Научная статья на тему 'Социальный капитал как фактор повышения эффективности управления в банковской сфере региона'

Социальный капитал как фактор повышения эффективности управления в банковской сфере региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раевский С. В., Ланцман А. В.

Предстоящее вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию, подразумевающее постепенную либерализацию доступа иностранных банков к российскому рынку финансовых услуг, неизбежно приведет к обострению конкуренции отечественных кредитных организаций с мощными международными банками. Таким образом, российским банкам необходимо кардинально улучшить качество управления рисками и корпоративное управление в целом, используя социальный капитал как фактор повышения эффективности управления в банковской сфере региона…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный капитал как фактор повышения эффективности управления в банковской сфере региона»

Зарубежный опыт

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ

СФЕРЕ РЕГИОНА

С.В. РАЕВСКИй, доктор экономических наук, профессор

А.В. ЛАНЦМАН

Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Впервые термин «социальный капитал» появился в работах Лиды Джадсон Хэнифэн (1916, 1920 гг.)1 по изучению школьных центров сельских общин, использовавшей такой термин для описания «тех осязаемых субстанций, которые имеют большое значение в повседневной жизни людей». В последующем определенный вклад в научное обоснование социального капитала внесла Джейн Джейкобс2, изучавшая социальные отношения в урбанизированной среде. Она использовала данный термин в своей классической работе «Жизнь и смерть великих американских городов», где указывала, что плотная сеть социальных связей, существующая в более старых кварталах смешанного городского типа, образовывала форму социального капитала, которая способствовала общественной безопасности.

Первый современный систематический анализ социального капитала был сделан Пьером Бурдье. Он определял это понятие как «агрегацию действительных или потенциальных ресурсов, которые связаны с включением в прочные сетевые или более-менее институциализированные отношения взаимных обязательств или признаний» 3. Его видение является инструментальным и сосредоточено на пользе, которую индивиды накапливают, постоянно участвуя в группах с целью создания некоторого ре-

сурса: «Выгода, которая аккумулируется благодаря членству в группе, является базисом возможных со-лидарностей» 4. Из определения Бурдье становится понятным, что социальный капитал состоит из двух элементов: во-первых, социальные отношения сами по себе открывают доступ индивидам к ресурсам ассоциации или группы; во-вторых, качество социального капитала равняется качеству этих ресурсов

Но наибольшую известность понятие «социальный капитал» получило в расширительной трактовке Джеймса Коулмена в его фундаментальной работе5. По мнению Коулмена, социальный капитал — это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целенаправленно формируемый в межличностном пространстве. Как и другие формы капитала, социальный капитал продуктивен, но в отличие от них он имеет место в структуре отношений между людьми и среди людей. В связи с этим Коулмен довольно подробно останавливается на характеристике физического и человеческого6 капиталов и их отличий от социального7.

1 Hanifan L. J. The rural school community center // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1916. № 67. P. 130-138; Hanifan L. J. The Community Center. — Boston, 1920.

2 Jacobs J. The Death and Life of Great American Cities. — N. Y., 1961. P. 138. Автор указывает на то, что более старые городские кварталы отличались плотной сетью социальных связей и соответственно более высоким объемом социального капитала в отличие от лишенных крепких социальных связей новых жилых районов.

3 Бурдье П. Социология политики. — М., 1993. С. 84.

4 Бурдье П. Структуры, Habitus, Практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас, — Новосибирск, 1995.С. 18.

5 Coleman J. Foundations of Social Theory. — Cambridge, 1990.

6 До Коулмена к концепции человеческого, или интеллектуального, капитала обращался Г. Беккер, который рассматривал вопрос о вложении инвестиций (в форме получения образования, повышения профессиональной квалификации, медицинского страхования и т. д.) в человеческий капитал с целью повышения экономического благосостояния индивидов. Подробнее об этом см.: Becker G. S. Human capital. A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. — N. Y., 1964. P. 7-36; а также Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. — М., 1999. С. 383.

