Научная статья на тему 'Социальные ценности и установки студентов-психологов на начальном и завершающем этапе обучения'

Социальные ценности и установки студентов-психологов на начальном и завершающем этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ / КОНАТИВНЫЙ (ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ) КОМПОНЕНТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ / SOCIAL VALUES / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ESTABLISHMENT / AFFECTIVE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ESTABLISHMENT ATTITUDINAL COMPONENT / COGNITIVE COMPONENT OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ESTABLISHMENT / CONATIVE (BEHAVIORAL) COMPONENT OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варфоломеева Татьяна Петровна, Хамзина Динара Фаритовна

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования социальных ценностей и учебно-профессиональных установок студентов-психологов на начальном и завершающем этапах обучения. Рассмотрены понятия социальных ценностей, учебно-профессиональных установок, рассматривается структура учебно-профессиональных установок, представлен анализ полученных результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL VALUES AND ESTABLISHMENTS OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS ON INITIAL AND FINAL STAGE OF EDUCATION

In the given article the results of empirical research of social values and educational and professional establishments of students-psychologists on initial and final stages of education are presented. The notions of social values, educational and professional establishments are viewed, the structure of educational and professional establishments is viewed, the analysis of obtained results of research is presented.

Текст научной работы на тему «Социальные ценности и установки студентов-психологов на начальном и завершающем этапе обучения»

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА НАЧАЛЬНОМ И ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

© 2014

Т.П. Варфоломеева, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Д.Ф. Хамзина, студентка IV курса направления «Педагогика» профиль «Психологическое

образование» факультета психологии

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В данной статье представлены результаты эмпирического исследования социальных ценностей и учебно-профессиональных установок студентов-психологов на начальном и завершающем этапах обучения. Рассмотрены понятия социальных ценностей, учебно-профессиональных установок, рассматривается структура учебно-профессиональных установок, представлен анализ полученных результатов исследования.

Ключевые слова: социальные ценности, учебно-профессиональная установка, аффективный компонент учебно-профессиональной установки, когнитивный компонент учебно-профессиональной установки, конативный (поведенческий) компонент учебно-профессиональной установки.

В связи с реформой образования и переходом на двухуровневую систему образования становится актуально изучение специфики становления и развития учебно-профессиональной установки студентов педагогов-психологов как базовой характеристики профессионального сознания будущего специалиста и социальных ценностей личности на разных этапах профессиональной подготовки.

В основе исследований самарских ученых, работающих над проблемами социальной психологии образования (Г.В.Акопов, Т.П.Варфоломеева, А.В.Горбачева, Л.В.Карпушина, О.В.Шевченко и др.), лежит идея профессиональной подготовки как процесса последовательной профессионализации сознания будущих специалистов, в том числе и будущих психологов, на разных этапах профессиональной подготовки.

Прикладная значимость решения вопроса учебно-профессиональных установок студентов связана с интенсивной перестройкой системы образования, переходом на двухуровневую систему образования, с изменением статуса государственных вузов [1-5].

Целью предпринятого исследования стало изучение специфики социальных ценностей и установок, в частности, учебно-профессиональных установок студентов-психологов на начальном и завершающем этапах профессиональной подготовки.

В данном исследовании учебно-профессиональная установка рассматривается в широком смысле и включает индивидуальные и групповые представления студентов об учебно-профессиональной деятельности. В структуре учебно-профессиональной установки выделяем три компонента:

- когнитивный компонент, как осознание объекта( учебно-профессиональной деятельности).

- аффективный компонент включает эмоциональную оценку объекта (учебно-профессиональной деятельности), чувства симпатии или антипатии к нему.

- конативный компонент предполагает готовность и намерение действовать по отношению к объекту (к учебно-профессиональной деятельности).

Аффективный компонент учебно-профессиональной установки включает аспекты: социально-психологическая оценка вузовской подготовки к профессиональной деятельности, оценка правильности выбора профессии, удовлетворенность качеством своего обучения. Когнитивный компонент учебно-профессиональной установки предполагает целевой, субъектный, профессионально-личностный аспекты. Конативный компонент учебно-профессиональной установки в предпринятом исследовании выявляет профессиональные намерения студентов в форме готовности реализовать себя в будущей профессиональной деятельности и сферу профессиональных интересов [6].

