Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТИРОВАНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТИРОВАНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лавренюк-Исаева Наталья Михайловна, Исрафилова Элина Галиевна

Конкурсы проектов разного статуса в России стали стимулом развития социальных технологий как инструментов конструирования социальной реальности. Вовлечение в этот процесс местных жителей дает им возможность осознать свою идентичность, реализовать право выбора, внести вклад в благоустройство, а организаторам - согласовать общее видение. Это не простой вопрос, решаемый исследователями; он приводит к поиску новых техник и технологий изучения, к разработке и апробации практик соучастия. Статья посвящена результатам исследования, направленного на изучение технологий вовлечения жителей в проектирование благоустройства общественных пространств на примере заявок участников Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях Краснодарского края за 2019-2020 годы. Авторами на основе анализа проведенных в рамках подготовки конкурсных заявок результатов социологических исследований и кейсов на соответствие конкурсных заявок критериям, обозначенным в методике оценки заявок, сделаны обобщения о значении социальных технологий вовлечения жителей в благоустройство общественных пространств с позиций создания ценностей. Сделаны выводы о положительной динамике применения практик вовлечения разработчиками заявочной документации в отношении разнообразия и тиражирования техник и общих технологий вовлечения жителей, а также о необходимости контроля реализации, заявленного в плане событийной повестки, волонтерской деятельности и общественного контроля за реализацией. Перспективы изучения связаны с масштабированием анализа кейсов, выявлением оригинальных решений вовлечения и контент-анализом в социальных сетях результатов реализации конкурсных заявок как в Краснодарском крае, так и в других регионах России, с систематизацией знаний о территориях и местных сообществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лавренюк-Исаева Наталья Михайловна, Исрафилова Элина Галиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TECHNOLOGIES FOR INVOLVING RESIDENTS IN THE DESIGN OF PUBLIC SPACE IMPROVEMENT IN THE KRASNODAR TERRITORY

Competitions of projects of different status in Russia have become an incentive for the development of social technologies as tools for constructing social reality. The involvement of local residents in this process gives them the opportunity to realize their identity, exercise the right to choose, contribute to the improvement, and the organizers can agree on a common vision. This is not a simple question, solved by researchers, leads to the search for new techniques and technologies of study, to the development and testing of practices of participation. The article is devoted to the results of a study aimed at studying the technologies of involving residents in the design of public space improvement on the example of applications from participants of the all Russian competition for the best projects for creating a comfortable urban environment in small towns and historical settlements of the Krasnodar Territory in 2019-2020. The authors, based on a descriptive analysis of cases on the compliance of competitive applications with the criteria specified in the application evaluation methodology, generalize about the importance of social technologies for involving residents in the improvement of public spaces from the point of view of creating values. Conclusions are drawn about the positive dynamics of the use of engagement practices by the developers of the application documentation in relation to the diversity and replication of techniques and general technologies for involving residents, as well as the need to monitor the implementation of the stated plan of the event agenda, volunteer activities and public control over the implementation. The prospects of the study are related to scaling up the analysis of cases, identifying original solutions for engagement and content analysis in social networks of the results of the implementation of competitive applications, both in the Krasnodar Territory and in other regions of Russia.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТИРОВАНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

DOI: 10.31660/1993-1824-2021-4-53-67

УДК 316.628:711.4

Социальные технологии вовлечения жителей в проектирование благоустройства общественных пространств в Краснодарском крае

Наталья Михайловна Лавренюк-Исаева, Элина Галиевна Исрафилова

Кафедра социологии и работы с молодежью, Башкирский государственный университет, Уфа, Россия

Аннотация. Конкурсы проектов разного статуса в России стали стимулом развития социальных технологий как инструментов конструирования социальной реальности. Вовлечение в этот процесс местных жителей дает им возможность осознать свою идентичность, реализовать право выбора, внести вклад в благоустройство, а организаторам — согласовать общее видение. Это не простой вопрос, решаемый исследователями; он приводит к поиску новых техник и технологий изучения, к разработке и апробации практик соучастия. Статья посвящена результатам исследования, направленного на изучение технологий вовлечения жителей в проектирование благоустройства общественных пространств на примере заявок участников Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях Краснодарского края за 2019-2020 годы. Авторами на основе анализа проведенных в рамках подготовки конкурсных заявок результатов социологических исследований и кейсов на соответствие конкурсных заявок критериям, обозначенным в методике оценки заявок, сделаны обобщения о значении социальных технологий вовлечения жителей в благоустройство общественных пространств с позиций создания ценностей. Сделаны выводы о положительной динамике применения практик вовлечения разработчиками заявочной документации в отношении разнообразия и тиражирования техник и общих технологий вовлечения жителей, а также о необходимости контроля реализации, заявленного в плане событийной повестки, волонтерской деятельности и общественного контроля за реализацией. Перспективы изучения связаны с масштабированием анализа кейсов, выявлением оригинальных решений вовлечения и контент-анализом в социальных сетях результатов реализации конкурсных заявок как в Краснодарском крае, так и в других регионах России, с систематизацией знаний о территориях и местных сообществах.

Ключевые слова: социальные технологии, проектирование благоустройства общественных пространств, Краснодарский край.

