Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ЭСКАПИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭСКАПИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
815
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСКАПИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭСКАПИЗМ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / УРОВЕНЬ ДЕСТРУКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ЭСКАПИЗМА / ESCAPISM / SOCIAL ESCAPISM / STUDENT YOUTH / LEVEL OF SOCIAL ESCAPISM DESTRUCTIVENESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кибальник А.В., Федосова И.В.

В статье представлены подходы к научному осмыслению такого распространенного социального явления как эскапизм, проанализированы социальные и индивидуальные последствия злоупотребления в попытках ухода от действительности. Обозначены наиболее дезадаптивные формы социального эскапизма, проявляющиеся в молодежном возрасте (компьютерные игры, социальные сети и пр.). Представлены эмпирические данные выявления уровня деструктивности социального эскапизма студенческой молодежи по следующим критериям: мотивация достижений (стремление к достижению успеха или избеганию неудачи); защитные механизмы личности; социальная активность личности. На основе представленного диагностического исследования выделены наиболее распространенные причины дезадаптивных форм социального эскапизма, и утверждена необходимость разработки и внедрения специальной коррекционно-образовательной программы для студенческой молодежи, призванной повысить уровень осознанности и конструктивности поведения молодых людей в ситуациях стресса обыденной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ESCAPISM AMONG YOUNG PEOPLE

The article presents the approaches to scientific understanding of escapism, which is a wide-spread social phenomenon, and gives an analysis of social and individual consequences following abuse of the efforts to escape reality. The authors indicate the most maladaptive forms of social escapism among young people including computer games, social networks, etc. An empirical data on discovering the level of social escapism destructiveness among student youth based on the following criteria is presented: success motivation (aspiration for success or avoiding failures), defense mechanisms of personality, and social activity of personality. Based on the described diagnostic research, the article presents the most common causes of maladaptive forms of social escapism and proves the necessity of developing and introducing a special correctional and educational program for student youth aimed at increasing the level of awareness and constructiveness of young people’s behavior in everyday stressed situations.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ЭСКАПИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

ПСИХОЛОГИЯ Педагогическая психология

УДК 316

Социальный эскапизм в молодежной среде Social escapism among young people

Кибальник А.В., Иркутский государственный университет, kialvch@yandex.ru

Федосова И.В., Иркутский государственный университет, Fedos-ir@yandex.ru

Klbalnik A., Irkutsk State University, kialvch@yandex.ru

Fedosova I., Irkutsk State University, Fedos-ir@yandex.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.030

Ключевые слова: эскапизм, социальный эскапизм, студенческая молодежь, уровень деструктивности социального эскапизма.

Keywords: escapism, social escapism, student youth, level of social escapism destructiveness.

Аннотация. В статье представлены подходы к научному осмыслению такого распространенного социального явления как эскапизм, проанализированы социальные и индивидуальные последствия злоупотребления в попытках ухода от действительности. Обозначены наиболее дезадаптивные формы социального эскапизма, проявляющиеся в молодежном возрасте (компьютерные игры, социальные сети и пр.). Представлены эмпирические данные выявления уровня деструктивности социального эскапизма студенческой молодежи по следующим критериям: мотивация достижений (стремление к достижению успеха или избеганию неудачи); защитные механизмы личности; социальная активность личности. На основе представленного диагностического исследования выделены наиболее распространенные причины дезадаптивных форм социального эскапизма, и утверждена необходимость разработки и внедрения специальной коррекционно-образовательной программы для студенческой молодежи, призванной повысить уровень осознанности и конструктивности поведения молодых людей в ситуациях стресса обыденной жизни.