Придерживаясь мнения А.С.Воронина, социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле - это значимость явлений и пред-

метов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности. В узком смысле, социальные ценности рассматриваются как нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания [7].

В предпринятом исследовании выборку составили студенты I и IV курсов факультета психологии ПГСГА. В исследовании приняли участие 50 студентов дневного отделения, из которых 25 студентов I курса обучающихся по профилю «Психологическое образование» средний возраст 17 лет и 25 студентов IV курса обучающихся по профилю «Психология образования» средний возраст 21год.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Анализ социальных ценностей студентов I и IV курса дает основания отметить их качественное своеобразие. У студентов IV курса ценности имеют следующую иерархию: семейные, профессиональные, интеллектуальные и финансовые ценности, а у студентов I курса: профессиональные, социальные, семейные и финансовые ценности.

Так, студенты IV курса большее предпочтение отдают семейным ценностям. Скорее всего это связанно с возрастом данных студентов и их семейным положением в момент тестирования. Профессиональные ценности для них также играют немаловажную роль. Меньшую значимость для них составляют общественные ценности. Также можем предположить, что это связанно с тем, что у студентов есть семья и работа.

Студенты I курса, в первую очередь, отдают предпочтение профессиональным и социальным ценностям. Это может быть связано с поступлением в ВУЗ, изучением интересующей их профессии, знакомством с новыми людьми, с появлением новых увлечений. Меньшую значимость для них представляют духовные ценности. Можем предположить, что это связанно с социально-экономическими особенностями общества (быстрым темпом жизни, необходимостью совмещать работу и учебу, многое нужно успеть и т.д.).

Анализ учебно-профессиональных установок студентов-психологов на начальном и завершающем этапах обучения позволяет констатировать, что существуют определенные различия в характеристиках когнитивного, аффективного и конативного компонентов учебно-профессиональной установки на начальном и завершающем этапах обучения будущих психологов в учебном процессе современного учреждения высшего образования

Аффективный компонент учебно-профессиональной установки студентов связан с повышением критичности в оценке вузовской подготовки к профессиональной деятельности к завершающему этапу обучения. Так, студенты I курса считают общую оценку профессиональ-

ной подготовки психологов высокой, в отличие от студентов IV курса. Можно предположить, что на IV курсе обучения студенты становятся более требовательными к качеству своей профессиональной подготовки за счет повышения самокритичности в их профессиональном самоопределении. Из них 52% студентов низко оценивают свою подготовку к профессиональной деятельности в ВУЗе.

У студентов IV курса изменилось мнение о профессии за время обучения в ВУЗе. Как показал опрос, они испытали разочарование в профессии. Можно предположить, что у студентов IV курса настал переломный момент в профессиональном самоопределении как будущих бакалавров. На I курсе почти нет учащихся, считающих, что ошиблись с выбором профессии.Видимо, оценка студентами правильности выбора будущей профессии влияет на их отношение к получаемой в ВУЗе профессиональной подготовке, то есть образ профессионального будущего, очевидно, определяет отношение студентов к специальной подготовке и ее оценку в целом. Число студентов, сомневающихся в правильности выбора профессии психолога к завершающему этапу обучения увеличивается.

Если большинство студентов I курса выражают полную удовлетворенность профессиональной подготовкой, а студенты IV курса не очень удовлетворены профессиональной подготовкой. Среди причин неудовлетворенности профессиональной подготовкой они отмечают: «неинтересно», «занимаются не в меру своих способностей», «лень». У студентов I курса причиной неудовлетворенностью учебой становится в первую очередь «лень». Таким образом, среди определения причин неудовлетворенности студентов качеством своего обучения доминирует субъектно-субъективные («лень», «непонимание преподаваемого материала»), чем объективно-субъективные («недостаток времени», «отсутствие интереса к учению», «занимаюсь не в меру способностей»).

