Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ М.М. ИППОЛИТОВА-ИВАНОВА)'

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ М.М. ИППОЛИТОВА-ИВАНОВА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ / УПРАВЛЯЮЩАЯ И УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ВУЗОМ / МЕНЕДЖМЕНТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / MODERN UNIVERSITY / CONTROLLING AND ADMINISTERED MANAGING SUBSYSTEM OF RUSSIAN UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION / MANAGEMENT / INNOVATIVE EDUCATIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Денис Сергеевич, Рыбина Мария Сергеевна, Петрова Валерия Денисовна

В статье рассмотрена существующая система менеджмента отечественных высших учебных заведений в современных экономических реалиях. В процессе исследования осуществлено выявление особенностей и базовых характеристик управляющей и управляемой подсистем учреждения высшего образования музыкально-педагогической направленности. Раскрывается также понятие, сущность и задачи менеджмента организаций высшего профессионального образования. Демонстрируется основная роль образовательного менеджмента в инновационном развитии ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL MANAGEMENT OF THE UNIVERSITY (USING THE EXAMPLE OF THE STATE MUSIC AND PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER M.M. IPPOLITOV-IVANOV)

The management system of a modern Russian University is considered. The features and characteristics of the managing and managed subsystems of higher education institutions of musical and pedagogical orientation are revealed. The essence and tasks of higher school management are revealed. The role of educational management in the innovative development of the University is shown.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ М.М. ИППОЛИТОВА-ИВАНОВА)»

Итак, типологические схождения и отличия служат основным показателем общих закономерностей литературного развития соотношения научной достоверности и художественного домысла и вымысла, особенностей их синтеза в авторских текстах.

Выводы. Сравнительное изучение литературы - ведущее направление современной филологии, способствующее установлению закономерностей мирового литературного процесса. Активное использование на занятиях метода сравнения способствует формированию у обучающихся представлений о формах и художественно-эстетических явлениях историко-литературного процесса, овладению практическими навыками сравнительного и сопоставительного анализа художественных текстов, определению своеобразия творческой манеры разных писателей. В процессе изучения межнациональных литературных взаимоотношений формируется и патриотизм будущих магистров филологии, их гордость за отечественную литературу, оказывающую огромное влияние на развитие мировой культуры.

Литература:

1. Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение / М.П. Алексеев; отв. ред. Г.В. Степанов; АН СССР, Отд-ние лит. и яз. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983. - 447 с.

2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.

3. Белецкий А.И. В мастерской художника слова / Сост., вступ. ст., коммент. А.Б. Есина. - М.: Высшая школа, 1989. - 160 с.

4. Бушмин А.С. Межлитературные связи и преемственность - закономерность литературного развития // Литературные связи и литературный процесс. Из опыта славянских литератур / Ред. Никольский С.В. - М.: Наука, 1986. - С. 3-26.

5. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. - Л.: Художественная литература, 1978. - 223 с.

6. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. - М.: Прогресс, 1977. - 229 с.

7. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. - М.: Прогресс, 1979. - 318 с.

8. Жирмунский В. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. - Л.: Наука, 1979. - 493 с.

9. Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 352 с.

10. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.

11. Минералов Ю.И. Сравнительное литературоведение (компаративистика): учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 328 с. - (Высшее образование). — ISBN 978-5-53408048-3. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/452179 (дата обращения: 01.08.2020).

12. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 тт. - Т. 14. Воспоминания. Критика и публицистика (1854-1883). - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1967.

Педагогика

УДК 378.09

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии Петров Денис Сергеевич

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж); преподаватель Рыбина Мария Сергеевна

ФГБОУ ВО «Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова» (г. Воронеж); студентка Петрова Валерия Денисовна

Центральный филиал Российского государственного университета правосудия(г. Воронеж)

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ М.М. ИППОЛИТОВА-ИВАНОВА)

Аннотация. В статье рассмотрена существующая система менеджмента отечественных высших учебных заведений в современных экономических реалиях. В процессе исследования осуществлено выявление особенностей и базовых характеристик управляющей и управляемой подсистем учреждения высшего образования музыкально-педагогической направленности. Раскрывается также понятие, сущность и задачи менеджмента организаций высшего профессионального образования. Демонстрируется основная роль образовательного менеджмента в инновационном развитии ВУЗа.