7 Coleman J. Foundations of Social Theory. — Cambridge, 1990.

P. 304.

Так, если физический капитал является продуктом материальных изменений, усовершенствований в материалах, оборудовании, а человеческий капитал состоит из людей с их знаниями и является результатом их мастерства и способностей, то социальный капитал есть продукт развития таких высокоорганизованных отношений между людьми, которые облегчают их взаимодействие. Физический капитал является полностью осязаемым, материальным, человеческий капитал — в гораздо меньшей степени, так как воплощен в знаниях и таланте, мастерстве, приобретенных индивидами. Социальный же капитал фактически неосязаем. Однако хотя и физический, и человеческий капитал облегчают производственную и управленческую деятельность, социальный капитал выполняет эту функцию столь же успешно.

Следующие ученые, такие как и Р. Патнэм и Ф. Фукуяма, категорией социального капитала объясняли уровень благосостояния, а также устойчивость социально-экономического развития страны. Роберт Патнэм тесно связывал наличие капитала и существование гражданского общества. Он высказывает следующую гипотезу формирования демократической культуры и предполагает, что развитие демократии предшествует материальному благополучию8. Исследуя взаимозависимости особенности культуры и экономического благосостояния различных сообществ, он приходит к выводу, что материальное благополучие не является причиной развития социального капитала, но, наоборот, экономический рост происходит в тех странах, где имеется развитая гражданственность.

По мнению Ф. Фукуямы, национальное благосостояние обусловлено такой единой всеохватывающей характеристикой, как уровень доверия, присущий обществу. Доверие определяется как возникающее внутри сообщества ожидание постоянного, честного, ориентированного на разделяемые ценности поведения со стороны других членов этого сообщества. Превалирование доверия в обществе порождает социальный капитал, который отличается от других форм человеческого капитала тем, что он обычно создается и передается через такие культурные механизмы, как религия, традиция или историческая привычка, то есть он подчеркивал биологическую основу социального капитала и обнаруживал его корни в человеческой природе9. Основу его составляют «подтвержденные

8 Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // МЭиМО. - 1995. № 4. С. 16.

9 Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. — 1990. № 3. С. 29.

неформальные нормы, которые способствуют кооперации между двумя и большим числом индивидов»10, однако они могут быть различными по своему характеру, изменяясь от норм взаимности в отношениях между двумя друзьями до полного комплекса продуманных и четко сформулированных доктрин, какими являются, например, мировые религии.

Таким образом, социальный капитал определяется как «набор неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и которые делают возможным сотрудничество внутри этой группы»11.

Ключевым в определении социального капитала является понятие связей, основанных на доверии. Доверие, воплощающееся в установленных связях, становится источником прибыли фирмы, так как способствует координации внутрифирменных и межфирменных взаимодействий, снижению трансакционных издержек на переговоры, совершенству информации и избавлению от излишних бюрократических звеньев. В этом контексте доверие приобретает многообразные проявления, включая веру в добрые намерения, компетентность и надежность других участников сделки.

Доверие как установка имеет три компонента: информационный (знание о вас, открытость, отзывы других), эмоциональный (чувства, эмоции), поведенческий (опыт взаимодействия, работы, общения). Доверием можно управлять через использование своей прозрачности, открытости, networking, то есть инвестируя в социальный капитал, который в свою очередь делает бизнес привлекательным.

Доверие к банковскому бизнесу в регионе подразумевает кроме стабильности занимаемой позиции на региональном рынке и прочих объективных условий, характеризующих финансовую устойчивость кредитного учреждения, — индивидуальный и добросовестный подход к каждому клиенту, обеспечивающий взаимодоверие и чистоту совершаемых сделок. Другими словами, отношения Клиента и банка должны быть основаны на принципах этики.

Понятие «этика» (в более широком смысле — «мораль») подразумевает совокупность принципов и правил поведения, действующих в обществе. Эти нормы и правила воплощаются в моделях оценочных суждений о добре и зле, служат мерилом тех или иных поступков и дают оценку одобряемого

10 Fukuyama F. Social Capital and Civil Society. — George Mason Univ., 1999.

11 Фукуяма Ф. Великий разрыв: Пер. с англ. — М., 2003. С. 30.

