фото-га Манускрипт • Manuscript
2021. Том 14. Выпуск 12. С. 2671-2674 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 2671-2674
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Социальный аспект этики «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера
Горбунов С. С.
Аннотация. Цель работы - рассмотреть нравственный императив «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера (1875-1965) в контексте вопроса о его социальном или же асоциальном характере. Научная новизна исследования заключается в том, что проводимый в нем анализ рассматривает этику «благоговения перед жизнью» не в контексте отношения человека к иным созданиям или в целом к окружающей природной среде, а в контексте внутрисоциальных отношений. Полученные результаты показывают, что этический императив «благоговения перед жизнью» носит одновременно и человекоориентированный, и социальноориентированный характер, что позволяет говорить о социальном (в противоположность асоциальному) характере этики Швейцера.
EN
Social Aspect of "Reverence for Life" Ethics by Albert Schweitzer
Gorbunov S. S.
Abstract. The aim of this work is to examine the moral imperative of "reverence for life" by Albert Schweitzer (1875-1965) in the context of the issue of its social or asocial character. The scientific originality of the research lies in the fact that the analysis carried out in it considers the ethics of "reverence for life" not in the context of a person's attitude to other creatures or in general to the natural environment, but in the context of intrasocial relations. The results obtained show that the ethical imperative of reverence for life is both person-centred and socially-centred at the same time, which allows us to speak of the social (as opposed to asocial) character of Schweitzer's ethics.
Введение
Актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день этика «благоговения перед жизнью» (ориг. нем. Ethik der Ehrfurcht vor dem Leben) Альберта Швейцера (1875-1965) воспринимается в научном сообществе весьма односторонне: как концепция, имеющая отношение в первую очередь к проблемам взаимодействия человека с окружающими его нечеловеческими (англ. non-human) биологическими созданиями. Иными словами, этика Швейцера рассматривается как одна из разновидностей этических программ, в которых отношения человека к человеку ("Mensch zu Mensch") остаются на втором плане, уступая первенство в своем дискурсе отношениям между человеком и нечеловеческими живыми организмами.
В научной литературе приходится встречать мнение об антисоциальном характере нравственного императива Альберта Швейцера. Именно поэтому (по мнению авторов) он (императив этики «благоговения перед жизнью») «не может быть принят в качестве основного смысла нравственной деятельности». «Само выделение живого как этического центра вселенной, оказывается научно не обоснованным. Оно связано с идеалистическим постулатом о воле к жизни как основе бытия. Объективно придавая первостепенное значение границе между живым и неживым, Швейцер, в то же время, отрицает важность качественных различий между биологической жизнью и социальной» (с. 147), - указывал А. А. Гусейнов (1976) в своей статье почти полувековой давности.
В настоящей статье нами приводится попытка рассмотреть этику Альберта Швейцера с противоположной позиции, сосредоточив свое внимание на социальном аспекте этического учения Швейцера.
Справедливо было бы задаться вопросом: насколько такое положение является справедливым по отношению к этической идее Швейцера?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, перед исследователем встают следующие задачи: 1. Определить, насколько этический принцип, предлагаемый Швейцером, ориентирован на внутриобщественные отношения. 2. Выяснить, каково место межчеловеческих отношений в этической концепции Швейцера.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20210492
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.ora/licenses/by/4.0/
2672
Этика
Ответы на указанные в задачах вопросы, кроме того, что определяют степень социоориентированности этической концепции «благоговения перед жизнью», должны позволить определить перспективы имплемента-ции (внедрения) и адаптации этической концепции и одноименного этического принципа Швейцера в современном обществе - в этом заключается практическая значимость исследования.
Теоретической базой исследования стали этико-философские взгляды А. Швейцера, наиболее полно выраженные им в книге «Культура и этика» (Философия культуры. Ч. II) (1992), а также в других, менее известных работах (2018; 2002; Schweitzer, 1956; 1967; 2002; 2007). Методы исследования включали в себя дескриптивный, аналитический и этический подходы к исследованию концепции «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.
Основная часть
Для того чтобы рассмотреть вопрос о роли межчеловеческих отношений в концепции Швейцера, прежде всего необходимо (в наиболее краткой форме) указать ее (концепции Швейцера) основные положения. Как уже это предлагалось нами ранее (Горбунов, 2020), этические построения Швейцера (1992) можно (в самом радикальном случае) редуцировать до трех основных положений, характеризуемых нами как гипотеза, определение (максима) и следствие (императив).
