МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ В ГЕРМАНИИ
В.А. Онучак
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Поток беженцев в ФРГ можно рассматривать как политическую миграцию, при которой прибытие мигрантов увеличивает нагрузку на бюджет за счёт выплат социальных пособий. На первый взгляд кажется, что существующие льготы и стимулы создания малых и средних предприятий (МСП) достаточно велики и что проблем в трудоустройстве такого количества мигрантов не должно быть - они займут потенциальные рабочие места или откроют свой бизнес. Однако политическая миграция, в отличие от трудовой, не в состоянии привести к повышению самозанятости населения. В настоящий момент ограничить массовую миграцию той же Германии необходимо, если страна намерена сохранить свою экономику. Положительное влияние нынешнего миграционного потока на экономику будет кратковременным, связанным с увеличением спроса. В недалёком же будущем беженцы потребуют значительных расходов бюджета, так как они не платят налогов (или платят их в меньшем размере), но требуют дополнительных расходов по обеспечению безопасности в социальной сфере.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, трудовая и политическая миграция, самозанятость населения, бюджет, выплата социальных пособий.
Обеспечение устойчивого и качественного экономического роста в долгосрочном периоде определяется переходом к стратегическому управлению развитием региональных экономических систем. Этот переход связан с деятельностью государства по управлению трудовыми ресурсами и поддержкой малого предпринимательства.
Германия занимает особую позицию в Европе по управлению потенциальными трудовыми ресурсами. Ежедневно в страну прибывает до 10 тыс. мигрантов. За первые 6 месяцев 2015 г. Германия приняла мигрантов больше, чем все европейские страны, - 450 тыс. человек, к концу 2015 г. их стало 1 087 478 [13].
Официально ФРГ не озвучивает затраты на беженцев. В 2015 г. Германия ожидала прибытия на свою территорию 1,1 млн беженцев, и при этом в сентябре 2015 г. расходы оценивались в 10 млрд евро [16]. Назвать более или менее точное число беженцев, которые будут находиться в Германии в 2015 г. и в следующем, 2016 г., трудно и по ещё одной причине. По немецким законам, лица, получившие постоянный вид на жительство в Германии в соответствии с 16-й статьёй Конституции ФРГ (политическое убежище) или временный - на три года - по женевской Конвенции о статусе беженцев, имеют право на воссоединение семьи, так что в дальнейшем можно
ожидать дальнейшее увеличение численности мигрантов.
Общее число зарегистрированных мигрантов, претендующих на получение статуса беженцев в странах Европейского союза (ЕС), представлено ниже (см. табл. 1).
Заявленные и зарегистрированные мигранты за 2015 г. - это лица, подавшие заявку на международную защиту или включённые в такие заявки как члены семьи в течение отчётного периода. В первичных статистических документах фигурирует понятие «заявитель», которое означает лицо, подавшее заявку на международную защиту в первый раз. Как видно из этих данных, количество мигрантов увеличивается примерно на десять тысяч человек в месяц.
Из материалов официальной статистики, приведённых в таблице 2, следует, что из всех зарегистрированных мигрантов в ЕС в среднем более трети (35,34%) приходится на одну Германию.
В результате ФРГ необходимо было потратить на помощь беженцам в 2015 г. более 21 млрд евро (22,5 млрд долл.). В эти расходы входит обеспечение жилищными условиями, продуктами питания и образовательными программами [12].
27 ноября 2015 г. бундестаг утвердил проект бездефицитного бюджета на 2016 г., в котором
Таблица 1.
Страны с наибольшим количеством зарегистрированных заявителей-мигрантов, прибывших в Европейский союз в 2015 г. в качестве беженцев (по данным Евростата, человек)
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь
ЕС, всего, в т.ч. 66140 71000 66700 63195 71390 94205 120140 144010 166220
ФРГ 25035 26085 32055 27175 25990 35445 37530 36420 43065
Франция 4440 5630 6090 5650 4745 5600 5735 5580 7370
Италия 4785 5140 5505 4590 5180 5335 8610 8825 11195
Венгрия 11925 16695 4925 6690 9970 16580 31285 47095 30795
Австрия 4030 3255 2925 4040 6395 7680 8790 8795 10780
Швеция 4895 4050 4120 3920 5375 6625 8070 11745 24265
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь
ЕС, всего, в т.ч. (%) 100,00 100,00 100,0 100,00 100,0 100 100,00 100,00 100,00
ФРГ 37,85 36,73 48,06 43,00 36,41 37,63 31,24 25,29 25,90
Франция 6,71 7,92 9,13 8,94 6,65 5,94 4,77 3,87 4,43
Италия 7,23 7,23 8,25 7,26 7,25 5,66 7,17 6,13 6,74
Венгрия 17,58 23,51 7,38 10,59 13,96 17,59 26,04 32,70 18,53
Австрия 6,09 4,58 4,38 6,39 8,96 8,15 7,32 6,11 6,49
Швеция 7,04 5,07 6,18 6,20 7,53 7,03 6,72 8,16 14,59
Рассчитано автором по данным Евростата [10].