или, наоборот, порицаемого поведения человека. В свою очередь, эти модели передаются в культурных и институциональных рамках от поколения к поколению. Таким образом, этика раскрывает природу и обоснованность действий, признаваемых правильными, вносит ясность и точность в характеристику огромного числа явлений, образующих поле морали.

Этика бизнеса, или деловая этика, ограничена сферой социально-экономических отношений хозяйственного поведения субъекта. В то же время этика бизнеса тесно связана с правом, что доказывается многочисленными примерами из деловой практики. В центре морального и правового регулирования стоят основные вопросы социальной жизни; и мораль, и право оперируют некоторыми общими принципами, критериями и понятиями прав, обязанностей, доказательств.

С точки зрения менеджмента деловую этику можно описать как процесс оценки решений на основе соотнесения их с моральными стандартами, присущими культуре данного общества. Для того чтобы дать моральную оценку решения, необходимо иметь набор моральных стандартов, который довольно широк, так как должен включать в себя ряд различных критериев. Деловая этика предусматривает использование моральных стандартов, что относит ее к разновидностям прикладной этики, а не этики нормативной, занимающейся определением конкретных моральных норм и принципов. Как правило, сила нормативных предписаний не распространяется на этику межличностных отношений, организационную культуру компании. В этом смысле этика сопряжена с естественным правом, которое в концептуальном отношении отлично от права позитивного.

Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека целям деловой организации и общественным нормам в целом. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а выступает инструментом анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.

Оценивая эффективность современного бизнеса, важно привести внутреннюю работу компании в соответствие с этическими стандартами, что позволит, во-первых, создать здоровую рабочую атмосферу и предупредить возникновение внутрифирменных конфликтов, во-вторых, повысить доверие к компании со стороны клиентов и партнеров. Этичное поведение руководства компании

минимизирует риск, связанный с обстоятельствами, несущими потерю репутации фирмы или экономический ущерб.

Корпоративная этика, или корпоративное поведение, — понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением банком. Корпоративное поведение влияет на экономические показатели деятельности банка и на его способность привлекать капитал. Корпоративное поведение должно обеспечивать высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка.

Первопричина этических проблем в бизнесе — противоречия в интересах заинтересованных групп. Бизнес включает в себя экономические отношения между многими группами людей: клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами — заинтересованными сторонами. Для наиболее эффективного управления современный менеджер должен учитывать всю совокупность интересов, а не только интересы акционеров.

Часто заинтересованные группы выдвигают противоречивые требования. Например, противоречие интересов компании и потребителя: возможна ли продажа товара, не соответствующего по качеству декларируемому (недобросовестная реклама)? Компания стремится к максимально выгодному освещению своего товара и привлечению клиентов, интерес — процветание фирмы. Потребитель заинтересован в максимально объективном сообщении о потребительских качествах товара, интерес — полная информированность.

Поэтому важнейшие задачи кодекса корпоративной этики — установить приоритеты в отношении целевых групп и пути согласования их интересов. Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции: репутацион-ную; управленческую; развития корпоративной культуры.

Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т. д.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.

Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических си-

туациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:

• регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами,

• определения порядка принятия решений в

сложных этических ситуациях,

• указания на неприемлемые формы поведения.

Корпоративная этика, кроме того, является

составной частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики — значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.

В профессионально однородных организациях (банки, консалтинговые компании) часто используются кодексы, описывающие в первую очередь профессиональные дилеммы. Эти кодексы «вышли» из описанных ранее кодексов профессиональных сообществ. Соответственно, содержание таких кодексов в первую очередь регламентирует поведение сотрудников в сложных профессиональных этических ситуациях. В банковской деятельности, например, это доступ к конфиденциальной информации о клиенте и сведениям об устойчивости своего банка. Кодекс описывает правила обращения с такой информацией, запрещает использовать сведения в целях личного обогащения.

В первую очередь здесь решаются управленческие задачи. Дополнение такого кодекса главами о миссии и ценностях компании способствует развитию корпоративной культуры. При этом кодекс может иметь значительный объем и сложное специфическое содержание и адресоваться всем сотрудникам компании.

