Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: КЛЮЧЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: КЛЮЧЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ / ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФРАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Людмила Алфисовна

Анализ ключевых аспектов и особенностей развития социального капитала современного российского общества приобретает особую значимость в условиях новых геополитических вызовов и рисков. Система управления процессами развития социального капитала способна во многом повысить уровень сплоченности, солидарности общества в решении важнейших задач социально-экономического развития. Для расширения возможностей их реализации предлагается применение модели управления процессами развития социального капитала, основанной на диагностике, оценке и выборе методов его преобразования в социально значимый ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CAPITAL OF MODERN RUSSIAN SOCIETY: KEY MANAGEMENT MECHANISMS AND DEVELOPMENT TRENDS

An analysis of the key aspects and features of the social capital development in modern Russian society is of particular importance in the context of new geopolitical challenges and risks. The system for managing the processes of social capital development can in many ways increase the level of unity and solidarity of society in order to solve the most important tasks of socio-economic development. For this purpose, it is proposed to create a model for managing the development of social capital, which includes diagnostics, evaluation and selection of methods for its transformation into a socially significant resource.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: КЛЮЧЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Герасимова Л. А. Социальный капитал современного российского общества: ключевые механизмы управления и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06 (июнь). -0,7п. л. - URL http://e-koncept.ru/2023/233004.htm.

ART 233004 DOI 10.24412/2304-120X-2023-13004 УДК 330.101.22

Герасимова Людмила Алфисовна,

младший научный сотрудник Института социально-экономических исследований - обособленного структурного подразделения ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр РАН», г. Уфа ljudmila-shagieva@mail.ru

Социальный капитал современного российского общества: ключевые механизмы управления и тенденции развития*

Аннотация. Анализ ключевых аспектов и особенностей развития социального капитала современного российского общества приобретает особую значимость в условиях новых геополитических вызовов и рисков. Система управления процессами развития социального капитала способна во многом повысить уровень сплоченности, солидарности общества в решении важнейших задач социально-экономического развития. Для расширения возможностей их реализации предлагается применение модели управления процессами развития социального капитала, основанной на диагностике, оценке и выборе методов его преобразования в социально значимый ресурс.

Ключевые слова: социальный капитал, социальное развитие, социальные связи, механизмы управления социальным капиталом, система управления, правовые и нравственные нормы, социальная дифракция. Раздел: 08.00.00 Экономические науки.

Введение

Изучение проблемы реализации социального капитала в современных условиях приобретает особую значимость в силу необходимости поиска новых траекторий социально-экономического развития и прогрессивных направлений преобразования социальной реальности. Актуальность данной темы обусловливается тем, что совершенствование социальных связей, отношений и взаимодействий вносит значительный вклад в развитие социума, определяет характер социально-экономических изменений и перспективы эффективного функционирования территориальных систем. Не меньшую значимость данная тема приобретает и для нивелирования социальной напряженности, снижения уровня конфликтности и социальной фрустрации в обществе. Кроме того, в условиях геополитической нестабильности и социально-экономической изоляции социальный капитал в значительной степени может расширить возможности реализации человеческого капитала, повысить уровень социальной солидарности, сплоченности общества, обеспечив тем самым устойчивость его развития. Не подлежит сомнению и тот факт, что в рамках представленной проблематики должны быть разработаны механизмы целенаправленного воздействия на процессы формирования и развития социального капитала, которые станут впоследствии мерами совершенствования его ключевых сегментов на различных уровнях. Первостепенную значимость в данной области исследования при этом приобретает создание комплексной модели управления социальным капиталом, учитывающей весь спектр новых социально-экономических вызовов.

* Данное исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН № 075-01134-23-00 на 2023 год.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Герасимова Л. А. Социальный капитал современного российского общества: ключевые механизмы управления и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06 (июнь). -0,7п. л. - URL http://e-koncept.ru/2023/233004.htm.

Методология и результаты исследования

Обзор научной литературы по рассматриваемой теме

В силу свой значимости для продуктивного развития и функционирования всех общественных систем социальный капитал как одна из ключевых детерминант социального развития представлен в трудах многих классиков отечественной и зарубежной социологии, опираясь на которые можно выделить три основных подхода к рефлексии содержания данного понятия:

- подход, выдвигаемый П. Бурдьё, согласно которому социальный капитал представляет собой систему социальных сетей, связей и взаимодействий, выступающих источником получения экономических благ [1];

- теория, основанная Дж. Коулманом, определяющая рассматриваемый феномен как общественное благо, производимое индивидами и социальными группами с целью последующего извлечения выгоды [2];

- трёхфакторная теория Р. Патнэма, основанная на представлении социального капитала как системы социальных связей, социальных норм и доверия [3].

