уровня основных компетенций выпускника вуза тем требованиям, которые предъявляются им исходя из потребностей предприятия (учреждения), специфики технологического процесса и трудовых операций, конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда и занятости;
♦ социальный портрет работодателя (социально-демографические и социокультурные характеристики; тип образования; место и профиль работы; профессионально-должностной статус; установки, жизненные ценности; вербальная и поведенческая адаптация к рынку).
Таким образом, изложенная выше методика позволяет:
♦ разработать социологические критерии оценки качества образования в вузе с учетом уровней и содержания компетенций и специализации обучения (специалистов, бакалавров, магистров);
♦ построить матрицу соответствия уровней компетенции социологическим за-
мерам их параметров при оценке субъектами образовательного процесса удовлетворенности качеством образования;
♦ определить критерии отбора субъектов оценки качества образовательного процесса;
♦ разработать унифицированные социологические инструменты для сбора информации о качестве образовательного процесса в вузе с учетом уровней компетенции, статуса субъектов оценки качества образования (образовательных программ);
♦ выявить факторы, влияющие на характер оценок и уровень удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством подготовки кадров в соответствии с требованиями современного общества;
♦ создать банк данных для последующего сравнительного анализа;
♦ эффективно управлять образовательным процессом с учетом возникающих проблем, обеспечивая их своевременное решение.
STEGNIY V.N., KURBATOVA L.N. SOCIAL PROBLEMS OF MODERN HIGHER EDUCATION
The paper describes the most important social problems and trends of higher education in the modern Russian society. The model of modern specialist and the method of estimating the education quality are given.
Keywords: modern specialist, quality of education, method of researching of higher education.
ЛЯ. дятченко, доктор Социальные технологии
С]°Л0оЛ}оН!су1КйРгОК1тдРрстееииый В УпРаВлении совреМеннЫМ
университет университетом
В представленной статье рассматривается опыт реализации социальных технологий в практике управления современным университетом. Инновационную основу процесса управления составляет кластерный подход к организации университетской деятельности. Её базовыми составляющими являются учебно-научные инновационные комплексы и «технологические коридоры». Необходимым условием эффективного управления университетом является исследование и целенаправленное формирование социально-технологической культуры.
Ключевые слова: социальные технологии, социально-технологическая культура, социальные процессы в вузе, кластерная организация университетской деятельности, учебно-научные инновационные комплексы.
Одной из довольно популярных тем, активно обсуждавшихся на III Всероссийском социологическом конгрессе, стал сюжет о кризисе отечественной социологии. В качестве одного из его признаков специалисты называют невостребованность социологического знания со стороны социальной практики. Так, например, В.В. Радаев полагает, что «позитивная программа для российской социологии», в частности, «предполагает улавливание неявного спроса на социологию и социологов со стороны практиков разного толка. Нужно втягивать их в содержательные диалоги, используя организационные рамки образовательного и исследовательского процесса, выстраивать гибкие сетевые партнерства между разнотипными организациями»1.
Не отрицая того обстоятельства, что проблема соединения социологической теории и практики действительно существует, полагаю, что решение ее связано не столько с налаживанием неких абстрактных «методологических связей» между ними, сколько с последовательным выстраиванием системы социальных технологий, их исследованием и внедрением, в особенности - с формированием и развитием социально-технологической культуры. Именно такая стратегия была в свое время принята социологами Белгородского государственного университета. Реализуется она и сегодня. Основная идея данной стратегии заключается в том, что любые теоретические наработки должны внедряться в практику при совместном участии исследователей и профессиональных управленцев.
Напомню в данной связи, что в Белгороде была создана первая в стране кафедра социальных технологий, которая сначала действовала на базе Белгородского технологического института строительных материалов, а в настоящее время функционирует в структуре БелГУ. Создание кафедры означало появление инновационного науч-
1 Радаев В.В. Возможна ли позитивная программа для российской социологии? - М., 2008. - С. 19.
