Научная статья на тему 'Социальный аспект продовольственной безопасности Калининградской области'

Социальный аспект продовольственной безопасности Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
317
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифорова И. В.

Рассматривается проблема продовольственного обеспечения Калининградской области с макроэкономической точки зрения. Особое внимание уделено исследованию социального аспекта продовольственной безопасности эксклавного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social aspects of food security of the Kaliningrad region

The issue of food provision in the Kaliningrad region is considered from a macroeconomic level underlying social aspects of food security of the exclave region.

Текст научной работы на тему «Социальный аспект продовольственной безопасности Калининградской области»

ПОИСК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 338.439.6

И. В. Никифорова

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматривается проблема продовольственного обеспечения Калининградской области с макроэкономической точки зрения. Особое внимание уделено исследованию социального аспекта продовольственной безопасности эксклавного региона.

The issue of food provision in the Kaliningrad region is considered from a macroeconomic level underlying social aspects of food security of the exclave region.

97

Наряду с общегосударственными проблемами продовольственной независимости и безопасности огромное значение имеют и их региональные аспекты. Однако понятие «продовольственная независимость» некорректно применять к отдельному региону, в данном случае к Калининградской области. Этому есть вполне логичное объяснение. Если в качестве цели достижения продовольственной безопасности России можно определить решение проблемы обеспечения продовольствием, то для большинства регионов страны это не только нереально, но и экономически нецелесообразно, хотя бы с точки зрения природноклиматического фактора.

На наш взгляд, продовольственная безопасность эксклавного региона определяется не только агропродовольственной политикой, но и общим макроэкономическим развитием региона. Так, низкие реальные доходы при колоссальном росте цен в конце 2007 года, прежде всего на продовольственные товары, не позволяют жителям области приобретать продовольствие в необходимом объеме, что, безусловно, является фактором продовольственной опасности, поскольку нарушается принцип экономической доступности продовольствия.

Так, проведенное исследование показало, что по величине прожиточного минимума Калининградская область среди десяти регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) занимает лишь 5-е место (3556 рублей на душу населения), уступая таким регионам, как Мурманская область — 5333 рублей на душу населения, республика Коми — 4525, Архангельская область — 4060, республика Карелия — 3699 [5].

В 2006 году отмечался рост среднедушевых денежных доходов населения по сравнению с уровнем 2002 года (с 2716 до 8888 рублей) [4; 5].

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 3. Экономические и юридические науки. С. 97 — 101.

И. В. Никифорова

98

При этом необходимо отметить, что в Калининградской области численность населения с денежными доходам ниже величины прожиточного минимума составляет 15 %. За исключением Санкт-Петербурга, где данный показатель составляет 9,5 %, у Калининградской области самый низкий показатель среди остальных регионов СЗФО.

Если говорить о структуре потребительских расходов домашних хозяйств, то расходы на приобретение продуктов питания составляют 33 %, т.е. значительную часть от общего объема расходов населения. Это, к сожалению, говорит о том, что доля населения с низкими доходами еще очень велика в Калининградской области [5].

Распределение денежных доходов по 20-процентным группам населения в 2006 году характеризовалось следующими особенностями: по сравнению с 2002 годом в 2006 году увеличились среднедушевые денежные доходы у 20 % самого обеспеченного населения области на 3%, а в первой квинтельной группе доходы не увеличились, а, наоборот, уменьшились на 5 %. Все это обусловило дальнейшую поляризацию общества — у малообеспеченных групп населения сегодня на питание уходит около 50,3 % всех расходов на конечное потребление, а у высокообеспеченных — 35 %. За чертой прожиточного минимума, составляющего 3556 рублей в месяц, находится население первых трех де-цильных групп. Это свидетельствует о крайне низком уровне экономической доступности продуктов питания для большинства населения эксклавного региона [3 — 5].

Хотя есть и позитивные тенденции. Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини), отражающий степень неравномерности распределения населения по уровню дохода, вырос в Калининградской области с 0,33 в 2002 году до 0,35 в 2006 году. Увеличилась также численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы выше 12 тыс. рублей. Если в 2002 году она была 0,3 %, то в 2006 году — 20,4 %. В целом численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2006 году сократилась на 5% и составила 15 % от общей численности населения области [5, с. 13 — 15].

