Научная статья на тему 'Социальный интеллект и моральное развитие ребенка'

Социальный интеллект и моральное развитие ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
793
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Субботский Евгений Васильевич, Чеснокова Ольга Борисовна

Одной из ключевых составляющих социального интеллекта является способность индивида понимать интересы и намерения партнера по общению и использовать это понимание в целях ненасильственного преодоления сопротивления последнего в тех ситуациях, когда интересы индивида и партнера не совпадают (Чеснокова, 2005). Такое определение социального интеллекта допускает возможность обмана целенаправленного введения партнера в заблуждение. Но совместимы ли социальный интеллект и мораль? Можно ли обманывать с моральной точки зрения? На первый взгляд, может показаться, что можно, если результат, который достигается таким образом, служит интересам общества. Как известно, обманные действия применимы на войне, в борьбе с террористами, в разного рода соревновательных играх (шахматы, футбол). Все эти проявления социального интеллекта не противоречат морали, поскольку обман тут оправдан интересами спасения людей и их блага. Такие проявления социального интеллекта (назовем их «позитивным обманом») отличаются от макиавеллизма обмана с целью достижения корыстных, эгоистических целей: власти, богатства, самоутверждения и т. п. Чтобы описать развитие социального интеллекта, нам надо обратиться к истокам становления морального сознания ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект и моральное развитие ребенка»

л1

МИРОВОЙ ОПЫТ

Е. В. Субботский, доктор психологических наук, профессор университета Ланкастер, Великобритания

О. Б. Чеснокова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии

МГУ им. М. В. Ломоносова

Социальный интеллект и моральное развитие ребенка

Одной из ключевых составляющих социального интеллекта является способность индивида понимать интересы и намерения партнера по общению и использовать это понимание в целях ненасильственного преодоления сопротивления последнего в тех ситуациях, когда интересы индивида и партнера не совпадают (Чеснокова, 2005). Такое определение социального интеллекта допускает возможность обмана - целенаправленного введения партнера в заблуждение.

Но совместимы ли социальный интеллект и мораль? Можно ли обманывать с моральной точки зрения? На первый взгляд, может показаться, что можно, если результат, который достигается таким образом, служит интересам общества. Как известно, обманные действия применимы на войне, в борьбе с террористами, в разного рода соревновательных играх (шахматы, футбол). Все эти проявления социального интеллекта не противоречат морали, поскольку обман тут оправдан интересами спасения людей и их блага. Такие проявления социального интеллекта (назовем их «позитивным обманом») отличаются от макиавеллизма - обмана с целью достижения корыстных, эгоистических целей: власти, богатства, самоутверждения и т. п. Чтобы описать развитие социального интеллекта, нам надо обратиться к истокам становления морального сознания ребенка.

Реальность,

с которой можно «играть»

Среди многих функций речи в познавательном развитии ребенка есть функция «рассказывания», или повествовательная функция речи.

Как только ребенок приобретает способность «мыслить с помощью речи», примерно в возрасте между двумя и тремя годами жизни, он, делая что-либо, в то же время проговаривает, что он «делает это». Иными словами, речь становится средством для существования альтернативной «репрезентативной» реальности. Этот новый вид реальности верно или не

верно, но отражает внешний мир, а его особенно важная (в данном контексте) черта состоит в том, что эта реальность может быть сознательно и намеренно искажена.

Сознание «простое» и «сложное»

Язык (речь) ребенка играет роль своеобразного записывающего устройства. Все, что ребенок делает, думает или переживает в данный момент времени, записывается в его вербальной (нарративной) памяти. Таким образом, создается исходная, «базовая» запись поведения ребенка. Разумеется, она весьма несовершенна. Рассказывая о произошедших с ним событиях, ребенок может воспроизвести их с ошибками или забыть. Причиной «потери информации» могут быть такие факторы, как ограниченность внимания, недостаточность лингвистических средств воспроизведения информации и др.

Например, было показано, что достаточно легко можно изменить воспоминания дошкольников с помощью внушения событий, которые не имели места в реальности1. В определенных случаях дети и даже взрослые были уверены, что в реальности пережили события, которые в действительности они только вообразили или о которых подумали. В возрасте между тремя и шестью годами у детей наблюдается общее развитие памяти и способности запоминать реальные или внушенные события. Если мы попросим трехлетнего ребенка рассказать

0 том, что с ним произошло за последние несколько минут, то он сможет, пусть с ошибками и пропусками, создать более или менее правдоподобный отчет об этих событиях. Помимо записывания, сохранения и востребования информации, нарративная память обеспечивает единство и непрерывность «потока сознания», текущего из прошлого в будущее. Сознание

1 Bruck M., Ceci S.J. The suggestibility of Children's Memory // Annual Review of Psychology. - 1999. -№ 50. - P. 419-439.