ного направления, востребованного социальной практикой и общественной теорией. В настоящее время кафедра является базовой для реализации образовательных программ по специальностям «Социология», «Государственное и муниципальное управление», «Организация работы с молодежью». В 2009/2010 учебном году на кафедре начинается реализация магистерских программ «Государственное и муниципальное управление», «Управление проектами», «Государственная политика и управление », «Менеджмент по связям с общественностью ».
В 2007 г. в университете был создан Центр социальных технологий, задачей которого стало проведение научных исследований и выработка рекомендаций, обеспечивающих практическую реализацию теоретических выводов и аналитических моделей. В результате за последние 20 лет в Белгороде сформировалась известная в стране и за рубежом школа исследователей, успешно разрабатывающих проблемы социальных технологий и социально-технологической культуры и внедряющих результаты научных исследований в практику управления социальными процессами. В ходе этой деятельности ученые БелГУ успешно сотрудничают с крупнейшими вузами России и других стран.
В нашем университете на высоком уровне проведено восемь международных и российских конференций по проблемам социальных технологий, социально-технологической культуры, социологии молодежи и социологии управления. Последние из них - международная конференция «Социально-технологическая культура как феномен XXI века» (2006); Всероссийскаяконферен-ция «Современная российская молодежь: от стихийной самоорганизации к целенаправленному формированию субъектности » (2007); Всероссийская конференция «Социокультурная среда молодежного экстремизма и ксенофобии » (2008). В 2000-2009 гг. в БелГУ подготовлено и издано 26 монографий, 22 учебника и учебных пособия, 20 сборников научныхстатей по социологической проблематике.
Преподаватели и сотрудники активно участвуют во внешних (РГНФ, НФПК) и внутренних грантовых конкурсах, привлекая к этой работе аспирантов и студентов. Так, в 2008/2009 гг. были выполнены следующие работы: «Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи »(грант Минэкономразвития); «Самоорганизация и «атомизация»мо-лодежи Белгородской области как формы социокультурной рефлексии» (грант РГНФ); «Формирование региональной системы кадрового обеспечения молодежной политики в условиях административной реформы» (выполнена в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.) на 2008 г.» Министерства образования и науки).
Различные разработки ученых БелГУ используются органами государственного и муниципального управления Белгородской области. В частности, при активном участии социологов в 2008 г. была подготовлена «Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года». Социологи участвуют в ежегодном мониторинге качества регионального управления по заказу Правительства области, осуществляя методологическое и научно-методическое обеспечение программы.
Мы исходим из того, что социологическое знание отражает триединый социальный процесс - познания, общения и сотрудничества - и представляет в своих абстракциях социальные отношения в самоорганизующихся социальных системах. В известной концепции «треугольника знаний» главная роль отводится именно университету, при этом для эффективного ее выполнения он должен быть подвергнут существенной модернизации. Его миссией должны стать «исследования», а не «образование », как это характерно для классического вуза. Взаимодействие образования, науки и производства должно превратиться в инновационный процесс, создающий синергийный эффект в подготовке специалистов новой формации, предпринимателей
наукоемкого бизнеса. Этот эффект проявляет себя в принципиально новом качестве интеллектуальных продуктов, создаваемых в рамках каждого из элементов целостной системы «образование - наука - производство », и формирует единое университетско-промышленно-финансовое пространство. Последнее демонстрирует собой новую модель высшей школы, обеспечивающей инновационное качество как научноисследовательской работы, так и подготовки современных специалистов, способных не только генерировать новые знания, но и коммерциализировать их.
В целях обеспечения устойчивой связи в триаде «образование - наука - производство» в Белгородском университете разработана стратегия «технологических коридоров », состоящая из методико-организа-ционных конструктов, без которых создание многопрофильной кластерной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров мирового уровня и продвижение на рынок новых знаний и наукоемких технологий невозможно. Данная стратегия определяет условия развития инновационной системы «новые знания - трудовой потенциал - рынок труда, услуг и товаров», а также направления интеграции и ее результаты в условиях частно-государственного партнерства.