Social technologies for involving residents in the design of public space improvement in the Krasnodar Territory

Natalya M. Lavrenyuk-Isaeva, Elina G. Israfilova

Department of Sociology and Youth Work, Bashkir State University, Ufa, Russia

Abstract. Competitions of projects of different status in Russia have become an incentive for the development of social technologies as tools for constructing social reality. The involvement of local residents in this process gives them the opportunity to realize their identity, exercise the right to choose, contribute to the improvement, and the organizers can agree on a common vision. This is not a simple question, solved by researchers, leads to the search for new techniques and technologies of study, to the development and testing of practices of participation. The article is devoted to the results of a study aimed at studying the technologies of involving residents in the design of public space improvement on the example of applications from participants of the all Russian competition for the best projects for creating a comfortable urban environment in small towns and historical settlements of the Krasnodar Territory in 2019-2020. The authors, based on a descriptive analysis of cases on the compliance of competitive applications with the criteria specified in the application evaluation methodology, generalize about the importance of social technologies for involving residents in the improvement of public spaces from the point of view of creating values. Conclusions are drawn about the positive dynamics of the use of engagement practices by the developers of the application documentation in relation to the diversity and replication of techniques and general technologies for involving residents, as well as the need to monitor the implementation of the stated plan of the event agenda, volunteer activities and public control over the implementation. The prospects of the study are related to scaling up the analysis of cases, identifying original solutions for engagement and content analysis in social networks of the results of the implementation of competitive applications, both in the Krasnodar Territory and in other regions of Russia.

Keywords: social technologies, design of improvement of public spaces, Krasnodar Territory. Введение

Значение общественных пространств для жизни людей как в крупных, так и в малых городах чрезвычайно велико. Общественные пространства являются неотъемлемой частью любого города, способствующей формированию местного сообщества и ретрансляции культурных ценностей. Общественные пространства создают атмосферу общения и взаимодействия, задают определенный ритм городской жизни.

Цель данного исследования — уточнение феномена социальных технологий вовлечения жителей в благоустройство общественных пространств и проявления их значения в Краснодарском крае в рамках участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды. Гипотетически следует ожидать, что рост интереса к проблемам формирования городской среды приведет к развитию арсенала социальных технологий вовлечения населения в проектирование общественных пространств.

Литературный обзор

Вопросы формирования городской среды с привлечением различных социальных групп широко обсуждаются как за рубежом, так и в российском научном сообществе. В современных городских исследованиях доминируют идеи экосистемного подхода, сре-довая парадигма взаимодействия человека, общества и городских пространств в русле концепций креативной экономики [1], креативного города [2] и креативного класса [3; 4].

На абстрактном уровне социальные технологии вовлечения жителей представляют любые формы и способы применения теоретических выводов в практических целях. Такое понимание близко определению социальной технологии К. Поппера в концепции социальной инженерии: «Piecemeal social engineering», состоит в постепенном, последовательном, пошаговом или поэтапном осуществлении социальных преобразований. [5; 6] На конкретном уровне социальные технологии — инструмент, «набор норм, предписаний и запретов; выступающих как изначально заданный поведенческий или деятельностный стандарт; как алгоритм деятельности, задающий порядок и содержание действий людей в привязке к определенной ситуации и решаемой задаче» [7; 8]. Главное преимущество социальных технологий в том, что их формализация и апробация в аналогичных ситуациях приводят к достижению поставленных целей.

Социальные технологии вовлечения жителей в проектирование благоустройства общественных пространств по степени их вовлеченности можно поделить на первичные и вторичные. Первичные связаны с выявлением, формированием и работой заинтересованных жителей. Это возможно путем анализа пространства города в трех плоскостях: воспринимаемое, постигаемое и проживаемое [9], изучая повседневный опыт жителей. Вторичные — с созданием ядер — постоянно действующих структур вовлеченных, которые вовлекают других интересантов [10].

Существует ряд работ, в которых раскрыта тема соучастия населения при проектировании городской среды: изучены теоретические концепции и взгляды, предшествующие развитию метода соучаствующего проектирования [11-13], проанализированы российские и зарубежные примеры соучаствующего проектирования городских общественных пространств [14], описаны разнообразные подходы к переосмыслению городских пространств в рамках творческой самореализации горожан [15]. На основе обратной связи с населением проанализированы итоги реализации муниципальных программ «Формирование современной городской среды» [16], проведены социологические исследования, направленные на изучение опыта взаимодействия городских активистов с представителями власти г. Москвы и г. Томска в непосредственной практике физического изменения городской среды [17].

Привлекают внимание в аспекте проблематики нашего исследования работы, направленные на изучение основных управленческих практик вовлечения населения в проектирование общественных пространств в регионах России. Так, на примере Архангельской области исследователями обобщен опыт общественного участия в планировании комфортной городской среды. Авторы пришли к выводу о том, что существующие способы взаимодействия власти и горожан представляют собой односторонний процесс и зачастую сводятся к формальному исполнению муниципалитетами требований нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию проектов по формированию комфортной городской среды. Авторы предлагают разработать коммуникативную модель управления городским пространством на основе постоянного взаимодействия муниципальных органов власти и горожан [18]. В результате исследований, проведенных в городах Вологодской области, получены данные о том, что соучаствующее проектирование уравновешивает баланс социального и физического пространств, гармонизирует социальную сферу города в целом [19].

