Научная статья на тему 'Социальный капитал вуза: измерения, проблемы и направления инвестирования в новых условиях'

Социальный капитал вуза: измерения, проблемы и направления инвестирования в новых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / SOCIAL CAPITAL / НЕФОРМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / INFORMAL SOCIAL CONNECTIONS AND RELATIONSHIPS / ДОВЕРИЕ / TRUST / УВАЖЕНИЕ И ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / RESPECT AND MUTUAL OBLIGATIONS / СТРУКТУРНЫЙ / STRUCTURAL / РЕЛЯЦИОННЫЙ / RELATIONAL / КОГНИТИВНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / COGNITIVE SOCIAL CAPITAL / ОБМЕН И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЙ И ОПЫТА / EXCHANGE AND DISSEMINATION OF KNOWLEDGE AND EXPERIENCE / ВЕРА В ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ / BELIEF IN THE BENEVOLENCE AND COMPETENCE / ВЕРА В КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодункова А.Г.

Закон РФ от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» создаёт дополнительные возможности для развития высших учебных заведений, становится реальной проверкой эффективности их деятельности по подготовке специалистов и степени их социальной ответственности или полезности для общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In an economy based on knowledge, social capital of the universities, which is based on close personal relationships, trust and respect and common corporate culture is important competitive advantage that can not only realize the potential of high school, but also help society in solving pressing social problems.

Текст научной работы на тему «Социальный капитал вуза: измерения, проблемы и направления инвестирования в новых условиях»

Бодункова А.Г.

соискатель кафедры менеджмента Института права и управления, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Anna.Bodunkova@vvsu.ru

без отрыва от альма-матер

социальный капитал вуза:

измерения, проблемы и направления

инвестирования в новых условиях

Закон РФ от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» создаёт дополнительные возможности для развития высших учебных заведений, становится реальной проверкой эффективности их деятельности по подготовке специалистов и степени их социальной ответственности или полезности для общества.

Вузам предоставляется право создавать на своей базе малые и средние предприятия, вести хозяйственную деятельность, получать «доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ», а также самостоятельно использовать часть полученной в результате деятельности этих предприятий прибыли «на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных высших учебных заведений».

Финансовый и экономический кризис повлёк за собой сокраще-

ние сотрудников компаний, в том числе сотрудников и ППС высших и средних учебных заведений, а также серьёзно обострил конкуренцию на рынке труда, значительно уменьшив шансы выпускников вузов найти работу по специальности. Создавая на своей базе малые и средние предприятия, вузы не только получают возможность более эффективно использовать свою материально-техническую базу, но и имеют шанс помочь обществу в решении социальных проблем, связанных с нехваткой рабочих мест и сокращениями, и реализовать накопленный ими социальный капитал, являющийся ресурсом, способным многократ-

но увеличивать результативность работы предприятия в экономике, основанной на знаниях. Социальный капитал, основой которого выступают связи и взаимоотношения между отдельными сотрудниками в группе или в организации в целом, всё чаще становится центральной «фигурой» при обсуждении способов повышения конкурентоспособности компании, а его эффективное использование выходит для менеджмента компании на первый план. Жанин Нахапет и Сумантра Гошал, определив социальный капитал как «сумму реальных и потенциальных ресурсов, существующих, доступных и извлекаемых из сети взаимоотношений человека или социальной единицы», подчеркнули его роль как основного источника конкурентного преимущества компании в условиях постиндустриальной, экономики. От способности руководства вуза использовать человеческий капитал - уникальные знания, которыми обладает коллектив, от его умения и желания распространять знания посредством создания малых и средних предприятий с участием сотрудников, ППС, студентов и выпускников зависит успешность работы учебного заведения в новых общественно-экономических условиях, его развитие и эффективное взаимодействие с окружающей средой. В своих действиях по наиболее полному использованию всех имеющихся ресурсов руководству необходимо определить программу действий в отношении социального капитала вуза с учётом трёх его измерений, выделенных Ж. Нахапет и С. Гошал:

1) структурное: сотрудники должны воспринимать себя как часть некой сети;

2) реляционное: связи между сотрудниками должны строиться на доверии и взаимных обязательствах;

3) когнитивное: членов сети должны объединять общие интересы или единое понимание стоящих перед организацией задач.

К структурным проблемам социального капитала относятся:

• время, расстояние и окружение, затрудняющие взаимодействие сотрудников;

• ограниченность числа личных связей, которые сотрудник может установить и поддерживать;

• физические препятствия для взаимодействия или отсутствие возможности непосредственного общения;

• запреты для сотрудников, связанные с различными сферами деятельности или специальными ограничениями.

