Научная статья на тему 'Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность'

Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7170
980
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СВЯЗАННЫЕ С СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ / СВЯЗАННЫЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ. / SOCIAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL FIELD OF PERSONALITY / SOCIAL FIELD OF PERSONALITY / PERSONAL CHARACTERISTICS RELATED TO SOCIAL FIELD / PERSONAL CHARACTERISTICS RELATED TO EMOTIONAL FIELD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батурин Николай Алексеевич, Матвеева Лариса Геннадьевна

Работа посвящена анализу социального и эмоционального интеллекта как видам интеллекта. Выделены основные признаки конструктов, в соответствии с которыми тест может быть назван интеллектуальным, независимо от специфики объектов, на понимание которых он направлен. Проведен анализ феноменов, близких к социальному и эмоциональному интеллекту: уровень эмоциональности и социализированности человека, свойства личности, связанные с эмоциональной и социальной сферами психического функционирования. Выделены виды психических явлений, для измерения которых требуется выделение трех различных видов конструктов и соответствующих им трех видов тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and emotional intelligence: myths and reality

The article is concerned with analysis of social and emotional intelligence as types of intelligence. It points main features of constructs in accordance with which test can be called intellectual independent from object's specificity for understanding which test is directed. There was made an analysis of phenomena closed to social and emotional intelligence: person's level of emotionality and level of socialization, indications of personality related to emotional and social fields of psychic functioning. There was detailed the types of mental phenomena for measuring which three different kind of construct and appropriate three kinds of tests are required to be derive

Текст научной работы на тему «Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность»

УДК 159.923 ББК Ю937

СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ*

Н.А. Батурин, Л.Г. Матвеева

Работа посвящена анализу социального и эмоционального интеллекта как видам интеллекта. Выделены основные признаки конструктов, в соответствии с которыми тест может быть назван интеллектуальным, независимо от специфики объектов, на понимание которых он направлен. Проведен анализ феноменов, близких к социальному и эмоциональному интеллекту: уровень эмоциональности и социализированное^ человека, свойства личности, связанные с эмоциональной и социальной сферами психического функционирования. Выделены виды психических явлений, для измерения которых требуется выделение трех различных видов конструктов и соответствующих им трех видов тестов.

Ключевые слова: социальный интеллект; эмоциональный интеллект; эмоциональная сфера личности; социальная сфера личности; личностные особенности, связанные с социальной сферой; личностные особенности, связанные с эмоциональной сферой..

Последние 25 лет внимание многих исследователей, а также тех, кто интересуется психологией (после выхода в свет популярных бестселлеров американского журналиста Д. Гоулмена), приковано к феномену, носящему название «социальный и эмоциональный интеллект». Неоднократно в дискуссиях и исследованиях предпринимались попытки понять, является ли «социальный и эмоциональный интеллект» видом интеллекта или феноменом другой, неинтеллектуальной природы. Именно ответ на этот вопрос и стал главной целью данной статьи.

На наш взгляд, для удобства рассмотрения данной проблемы ее следует разбить на несколько частей:

Первая проблема: является ли «социальный и эмоциональный интеллект» разновидностью общего интеллекта, представляя собой процесс когнитивной обработки информации объектов социальной и эмоциональной сфер психического функционирования (межличностные воздействия и эмоциональные переживания)?

Вторая проблема: как соотносятся «социальный и эмоциональный интеллект» с феноменами, связанными со степенью сформиро-ванности аффективной и социально-

регуляторной сфер психического функционирования?

Третья проблема: как соотносятся «социальный и эмоциональный интеллект» с коммуникативными и эмоциональными чертами личности?

Единство и специфические отличия общего и «социального и эмоционального интеллекта»

Анализ попыток теоретического анализа решения этой проблемы свидетельствует о том, что в ряде случаев мы имеем дело не с научными доказательствами, а с противостоянием персональных мнений, убеждений и даже веры исследователей в правильности своих умозаключений.