Ключевые слова: современный ВУЗ, управляющая и управляемая подсистемы управления российским ВУЗом, менеджмент высшей школы, инновационный образовательный менеджмент.

Annotation. The management system of a modern Russian University is considered. The features and characteristics of the managing and managed subsystems of higher education institutions of musical and pedagogical orientation are revealed. The essence and tasks of higher school management are revealed. The role of educational management in the innovative development of the University is shown.

Keywords: modern university, controlling and administered managing subsystem of Russian university, higher education, management, innovative educational management.

Введение. В настоящее время теоретические наработки академического дисциплинарного аппарата менеджмента в сфере образования обуславливает изменение самой парадигмы сущности образовательных организаций, способов их научного, практического и методологического отображения в системе экономики образовательных процессов. При этом, предыдущие научные подходы рассматривали подобные организации, как управляемый объект, не осуществляющий самостоятельно управляющих действий, тогда как в настоящее время современный подход к образовательному менеджменту обозначает такие организации не как объект управления, но как субъект, притом не только внешнего управления, но и самоуправления, что в корне

меняет саму концепцию образовательного менеджмента. Данное утверждение уместно применять в том числе и к высшим учебным заведениям [1].

В системе управления высшим учебным заведением в отечественных условиях предусмотрено взаимодействие двух подсистем, управляющей и управляемой. Каждый элемент наполняется субъектами со специфическими особенностями. К субъектам управляющей подсистемы относят органы, управляющие образовательными процессами — Правительство РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, региональные органы управления образованием, советы ректоров высших учебных заведений на уровнях государства и регионов; органы внутреннего управления высшим учебным заведением (конференция трудового коллектива, ученый совет университета и его комиссии, ректорат, попечительский совет, органы студенческого самоуправления; руководители заведения и его подразделений).

Изложение основного материала статьи. В управляемой подсистеме, к которой можно отнести Государственный Музыкально-педагогический Институт имени М.М. Ипполитова-Иванова, фактически выделяется определенное количество подсистем управления [2]. В вышеупомянутом учебном заведении особое значение имеют следующие подсистемы управления:

— элемент управления образовательными процессами;

— элемент управления стратегическим планированием, управлением и развитием;

— элемент управления информационным развитием и технологическим оснащением;

— элемент управления научно-исследовательскими процессами;

— элемент управления социально-воспитательными процессами;

— элемент управления процессами международного взаимодействия;

— элемент управления экономико-производительными процессами;

— элемент управления административно-хозяйственными процессами.

Каждый из вышеуказанных элементов выполняет ряд определенных функций, присущих каждому из них и отражающих их содержание.

Так, например, элемент управления стратегическим развитием подразумевает под собой базовый функционал стратегического планирования, вытекающий из результатов планирования элементов стратегического менеджмента, участвует в осуществлении разработок, обоснования и реализации стратегических программ, а также основанных на них проектах стратегического развития университета, устанавливает специфические стратегические цели в соответствии с конкретными этапами административно-организационного развития учреждения, а также оказывает влияние на разработку и реализацию кадровой стратегии и формирование кадрового резерва, способствует реализации социологических исследований относительно выявление групп стейкхолдеров и организации построения стратегических базисов взаимодействия учреждения с данными стейкхолдерами. Также к функционалу данной подсистемы относят анализ внешней и внутренней среды учреждения, проведение различных методик комплексного анализа, разработку механизма мониторинга организационного развития вуза [3].

Следующий элемент - управление образовательными процессами. Данный элемент подразумевает управление образовательным процессом с точки зрения операционного менеджмента, обеспечивает соответствие деятельности учреждения требованиям государственных образовательных стандартов; участвует в планировании, организации и внедрении инновационных педагогических технологий, современных технологий, системы менеджмента качества образования, укрепления материальной базы учебного процесса, управлении процедурами лицензирования, аттестации и аккредитации, организации профориентации и довузовской подготовки абитуриентов.

