозначить следующие факторы:

- российско-турецкая семья выступает наиболее выраженным индикатором благополучия как российского, так и турецкого общества в различных социальных направлениях;

- российско-турецкая семья является наиболее выраженным элементом общественного развития в двух государствах в контексте российско-турецких отношений;

- развитие российско-турецкой семьи формирует отдельный кросс-культурный аспект общественных отношений вне зависимости от территории ее проживания;

- существование российско-турецкой семьи как компонента общества способствует гармонизации деструктивных социальных и этнически-направленных установок, что приводит к систематизации рационального восприятия человека;

- смешанный брак является зачастую инструментом для выбора супругами территории постоянного проживания, исходя из экономических и иных условий двух государств;

- на фоне глобализации многих гендерных процессов межэтнический

брак, на примере российско-турецкой семьи, способствует сохранению традиционного воспитания второго поколения;

- российско-турецкие семьи могут сталкиваться с факторами риска, связанными с некоторыми принципиальными различиями социального, психологического и культурного характера;

- заключение межэтнических браков, на примере России и Турции, свидетельствуют о наличии соответствующей категории общества, социальный контекст которой может не совпадать с общепринятым на территории конкретного государства;

- дети, которые рождаются в смешанных браках, зачастую отличаются более высоким интеллектуальным уровнем и чаще склонны к созданию собственных смешанных браков по примеру родителей;

- наличие детей в российско-турецких семьях может стать препятствующим фактором в бракоразводном процессе при урегулировании правовых сторон, связанных с благополучием и будущим таких детей;

- создание межэтнических браков формирует целесообразность развития двумя соответствующими государствами добрососедских программ, нацеленных на этническую и культурную толерантность.

Развитие добрососедских отношений должно оставаться центральным звеном в российско-турецких отношениях ввиду многочисленности рассматриваемых семей. В настоящее время подобная работа почти не проводится, так как основное внимание уделяется в целом российской или турецкой диаспоре. На базе посольств России в Турции и Турции в России необходимо создать центры добрососедства, функция которых состоит в следующем:

- формирование механизмов экономического развития двух стран посредством потенциала представителей российско-турецких семей;

- объединение социальной поддержки за счет законодательных возможностей двух государств для российско-турецких семей;

- проведение мероприятий по сетевому принципу, направленных на распространение культурных особенностей и традиций России и Турции;

- повышение степени осведомленности о повседневной жизни России и Турции для супругов нерезидентов соответствующих государств;

- правовая и консульская поддержка в случаях возникновения сложных ситуаций в российско-турецких семьях;

- проведение мероприятий научного и культурного характера, направленных на унификацию восприятия общих между Россией и Турцией исторических событий;

- организация образовательного пространства на русском и турецком языках для детей смешанных браков;

- подготовка второго поколения российско-турецких семей для дальнейшей адаптации при поступлении в российские и турецкие вузы;

- приобщение интеллектуального потенциала российско-турецких семей к созданию совместных межгосударственных технологий;

- создание системы психологической помощи для российско-турецких семей в целях оптимальной адаптации в стране пребывания.

Целесообразность создания центров добрососедства на базе посольств двух государств состоит в следующем:

- создание системы всесторонней поддержки для оптимальной адаптации супругов нерезидентов в стране пребывания;

- формирование платформы для гармонизации отношений в российско-турецких семьях за счет инструментов различной поддержки;

- урегулирование ряда межгосударственных вопросов, связанных с развитием технологических и экономических двусторонних отношений;

- создание единой образовательной системы в целях поддержания качества обучения детей российско-турецких семей;

- создание большего числа семейных предприятий как потенциальных налогоплательщиков двух стран;

- урегулирование механизма систематической и комплексной правовой поддержки, особенно для семей, находящихся в трудной ситуации;

- совершенствование механизмов культурной дипломатии в восприятии российско-турецких семей и их окружения на базе соответствующих возможностей двух государств;

- создание системы рациональной информационной работы, направленной на корректное восприятие вторым поколением российско-турецких семей смысловой нагрузки общих исторических событий;

- создание предпосылок для развития государственных программ образовательных обменов;

- формирование контролируемой системы психологической помощи, в том числе в целях предупреждения деструктивных тенденций в российско-турецких семьях.

В действительности работа с российско-турецкими семьями представляет особую важность для двусторонних отношений между Россией и Турцией. По причине их многочисленности, как на территории Турции, так и на территории России, российским и турецким дипломатическим миссиям необходи-

мо проводить систематическую работу не только в целях защиты собственных граждан, но также в целях беспрепятственного вовлечения супругов нерезидентов в повседневную жизнь страны пребывания.

Создание центров добрососедства станет дополнительным стимулом для развития межгосударственных отношений и инструментом в целях урегулирования некоторых общественных, экономических и культурных вопросов. Несмотря на то, что многие мероприятия, рассматриваемые в контексте деятельности центров добрососедства, предусматривают реализацию культурной дипломатии, между Россией и Турцией необходимо заключение соответствующего соглашения о долгосрочном сотрудничестве.

отличительной особенностью данного соглашения является намерение о создании центров добрососедства на базе двух посольств, а также определение условий и границ предполагаемой деятельности с учетом полномочий сотрудников таких центров. Уникальной ценностью центров добрососедства является возможность привлечения не только дипломатов соответствующих стран, но также общественных деятелей и волонтеров.

