Научная статья на тему 'Социальный капитал как элемент социального вовлечения и предпосылка развития социально-трудовых отношений для лиц с инвалидностью'

Социальный капитал как элемент социального вовлечения и предпосылка развития социально-трудовых отношений для лиц с инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Диденко Ю. Ю., Бондарь Н. А.

Проведено исследование концепции социального вовлечения и социально-трудовых отношений для лиц с инвалидностью. Доказано, что социальный капитал является основой концепции социального вовлечения. Обосновано, что для становления социальной рыночной экономики в Украине необходимо кардинально изменить мировидение, в котором человек, как личность, должен являться основным действующим лицом хозяйственных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный капитал как элемент социального вовлечения и предпосылка развития социально-трудовых отношений для лиц с инвалидностью»

34. Маряненко, Л. В. Особливосп та передумови провадження санацшних процеав на пщприемствах Украши / Л. В. Маряненко // Економiка, фiнанси, право. - 2007. - № 10. - С. 14-21.

35. ^i6, К. А. Особливосп антикризового управлшня фшансами сiльскогосподарських пiдприeмств / К. А. ^i6 // Економiка АПК. - 2007. - № 7. -С. 84-90

36. Герасименко, Н. Антикризисное управление: информационно-аналитические системы поддержки принятия решений / Н. Герасименко // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 3. - С. 68-78.

37. Кулапина, Г. Консалтинговые услуги как механизм антикризисного управления / Г. Кулапина // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 4. - С. 28-45.

38. Кругман П. Возвращение Великой депрессии? - М.: СКСМО, 2009.- 336 с.

УДК 304:331.104:316.47(344)

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

SOCIAL CAPITAL AS AN ELEMENT OF SOCIAL INCLUSION AND A PREREQUISITE FOR DEVELOPMENT OF SOCIAL AND LABOUR RELATIONS FOR PERSONS WITH DISABILITY

Диденко Ю.Ю. (Didenko Yuliia), к.э.н, доцент Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского, «ХАИ»

Бондарь Н.А. (Bondar Nataliia), старший преподаватель Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского, «ХАИ»

Аннотация: Проведено исследование концепции социального вовлечения и социально-трудовых отношений для лиц с инвалидностью. Доказано, что социальный капитал является основой концепции социального вовлечения.

Обосновано, что для становления социальной рыночной экономики в Украине необходимо кардинально изменить мировидение, в котором человек, как личность, должен являться основным действующим лицом хозяйственных преобразований.

Ключевые слова: социальное вовлечение, социально-трудовые отношения, человеческий капитал, социальный капитал, лица с инвалидностью.

Annotation: In the article it is made a study of the concept of social inclusion and social and labor relations with persons with disabilities. It is proved that social capital is the basis of the concept of social inclusion. It is substantiated that for the development of a social market economy in Ukraine it is necessary to change drastically a world view in which a person, as an individual, should be the major player in the economic transformation.

Key words: social inclusion, social and labor relations, human capital, social capital, persons with disabilities.

В каждой развитой стране мира социально-трудовым отношениям между главными социальными партнерами любого общества - работодателем и наемным работником - уделяется значительное внимание. Любое государство должно заботиться об оптимальных или наиболее приемлемых на данный момент трудовых отношениях. Хотя законы любой цивилизованной страны предусматривают право трудящихся на защиту своих интересов путем забастовок, демонстраций и т.п. социальный мир и социальное равновесие являются весьма большой ценностью сами по себе.

Предметом соглашений между работниками, в лице объединяющих их общественных организаций, и предпринимателями (особенно если речь идет не об отдельном предприятии, а об отрасли, регионе) являются не только условия труда (оплата труда, рабочее время и т.п.), но и цены. Так, например, национальное соглашение между правительством и крупнейшим американским профсоюзом АФТ-КПП (1979) предусматривало ограничение требований о повышении зарплаты со стороны профсоюзов в обмен на меры правительства по увеличению занятости и нейтрализации инфляции [1].