Оценка социального аспекта продовольственной безопасности экс-клавного региона была бы неполной без анализа структуры питания населения.

Важнейшим аспектом продовольственной проблемы по-прежнему остается несбалансированность питания. Так, для Калининградской области характерно не столько снижение энергетической ценности потребляемого продовольствия, сколько ухудшение структуры питания. Согласно потребительской корзине энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для жителей Калининградской области составляет для мужчины — 2730 ккал, женщины — 2100, ребенка — 2360. При этом по нормам Всемирной организации здравоохранения этот показатель составляет 3126 ккал [6]. Однако на сегодняшний день среднее энергетическое содержание потребляемых продуктов питания составляет около 2200 ккал.

В значительной степени в рационе питания населения области не хватает белков, жиров и витаминов. Сейчас потребляется по сравнению

Продовольственная безопасность Калининградской области

с 1990 годом на 32 — 40 % меньше мяса и мясопродуктов, на 35 — 37 % — молока и молочных продуктов, на 45 — 50 % — рыбы и морепродуктов, на 35—40 % — овощей. В связи с этим в рационе питания населения не хватает 26 — 30 % белка и 50 — 52 % витаминов, причем особо ценных витаминов — В6, В12, С. Наблюдается дефицит селена, кальция, железа, фосфора, магния.

Исходя из данных, представленных в таблице, можно с полной уверенностью констатировать, что душевое потребление наиболее важных видов продовольствия жителями Калининградской области находится значительно ниже медицинских норм, рекомендуемых Институтом питания Академии медицинских наук, и норм потребительской корзины.

Потребление основных продуктов питания на душу населения по Калининградской области, кг

99

Продукт питания Год Физиологическая норма потреб-ления1 Норма согласно потребитель-ской корзине

2002 2003 2004 2005 2006

Мясо 68 74 75 82 79 86 37,2

Молоко 210 215 220 232 239 404 238,2

Яйца, шт 188 191 181 222 202 298 200

Рыба и рыбопродукты 15 19 15 14 14 23,7 15

Сахар и кондитерские изделия 25 22 21 29 32 40,7 21,2

Масло растительное и другие жиры 14 13 13 14 12 13,6 13,8

Картофель 120 103 98 84 73 117 107,6

Овощи и бахчевые 87 88 89 96 86 145 97

Хлебные продукты 109 100 93 94 92 107 134

Фрукты, ягоды 40 37 42 53 56 71 23

Так, за 90-е годы резко снизилось потребление продуктов питания животного происхождения, достигшее минимума в 1999 году. Однако с началом выхода экономики региона из кризиса и ростом доходов населения в период с 1999 по 2006 год наметился рост потребления мяса, молока, рыбы, фруктов. Но этого совершенно недостаточно для устранения продовольственной проблемы.

Сегодня ситуация с потреблением продовольствия в Калининградской области такова, что срочно требуется принятие оперативных решений по устранению проблемы продовольственной необеспеченности. В 2006 году согласно потребительской корзине жители области были обеспечены только мясом, молоком, яйцом и сахаром. Однако с точки зрения норм Института питания Академии медицинских наук (табл.) ситуация просто катастрофическая — жители региона не обеспечены в полном объеме ни одним из основных видов продовольствия!

Таким образом, очевидно, что уровень продовольственной безопасности Калининградской области является неудовлетворительным. И

1 Нормы Института питания Академии медицинских наук до 2010 года.

100

И. В. Никифорова

хотя в последнее время мы можем наблюдать достаточно быстрое развитие пищевой промышленности в регионе (инвестиции в основной капитал в 2003 году составили 441,8 млн рублей, а в 2006 — 4020,3; при этом иностранные инвестиции в 2003 году вообще отсутствовали, а в 2006 — достигли значения 4,6 млн долларов США), сырье для нее преимущественно импортируется [7]. А как известно, импортная экспансия является одной из ключевых угроз продовольственной безопасности. Например, в 2005 году импорт мяса составил 314 % от местного производства, в 2006 году он сократился по сравнению с 2005 годом до 233 %, однако по сравнению с 1998 годом (72 %) эта цифра выражает явную угрозу продовольственной безопасности Калининградской области [4; 5]. Также зависимость от импорта в 2006 году прослеживалась по таким видам продуктов, как мясо птицы (98 тыс. тонн), сахар (70 тыс. тонн), пшеница, пшеничная смесь, ячмень, рис (13 тыс. тонн), что связано с недостаточным уровнем их производства, иногда даже критическим [5, с. 314 — 315].