С 2016 г. активизированы исследования по актуальным вопросам изучения городской среды [18] и благоустройства городов Краснодарского края, как в рамках реализации программы «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы [20], так и в русле личных инициатив. Широкую известность получил проект предпринимателя С. Галицкого по возведению суперсовременного стадиона и примыкающего к нему парка [21]. Изучаются проблема баланса общих и частных интересов в городском пространстве г. Краснодара [22], а также практики участия краснодарской молодежи в креативном производстве и потреблении (на примере творческих проектов арт-групп «ЗИП» и Recycle) [23].

Однако, несмотря на широкий круг научных наработок, посвященных вопросам соучаствующего проектирования, теоретико-методологические основы практического применения социальных технологий вовлечения населения в формирование общественных пространств с целью благоустройства находятся в статусе активного формирования, что и обусловливает актуальность проводимого исследования.

Методы и материалы

Изучение поставленных вопросов реализовано с помощью последовательного описательного, сравнительного анализа выбранных конкурсных заявок на официальном сайте Минстроя РФ из Краснодарского края за 2019 и 2020 гг., которые рассмотрены как кейсы. Кейс-диагностика проведена поэлементно. Элементами стали позиции критериев для отбора конкурсных заявок и их содержательное наполнение.

Информация об опросах 2019-2020 г. жителей городов Краснодарского края (Тихорецк, Курганинск, Лабинск, Тамань)

Тихорецк Курганинск Лабинск Тамань Всего

Количество проживающих 56 262 47 975 58 498 10 027 172 762

Количество трудоспособного населения (18+) 45 780 38 049 46 775 8 223 138 827

Дата проведения опроса Апрель 2020 г. Март-Апрель 2020 г. Декабрь 2019 г. Март-Апрель 2020 г. 2019-2020 гг.

Организатор исследования Администрация Тихорецкого городского поселения Администрация Курганинского городского поселения Администрация Лабинского городского поселения Администрация Таманского поселения 4

Всего опрошено* 256 4364 1555 522 6 697

Из них молодежь в возрасте 18-30 лет 179 (70 %) 1 832 (42 %) 497 (32 %) 223 (42,9 %) 2 725 (40,7 %)

Из них население в возрасте 30-40 лет 31 (12 %) 1 527 (35 %) 575 (37 %) 188 (36,2 %) 2 357 (35,2 %)

Метод опроса Онлайн- и Офлайн-анкета Онлайн-опрос, анкета Онлайн-опрос, анкета Онлайн-опрос, анкета

*Примечание: авторы не участвовали в реализации опросов и не могут гарантировать их качество. Источник: таблица составлена Э. Г. Исрафиловой на основе содержания конкурсных заявок.

Заявки участников от малых городов и исторических поселений Краснодарского края проанализированы методом вторичного анализа данных в соответствии с методикой оценкой заявок на участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов комфортной городской среды 2019 и 2020 гг. на предмет соответствия критериям по степени и разнообразию форм участия граждан и общественности на всех этапах подготовки и реализации проекта. Данные критерии позволяют оценить комплексность и качество социально-культурного предпроектного исследования территории, а именно в области определения потенциальных групп пользователей, заинтересованных в ее развитии, определения их интересов, запросов и потребностей, а также проанализировать степень раскрытия актуальной роли и значения территории общественного пространства, представленной к проекту, выявить ее существующие и утраченные функции, ценности, проблемы, требующие решения. Также отдельно разобраны результаты социокультурных предпроектных исследований победителей конкурса 2020 года.

Результаты

На процесс вовлечения жителей в процесс модернизации общественных пространств ориентирован Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды, организованный в 2018 году в рамках реализации федерального проекта. Он призван «перезагрузить» жизнь в малых городах численностью до 100 тысяч человек и исторических поселениях путем создания новых общественных пространств и объектов социокультурного значения.

Особенность проекта «Формирование комфортной городской среды» состоит в том, что его важнейшим принципом является ориентация на активное участие жителей в обсуждении и принятии решений по благоустройству территории проживания, по отбору объектов для благоустройства, в проектировании и их воплощении. Реализация проекта опирается не только на возможности административного ресурса, но и на инициативу населения на решение конкретных задач территориального развития и благоустройства. Основные результаты онлайн и офлайн-анкетирования жителей администрациями поселений (таблица; выборка стихийная) позволили определить социально-демографические категории будущих пользователей территории, выявить существующие проблемы, наметить необходимые коммерческие сервисы и мероприятия, обозначить потребности населения в отношении проектируемой территории и требования к инфраструктуре на основе мнений представителей возрастных групп 18-40 лет. Население третьего возраста вовлекалось в исследование через участие в проектных семинарах и вебинарах, в глубинных интервью. Вопросы, обсуждаемые на проектных веби-нарах, схожи с вопросами анкеты о благоустройстве (проблемы, ценности территории, предлагаемые изменения), однако формат проектных вебинаров с последующим созданием рабочих чатов предполагает более качественную и глубинную работу. Участники вебинаров и глубинных интервью — активные горожане разных профессий (предприниматели, журналисты, музыканты, руководители творческих мастерских и музыкальных групп, работники культуры, а также представители разных городских сообществ, включая пенсионеров).

