Научная статья на тему 'Социальные технологии управления деятельностью музея'

Социальные технологии управления деятельностью музея Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
717
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ МУЗЕЕМ / МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шмарион Ю. В., Литвинова С. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием музеев в современных условиях. Выделяются основные социальные технологии управления деятельностью музея, и приводится их описание. Объясняется необходимость уточнения определения музея с учетом реализуемой им функции образования. В статье также постановочно определены задачи комплексного социологического исследования современных музеев. Предложены пути совершенствования деятельности музея посредством использования социальных технологий управления в зависимости от его вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные технологии управления деятельностью музея»

Серия Философия. Социология. Право. 2011. №20(115). Выпуск 18

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 316.74

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МУЗЕЯ

Происходящие в современном обществе фундаментальные социальноэкономические и социокультурные изменения затронули все социальные институты, в том числе и музеи. В современных условиях миссия музея должна заключаться в сохранении, изучении и развитии культурного потенциала общества; ориентации личности и социальных групп на подлинно культурные ценности; формировании понимания мира культуры, ответственного отношения к нему и наслаждения от общения с ним; установлении баланса традиций и современности; обеспечении национальной идентификации.

Анализ результатов исследований социокультурных систем (П.А. Сорокин, Т. Парсонс, Л.Г. Ионин и др.) позволяет рассматривать музей как эффективный генератор социального капитала и стратегического ресурса экономики, необходимых для обеспечения инновационного социально-ориентированного развития общества.

Несмотря на важность выполняемых музеем социальных функций, условия его деятельности остаются достаточно сложными из-за ограниченности экономической свободы, недостаточного бюджетного финансирования, низкого уровня материальной и технической оснащенности. Кроме того, в последнее время обострились межпрофессио-нальные и межмузейные коммуникационные проблемы, наблюдается отток из музейной сферы высококвалифицированных специалистов, появились новые категории взаимодействующих с музеями органов управления, социальных групп, организаций и учреждений. Еще одним значимым вызовом большинству музеев в XXI веке стала необходимость изменения самой «музейной философии»: перенос приоритета с социальной функции документирования истории на социальную функцию образования музейной аудитории и более активное участие музейных учреждений в социальной жизни.

Липецкий государственный педагогический университет

Ю.В. ШМАРИОН С.В. ЛИТВИНОВА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием музеев в современных условиях. Выделяются основные социальные технологии управления деятельностью музея, и приводится их описание. Объясняется необходимость уточнения определения музея с учетом реализуемой им функции образования. В статье также постановочно определены задачи комплексного социологического исследования современных музеев. Предложены пути совершенствования деятельности музея посредством использования социальных технологий управления в зависимости от его вида.

Ключевые слова: музей, социальные технологии управления, социальные технологии, управление музеем, музейное образование.

Данные изменения условий и целей функционирования современного музея поставили перед ним новые задачи. Эти задачи в значительной мере обусловлены необходимостью пересмотра и модернизации многих сформировавшихся за предыдущие десятилетия методов, приемов и способов музейной работы, ее организации и обеспечения необходимыми ресурсами. Необходимость совершенствования работы музеев осознается как самими деятелями культуры, так и муниципальными и федеральными властями. По инициативе музеев проводятся различные конференции и семинары, разрабатываются и внедряются новые технологии музейного образования, музейного менеджмента и маркетинга. В нормативно-правовых актах в качестве приоритетных задач развития сферы культуры отмечается «повышение образовательной роли культуры; <...> совершенствование информационного пространства отрасли <...> управления и финансовохозяйственной деятельности учреждений культуры»200.

Некоторые направления модернизации музея касаются освоения новых технических средств (электронные средства коммуникации, вычислительная техника), что позволяет значительно облегчить, ускорить или удешевить традиционные виды музейной работы. Другие направления связаны не столько с техническими новшествами, сколько с новыми методами управления, способами организации взаимодействия между музеем и его партнерами, а также между подразделениями музея. Мы предлагаем рассматривать в качестве возможного пути совершенствования музея внедрение новых социальных технологий в его систему управления.

В музее, как в любой социальной системе, можно выделить основной технологический процесс, управляющий процесс и социальные технологии как важнейшие элементы механизма управления, составляющие систему методов выявления и использования потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, методов разрешения противоречий между субъектами и объектами управления201. Более подробное рассмотрение выделенных элементов системы управления музея требует анализа самого понятия «музей».