Источник: [10].
Таблица 2.
Страны с наибольшим удельным весом официально зарегистрированных мигрантов в 2015 г.
(в % к итогу)
заложены расходы в 316,1 млрд евро, из них около 8 млрд предполагается потратить на приём беженцев. Власти ФРГ исходят из того, что число новых беженцев в 2016 г. составит около 800 тысяч [11].
На инвестиционные проекты в рамках принятого бюджета будет потрачено 31,48 млрд евро. Доходы от налогов, по оценкам властей, составят 288,08 млрд евро. ФРГ намерена в 2016 г., как и в предыдущие два года, обойтись без новых кредитов [11].
Правительство Германии ранее согласилось ежемесячно выделять по 670 евро на каждого новоприбывшего мигранта. По сообщениям СМИ, канцлер Ангела Меркель предлагала проект автоматического предоставления статуса беженцев и вида на жительство выходцам из Сирии как беженцам из зоны военных действий.
Согласно средневзвешенному прогнозу экспертов, опрошенных агентством Bloomberg, теоретически ожидаемое пополнение экономики страны приблизительно 800 тыс. человек, обратившихся за политическим убежищем, способно добавить 0,2 процентного пункта к ежегодному росту ВВП ФРГ в 2016 г. [3]. Эксперты считают, что влияние притока беженцев на экономику сопоставимо с экономической программой по стимулированию экономики в краткосрочной перспективе.
Ожидавшийся профицит бюджета на 2016 г. недостижим из-за колоссальных расходов на приём, трудоустройство и содержание такого количества мигрантов, однако признаки восстановления темпов роста экономики Германии увеличились. Они, согласно прогнозам, вырастут на 1,7% в годовом исчислении в четвертом квартале 2015 г. и на чуть менее 2% до 2017 г. [3].
Чем можно объяснить заинтересованность ФРГ в приёме такого количества мигрантов, несмотря на увеличивающиеся бюджетные расходы?
По прогнозам Еврокомиссии, пик нехватки рабочей силы в ЕС придётся на 2050г., когда 25 млн чел. выйдут на пенсию и доля населения в возрасте старше 65 лет составит 1/3 [8, с. 35].
Германия обеспечивает своему населению высокий уровень жизни и высокую её продолжительность, что снижает в процентном отношении численность женщин репродуктивного возраста. В настоящее время Германия стала страной с самой низкой рождаемостью в мире. Коэффициент рождаемости женщин в ФРГ, т.е. среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю её жизнь, очень низкий. Десять лет назад немецкие женщины в среднем рожали 1,4 ребенка, и этот коэффициент остаётся неизменным до настоящего времени. Это означает, что каждое новое поколение немцев на треть малочисленнее предыдущего.
Для сравнения: во Франции и скандинавских странах этот коэффициент составляет 2,0. Демографы считают, что именно такой показатель достаточен для простого воспроизводства
населения. В России коэффициент рождаемости в 2013 г. составил 1,71, что на 31% выше, чем в 2006 г. По этому показателю она опережает в Европе, кроме Германии, ещё и Австрию, Грецию, Данию, Испанию, Италию, Португалию и Швейцарию, где коэффициент не превышает 1,6. Немецкое статистическое агентство Бе81аЙ8 ожидает, что к 2060 г. население ФРГ уменьшится примерно на 20 млн человек [15].
Низкий уровень рождаемости вызывает крупные проблемы для экономики: в первую очередь - нехватка рабочих рук; рост зарплат (благодаря низкой рождаемости немецкие рабочие могут стать одними из самых высокооплачиваемых в мире); как следствие, рост себестоимости товаров, произведённых в Германии, что отрицательно повлияет на конкурентоспособность страны.