Более 100 лет назад сложилась и развивается концепция интеллекта как особого теоретического конструкта, имеющего важное значение для психологии. Исследования интеллекта, тесты интеллекта наиболее популярны в психологических справочниках и обзорах темы (см. анализ Test in print V (Н. Батурин,

А. Пичугова, 2007)). И видимо, в силу длительного пути изучения и осмысления этого феномена в последние годы мы наблюдаем постоянные атаки на сам концепт «интеллект». Причины таких «нападок», с одной стороны, обусловлены стремлением улучшить описание содержания самого концепта [7], с другой стороны - стремлением ввести в это

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, гранты 07-06-00835а и 07-06-00631а.

содержание новые виды интеллекта и факторы, на него влияющие [5].

Параллельно с этими работами в последние годы явно наблюдается и стремление максимально расширить прогностические возможности тестов интеллекта, включив в содержание тестовых заданий феномены некогнитивной природы - уровень развития эмоциональной и социальной сферы, уровень саморегуляции и способность воздействовать на регуляцию этих сфер у других людей [1, 6, 10, 16].

Анализ заявленной проблемы попробуем начать с лингвистического анализа терминов «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект». Возможно ли такое сочетание термина «интеллект» с прилагательными «социальный» и «эмоциональный»?

Может ли интеллект быть «эмоциональным»? Означает ли это, что основными механизмами познания являются эмоциональные процессы? Способен ли человек решать какие-то задачи на эмоциональном уровне? Если исходить из классических представлений, то это невозможно, поскольку природа эмоционального отражения в первую очередь предназначена для познания отношений между потребностями субъекта и возможностью объектов удовлетворить данную потребность. При этом язык переживаний, на котором презентируется результат отражения таких отношений, настолько неопределен, что для того, чтобы назвать, а следовательно, осознать эмоциональное переживание, человеку приходится прибегать к ситуативным подсказкам [12, 17] и использовать когнитивные процессы, чтобы понять значение и смысл переживаний.

Оперировать информацией, выражающейся на языке эмоциональных переживаний, без их перевода на уровень сознания (а значит, вербального самоотчета) - задача, решить которую пока ещё никому не удавалось. Исследования эмоционального прай-минга экспериментально доказывают, что в основе даже очень быстро возникающих эмоциональных переживаний лежат процессы микрокогнитивного оценивания отношений между объектами, вызывающими переживания [9, 15].

Следующий вопрос. Может ли интеллект быть «социальным» (общественным)? Если подходить к понятию буквально, то он обозначает тот аспект психического функционирования, когда решение каких-либо задач происходит за счет совместных усилий нескольких членов сообщества. Именно так

«социальный интеллект» понимают зоопсихологи - как коллективные решения неким сообществом (например, стаей птиц) возникшей перед ним нетипичной задачи.

Отражение и познание социальных явлений, интеракций, взаимодействие больших групп происходят, хотя и с использованием общественного опыта, прототипов, стереотипов, выработанных предыдущими поколениями или даже феноменов, имеющих генетическую природу, тем не менее, за счет восприятия, воспоминания, представления, мышления, то есть тоже на когнитивном уровне. Конечно, в социальных интеракциях большую роль играют эмоциональные процессы и их продукты: переживания, эмоции и чувства. Но и в этих случаях для полноценной регуляции, и особенно не в бытовых, а в производственных ситуациях, требуется перевод эмоциональных явлений на осознаваемый уровень за счёт опять же когнитивных процессов, позволяющих переживание превратить в слова и речь.

Таким образом, мы можем предположить, что «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект» - это термины, обозначающие разновидности (виды, типы) интеллекта. Эти термины обозначают явления, используемые при решении эмоциональных и социальных задач когнитивными способами, производя когнитивное оперирование «объектами», имеющими эмоциональную или социальную природу. При этом для познания используются нетрадиционные формы: интроспекция, ауторефлексия, совсем мало изученные способы: эмпатия, интуиция,

«чувство кожей» и т.д.

Все сказанное можно увидеть в таблице, отображающей специфику разных видов интеллекта и соответствующих им объектов познания.

Конечно же, стоит признать, что эмоциональная и социальная сфера психического функционирования тесно связаны между собой. Например, Р. Давидсон считает, что «все эмоции социальны», а Д. Гоулмен - что «наши социальные взаимодействия являются двигателем наших эмоций». Поэтому разделение эмоциональной и социальной сфер все равно до некоторой степени является условным и в диагностических инструментах, предназначенных для их изучения (например, методика диагностики социально-эмоционального интеллекта СЭИ-тест, ИП РАН -ЮУрГУ), они фигурируют как две дополняющих друг друга составляющие.