Abstract. The article presents the approaches to scientific understanding of escapism, which is a wide-spread social phenomenon, and gives an analysis of social and individual consequences following abuse of the efforts to escape reality. The authors indicate the most maladaptive forms of social escapism among young people including computer games, social networks, etc. An empirical data on discovering the level of social escapism destructiveness among student youth based on the following criteria is presented: success motivation (aspiration for success or avoiding failures), defense mechanisms of personality, and social activity of personality. Based on the described diagnostic research, the article presents the most common causes of maladaptive forms of social escapism and proves the necessity of developing and introducing a special correctional and educational program for student youth aimed at increasing the level of awareness and constructiveness of young people's behavior in everyday stressed situations.

Введение. Интенсивные преобразования, происходящие в современной социокультурной среде, ставят человека перед необходимостью выработки эффективных механизмов

преодоления не только трудных жизненных ситуаций, но обыденных сложностей, которые возникают регулярно и требуют немедленного реагирования. Часто, в силу перегруженности или усталости, человек чувствует потребность в отвлечении от рутины, погружении в мир личных

переживаний, фантазий. На современном этапе развития науки и техники появилось множество способов бегства от реальности: погружение в виртуальное пространство; зацикленность на картинах прошедшего успеха; создание собственной сказочной действительности (через прослушивание музыки, чтение, просмотр фильмов); приобретение излишнего количества покупок, как способ снять напряжение, и многое другое. Однако, не каждый способен установить

личные границы, которые позволяют вовремя вернуться к привычным обязанностям и графику жизни, что приводит к социальной дезадаптации. Именно этим обусловлен научный интерес к исследованию такого социального феномена как эскапизм.

Понятие «эскапизм» появилось в англоязычной литературе и активно разрабатывалось, начиная с 50-х годов ХХ века. В последнее десятилетие интерес к данному явлению усилился в связи с развитием интернет-технологий (Evans A.) [1]. В современной отечественной науке исследованием данной проблемы занимаются представители ряда научных дисциплин: философии, социологии, психологии.

Так, К.А. Греков в диссертационном исследовании «Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе» определяет эскапизм как «отчуждение индивида от себя самого как субъекта действия» [6].

В.Б. Рябов формулирует гипотезу о том, что эскапизм - это попытка повысить эмоциональную удовлетворенность жизнью при высоком уровне субъективного благополучия [11].

Согласно О.В. Колотовой, эскапизм -проявление стремления личности разрешить экзистенциальные противоречия, удовлетворить потребность в здоровых межличностных отношениях [8]. Однако, исследования автора подтверждают, что такие действия становятся предпосылкой к самоповреждающему поведению.

Е.О. Труфанова, анализируя эскапизм и эскапистское сознание, приходит к выводу, что данный феномен выражается в пассивном поведении, за которым может следовать бегство от реальности и неконструктивное поведение [13]. Стремление к эскапизму, по мнению автора, является характерной чертой современного общества - «будучи неспособным полностью максимально раскрыть свое Я в обыденной жизни, человек вынужден раскрывать свой потенциал с помощью виртуального мира» [13, с.97].

Рассматривая эскапизм в пространстве массовой культуры, Е.Н. Шапинская отмечает, что стремление человека уйти от рутины и однообразия повседневной жизни - адекватный ответ на монотонию и информационную перенасыщенность жизни [17]. К наиболее распространенным формам эскапизма автор относит фантазии, воплощенные в массовых жанрах искусства, туризм как эффективное средство «побега» от рутины повседневности и погружение в виртуальную реальность (компьютерные игры, социальные сети и др.). В результате научного осмысления данного

феномена Е.Н. Шапинская приходит к выводу, что эскапизм - достаточно неоднозначное явление, которое, с одной стороны, может привести к «драматическим последствиям ухода от реальности», например, аддиктивным формам поведения, а с другой стороны, стать вариантом отдыха от рутинного существования и стрессов повседневности.