В значительной степени применительно к реалиям российского общества данные направления были адаптированы отечественными учёными в области социологии, такими как В. В. Богатырёва [4], В. А. Бурко [5], В. В. Радаев [6], П. Н. Шихирев [7], Л. А. Беляева [8], М. Я. Фейзба [9], Ф. С. Файзуллин [10] и др.

Преимущественно воззрения данных авторов относительно места и роли социального капитала в процессе социально-экономического развития сводятся к пониманию его как системы социальных отношений, эффективность которых измеряется доверием со стороны различных акторов [11].

Однако, несмотря на богатый опыт изучения социального капитала в отечественной и зарубежной науке, существенным недостатком является то, что довольно малоизученными остаются механизмы его управления и контроля, в то время как актуальность данного направления возрастает с каждым днем. Объясняется это прежде всего тем, что отсутствие или неэффективная работа данных механизмов ведут к росту теневых (деструктивных) форм социального капитала, выраженных в экономической преступности, коррупции, росте незаконных объединений, отстаивающих свои личные интересы в ущерб другим субъектам социальных отношений.

Модель системы управления процессами развития социального капитала и анализ ключевых проблем её реализации в условиях социально-экономических трансформаций

Согласно рассмотренным подходам к изучению структуры социального капитала можно выделить следующие его содержательные срезы: социальные связи, отношения, ценности, социальные и правовые нормы. Данные структурные элементы обеспечивают системную целостность социума, позволяют упорядочить процессы функционирования отдельных социальных акторов, в том числе индивидов, групп и институтов. В то же время для повышения эффективности их деятельности должна быть создана система регулирования процессов накопления и реализации социального капитала на трёх базовых уровнях управления: законодательном, организационно-административном и ценностно-нормативном.

На законодательном уровне устанавливаются нормативно-правовые основы регулирования межличностных и межинституциональных отношений, закрепляются сво-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Герасимова Л. А. Социальный капитал современного российского общества: ключевые механизмы управления и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06 (июнь). -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/233004.htm.

боды и ограничения социальных действий. Организационно-административный уровень представляет собой систему социальных единиц, групп и институтов, между которыми выстраиваются устойчивые социальные отношения, формируется иерархия власти и распределение конкретных функций. Ценностно-нормативный уровень включает несанкционированные нормы отношений, основанные на ценностях, традициях, общепринятых правилах поведения и нравственных нормах.

По уровню регулирования и масштабам распространения можно выделить систему управления процессами реализации и развития социального капитала макроуровня (общество в целом), мезоуровня (социальные институты, социальные группы и объединения), микроуровня (социальные единицы и малые социальные группы) (см. рисунок).

Законодательный (нормативно-правовые основы регулирования) Макроуровень (общество в целом) —

— Организационно-административный (иерархия власти, распределение функций) Мезоуровень(социальные институты, большие и средние группы, объединения) —

Ценностно-нормативный (традиции, правила поведения и нравственные нормы) Микроуровень (социальные единицы и малые социальные группы)

Система управления процессами реализации и развития социального капитала (источник: материалы авторского исследования)

Успешная реализация управленческих механизмов на всех вышеобозначенных уровнях свидетельствует о высокой степени эффективности использования социального капитала и о положительной направленности тенденций социального развития. Следует отметить, что все уровни управления при этом должны быть взаимосвязаны между собой и дополнять друг друга, быть единой, устойчивой системой. Так, законодательный уровень должен быть основан на универсальных ценностях справедливости и равенства доступа к социально-экономическим благам, а организационно-административный ни в коей мере не должен нарушать нормативно-правовые основы функционирования общественных подсистем. Э. Фромм в своей работе «Здоровое общество» отмечает, что право закрепляет официально признанные ценности. Оно, так же как и система ценностей (не только санкционированных государством, но и существующих в реальной жизни), имеет свою иерархию, в которой высшие правовые акты, так же как и высшие ценности, должны определять все прочие нормы как необходимые для их реализации [12].

В то же время, если существующие нормативно-правовые акты не обеспечивают равенство всех граждан перед законом и служат лишь защите интересов определенного круга лиц, можно говорить об отрицательной динамике развития социального капитала, приводящей к социальной деградации. Это влечёт, в свою очередь, усиление

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Герасимова Л. А. Социальный капитал современного российского общества: ключевые механизмы управления и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06 (июнь). -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/233004.htm.