Объекты когнитивного познания Г лавные объекты познания Факторы, влияющие на результативность Виды интеллекта

Информационные процессы. Собственно познавательные процессы Объект-объектные отношения и производная информация о них Уровень развития когнитивного познания данного объекта Общий

Переживания, эмоции и чувства других людей и самого субъекта познания, все, что относится к эмоциональной сфере Субъект-объектные отношения и часть субъект-субъектных отношений, относящихся к эмоциональному уровню межличностного взаимодействия Уровень развития когнитивного и интенсивного познания специфических объектов: эмоциональных процессов, чувств, эмоционального побуждения, поведения, вызванного своими эмоциональными переживаниями Эмоциональный

Социальные интерактивные отношения и взаимодействие в больших группах, в том числе собственные отношения субъекта познания Субъект-субъектные отношения и часть субъект-объектных отношений; участвующих в социальном взаимодействии Уровень развития когнитивноаффективного понимания межличностных отношений и себя как субъекта подобных отношений, понимание причин управления своими социально ориентированных поведением и социальных отношений между другими людьми Социальный

«Социальный и эмоциональный интеллект» и аффективная и социально-регуляторная сферы психического функционирования

Отечественная и зарубежная психология долгое время была ориентирована, прежде всего, на изучение когнитивной сферы и общего интеллекта. Для их исследования были разработаны много методик и тестов. Познавательный потенциал человека был главным ориентиром практической психологии, особенно при отборе персонала. Это было оправдано в период развития общества, когда когнитивное познание внешнего мира являлось главным источником информации в производственных процессах и материальном производстве в работе персонала. Кадры с высоким интеллектом были более востребованными и высокооплачиваемыми. Такое положение до сих пор сохранилось в некоторых наукоемких сферах производства и отраслях науки.

Эмоциональная сфера и сфера социальных взаимоотношений оставались в тени исследований и массовой психологической практики. Фактически не было методик для их диагностики у здоровых людей. Потенциал этих сфер редко рассматривался как причина успешной работы и карьеры или успешной жизнедеятельности, а в итоге удовлетворенности жизнью. Научный интерес к этим сферам вызывали в основном отклонения и патология эмоциональной сферы (стресс, фрустрация, трево-

га, фобии и т.д.) или социальных взаимоотношений (конфликт, развод, ксенофобии и т.д.). Позитивное значение уровня развития этих сфер психического функционирования фактически не рассматривалось и учитывалось только в научных исследованиях.

Поэтому как прорыв были восприняты исследования, в которых концентрировалось внимание на позитивных эффектах эмоциональных феноменов и социальных интеракций: например, создание методики Р. Бар-Она, измеряющей коэффициент эмоциональности -EQ-i (Emotional Quotient Inventory) [8].

Автором бестселлеров «Эмоциональный интеллект, почему он может иметь большее значение, чем IQ» (1995) и «Социальный интеллект» (2006) Д. Гоулменом расшифровка аббревиатуры EQ была переиначена в коэффициент эмоционального интеллекта и противопоставлена коэффициенту когнитивного интеллекта IQ. Популярность книг Д. Гоул-мена была обусловлена новым раскладом в экономическом и социальном устройстве общества, построенном на потреблении и огромной сфере услуг. Д. Гоулмен привлек внимание читателей к человеку, успешному прежде всего в отношениях между людьми, эффективному за счет этого в управлении и обслуживании, и как следствие, в карьерном росте, величине доходов и удовлетворенному жизнью.

Вслед за Д. Гоулменом и сам Р. Бар-Он стал называть свой EQ - коэффициентом эмоционального интеллекта, уйдя от более точного названия «коэффициент эмоциональности». Эта подмена привлекла всеобщее внимание к роли эмоциональной сферы человека в его жизни и профессиональной деятельности, но она же сыграла отрицательную роль в научном развитии проблемы интеллекта и его роли в организации жизнедеятельности и профессиональной деятельности.

