Научная статья на тему 'Социальный капитал как условие формирования гражданского общества'

Социальный капитал как условие формирования гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1357
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ГРАЖДАНСКАЯ НОРМА / ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКАЯ ОБЩНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ НОРМ / THE CIVIL SOCIETY / SOCIAL CAPITAL / CIVIL NORM / INTERPERSONAL CONNECTIONS / HUMAN CAPITAL / CIVIL CAPITAL / SOCIAL TRANSFORMATIONS / SOCIAL POLITICS / CIVIL COMMUNITY / INSTITUTIALIZATION OF CIVIL NORMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Доманов В. Г.

В статье анализируется роль социального капитала в становлении гражданского общества в современной России. Высказано убеждение, что центром становления социального капитала и гражданского общества является выработка и реализация социальной политики, проводится идея о разграничении человеческого и гражданского и социального капитала как категорий политической науки. Автор доказывает, что к элементам социального капитала относятся нормы, ценности, доверие, сотрудничество и социальные сети, т.е. интерперсональные связи. Особое внимание уделяется анализу гражданских норм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the analysis of social capital and its role in forming the civil society in modern Russia. The author analyzed main points of view on this problem. The conviction is said that centre of forming the social capital of civil society is production and realization of social politics. In the article there is the idea of delimitation of human and social capital as a category of political science. The author proves that elements of the social capital are norms, valuables, belief, community and social transformations it means interpersonal connections. The author pays special attention to the analysis of human norms. For our political science its very important the difference of civil political, moral and social norms

Текст научной работы на тему «Социальный капитал как условие формирования гражданского общества»

УДК 1.316.

Доманов В.Г., к. филос. н., доц. ЮФУ

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье анализируется роль социального капитала в становлении гражданского общества в современной России. Высказано убеждение, что центром становления социального капитала и гражданского общества является выработка и реализация социальной политики, проводится идея о разграничении человеческого и гражданского и социального капитала как категорий политической науки. Автор доказывает, что к элементам социального капитала относятся нормы, ценности, доверие, сотрудничество и социальные сети, т.е. интерперсональные связи. Особое внимание уделяется анализу гражданских норм.

This article is devoted to the analysis of social capital and its role in forming the civil society in modern Russia. The author analyzed main points of view on this problem. The conviction is said that centre offorming the social capital of civil society is production and realization of social politics. In the article there is the idea of delimitation of human and social capital as a category ofpolitical science. The author proves that elements of the social capital are norms, valuables, belief, community and social transformations it means interpersonal connections.

The author pays special attention to the analysis of human norms. For our political science its very important the difference of civil political, moral and social norms.

Ключевые слова: Гражданское общество; социальный капитал; гражданская норма; интерперсональные связи; человеческий капитал; социальные сети; социальная политика; гражданская общность; институционализация гражданских норм.

Key words: The civil society; social capital; civil norm; interpersonal connections; human capital; civil capital; social transformations; social politics; civil community; institutialization of civil norms.

Современная социально-экономическая ситуация в мире при всех межстрановых различиях и особенностях позволяет выявить целый ряд проблем и задач, решение которых стоит на повестке дня чрезвычайно остро. Правительства и общественные организации стремятся к высокому и устойчивому экономическому росту, но одновременно выражают беспокойство о существе и перспективах человеческого капитала, особенно в условиях глобализирующегося мира и угроз, стоящих перед человечеством. В основе новых подходов к пре-

одолению этих проблем лежит произошедшая во многих странах в последние годы переоценка социально-экономических ценностей, а, следовательно, и политических целей. Ориентирами социальной политики должны быть не столько денежный доход, сколько доступ к ресурсам, власть над ними, позволяющая человеку изменить качество своей жизни, повысить свое благополучие и благосостояние. То есть происходят подвижки в направлении возрастания значения самовыражения, индивидуальной автономии и ответственности, роста благосостояния и качества жизни. Политики требуют от ученых построения научно обоснованных концепций развития, аргументации выбора направлений наиболее эффективного инвестирования как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочной перспективе. При этом извечный спор социологов и экономистов о том, что важнее, экономическое благосостояние или социальное единство, должен, наконец, получить непротиворечивое разрешение. Экономические, социологические, политологические исследования показывают, что сообщества, основанные на доверии и сотрудничестве, способствуют реализации человеческого потенциала.

Социальный и человеческий капитал рассматриваются в данной статье не как самоцель, а как ресурсы, которые могут быть использованы для социального и экономического развития. Поэтому встает вопрос о решении амбивалентной проблемы - становление гражданского общества невозможно без сформированного социального капитала, а последний выступает необходимым условием развития гражданской жизни. Особое значение решение вышеперечисленных проблем имеет для России, находящейся в настоящее время в состоянии создания условий и предпосылок гражданского общества.