«Технологический коридор» - это не только способ организации непрерывного образования, но и интеграция образовательного процесса с фундаментальной и прикладной наукой и, что самое главное, с научно-техническими проектами и экспериментальным производством. Это позволяет повышать и качество предоставляемых образовательных услуг, и темпы развития, прежде всего - прикладных научных исследований, совершенствовать саму структуру прикладной науки. Наличие «технологических коридоров» предполагает создание мощной единой научно-производственной, экспериментальной и инновационной базы университета, открывающей уникальную возможность использования объединенного потенциала ученых, аспирантов,
студентов и инженерно-технических работников для решения актуальных образовательных, научно-техническихи экономических проблем России и региона.
Центром «технологического коридора », в котором стираются границы ответственности образовательной, научной и бизнес-среды по воспроизводству высококвалифицированных кадров, является студент. И пользу, получаемую им от успешной интеграции науки, образования и производства в ходе его обучения в вузе посредством постоянного взаимодействия с профессионалами науки и реального производства, трудно переоценить. Интегративный подход открывает новое измерение в развитии личности специалистов, закладывает основы уникальной профессионально-технологической культуры будущих предпринимателей наукоемкого бизнеса, обладающих творческим инновационным мышлением и способных не только работать в динамично изменяющейся среде, но и содействовать формированию новых эффективных высокотехнологичных кластеров.
Использование кластерного подхода к организации университетской деятельности, кроме всего прочего, в значительной степени содействует выработке разнообразных форм социального партнерства и оптимальным образом отвечает задачам интеграции образования, науки и производства.
В условиях кластерной организации университетской деятельности интеграционные процессы протекают на разных уровнях: внутривузовском (кафедральном, межкафедральном, факультетском и т.д.), между университетом и созданными на его базе малыми инновационными предприятиями, между университетом и внешними партнерами.
В процессе разработки социальных технологий нашими учеными сформулировано положение о том, что главными звеньями университетской инновационной политики являются учебно-научные инновационные комплексы (УНИКи). Эти поли-структурные университетские кластеры,
как показал опыт, наилучшим образом сочетают получение новых знаний, идей и технологий, проведение фундаментальных исследований, создание на их основе конкурентоспособных инновационных продуктов и последующую коммерциализацию.
В настоящее время в БелГУ сформированы восемь УНИКов: «Материаловедение и нанотехнологии», «Бионанотехнологиии биоресурсы, клеточные и супрамолекуляр-ные технологии», «Геоинформатика и технологии дистанционного зондирования Земли в экологии и рациональном природопользовании», «Информационно-коммуникационные системы и технологии», «Здоровье человека», «Управленческие кадры», «Человекв социокультурной динамике», «Этнография, филология и история в контексте славянской цивилизации ». Ведущим является УНИК «Материаловедение и нанотехнологии», созданный с учетом потребностей региональной экономики. Данное условие позволяет реализовать взаимодействие «вуз - специалист - работодатель ».
Особо отметим создание на базе Института государственного и муниципального управления учебно-научного инновационного комплекса (кластера) «Управленческие кадры» (УНИК УК). Обоснование необходимости его формирования в рамках вуза стало также одним из результатов социально-технологических разработок ученых БелГУ. УНИК УК является одним из базовых структурных компонентов инновационной деятельности университета, интегрирующим образование, фундаментальные и прикладные исследования в сфере экономики и управления с целью формирования в регионе системы непрерывного образования. Результатами его деятельности являются как объекты интеллектуальной собственности, так и профессиональные предметно-специализированные компетенции выпускников, востребованные рынком труда в области экономики и управления. Деятельность комплекса строится на основе реализации инновационных проектов, выполняемых в рамках между-
народных, российских, межрегиональных, региональных инновационных программ, а также внутривузовских инновационных программ и отдельных инновационных проектов. На базе УНИК УК в настоящее время функционируют 23 программы дополнительного профессионального образования для народного хозяйства области, в том числе для органов государственного и муниципального управления. В частности, в 2008/2009 учебном году прошли переподготовку 94 специалиста, повышение квалификации - 1184 государственных и муниципальных служащих.
