социальным и профессиональный аспекты
формирования у студентов компетентности здоровьесбережения
УДК/UDC 378.172
Поступила в редакцию 27.03.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А.Б. Серых1
Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Мычко1 Кандидат педагогических наук, доцент А.Е. Якубовская1
1Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Калининград
SOCIAL AND PROFESSIONAL ASPECTS OF STUDENTS FORMING COMPETENCE IN HEALTH-SAVING
Dr. Hab., Dr. Sc.Psychol., Professor A.B. Serykh1
Dr. Hab., Professor E.I. Mychko1
Ph.D., Associate Professor A.E. Yakybovskaya1
1 Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad
Аннотация
Цель исследования - раскрыть особенности формирования у студентов компетентности здоровьесбережения в контексте социальных и профессиональных проблем.
Методика и организация исследования. Эмпирическая работа осуществлялась на базе Балтийского федерального университета. Диагностическое исследование проводилось со студентами первых и четвертых курсов с применением метода анкетирования, опросников «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни», «Отношение к здоровью», позволяющих измерить сформированность структурных компонентов компетенции здоровьесбережения.
Результаты исследования и выводы. Полученные результаты диагностики позволили отметить общие черты в сформированности когнитивного и эмоционального компонентов. Показатели сформированности поведенческого компонента отразили нерегулярную активность в поддержании здорового образа жизни у большинства респондентов. Особенности формирования у студентов компетентности здоровьесбережения определены их отношением к здоровью как необходимому условию успешной профессиональной деятельности и неготовностью прикладывать усилия в этом направлении.
Ключевые слова: образовательное пространство вуза, студенчество, здоровье, компетентность здоровьесбережения.
Abstract
Objective of the study was to reveal the features of the formation of students' health protection competence in the context of social and professional problems. Methods and structure of the study. Empirical work was carried out on the basis of the Baltic Federal University. A diagnostic study was conducted with first and fourth year students using the questionnaire method, questionnaires "Index of attitudes towards health and a healthy lifestyle", "Attitudes towards health", which allow measuring the formation of structural components of the health saving competence.
Results and conclusions. The results of the diagnostics made it possible to note common features in the formation of the cognitive and emotional components. The indicators of the formation of the behavioral component reflected irregular activity in maintaining a healthy lifestyle in the majority of respondents. The peculiarities of the formation of students' health saving competence are determined by their attitude to health as a necessary condition for successful professional activity and unwillingness to make efforts in this direction.
Keywords: educational space of the university, students, health, health saving competence.
Введение. Сложившаяся в образовании ситуация связана с тем, что в результате освоения образовательной программы у выпускника вуза должен быть сформирован соответствующий программе подготовки комплекс компетенций. Применительно к нашему исследованию особый интерес представляет компетентность здоровьесбережения студентов.
При сущностной характеристике этой компетенции указывают на наличие у студента совокупности ценностно-смысловых ориентаций, здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, обуславливающих появление опыта собственной здоровьесберегающей деятельности [4, с. 261]. Одним из условий, обеспечивающих формирование данного вида компетентности, рассматривают здоровьесберегающее пространство вуза. Данное пространство, в свою очередь, обладает потенциальны-
ми возможностями для повышения удовлетворенности студентов обучением в университете [1, с. 28].
Исследования А. П. Лобанова, Н. В. Дроздовой, И. И. Ка-палыгиной, А. Б. Серых позволяют выделить следующие компоненты компетентности здоровьесбережения: владение знанием содержания компетентности; опыт проявления компетентности; отношение к содержанию компетентности; эмоционально-волевая регуляция проявления компетентности и готовность к проявлению компетентности [2, 3].
Цель исследования - раскрыть особенности формирования у студентов компетентности здоровьесбережения в контексте социальных и профессиональных проблем.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе Балтийского федерального университета им. И. Канта. В качестве респондентов высту-
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
пили 87 студентов-первокурсников (16-18 лет) и 44 студента четвертого курса гуманитарных и педагогических направлений подготовки. Диагностика проведена с использованием авторской анкеты, ориентированной на определение компетентности человека в сфере здоровья, и опросников «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни» (С. Дерябо, В. Ясин), «Отношение к здоровью (Р. А. Березовская).
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты первого этапа пилотного исследования показали, что в качестве важной жизненной ценности здоровый образ жизни был отмечен у большинства респондентов - 91,9 %, также почти все студенты (97,7 %) считают, что здоровье выступает ключевым фактором успешной профессиональной деятельности.
В качестве причин, побуждающих к здоровому образу жизни, были указаны: желание быть красивым -80,4 %; необходимость похудеть - 57,4 %; потребность в двигательной активности - 82,7 %; желание расширить круг общения - 45,9 % и требования современной моды - 34,4 %.