МИРОВОМ ОПЫТ

к

ребенка, основанное только на способности воспроизводить произошедшие с ребенком события более или менее адекватно, мы назовем «простым сознанием».

Существуют, однако, ситуации, когда «простого сознания» недостаточно для того, чтобы справиться с жизненными проблемами. Это ситуации, в которых, по тем или иным причинам, ребенку невыгодно рассказывать то, что реально произошло. Обычно они возникают, когда интересы ребенка расходятся с интересами окружающих его взрослых. Именно такие ситуации приводят к необходимости возникновения морального выбора и социального интеллекта.

В своем анализе таких ситуаций мы опустили тривиальные случаи, когда ребенок еще слишком мал, чтобы произвольно контролировать свои действия. Например, если двухлетний малыш испытывает сильное желание откусить кусочек торта, который мама приготовила для гостей и оставила на столе без присмотра, он вряд ли сможет сопротивляться импульсу, и большинство взрослых знают это. Когда ребенок уже в состоянии держать свои импульсы под контролем, у него все равно остается возможность откусить кусочек и остаться безнаказанным. Но чтобы это осуществить, малыш должен создать специальную историю «для внешнего мира» - «обманную историю», например, что это не он, а собачка откусила кусочек.

Согласно существующим данным, способность к обману появляется у детей приблизительно в возрасте трех лет. В одном исследовании дошкольников 3-7 лет просили не смотреть на привлекательную игрушку у них за спиной. Когда детей оставляли в комнате одних, 82 % подглядывали, хотя ранее обещали экспериментатору не делать этого2. Когда детей спрашивали, подглядывали ли они, 37 % 3-летних и 87 % детей от 5 до 7 лет солгали, сказав «нет». Большинство детей были также в состоянии отличить неправильные суждения от намеренной лжи. В возрасте 5 лет дети не только способны сами эффективно обманывать, но могут четко опознавать, когда обманывают другие. Так, детей в возрасте от 3 до 6 лет знакомили с историей, герой которой высказывал неправильное суждение. Оказалось, что дети 3-4 лет были склонны поверить ему, а более старшие ребята квалифицировали это суждение как обман. Тем не менее, наличие у детей знания о моральных нормах не определяет однозначно их реальное поведение по выполнению этих же норм. «Скорее, большинство детей, не задумываясь, нарушают нормы для того, чтобы достичь своих целей, если эти цели не совпадают с хорошо известными требованиями морали»3.

Можно ли обманывать других с целью достижения определенного результата и при этом оставаться в своих глазах и глазах общества, моральным человеком?

После приобретения способности создания «обманных историй» сознание ребенка начинает оперировать двумя типами репрезентативной реальности: тем, который существует для «личного использования», и тем, который создается для предъявления социальному окружению. Мы будем называть этот тип «сложным сознанием». С его возникновением развиваются одновременно два психологических новообразования: социальный интеллект и пространство свободного морального выбора.

2 Talwar V., Lee K., Bala N., Lindsay R.C.L. Children's Conceptual Knowledge of Lying and its Relation to Their Actual Behaviors: Implications for Court Competence Examinations // Law and Human Behavior. - 2002. - № 26. - P. 395-41 5.

3 Nunner_Winkler G. The Development of Moral Understanding and Moral Motivation // International Journal of Educational Research. - 1998. - № 27. -P. 587-603.

МИРОВОМ ОПЫТ

Социальный интеллект и моральное развитие

Уже в возрасте двух лет дети демонстрируют некоторые предпосылки моральных чувств4. Эмоциональные реакции (типа тревожности) в ответ на нарушение определенных запретов могут приобретаться в довольно раннем возрасте путем подкрепления5. Однако эти эмоциональные реакции принципиально не отличаются от выученных эмоциональных реакций животных. Внутренняя же моральная мотивация может возникнуть только тогда, когда ребенок имеет возможность свободно выбирать между преследованием своих личных интересов за счет нарушения моральных норм и соблюдением моральных норм за счет добровольного отказа от личных интересов.

Возникает вопрос: при каких условиях складываются ситуации свободного морального выбора в реальной жизни детей? Очевидно, эти условия должны включать все компоненты, необходимые для свободного морального действия:

1. ребенок знает о существовании моральных норм и ожидает наказания за их нарушение;

2. личный интерес ребенка делает его заинтересованным в нарушении данных норм;

3. ребенок видит для себя возможность нарушить моральные нормы и в то же время скрыть этот факт от других путем обмана. В то время как реализация первого и второго условий возможна для ребенка, обладающего простым сознанием, реализация третьего условия обязательно предполагает наличие у детей сложного типа сознания.