Иммиграция в Германию привлекает людей из разных, в том числе благополучных стран, по многим причинам. Привлекательность рынка труда объясняется тем, что Германия - это экономически развитое государство, где сложились привлекательные условия для трудоустройства и открытия своего бизнеса. В стране сравнительно гибкая система налогообложения, достаточно простая процедура регистрации предприятий и нестрогие требования к их деятельности. Помимо того, Германия предоставляет возможность получить дополнительно профессиональное и высшее образование.
В исследовании экономистов ОЭСР ситуация с миграцией в ФРГ характеризуется следующими цифрами: в 2014г. в страну прибыли свыше 400 тыс. так называемых «постоянных мигрантов» (сальдо миграции -1,2 млн человек въехали в Германию, а 800 тыс. её покинули). Большая часть этой миграции считается трудовой, потому что, во-первых, средний возраст прибывших составляет примерно 30 лет; во-вторых, многие из приезжих обладают высокой профессиональной квалификацией. Уровень мигрантов с высшим образованием превышал этот показатель среди самих немцев.
Рассмотрим, можно ли занять прибывших мигрантов в малом бизнесе на территории ФРГ.
Использование принципа государственно-частного партнёрства в отношении поддержки малого предпринимательства в регионах создает основу для организации эффективной связи власть-наука - бизнес [6, с. 58].
Согласно законодательству ФРГ, малые и средние предприятия (МСП) - это предприятия, в которых количество сотрудников меньше 500, а оборот не превышает 50 млн евро. В настоящий момент в Германии насчитывается три миллиона таких предприятий. Экспортно-ориентированные МСП с годовым доходом до 50 млн евро продают свою продукцию на 16 мировых рынках [4].
Каждое МСП Германии - член одной из 80 региональных торгово-промышленных палат (ТПП). Один раз в год примерно 200 тысяч основателей фирм-МСП обращаются в палаты за
консультациями при разработке бизнес-планов, требуемых для получения текущих или стартовых кредитов. Финансирование МСП осуществляется через Кредитный банк по восстановлению банковской группы (Kreditanstalt für Wiederaufbau, KfW). На общефедеральном и земельном уровнях существуют порядка 200 программ поддержки. Для получения финансирования начинающие предприниматели должны предъявить бизнес-план по месту жительства в коммерческий банк, где его оценят и примут решение о выдаче ссуды. Предприниматели могут получить кредит по льготной ставке, в среднем она ниже 1-2% [4].
Льготные кредиты государство выдаёт под серьёзные обязательства: необходимо создавать рабочие места, платить налоги, инвестировать в инновации. Бизнес-план проверяется на 4-х независимых уровнях: в коммерческом и страховом банках, кредитном институте, ТПП. Государственная программа учитывает положение слабых (развивающихся) участников рынка.
Кредиты предоставляются по программам поддержки мигрантов, женщин-предпринимательниц, основывающих МСП, исследовательских фирм. Особое внимание обращается при этом на перспективные отрасли - туризм, рекреация. Отдельный вид льготных кредитов -«стартовое финансирование», процент по которому всего 3%. Если начинающий предприниматель представит одобренный перспективный план, он может получить заём до 100 тыс. евро.
В федеральных землях политика кредитования может иметь различные варианты. Популярная мера по поддержке занятости - безвозмездные госдотации малым предприятиям и лицам, которые потеряли постоянную работу. К социальному пособию, которое составляет до 65% от последнего заработка, государственные органы до полугода выплачивают безработным ежемесячную помощь в размере 300 евро.
В ФРГ государственные льготы по кредитам, способствующие развитию малого предпринимательства, предоставляются по следующим направлениям:
- научные разработки;
- проекты, направленные на защиту окружающей среды и улучшение состояния экологии в стране;
- проекты, нацеленные на повышение темпов развития экономически слаборазвитых регионов Германии;
- социальное строительство для решения жилищных проблем;
- проекты по улучшению условий производства.
Условия регистрации малого предпринимательства в стране максимально упрощены: для регистрации нужно лишь встать на учёт в отделении местного торгового представительства. Есть целый ряд критериев и параметров, по которым определяется малый бизнес, но обычно малое предпринимательство считается таковым,
если годовой оборот компании не превышает 300 тыс. евро, а приносимая прибыль - 30 тыс. евро [7].