В Федеральном законе РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»202 музей определяется как некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. В данном определении не отражена образовательная деятельность музея, между тем, практика деятельности музеев и их структурнофункциональный анализ (рис. 1) показывают, что музейное образование во многом определяет качество деятельности музея в целом.

Приведенная на рисунке 1 функциональная модель музея построена с использованием технологии функционального моделирования203, которая отражает наиболее важные с позиций организации социального управления характеристики каждого отдельно взятого процесса: потребляемую информацию (стрелки входа ) и результаты преобразования (стрелки выхода ), механизмы исполнения моделируемого действия ( ) и управляющие воздействия ( ). Каждый из функциональных блоков представлен-

ной модели детализирован до уровня более конкретных действий.

Некоторые исследователи (Соловьева Н.В. и др.) рассматривают музейное образование как результат интеграции дополнительного образования и музейной педагогики, другие (Юренева Т.Ю. и др.) — как одну из функций музея. Но и те, и другие трактуют образование в музее как результат публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Мы понимаем музейное образование как социальную функцию музея, которая определяет формы его работы.

200 Закон Липецкой области от 05.12.2008 г. № 195-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2009-2012 годы»// «Липецкая газета» 30.12.2008 № 250.

201 Фененко Ю.В. Социология: Учебник. М.: ТК«Велби», Изд-во «Проспект», 2007. —С. 162.

202 Федеральный закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ //"Российская газета" 15.01.2003.

203 Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. М.: Финансы и статистика, 2001. — 208 с.: ил. — (Прикладные информационные технологии) — С. 44.

Нормативно-

Федеральные и

программы

развития

запрос ы ) аудитории

ИМетод олог ия орга низ а ции де я те

/ льнос ти

7 социокультурных систем

Методология музейной деятельности

Ме тод олог ия муз е йног о об ра ,з ования

Методология ^научно-фондовой работы

Финансы

Предложения

сотрудничества

сторонних

организаций

Документация в курирующие структуры

Научные работы Информация в СМИ-

Предметы, не имеющие музейной ценности.

Списанные, переданные музейные предметы.

Информация для родителей ученического актива музеев_______^

"Умная" музейная аудитория

Отчетная и служебная документация

Рис. 1. Функциональная модель музея

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТ М|| Серия Философия. Социология, право.

|Ш 2011. №20(115). Выпуск 18 71

Мы предлагаем определять музей как социокультурную систему, деятельность которой направлена на сохранение наиболее ценной части культурного и природного наследия путем научно-фондовой работы и его включение в современную культуру посредством музейного образования.

Таким образом, основной технологический процесс системы управления музеем можно определить как осуществление научно-фондовой работы и музейного образования. Управляющий процесс музея может быть определен по аналогии с управляющим процессом системы управления большинства организаций. Рассмотрим подробнее социальные технологии управления деятельностью музея.

Традиционно в музее социальные технологии присутствуют, по крайней мере, в виде интуитивно усвоенного способа организации и упорядочивания музейной деятельности, в виде совокупности приемов, направленных на определение и преобразование технологического процесса для эффективной реализации миссии музея. Сегодня подобных традиционных (чаще всего неэффективных, неоптимальных) технологий уже недостаточно. Это связано, во-первых, со все возрастающей ролью музея в обществе; во-вторых, с усложнением и увеличением числа внутренних и внешних социальных связей музея; в-третьих, с освоением инновационных методов социального воздействия в музее. Поэтому в современных условиях существования музея необходима разработка комплекса социальных технологий управления его деятельностью, которые позволят выявлять и максимально эффективно использовать потенциал музея.

Для того чтобы определить состояние социальных технологий в деятельности музея и обозначить опорные пути их совершенствования, необходимо проведение масштабного комплексного социологического исследования музеев, позволяющего решить следующие задачи:

выявить существующие социальные технологии управления деятельностью музея;

определить эффективность существующих социальных технологий управления деятельностью музея;

выявить потенциальные возможности развития социальных технологий управления деятельностью музея;

разработать комплекс социальных технологий управления деятельностью музея, который позволит выявлять и максимально эффективно использовать потенциал музея.

