8. Глущенко П.П. Образование как основной социальный институт и его место и роль в повышении качества образовательного процесса // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. -СПб.: СПбГУП, 2003.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА В РОССИИ © Ткаченко А.В/
Институт психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, г. Москва
Работа посвящена социологическому анализу одного из важнейших социальных институтов - института брака. Поэтапно рассматриваются исторические изменения в семейных отношениях и семейном праве и их влияние на состояние российского общества.
С точки зрения социологии и юриспруденции, брак - это социальный институт, призванный помочь людям выполнить их главные социальные функции. Брак способствует стабильному воспроизводству общества и процессу социализации людей, играет заметную роль в социальном контроле и устанавливает определенные нормы и стандарты поведения в обществе. Как социальный институт, брак ориентирует нашу деятельность в социально безопасное русло и позволяет нам удовлетворять свои потребности, не нарушая установленных законом и традицией правил.
Трансформацию института брака можно проследить через изменения в области семейного права. Семейное право устанавливает условия для вступления в брак и для его расторжения, регулирует личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи и предоставляет им возможность судебной защиты. Все семейное законодательство как в древности, так и в наше время исходит из того принципа, что семья призвана упорядочить любовные отношения между полами, рождение и воспитание детей и заботу о больных и пожилых родственниках.
По современному российскому законодательству, к членам семьи относятся: муж и жена, дети, родители, братья и сестры, дедушки и бабушки, отчим и мачеха, пасынок и падчерица. Однако закон не всегда хорошо охраняет семейную целостность. Поэтому надо учитывать, как на эволюцию брака повлияли народные представления, мораль и культурно-
♦ Исполняющий обязанности декана факультета социологии, кандидат исторических наук, доцент
бытовой уклад. Ведь если семья строится так, как предписывает ее строить мораль, она становится самой важной ячейкой общества и выполняет все отведенные ей социальные функции.
Так, с Крещением на Руси утвердился моногамный брак, потому что духовенство учило словами Христа: «... оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью.» [7, Мф. 19, С. 5]. Жена считалась такой же христианкой пред Богом, как и ее муж. Неверующий муж «освящался» верующей женой. Из «Домостроя» следовало, что «если дарует Бог жену добрую, то . таковая . создаст мужу благую жизнь... Не беспокоится о доме муж ее... Жены ради доброй блажен муж, и число дней его удвоится» [3, С. 322].
После петровских реформ институт семьи оставался достаточно крепким, но сама правящая элита стала показывать примеры пренебрежения к браку. Помещики повсеместно заводили гаремы из крепостных девок, а крестьян своих продавали и проигрывали в карты, порой разлучая родителей с детьми и мужа с женой. Императрицы, жившие без мужей, по мнению князя М.М. Щербатова и других современников, подавали дурной пример обществу.
В XIX в. и в России, и в Европе разводы были редкостью. Достаточно вспомнить, как создатель социологической науки Огюст Конт 17 лет не мог добиться разрешения на развод с женой, которая от него просто несколько раз сбегала [1, С. 131-132].
Русские законы предусматривали расторжение брака по 4 причинам: природная неспособность выполнять «супружеский долг»; исчезновение одного из супругов без вести; ссылка супруга на каторгу; супружеская измена, доказанная наличием свидетелей. Избиение жены, формулировка «не сошлись характерами» или импотенция, наступившая после вступления в брак, не считались причинами для развода. Поскольку Церковь и государство были объединены, а их единство идейно закреплено в формуле «православие, самодержавие, народность», понятно, что шансов на развод у желающих развестись было немного: Церковь никогда не поддерживала разрушение «домашнего очага». А ведь дела о разводах рассматривало духовенство [2, С. 11].
Колганова Е. подчеркивает, что «доказать супружескую измену на основании прижитых вне законного супружества детей было чрезвычайно сложно, так как по закону все дети, рожденные замужней женщиной, обязательно записывались в метрические свидетельства законными» [4, С. 95]. И лишь в 1907 г. Святейший Синод ввел четыре дополнительных повода для развода: отказ одного из супругов от православной веры; насилие в семье, опасное для жизни и здоровья, вплоть до покушения на убийство; психическая болезнь; заболевание сифилисом. И только после революции 1917 г. Церковь разрешила разводы в случаях, когда один из
супругов имеет «противоестественные пороки»; болен проказой; занимается снохачеством или сводничеством; намеренно не живет с женой (или мужем); вступил в новый брак.
Но Церковь уже мало слушали. Большевики считали Церковь и брак устаревшими и отмирающими социальными институтами «эксплуататорского общества». Поэтому революционеры сразу заменили венчание на государственную регистрацию браков в загсе, отменили траур по умершему супругу и разрешили браки с глубокими стариками, между двоюродными братом и сестрой и между отчимом и падчерицей. Штамп в паспорте был необязателен. В итоге, в 1920-е гг. в ряде городов на 1000 браков приходились сотни разводов. За развод платили всего 3 рубля в качестве госпошлины. Поэтому герой одного из сатирических рассказов М. Зощенко женился, не успев разглядеть невесту, и на следующий день без труда с ней развелся.
Кодекс о браке и семье, принятый в 1926 г., осуждал двоеженство, но, помимо зарегистрированного, предусматривал еще фактический брак. Иными словами, Кодекс узаконил сожительство. В 1920-е гг. на 100 млн. населения приходилось до 100 тыс. фактических браков. Поэтому во время всеобщей переписи 1926 г. многие русские женщины указывали на одного и того же мужчину и заявляли, что он - их муж. Это привело к большей деградации общества и новым имущественным спорам [5, С. 85].