Гипотеза:
«Я - жизнь, которая хочет жить, я - жизнь среди жизни, которая хочет жить» (с. 217).
Определение (максима):
«Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» (с. 218) (или же: «...добро состоит в сохранении жизни, ее стимулировании и усилении, а зло -в уничтожении жизни, нанесении ей ущерба и создании препятствий на ее пути» (с. 88)).
Следствие (императив):
«Этика есть безграничная ответственность за все, что живет» (с. 218). (Здесь необходимо отметить, что перевод утверждения, представленного выше, можно считать не совсем точным. В оригинале изречение Швейцера звучит следующим образом: "Ethik ist ins Grenzenlose erweiterte Verantwortung gegen alles, was lebt" (Schweitzer, 1967, c. 309), что можно перевести как: «Этика есть расширенная (продолженная) в бесконечное ответственность за все, что живет» (мы благодарны за это уточнение Н. П. Пугачевой. - С. Г.).)
Кроме того, учитывая необходимость демаркации в русском языке понятий этики, нравственности и морали, стоит отметить, что справедливым, по отношению к последнему высказыванию, было бы перевести слово "Ethik (der Ehrfurcht vor dem Leben)" (которое Швейцер использует в своих построениях в самом широком (всеобъемлющем) контексте) не как понятие «этика», а скорее, как «нравственность» (хотя Швейцер и не использует здесь соответствующего слова - "Sittlichkeit"). (Мы благодарны за это уточнение профессору А. Е. Зимбули.)
В итоге одним из вариантов перевода формулы швейцеровского императива может быть: «Нравственность есть продолженная в бесконечное ответственность за все, что живет».
Таковы, в самой краткой формулировке, основные положения этической идеи Альберта Швейцера.
Обратим внимание: исходя из этих положений, решительно невозможно отвергнуть тот факт, что этика Швейцера носит человекоориентированный характер. Человеческая жизнь, так же, как и любая другая, входит в предмет этического принципа Швейцера по определению жизни как таковой, являясь одним из проявлений этого феномена (единого феномена жизни).
Не чужда Швейцеру и социальная тематика. Более того: «Для того, кто поверил в этическое миро- и жизне-утверждение, будущее человечества становится предметом забот и надежд» (c. 237), - говорит Швейцер (1992). Иными словами, швейцеровская этика определяет в качестве своего предмета, помимо жизни в целом, также и общество как одно из проявлений феномена жизни. Кроме того, именно человеку волей природы надлежит быть субъектом этического действия, в том числе (и, может быть, даже в первую очередь) этического действия по отношению к другому человеку и обществу (людям).
Говоря об этическом миро- и жизнеутверждении (ориг. "Welt- und Lebensbejahung"), Швейцер явно подразумевает социальный характер своих построений, ведь именно общество и его последовательное этическое развитие являются залогом практического мироутверждения. При этом, по Швейцеру, движение этического развития должно происходить от индивида к социуму - от индивидуального нравственного ощущения, порождаемого волей и внутренним побуждением человека, к общему (социальному) пониманию ценности жизни: как окружающей (далекой), так и близкой, проявляющей себя в моем ближнем, в лице человека, который находится рядом.
Поисками идей миро- и жизнеутверждения, имеющими в своем основании этическое начало, Альберт Швейцер занимался на протяжении нескольких десятилетий, начиная с первых опытов анализа современного ему упадка западной культуры (впервые Швейцер задумывается об этом в 1905 г. (Горбунов, 2017)) и заканчивая его фундаментальной работой «Культура и этика» (Философия культуры. Ч. II) (1992), сочинениями, посвященными развитию человеческой культуры, обоснованию учения о «благоговении перед жизнью» (Schweitzer, 1956; 1967), и исследованиями восточных философских систем - этических воззрений мыслителей Индии и Китая, часть из которых (исследований) была собрана им в книге «Мировоззрение индийских мыслителей» (ориг. Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik (1935)) (Schweitzer, 2002), а часть осталась в виде так и не опубликованных материалов, изданных затем уже в XXI в. (Schweitzer, 2007).