Низкий уровень экономического развития влияет на уровень жизни подавляющего большинства населения, в том числе работающего, что подрывает стимулы к труду у одних и потребности в трудоустройстве у других. Возникает проблема маргинализации общества как массового явления. Понятие маргиналов частично совпадает с категорией слоев и групп населения, нуждающихся в социальной защите, но последнее понятие значительно шире. Наиболее крупная группа маргиналов, которая требует самой существенной социальной защиты и во многих развитых странах находится под опекой общества и государства - это лица с инвалидностью. Большинство из них родились в бедности и вследствие инвалидности испытывают ограничения в производственных возможностях, что приводит к тому, что и они сами, и их семьи имеют небольшие экономические возможности. Более того, они, наиболее вероятно, являются исключенными из процесса принятия решений в обществе, где живут. Такая ситуация находится в противоречии с идеей Конвенции ООН о полной и равной реализации всех прав и основных свобод всеми лицами с инвалидностью, а также о повышении уважения к их значимости [2].

Необходимость решения имеющихся проблем, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью в течение своей жизни, обусловливает необходимость применения дополнительных мер социальной политики, которые могут быть реализованы через процесс социального вовлечения названной группы населения. Быть социально вовлеченным, согласно публикаций Департамента социального вовлечения Австралии, означает иметь определенные ресурсы, возможности и способности для получения образования, трудоустройства, участия в жизни общества, в политической жизни [3]. Следовательно, именно ресурсы, возможности и способности являются ос-

новой концепции социального вовлечения. На рис. 1.1 схематично представлена взаимосвязь между этими элементами.

Под ресурсами имеются в виду навыки и активы индивидов в любых их проявлениях (например, человеческий капитал, социальный капитал, экономический капитал); способности соответствуют умению индивида использовать ресурсы и возможности для достижения желаемых результатов, возможности характеризуют внешнюю среду, в которой индивид может проявить свои способности и имеющиеся ресурсы.

Индивидуальные ресурсы Семейные ресурсы Общественные ресурсы

1 г 1 г

Здоровье Жизненные цели Индивидуальные навыки Профессиональные навыки и опыт Уровень образования Уровень дохода Социальные сети (отношения) Индивидуальная мотивация и ответственность Собственное жилье Семейные отношения Здоровье семьи Занятость родителей Семейная обстановка Инфраструктура Транспорт Услуги Экономическая активность Внешняя среда и безопасность Культурные нормы

1

Рисунок 1.1 - Концептуальные основы социального вовлечения

Очевидность активного влияния социально-трудовых отношений на развитие экономических систем всех уровней - государственного, регионального, муниципального и корпоративного, - выдвигает на ключевые позиции современной научной мысли проведение исследований, направленных на выявление причин и факторов, сдерживающих формирование такой системы социально-трудовых отношений, которая не препятствует, а поддерживает процессы модернизации и инновационного развития, способствует преодолению инфраструктурных проблем и позволяет эффективно использовать трудовой потенциал. В то же время, процесс рыночных трансформаций в Украине привел к значительным изменениям в системе социально-трудовых отношений, проявившимся в определенном обесценивании человеческого капитала, накопленного в период плановой экономики, в

том числе частичной утрате не только общих и профессиональных знаний, способов мышления, но и квалификационных навыков и компетенций, полученных в процессе хозяйственной деятельности. Массовость снижения образовательного и квалификационного потенциала экономики имела следствием снижение производительности труда и стала одним из главных факторов экономической стагнации.

В системе социально-трудовых отношений человеческий капитал занимает все более значимое место и приобретает актуальность не только для ученых, но и для руководителей всех уровней. Практикой последних лет подтверждается, что Украина последовательно выстраивает социальную политику, основанную на отношении к человеку как к активу, в который нужно вкладывать деньги. Предприниматели также все больше уделяют внимание накоплению человеческого капитала как самого ценного из всех видов активов. Эти тенденции, особенно набирающие силу и интенсивность в новых условиях перехода национальной экономики на траекторию инновационного развития, делают актуальным исследование возможностей человеческого капитала как важнейшего элемента системы социально-трудовых отношений и ключевого фактора устойчивого модернизационно-го развития.