На первый взгляд, существующие льготы и стимулы достаточно велики и проблем с трудоустройством такого количества мигрантов в Германии быть не должно. Однако современный приток мигрантов резко отличается от потока трудовых мигрантов. Это не трудовая, а политическая миграция, представляющая собой беженцев, претендующих на соответствующий статус независимо от возраста, образования и, главное, желания работать.
Глава Федерального объединения немецкой промышленности (BDI) Ульрих Грилло также прогнозирует рост цен на коммунальные услуг и и на продукты питания, что негативно скажется на общем состоянии экономики для граждан и вызовет широкое недовольство [9].
С 1 января 2015 г. в ФРГ введён минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в размере 8,5 евро в час для наёмных работников до уплаты налогов [2]. Небезосновательны опасения, что этот закон ударит по малому бизнесу, повысив его издержки на рабочую силу, и будет провоцировать рост безработицы.
В Институте экономических исследований (DIW) подчёркивают, что образовательные программы и профессиональная подготовка беженцев для трудоустройства в Германии представляют собой один из ключевых аспектов интеграции мигрантов в немецкое общество. Без специальной подготовки - или, по меньшей мере, переподготовки - трудоустроить беженцев, которым Германия предоставила убежище, не удастся - это для представителей немецкого бизнеса уже совершенно очевидно. «У нас очень высокие требования, - подчёркивает, к примеру, заместитель генерального директора Объединения немецкой строительной индустрии (HDB) Хайко Штипельман. - Того, кто не имеет законченного профессионально-технического образования, использовать на наших стройках практически невозможно». Только квалифицированные строители имеют, по его словам, «хорошие шансы». Глава химико-фармацевтического концерна Bayer Марейн Деккерс предупреждает: «Придётся потратить ещё много времени и сил, чтобы довести беженцев до того уровня, который должен иметь наёмный работник, чтобы трудоустроиться в Германии» [5].
Средний и малый бизнес в ФРГ сокращается. В Германии в 2012 г. было основано порядка 346 тыс. фирм, что на 14% ниже, чем в предыдущем году. В 2013 г. ожидалось снижение активности ещё на 5-6% [4]. Сравнительную численность самозанятости населения ЕС даёт Евростат (см. табл. 3).
Как видно из данных таблицы 3, самозанятость в ФРГ среди неграждан страны почти вдвое меньше, чем среди коренного населения. При этом ситуация резко отличается от таких стран, как Финляндия, Португалия, Италия, Ис-
Таблица 3.
Самозанятость населения в возрасте 20-64 лет по широким группам гражданства,
по странам, 2014 г.
Граждане Граждане ЕС (1) Неграждане ЕС Всего
ЕС-28 28 540,9 1 008,2 908,3 30 467,9
Бельгия 526,7 55,7 11,1 593,5
Болгария 335,0 c u 335,9
Чешская Республика 802,4 7,8 20,9 831,1
Дания 192,8 8,5 8,7 210,2
Германия 3 407,7 241,7 170,0 3 819,5
Эстония 47,6 u 4,8 52,9
Ирландия 253,1 19,2 8,5 280,8
Греция 1 039,2 5,5 24,0 1 068,6
Испания 2 601,3 116,3 151,3 2 869,0
Франция 2 580,3 77,6 74,0 2 733,2
Хорватия 205,7 u u 206,9
Италия 4 547,8 90,5 190,0 4 828,3
Кипр 47,7 4,6 2,1 54,3
Латвия 81,3 u 8,6 90,2
Литва 135,2 u 136,0
Люксембург 10,4 8,1 u 19,0
Венгрия 416,1 u u 420,2
Мальта 22,4 0,6 u 0,4 u 23,4
Нидерланды 1 160,3 28,7 19,0 1 216,5
Австрия 400,7 28,5 9,8 439,0
Польша 2 775,0 u 7,0 u 2 785,4
Португалия 646,5 4,6 8,8 659,9
Румыния 1 513,5 c u 1 515,2
Словения 105,9 0,8 u 1,5 u 108,2
Словакия 356,4 u c 357,7
Финляндия 290,6 3,7 u 4,6 298,9
Швеция 389,4 15,6 9,4 414,5
Соединённое Королевство 3 649,7 282,2 167,3 4 099,5
(1) кроме страны, представляющей отчётность ' : ' - информация отсутствует ' с ' - конфиденциальная информация ' и ' - низкая надёжность информации
Источник: [14].
пания, Греция, у которых доля самозанятых иностранцев в разы превышает коренное население.