Лишь после нравственного упадка времен НЭПа и коллективизации государство озаботилось укреплением института брака. С одной стороны, И.В. Сталин пытался вернуться к имперским традициям дореволюционного прошлого, с другой стороны - пытался восстановить семью как основу самого государства. Поэтому в 1936 г. вышло Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательство о браке и семье». Сильное государство всегда занимается социальной политикой, цель которой - укрепление семьи, а через нее - укрепление общества.
В 1944 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и медали «Медаль материнства». Война унесла десятки миллионов жизней, и только крепкая семья могла спасти страну от демографической катастрофы. Сожительство объявлялось вне закона, а все дела о разводах разбирались в суде, а не в загсе. Вводился налог на бездетность, но, поскольку началась Холодная война, затруднялись браки с иностранцами.
Русскоязычное население после войны оказалось в тяжелейших социально-экономических условиях. Люди заводили семьи, но перестали рожать много детей. В ходе урбанизации люди перемещались из деревни в малогабаритные городские квартиры или комнаты в коммуналках, что не способствовало оздоровлению семьи. Поэтому, хотя в СССР отмечался День Семьи и уровень жизни быстро поднимался, уже в 1940-е гг. наметилась кризисная демографическая тенденция.
Советские люди по-прежнему охотно женились, но в условиях городской цивилизации распространилось «одиночество среди людей». И неудивительно, что 19 января 1979 г. появилось постановление Президиума Совета министров СССР «О консультативной помощи населению по вопросам семьи и брака». Цель документа - «подготовка молодежи к семейной жизни» и «содействие одиноким гражданам в создании семьи». Вокруг еженедельника «Неделя» сплотился Общественный совет с участием артистов, социологов, демографов, медиков, экономистов и писателей. Цель совета - поддержка идеи создания Службы знакомств [6, С. 95].
В современной России условиями для вступления в брак могут быть взаимное согласие жениха и невесты и возраст не менее 18 лет (или 16, если есть на то причина). С 2002 г. орган местного самоуправления может одобрить брак с 14 лет. Не допускается брак между близкими родственниками, двоеженцами и лицами, которых суд признал недееспособными из-за психических заболеваний. Едва ли не половина браков распадается, причем нередко в течение года. Детей стало мало, и школы сел и маленьких городов опустели. Пренебрежительное отношение к семье не только пропагандируется кино и телевидением, но зачастую демонстрируется чиновниками.
Подобное происходило в эпоху «военного коммунизма» и НЭПа, но тогда, вопреки разрушающим институт брака законам, существовала крепкая бытовая традиция, которая препятствовала властям похоронить семью, а вместе с ней и саму власть. Поэтому происходящее в наши дни в социальном плане гораздо опаснее происходившего, тем более, что стоящий на страже семьи институт Церкви потерял былое нравственное влияние.
Подводя итог вышесказанному, следует признать, что институт семьи претерпел в России значительную эволюцию. Начинаясь с патриархальных родовых отношений, он через религию и государственный закон превратился в основу всех общественных отношений в рамках крупнейшего в мире государства. От христианства русская семья усвоила принцип моногамии, взаимное уважение супругов при подчинении жены мужу, отрицание разводов, представление о прелюбодеянии как о смертном грехе и четкое разделение внутрисемейных и общественных обязанностей между полами. Внутрисемейные отношения регулировались в Средние века, а отчасти до самой революции, Церковью.
В ХУШ-Х1Х вв. общество столкнулось с проблемой: государство окрепло, но Церковь ослабла. Открылось «окно в Европу», но нравственный облик россиян изменился не в лучшую сторону. Разводы по-прежнему осуждались, и государство, подчинив себе Церковь, взвалило на духовные консистории бракоразводные процессы. Одна из причин революции и краха Российской империи - упадок нравственности, которая формируется в семье. Деградация семьи влечет за собой деградацию государства, потому что ослабевает социальный контроль. А люди стремились вырваться за рамки этого контроля, и им казалось, что брак, Церковь и государство только мешают обществу.
Революция стремилась уничтожить «устаревшие» социальные институты: совершались нападки на армию, собственность, Церковь, государство и, вместе с тем, на семью. Власть поняла, что надо законодательно остановить «брожение умов», и с 1930-х гг. начался «откат назад»: запрещены аборты, фактические браки, усложнена процедура развода и вступления в брак. Демографический кризис, начавшийся с Великой Отечественной войны, стал остро ощущаться лишь в последние годы, когда впервые за всю историю России население начало без войн убывать. Институт брака более не способен за себя постоять и потому как никогда нуждается в поддержке государства.
Главный институт политической системы, государство, начинается с низов, т.е. все с той же семьи. Государство не существует без идеологии, которая воспринимается человеком не только через СМИ и обучение в школе, но также через семейное воспитание. Соответственно, от того, насколько нравственным и адекватным происходящему в мире будет воспитание, зависит будущее семьи и всего общества. И от того, какой будет российская семья, зависит будущее Российского государства.
Список литературы:
1. Арон Р. Огюст Конт // Этапы развития социологической мысли. -М., 1992.
2. Арцыбашев М.М. Наш бракоразводный процесс. - СПб., 1908.
3. Домострой // О, Русская земля! - М., 1982.
4. Колганова Е. На фу-фу я не пойду. // Родина. - 2006. - № 5. -С. 93-97.
5. Максимова Т. На кой черт регистрировать брак. // Родина. - 2004. - № 11. - С. 83-87.
6. Мушкина Е. Одинокая женщина желает познакомиться // Родина. -2005. - № 3. - С. 91-96.
7. Новый Завет.