Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ МОДЫ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ МОДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
165
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ МОДА / МОДА / СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осинкина И.А.

В статье изучены проявления и влияния молодежной моды на социальную структуру и особенности поведения и существования общества, а также влияние молодежной моды на облик и социальные особенности поколения. Рассмотрен исторический аспект изучения особенностей молодежной моды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PHENOMENON OF YOUTH FASION

The article studies the manifestations and influences of youth fashion on the social structure and characteristics of the behavior and existence of society, as well as the influence of youth fashion on the appearance and social characteristics of a generation. The historical aspect of studying the features of youth fashion is considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ МОДЫ»

СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ МОДЫ И.А. Осинкина, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-3-79-82

Аннотация. В статье изучены проявления и влияния молодежной моды на социальную структуру и особенности поведения и существования общества, а также влияние молодежной моды на облик и социальные особенности поколения. Рассмотрен исторический аспект изучения особенностей молодежной моды.

Ключевые слова: молодежная мода, мода, социальный феномен, социальная структура поколения.

Мода оказывает большое социокультурное влияние на все слои населения. Но особенное значение мода имеет в молодежной среде. Молодежная мода исторически становилась обликом поколения и по истории молодежной моды зачастую можно проследить развитие молодежных субкультур общества. В широком смысле мода - это существующее в определенный период истории и общепризнанное отношение к требованиям внешней культуры. Однако современная мода являет собой динамическую форму стандартов массового поведения, формируемую под влиянием трендов и доминирующих настроений, и увлечений [1].

Именно поэтому социальный феномен молодежной моды является актуальным вопросом для изучения, ведь через понимания этого феномена лежит путь к пониманию тенденций развития молодежного общества и пониманию и прогнозированию тенденций развития общества в целом.

В разные периоды большое число ученых интересовалось и занималось изучением вопроса феномена молодежной моды. О социальных функциях моды рассуждали такие известные философы, как Кант, Гегель, Шефтсбери, Фихте, многие писатели, среди которых: Пушкин, Бальзак, Сервантес, а также многие общественные деятели, ученые, моралисты. Однако их интересовали не столько частные проявления моды (одежда, увлечения, особенности быта), сколько возможности

выражения особенностей общества через понимание моды [2].

Со сменой эпох исследовательский интерес к феномену молодежной моды не только не исчез, но и проявился с новой силой в работах К. Маркса, Ленина, которые отмечали тенденции смены моды как основу понимания изменений настроения в обществе и готовность общества к кардинальным изменениям своей структуры. Однако у Г. Спенсера можно встретить и критику моды. В «Основании этики» он писал, что мода по сути своей безумна и люди уделяют слишком большое внимание следованию общим тенденциям, вместо концентрации на собственной личности [3].

В начале XX века, с новым витком развития гуманитарных наук и обращения взора науки от фундаментальных технических задач к социуму вопрос изучения моды поднялся с новой силой и споры о сущности, важности и перспективах изучения молодежной моды не утихают. Основным предположением высказывается идея о влиянии молодежной моды на социальное развитие общества, а равно на понимание молодежи как социокультурного слоя общества [2].

Целью данного исследования стало изучение социального феномена молодежной моды.

Одной из ключевых особенностей моды является проявление ее социальных функций. Так, принадлежность к общим модным тенденциям зачастую можно оценивать и как принадлежность к общим соци-

альным группам. Если рассматривать моду на музыку, то у различных групп (как то: поклонники поп-музыки, рока или фолка) будут совершенно разные взгляды на интерес к музыке, однако внутренний интерес их будет в противоположность объединять. Некоторые современные исследователи моды относят создание молодежных субкультур к проявлению социальной функции моды. Причастность определенных слоев населения к проявлению и деятельности субкультур может свидетельствовать о проявлении в этих слоях моды на данную субкультуру. В контексте молодежной моды ярким проявлением подобного могут служить субкультуры 80-х - 90-х годов XX века. Объединенные общей идеей, молодые люди с одной стороны создают внешние проявления культуры, к поддержанию которых стремятся другие люди, создавая моду на данный образ жизни, в чем и заключается социальный феномен молодежной моды: являясь связующим звеном, она объединяет людей, разделяющих взгляды на жизнь, и привлекает поклонников, расширяя сферу влияния данных интересов. То есть мода, в данном случае, является одновременно и объектом, и субъектом интереса молодежи [4].