К реляционным проблемам социального капитала относятся:

• корпоративная культура, поддерживающая индивидуализм и высокий уровень соперничества;

• рабочие процессы и программы стимулирования, чрезмерно поддерживающие индивидуализм;

• естественная ограниченность числа стабильных взаимоотношений на основе личных контактов (приблизительно 150).

К когнитивным проблемам социального капитала относятся:

• различная интерпретация официальной информации;

• искажение информации при неформальных коммуникациях;

• отсутствие общей рабочей среды для сотрудников;

• невозможность ведения открытой дискуссии.

Большинство из указанных проблем легко преодолевается на предприятиях, созданных на базе вуза, за счёт своеобразного и уникального состава работников этих предприятий. Очевидно, что инициаторами создания новых хозяйствующих единиц будут выступать те преподаватели, сотрудники, студенты и выпускники, которых уже связывают отношения взаимного доверия и уважения, основанные на общности корпоративной культуры и знании многих внутренних бизнес-процессов, на наличии дружеских личных взаимоотношений и отсутствии каких-либо препятствий для общения, а также привычка к четкой организации информационных потоков и к открытому обсуждению проблем.

Согласно исследованиям, при отсутствии спроса на рынке труда на неопытных сотрудников выпускники вузов предпочитают в процессе поиска работы обращаться за помощью или протекцией к близким родственникам или используют помощь друзей и знакомых (около 75% «счастливчиков», нашедших работу, отмечают, что им помогли друзья, родственники или знакомые). Деловые контакты или профессиональную социальную сеть обычно используют в поисках работы только высококвалифицированные специалисты или управленцы.

При создании предприятий на базе вуза действие неформальных социальных связей между преподавателями и студентами/выпускниками объединяет в себе характеристики реактивного посредника

(трудоустройство, инициированное просьбой самого студента/выпускника) и проактивного посредника (трудоустройство по предложению агента социальной сети - представителя вуза, не запланированное и не инициированное изначально студентом/выпускником). Создание действующих предприятий на базе вузов увеличивает возможности для инвестиций в их социальный капитал. По мнению Лоренс Прусак и Дона Коэна, основные инвестиции необходимо осуществлять в установление связей, укрепление доверия и развитие сотрудничества, В основе действий руководства вуза по установлению связей лежит ряд факторов:

• приверженность идее сохранения персонала: руководство регулирует текучесть, стараясь обеспечить приток «свежей крови» при удержании «старых» ценных работников, так как прочные взаимосвязи на основе взаимопонимания и доверия возникает лишь в том случае, когда сотрудники хорошо знакомы друг с другом;

• практика продвижения сотрудников, ориентированная на сотруд-

Ключевые слова:

социальный капитал; неформальные социальные связи и взаимоотношения; доверие, уважение и взаимные обязательства; структурный, реляционный, когнитивный социальный капитал; обмен и распространение знаний и опыта; вера в доброжелательность, вера в компетентность

создание действующих предприятий на базе вузов увеличивает

возможности для инвестиций в их социальный капитал

ничество: назначение на руководящие должности сотрудников, имеющих стаж и опыт работы в вузе на нижестоящих должностях; поощрение членства в корпоративных сетях вуза и в профессиональных сообществах, способствующих укреплению доверия и распространению знаний; инвестирование в информационные технологии и в создание виртуальных команд с целью реализации учебно-образовательной и производственной деятельности; создание возможности для личного общения членов коллектив («врастание» в культуру учебного заведения, установление взаимосвязи со всеми коллегами);

• стимулирование личного общения сотрудников: наличие в компании «социального пространства» (зоны отдыха, спортивные залы, библиотека и т.п.), показывающее признание руководством неформального общения и веру в его ценность;

• создание социальных сетей. Действия руководства вуза по укреплению доверия предполагают следующее:

• создание атмосферы доверия в рабочих группах и организации в целом через разъяснительную работу и демонстрацию доверия

своими действиями (личными и от имени вуза);

• обеспечение отсутствия грубого вмешательства в личную жизнь сотрудников;

• обеспечение прозрачности действий руководства и уверенности сотрудников в их справедливости;

• четкая формулировка реальных правил и жесткое их соблюдение. Стратегия руководства вуза в области развития сотрудничества направлена на:

• определение и формулирование общей цели вуза;

• вознаграждение сотрудников за успешную совместную работу и отражение важности участия сотрудника в совместной работе в величине его вознаграждения (большая зависимость премий от участия сотрудника в работе группы и от достижений фирмы, меньшая - от индивидуальных показателей и т.п.);