В больших неоднородных корпорациях сочетание всех трех функций становится сложным. С одной стороны, существует ряд политик и ситуаций, традиционно закрепляемых этическими кодексами в международной практике. Это политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам; описание ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями: взятки, подкуп, хищения, обман, дискриминация. Исходя из управленческой функции, кодекс описывает стандарты образцового поведения в таких ситуациях. Такой кодекс имеет значительный объем и достаточно сложное содержание. Адресация его всем группам сотрудников в условиях значительной разницы в образовательном уровне и социальном статусе сотрудников затруднена. В то же время развитие

корпоративной культуры компании требует единого кодекса для всех сотрудников — он должен задавать единое понимание миссии и ценностей компании для каждого сотрудника.

С 1980-х гг. распространение получил также развернутый вариант кодекса с подробной регламентацией этики поведения сотрудников (P&G, ВР). В них была зафиксирована конкретная регламентация поведения сотрудников в отдельных областях, где риск нарушений был высок или возникали сложные этические ситуации. Эти регламенты описывались в виде политик в отношении заказчиков, потребителей, государства, политической деятельности, конфликта интересов, безопасности труда.

При этом большой объем и сложность содержания таких кодексов определяют их выборочную адресацию. В большинстве компаний такие кодексы разрабатываются для высшего и среднего менеджмента и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников.

Итак, каждая компания определяет собственные задачи, для решения которых она намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Но создание кодекса, естественно, не ограничивается только написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: заставить исполнять этический кодекс нельзя. Поэтому, для того чтобы он действительно работал, еще на этапе его создания необходимо предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа, по возможности, всех сотрудников компании. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной этики он будет реально исполняться.

Кодекс корпоративного поведения банка обычно включает в себя и развивает все основные требования и правила в этой области, закрепленные Уставом и другими внутренними документами Банка. Он направлен на обеспечение справедливого отношения к акционерам, прозрачности принятия решений, профессиональной и этической ответственности членов Совета директоров, иных должностных лиц и сотрудников банка, расширения информационной открытости. Кодекс базируется на российском законодательстве и рекомендациях ФКЦБ.

Принимая Кодекс корпоративного поведения банка, необходимо учесть лучшую мировую практику в этой области. Утверждение Кодекса Советом директоров — это документальное свидетельство того, что избранная модель корпоративного управления и взаимоотношений с акционерами является верной.

Раскрытие информации о деятельности банка способствует поддержанию доверия к нему. В связи с этим Кодекс устанавливает, что основными принципами раскрытия информации о банке являются регулярность и оперативность ее предоставления, доступность такой информации для акционеров и иных заинтересованных лиц, достоверность и полнота ее содержания, соблюдение разумного баланса между открытостью банка и соблюдением его коммерческих интересов.

Еще в сентябре 1999 г. Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал специальный документ «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», конкретизировавший применительно к банкам принципы корпоративного управления, которые были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития. Согласно данному документу, корпоративное управление в банковских организациях — это руководство их деятельностью, осуществляемое советами директоров и менеджерами высшего звена и определяющее методы деятельности банков, которые: • устанавливают цели своего бизнеса, к которым относится, в числе прочего, и создание стоимости для владельцев банков;

• совершают каждодневные финансовые операции;

• учитывают в своей работе позиции заинтересованных сторон (сотрудников, клиентов, общественности, регулирующих органов и государства);

• осуществляют корпоративные действия в соответствии с правилами обеспечения надежности банковского бизнеса и требованиями нормативно-правовых актов;

• защищают интересы вкладчиков. Предстоящее вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию, подразумевающее постепенную либерализацию доступа иностранных банков к российскому рынку финансовых услуг, неизбежно приведет к обострению конкуренции отечественных кредитных организаций с мощными международными банками. Таким образом, российским банкам необходимо кардинально улучшить качество управления рисками и корпоративное управление в целом. Добившись этого, часть из них сможет выстоять в конкурентной борьбе и остаться самостоятельными организациями, а другие получат соответствующую цену за свои акции при продаже бизнеса зарубежным покупателям.

Не успели оформить

подписку на 2007 год?

■ Оформить подписку на журналы Издательского дома

«Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621 -69-49, Http://www.financepress.ru

(495) 621 -91-90 Е-таМ: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.