Однако именно в собственной этической концепции «благоговения перед жизнью», основанной на одноименном этическом (нравственном) принципе, Швейцер находит то единение этики, миро- и жизнеутвержде-ния, которое, по его мнению, способно привести человечество к подлинному культурному и нравственному
Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 12
2673
прогрессу. В своей автобиографии (1931) (Швейцер, 2018) мыслитель прямо указывает на то, что именно поиск объединяющей эти начала и установки идеи привел его к формированию собственного этического принципа.
Что говорит этика благоговения перед жизнью об отношениях между людьми?
«Фактически можно все, что считается добрым в обычной нравственной оценке отношения человека к человеку, свести к материальному (возможно, лучший вариант перевода - «физическому». - С. Г.) и духовному сохранению и развитию человеческой жизни и к стремлению придать ей высшую ценность. И наоборот, все, что в отношениях людей между собой считается плохим, можно свести в итоге к материальному и духовному уничтожению или торможению человеческой жизни, а также к отсутствию стремления придать жизни высшую ценность» (с. 218), - говорит Швейцер (1992). И добавляет: «Между материальной и духовной свободой существует внутреннее единство. Культура предполагает наличие свободных людей, ибо только они могут выработать и воплотить в жизнь ее принципы» (с. 48).
Следует обратить внимание на то, что приведенное выше предположение Швейцера по сути является не чем иным, как редукцией его определения о добре и зле (см выше по тексту статьи) до круга человека и человеческого общества. Однако в случае с человеком Швейцером добавляется важнейший компонент духовного сохранения и развития человеческой жизни. К природе это не применимо, поскольку в отношениях с ней возможно лишь стремление к физическому сохранению и развитию жизни (в случае с высшими животными - также психическому). Однако компонент стремления к духовному сохранению и развитию, так часто не замечаемый или забываемый современными исследователями, значительно углубляет философский фундамент этики Швейцера и расширяет возможности для ее применения. Этика Швейцера становится, таким образом, как культуроориентированной, так и социальноориентированной.
Еще одним важным аспектом этической концепции Швейцера является ее ориентированность не только на этическое самоотречение (ради сохранения и развития жизни), но и на самосовершенствование человека, частью которого (лишь частью) и является это самоотречение.
«С самого ее зарождения этика самосовершенствования была космической, так как самосовершенствование, по идее, может заключаться только в том, что человек становится в истинное отношение к бытию, находящемуся в нем и вне его (курсив. - С. Г.). Свою естественную внешнюю принадлежность к бытию человек хочет сделать внутренней, духовной, а свое пассивное и активное отношение к вещам хочет определять своим участием в этом бытии» (с. 212), - указывает Швейцер (1992).
Это положение, приводимое Швейцером еще до того, как он обратится в своей книге (1992) к идее «благоговения перед жизнью», характеризует его этический поиск как поиск активной этики. Таким образом, еще одной важной характеристикой швейцеровской этики становится ее деятельность. В том числе и социальная деятельность. Это обусловлено все тем же стремлением к сохранению и развитию жизни и мироутверждаю-щим характером этической идеи Швейцера.
Социальный императив Швейцера (1992) можно определить в одном из следующих его предположений: «Каждый из нас в зависимости от жизненных обстоятельств должен был совершать поступки, связанные с надличной ответственностью. Эти поступки диктуют нам не коллективистские взгляды, а побуждения (курсив. - С. Г.) человека, стремящегося действовать в согласии с этическими нормами. В каждом отдельном случае мы боремся за то, чтобы в подобных поступках сохранить максимум гуманности (стремление к сохранению и развитию жизни и неприемлемость ее разрушения и принижения. - С. Г.). В сомнительных случаях мы решаемся поступить скорее в интересах гуманности, чем в интересах преследуемой цели» (с. 227-228). Так Швейцер предлагает решать этические конфликты, поджидающие человека на протяжении его жизни буквально на каждом шагу. Именно исходя из этого положения, швейцеровская этика диктует все отношения и само поведение человека в социуме и социума в целом, поскольку закономерно, что в процессе своего развития само общество становится нравственным субъектом - нравственной личностью (термин академика А. А. Гусейнова (1995, с. 254)).