В социологическом исследовании Е.А. Окладниковой анализируются факторы социального эскапизма современной российской молодежи [10]. Автор выделяет ряд факторов, провоцирующих закрепление практик социально-негативного эскапизма в молодежной среде: социокультурный фактор (бездуховность, гедонизм и инфантильность, присущие современному обществу); социально-коммуникативный фактор (конфликт поколений, недостаточная эффективность государственной молодежной политики); демографический фактор (рост численности населения, урбанизация, «трансформация социального сознания»). Однако, наряду с негативными факторами, в исследовании автора представлены примеры позитивного проявления социального эскапизма: экологические практики, ролевые игры живого действия, некоторые молодежные субкультуры спортивного направления.

В художественной литературе также можно найти примеры эскапизма как пассивного сопротивления, стремления оградить себя от жизненных проблем с помощью погружения в фантазии. К произведениям, описывающим данное явление, можно отнести «Множественные умы Билли Миллигана» Д. Киза, «Симулякры и симуляция» Ж. Бодрийяра, «Лев, колдунья и платяной шкаф» К.С. Льюиса.

Стоит отметить, что эскапизм, как научная категория, еще не имеет четких границ, также представляются размытыми его содержание и структура. В отечественных научных исследованиях встречаются попытки

классифицировать виды эскапизма по сфере его проявления. Так, Д.Г. Литинская, анализируя типы современного эскапизма, выделяет религиозный, субкультурный и социальный [9].

Религиозный эскапизм рассматривается как стремление объяснить происходящие события предопределенностью высшими силами, вера в наличие особой среды, где можно отстраниться от переживаний и стрессов обыденной жизни, погрузиться во внутренний мир. Пика деструктивности религиозный эскапизм достигает, когда человек кардинально меняет прошлую жизнь, полностью погружаясь в квазикультурное пространство.

Субкультурный эскапизм - явление, проявляющееся в попытке личности найти узкую группу единомышленников, объединенную общим стремлением создать иллюзорный мир, погрузиться в него и максимально абстрагироваться от реалий. Такое поведение рассматривается как непродуктивая поведенческая стратегия, приводящая впоследствии к социальной изоляции, отсутствию реального социального опыта и адаптационным нарушениям.

Социальный эскапизм как неприятие существующей социальной системы выражается в устойчивой ориентации на выход из этой системы. В качестве примера можно привести такое распространенное в современных реалиях явление как дауншифтинг - потеря интереса к карьерному росту, материальному благополучию и погружение в мир личных интересов. Виртуальная реальность как новое жизненное пространство (постоянное присутствие в социальных сетях, online игры, Интернет-сообщества и пр.) также может рассматриваться как негативная социальная тенденция, опасная тем, что личность перестает нуждаться в социальных контактах, утрачивает базовые коммуникативные умения и возможность самореализации в реальном мире.

Обзор научных воззрений на проблему эскапизма демонстрирует существование противоречий в понимании этого явления. С одной стороны, эскапизм можно рассматривать с позиции временного отвлечения от стрессов, забот и груза ответственности повседневной жизни и, в этом случае, стремление человека справиться с утомлением путем погружения в «иную реальность» (чтение, путешествия, просмотр фильмов и пр.) можно оценивать, как отдых, отвлечение, смену видов деятельности. Такое понимание эскапизма сконцентрировано на идее о том, что любому человеку свойственно эскапистское сознание - специфика функционирования сознания, заключающаяся в смещении фокуса внимания с восприятия реального мира на внутренние переживания [14]. Соответственно, эскапизм, как стремление погрузиться во внутренние переживания, может рассматриваться как норма, попытка использовать творческий потенциал личности, воображение и фантазии для борьбы с трудностями повседневной жизни.

С другой стороны, эскапизм воспринимается как внутреннее стремление стереть границы действительности, погрузиться в воображаемый мир, полностью абстрагироваться от реальности и остаться наедине со своими внутренними волнениями и тревогами. Такое поведение

приводит к дезадаптации, вызывает серию поведенческих девиаций, которые могут принимать самые драматические формы: алкоголизм, проституция, суицид, чрезмерное увлечение азартными, компьютерными играми. В.И. Белов, исследуя границы эскапизма, называет зависимость и отчуждение «верными спутниками» эскапизма [5].