В системе социально-трудовых отношений совокупность профессионально-квалификационных характеристик работников превращается в «специальный человеческий капитал» мезоуровня - специфический актив крупной корпоративной структуры. Осознание стратегической важности развития специального человеческого капитала как важнейшего фактора производства проявляется в реализации предпринимательскими структурами межрегионального и транснационального статуса политики корпоративной социальной ответственности по отношению к другим участникам социально-трудовых отношений, складывающимся во внешней среде корпорации.

В системе социально-трудовых отношений макроуровня взаимосвязи между носителями человеческого капитала образуют социальный капитал, представленный совокупностью социальных контактов и связанных с ним норм, которые влияют на производительность и благосостояние индивидов, фирм и общества в целом как позитивно, так и негативно [4].

Процесс социального участия и взаимоотношений лиц с инвалидностью с представителями не отторгнутых групп можно рассмотреть сквозь призму концепции социального капитала, элементы которого служат инструментами для достижения консенсуса между сторонами «соглашения». К тому же, с их помощью возможны исследования влияния социального капитала на экономическое развитие, условия жизни граждан, систему и содержание образования, отношения с окружающим миром, функционирования системы здравоохранения, связь с уровнем насилия и преступности, состояние общественного доверия и технологию его исследования и др.

[5].

Зарубежными и отечественными учеными в течение длительного исследования и формирования концепции социального капитала было предложено достаточно разных взглядов относительно сущности этого понятия и его составляющих. Основной идеей отмечается, что социальный капитал - это институты, отношения и нормы, которые формируют, качественно и количественно, социальные взаимодействия в обществе, и состоит он, прежде всего, из горизонтальных связей между людьми, включает социальные сети и соответствующие нормы, которые влияют на производительность и благосостояние различных сообществ [6]. Относительно составляющих социального капитала существуют определенные разногласия наряду с выделением одинаковых элементов. Обобщая взгляд ученых можно выделить ключевые компоненты, которые способствуют социальному вовлечению и созданию социального капитала в контексте лиц с инвалидностью (рис. 1.2).

Повышение ценности социальных ролей наряду с расширением об-^_щества_^

<" N

Налаживание социальных отношений в обществе

Решение проблем неравенства и дискриминации

Активизация социальных инициатив

Развитие и организованное взаимодействие трех общественных секторов: государственного, общественного и коммерческого

V_^

Использование инновационных социальных технологий

Моральные принципы и нормы

Поддержка близких родственников, друзей и соседей

Участие в социальных и культурних сетях

Связи с лидером группы наряду с горизонтальними связями между равными индивидами

Общие ценности и взаимная выгода

Доверие и нормы взаимности в группе

Чувство принадлежности к общественным делам, обязанностям и ответственность перед другими людьми

Социальная инфраструктура

Рисунок 1.2 - Взаимосвязь элементов социального вовлечения и социального капитала

Для повышения ценности социальных ролей наряду с расширением общества считаем интересным подход Дж. Коулмана, согласно которому сущность социального капитала может быть раскрыта, если в основу иссле-

дования будет положен принцип рациональной и целенаправленного поведения индивидов. Он определяет социальный капитал как ресурсы социальных отношений, их сети, которые облегчают действия индивидов благодаря формированию взаимного доверия, определению взаимных обязательств и ожиданий, формулированию и установлению социальных норм, образования ассоциаций [7].

Учитывая также, что социальный капитал имеет структурные и когнитивные (познавательные) элементы (под структурным социальным капиталом подразумеваются взаимоотношения, сети, ассоциации и учреждения, которые объединяют индивидов и группы вместе; когнитивный социальный капитал соответствует системе ценностей, которая распределена между членами общества или группами и заставляет их участвовать в отношениях с другими лицами) [8], отметим, что успех социального взаимодействия возникает, когда как отдельный индивид, так и те, кто связан с его деятельностью (выбранной ролью) извлекают выгоду на когнитивном и структурном уровнях. Когда личный вклад соответствует ожиданиям, потребностям и выбору, как самого индивида, так и группы в целом, это приводит к взаимному удовлетворению и формирует доверие и взаимность. Итак, социальная роль индивида может быть реализована только во взаимосвязи с ролями других лиц [9].