По условиям Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды участники должны предоставить проект, оценка которого включает, наряду с другими критериями, реализацию принципов соучаствующего проектирования, которые заключаются в следующих мероприятиях:

1) организация открытых общественных обсуждений, в ходе которых планируется обсуждение как функций благоустраиваемой территории, так и перечня мероприятий, реализуемых в рамках проекта;

2) проведение разнообразных информационных кампаний по привлечению жителей населенного пункта к подготовке проекта, в том числе, широком анонсировании общественного обсуждения;

3) описание механизма согласования выбора территории с жителями населенного пункта (с представлением подтверждающей информации);

4) использование различных инструментов соучаствующего проектирования (проведение общегородских проектных семинаров, встреч с различными группами пользователей территории, потенциальных бенефициаров, в том числе и через онлайн-мероприятия);

5) формирование стратегии вовлечения жителей населенного пункта на последующих этапах работы над проектом.

Еще одной важной чертой предпроектного исследования является разработка программы развития общественного пространства после реализации проекта. В заявке должен быть представлен механизм управления территорией, перечислены конкретные формы событийного наполнения пространства и мероприятия, предусмотрено привлечение добровольческих, волонтерских, некоммерческих и бюджетных организаций, бизнес-сообществ учреждений культуры и образования и т. д. Кроме того, должны быть созданы сайт проекта, группы в соцсетях и чаты в мессенджерах для вовлечения жителей населенного пункта в реализацию проекта.

Более подробно обратимся к рассмотрению и анализу заявок участников, впоследствии ставших победителями конкурса в 2020 году. Так, в рамках социокультурного предпроектного исследования в станице Тамани (проект «Тамань. Берег трех морей. Благоустройство площади Ушакова») в полной мере был реализован инструментарий соучаствующего проектирования.

1. Определены потенциальные группы пользователей, заинтересованных в развитии территории, а именно молодежь, подростки, общественные организации, ТОСы, представители малого бизнеса, представители местного казачества, туристы, мамы с детьми, пенсионеры, ветераны и инвалиды. Были описаны их интересы и потребности относительно проектируемой территории — площади Ушакова. Предложения по вопросу выбора территории, а в дальнейшем и перечня мероприятий, реализуемых в ходе проекта, обсуждались на заседаниях общественной комиссии, в которой, кроме представителей администрации поселения, принимали участие депутаты, ТОСы, Совет ветеранов, руководители НКО, активисты.

2. Привлечены представители различных некоммерческих организаций, бюджетных учреждений, учреждений культуры (Таманский музейный комплекс, Совет ветеранов, Штаб Таманского станичного казачьего общества и др., Территориальное

общественное самоуправление), а также представители бизнес-сообщества (ЗАО «Та-маньнефтегаз», гостиничный комплекс «Диканька»).

3. Организована активная работа в соцсетях и интернет-ресурсах. Был проведен интерактивный анкетный опрос, организованный посредством Ооо§1е-анкеты, в котором приняли участие 522 человека. Данное мероприятие позволило привлечь жителей населенного пункта к подготовке проекта, а также выявить их основные потребности в вопросе благоустройства проектируемой территории.

4. Население было вовлечено в обсуждение проекта посредством онлайн-технологий — через официальный сайт администрации, официальную страницу социальной сети «ВКонтакте» и сеть Инстаграм.

5. Предоставлена стратегия вовлечения жителей станицы и на этапах реализации проекта — на площади планируют организовывать разнообразные мероприятия: праздники, фестивали, ярмарки, концерты, мастер-классы с участием представителей малого и среднего бизнеса, бюджетных организаций, учреждений образования и др.

Кроме того, организаторами исследования определены существующие и утраченные функции территории, а также выявлены проблемы, требующие решения: отсутствие уличного освещения на площади, отсутствие обустроенных парковочных мест, зеленых насаждений, клумб, газонов, а также детских площадок. Качественно и детально описаны актуальная роль и значение территории для поселения — площадь Ушакова, имея огромный потенциал, в настоящее время почти не задействована в культурной жизни города, утрачена актуальность исторического места.

Как и жители станицы Тамани, так и команда организаторов города Лабинска в рамках исследования по проекту благоустройства общественной территории зоны отдыха «Чистые пруды» применили следующие социальные технологии:

1) организован сбор предложений по выбору территории методом голосования, в котором приняли участие 9 213 человек; 85,4 % отдали свои голоса за территорию бывших городских котлованов;

2) проведены анкетный опрос по выбору территории, опрос в социальных сетях для отбора трех самых интересных названий, рейтинговое голосование за выбор названия проекта, также интернет-голосование по обсуждению перечня мероприятий, реализуемых в рамках проекта;

3) проведен опрос жителей основных районов города по методу фокус-группы на предмет выбора территории;

4) организованы разнообразные встречи с общественными коллективами и организациями города (с представителями спортивных организаций и туристических клубов, творческих коллективов и объединений, волонтерских организаций и др.);

5) организованы встречи с представителями бизнес-сообщества, они проявили готовность к сотрудничеству и функционированию на обновленной территории общественного пространства;

6) выявлены потенциальные группы пользователей территории — участники туристических клубов, активные жители и гости города, участники спортивных мероприятий, школьники и студенты, члены общественных организаций и творческих

коллективов, пенсионеры, предприниматели; были проанализированы их интересы и запросы;

7) результаты исследований размещены на официальном сайте администрации города, в социальных сетях, на досках объявлений в общественных местах, объектах торговли и многоквартирных домах. У каждого была возможность в любое удобное время и в свободной форме выразить свое мнение, внести замечания и предложения любым удобным способом: в социальных сетях, по телефону или в форме письменного предложения на адрес администрации.