Понятие социального капитала практически не нашло отражения в отечественных исследованиях, человеческий капитал изучается пристально лишь на протяжении 5-7 лет. Анализ человеческого капитала и социального капитала в России и воздействия их на уровень благосостояния должен позволить скорректировать индивидуальное поведение работника, деятельность работодателей, функционирование всех структур образовательного процесса в направление их большей адекватности требованиям рынка труда. Таким образом, актуальность исследования проблемы обусловлена как объективными потребностями современного этапа общемирового социально-экономического развития, так и спецификой современной ситуации в России, требующей принятия «человеческих» инвестиционных решений, обеспечивающих устойчивый экономический рост наряду с достижением более высокого уровня благосостояния населения.

В современной научной литературе содержание социального капитала раскрывается по-разному. Например, Р. Пэтнам определяет понятие социального капитала как характерные черты социальной жизни -взаимодействие, нормы и доверие, - которые позволяют участникам хозяйственно-экономической деятельности эффективнее действовать для достижения общих целей. Социальный капитал необходим как для обеспечения экономического процветания общества, так и для развития социально- политической сферы общественной жизни [1: 25].

Представления о социальном капитале как о совокупности социальных отношений и связей базируются на исследованиях природы человеческих взаимодействий, множественность и контекстность которых образует систему социальных отношений. Какими свойствами капитала обладают социальные отношения?

Во-первых, на современном этапе участие людей в социальных отношениях все чаще становится способом получения каких-либо выгод или благ, при этом само по себе оно не представляет для партнеров никакой ценности. Классик немецкой социологии Ф. Теннис отмечал, что в сложных обществах социальные связи становятся предметом целевого построения и манипуляций, направленных на извлечение личной выгоды. То есть можно говорить о том, что социальные отношения имеют инструментальный характер. При этом, однако, возникает видимость, имитация незаинтересованного, автотелического характера отношений, что делается для того, чтобы вызвать симпатию партнера, а затем максимально использовать его, получить от него все, что нужно, то есть в итоге установить идеальные инструментальные отношения. На большое значение автотелических отношений в социальной жизни обращал внимание немецкий социолог Г. Зиммель, который считал способность к контактам, потребность в товариществе квинтэссенцией человеческой сущности, которая ярче всего раскрывается в спонтанной игре и забавах.

Во-вторых, жизнедеятельность современного человека протекает в организованных формах, которые характеризуется, например, наличием систем кодификации, определенных процедур, регламентом, т.е. социальные взаимодействия приобретают формальное содержание и протекают в рамках строго заданных параметрах. В этом случае можно говорить о том, что социальные отношения основываются на нормативном регулировании и имеют институционализированный характер.

В-третьих, эффективные социальные отношения возможны в условиях прочного социального порядка. Если социальная организация, структура социальных институтов, а также социальная среда повседневной жизни оказываются прочными и неизменными, то у людей

возникает ощущение экзистенциальной безопасности, которая выражается в доверии к социальным институтам (в том числе экономическим и политическим), которое в свою очередь способствует формированию социальной дисциплины и спонтанной социализованности. Спонтанная социализированность определяется: 1) определенными способами действий и поведения групп индивидов, 2) ментальностью конкретной социальной среды (типичные комплексы убеждений, взглядов, знаний, предрассудков), 3) интересами, жизненными стандартами определенных социальных групп (среды).

В условиях постиндустриальной глобализирующейся цивилизации, которая, по мнению О.Тоффлера, характеризуется сменой власти экономической властью знания и информации, роль социального капитала в развитии человечества будет неизменно возрастать. Западными социологами активное вовлечение населения в жизнь общества, в том числе и в решение его проблем, рассматривается как специфический вид социального капитала, который характеризуется «потенциалом взаимного доверия и взаимопомощи». Дж. Коулмен [2: 151], давая определения социального капитала, подчеркивал, что он содержится в таких элементах социальной организации, как доверие, сети, нормы и информационные каналы. По его мысли, социальный капитал необходим для «координации действий в обществе и получения взаимной выгоды».

Если Дж. Коулмен, Ф. Фукуяма, Р. Пэтнэм и другие классики концепции социального капитала описывали механизмы его развития на уровне всего общества, то в последнее время стали популярными его исследования на примере отдельных территориальных сообществ -регионов, городов, городских районов и т.д. Так, М. Вулкок считает, что важное значение для формирования социального капитала имеют активное взаимодействие, интеграция и солидарность всех членов сообщества. Стабильность и социальный порядок способствуют формированию единой социальной общности (ассоциации) посредством существования единых норм и ценностей, разделяемых всеми членами. Результатом общих норм и ценностей становится взаимное доверие, у которого есть своя вполне конкретная экономическая величина.