• введение в вузе определенных «правил сотрудничества»: первоначальный поиск кандидата на открывшуюся вакансию в коллективе; посещение внешних конференций/семинаров с последующим обменом полученными знаниями с коллегами и т.п.;

• сотрудничество при приёме на работу, то есть. тщательный подбор кандидатов на основе их соответствия корпоративной культуре. Поскольку создание малого или среднего предприятия обычно основано на доверии к знаниям и профессионализму подбираемых сотрудников, интерес представляют результаты исследований Дэниела З. Левина, Роба Кросса, Лайзы К. Абрамс и Эрика

Л. Лессера. Изучив эффективность обмена и распространения знаний и опыта на основе доверия, возникшего в процессе взаимодействия между сотрудниками компании, они выделили два вида доверия:

1. Вера в доброжелательность: сотрудники верят, что человек, которому доверяют и с которым делятся своими знаниями, не причинит никому никакого вреда преднамеренно.

2. Вера в компетентность: сотрудники верят в то, что человек, которому доверяют - носитель знаний - является специалистом, хорошо знающим свой предмет. Учитывая то, что большая часть человеческого капитала - наиболее ценных знаний в любой организации, и в вузе в частности, - это знания неформализованные, эмпирические, наиболее важной формой доверия для их передачи или обмена выступает именно вера в компетентность их носителя (преподавателя, сотрудника, студента/ выпускника). Передача же явных, формализованных знаний основана, прежде всего, основана на вере в доброжелательность носителя знаний.

Таким образом, в области укрепления доверия задача руководства состоит в создании в вузе атмосферы доверия (носитель знаний доброжелателен и компетентен) и в воспитании или привлечении сотрудников, являющихся экспертами в своём деле, стремящихся делиться знаниями и опытом с коллегами.

Согласно результатам исследования факторов, влияющих на возникновение веры в компетентность, которое провели Дэниел З. Левин,

Роб Кросс, Лайза К. Абрамс и Эрик Л. Лессер, руководители, заботящиеся о создании атмосферы доверия в организации, должны уделять особое внимание социальному капиталу и поведению сотрудников, а демографическое и организационное сходство сотрудников играет второстепенную роль.

Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ ...» создаёт самые благоприятные возможности для естественного развития вузов, поощряет преподавателей, сотрудников, студен-

руководители, заботящиеся о создании атмосферы доверия в организации, должны уделять особое внимание социальному капиталу и поведению

сотрудников, а демографическое и организационное сходство сотрудников

играет второстепенную роль

тов и выпускников к эффективному использованию накопленного ими коллективного социального капитала, а также требует от руководителей принятия мер, которые создают возможность для проявления инициативы, творчества и сотрудничества коллектива на более высоком профессиональном уровне, способствует созданию профессиональных сообществ, малых и средних предприятий совершенно нового типа.

Согласно Ф. Фукуяме, «неформальные нормы весьма уменьшают то, что экономисты называют стоимостью сделки, - стоимость контроля, заключения контрактов, судебных тяжб, принудительного осуществления формальных соглашений. При определённых условиях социальный капитал может обеспечить также и более высокую степень инноваций и групповой адаптации. Он даёт преимущества, которые распространяются далеко за пределы экономической сферы».

Литература

1. Закон РФ от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». (Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: rg.ru/2009/08/04/int-dok.html

2. Лессер Э. Л., Котрел Дж. Верные друзья: виртуальность и социальный капитал./ Лессер Эрик Л., Котрел Дж. // Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute for Business Value/ Составители: Эрик Лессер, Лоренс Прусак; Пер.с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

3. Синицына Т.В. Новый средний класс: особенности сетевого трудоустройства. Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 15. Июнь 2008 г. (Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.e-journal.spa.msu.ru/15_2008Sinitsyna. html

4. Прусак Л., Коэн Д. Как инвестировать в социальный капитал./ Прусак Л., Коэн Д. // Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute for Business Value/ Составители: Эрик Лессер, Лоренс Прусак; Пер.с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

5. Левин Д.З., Кросс Р., Абрамс Л.К., Лессер Э.Л. Доверие и распространение знаний: критически важное сочетание./ Левин Д.З., Кросс Р., Абрамс Л.К., Лессер Э.Л.// Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute for Business Value / Составители: Эрик Лессер, Лоренс Прусак; Пер.с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

6. Фукуяма Ф.Великий разрыв / Фрэнсис Фукуяма; пер.с англ. под общ. ред. А.В. Александровой. -М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.