Таким образом, можно заключить, что злоупотребление в попытках ухода от действительности превращает эскапизм в дезадаптивную форму существования, которая влечет нарушения в личностном и социальном развитии человека, деформацию механизмов преемственности ценностей и опыта, а также примитивизацию социально одобряемых поведенческих норм.

Теоретическое осмысление феномена эскапизма выявило востребованность

исследования данной проблематики. Особенно остро, на наш взгляд, дезадаптивные поведенческие тенденции проявляются в молодежном возрасте.

К наиболее типичным проблемам молодых людей относятся нереалистичность жизненных стремлений, рассогласованность ожиданий и реальных возможностей. Ключевая проблема состоит в необходимости выработки адекватного отношения к социальной реальности. В случае возникновения затруднений на пути к поставленной цели может возникнуть такая негативная тенденция, как потребность дистанцироваться, погрузиться в мир иллюзий и фантазий.

Как отмечает Е.А. Окладникова, рассогласованность в сфере социальных ожиданий, целевых установок, представлений о собственных ресурсах и возможности их применения приводит молодого человека к серьёзным социальным проблемам в будущем [10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что актуальной остается необходимость формирования представлений молодых людей о конструктивных стратегиях преодоления жизненных трудностей и способах эффективного поведения в ситуации монотонии [4].

Материалы и методы исследования. Обозначенные теоретические выводы продемонстрировали необходимость проведения эмпирического исследования с целью выявления уровня деструктивности социального эскапизма студенческой молодежи. Экспериментальной базой стал Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет». Исследовательская работа проводилась со

студентами первого и второго курсов в возрасте 18 - 24 лет. Все участники эксперимента - обучающиеся по укрупненной группе 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

Этап констатации данных был реализован в октябре 2019 г., он решал следующие задачи:

- исследование защитных механизмов личности;

- изучение особенностей мотивации (достижение успеха - избегание неудач);

- выявление уровня социальной активности студентов.

Обработка диагностических материалов осуществлялась на основе критериев и показателей уровня деструктивности социального эскапизма. Мы представили их в виде таблицы 1.

Таблица 1. - Критерии и показатели уровня деструктивности социального эскапизма студенческой молодежи

Показатели

Критерии условно-конструктивный социальный эскапизм условно деструктивный деструктивный социальный Диагностический инструментарий

социальный эскапизм эскапизм

Защитные отсутствие ярко незначительно ярко выраженное Методика «Защитные

механизмы личности выраженного защитного выраженное преобладание одного преобладание одного или механизмы личности» (А.А. Азбель)

механизма или нескольких нескольких

личности защитных механизмов защитных механизмов

Мотивация мотив стремления отсутствие мотив избегания Тест мотивации

достижений к успеху доминирующего мотива неудачи достижений (А. Мехрабиан)

Социальная высокий уровень средний уровень низкий уровень Метод экспертных

активность оценок

личности

Результаты исследования. Защитные механизмы личности - способы устранения психологического дискомфорта при

возникновении нестандартной, сложной ситуации, опыт разрешения которой у человека отсутствует. Защитные механизмы

рассматриваются как вариант реагирования человека на жизненные обстоятельства, вызывающие затруднения. Проблема заключается в том, что их использование должно быть своевременным и ориентированным на требования ситуации. Так, например, отказ признавать наличие источников переживаний; тенденция к восприятию окружающих как угрозы; безусловное принятие чужих образцов поведения; инфантильность - особенности поведения, которые приводят к социальной неуспешности и закреплению неэффективных стереотипов функционирования. Фиксация на одном защитном механизме также может крайне негативно сказаться на функционировании личности [2].