Исследователями также была разработана программа дальнейшего развития территории, предполагается, что территория станет значимой городской площадкой для проведения мероприятий в городе, будет использоваться круглогодично семьями с детьми, работниками культуры, учащимися школ, спортивными и танцевальными коллективами для тренировок и репетиций на свежем воздухе, общественными некоммерческими организациями для проведения мероприятий, местными художниками, организаторами выставок животных, обществом рыболовов для проведения соревнований по ловле рыбы и другими категориями населения.

В городе Тихорецке также были организованы мероприятия по вовлечению местного населения в рамках подготовки проекта благоустройства центрального парка:

1) проведен ряд социологических опросов, направленных на выявление портрета горожанина, его отношения к городу и общественным пространствам (256 участников), на выявление актуальной и востребованной территории (876 респондентов), на предмет выбора перечня мероприятий по благоустройству выбранной территорий (онлайн- и офлайн-формы, 256 респондентов);

2) выявлены потенциальные группы пользователей территории — активные горожане, местные жители, представители учреждений культуры, представители бизнеса. В проекте благоустройства центрального парка исследователи стремились учитывать интересы всех представителей заинтересованных групп населения;

3) были организованы проектные вебинары с участием активных горожан разных профессий (предприниматели, журналисты, музыканты, работники ДК, представители администрации города, представители различных общественных организаций) и созданы рабочие чаты в мессенджерах (порядка 25 рабочих чатов);

4) опубликованы результаты предпроектных исследований в газете «Тихорецкие вести», в социальных сетях «Вконтакте» и Инстаграм, на официальном сайте администрации города и Центрального Тихорецкого парка, а также на других популярных страницах города и района.

5) использованы методы кабинетных и полевых исследований: изучены публикации в местных СМИ, посты и комментарии жителей в социальных сетях, социальные сценарии использования популярных городских территорий, проведены беседы с пользователями территорий на местах, выявлены места притяжения горожан;

6) организованы исследовательские прогулки с привлечением местных жителей, в рамках которых происходили встречи авторов проекта с жителями, городскими активистами и краеведами, представителями администрации. В результате этих прогулок были сделаны выводы о проблемах территории, обозначены ее утраченные функции;

7) проведен круглый стол с представителями предпринимательства города — ключевыми стейкхолдерами территории, на котором присутствовали 17 человек.

8) организованы обсуждения с представителями экспертного сообщества — специалистами в области архитектуры и социологии;

9) Тихорецким историко-краеведческим музеем был создан цикл коротких видеосюжетов в формате экскурсий, рассказывающий об истории города и центрального парка; видеосюжеты, размещенные на страницах сообществ города, посмотрели около 11 тыс. человек;

10) разработано событийное программирование территории с использованием 5 событийных площадок, которые можно будет использовать круглогодично.

Четвертым городом-победителем на конкурсе лучших проектов по формированию городской среды стал город Курганинск с проектом благоустройства водоема по ул. Таманской. В целях вовлечения населения города были задействованы следующие социальные технологии:

1) создана проектная лаборатория «Город через свое сердце», каждый желающий мог присоединиться к проектным командам и принять участие в исследовательских группах;

2) определены основные категории населения, заинтересованные в благоустройстве выбранной территории — это дети и их родители, учащиеся школ, спортсмены, взрослые люди, ведущие активный образ жизни, семьи, пенсионеры, местные художники и учащиеся художественной школы, группы людей с ограниченными физическими возможностями, члены сообществ юннатов и др. Авторы проекта стремились отразить интересы этих групп населения в программе реализации проекта, уделив особое внимание круглогодичному функционированию объекта проектирования;

3) проведено интервью с местными жителями;

4) на местном отделении радио «Европа плюс» был организован прямой эфир с участием Главы поселения;

5) проанализированы обсуждения и комментарии жителей в социальных сетях;

6) организованы исследовательские прогулки, по итогам которых были сделаны выводы о проблемах территории;

7) проведены общие собрания с активными горожанами различных профессий, представителями городских сообществ;

8) проведен социологический опрос населения методом анкетного опроса в условиях самоизоляции посредством Ооо§1е-анкеты, в котором приняли участие 4 401 человек;

9) для анализа активности городских сообществ были рассмотрены метаданные с онлайн-платформ.