Подавая пример другим, компании Deutsche Bahn и Daimler уже приступили к трудоустройству получивших регистрацию беженцев, хотя их усилия пока явно недостаточны для формирования тенденции. Государственная железнодорожная компания Deutsche Bahn 9 ноября 2015 г. взяла в Мюнхене на переобучение 15 беженцев, имеющих навыки в области электротехники. А на головном заводе автоконцерна Daimler в Штутгарте 40 беженцев в тот же день приступили к производственной практике. Таким образом, немецкий бизнес начинает тестировать различные варианты трудоустройства людей,
попросивших в Германии политического убежища.
Deutsche Bahn - один из крупнейших работодателей в Германии: здесь трудятся порядка 200 тыс. человек более ста национальностей. В последнее время железная дорога испытывает нарастающий дефицит кадров, который в ближайшие годы усугубится из-за выхода на пенсию многочисленных сотрудников. Поэтому компания среди прочих мер разработала общефедеральную программу по привлечению выпускников школ, которых в течение года готовят к дальнейшему профессионально-техническому обучению. В рамках этой программы для молодых беженцев выделены 36 мест.
Daimler предлагает ознакомительную практику. Концерн взял на практику беженцев самого разного возраста - от 20 лет до 51 года. В течение 14 недель выходцы из Афганистана, Гамбии, Нигерии, Пакистана, Сирии и Эритреи будут знакомиться с производственными процессами на заводе, выпускающем легковые автомобили Mercedes-Benz, и в небольших группах по 10 человек учить немецкий язык.
Первые шесть недель практику оплачивает Федеральное агентство по труду (Bundesagentur für Arbeit, BA), остальные восемь - Daimler. За производственную часть практики концерн будет платить установленную в Германии минимальную заработную плату в размере 8,50 евро. Таким образом, участники программы смогут получать в день почти 30 евро. Оплату языковых курсов концерн полностью взял на себя. Никаких гарантий трудоустройства практиканты не получают, однако в случае успешного завершения программы их шансы найти работу на других предприятиях или продолжить профтехобразование существенно возрастут [5].
В докладе KfW за 2013 г. подсчитано, что число предприятий, открытых бизнесменами-иммигрантами, составило 21% от общего количества новых фирм. На долю выходцев из Турции приходится 21% от числа всех зарегистрированных иммигрантами предприятий за последние пять лет. Среди тех, кто в эти годы открыл свой бизнес, 10% имеют русские корни, 7% - польские и 5% - итальянские. Больше 50% предпринимателей-иностранцев, открывших
своё дело в 2013 г., моложе 30 лет, в то время как в среднем по стране этот показатель составляет лишь 37%. Однако бизнесмены-иммигранты становятся банкротами чаще, чем коренные немцы. 22% таких фирм уже через год оказываются неплатёжеспособными, а 39% покидают рынок через 3 года. В среднем по Германии через год закрывается 15% новых предприятий, а через 3 года - 30% [1].
До настоящего времени мигранты замещали рабочие места в сферах, не требующих специальной подготовки, и стимулировали потребительский спрос на базовые товары и услуги. Сегодня, однако, эта экономическая зависимость перестаёт работать. Прежде всего, масштабная политическая миграция серьёзно увеличивает нагрузку на бюджет. Ограничить такую миграцию Германии необходимо, если страна намерена сохранить свою экономику. Положительное влияние миграционного потока на экономику страны будет кратковременным, связанным с увеличением спроса. В будущем беженцы потребуют значительных расходов бюджета: они не платят налоги или платят их в меньшем размере, требуют дополнительных расходов по обеспечению безопасности в социальной сфере. Положительный результат будет зависеть от способности экономики абсорбировать прибывающих беженцев, от реализации программ по профессиональной подготовке и трудоустройству, от желания и способности мигрантов открыть свой малый бизнес, от возможности собрать налоги и обеспечить снижение социального напряжения.
Список литературы
1. Бизнесмены-иммигранты в Германии. Бизнес в Германии [электронный ресурс]. Режим доступа: http://indeutschland.ru/business/2014/09/06/biznesmeny-immigranty-v-germanii.html (дата обращения: 8.10.2015).
2. В Германии вводится МРОТ // Коммерсант.ги [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. kommersant.ru/doc/2506264 (дата обращения: 10.10.2014).
3. Германия растёт на мигрантах // Эксперт-Онлайн [электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert. ru/2015/11/27/germaniya-rastet-na-migrantah/ (дата обращения: 30.11.2015).