Мотивация достижений - ориентация личности на одну из двух поведенческих тенденций - стремление к успеху или ориентация на избегание неудач. Вывод о преобладании той или иной направленности можно сделать,

проанализировав способность принимать на себя ответственность, умения гордиться своими достижениями и исправлять ошибки [16]. Мотивация на достижение успеха предполагает активное, инициативное, ответственное отношение к постановке жизненных целей, прорабатывание возможных рисков и поиск возможных путей преодоления, что минимизирует возможность разочарования в своих возможностях. Ориентация на избегание неудачи проявляется через страх перед изменениями, замкнутость и крайнюю консервативность. Такое поведение опасно тем, что при возникновении объективных трудностей человек, не имея отработанных конструктивных стратегий преодоления, может прибегнуть к деструктивным формам социального эскапизма.

Социальная активность, являясь

неотъемлемым элементом субъектности личности, выступает в нашем исследовании одним из критериев деструктивности социального эскапизма потому, что эффективное функционирование личности в системе социальных отношений зависит именно от степени его включенности в общественные процессы. Высокий уровень социальной активности позволяет человеку накапливать

социальный опыт, что способствует снижению уровня деструктивности социального эскапизма [3]. Именно наличие социальной активности, как сознательного стремления к преобразованию окружающей действительности, стимулирует человека на деятельное созидание, формирует филантропические установки и выступает антагонистом стремления к уходу от жизненной рутины в мир личных переживаний и грез.

Реакция личности на жизненные проблемы была выявлена при помощи методики «Защитные механизмы личности» (А.А. Азбель) [7]. Избегание, рационализация, регрессия, замещение, проекция - типы реагирования на

стрессовые ситуации, которые позволяет определить данная методика.

При изучении специфики мотивации студентов был применен «Тест мотивации достижений» (А. Мехрабиан, модификация М.Ш. Магомед-Эминова). Интерпретация

производилась через оценку типа атрибуции, субъективных реакций на ситуацию успеха и доминирующего мотива достижения [16].

Уровень социальной активности личности был выявлен при помощи метода экспертных оценок, предложенного А.Н. Серегиным [12].

Ранжирование студентов по уровням деструктивности социального эскапизма представлено на рисунке 1.

60 50 40 30 20 10 0

□ Условно-конструктивный социальный эскапизм

□ Условно-деструктивный социальный эскапизм

■ Деструктивный соиальный эскапизм

Рисунок 1. - Распределение студентов по уровням деструктивности социального эскапизма

Первую группу составляют молодые люди, склонные прибегать к условно-конструктивным формам социального эскапизма (временное отвлечение от обыденных трудностей через чтение любимых книг, просмотр фильмов, путешествия). Такие люди испытывают потребность в периодическом отстранении от рутинных будничных дел, что дает силы для дальнейшего конструктивного преодоления трудных жизненных ситуаций, личностного и социального роста. Обозначенные формы эскапизма позволяют молодым людям вызвать у себя желание справиться с возникшими трудностями, сохранить ясность мышления в любой ситуации, не поддаваться унынию, привносить в собственную жизнь разнообразие, не отстраняясь от повседневных дел.

У 54% респондентов этой группы не зафиксировано значительно выраженного защитного механизма личности, что проявляется в готовности действовать, согласно обстоятельствам, адекватно оценивать обстановку и корректировать свое поведение в соответствии с требованиями ситуации.

Показатели, свидетельствующие о стремлении к достижению успеха, ярко выражены у 61% студентов, отнесенных нами к данной группе. Такая тенденция мотивации характеризуется способностью активизировать усилия на получение продуктивного социального опыта даже в рутинных и обыденных ситуациях, что позволит более продуктивно и эффективно подбирать и реализовывать эффективные поведенческие стратегии в будущем.

Анализ полученных данных показывает, что 71% студентов, отнесенных к группе людей, склонных прибегать к условно - конструктивным формам социального эскапизма, обладают высоким уровнем социальной активности. Являясь активными участниками и организаторами общественно-ценной

деятельности, они ощущают необходимость в активном, продуктивном, просоциальном преобразовании окружающей действительности.