В заключение следует отметить, что российско-турецкие семьи в целом положительно влияют на двухсторонние отношения между Россией и Турцией. однако из различий в законодательных подходах следует рассматривать условия пребывания российско-турецкой семьи на территории России отдельно от условий пребывания на территории Турции. несмотря на то, что в последние годы наблюдается тенденция к снижению числа ежегодно регистрируемых смешанных пар, численность таких семей в двух государствах по-прежнему

значительна. Данное обстоятельство формирует необходимость заключения между Россией и Турцией дополнительного соглашения о сотрудничестве, в соответствии с которым на базе двух посольств могут быть созданы центры добрососедства. функциональное назначение таких центров призваны не только поддержать российско-турецкие семьи, но также создать дополнительные стимулы для развития благоприятных двусторонних отношений.

References

[1] Ananyina V.T. On the problem of studying ethnic iden-

tity in interethnic families // Sociology. 2013. № 2. P.

39-46.

[2] Ulvie F.E. Evlilik yoluyla kadin gö^ü ve türkiye'de "rus

gelin"lerin durumu // Journal of social sciences and Humanities. P. 39. // URL: https://dergipark.org. tr/tr/download/article-file/440907#:~:text=Hal%20 hazirda%20net%20olmayan%20verilere,Page%20 20%2040%20Türk %60tur

[3] The number of Russian-Turkish married couples has

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

exceeded 100 thousand // Internet portal "Rambler". // URL: https://news.rambler.ru/other/42119807/?utm_ content=news_media&utm_medium = read_ more&utm_source=copylink (03.19.2024).

[4] Koritsky A. Year of Russian culture in Turkey // Asia and

Africa today. 2007. № 9. P. 55-58.

[5] Kosykh G.V., Nikulicheva A.A. Russian-Turkish rela-

tions: tourism and geopolitics // Bulletin of the Voronezh Institute of Economics and Social Management. 2021. № 2. P. 43-49.

[6] Kuchmaeva O.V., Rostovskaya T.K. Russian-Turkish marriages in the context of the emergence of a new world order: research methodology // Social and humanitarian knowledge. 2023. Vol. 9. № 1. P. 58-69.

[7] Pogodin S.N., Tuana M., Tuana E.N. Spread of the Rus-

sian language and Russian culture in Turkey at the present stage // Russia in the global world. 2021. № 22 (45). P. 65-81.

[8] Tonkikh V.A. Russia-Türkiye: historical experience of co-

operation and modernity // Acta Orientalia Voronen-sia: Voronezh Oriental Studies. 2017. № 4. P. 194-206.

[9] Turkish Institute of Statistics (TurkStat) // Turkish In-

stitute of Statistics (TurkStat). // URL: https://data.tuik. gov.tr/ (03.19.2024).

[10] Türk erkegi en $ok hangi ülke kadiniyla evleniyor? i§te rakamlar // Bursa Hakimiyet. // URL: https://www.bur-sahakimiyet.com.tr/yasam/turk-erkegi-en-cok-hangi-ulke-kadiniyla-evleniyor-iste-rakamlar-151183?ysclid= ltykls64le338530837 (19.03.2024).

[11] Türkler en 9ok hangi milletle evleniyor? // Usta Yemek Tarifleri. // URL: https://www.ustayemektarifleri.com/ soru-ve-cevaplar/turkler-en-cok-hangi-milletle-evleni-yor (19.03.2024).

Список литературы

[1] Ананьина В.Т. К проблеме исследования этнической

идентичности в межнациональных семьях // Социология. 2013. № 2. С. 39-46.

[2] Улвие Ф.Э. Evlilik yoluyla kadin gö^ü ve türkiye'de

"rus gelin"lerin durumu // Journal of social siciences and Humanities. С. 39. // URL: https://dergipark.org. tr/tr/download/article-file/440907#:~:text=Hal%20 hazirda%20net%20olmayan%20verilere,Page%20 20%2040%20Türk%60tür

[3] Количество русско-турецких супружеских пар перевалило за 100 тысяч // Интер^т-пор-тал «Рамблер». // URL: https://news.rambler.ru/ other/42119807/?utm_content=news_media&utm_ medium=read_more&utm_source=copylink (Дата обращения: 19.03.2024).

[4] Корицкий А. Год культуры России в Турции // Азия и

Африка сегодня. 2007. № 9. С. 55-58.

[5] Косых Г.В., Никуличева А.А. Российско-турецкие отношения: туризм и геополитика // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2021. № 2. С. 43-49.

[6] Кучмаева О.В., Ростовская Т.К. Российско-турецкие

браки в условиях становления нового мирового порядка: методология исследования // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9. № 1. С. 58-69.

[7] Погодин С.Н., Туана М., Туана Е.Н. Распространение

русского языка и русской культуры в Турции на современном этапе // Россия в глобальном мире. 2021. № 22 (45). С. 65-81.

[8] Тонких В.А. Россия-Турция: исторический опыт

сотрудничества и современность // Acta Orientalia Voronensia: Воронежское востоковедение. 2017. № 4. С. 194-206.

[9] Турецкий институт статистики (TurkStat) // Турецкий

институт статистики (TurkStat). // URL: https://data. tuik.gov.tr/ (Дата обращения: 19.03.2024).

[10] Türk erkegi en $ok hangi ülke kadiniyla evleniyor? i§te rakamlar [Электронный ресурс] // Bursa Hakimiyet. // URL: https://www.bursahakimiyet.com.tr/yasam/turk-erkegi-en-cok-hangi-ulke-kadiniyla-evleniyor-iste-rakamlar-151183?ysclid=ltykls64le338530837 (Дата обращения: 19.03.2024).

[11] Türkler en $ok hangi milletle evleniyor? // Usta Yemek Tarifleri. // URL: https://www.ustayemektarifleri.com/ soru-ve-cevaplar/turkler-en-cok-hangi-milletle-evleni-yor (Дата обращения: 19.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.