4. Как живёт и работает малый бизнес в Германии. Российская Бизнес-газета. № 928 (50) 24.12.2013 [электронный ресурс]. http://www.rg.ru/ (дата обращения: 04.12.2014).
5. Немецкий бизнес начинает трудоустраивать беженцев [электронный ресурс]. http://DW.eom/p/1H3RS (дата обращения: 11.11.2015).
6. Онучак В.А.Основные принципы поддержки малого предпринимательства в условиях российских нефтедобывающих регионов // Предпринимательство. 2008. № 6. С. 56-58.
7. Предпринимательство в Германии [электронный ресурс]. Режим доступа: http://germany-in-russian. ru/predprinimatelstvo-v-germanii.html (дата обращения: 8.10.2015).
8. Экономика стран ЕС после введения евро: от эйфории 1999 г. до долгового кризиса 2010-х годов / Под ред. А.В. Кузнецова, Е.С. Хесина. М.: ИМЭМО РАН, 2013. 250 с.
9. Экономика ФРГ зависит от ситуации с беженцами [электронный ресурс]. Mode of access: http://www. web-globus.de/articles/ekonomika_frg_zavisit_ot_situatsii_s_bezhentsami (дата обращения: 2.12.2015).
10. Asylum and new asylum applicants // Eurostat [электронный ресурс]. http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/ table.do?tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=tps00189 (дата обращения: 4.12.2015).
11. Bundestag approves 2015 budget with no new debt // Deutsche Welle [электронный ресурс]. http:// www.dw.com/en/bundestag-approves-2015-budget-with-no-new-debt/a-18099625(дата обращения: 4.12.2015).
12. Germany may need €21bn to house and educate refugees // The Guardian [электронный ресурс]. Mode of access: http://www.theguardian.com/world/2015/nov/11/germany-may-need-21bn-to-house-and-educate-refugees-report] (дата обращения: 8.11.2015).
13. How many are genuine? As Europe locks down its borders, eye witnesses claim fewer than a third of refugees who have made it to Germany are Syrian - and some are even ISIS infiltrators [электронный ресурс]. Mode of access: http://www.dailymail.co.uk/news/article-3235972/How-genuine-Europe-locks-borders-eye-witnesses-claim-fewer-refugees-Germany-Syrian-ISIS-infiltrators (дата обращения:14.12.2015).
14. Migrant integration statistics - employment // Eurostat [электронный ресурс]. Mode of access: http:// ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Migrant_integration_statistics_-_employment (дата обращения: 4.12.2015).
15. New projection of Germany's population by 2060 [электронный ресурс]. Mode of access: https://www. destatis.de/EN/PressServices/Press/pr/2015/04/PE15_153_12421.html(дата обращения: 9.12.2015).
16. Refugee crisis 'to cost Germany 10 billion euros'// Deutsche Welle [электронный ресурс]. Mode of access: http://www.dw.com/en/refugee-crisis-to-cost-germany-10-billion-euros/a-18696346 (дата обращения: 12.12.2015).
Об авторе
Виктор Александрович Онучак - к.э.н., доцент кафедры учёта, статистики и аудита МГИМО МИД России. E-mail: [email protected].
SOCIAL ASPECT OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS AND PROBLEMS OF
MIGRATIONIN GERMANY
V.A. Onuchak
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: Abstract: The flow of refugees in Germany is a political migration at which the flow of migrants increases load of the budget due to payments of social benefits. At first sight, apparently, the existing privileges and incentives of creation of small and medium-sized enterprises (MSP) rather big and that problems inemployment of such number of migrants shouldn't be. They will take potential workplaces or will open the business, but a question in, whether it is possible to occupy the arrived migrants in small business in the territory of Germany. However, unlike labor migration which increases self-employment of the population, political migration of such effect can't give. At present it is necessary to limit global migration of the same Germany if the country intend store the economy. Positive influence of a migratory stream on national economy will be short-term, connected with increase in demand. In the near future refugees will demand considerable expenses of the budget as they don't pay taxes or pay them in a smaller size, demand additional expenses on safety in the social sphere.
Key words: small and medium-sized enterprises, labor and political migration, self-employment of the population, budget, payment of social benefits.
References
1. Biznesmeny-immigranty v Germanii [Businessmen immigrants in Germany]. Biznes v Germanii [Business in Germany]. Available at: http://indeutschland.ru/business/2014/09/06/biznesmeny-immigranty-v-germanii. html (Accessed: 08.10.2015).