Ожидания группы по отношению к своим членам также влияет на их возможности по выполнению социальных ролей. Некоторые лица, возможно, имеют более низкие ожидания по отношению к лицам с инвалидностью, но преимущественное существующее негативное отношение к инвалидности, скорее всего, сократит возможности участвовать в социальной деятельности [10].

Таким образом, при формировании социальной роли индивида и модели социального вовлечения как для лиц с инвалидностью, так и для других представителей отторгнутых групп населения, необходимо учитывать следующие факторы, которые должны быть взаимосвязаны между собой для достижения взаимного удовлетворения отдельных групп участников и получения максимальной эффективности от внедряемых мероприятий, а именно:

- индивидуальные характеристики индивида - лица с инвалидностью (демографические и такие, которые характеризуют саму инвалидность);

- индивидуальные ожидания, потребности и выбор индивида - лица с инвалидностью (рабочие интересы, тревога, депрессия);

- характеристики общественного окружения - членов группы, к которой желает приобщиться индивид (производственные показатели, такие как уровень заработной платы, продолжительность рабочего времени, трудовая нагрузка, наличие сплоченности в трудовом коллективе);

- общественные ожидания, потребности, выбор (взаимоотношения внутри коллектива);

- инструменты содействия социальному вовлечению.

В итоге, соответствующая взаимосвязь может привести к повышению ценности индивида в обществе, взаимного удовлетворения, компетентности, доверия и взаимности, чувства принадлежности к группе или обществу в целом. Отметим, что человек, как личность не должен сводиться лишь к статусу «капитала», его необходимо рассматривать как главный субъект развития универсума, сохранения человеческого мира и жизни. А потому акцент только на его функционально-инструментальной роли и лишь на чисто экономической политике, явно обедняет как мировоззрение, так и целые реформы, а это, в свою очередь, продлевает кризисное состояние общества. Поэтому только обновление методологии познания человека как хозяйствующего субъекта позволит найти иные возможности для выхода на новую траекторию развития.

Библографический список

1. Меликьян Г.Г. Экономика труда [электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://vmg.pp.ua/books/A56Part47-210.html

2. Конвенция о правах инвалидов 61/106, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи 24.01.07 р. [электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://www.un.org.ua/files/conv_ukr.pdf.

3. Social Inclusion in Australia: How Australia is faring [Text] / Australian Social Inclusion Board // Commonwealth of Australia. - 2012. - p. 19.

4. Попова Н.В. Развитие системы социально-трудовых отношений как формы реализации человеческого капитала [электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://www.dissers.ru/1ekonomika/razvitie-sistemi-socialno-trudovih-otnosheniy-kak-formi-realizacii-chelovecheskogo-kapitala-specialnost-08-00-05-ekonomika-upravlenie.php.

5. Багнюк А. Л. Социальный капитал и квантификация общественных процессов в современном социуме: толкование и функции [электронный ресурс]. - Режим доступа.

- www.filosof.com.ua/Jornel/M_71/Bahnuk.pdf.

6. Абрамов Л.К. Социальный капитал - индикатор развития общества // Центры городской активности Украины [электронный ресурс] - Режим доступа. -http://www.lacenter.org.ua.

7. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий [Текст] / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - с. 121-139.

8. Almedom A. M. Social capital and mental health: An interdisciplinary review of primary evidence [Text] // Social Science & Medicine. - 2005. - Volume 61(5). - 943-964.

9. Lemay R. Social role valorization insights into the social integration conundrum [Text] // Mental Retardation. - 2006. - № 44(1). - p. 1-12.

10. Link B.G., Phelan J.C. Conceptualizing Stigma [Text] // Annual Review of Sociology.

- 2001. - № 27. - p. 363-385.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.