Элемент управления научно-исследовательской работой вуза исполняет задачи по целеполаганию, планированию и организации научных исследовательских процессов в приоритетных сферах науки, планированию и организации научно-практических мероприятий (научные конференции, круглые столы, семинары, консилиумы). В сферу ответственности данной подсистемы также входит менеджмент квалификации кадров, организация деятельности высших научных институтов (аспирантура, докторантура и диссертационные советы), издательская деятельность научных сборников и авторефератов к диссертационным исследованиям. На основании вышеперечисленных особенностей, в Государственном Музыкально-педагогическом Институте имени М.М. Ипполитова-Иванова в 2019 году осуществлена организация 39 конференций, 7 международных, 6 всероссийских, 6 межвузовских, 24 внутривузовских, включая 6 студенческих [2].

Элемент управления информатизацией и компьютеризацией в разрезе вузов предусматривает не только разработку, но и реализацию информационной модели процессов образовательной и научной деятельности, управление внутренними компьютерными сетями, оборудованием в учреждении; обеспечивает доступ преподавателей, сотрудников и студентов к специализированным информационным ресурсам. В данную подсистему включаются мероприятия по освоению и реализации дистанционных и очно-заочных форм обучения, осуществление подготовка и переквалификация профессорско-преподавательских кадров в рамках реализации процесса информатизации учебного заведения.

Элемент управления экономической и производственной деятельностью задействован в составлении бюджетов до распределения денежных средств, отображения различных статей хозяйственной деятельности; ответственен за проведение маркетинговых исследований рынка, отраслевого конкурентного анализа, привлечения инвестиций, спонсорских и донационных ресурсов, проводит кадровый менеджмент в полном объеме, реализует кооперационную деятельность с целью организации внутренних партнерств (прохождение студентами практического обучения), а также внешних - к примеру, совместных мероприятий на городском, региональном уровнях с целью привлечения абитуриентов. Также одним из основных направлений деятельности является менеджмент коммерческой деятельности учреждения.

Управление международной деятельностью обуславливает организацию деятельности по созданию аппарата осуществления международных связей, кооперации научных и педагогических кадров на международном уровне как с целью обмена практическим опытом, так и в целях организации совместных научных исследований. Данный элемент также осуществляет организацию и реализацию интернациональных научных и образовательных проектов, академических программ.

Вспомогательный, но не менее значимый элемент данной системы - управление социальной и воспитательной работой высшего учебного заведения. Данный элемент реализует управление системой мотивации персонала, организацию культурно-досуговой, воспитательной, спортивно-массовой деятельности

студентов и персонала учреждения. Также в деятельность подсистемы входит сопровождение процессов студенческого самоуправления, разработка концепции воспитательной деятельности учебного заведения, регламентирующая воспитательную работу [4].

Одной из вспомогательных подсистем является элемент управления административно-хозяйственной деятельностью. Данный элемент регламентирует процессы специальной оценки условий и охраны труда, реализует базисные мероприятия по обеспечению соблюдения техники безопасности на территории учреждения и в процессе использования специализированного оборудования, обеспечивает организацию деятельности по строительству, ремонту и т.д.

Основополагающим условием, обеспечивающим инновационное развитие высшего учебного заведения, является гибкая, динамичная структура управления, позволяющая учреждению полноценно функционировать и достигать поставленных стратегических и тактических целей. Такая модель управления предполагает гибкое реагирование на изменения, происходящие в общественной и социально-экономической жизни, продуктивное взаимодействие с современным рынком труда, преодолевать ведомственную замкнутость, обеспечивать актуальность научных исследований, включатся в общемировые процессы глобализации научных знаний и интернационализации образования [5].