На снижение уровня потребления продовольствия существенное влияние оказывают такие факторы социального характера, как задержки с выплатой зарплаты и социальных пособий, низкое качество потребляемых продуктов питания, высокий уровень инфляции, неожиданный рост цен и др. В результате малообеспеченные слои вынуждены отдавать предпочтение либо дешевым отечественным продуктам, либо низкокачественным импортным.

Из-за неполноценного питания отдельных социальных групп населения в области возрастает заболеваемость, ухудшаются антропологические показатели здоровья детей, налицо — депопуляция населения. Так, численность населения эксклавного региона с 2003 года сократилась на 16,7 тыс. человек, составив в 2007 году 937,4 тыс. При этом уменьшилась доля городского населения с 740,6 тыс. человек в 2003 году до 719,7 тыс. в 2007 [5, с. 56]. Ситуацию усугубляет все возрастающее число людей с различного типа заболеваниями.

Например, число жителей области, страдающих заболеваниями органов пищеварения, в 2007 году увеличилось на 21,1 тыс. человек и составило 35,9 тыс. А количество больных с диагнозом болезни системы кровообращения выросло с 2003 года на 2,3 тыс. человек и в 2007 составило 14,3 тыс. [5, с. 143]. Все это обусловлено недостаточным потреблением полноценных белков, витаминов, а также ряда необходимых микроэлементов.

Плохая экологическая обстановка, слабые темпы внедрения новых прогрессивных технологий производства, переработки, хранения и транспортировки продукции усугубляют ситуацию в регионе (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2006 году равнялись 26 тыс. тонн, а от автотранспорта — 116 тыс.). При этом инвестиции в основной капитал, направленные на охрану атмосферного воздуха, в 2006 году составили всего лишь 219,3 млн рублей, притом что в 2003 году они вообще отсутствовали, а в 2005 — достигли значения 40 млн рублей [5, с. 149 — 156]. Возможно, увеличение инвестиций было связано с тем, что наибольшее число больных в

Продовольственная безопасность Калининградской области

Калининградской области зарегистрировано с диагнозом болезни органов дыхания — 273,7 тыс. человек в 2006 году против 258,5 тыс. в 2003 [5, с. 143].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что для формирования программы обеспечения продовольственной безопасности эксклавного региона нужны рекомендации не только по агропродо-вольственной политике, но и по социальной. Для этого необходимо:

— сформировать структуру населения области по уровню доходов;

— четко определить «уязвимую» группу социально незащищенного населения с недостаточным уровнем дохода;

— сформулировать конкретные меры социального характера, направленные на повышение возможности группы с недостаточным уровнем дохода приобретать необходимый «продовольственный пакет», например путем дотационных выплат;

— расчетным путем установить ту часть «продовольственных» затрат населения, которая будет компенсирована за счет покупательской способности платежеспособной группы населения, а также средств Правительства эксклавного региона посредством формирования продовольственных фондов;

— определить минимальный прожиточный минимум для жителей Калининградской области;

— выявить общую потребность в минимальном наборе необходимых продуктов питания, исходя из норм их среднедушевого потребления;

— установить контроль над предпринимателями, осуществляющими бессистемное формирование цен на продовольствие.

Список литературы

1. Гумеров P. P. Как обеспечить продовольственную безопасность страны? // Российский экон. журнал. 1997. № 9.

2. Емельянов А. Продовольственная бедность населения России: истоки и пути преодоления // Экономист. 2003. № 10.

3. Калининградская область: Оперативная информация / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2006.

4. Калининградская область, 2007: Кр. статист. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2007.

5. Калининградская область в цифрах, 2007 / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2007.

6. Литвинов В. А. Прожиточный минимум: история, методика, анализ. М., 2006.

7. Сельское хозяйство Калининградской области: Статист. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2007.

Об авторе

101

И. В. Никифорова — асп., ассист., РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.