социальной дифференциации, выраженной в неравном доступе разных социальных слоёв к экономическим благам и десоциализации экономики.

В случае, если подобные процессы воспринимаются населением в остронегативной форме и приобретают характер неприятия социальной несправедливости, можно говорить о возможностях устранения десоциализации экономики и дальнейшей интенсификации социального развития. Но если данные деструктивные явления воспринимаются обществом как норма, не встречая никакого противодействия со стороны гражданской оппозиции, то они приведут в конечном счёте к социальной дифракции, при которой социальные патологии становятся нормой процессов социального развития.

Подобные проблемы далеко не всегда имеют локальный характер распространения и могут достигать глобальных масштабов. Ученые, внесшие значительный вклад в социологию постмодернизма, зачастую отмечали гибкость и изменчивость нравственно-нормативных рамок, приводящих к несовершенству правовых норм. По мнению Э. Фромма, если мы хотим достичь такого общественного и культурного уклада, при котором наибольшую значимость имеет сам человек, то нам необходимо предпринимать для этого активные действия. Не нужно забывать, что не право творит человека, а человек право, и делает он это для своей же собственной пользы. Предназначение закона - регулирование общественной жизни, а значит, и наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей личности в обществе [13].

Если рассматривать организационно-административный уровень управления социальным капиталом, то можно проследить наличие аналогичных потенциальных рисков и угроз, при которых распространение социальной дифракции приобретает характер одного из основных деструктивных факторов социального развития. Яркие проявления данных проблем - неэффективная система бюрократического управления, коррупция, ставшая повсеместным явлением, отсутствие системы обратной связи между властью и населением.

Учитывая то, что все три уровня регулирования процессов социального капитала взаимосвязаны между собой, прослеживается высокая степень их корреляции. Так, неэффективное функционирование ценностно-нормативных механизмов приводит к несовершенству нормативно-правовых норм, направленных на защиту интересов лишь определенных социальных слоев, а это влечет за собой, в свою очередь, неэффективность работы управленческих структур, заботящихся лишь о собственном благе, а не о благосостоянии общества в целом.

Осознание данных проблем для социального развития является первым шагом на пути их элиминирования. Комплекс мер устранения данных отрицательных явлений должен основываться на разработанной системе иерархии уровней управления социальным капиталом. В настоящее время общепринятым является положение, что меры регулирования важнейших социальных процессов должны быть разработаны прежде всего на макроуровне. Но относительно рассматриваемой проблемы данный подход является не вполне эффективным и значительно уступает по качеству системе управления, действующей на всех трех уровнях одновременно (макро-, мезо- и микроуровни):

- На макроуровне меры регулирования должны быть представлены совершенствованием законодательных основ социального развития, регулированием нормативно-правовой системы и ориентацией её на сглаживание социального неравенства, в том числе при помощи механизмов реализации социального капитала.

- Мезоуровень должен быть представлен выстраиванием организационно-административных основ функционирования социальных институтов, направленных на защиту интересов всех слоёв населения, а не только представителей управленческих

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Герасимова Л. А. Социальный капитал современного российского общества: ключевые механизмы управления и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06 (июнь). -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/233004.htm.

элит. Механизмы управления на данном уровне должны предусматривать устранение лишних элементов бюрократии, коррупции и злоупотребления должностными полномочиями со стороны руководства.

- Микроуровень представлен разработкой системы мер, способствующих повышению правового и нравственного сознания каждого члена общества, формированию активной гражданской позиции, развитию социальной активности и ответственности. Укрепление данных мер на уровне семьи, школы, системы среднего специального и высшего образования должно быть столь же приоритетной задачей, сколько и сам учебный процесс.

Управление процессами развития и реализации социального капитала, таким образом, должно представлять собой, с одной стороны, процесс регулирования социальных отношений, норм и правил поведения; с другой стороны, организационную систему, деятельность которой направлена на повышение эффективности функционирования социальных институтов.

Существенным недостатком управленческой деятельности в данной области является то, что в настоящее время функционирование федеральных и региональных органов власти не имеет четкой ориентации на реализацию социального капитала, что обусловлено не только низкой оценкой его значимости для социального развития общества, но и отсутствием научного обоснования необходимости его реализации в ближайшей перспективе. С учетом данного обстоятельства можно говорить о необходимости разработки единой программы реализации социального капитала территорий, обладающей чётко поставленной целью, задачами, принципами, функциями и направлениями реализации.