Важно подчеркнуть, что свободный моральный выбор невозможен, если ребенок не может нарушить моральную норму и в то же время создать у других людей впечатление, что он ее не нарушал. В реальной жизни ребенка раннего возраста в большинстве ситуаций морального конфликта выполняются только первое и второе условия, что же касается третьего условия, то возможность создать более или менее правдоподобную обманную историю и заставить других поверить в нее

4 Cole P.M., Barrett K.C., Zahn Waxler C. Emotion Display in Two Year Olds During Mishap // Child Development. - 1992. - №63. - P. 314-324.

5 Emde R.N., Biringen Z., Clyman R.B., Oppenheim D. The Moral Self of Infancy: Affective Core and Procedural Knowledge // Developmental

предоставляется достаточно редко. Дети раннего возраста редко остаются без внешнего наблюдения, и в большинстве случаев нарушения моральных норм оставляют видимые следы и легко «раскрываются» взрослыми.

Способность создания повествований, в которых сопоставляются разные точки зрения на мир, является главной предпосылкой возникновения сознания нового типа.

Однако с возрастом постоянный внешний контроль поведения ребенка ослабевает, и малыш все чаще встречается с ситуациями, которые предполагают свободный моральный выбор. Обычно дети знакомятся с такими ситуациями, наблюдая за другими детьми или героями книг и фильмов, которым удается нарушить нормы и успешно обмануть других, рассказав им «обманные истории». На основе этих наблюдений ребенок осознает, что и для него есть возможность поступать так же. Оказавшись позже в подобной ситуации, ребенок со сложным сознанием будет нарушать нормы и выходит из нее посредством создания «обманных историй». Успешно обманув один раз, впоследствии он будет делать это увереннее и чаще. Чем более умелым обманщиком становится ребенок, тем больше расширяется пространство свободного морального выбора. Поэтому не будет преувеличением сказать, что, используя именно свой новоприобретен-ный социальный интеллект, ребенок создает свое пространство свободного морального выбора и моральной ответственности.

По мере того как сложное сознание развивается и совершенствуется, а пространство свободного морального выбора расширяется, ребенок создает два противоположных образа самого себя: один для «личного использования», другой - для предъявления внешнему миру. В «приватном» самообразе ребенок представлен как обманщик и нарушитель моральных норм, в то время как в «общественном» самообразе он - моральный и честный индивид.

Таким образом, изначально позитивный («общественный») самообраз создается ребенком со сложным сознанием как щит против давления со стороны общества. При этом «приватный» самообраз не рассматривается им как что-то негативное, плохое. В социаль-

ной ситуации, в которой находятся дошкольник и младший школьник, соотношение сил смещено в сторону взрослых, имеющих право и возможность контролировать и наказывать, и применение социального интеллекта в форме создания «обманных историй» является единственным доступным ребенку средством защиты своих интересов без вступления в открытый конфликт с взрослыми. Наличие такого «неравенства сил» между ребенком и взрослым, а также тот факт, что создание и использование «обманных историй» необходимо для возникновения пространства свободного выбора и последующего морального развития являются моральным оправданием детского обмана в этом возрасте. Как это ни парадоксально, но диалектика взаимодействия социального интеллекта и морального развития такова, что само применение ребенком социального интеллекта в форме обмана взрослых не противоречит нравственности, поскольку в конечном итоге работает на осознание ребенком нравственного императива («поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы с тобой поступали другие»).

Рассматриваемый под этим углом зрения весь процесс развития внутренней нравственной мотивации у ребенка центрируется вокруг того, когда и как позитивный моральный самообраз перестает быть «средством достижения цели» и становится «целью самой по себе». Важно знать, когда и почему дети становятся заинтересованными (мотивированными) делать то, что их позитивный моральный самообраз предлагает им делать, то есть делать моральный выбор в ситуации свободного морального выбора.

Как мы уже говорили, первоначально ребенок не воспринимает свои «обманные истории» как плохое, не моральное поведение. Однако со временем это восприятие изменяется. Поскольку подчинение моральным нормам оценивается обществом позитивно, а их нарушение - негативно, приватный самообраз («я обманщик») постепенно приобретает для ребенка амбивалентную эмоциональную окраску. Ребенок может гордиться собой как умелым и удачливым обманщиком, однако он осознает, что поступает плохо. В то же время, «общественный самообраз» в силу положительного отношения к нему значимых взрослых приобретает позитивную эмоциональную окраску («хороший/ая мальчик/девочка»).

Теоретически возможны три сценария развития внутренней нравственной мотивации

у ребенка. Первый, и простейший, сценарий -это «интериоризация внешнего контроля». Согласно ему, рано или поздно (лучше рано, чем поздно) взрослые раскрывают обман ребенка и принимают дисциплинарные меры. Это восстанавливает правилосообразное поведение детей, но ценой отбрасывания их из пространства свободного морального выбора назад, в пространство морального поведения, контролируемого социумом извне. Этот сценарий сводит проблему морального развития к процессу усовершенствования и интериори-зации средств внешнего контроля и разных форм наблюдения за поведением ребенка.