Среди всех форм социального капитала, создающих возможности для взаимного доверия между людьми и объединения их, например, в экономические союзы, самой очевидной и естественной является семья. Следует подчеркнуть, что выделение семьи как формы социального капитала обусловлено содержанием семейных (социальных) отношений. Первой характерной чертой таких отношений выступает множественность взаимодействий. Вторая особенность заключается в

том, что эти взаимодействия крайне разнообразны и «многопредметны», т.е. связаны с различными темами. Третьей важной чертой данных отношений является их прочность. Четвертая существенная сторона взаимодействий в семье - это их нормативное регулирование. В большей своей части и в значительной мере они не носят характер спонтанных, ничем не связанных, свободных действий, но являются результатом того, что партнеры следуют определенным, обязательным для них образцам, примерам. Пятая характерная черта социальных отношений семейного типа имеет особенно большое значение - каждый член семьи занимает определенную социальную позицию, выражающуюся в наличии определенных прав и обязанностей, социальных ролей. Все эти перечисленные особенности социальных семейных отношений позволяют рассматривать семью как источник социального капитала.

Другим важным компонентом человеческого капитала являются социальные ресурсы личности, то есть заложенный в человеке потенциал социального взаимодействия, его включенность в определенную социальную среду. В течение долгого времени социальные ресурсы личности определялись преимущественно происхождением человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе. Иными словами, социальный капитал, являясь принадлежностью человека, не был обусловлен его индивидуальными заслугами, а был связан с экономикой, представляя из себя богатство в денежной или натуральной форме.

После работ О. Тоффлера стало понятно, что в современной цивилизации таковыми в первую очередь выступают знание, уровень образования и информация. Интеллектуальные ресурсы личности - это сформированные в процессе формального и неформального обучения знания, информация и креативные способности человека. Поэтому на первый план выходит продуктивность социального человека.

Термин «социальный капитал» был введен в широкое употребление в западных странах в 80-х годах прошлого столетия социологом Д. Коулменом и политологом Р. Пэтнамом, и, по их мнению, обозначает совокупность общественных норм и моральных ценностей, разделяемых обществом (организацией, группой), которые и делают возможным сотрудничество внутри этого общества (организации, группы). Первоначально данному термину придавали экономический смысл. В этом понимании социальный капитал наряду с человеческим, материальным (физическим), финансовым, интеллектуальным, рассматривается как фактор экономического развития организации или государства в целом. С экономической точки зрения социальный капитал - это набор горизонтальных взаимодействий (сетевой подход, заложенный

еще работами П. Бурдье [3] между людьми на основе общих норм и ценностей, которые влияют на производительность труда.)

Социальный капитал - это неформальные нормы и ценности, которые делают возможными коллективные взаимодействия в группах людей. Это может быть как малая социальная группа, состоящая из двух друзей, которые, например, помогают друг другу переехать на другую квартиру, или большая группа, скажем корпорация, или, в некоторых случаях, общество в целом

В широком смысле социальный капитал подразумевает институты, отношения, социальные связи, нормы и ценности, определяющие качество и количество социальных взаимодействий в обществе. К элементам социального капитала относят социальные нормы, духовные ценности, доверие, сотрудничество и так называемые социальные сети

- совокупность общественных и неформальных объединений, интерперсональные связи (личные, семейные, деловые).

Гражданские ценности и нормы являются важнейшими регуля-тивами социальной деятельности. Нормы (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец) в обществе означают правила социального поведения, ожидания и стандарты, запреты и регулятивы, регламентирующие социальную деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство социальной системы общества [4: С. 263 - 266]. В социальной сфере, как и в любой другой общественной деятельности, тоже есть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Гражданские нормы, разновидностью которых являются политические, представляют собой как бы «правила игры» в обществе.

Гражданские нормы производны от соответствующих социальных ценностей и основываются на них, но с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям социальной действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать. Поэтому общественные ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения, а гражданские нормы - конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы.

Соблюдение гражданских норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения (например, при избрании в представительный орган власти по мажоритарному принципу, или партийное продвижение) и наказаний. Эти позитивные и негативные гражданские

санкции выступают наиболее конкретным прямым и непосредственным элементом в структуре гражданской регуляции.

Любые гражданские нормы по существу социальны, поскольку отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. Именно на основе таких интересов и возникают соответствующие политические, гражданские, социальные институты общества - семья, гражданское общество, парламент, партии, государство и пр. - взаимодействие между которыми как раз и происходит на основе соблюдения гражданских и политических норм. Поэтому система гражданской регуляции является подсистемой более глубинной общественной нормативной регуляции.