Часть вопросов анкеты отражала отношение первокурсников к состоянию своего здоровья. Интерес к проблемам своего здоровья и здорового образа жизни у большинства студентов (81,6 %) проявляется эпизодически. При ответе на вопрос об оценке состояния своего здоровья результаты получились следующие: 58,6 % оценили состояние своего здоровья как «отличное», 28,7 % - как «хорошее», 12,6 % - «удовлетворительное».
В качестве регулярных занятий были отмечены занятия физической культурой в вузе (63,2 %) и спортивные секции (36,7 %). Наиболее частотными видами активности в свободное время были отмечены прогулки с друзьями, занятия спортом, посещение кино, театра, клуба. У 80,4 % респондентов встретился ответ о том, что они ничего специально не делают для поддержания своего здоровья. Единодушным был ответ про необходимость положительного эмоционального настроя на занятиях любой физической активностью и в вопросе поддержания здорового образа жизни (98,8 %).
Диагностика подтвердила, что на этапе студенчества складывается система индивидуальных ценностей. В дальнейшем существенные изменения в сложившейся системе ценностей происходят только под влиянием значимых перемен (смена вида деятельности, болезнь и др.).
На следующем этапе была проведена диагностика сформированности компонентов компетентности здо-ровьесбережения. Респонденты были разделены на две экспериментальные группы: в ЭГ-1 вошли первокурсники,
Сравнительный анализ результатов сформированности компонентов компетентности здоровьесбережения
Компоненты Показатели сформированности (ЭГ-1) Показатели сформированности (ЭГ-2)
1. Владение знанием содержания компетентности 7,9 8,7
2. Опыт проявления компетентности 6,0 6,7
3. Отношение к содержанию компетентности 7,1 8,0
4. Эмоционально-волевая регуляция 4,1 4,5
5. Готовность к проявлению компетентности 2,2 4,0
получающие гуманитарное образование, в ЭГ-2 - первокурсники педагогического направления подготовки.
Результаты диагностики уровня сформированности компонентов компетентности здоровьесбережения позволила нам сделать качественные выводы. Владение знанием содержания компетентности в обеих группах проявлялось в следующем: отсутствие вредных привычек, занятия физической культурой и спортом, рациональное питание, различные процедуры по поддержанию своего здоровья. Только среди респондентов ЭГ-2 встречались результаты, близкие к ценностному пониманию здоровья как успешности в различных видах деятельности. Опыт проявления компетентности, как ее структурный компонент, отражается через личностно-направленные действия: физические занятия в университете, целенаправленное посещение спортивных секций, избегание ситуаций, вредящих здоровому образу жизни, борьба с вредными привычками. Показатели в обеих группах существенно не отличаются.
Результаты сформированности отношения к содержанию компетенции в двух группах показали, что на ценностном уровне здоровье находится рядом с материальными ценностями, эти виды ценностей занимают верхние позиции. Показатели сформированности эмоционально-волевой регуляции отразили низкие значения: слабая активность при организации сознательной работы по сохранению здоровья, недостаточный эмоциональный отклик на действия по сохранению здоровья. Наибольшие различия в показателях наблюдались в компоненте готовности к проявлению компетентности, что мы можем объяснить особенностями подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
Подводя итог по полученным результатам данного этапа исследования, можно отметить общие черты в четырех сформированных компонентах компетентности здоро-вьесбережения: студенты продемонстрировали знание основных факторов риска в сфере здоровья, знание основных способов его укрепления. На эмоциональном уровне - здоровье занимает высокое положение в иерархии ценностей, здоровый образ жизни отмечается как важнейшая жизненная ценность, однако по отношению к данной ценности отсутствуют устойчивые положительные эмоции. На поведенческом уровне - у большинства респондентов активность проявляется нерегулярно. Специфика в сформированности компонентов компетентности здоровьесбережения обусловлена комплексом профессиональных компетенций, детерминированных трудовыми действиями и трудовыми функциями.
На следующем этапе исследовательской работы была осуществлена диагностика сформированности компонентов компетентности здоровьесбережения у студентов 1-го и 4-го курсов, получающих педагогическое образование. Поскольку наибольшие различия наблюдались в уровне сформированности компонента готовности, то мы предположили наличие связи между полученным результатом и целевой направленностью подготовки будущих педагогов. При рассмотрении полученных показателей можно констатировать, что, как и в случае диагностики сформированности компонентов компетентности здоровьесбережения в группах ЭГ-1 и ЭГ-2, различия наблюдаются по уровню сфор-мированности компонента готовности к проявлению компетентности. Подготовка будущих педагогов строится на принципе здоровьесбережения как основания для формирования ключевых компетенций. Педагогическая практика будущих педагогов позволяет студен-
30
http://www.teoriya.ru
№7^ 2022 Июль | Juli
¡1
студенты 1-го курса студенты 4-го курса
У
Результаты сформированности компонентов компетентности здоровьесбережения у студентов педагогических специальностей
там к 4-му курсу нормативно заданную компетентность здоровьесбережения демонстрировать как профессионально и личностно значимую при выполнении профессиональной деятельности.