Высокая степень интеграции образовательной системы университета в экономическое, социальное и интеллектуальное пространство Белгородской области позволяет достаточно эффективно регулировать объемы подготовки профессиональных кадров необходимого уровня и квалификации исходя из потребностей регионального рынка труда. Так, специалистами БелГУ было проведено исследование номенклатуры выпускаемой в регионе высокотехнологичной продукции и состояния предприятий промышленных кластеров. На основании проведенного исследования было выделено семь секторов экономического развития Белгородской области: горно-металлургический, машиностроительный, агропромышленный, строительный, медикобиологический, туристско-рекреационный и многокомпонентный социальный. В соответствии с этими зонами в рамках реализации инновационной образовательной программы БелГУ закупалось аналитическое и технологическое оборудование, определялись приоритеты научно-исследовательской и инновационной деятельности УНИКов (например, разработка высококачественных энергосберегающих сталей нового поколения с уникальными свойствами в рамках УНИКа «Материаловедение и нанотехнологии»). Создаваемые малые инновационные предприятия БелГУ (ООО «СМК “Титан”», ООО «Асклепий», ООО «Институт высоких технологий БелГУ», ООО «Матрица») ориентированы на обслу-
живание крупных предприятий региона и обеспечивают трансфер востребованных региональной экономикой высоких технологий.
Потребности региональных территориально-производственных комплексов учитываются и при формировании стратегии развития образовательной сферы университета, что позволяет ему работать на опережение, лицензируя необходимые специальности и направления подготовки кадров и расширяя спектр предоставляемых образовательных услуг на разных уровнях образования - довузовском, вузовском и послевузовском. Действующая сегодня в университете многоуровневая система опережающей непрерывной подготовки конкурентоспособных специалистов в области наукоемких технологий и социально значимых отраслей экономики предоставляет студентам возможность самим выбирать наиболее оптимальные для них траектории в образовательном пространстве вуза, обеспечивающие их вертикальную мобильность и гарантирующие им успешность в последующей профессиональной деятельности.
В связи с новыми тенденциями в развитии отечественной образовательной системы в БелГУ идет процесс переосмысления возможностей магистерской и аспирантской подготовки. В ближайшее время предполагается усилить ее направленность на потребности ведущих макроэкономических кластеров Белгородской области. В рамках партнерского взаимодействия с промышленными предприятиями региона последним предлагается по-новому взглянуть на эффективность своей работы путем формирования заказа на востребованных специалистов высокой квалификации, профессиональные компетенции которых способны удовлетворить нужды высокотехнологичного сектора региональной экономики. Следствием такого сотрудничества с работодателями по целевой подготовке кадров является постоянное и планомерное увеличение предложений вуза на рынке образо-вательныхуслуг благодаря сочетанию фундаментальности с требованиями реальной
экономики. Сегодня университетом уже выполняется территориальный образовательный заказ на междисциплинарную подготовку специалистов в области наноматериалов и нанотехнологий промышленного и медицинского назначения, а кроме того, ежегодно разрабатывается несколько новых магистерских образовательных программ с учетом запросов региональных производственных кластеров.
По отдельным направлениям подготовки магистрантам в рамках выпускных квалификационных работ предлагается составить бизнес-планы, разработка которых призвана содействовать как генерации высококвалифицированных предпринимателей наукоемкого бизнеса, так и коммерциализации результатов научно-технической деятельности БелГУ. Магистры, составившие конкретные бизнес-планы, способны выступить в роли менеджеров проекта на этапе коммерциализации инновационных продуктов. Использование данного подхода решает важнейшую задачу государственного значения по подготовке квалифицированных кадров с высокой культурой мышления, широким кругозором и, что самое главное, с высокой предпринимательской инициативой, являющейся важным фактором развития в инновационном обществе.