Целью данной программы должно стать продуктивное использование механизмов регулирования процессов накопления и реализации социального капитала территорий.

Задачами, направленными на достижение данной цели, являются:

1. Разработка и систематизация научно-методических основ управления процессами реализации социального капитала.

2. Оценка эффективности реализации социального капитала на федеральном и региональном уровнях, выявление ключевых проблем и противоречий его развития исходя из социально-экономических и культурных особенностей территорий.

3. Выявление конструктивных и деструктивных факторов влияния на процессы реализации и развития социального капитала.

4. Внедрение методов и технологий повышения эффективности функционирования механизмов реализации социального капитала на всех уровнях власти.

5. Распределение между управленческими структурами основных функций, обязанностей и направлений деятельности в данной области.

6. Разработка программы реализации социального капитала территорий, учитывающей специфику развития и базовые характеристики всех административно-территориальных единиц.

Ключевые направления и механизмы реализации поставленных задач

1. Разработка и систематизация научно-методических основ управления процессами реализации социального капитала. Данная задача направлена на корректировку нормативно-правовой базы в области регулирования социального капитала, в том числе таких нормативно-правовых актов, как Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ, Федеральный закон от 11 августа 1995

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Герасимова Л. А. Социальный капитал современного российского общества: ключевые механизмы управления и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06 (июнь). -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/233004.htm.

г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Целью вводимых корректировок должно стать устранение бюрократических барьеров на пути к реализации гражданских прав и свобод, повышение эффективности деятельности социальных групп в решении важнейших социально-экономических проблем и интенсификация социально ориентированной предпринимательской активности. Важным является введение гражданского и правового воспитания в образовательные стандарты, закрепленные в статье 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Оценка эффективности реализации социального капитала на федеральном и региональном уровнях, выявление ключевых проблем и противоречий его развития исходя из социально-экономических и культурных особенностей территорий. Несмотря на то что в зарубежной практике используется множество вариаций измерения социального капитала, базовые критерии его оценки остаются неизменными. К их числу относятся: справедливость общественного устройства, уровень социального неравенства, доверие населения к власти, социальная сплоченность и активность населения. Важно учитывать также и регрессивные показатели, такие как: социальная напряженность, конфликтность, национальная и этническая нетерпимость.

3. Выявление конструктивных и деструктивных факторов влияния на процессы реализации и развития социального капитала. В рамках современных социально-экономических реалий можно выделить глобальные и локальные факторы, препятствующие эффективной реализации социального капитала. К числу глобальных относятся: факторы геополитической нестабильности, механизмы экономического давления, снижение уровня социальной безопасности, толерантности, обесценивание права на самоопределение, приводящее к затяжным конфликтам.

К общероссийским факторам относятся, прежде всего:

- социально-экономические ограничения и психологическое давление со стороны стран Запада. Расторжение социокультурных и экономических отношений. Неприятие и отторжение российской культуры;

- высокий уровень недоверия населения к государственным органам власти и силовым структурам, их коррумпированность, бюрократизация, местничество;

- гражданская индифферентность населения, неготовность принимать участие в деятельности общественных организаций, объединений;

- отсутствие у большинства граждан умений и навыков решать социальные проблемы силами собственной инициативы;

- низкий потенциал предпринимательской активности и правовой грамотности населения [14].

4. Внедрение методов и технологий повышения эффективности функционирования механизмов реализации социального капитала на всех уровнях власти. Реализация данной задачи во многом осложнена тем, что в настоящее время нет единой программы реализации социального капитала на федеральном и региональном уровнях. Причиной данного упущения является недостаточная оценка значимости ресурсов социальных коммуникаций. Тем не менее условия современных реалий говорят об острой необходимости введения мер реализации и приращения социального капитала, способных повысить уровень социальной сплоченности населения, снизить неравенство доступа к социальным и материальным благам, возвысить утраченные об-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Герасимова Л. А. Социальный капитал современного российского общества: ключевые механизмы управления и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06 (июнь). -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/233004.htm.

ществом социальные ценности. Для реализации заданных направлений целесообразным является введение мер повышения гражданской и социальной ответственности, развитие основ правового и нравственного воспитания, укрепление статуса важнейших социальных институтов, в том числе института семьи.

5. Распределение между управленческими структурами основных функций, обязанностей и направлений деятельности в данной области. Роль ведущего исполнителя в реализации поставленных задач в области реализации социального капитала, безусловно, должна быть отведена правительству Российской Федерации.