В рамках вышеперечисленных социальных функций высшего образования, возникает потребность в соответствии высших учебных заведений современным специфическим требованиям экономического развития общества. Именно эти потребности и удовлетворяет так называемый менеджмент высшей школы -основное направление которой заключается в обеспечении положительной динамики конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке соответствующих услуг. Данные задачи достигаются путем обеспечения высококачественного и результативного образовательного процесса, а также подготовкой профессиональных специализированных кадров, обеспечения высокого уровня умений, знаний, навыков и социальных инструментов данных кадров, применяемых ими в последующей профессиональной деятельности, помимо прочего - моральных и нравственных качеств, активной гражданско-политической позиции.

Система менеджмента содержит в себе элементы управления специфическими и базовыми направлениями деятельности высшего учебного заведения - непосредственно образовательной, научно-исследовательской, финансово-хозяйственной деятельностью, а также вспомогательными -производственной, предпринимательской. Также в данную систему включается координация и операционное управление структурных подразделений высшего учебного заведения, реализация стратегического планирования, стратегического менеджмента, реализация политики по обеспечению качества оказываемых услуг, система менеджмента качества и взаимодействие данной системы с общей системой менеджмента. В том числе, менеджмент талантов персонала, общее управление человеческими ресурсами.

Система менеджмента высшей школы обуславливает выполнение высшим учебным заведением следующих задач: основных, в числе которых образовательные, научно-исследовательские и воспитательные задачи; рыночные и социальные [1].

Данные функции возможно реализовать исключительно с помощью современных информационных технологий. Высшие учебные заведения, без применения современных информационных технологий, существовать не могут. Применение информационных элементов сопровождается колоссальными преобразованиями системы менеджмента в учреждениях высшего профессионального образования. Помимо того, что в саму деятельность по управлению внедряются инновационные элементы, вводятся специализированные должности и органы управления, которые координируют процессы управления инновационными процессами. В рамках реализации такого подхода, в обязательном порядке, создается институт консультантов-супервизоров, осуществляющих консалтинговую деятельность в области выбора стратегии инновационного развития университета [6].

В рамках обеспечения современного функционирования менеджмента высшей школы, реализуется система инфраструктурной поддержки, которая не только обеспечивает эффективность инновационной деятельности, но и ее динамическое развитие. В свою очередь внедрение системы применяемых специфических управленческих методологий гарантирует рациональный перенос инновационных технологий в саму структуру высшего учебного заведения, а также обеспечивает возможности для кооперации учреждения и предпринимательской сферы региона.

В рамках реализации менеджмента высшей школы необходимо обеспечить выполнение следующих методологических условий [7]:

обеспечение принципа «обучение через исследование» как основы академического высшего образования;

сохранение ориентации на развитие фундаментальных наук и поддержку научных школ;

участие ученых вуза в разрешении региональных проблем в промышленном секторе и социокультурной сфере;

создание условий для поддержки талантливой молодежи;

привлечение в научно-образовательный процесс высококвалифицированных кадров и использование уникального исследовательского оборудования.

Проведенный анализ системы управления государственного музыкально-педагогического высшего учебного заведения имени М.М. Ипполитова-Иванова показал следующие результаты.

Управление Высшим учебным заведением осуществляется на основании и в соответствии с законодательством РФ, Уставом Высшего учебного заведения на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, что, соответствует основам менеджмента высшей школы [2].

Основной руководящий орган - общее собрание (конференция) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Высшего учебного заведения собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Ученый совет Высшего учебного заведения осуществляет операционный менеджмент в Институте. Данный орган является выборным, представительным. В его состав входят - ректор, одновременно являющийся председателем Ученого совета, проректоры и деканы факультетов.

Деятельность высшего учебного заведения в полной мере является упорядоченной, динамичной и продуктивной, в чем соответствует требованиям современной школы менеджмента, обеспечивается данная продуктивность, качественным управлением ректора Высшего учебного заведения - В.И. Вороны.