2. Hvostik E. V Germanii vvoditsja MROT [The minimum wage is introduced in Germany]. Kommersant.ru, 04.07.2014. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2506264 (Accessed: 10.10.2014). (In Russian).
3. Koroleva A. Germanija rastet na migrantah [Germany grows on Migration]. Jekspert-Onlajn, 27.11.2015. Available at: http://expert.ru/2015/11/27/germaniya-rastet-na-migrantah/ (Accessed: 30.11.2015). (In Russian).
4. Roze A. Kak zhivet i rabotaet malyj biznes v Germanii [How is small business in Germany]. Rossijskaja Biznes-gazeta. №928 (50). 24.12.2013. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/24/germania.html (Accessed: 4.12.2014). (In Russian).
5. Nemeckij biznes nachinaet trudoustraivat' bezhencev [German business starts to employ refugees]. Deutsche Welle. Available at: http://DW.com/p/1H3RS (Accessed: 11.11.2015). (In Russian).
B.A. OHynaK
6. Onuchak V.A. Osnovnye principy podderzhki malogo predprinimatel'stva v uslovijah rossijskih neftedobyva-jushhih regionov [The basic principles of support of small business in the conditions of Russian oil-producing regions]. Predprinimatel'stvo, 2008, no. 6, pp. 56 - 58. (In Russian).
7. Predprinimatel'stvo v Germanii [Entrepreneurship in Germany]. Available at: http://germany-in-russian.ru/ predprinimatelstvo-v-germanii.html (Accessed: 08.10.2015). (In Russian).
8. Jekonomika stran ES posle vvedenija evro: ot jejforii 1999 g. do dolgovogo krizisa 2010-h godov [The economy of the EU countries after the introduction of the euro: the euphoria of 1999 to the debt crisis of the 2010s]. Ed. by A.V. Kuznecov, E.S. Hesin. Moscow, IMJeMO RAN Publ., 2013. 250 p. (In Russian).
9. Jekonomika FRG zavisit ot situacii s bezhencami [The German economy depends on the situation with refugees]. web GLOBUS, 04.11.2015. Available at: http://www.web-globus.de/articles/ekonomika_frg_za-visit_ot_situatsii_s_bezhentsami (Accessed: 02.12.2015). (In Russian).
10. Asylum and new asylum applicants. Eurostat, 28.09.2015. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/ table.do?tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=tps00189 (Accessed: 04.12.2015).
11. Bundestag approves 2015 budget with no new debt. Deutsche Welle, 28.11.2014. Available at: http://www. dw.com/en/bundestag-approves-2015-budget-with-no-new-debt/a-18099625 (Accessed: 04.12.2015).
12. Germany may need €21bn to house and educate refugees. The Guardian, 11.11.2015. Available at: http:// www.theguardian.com/world/2015/nov/11/germany-may-need-21bn-to-house-and-educate-refugees-report] (Accessed: 08.11.2015).
13. Reid S. How many are genuine? As Europe locks down its borders, eye witnesses claim fewer than a third of refugees who have made it to Germany are Syrian - and some are even ISIS infiltrators. Daily Mail, 15.09.2015. Available at: http://www.dailymail.co.uk/news/article-3235972/How-genuine-Europe-locks-borders-eye-witnesses-claim-fewer-refugees-Germany-Syrian-ISIS-infiltrators (Accessed:14.12.2015).
14. Migrant integration statistics - employment. Eurostat, May 2015. Available at: http://ec.europa.eu/euro-stat/statistics-explained/index.php/Migrant_integration_statistics_-_employment (Accessed: 04.12.2015).
15. New projection of Germany's population by 2060. Statistisches Bundesamt, Wiesbaden, 28.04.2015. Available at: https://www.destatis.de/EN/PressServices/Press/pr/2015/04/PE15_153_12421.html (Accessed: 09.12.2015).
16. Refugee crisis 'to cost Germany 10 billion euros'. Deutsche Welle, 06.09.2015. Available at: http://www. dw.com/en/refugee-crisis-to-cost-germany-10-billion-euros/a-18696346 (Accessed: 12.12.2015).
About the author
Victor A. Onuchak - Ph. D. in Economics, Department of statistics, accountancy and audit of MGIMO University of
the MFA of Russia, associate professor. E-mail: [email protected].