Вторую группу составляют респонденты, демонстрирующие условно-деструктивный

социальный эскапизм (часто возникающее желание отстраниться от реальности, погрузиться

в мир фантазий, некоторые трудности при попытке установления социальных контактов, высокая значимость виртуального общения, страх перед жизненными изменениями).

Респонденты данной группы, сталкиваясь с ситуациями неопределенности, используют конкретный защитный механизм, однако, в обыденных ситуациях, не вызывающих значительного затруднения, могут использовать и другие защитные механизмы. Чаще других молодые люди прибегают к механизмам рационализации (стремление найти себе оправдание за промахи и ошибки, попытка исказить восприятие ситуации, не пытаясь ее разрешить) и проекции (перенос своих субъективных переживаний на внешние объекты свойственен 26% респондентов). Фиксация определенного защитного механизма постепенно приводит к неадекватной оценке собственных действий, депрессивному состоянию,

неконструктивному подавлению эмоций, беспомощности перед жизненными

обстоятельствами и стыду за промахи и неудачи.

Студенты, входящие в эту группу, не проявили какого-либо выраженного акцента в сфере мотивации достижений. Наличие подобной тенденции свидетельствует о неуверенности в своих возможностях. Даже прилагая значительные усилия для достижения поставленной цели, человек до конца не верит в успешность своих действий, внутренне настраивается на возможную неудачу, что мешает в полной мере проявить свой потенциал и получить удовлетворение от личностного успеха.

Средний уровень социальной активности, выявленный более чем у 90% молодых людей, отнесенных ко второй группе, свидетельствует о значительной работоспособности респондентов, что способствует успешности в сфере учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности. Однако неуверенность в своих силах часто снижает мотивацию к активным действиям, приводит к затруднениям в установлении контактов. Такой диссонанс может негативно сказаться на поведении человека в ситуации, требующей мобилизации усилий.

Третью группу составляют молодые люди, прибегающие к деструктивным формам социального эскапизма (злоупотребление одним или несколькими вариантами ухода от действительности - игровая, компьютерная зависимость, употребление алкоголя,

предпочтение виртуальной жизни «живому» общению, отстранение от коммуникации в пользу одиночества). Они демонстрируют смирение

перед любой жизненной ситуацией, воспринимая её как новую реальность.

Более 40% представителей третьей группы ориентированы на конкретный защитный механизм личности: отказ от информации; сознательное отстранение от необходимости активных действий; самообвинение,

самоповреждение; погружение в творчество в попытке отгородиться от реальности; капризы, плач, демонстративные реакции на любые, даже самые мелкие раздражители; уверенность в том, что травмирующие обстоятельства не результат собственных действий, а вина окружающих; разрушение прежних социальных связей и поиск принципиально новых отношений; вымещение гнева на безопасный объект. Такое поведение угрожает перерасти в поведенческую норму, что приведет к дезадаптации и социальной изолированности.

Все представители этой группы стремятся к избеганию неудач. Они характеризуются сниженной продуктивностью, наличием большого количества страхов, неуверенным поведением в нестандартных ситуациях, попытками отстраниться от реальности, создать мир иллюзий и погрузиться в него.

Молодые люди, прибегающие к деструктивным формам социального эскапизма, демонстрируют низкий уровень социальной активности. Познавательная активность развита слабо, получение знаний представляется им необходимостью, не доставляющей

удовлетворения. Общественные социально-значимые мероприятия воспринимаются как обременительное и пустое проведение времени. Такие люди стремятся максимально отстраниться от любых социальных контактов, сконцентрированы на общении в узком кругу единомышленников, инициативы не проявляют.