Выводы. Основополагающие базовые особенности инновационного менеджмента в сфере образования осуществляют интеграцию с установками пассионарного университетского менеджмента, который обуславливает постановку крайне амбициозных, по сути дела, невыполнимых управленческих задач и подразумевает их возможные пути решения. Иными словами, данный подход обеспечивает поиск вероятных путей решения вероятных к возникновению фатальных вызовов высшей школе.

Другими словами, это стратегия изыскания комплексных ресурсов для инновационного управления без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований. В Институте была бы эффективной работа управления инновационной деятельностью.

Литература:

1. Петряков П.А. Образовательный менеджмент в современном ВУЗЕ // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2012. - №70 - С. 37-41.

2. Отчет по самообследованию ФГБОУ ВО «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова» от 17 апреля 2020 года //http://www.ippolitovka.ru/docs/otchet_po_samoobsledovaniyu_17.04.2020.pdf.

3. Иванова Т.Н., Петров Д.С. и др. Теоретические подходы к формированию профессиональной социализации выпускников вузов: ситуационный и культурологический типы // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. -Т. 7. - № 2 (23). - С. 279.

4. Искрин Н.С., Чичканова Т.А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. 2015. №1 (120). С. 7-21.

5. Holden N.J. Cross-Cultural Management: A knowledge management perspective. Harlow: Financial Times Prentice Hall, 2002. 238 p.

6. Каташинских В.С. Социальные технологии управления процессами изменений содержания высшего образования макрорегиона // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. №1. С. 27-43.

7. Серкина Я.И. Социальные технологии управления инновационным развитием вуза [Электронный ресурс] автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Белгород, 2013. - URL: http://cheloveknauka.com/v/379137/a?#?page=1 (дата обращения: 12.09.2020).

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Петрожицкая Ирина Анатольевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

Аннотация. В статье уделяется внимание морально-психологическому обеспечению профессиональной деятельности педагогического коллектива образовательных организаций МВД России. Рассматриваются цели и задачи такого обеспечения, очерчивается ряд существующих в данной области проблем. Кроме того, определяются задачи морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России.

Ключевые слова: современное педагогическое знание, морально-психологическое обеспечение, профессорско-преподавательский состав образовательной организации МВД РФ, профессиональная деятельность современного педагога, ведомственная психология.

Annotation. The article focuses on the moral and psychological support of the professional activity of the teaching staff of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The goals and objectives of such support are considered, and a number of problems existing in this area are outlined. In addition, the tasks of moral and psychological support for the professional activities of the teaching staff of educational institutions within the Ministry of Internal Affairs of Russia are determined.

Keywords: modern pedagogical knowledge, moral and psychological support, faculty of the higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, professional activity of a modern teacher, departmental psychology.

Введение. Современный этап развития педагогической науки предполагает исследование накопленного опыта в различных сферах образовательно-воспитательной и организационно-управленческой структур деятельности педагогов. Сегодня принято детально исследовать аспекты, касающиеся непосредственно учебного процесса, поскольку главенствующим является принцип личностно-ориентированного, индивидуализированного обучения. В связи с этим системой образования и ее субъектами предпринимается максимально возможное количество действий, направленное на регулирование педагогического воздействия на обучающихся, а также на стимулирование активной централизации образования вокруг личности обучающегося. Именно поэтому возникла необходимость в оптимизации системы морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава различных образовательных организаций, в том числе МВД России.

По нашему мнению, такое смещение в сторону оптимизации морально-психологического обеспечения деятельности педагогического состава образовательных организаций МВД вызвано необходимостью регулирования и контроля всех элементов и субъектов образовательной деятельности, а также с тем, что именно педагоги являются стимулом для обучающихся. Да и в целом, такое обеспечение сегодня является ключевым механизмом, применяемым в процессе поиска новейших средств и методов повышения качества учебно-воспитательной деятельности в современной образовательной организации МВД России.

Рассмотрению основ морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России посвящены теоретические труды таких отечественных авторов, как И.А. Дворяк, А.В. Дулов, А.С. Батышев, Г.К. Копылова, В.И. Петров, В.И. Черненилов и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.