Сторонники «эмоционального интеллекта» по Д. Гоулмену иногда доходили до полного отрицания ценности изучения общего интеллекта, опираясь на сравнение несравнимого, подчеркивая незначительную роль академического (общего) интеллекта в жизни и профессиональной карьере людей в сравнении с огромной ролью EQ. Например, в книге «Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи» С.Дж.Стейн и Г.И.Бук пишут: «По сути, Щ оценивает личный информационный банк индивида - его память, словарный запас (тоже память - Н.Б.) и зрительно-моторную координацию. Безусловно, эти качества играют не самую важную роль в работе и в жизни людей» [4, 10]. При этом возникает вопрос, а разве только эти качества составляют общий интеллект? Стараясь не акцентировать на подобных вопросах внимание, авторы идут еще дальше: «Что касается важности ^ на рабочем месте, исследования доказали, что он может обеспечить от 1(!) до 20 % (в среднем 6 %) успеха для данной деятельности. С другой стороны, обнаружено, что EQ непосредственно отвечает за 27-45 % успеха на рабочем месте, в зависимости от изучаемой сферы деятельности» [4, с. 10]. Неуже -ли в решении научных проблем, в программировании, в высокоинтеллектуальных производствах эмоциональный и социальный интеллект играют такую же подавляющую роль? Конечно же, это не так.

Одним из весьма важных аргументов в пользу EQ, который постоянно подчеркивается адептами EQ, является то, что «его можно развивать». На специально увеличенной диаграмме показан «убедительный» рост коэффициента от 95,3 (16-19 лет) до 102,7 (к 4049), т.е. всего на 7,5 единиц за 30 лет! [4, с. 11]. Следует отметить, что в этот период жизни коэффициент общего интеллекта тоже изменяется, особенно интенсивно с раннего детства до 35-40 лет [19]. Рост коэффициента общего интеллекта происходит согласно закону Флина, на 0,3 о шкалы ^, поэтому-то

нормы IQ нужно регулярно пересматривать.

К сожалению, замена коэффициента эмоциональности на коэффициент эмоционального интеллекта вызвала не только подъем интереса к этим феноменам у обывателей, но и вызвала недоразумения и среди ученых. Психологи начали вслед за опросником EQ-i Р. Бар-Она создавать опросниковые методики для измерения уровня эмоционального интеллекта (Goleman, Boyatzis, 2002; Люсин, 2006). Методики, ориентированные на диагностику когнитивного познания эмоциональных явлений и осознанного управления ими, оказались менее замеченными и недооцененными. Например, методика диагностики эмоционального интеллекта MSCEIT (Mayer-Salary-Caruso-Emotional-intelligence Test) [14], разработанная на основе одной из первых теорий эмоционального интеллекта Дж. Майера и П. Саловей (1990).

Исследование корреляционных связей EQ-i с тестом интеллекта Вандерлика (WPI) показало фактически полное их отсутствие. Только шкала самоуважения EQ-i слабо отрицательно коррелирует с WPI, что свидетельствует о том, что опросник уровня эмоциональности нельзя считать интеллектуальным тестом. И наоборот, при расчете корреляции факторов MSCEIT и теста Вандерлика (WPI) получены значимые умеренно положительные корреляции уровня 0,32, 0,28, 0,23, что позволяет утверждать, что MSCEIT - это тест специфического вида интеллекта.

В том же исследовании проверялись связи EQ-i и MSCEIT с методикой FIRO Element

B, оценивающей межличностные взаимодействия. Оказалось, что EQ-i более соотносится с FIRO, чем с MSCEIT, что еще раз говорит об их разной природе [18].

Таким образом, соглашаясь с точкой зрения Д. Гоулмена, Р. Бар-Она и их сторонников на то, что эмоциональная и социальная сферы психического функционирования играют важную роль в успешности и богатстве эмоциональной жизни человека в межличностных отношениях в быту, на производстве и в бизнесе, мы считаем, что нельзя смешивать «эмоциональный интеллект» и «уровень развития эмоциональности». Так же как нельзя смешивать социальный интеллект с тем, что определяет успешность психического функционирования в социальной сфере: уровень социализации, степень усвоения и присвоения социальных норм, стандартов и стереотипов поведения.

Несомненно, существуют индивидуальные различия в развитии эмоциональности и социа-

лизации и их величины не соотносимы с тем, что в предыдущем разделе мы называли «социальным и эмоциональным интеллектом», которое явно имеет другую, когнитивную природу.