«Духовную силу мы обретаем лишь тогда, когда люди замечают, что мы поступаем не автоматически, всякий раз согласно одним и тем же принципам, а в каждом отдельном случае боремся прежде всего за гуманность. Люди слишком мало вкладывают в эту борьбу. Все мы - начиная от самого маленького работника самого маленького предприятия и кончая политическим деятелем, ведающим судьбами войны и мира, - нередко действуем по готовым рецептам и, следовательно, уже не как люди, а как исполнители, служащие общим интересам... Только в нашей борьбе за гуманность рождаются силы, способные действовать в направлении истинно разумного и целесообразного и одновременно оказывать благотворное влияние на существующие нравственные убеждения» (с. 228), - указывает Швейцер (1992). Здесь содержится последний важнейший компонент швейцеровской этической идеи - компонент необходимости постоянного нравственного бодрствования индивида, его постоянной нравственной рефлексии и оценки окружающих обстоятельств. В этом заключается одно из ценнейших качеств этики Швейцера. Она дает условие, но не дает готовых решений для каждой конкретной ситуации, оставляя оценку за самим субъектом этического действия, то есть за самим человеком. А это означает, что этика Швейцера призывает каждого человека в отдельности и общество, складывающееся из индивидов, к постоянному нравственному самосовершенствованию через постоянное же нравственное бодрствование и оценку. Это позволяет назвать императив Швейцера «императивом будущего» (Петрицкий, 2016).
Заключение
Приведенные выше фрагменты идеи Швейцера и рассуждения, связанные с ними, показывают, что этический императив Швейцера вполне можно рассматривать как императив, носящий социальный характер.
2674
Этика
Объединяя в себе этику, миро- и жизнеутверждение, этика «благоговения перед жизнью» требует от общества в целом и от каждого индивида в отдельности, как от субъектов этических поступков, постоянной рефлексии, самооценки и нравственного самосовершенствования через предлагаемый ей императив.
Таким образом, подводя итог вышеприведенному краткому рассуждению, можно сделать вывод о том, что этика «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера носит безусловно социальноориентированный характер в дополнение к тому, что включает в круг нравственного любые проявления единого феномена жизни.
В качестве перспектив проведенного исследования следовало бы указать необходимость более детального рассмотрения применимости и применения этического принципа «благоговения перед жизнью» по отношению к конкретным проблемам развития современного общества, общечеловеческой культуры и цивилизации.
Источники | References
1. Горбунов С. С. Альберт Швейцер: одна жизнь для людей. М. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив; АРХЭ, 2017.
2. Горбунов С. С. Благоговение перед жизнью А. Швейцера как принцип современной экологической этики // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 6.
3. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
4. Гусейнов А. А. Коммунистическая нравственность и отношение к природе // Мораль развитого социализма (актуальные проблемы теории). М.: Мысль, 1976.
5. Петрицкий В. А. Благоговение перед жизнью - императив будущего // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2.
6. Швейцер А. Жизнь и мысли / пер. с нем. А. Л. Чернявского. 2-е изд. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.
7. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика / пер. с нем. и посл. Ю. В. Дубровина. М.: Алетейя, 2002.
8. Швейцер А. Философия культуры (Упадок и возрождение культуры. Культура и этика) // Швейцер А. Благоговение перед жизнью / сост. и посл. А. А. Гусейнова; общ. ред. А. А. Гусейнова, М. Г. Селезнева. М.: Прогресс, 1992.
9. Schweitzer A. Das Problem des Ethischen in der Entwicklung des menschlichen Denkens // Albert Schweitzer -Genie der Menschlichkeit. Frankfurt a. M.: Fischer Bücher, 1956.
10. Schweitzer A. Die Lehre von der Ehrfurcht vor dem Leben. Berlin: Union Verlag, 1967.
11. Schweitzer A. Geschichte des chinesischen Denkers / hrsg. v. B. Kaempf, J. Zücher. München: С. H. Beck, 2002.
12. Schweitzer A. Kulturphilosophie Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik. München: C. H. Beck, 2007.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Горбунов Святослав Сергеевич1, к. филос. н. 1 Пензенский государственный аграрный университет
Gorbunov Svyatoslav Sergeevich1, PhD 1 Penza State Agrarian University
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 13.10.2021; опубликовано (published): 20.11.2021.
Ключевые слова (keywords): благоговение перед жизнью; Альберт Швейцер; человек; общество; этика; reverence for life; Albert Schweitzer; human being; society; ethics.