Заключение. Таким образом, мы сделали вывод: студенческая молодежь демонстрирует неэффективные поведенческие паттерны, сталкиваясь с обыденными, повседневными трудностями; им, зачастую, сложно примириться с рутинностью жизни. Молодые люди склонны к злоупотреблению в попытках ухода от реальности.

В качестве наиболее распространенных причин такого поведения мы выделили:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение уровня социальной активности, что приводит к зацикленности поведения, стереотипности жизненных ситуаций и отсутствию опыта эффективного социального взаимодействия;

- преобладание мотивации к избеганию

неудач; в отличие от стремления к успеху, данный вид мотивации представляет опасность в сфере оценки личностью своих возможностей, занижению социальных ожиданий, потере интереса к установлению новых социальных контактов;

- тенденцию к использованию одного отработанного защитного механизма личности, что можно рассматривать как недостаточную осведомленность о вариантах конструктивного преодоления жизненных трудностей и отсутствие эффективных поведенческих стратегий.

Проведенное исследование

продемонстрировало необходимость разработки и внедрения специальной коррекционно-образовательной программы для студенческой молодежи [15]. Такая программа призвана сформировать у студентов представления о способах и стратегиях поведения в ситуации монотонии, снизить уровень деструктивности социального эскапизма через стимуляцию социальной активности, создание ситуаций успеха и актуализацию потребности в эффективной коммуникации.

Литература:

1. Evans A. This Virtual Life. Escapism and Simulation in Our Media World. London: Fusion Press, 2001. - 275 p.

2. Folkman S. If it changes, it must be a process: A study of emotion and coping during three stages of a college examination / S. Folkman, R.S. Lazarus // Journal of Personality and Social Psychology. - 1985. - Vol. 48, iss. 1. - P. 150-170.

3. Randle M, Dolnicar S. The characteristics of potential environmental volunteers: implications for marketing communications // Australasian Journal of Environmental Management. - 2015. - Vol. 22, Iss. 3. - P. 329-339.

4. Usheva T.F., Fedosova I.V., Berinskaya I.V., Kibalnik A.V., Gordina O.V. Healthy lifestyle of modern university students: new methods of diagnosis and development // Man in India. Volume: № 97 (2017). Issue No.:15 (2017). - P. 539-558.

5. Белов В.И. Эскапизм: причины, функции и границы / В.И. Белов // Инновационная наука. - 2017. - № 03-1. - С. 270-276.

6. Греков М.А. Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе: дис. ... канд. филос. наук: 09 00 13 / М.А. Греков. - Омск. - 2008. - 131 с.

7. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя: Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов, А.А. Азбель. - СПб: Питер, 2006. - 176 с.

8. Колотова О.В. Эскапизм: опасность «бегства» в контексте психосоциальной незрелости и готовности к экстремизму / О.В. Колотова // Общество: социология, психология, педагогика. -2018. - № 12. - С. 195-198.

9. Литинская Д.Г. Типы современного эскапизма и феномен экзистенциального эскапизма / Д.Г. Литинская // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - Том I (Гуманитарные науки). -С. 308-311.

10. Окладникова Е.А Социальный эскапизм современной российской городской молодёжи: факторы, практики, следствия / Е.А. Окладникова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - № 3(35). - С. 74-83.

11. Рябов В.Б. Эскапизм и субъективное качество жизни [Электронный ресурс] / В.Б. Рябов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2017. -Т.2. - №1. - С. 44-65. - Режим доступа: http://soceconom-psychology.ru/engine/documents/ document314.pdf

12. Серёгин А.Н. Социальная эффективность управления формированием социальной активности студенческой молодёжи вузов России / А.Н. Серёгин // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. -№ 4(20). - С. 62-67.

13. Труфанова Е.О. Эскапизм и эскапистское сознание: к определению понятий / Е.О. Труфанова // Философия и культура. - 2012. - № 3. - C. 96-107.