Проведенное пилотное исследование позволяет заключить, что особенности формирования у студентов компетентности здоровьесбережения необходимо рассматривать через призму ее компонентного состава. В таком ключе здоровьесберегающая компетентность есть составляющая общепрофессиональной подготовки студентов вне рамок конкретной узкой специальности.
Вывод. Результаты исследования свидетельствуют о том, что проблема формирования у студентов компетентности здоровьесбережения обусловлена существующим в студенческом социуме противоречием: с одной стороны, здоровье
и здоровый образ жизни понимаются как необходимые условия успешной профессиональной деятельности, а с другой - наблюдаются трудности позитивного преобразования внутренней позиции в сторону осознания ценности здоровья и готовности прикладывать усилия в этом направлении.
Литература
1. Вахнин, Н.А. Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в университете / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 28-30.
2. Дроздова, Н.В. Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования / Н.В. Дроздова, А.П. Лобанов. - Минск: РИВШ, 2007. -100 с.
3. Капалыгина, И.И. Здоровьесбережение школьников в информационно-безопасном пространстве: теория и практика / И.И. Капалыгина, А.Б. Серых. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018. - 270 с.
4. Рыбина, И.Р. Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» / И.Р. Рыбина // Ученые записки ОГУ. - 2015. - № 3 (66). - С. 261.
References
1. Vakhnin N.A., Makhovikov A.B., Sharok V.V. Rol fizicheskoy kultury i sporta v udovletvorennosti studentov obucheniem v universitete [The role of physical culture and sports in student satisfaction with university education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 4. pp. 28-30.
2. Drozdova N.V., Lobanov A.P. Kompetentnostnyy podhod kak novaya paradigma studentocentrirovannogo obrazovaniya [Competence-based approach as a new paradigm of student-centered education]. Minsk: RIVSH publ., 2007. 100 p.
3. Kapalygina I.I., Serykh A.B. Zdorovesberezhenie shkolnikov v infor-macionno-bezopasnom prostranstve: teoriya i praktika [Health saving of schoolchildren in the information-safe space: theory and practice]. Kaliningrad: BFU im. I. Kanta publ., 2018. 270 p.
4. Rybina I.R. Sushchnost ponyatiya «zdorovesberegayushchaya kompetentnost» [The essence of the concept of "health-saving competence"]. Uchenye zapiski OGU. 2015. No 3 (66). p. 2
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ЮНОШЕЙ, НАЧАВШИХ РЕГУЛЯРНЫЕ ФУТБОЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВКИ
Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 Доктор медицинских наук, доктор биологических наук, профессор И.Н. Медведев1
1Российский государственный социальный университет, Москва
УДК/UDC 796.077-056.266
Ключевые слова: слабовидящие, юношеский возраст, футбол, физическая активность, координация, мышечная тренировка.
Введение. Увеличение физической активности - надежный способ эффективного общего укрепления организма [1]. Весьма популярным вариантом повышения физической активности являются ее игровые формы, проводящиеся в разных вариантах. Известно, что игра в футбол способна оптимизировать общий функциональный статус тренирующихся, в том числе имеющих патологию. Однако влияние футбольных тренировок на организм слабовидящих юношей не до конца изучено.
Цель исследования - оценить влияние регулярных футбольных тренировок на общие физические возможности слабовидящих юношеского возраста.
Методика и организация исследования. Работа проведена на 23 слабовидящих юношах в возрасте 18-19 лет. Из их числа была образована основная группа из 12 человек, приступивших к регулярным занятиям футболом, и контрольная группа из 11 слабовидящих юношей, продолживших привычный образ жизни с низкой физической активностью. Проведены стандартные функциональные пробы.
PHYSIOLOGICAL PECULIARITIES OF VISUALLY VISIONALLY BOYS WHO STARTED REGULAR FOOTBALL TRAININGS
Dr. Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 Dr. Med., Dr. Biol., Professor I.N. Medvedev1 1Russian State Social University, Moscow
Поступила в редакцию 22.02.2022 г.
Результаты исследования и их обсуждение. Исходный уровень скоростно-силовых свойств, оцениваемый в тестах бега на дистанции 30 м и 60 м и по длине прыжка в длину, у обследованных был невысок. Изначальные уровни выносливости, силовых возможностей и координации у обследованных юношей также были невелики. Через полгода футбольных тренировок у слабовидящих юношей произошло увеличение скоростно-силовых и силовых показателей, улучшилась координация и повысилась выносливость. В группе контроля все учитываемые показатели за время всего наблюдения остались без динамики.
Вывод. Регулярные футбольные тренировки стимулируют у слабовидящих юношей силовые и скоростные показатели, координационные возможности и повышают общую выносливость.
Литература
1. Завалишина С.Ю. Физиологические изменения в сердечнососудистой системе при вестибулярном раздражении у представителей игровых видов спорта / С.Ю. Завалишина, Е.С. Каченкова // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 24-26.
Информация для связи с автором: [email protected]