Мы можем констатировать, что роль Белгородского университета как крупнейшего информационно-аналитического центра региона постоянно возрастает. В 2006 г. по распоряжению губернатора Белгородской области университету совместно с региональным департаментом экономического развития была доверена разработка «Программы развития наноиндустрии в Белгородской области на 2008-2012 годы »; в 2007-2008 гг., как уже отмечалось, БелГУ была подготовлена Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на долгосрочный период (до 2025 г.).
К оказанию консалтинговых и бенчмар-кинговых услуг привлекаются такие структурные подразделения университета, как
Институт государственного и муниципального управления, Научно-образовательный и инновационный центр «Наноструктурные материалы и нанотехнологии », Федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов, технопарк БелГУ «Высокие технологии», отдел интеллектуальной собственности, отдел инновационной деятельности, отдел метрологии и стандартизации и другие. На повестке дня - проведение серьезных внешних и внутренних бенчмаркинговых исследований с целью оптимизации инновационного развития университета и развития инновационного пояса малых научных компаний. Именно им отводится ключевая роль при формировании будущего университетско-промышленно-финансового комплекса как соединительного звена при взаимодействии университета с национальной и региональной промышленностью.
Результатом комплексных социальнотехнологических разработок стал вывод о том, что одним из главных условий достижения устойчивого развития университета является сохранение и развитие человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, нацеленных на улучшение качества социальной сферы и повышение уровня корпоративной культуры студентов, преподавателей и сотрудников университета. В связи с этим политика руководства вуза направлена на усиление социальной ориентированности инновационного развития БелГУ, которое в значительной степени опирается на повышение конкурентоспособности и эффективности человеческих ресурсов. Социальный прогресс должен идти в ногу с научно-техническим.
Поэтому мы считаем приоритетным именно социально-технологический подход к управлению, поскольку он обеспечивает операциональность жизнедеятельности через освоение и технологизацию новых способов достижения значимых социальных результатов в соответствии с поставленными университетом целями по более полному использованию человеческих
ресурсов. Социально-технологический подход формирует новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения в социуме. Этот комплекс определяется как социально-технологический и относится к числу базовых при формировании профессиональной культуры будущих специалистов. Поэтому одним из приоритетных научных направлений в университете является исследование феномена социально-технологической культуры. Мы рассматриваем ее как составляющую культуры современного человека, способствующую воспроизводству форм жизнедеятельности, направленных на гармонизацию отношений междучеловеком и экосоциальной средой. Социально-технологическая культура содействует решению поставленной задачи или жизненной проблемы, актуализации и вычленению из присущей человеку системы знаний способов оптимальных социальных действий в определенной ситуации, выявлению и использованию скрытых резервов, а также генерированию на этой базе инновационныхмеханизмов операционали-зации жизнедеятельности.
Мы убеждены, что успешная деятельность современного специалиста в любой сфере возможна лишь при условии наличия у него высокого уровня социально-технологической культуры венчурного типа. Решению задачи формирования такой культуры в Белгородском университете уделяется особое внимание в рамках деятельности по подготовке кадров для инновационной экономики. В ходе становления университетско-промышленно-финансового комплекса планируется отдать приоритет созданию оптимальных условий для формирования у студентов профессиональной (психологической) готовности к реализации на практике инновационных технологий и проектов, воспитания у них предпринимательской культуры, освоения ими новых социальных ролей и соответствующих им функций. При этом речь будет идти не просто о совершенствовании отдельных звеньев механизма формирования личности будущих предпринимателей наукоемкого
бизнеса, а о построении инновационного общества - новой экономики России, базирующейся преимущественно на генерировании, распространении и использовании знаний.