Обсуждение

По итогам анализа конкурсных заявок с проектами реконструкций городских парков в городах Кореновске и Темрюке за 2019 год можно сделать вывод о том, что основные механизмы соучаствующего проектирования почти не нашли применения в предпроектных ис-

следованиях участников. В конкурсных заявках отсутствует информация о проведении общественных обсуждений, семинаров и вебинаров, организации анкетных опросов, фокус-групп, работы с отдельными группами пользователей и т. д. В городах был организован сбор предложений от населения по вопросу выбора территории и перечня планируемых работ — в Кореновске было собрано более 3 000 предложений, в Темрюке менее 50.

Однако опыт вовлечения населения в проектирование городской среды в 2019 году заложил почву для развития методики и инструментария соучаствующего проектирования в последующие годы. В 2020 году от Краснодарского края было подано семь конкурсных заявок, четыре из которых вошли в число победителей конкурса. В рамках подготовки проектов командами организаторов были задействованы следующие способы реализации принципов соучаствующего проектирования:

• выявление потенциальных групп пользователей территории;

• организация анкетных опросов;

• проведение фокус-групп, форсайт-исследований, исследовательских прогулок и круглых столов;

• активная работа в соцсетях и интернет-ресурсах: организация проектных вебинаров, создание рабочих чатов в мессенджерах;

• разработка стратегии вовлечения жителей на всех этапах реализации проектов;

• использование в подготовке проектов методов кабинетных исследований.

Результаты заявок победителей конкурса с позиций кейс-диагностики показали

основные результаты социокультурного исследования:

1) отсутствуют благоустроенные центры притяжения общественной жизни городов, не определена уникальность территорий, не созданы или находятся в ненадлежащем состоянии идентичные местам объекты;

2) местные жители не довольны состоянием или у них нет представлений о том, как должны быть организованы общественные пространства;

3) активные сообщества разнообразны, отличаются по интересам, обладают ценностным смысловым зарядом идентичности территорий и формируют событийную повестку.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ позволил заключить, что с каждым годом степень вовлеченности жителей в предпроектные социокультурные исследования в качественном и количественном отношении растет за счет участия в обсуждениях, волонтерских движениях, увеличения числа и разнообразия методик социологических опросов. Комплексные мероприятия, организованные в рамках конкурса, стали примером проектов, реализованных по методике соучаствующего проектирования. К обсуждениям и опросам привлекается все большее количество представителей различных социальных групп — будущих пользователей общественного пространства (представители бюджетных и коммерческих организаций, учреждений образования и культуры, представители НКО, депутаты и участники бизнес-сообществ), заинтересованных в развитии территории.

Авторы предпроектных исследований, наряду с количественными исследованиями, стремятся широко использовать инструментарий качественного сбора и анализа данных. В различных формах и форматах были организованы общественные обсуждения, глубинные интервью, фокус-группы, деловые игры, исследовательские прогулки, творческие конкурсы и пр.

Показано, что партисипативное проектирование — это позитивная инновация, которая только начинает внедряться в России. Решения инвесторов, архитекторов и урбанистов непосредственно влияют на жизнь граждан. Их участие в предпроектном исследовании способно повысить эффективность самого проекта. Жители постепенно привыкнут отстаивать «право на город», а архитекторы, экономисты и представители исполнительной власти также научаться новым принципам работы. Подобный процесс коллаборации способствует достижению общих целей в переосмыслении культурного кода города и позволяет горожанам по-новому взглянуть на среду своего обитания, это кардинальное изменение в развитии общественного сознания и восприятия городов. Поэтому перспективным видятся дальнейший научный поиск социальных технологий, их оценка и систематизация лучших практик вовлечения жителей в проектирование общественных пространств городов и исторических поселений России.

Действенность проекта «Формирование комфортной городской среды» как технологии вовлечения жителей в проектирование благоустройства общественных пространств проявляется в развитии компетенций социального конструирования у вовлеченных через совместное проектирование с профессионалами, расширяет представления о возможных преобразованиях, о новых стилях и образах среды жизни, о возможностях своего влияния. Служит драйвером развития их сплочения за счет устанавливаемых коммуникаций и созидательного взаимодействия, путем совместно формируемой событийной повестки, пользования и переноса опыта организации общественного пространства на дворовые территории и личные пространства. Критерии Конкурса стимулируют социологов активно применять разнообразные методы и способы достижения и вовлечения респондентов, руководствуясь принципом изучения действием в социокультурном исследовании, мотивируют к разработке микс-технологий междисциплинарного инструментария социальной инженерии. Это обогащает опыт социологов-практиков, стимулирует транслировать его на апробацию решения новых задач, а также унифицирует качество результатов исследований в рамках подготовки конкурсных заявок. Таким образом, двигаясь от конкретного опыта и обобщения эмпирического социологического, фактологического материала к теоретизированию, формируется новое социологическое знание о территориях и местных сообществах, о праве жителей на города и исторические поселения, как в Краснодарском крае, так и на всей территории России.

Библиографический список

[1] Хокинс, Дж. Креативная экономика : как превратить идеи в деньги / Дж. Хокинс ; перевод с английского И. Щербаковой. - Москва : Финансовая корпорация Открытие : Классика-XXI, 2011. 253 с. - Перевод изд.: The creative economy : How people make money from ideas / John Howkins, London, 2001. - Текст : непосредственный.