Анализ когнитивного компонента учебно-профессиональной установки на начальном и завершающем этапах профессиональной подготовки, показывает, что в целевом аспекте когнитивного компонента учебно-профессиональной установки отмечается увеличение объема представлений профессионального сознания студентов от I к IV курсу в их оценке специальной подготовки. У всех студентов сформирована полная структура представлений о целевых аспектах профессиональной подготовки. Наиболее представительными является компонент «теоретические знания по специальности» и компонент «навыки практического применения багажа знаний, полученных в теории».Таким образом, оптимальное сочетание теории и практики в подготовке психологов является одним из важнейших условий формирования высокого профессионального уровня будущих бакалавров.

Среди недостатков своей специальной подготовки студенты-психологи I и IV курсов обучения выделяют как слабость практических навыков так и невысокий уровень знаний по специальности. Осознание недостаточного владения практическими навыками увеличивается у студентов IV курса, при этом заметна тенденция к повышению необходимости знаний по специальности, теоретических знаний.

Субъектный аспект когнитивного компонента учебно-профессиональной установки, на начальном и завершающем этапах подготовки характеризуется фиксацией студентами недостатков в их профессиональной подготовке («недостаточность практических навыков», «недостаточность теоретических знаний», «личностные особенности»).Направление самостоятельной работы на начальном и завершающем этапе обучения заключается, в первую очередь в «расширении своего кругозора», «самообразовании». Итак, обнаружена высокая

потребность в совершенствовании узкой специализации у студентов IV курса, что видимо объясняется тем, что студенты к выпускному курсу имеют опыт участия в практике и хорошо представляют основные виды деятельности психолога.

Анализ конативного (поведенческого) компонента учебно-профессиональной установки на начальном и завершающем этапах профессиональной подготовки, характеризуется снижением профессиональных на-мерениий студентов IV курса осуществлять будущую профессиональную деятельность, в то время как высокую готовность к профессиональной деятельности обнаруживают студенты I курса. Возможно это связано с осознанием студентами IV курса высоких требований к себе, как к профессионалу. Несмотря на то, что студенты поступили в педагогический ВУЗ, педагогическая деятельность их мало интересует. Студенты-психологи IV курса не только не желают работать в образовательных учреждениях, они не обнаруживают ясного представления о возможном месте своей деятельности, не имеют понятия о реальном спросе на психологические услуги. Профессиональные интересы студентов-психологов разнообразны, не связанны с реальной ситуацией на рынке труда.

Таким образом, результаты представленного исследования обладают прогностическим потенциалом, поскольку выявление социальных ценностей студентов и особенностей учебно-профессиональной установки позволяют прогнозировать трудности в будущей профессиональной деятельности уже в ходе подготовки бакалавров в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барышева Т.Д. Рефлексивный подход к развитию профессионального сознания и самосознания будущих педагогов-психологов в условиях модернизации высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2011. № 3. С. 47-50.

2. Фадина А.Г., Еремицкая И.А. Проектная деятельность как условие развития готовности к профессиональной мобильности студентов-психологов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.

2012. № 2 (18). С. 212-219.

3. Григорьева М.В., Шамионов А.Д. Психологические факторы и структура профессиональных намерений педагогов-психологов на этапе обучения в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 48-52.

4. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 201-204.

5. Ванакова Г.В. Иерархия мотивов выбора профессии педагога - психолога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 80-83.

6. Варфоломеева Т.П. Учебно-профессиональные установки студентов-психологов в вузовской подготовке: Монография.- Самара: ПГСГА, 2010.- 184 с.

7. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ.А.С.Воронин.2006. http://social_pedagogy.academic. ги/761/% В5 - Дата обращения: 3.04.2014

SOCIAL VALUES AND ESTABLISHMENTS OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS ON INITIAL

AND FINAL STAGE OF EDUCATION

© 2014

T.P. Varfolomeeva, candidate of psychological sciences, associate professor of the Department

of General and Social Psychology D.F. Khamzina, student of the IV course of the direction of «Pedagogics», specialization «Psychological education» of the faculty of Psychology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: In the given article the results of empirical research of social values and educational and professional establishments of students-psychologists on initial and final stages of education are presented. The notions of social values, educational and professional establishments are viewed, the structure of educational and professional establishments is viewed, the analysis of obtained results of research is presented.

Key words: social values, educational and professional establishment, affective educational and professional establishment attitudinal component, cognitive component of educational and professional establishment, conative (behavioral) component of educational and professional establishment.