Обновление ценностно-целевых и мотивационно-ориентационных сфер личности студентов будет проходить с использованием адекватных социальных технологий, способствующих целенаправленной подготовке молодого поколения к условиям жизнедеятельности в инновационном обществе. Важным инструментом в достижении этой цели является созданный в университете в последние годы институт кураторства. Куратор, по сути, член ректората, через него осуществляются функции социального партнерства, активизации человеческого потенциала, организуется взаимодействие студентов с руководством, повышается управляемость коллектива. Совершенствование данного инструмента позволяет оптимизировать воспитательный процесс, благоприятно влиять на социальную обстановку в студенческой среде, благодаря чему любое решение руководства в кратчайшие сроки доходит до каждого студента.
Управленческая стратегия БелГУ в качестве одного из важнейших элементов включает повышение уровня жизни его работников и студентов, в первую очередь -достижение качественных изменений в уровне их материального обеспечения и социального самочувствия. В процессе становления университетско-промышленнофинансового комплекса неотъемлемым направлением социальной политики университета должен стать рост заработной платы всех категорий сотрудников университета. При этом усилия ректората будут сосредоточены не на единовременных и усредненных для всех выплатах, а на отработке мотивационных начал и стимулирующих методов повышения оплаты труда каждого сотрудника университета, начиная с обслуживающего персонала и заканчивая руководством.
Развитие инновационного пояса малых научных компаний БелГУ и коммерциали-
зация результатов его научно-технической деятельности нацелено не только на значительное увеличение доли внебюджетной составляющей во внутренних расходах на исследования и разработки, но и на увеличение фонда заработной платы из внебюджетных средств. Студентам и аспирантам малые инновационные предприятия позволят улучшить как практическую подготовку, так и свое материальное состояние благодаря возможности подработки по договорам гражданско-правового характера.
Созданная в 2007-2008 гг. здоровьеориентированная образовательная система университета, объединяющая медицинскую и педагогическую составляющие, в ближайшие годы полностью интегрирует разрозненные направления здоровьеориентированной деятельности (педагогическое, медико-физиологическое, психологическое и управленческое) и существенно повысит качество образовательного процесса. Здоровьесбережение - это приоритет сегодняшнего и завтрашнего дня университета, стиль его жизни, ее качественная характеристика. Среди намеченных планов -разработка мероприятий по обеспечению высокой работоспособности сотрудников и студентов за счет повышения и поддержания уровня их соматического здоровья, расширение материально-технической базы структурных подразделений, оказывающих лечебно-профилактическую помощь, строительство санатория-профилактория,
организация центров талассотерапии, школ и уголков здоровья, укрепление престижа здорового образа жизни. Университетский опыт инвестиций в здоровьесберегающие технологии показал, что значительные материальные затраты оправданы высокой социальной эффективностью мероприятий. Когда здоровы студенты, можно говорить о полноценной, результативной учебе; когда бодры духом и инициативны преподаватели, их слова и дела всегда вызовут в аудитории живой отклик; когда полны сил ученые, они способны открывать новые горизонты науки; наконец, когда энергичны и деятельны сотрудники, весь механизм университета работает как часы - гармонично и эффективно.
Мы считаем, что обоснованные в социально-технологическом отношении инновационные процессы в университете одновременно вызывают позитивные изменения в научно-образовательной сфере и в социально-психологической среде даже в нынешних кризисных условиях. Важно то, что с течением времени в каждой из них за счет взаимного влияния происходят улучшения: эффект нововведений стимулирует развитие социальной сферы, а социальный эффект способствует результативному внедрению мероприятий инновационного характера.
И в этом мне видится реальный результат теоретических разработок университетских социологов.
DYATCHENKO L. SOCIAL TECHNOLOGIES IN UNIVERSITY MANAGEMENT The experience of application of social technologies in university management is considered. The cluster approach in the organization of university activity constitutes the innovative basis of management process. Its base components are educational and scientific innovative complexes and “technological corridors”. A necessary condition of efficient university management consists in the research and dedicated formation of socially-technological culture.
Keywords: social technologies, socially-technological culture, social processes in university, cluster organization of university activity, educational and scientific innovative complexes.
g