Социальную деятельность, кроме собственно политических, регламентируют и иные нормы, в качестве подсистем общесоциальных. Таковы прежде всего правовые и моральные нормы. Первые проявляются в форме конституции, закона, иных государственных и административных нормативных актов, содержат четкие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, санкции предписывающего и карательного характера в случае их нарушения. Правовые нормы подкрепляются силой и авторитетом государства и его органов и имеют общеобязательный смысл. В отличие от них, нормы моральные не имеют предписывающего и общеобязательного характера, не содержат санкций, а обеспечиваются общественным мнением, моральным долгом, институтом моды и т.п. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется нормативной культурой.

Социальные нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные или латентные), по степени обобщенности (общие принципы социальной деятельности или конкретные образцы общественного поведения), по типу политического режима их функционирования (демократические, авторитарные, тоталитарные); в них могут выражаться как позитивные (приписания), так и негативные (табу-запреты) характеристики социального действия. Следование социальным нормам со стороны общественного субъекта обеспечивается двояко: путем их интернализации (превращение во внутреннюю привычку в процессе социализации), либо за счет институализации, включения в социальную систему общества, а значит и применения различных санкций к тем, кто нарушает принятые нормы (например, понижение социального статуса, поражение в правах и т.п.). Общественная нормативная регуляция может быть традиционной и тогда критическое отношение к ним недопустимо; или рациональной, когда выявление и артикулирование ее становится

предметом особой эвристической задачи (первая характерна, например, для британской политической культуры, а вторая - для условий современной России).

Социальные нормы могут быть рационально сформулированными, но, как правило, базируются на традиционных неписаных обычаях, табу, традициях, характерных для данной культуры (отсюда традиционно закрытый характер российского общественно-политического процесса).

Нормы, которые составляют социальный капитал, должны включать в себя такие ценности, как правдивость, доверие, выполнение обязательств, сотрудничество с другими людьми. Моральные ценности и общественные правила - необходимые условия любой совместной деятельности.

Правовые нормы, отвечающие потребностям общественного развития, усиленные социальной поддержкой, обеспеченные эффективной реализацией и другими качествами ориентируют на деятельность в интересах общества, представляют форму социального капитала, на основе которого обеспечивается развитие общества.

Таким образом, социальный/гражданский капитал можно назвать многоцелевым фактором современного общественного развития. Такой подход открывает новые возможности для изучения социальной политики, которая ориентируется, прежде всего, на решения местных проблем и больше других зависит от положения дел в конкретном регионе.

При этом одним из основных условий и предпосылок становления гражданского общества в современной России является установления статусного места социального/гражданского капитала в структуре социума.

Таким образом, понятие социального капитала корреспондируется с концептом гражданского общества, причем для современных цивилизационных условий более применимо понятие «гражданского капитала», интегрирующего в себе категории и функции «человеческого», «образовательного», «информационного» и пр. капиталов. Все это

- функции единого гражданского общества.

Оно означает относительный результат исторического развития социальности, раскрывая открытую возможность присвоения личностью всей гаммы общественных отношений и являясь системой удовлетворения человеком непосредственных жизненных потребностей и интересов. Таким образом, понятие гражданского общества в каждый данный момент позволяет показать соотношение между социальным идеалом и реальным состоянием общества.

Одним из важнейших признаков социального капитала является то, что он может существовать только во взаимоотношениях людей и является продуктом их совместной деятельности. Социальный капитал гражданского общества - это продукт организованного взаимодействия индивидов, их групп, общества в целом и государства. Его создание и развитие возможно лишь в результате совместных усилий общества и государства.

Таким образом, у социального капитала имеются важные направления применения в гражданском обществе. Именно социальный капитал позволяет социальным группам, церквам, семьям, неправительственным организациям предоставлять услуги: в области образования, здравоохранения и обеспечивать все виды социальной защиты для остального общества, без необходимости обращаться непосредственно к правительственным структурам. Все это позволяет говорить о нем, как о необходимой предпосылке ставшего гражданского общества, средством, обеспечивающим сбалансированность взаимоотношений власти и общества, защиту индивидуумов, благополучие государства и граждан. Тем самым он способствует утверждению демократии. В этом заключается политическая и гражданская функция социального капитала.

Литература

1. Пэтнам Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. M. - Ad. Margmem 1996.

2. Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. М., 2001. №3.

3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

4. Доманов В.Г. Политические нормы // Политология. Краткий словарь. Ростов н/Д., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.