[2] Лэндри, Ч. Креативный город / Ч. Лэндри ; перевод с английского В. Гнедовского, М. Хрусталевой, М. Гнедовского. - Москва : Классика-XXI : Ин-т культурной политики, 2006. - 399 с. - Перевод изд.: The creative city : a toolkit for urban innovators / Charles Landr, London, 2000. - Текст : непосредственный.

[3] Флорида, Р. Креативный класс : люди, которые меняют будущее / Р. Флорида ; перевод с английского А. Константинова. - Москва : Классика-XXI, 2011. - 430 с. - Перевод изд.: The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life / Richard Florida, 2002. - Текст: непосредственный.

[4] Флорида, Р. Новый кризис городов : джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать / Р. Флорида ; перевод с английского Н. Довгулевич. - Москва : Точка, 2018. - 342 с. - Перевод изд.: The New Urban Crisis: Gentrification, Housing Bubbles, Growing Inequality, and What We Can Do About It / Richard Florida, New York, 2017. - Текст : непосредственный.

[5] Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер ; перевод с английского, под редакцией В. Н. Садовского. - Москва : Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - Т. 1 : Чары Платона. - 448 с. - Текст : непосредственный.

[6] Социальная инженерия : концепция К. Поппера / Сост. Е. Н. Волков. - URL: https://evolkov.net/PopperK/soc.engineering/Popper.about.soc.engineering.html (дата обращения: 09.05.2021). - Текст : электронный.

[7] Щербина, В. В. Социальные технологии / В. В. Щербина. - Текст : непосредственный // Социология управления : теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А. В. Тихонов. - Москва : КРАСАНД, 2015. - 480 с.

[8] Социология управления : теоретико-прикладной толковый словарь / Институт социологии РАН [и др.] ; отв. ред. А. В. Тихонов. - Москва : URSS : КРАСАНД, 2014. - 471 с. - Текст : непосредственный.

[9] Lefebvre, H. The production of space / H. Lefebvre, D. Nicholson-Smith. - Blackwell : Oxford, 1991. - 142 p. - Direct text.

[10] Вайнер, В. Как создать комьюнити-центр, центр города будущего, соседский центр / В. Вайнер. - Москва : Изд-во Олега Пахмутова, 2017. - 116 с. - Текст : непосредственный.

[11] Антонова, Н. Л. Право на город : повседневные практики молодежи и партисипа-ция в производстве городского пространства / Н. Л. Антонова, С. Б. Абрамова, В. В. Полякова. - DOI 10.14515/monitoring.2020.3.1597. - Текст : непосредственный // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. - 2020. - № 3 (157). - С. 443-462.

[12] SAGA о городе. Трансформация общественных пространств = The City SAGA. Public spaces in transformation / Под редакцией О. В. Паченкова, Л. В. Воронковой. -Санкт-Петербург : НП-Принт, 2014. - 190 с. - Текст : непосредственный.

[13] Абагеро, Д. Д. Концепция соучаствующего проектирования Генри Саноффа / Д. Д. Абагеро. - DOI 10.24290/1029-3736-2021-27-1-239-250. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. -2021. - Т. 27, № 1. - С. 239-250.

[14] Стародубец, А. А. Анализ российской и зарубежных практик соучаствующего проектирования общественных пространств / А. А. Стародубец. - DOI 10.25628/UNIIP.2020.46.3.012. - Текст : непосредственный // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2020. - № 3 (46). - С. 70-74.

[15] Гамурак, А. В. Новый формат общественных пространств сквозь призму соучаствующего проектирования / А. В. Гамурак. - Текст : непосредственный // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2019. - № 2 (11). - С. 58-64.

[ 16] Терская, Л. А. Анализ реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды» : обратная связь с населением / Л. А. Терская, В. В. Черевко. - DOI 10.26140/anie-2019-0803-0082. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8, № 3 (28). - С. 360-363.

[17] Опыт общественного участия в планировании комфортной городской среды на примере Архангельской области / А. Г. Деменев, Т. Ф. Шубина, П. В. Шубина [и др.]. - DOI 10.17238/issn2221-2698.2018.33.91. - Текст : непосредственный // Арктика и Север. -2018. - №. 33. - С. 91-117.

[18] Касаткина, С. С. Соучаствующее проектирование в развитии пространств городов России (философский анализ) / С. С. Касаткина. - Текст : непосредственный // Градостроительное право. - 2020. - № 1. - С. 43-45.

[19] Терещенко, Г. Ф. Дизайн городской среды Краснодара в период постмодернизма / Г. Ф. Терещенко. - Текст : непосредственный // Общество : философия, история, культура. - 2016. - № 3. - С. 85-87.

[20] Ковтуненко, М. Г. Благоустройство территории г. Краснодар / М. Г. Ковтуненко, Р. А. Барчо. - DOI 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.76.951. - Текст : непосредственный // Евразийский союз ученых. - 2020. - № 7-8. - С. 4-6.

[21] Рой, О. М. Участие гражданских сообществ в освоении общественных пространств / О. М. Рой. - Текст : непосредственный // Национальные приоритеты России. - 2019. -№ 2 (33). - С. 48-53.