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

© 2014

В.В. Васина, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология», Р.Г. Халитов, кандидат психологических наук, ассистент кафедры «Общая психология», И.М. Юсупов, доктор психологических наук, профессор кафедры «Психология развития и психофизиология»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В цикле взаимодействия существуют две точки бифуркации: психосоциальный диссонанс и персональная или социальная идентичность. При персональной идентичности доминируют интересы самого человека, а при социальной идентичности - интересы социума, которые формируются только во взаимодействии субъектов.

Ключевые слова: персональная и социальная идентичность, личное и коллективное сознание, психосоциальный диссонанс, четырехуровневая модель описания психологических явлений.

Постановка проблемы. В современную эпоху экспоненциального развития цивилизации взаимоотношения людей в мире становятся все плотнее и более связаны, взаимозависимы. Потребность человека в самовыражении своей уникальности вступает в противоречие с тенденцией сильной взаимосвязанности: пространственной (территориальной), временной, экономической, культурной, этнической, конфессиональной и т.д. Возникают условия для наступления эпохи постмодерна, когда знания, представления в обществе становятся фрагментарными, соединенными кусками, но не соединенными единым целым. При этих условиях актуальным становится вопрос идентичности человека (личности, персоны): как персональной или социальной идентичности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы показывает, что до 70-х годов 20-го столетия существовала индивидуальная парадигма в социальной психологии, которая предполагает применение только принципов индивидуальной психологии. В теории социальной идентичности Г. Тэджфел попытался выйти за рамки индивидуальной парадигмы. Теория социальной идентичности включает три основных концепта: социальную категоризацию, социальное сравнение и социальную идентификацию. Дальнейший уход от индивидуальной парадигмы совершил Дж. Тернер. Его концепция самокатегоризации позволяет различать индивидуальные и групповые феномены, как совокупность субъектов и «совокупный субъект», обладающий эмерджентным свойством. То есть рассматривать межгрупповое поведение как результат, а не причина самовосприятия, и процесс формирования социальной идентичности как процесс самокатегоризации. Разделение персональной и социальной идентичности позволяет показать целесообразность деперсонализации и стереотипизации групповых членов как основы для категоризации внешних групп. И эта мера может оказаться адекватной при оценке напряженности межгрупповых отношений [1].

Теоретическими основаниями нашего исследования являются: вероятностная философия Налимова В.В.; положения синергетики о самоорганизующихся системах;

и собственные разработки: четырехуровневое представление иерархии Бытия; психосоциальный диссонанс.

Однако проблема идентичности недостаточно глубоко разработано в общепсихологическом плане механизма взаимодействия. Необходимо исследование психологического механизма возникновения выбора идентичности, персональной или социальной, и условия выбора. Актуальной остается проблема определения, измерения и меры идентичности.

Цель исследования (анализа): разработать модель механизма возникновения и выбора персональной или социальной идентичности.

Объект исследования - человек, взаимодействующий в социуме.

Предмет исследования - идентичность субъектов взаимодействия.

Гипотеза. Психологический механизм взаимодействия связан с идентичностью человека - персональной или социальной: при социальной идентичности доминируют интересы социума, а при персональной идентичности доминируют интересы самого человека, что создает предпосылки для возникновения психического напряжения (конфликта) при выборе между ними (идентич-ностями) при взаимодействии.

Проблема идентичности в социальном взаимодействии связана в первую очередь с конфликтом, который существует между субъектами взаимодействия: личностью, социальными группами, обществом, сообществом, при несоответствующей идентичности субъектов взаимодействия. Конфликт возникает между субъектами взаимодействия при несовпадении их представлений на предмет конфликта, представлений, которые возникают из-за несоответствующей идентичности субъектов взаимодействия. Например, при конфессиональных разногласиях: один человек (христианин) может хорошо относиться к другому (мусульманину), но его единомышленники ему говорят: «Ты же христианин, как ты можешь с ним согласиться?». Разные идентичности вступают в противоречие - выбор остается за субъектом. При этом ключевым моментом при взаимодействии является психосоциальный диссонанс, который возникает при нару-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.