Поэтому для диагностики так понимаемого эмоционального и социального интеллекта, на наш взгляд, необходимы методики нового типа, комбинирующие в себе субтесты классического «задачникового» типа с субтестами латентного когнитивного типа. Например, кажутся весьма продуктивными предложения лаборатории (ИП РАН) под руководством Д.В. Ушакова по созданию особого класса методик, построенных на индивидуальных различиях времени реакции на позитивные и негативные раздражители различной природы.

«Социальный и эмоциональный интеллект» и коммуникативные и эмоциональные черты личности

В психологии также выделяют и изучают свойства (черты) личности, связанные и в значительной степени производные от уровня развития эмоциональной и социальной сферы и зависящие от этих сфер психического функционирования.

Традиционно и черты личности, и эмоциональные и социальные сферы психических функций изучаются методами, основанными на самоотчете (анкеты, опросники, шкалы), и поэтому их достаточно сложно отличить друг от друга на эмпирическом уровне. Однако в теоретическом осмыслении у этих различных по своей природе феноменов есть своя специфика, которую необходимо различать. Так, личностные черты выделяются из других психических явлений как сформированные в онтогенезе способы систематического и типичного реагирования в относящихся к одному классу социальных ситуациях (Олпорт).

Если исходить из этого определения, то можно отчетливо видеть и общепсихологические и дифференциально-психологические различия в психическом функционировании эмоциональной сферы человека, связанные с «работой» собственно эмоциональных процессов, с переживаниями и чувствами и личностных черт, связанных с готовностью к устойчивому способу поведения в эмоциональных ситуациях. Реально переживаемая тревога или страх - это не то же самое, что способы поведения в ситуациях, вызывающих тревогу или страх: приближение, взаимодействие,

беспомощность, трусость или бесстрашие.

Теоретически и феноменологически достаточно хорошо различаются между собой ре-

альный уровень освоения и присвоения человеком социальных норм и правил поведения, их индивидуальное количество у индивида и готовность человека к привычным способам поведения в ситуациях, связанных с необходимостью следовать нормам и ценностям: честность, порядочность, целеустремленность.

Операционально же расслоить их и, тем более, найти методические решения, позволяющие раздельно измерять эти столь различные конструкты, весьма непросто. Видимо поэтому в опросниках (EQ-i Р.Бар-она, ЭМИН Д. Люсина) так плотно переплетены субъективные оценки уровня развития различных составляющих эмоциональной и социальной сферы и личностные особенности, связанные с функционированием этих сфер. Однако внимательное знакомство с составом и содержанием шкал EQ-I показывает, что этот опросник больше всего ориентирован на диагностику личностных свойств, связанных с эмоциональной и социальной сферой. Об этом же говорят приведенные в предыдущем разделе результаты исследования взаимосвязей показателей EQ-i с характеристиками социального взаимодействия (FIRO) и результатами теста интеллекта (WPI).

На наш взгляд, для диагностики уровня развития эмоциональной и социальной сферы должны быть созданы свои классы методик (отличные от самоотчетов).

В целом индивидуальные различия в разных аспектах психического функционирования представлены на схеме.

Таким образом, в работе предпринята попытка обосновать различия между тремя группами психических феноменов: а) эмоциональным и социальным интеллектом;

б) эмоциональной и социально-регуляторной сферами психического функционирования и

в) свойствами личности, связанными с организацией поведения в познавательной, эмоциональной и социальной сферах жизнедеятельности и деятельности человека.

Диагностика индивидуального уровня развития каждого из этих феноменов требует наличия трех различных видов измерительных инструментов. Если для операционализации первого и последнего феноменов уже предпринимались попытки разработки диагностических инструментов, то для диагностики уровня развития эмоциональной и социальной сфер психического функционирования разработка соответствующего специфического инструментария только начинается. Одной из таких попыток является предложение лаборатории ИП РАН, проверяемое в настоящее время

Серия «Психология», выпуск 7

Внешний мир Мир психического функционирования (личность в целом)

Основные виды объектов когнитивного познания Познавательная сфера Эмоциональная сфера Социально- регуляторная сфера Личностные черты

Различия объектов познания общего, эмоционального и социального интеллекта:

1 - все личностные объекты познания (Ю); 2 - внеличностные объекты познания (Ю); 3 - внеличностные объекты познания (Ю); 4 - внутриличностные объекты познания (Ю); 5 - внутриличностные объекты познания (Ю); 6 - объекты познания (ЕЮ); 7 - объекты познания (БЮ); 8 - объекты познания ЭИ (ЕЮ); 9 - объекты познания СИ (ЭЮ)

Батурин H.A., Матвеева J1.Г. Социальный и эмоциональный интеллект:

мифы и реальность

в лаборатории психодиагностики ЮУрГУ, о использовании в качестве показателей развития эмоциональной сферы времени реакции на различные комбинации позитивных, негативных и нейтральных стимулов, представленных словами, объектми природы и человеческими лицами.

Литература

1. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект. теория, измерение, исследования: труды Института психологии РАН / под. ред. Д.В Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Изд-во ИП РАН, 2004. -С. 29-35.

2. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭМИН / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-18.

3. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М. : Изд-во ИП РАН, 2004. -175 с.

4. Стейн, С. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи /

С. Стейн, Г. Бук. - Днепропетровск: Изд-во Баланс Бизнес Букс, 2007. - 339 с.

5. Ушаков, Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д.В. Ушаков. - М: Изд-во ИП РАН, 2003. - 264 с.

6. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д.В. Ушаков // Социальный интеллект. теория, измерение, исследования: труды Института психологии РАН / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во ИП РАН, 2004. - С. 11-28.

7. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - СПб. : Питер, 2002. - 272 с.

8. Bar-On, R. BarOn emotional quotient inventory: a measure of emotional intelligence

(technical manual) / R. Bar-On. - Toronto, Canada: Multi-Health Systems, Inc, 1997.

9. Fazio, R.H. Attitude accessibility as a moderator of the attitude - perception and attitude - behavior relations / R.H. Fazio,

C.J. Williams // Journal of personality and social psychology. - 1981. - № 51. - P. 505-514.

10. Goleman, D. Emotional intelligence: why it can matter more than IQ / D. Goleman. -N.Y.: Bantam Books, 1995.

11. Goleman, D. Social intelligence /

D. Goleman. - N. Y. : Bantam Books, 2006.

12. Lazarus, R.S. Cognitive and copine processes in emotion / R.S. Lazarus. - N.Y., 1974.

13. Mayer, J.D. What is emotional intelligence? / J.D. Mayer, P. Salovey // Emotional development and emotional intelligence: educational implications. - N.Y.: Basic Books, 1997. -P. 3-34.

14. Mayer, J.D. Mayer-Salovey-Caruso emotional intelligence test (MSCElT1): user’s manual / J.D. Mayer, P Salovey, D.R. Caruso. -Toronto, Ontario: Multi-Health Systems, 2002.

15. Musch, J.L. The psychology of evaluation. Affective processes in cognition and emotion /J.L. Musch, K.Ch. Klaauer. - N.Y., 2003.

16. Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, J.D. Mayer // Imagination, cognition and personality. - 1990. - № 9. - P. 185-211.

17. Shachter, S. Cognitive theory of emotions / S. Shachter // Advances in experimental social psychology, 1964.

18. Thompson H.L. Using the EQ-f and MSCEITR in Tandem In Handbook for developing emotional and social intelligence: best practices, case studies, and strategies / H.L. Thompson, M. Hughes, and J.B. Terrell (eds). - Pfeiffer, San Francisco, 2009. - P. 257-281.

19. Wechsler, D. Nonintelligence factors in general intelligence / D. Wechsler. - Journal of abnormal psychology. - 1943. - № 38. - P. 100104.

Поступила в редакцию 28 октября 2009 г.

Батурин Николай Алексеевич. Доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психодиагностики и консультирования Южно-Уральского государственного университета: [email protected].

Nikolay A. Baturin. PsyD, professor, the dean of the Faculty of psychology, head of chair «Psychological diagnostics and Counselling», South Ural State University: [email protected].

Матвеева Лариса Геннадьевна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологическая диагностика и консультирование» Южно-Уральского государственного университета: 8(351)2679404, [email protected].

Larisa G. Matveeva. Candidate of psychological sciences, associate professor of the chair «Psychological testing and counseling» South Ural State University: 351-2679404, [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.