Специализированное государственное управление развитием социального капитала должно осуществляться на уровне министерств, федеральных служб и агентств. Данными управленческими структурами выполняются следующие функции, направленные на реализацию социального капитала: борьба с асоциальными явлениями и различными формами девиаций, развитие гражданского и правового сознания населения, формирование основ нравственного воспитания, укрепление системы социальных ценностей, обеспечение социальной защитой малообеспеченных слоев населения, а также граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Аналогичные функции в рамках территориальных субъектов могут выполнять региональные органы власти исходя из социально-экономической, территориальной и культурной специфики регионов.

6. Разработка программы реализации социального капитала территорий, учитывающей специфику развития и базовые характеристики всех административно-территориальных единиц. В целях успешной реализации данной задачи в первую очередь необходимо введение законодательных основ профилактики развития отрицательных форм социального капитала. Содержательной основой их разработки должно стать введение правового воспитания на разных уровнях образования, начиная со средних общеобразовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями [15]. Ключевой задачей, решаемой в рамках данного процесса, должна стать передача молодому поколению знаний в области защиты и охраны прав граждан, информирование о последствиях, к которым может привести несоблюдение законодательных предписаний и правовых норм.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на богатый опыт исследования феномена социального капитала в отечественной и зарубежной науке, существенным недостатком является отсутствие должного внимания к управлению процессами его реализации и развития. Данным упущением, в свою очередь, обусловлены тенденции ослабления позитивного социального капитала и распространения его негативных форм. Наиболее ярко данные проблемы выражены в процессах распада социальных связей, десоциализации, распространения различных форм девиаций. Особую опасность представляют также патологии, которые со временем приобретают характер социальной дифракции, становятся нормой социальных отношений.

В рамках представленного материала сделаны выводы о возможности устранения данных деструктивных явлений при помощи модели управления процессами реализации и развития социального капитала на макро-, мезо- и микроуровнях. Первым наиболее важным шагом для ее разработки должно стать осознание того, что социальный капитал не является стихийно возникающим явлением; как и любой другой социальный феномен, он представляет собой продукт социальных взаимодействий,

Герасимова Л. А. Социальный капитал современного российского общества: ключевые механизмы управления и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06 (июнь). -0,7п. л. - URL http://e-koncept.ru/2023/233004.htm.

а значит, может стать объектом управления. Ключевыми этапами реализации управленческой деятельности в данной области являются: оценка состояния, диагностика проблем, выбор методов их решения и создание условий для продуктивного развития социального капитала в социуме. В целом дальнейшее изучение данной темы и проработка поставленных проблем во многом могут повлиять на эффективность управленческой деятельности, направленной на обеспечение социально-экономического благополучия территориальных систем различного уровня.

Ссылки на источники

1. Бурдьё П. Формы капитала / пер. с англ. М.С. Добряковой // Экономическая социология. - 2002. -Т. 3. - № 5. - С. 60-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий / пер. с англ. Л. Стрельникова, А. Стасенко // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 121-139.

3. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии / пер. с англ. А. Захарова. - М., 1996. - 288 с.

4. Богатырева В. В. Роль социального и человеческого капиталов в формировании и функционировании социально-экономической системы государства // Экономическая наука сегодня. - 2020. -№ 11. - С. 5-11.

5. Бурко В. А. О некоторых подходах к операционализации показателя «социальный капитал» (методические указания по разработке шкалы социальный капитал // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. - 2018. - Т. 1. - С. 43-50.

6. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. - 2003. - № 2. - С. 20-32.

7. Шихирев П. Н. Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественный науки и современность. - 2003. - № 2. - С. 17-32.

8. Беляева Л. А. Социальный капитал: проблемное поле и эмпирическое изучение // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - № 4. - Т. 12. - С. 154-166.

9. Фейзба М. Я. Воздействие социального капитала на формирование новых экономических и управленческих отношений на территории // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 1. - С. 468-471.

10. Файзуллин Ф. С. Социальный капитал и разработка технологии его реализации // Проблемы востоковедения. - 2021. - № 1 (91). - С. 23-29.

11. Формирование социального капитала региона: проблемы определения сущности и факторы развития: коллективная монография / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф., акад. Академии наук Республики Башкортостан Ф. С. Файзуллина. - Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2022. - С. 15-26.

12. Фромм Э. Здоровое общество / пер. Т. В. Банкетовой. - М.: АСТ; Хранитель, 2006. - 544 с.