Немаловажным является и проявление эстетической функции моды. Так как в большей степени в молодежной среде в понятие моды входит проявление внешних форм культуры - данные проявления и модные тенденции влияют на внешний и эстетический облик как отдельных групп последователей, так и всего поколения в целом [3].

Для более подробного изучения феномена молодежной моды было проведено

исследование путем социального опроса, проведенного методом анкетирования среди 300 человек возрастом от 16 до 29 лет. Данный возраст был выбран как наиболее репрезентативно представляющий интересы молодежной группы людей исключая детский и раннеподростковый возраст и возраст людей после 30 лет, статистически меньше интересующихся модой.

Респондентам были заданы 4 вопроса:

1) Как вы понимаете определение слова «мода»?

2) Какое ваше личное отношение к моде?

3) Насколько, по вашему мнению, важна мода в молодежной среде?

4) Может ли, по вашему мнению, мода отражать настроения и социальные тенденции поколения?

По результатам опроса, наиболее частым ответом на первый вопрос стал вариант: «Мода - это тенденции, диктуемые в обществе к внешнему виду и увлечениям». Подобный вариант ответа дали 238, что говорит о достаточном представлении у людей о формах проявления моды (не только как моды в одежде, но как формам проявления культуры).

На второй вопрос ответы распределились следующим образом: «слежу за модой, стараюсь следовать модным тенденциям» - 187 ответов, «слежу за модой, но всегда выбираю сам то, что нравится, и редко следую тенденциям» - 102 ответа, «не слежу за модой и не интересуюсь этим вопросом» - 11 ответов. Полученные данные говорят о том, что большинство людей молодежного возраста следуют модным тенденциям или хотя бы следят за ними (рис. 1).

Рис. 1. Отношение респондентов к моде

На вопрос «Насколько важна мода в молодежной среде» 256 респондентов дали ответ «мода очень важна для молодежи», 44 - «мода вероятно важна в молодежной среде» и 0 - « мода для молодежи совершенно не важна.

Наиболее неоднозначными оказались ответы на вопрос «Может ли, по вашему мнению, мода отражать настроения и со-

Таким образом, социальные особенности молодежной моды, несомненно, имеют важное значение для изучения наукой. Понимание тенденций возникновения, развития и проявления различных форм

циальные тенденции поколения?». Лишь 134 человека однозначно ответили «да», еще 149 высказали позицию «возможно мода может отражать социальные тенденции отдельных групп» и 17 высказались за «скорее нет». По мнению большинства людей молодежная мода может отражать социальные тенденции поколения или отдельных его социальных групп (рис. 2).

молодежной моды может быть использовано для дальнейшего понимания и прогнозирования перспектив развития общества в целом и отдельных поколений общества в частности.

Рис. 2. Отражение моды как социальных особенностей поколения

Библиографический список

1. Зиммель Г. Избранное (Лики культуры): в 2-х томах. Т.1: Созерцание жизни. Мода. -М.: Юрист, 1996. - 608 с.

2. Конева А.В. Мода в социальном бытии: от включенности к исключительности // Культурное наследие: от прошлого - к будущему. Т. 6. - М., 2009. - С. 127-145.

3. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. -С. 48.

4. Хаустова А.А. Мода как социальный феномен и объект социологического анализа // Власть. - 2013. - №2.

5. Поплёвина В.А. Научные исследования моды как социально-культурного явления // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - №6. - С. 276-281.

6. Ильясова С.Ф. Мода как форма группового поведения // Социальные исследования. -2016. - №1. - С. 26-35.

SOCIAL PHENOMENON OF YOUTH FASION

I.A. Osinkina, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article studies the manifestations and influences of youth fashion on the social structure and characteristics of the behavior and existence of society, as well as the influence of youth fashion on the appearance and social characteristics of a generation. The historical aspect of studying the features of youth fashion is considered.

Keywords: youth fashion, fashion, social phenomenon, social structure of a generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.