[22] Гриценко, В. П. Проблема баланса общих и частных интересов в городском пространстве Краснодара / В. П. Гриценко. - Текст : непосредственный // Культура и время перемен. - 2017. - № 2. - С. 10-18.

[23] Плотичкина, Н. В. Молодежь в креативных индустриях г. Краснодара : проекты и практики / Н. В. Плотичкина, Д. О. Стрельцова. - Текст : непосредственный // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2016. - № 1. - С. 119-129.

References

[1] Howkins, J. (2001). The creative economy: How people make money from ideas. London [etc.], Allen Lane, Penguin Press, 263 p. (In English).

[2] Landr, Ch. (2000). The creative city: a toolkit for urban innovators. London, Earthscan Publications LTD, 252 p. (In English).

[3] Florida, R. (2002). The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. (In English).

[4] Florida, R. (2017). The New Urban Crisis: Gentrification, Housing Bubbles, Growing Inequality, and What We Can Do About It. USA, New York, Simon and Schuster, 368 p. (In English).

[5] Popper, K. R. (1966). The open society and its enemies. 5th edition. USA, Princeton University Press, 804 p. (In English).

[6] Volkov, E. N. (Ed.) Sotsial'naya inzheneriya: kontseptsiya K. Poppera. (In English). Available at: https://evolkov.net/PopperK/soc.engineering/Popper.about.soc.engineering.html

[7] Shcherbina, V. V. (2015). Sotsial'nye tekhnologii. Sotsiologiya upravleniya: teoretiko-prikladnoy tolkovyy slovar'. Moscow, KRASAND Publ., 480 p. (In Russian).

[8] Tikhonov, A. V. (2014). Sotsiologiya upravleniya: teoretiko-prikladnoy tolkovyy slovar'. Moscow, URSS, KRASAND Publ., 471 p. (In Russian).

[9] Lefebvre, H., & Nicholson-Smith, D. (1991). The production of space. Blackwell, Oxford, 142 p. (In English).

[10] Vayner, V. (2017). Kak sozdat' kom'yuniti-tsentr, tsentr goroda budushchego, sosedskiy tsentr. Moscow, Oleg Pakhmutov Publishing House, 116 p. (In Russian).

[11] Antonova, N. L., Abramova, S. B., & Polyakova, V. V. (2020). The right to the city: daily practices of youth and participation in the production of urban space. Monitoring of public opinion: economic and social changes, (3(157)), pp. 443-462. (In Russian). DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1597

[12] Pachenkov, O. V., & Voronkova, L. V. (2014). The City SAGA. Public spaces in transformation. St. Petersburg, NP-Print Publ., 190 p. (In Russian).

[13] Abagero, D. D. (2021). The concept of collaborative design by Henry Sanoff. Moscow state university bulletin. Series 18. Sociology and political science, 27(1), pp. 239-250. (In Russian). DOI: 10.24290/1029-3736-2021-27-1-239-250

[14] Starodubets, A. A. (2020). Analysis of Russian and foreign practices of participatory design of public spaces. Akademicheskiy vestnik UralNIIproekt RAASN, (3(46)), pp. 70-74. (In Russian). DOI: 10.25628/UNIIP.2020.46.3.012

[15] Gamurak, A.V. (2019). New format of public spaces through the prism of participatory design. Humanities researches of the Central Russia, (2(11)), pp. 58-64. (In Russian).

[16] Terskaya, L. A., & Cherevko, V. V. (2019). Analysis of implementation of the municipal program "Formation of a modern urban environment": feedback with the population. Azimuth of scientific research: economics and administration, 8(3(28)), pp. 360-363. (In Russian). DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0082

[17] Demenev, A. G., Shubina, T. F., Shubina, P. V., Nenasheva, M. V., Makulin, A. V., & Tarasov, I. A. (2018). Public participation in planning a comfortable urban environment on the example of the Arkhangelsk region. Arctic and North, (33), pp. 91-117. (In Russian). DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.33.91

[18] Kasatkina S. S. (2020). Accessory project planning in urban development of Russia (a philosophical analysis). Gradostroitel'noe pravo, (1),pp. 43-45. (In Russian).

[19] Tereshchenko, G. F. (2016). Design of urban environment of Krasnodar in the period of postmodernism. Society: philosophy, history, culture, (3), pp. 85-87. (In Russian).

[20] Kovtunenko, M. G., & Barcho, R. A. (2020). Improvement of the territory of Krasnodar. Eurasian Union of Scientists, (7-8), pp. 4-6. (In Russian). DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.76.951

[21] Roy, O. M. (2019). Public participation in the development of public spaces. Nacional'nye prioritety Rossii, (2(33)), рр. 48-53. (In Russian).

[22] Gritsenko, V. P. (2017). Problem of balance of the common and private interests in city space of Krasnodar. Kul'tura i vremya peremen, (2), рр. 10-18. (In Russian).

[23] Plotichkina, N. V., & Streltsova, D. O. (2016). The youth in creative industries of Krasnodar: projects and cases. Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta uprav-leniya, (1), рр. 119-129. (In Russian).

Получена / Submitted: 16/10/2021 Доработана / Revised: 12/11/2021 Принята к публикации / Accepted: 28/11/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.