13. Азми Д. М. Э. Фромм о праве // Право и политика. - 2000. - № 8. - С. 45-49.

14. Хайкин М. М., Крутик А. Б. Социальный капитал и социальные сети // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2014. - Т. 8. - № 1. - С. 85-92.

15. Фейзба М. Я. Воздействие социального капитала на формирование новых экономических и управленческих отношений на территории.

Ludmila A. Gerasimova,

Assistant Researcher, Institute for Socio-Economic Research - a separate structural subdivision of the Ufa

Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa

liudmila-shagieva@mail.ru

Social capital of modern Russian society: key management mechanisms and development trends Abstract. An analysis of the key aspects and features of the social capital development in modern Russian society is of particular importance in the context of new geopolitical challenges and risks. The system for managing the processes of social capital development can in many ways increase the level of unity and solidarity of society in order to solve the most important tasks of socio-economic development. For this purpose, it is proposed to create a model for managing the development of social capital, which includes diagnostics, evaluation and selection of methods for its transformation into a socially significant resource. Key words: social capital, social development, social ties, social capital management mechanisms, management system, legal and moral norms, social diffraction. References

1. Burd'yo, P. (2002). "Formy kapitala", Ekonomicheskaya sociologiya, t. 3, № 5, pp. 60-74 (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Герасимова Л. А. Социальный капитал современного российского общества: ключевые механизмы управления и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06 (июнь). -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/233004.htm.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Koulman, Dzh. (2001). "Kapital social'nyj i chelovecheskij", Obshchestvennyenaukiisovremennost', № 3, pp. 121-139 (in Russian).

Patnem, R. (1996). Chtoby demokratiya srabotala. Grazhdanskie tradicii v sovremennoj Italii, Moscow, 288 p. (in Russian).

Bogatyreva, V. V. (2020). "Rol' social'nogo i chelovecheskogo kapitalov v formirovanii i funkcionirovanii social'no-ekonomicheskoj sistemy gosudarstva", Ekonomicheskaya nauka segodnya, № 11, pp. 5-11 (in Russian).

Burko, V. A. (2018). "O nekotoryh podhodah k operacionalizacii pokazatelya "social'nyj capital" (metodicheskie ukazaniya po razrabotke shkaly social'nyj capital)", Sovremennoe obshchestvo: voprosy teorii, metodologii, metody social'nyh issledovanij, t. 1, pp. 43-50 (in Russian).

Radaev, V. V. (2003). "Ponyatie kapitala, formy kapitalov i ih konvertaciya", Obshchestvennye nauki i sovremennost', № 2, pp. 20-32 (in Russian).

Shihirev, P. N. (2003). "Priroda social'nogo kapitala: social'no-psihologicheskij podhod", Obshchestvennyj nauki i sovremennost', № 2, pp. 17-32 (in Russian).

Belyaeva, L. A. (2019). "Social'nyj kapital: problemnoe pole i empiricheskoe izuchenie", Ekonomicheskie

i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz, № 4, t. 12, pp. 154-166 (in Russian).

Fejzba, M. Ya. (2008). "Vozdejstvie social'nogo kapitala na formirovanie novyh ekonomicheskih i uprav-

lencheskih otnoshenij na territorii", Audit i finansovyj analiz, № 1, pp. 468-471 (in Russian).

Fajzullin, F. S. (2021). "Social'nyj kapital i razrabotka tekhnologii ego realizacii", Problemy vos-

tokovedeniya, № 1 (91), pp. 23-29 (in Russian).

Fajzullin, F. S. (ed.) (2022). Formirovanie social'nogo kapitala regiona: problemy opredeleniya

sushchnosti i faktory razvitiya: kollektivnaya monografiya, ISEI UFIC RAN, Ufa, pp. 15-26 (in Russian).

Fromm, E. (2006). Zdorovoe obshchestvo, AST, Hranitel', Moscow, 544 p. (in Russian).

Azmi, D. M. (2000). "E. Fromm o prave", Pravo i politika, № 8, pp. 45-49 (in Russian).

Hajkin, M. M., & Krutik, A. B. (2014). "Social'nyj kapital i social'nye seti", Vestnik YUUrGU. Seriya

"Ekonomika i menedzhment", t. 8, № 1, pp. 85-92 (in Russian).

Fejzba, M. Ya. (2008). Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 27.04.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 31.05.23

Принята к публикации Accepted for publication 31.05.23 Опубликована Published 30.06.23

Э"772 304 1 20234

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Герасимова Л. А., 2023

977230412023406

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.