14. Труфанова Е.О. Эскапизм: бегство в поисках смысла / Е.О. Труфанова // Психология и Психотехника. - 2014. - № 6. - C. 597-608.

15. Федосова И.В., Кибальник А.В. «Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций»: социально-педагогическая характеристика понятия / И.В. Федосова, А.В. Кибальник // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2017. - № 1. - С. 355-362.

16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., 2002. - 132 с.

17. Шапинская Е.Н. Эскапизм в пространстве массовой культуры / Е.Н. Шапинская // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 1(106). - С. 180-185.

References:

1. Evans A. This Virtual Life. Escapism and Simulation in Our Media World. London: Fusion Press, 2001. - 275 p.

2. Folkman S. If it changes, it must be a process: A study of emotion and coping during three stages of a

college examination / S. Folkman, R.S. Lazarus // Journal of Personality and Social Psychology. - 1985. - Vol. 48, iss. 1. - P. 150-170.

3. Randle M, Dolnicar S. The characteristics of potential environmental volunteers: implications for

marketing communications // Australasian Journal of Environmental Management. - 2015. - Vol. 22, Iss. 3. - P. 329-339.

4. Usheva T.F., Fedosova I.V., Berinskaya I.V., Kibalnik A.V., Gordina O.V. Healthy lifestyle of modern university students: new methods of diagnosis and development // Man in India. Volume: № 97 (2017). Issue No.:15 (2017). - P. 539-558.

5. Belov V.I. Escapism: causes, functions and boundaries / V.I. Belov // Innovation science. - 2017. - № 03-1. - S. 270-276.

6. Grekov M.A. The phenomenon of escapism in a media-saturated society: dis. ... cand. Philos. Sciences: 09

00 13 / M.A. Greeks. - Omsk. - 2008. - 131 s.

7. Gretsov A.G., Azbel A.A. Get to know yourself: Psychological tests for adolescents / A.G. Gretsov, A.A. Azbel. - St. Petersburg: Peter, 2006. - 176 p.

8. Kolotova OV Escapism: the danger of "flight" in the context of psychosocial immaturity and readiness for extremism / O.V. Kolotova // Society: sociology, psychology, pedagogy. - 2018. - № 12. - S. 195-198.

9. Litinskaya D.G. Types of modern escapism and the phenomenon of existential escapism / D.G. Litinskaya // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2012. - № 1. - Volume

1 (Humanities). - S. 308-311.

10. Okladnikova E.A. Social escapism of modern Russian urban youth: factors, practices, consequences / E.A. Okladnikova // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. -2014. - № 3 (35). - S. 74-83.

11. Ryabov V.B. Escapism and the subjective quality of life [Electronic resource] / V.B Ryabov // Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology. - 2017. - T.2. - № 1. - S. 44-65. - Access mode: http://soceconom-psychology.ru/engine/ documents/document314.pdf

12. Seregin A.N. Social effectiveness of management of the formation of social activity of student youth in Russian universities / A.N. Seregin // Ethnosocium and interethnic culture. - 2009. - № 4 (20). -S. 62-67.

13. Trufanova E.O. Escapism and escapist consciousness: to the definition of concepts / E.O. Trufanova // Philosophy and Culture. - 2012. - № 3. - C. 96-107.

14. Trufanova E.O. Escapism: flight in search of meaning / E.O. Trufanova // Psychology and Psychotechnics. - 2014. - № 6. - C. 597-608.

15. Fedosova I.V., Kibalnik A.V. "Strategies to overcome difficult life situations": socio-pedagogical characteristics of the concept / I.V. Fedosova A.V. Kibalnik // European Social Science Journal. - 2017. - № 1. - S. 355-362.

16. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Socio-psychological diagnosis of the development of personality and small groups / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuylov. - M., 2002. - 132 s.

17. Shapinskaya E.N. Escapism in the space of mass culture / E.N. Shapinskaya // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2019. - № 1(106). - S. 180-185.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.