Второй возможный сценарий возникновения бескорыстной нравственной мотивации -это «когнитивная идентификация». По мере того как число случаев, удобных для достижения ребенком своих целей путем обмана, растет, усиливается и противоречие между «приватным» и «публичным» самообразами в его сознании. Пытаясь уменьшить (и даже уничтожить) это противоречие (когнитивный диссонанс), ребенок идентифицирует себя со своим «публичным» самообразом таким же образом, каким дети идентифицируют себя с ролью мальчика или девочки. Этому процессу может способствовать знакомство малыша с персонажами сказок и фильмов, которые воплощают в себе моральные ценности, а также наблюдение за моральным поведением других людей в ситуациях свободного морального выбора.

Наконец, третьим сценарием является «эмоциональная идентификация». Баумринд6 показала, что дети, проявляющие зрелые формы морального и социального поведения, обычно имеют любящих, понимающих нужды ребенка и в меру требовательных родителей. И наоборот, родители, которые уделяют мало внимания детям, эмоционально холодны и делают упор на наказания в процессе морального воспитания, обычно имеют детей, отстающих по шкале социоморальной зрелости. Связь между практикой морального воспитания ребенка и его психическим развитием сложна и зависит от его индивидуальных особенностей. Однако преобладает мнение, что родительская эмоциональная теплота, понимание потребностей и уважение самооценки малыша, готовность к кооперации с ним, к оказанию ему помощи способствуют моральному

6 Baumrind D. Child Care Practices Anteceding Three Patterns of Preschool Behavior // Genetic Psychology Monographs. - 1967. - № 75. - P. 43-88.

МИРОВОМ ОПЫТ

развитию детей7. На этом основании можно предположить, что если с ребенком обращаться с любовью и доверием, уделять ему время и личное внимание, то его «публичный самообраз» постепенно приобретет для него позитивное эмоциональное значение. В результате каждый раз, когда малыш будет прибегать к обману взрослого с целью достижения своих целей, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и чувство вины за обман любимого взрослого. И наоборот, всегда, когда ребенок делает нравственный выбор в ситуации свободного морального выбора, у него будет возникать положительное чувство от того, что он удовлетворил ожидания любящих взрослых. Такой «перенос любви» с объекта любви (значимого взрослого) на моральные нормы может быть обобщен и впоследствии будет побуждать малыша поступать нравственно не только по отношению к близким взрослым, но и по отношению к незнакомым людям8.

«Обманная история» характеризуется тем, что составляется заранее, с сознательным намерением ввести других людей в заблуждение для достижения личной выгоды.

В любом из двух последних сценариев у ребенка должна возникнуть нравственная мотивация, свободная от эгоистического интереса, - что-то родственное тому, что некоторые теоретики называют моральной идентичностью - тенденцией жить и действовать в соответствии со своим моральным сознанием.

Оставляя в стороне вопрос о том, в каком возрасте и как ребенок перестает использовать свой социальный интеллект для обмана других людей с целью достижения личной выгоды, мы полагаем, что именно такой добровольный отказ составляет сущность появления внутренней нравственной мотивации. Конечно, далеко не все дети и даже взрослые способны отказаться от достижения личных целей при возможности их достижения путем анонимного обмана. По некоторым данным, как у детей, так и у взрослых такое поведение

7 Dunn J., Brown J.R., Maquire M. The Development of Children's Moral Sencibility: Individual Differences and Emotion Understanding // Developmental Psychology. -1995. - №31. - P. 649-659.

8 Субботский Е.В. Генезис личности. Теория и экс-

перимент. - М.: Смысл, 2010.

наблюдается у менее чем 20 %9. Показано, что при определенных обстоятельствах подростки и взрослые прибегают к обману и другим нарушениям моральных норм. Тем не менее тот факт, что возникновение социального интеллекта представляет собой необходимую предпосылку появления внутренней нравственной мотивации в онтогенезе, позволяет нам ответить на вопрос о совместимости социального интеллекта и морали, поставленный в начале этой статьи, утвердительно.

Выводы

У взрослых применение социального интеллекта в форме обмана и манипуляции не противоречит морали, если такое применение имеет целью достижение блага других людей и направлено на противодействие злу (внешний аспект).

У детей применение социального интеллекта в форме обмана взрослого составляет необходимую предпосылку возникновения свободного морального выбора и последующего появления внутренней нравственной мотивации (внутренний аспект). ■

9 Batson C.D., Thompson E. Why Don't Moral People Act Morally? Motivational Considerations // Current Directions in Psychological Science. - 2001. - № 10. - P. 54-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.