разработать технологию определения наиболее эффективной социальной технологии управления в музее, способствующей наилучшему достижению целей музея

Проанализируем существующие в музее социальные технологии по возможным критериям1. По сферам общественной жизни они являются социокультурными. По типу социального процесса — управленческими, ориентированными на оптимизацию управленческих процессов, культурологическими, представляющими явления и процессы в сфере культуры, духовно-идеологическими, моделирующими идеологические и духовные процессы, информационными, отражающие информационные процессы. По уровням социологического знания социальные технологии в музее относятся к микросоцио-логическим социальным технологиям. По масштабу объекта технологизации могут выступать как технологии обновления общественной системы, ориентированные на изменение социально-экономической системы общества, технологии трансформации подсистем общества, моделирующие изменение конкретных подсистем, технологии трудовой ассоциации, регулирующие различные аспекты жизнедеятельности трудового коллектива, технологии человеческого капитала, ориентированные на развитие личности, человеческих ресурсов. По предназначению данные социальные технологии управления могут являться образовательными, информационными и др. По типу выполняемой функции социальные технологии управления в деятельности музея являются управленческими, осуществляющими процесс управления, деятельностными, представляющими собой модели тех или иных видов деятельности и заимствующими некоторые аспекты из деятель-

1 Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий: Учеб. пособие К.: МАУП, 2004. — 608 с: ил. — Библиогр. в конце частей. — С. 12.

ностных социальных технологий, представляющих собой модели тех или иных видов деятельности. По характеру воздействия данные социальные технологии управления являются формирующими и стимулирующими. По степени научной новизны представляются инновационными.

Существующие в музее социальные технологии, можно разделить на внутренние (определяющие характер социальных связей внутри музея) и внешние (направленные на управление взаимодействием с окружением музея), а также так называемые «горизонтальные» социальные технологии (влияющие на деятельность музея в рамках одного процесса) и «вертикальные» (определяющие взаимодействие управляющего и технологического процессов) (см. рис. 2).

М

У

Е

И

УПРАВЛЯЮЩИЙ процесс

Социальные технологии управления музеем

Социальные

технологии

управления

музейной

еятельность

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ процесс

Социальные технологии управления научно-фондовой работой и музейным ________образованием

.оциальные технологии управления взаимодействием музеяу с внешней средой

ОРГАНЫ ВЛАСТИСРЕД

СТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

ДРУГИЕ МУЗЕ И И У ЧРЕЖДЕНИЯМУЗЕ

Иного типа

з

Рис. 2. Социальные технологии в деятельности музея

Среди социальных технологий управления музеем можно выделить социальные технологии стратегического управления и социальные технологии управления финансово-экономической и хозяйственной деятельностью. Содержание этих технологий во многом соответствует социальным технологиям управления большинством организаций.

Социальные технологии управления музейной деятельностью представляют собой социальные технологии оперативного управления. Социальные технологии управления взаимодействием музея с внешней средой могут рассматриваться как социальные технологии управления связями с общественностью.

Социальные технологии управления технологическим процессом музея интегрируются из устоявшихся и достаточно эффективных социальных технологий управления комплектованием, учетом, хранением музейных фондов и почти не разработанных социальных технологий управления музейным образованием.

Социальные технологии управления музейным образованием вбирают в себя технологии культурно-образовательной и научно-методической работы и технологии управления образовательным процессом. Кроме того, социальные технологии управления музейным образованием влияют и на процесс экспонирования музейных предметов и коллекций, так как экспозиция сама по себе должна представлять образовательную ценность

2011. №20(115). Выпуск 18

для музейной аудитории в соответствии с влиянием музейных экспозиций на сознание и поведение личности2

Наличие эффективных социальных технологий управления является важным условием для высокого уровня качества функционирования любого музея, но следует отметить особенности организации деятельности музеев в зависимости от их видов. «Большие» (чаще всего, государственные) музеи могут отображаться как сети регулируемых потоков3: осуществление взаимосвязанных специфических функций музея в технологическом процессе, воздействие управляющего процесса на технологический по административной иерархии с целью контроля и получение информации о результатах деятельности, взаимодействие субъектов управляющего процесса относительно принятия решений. В музеях образовательных учреждений, организаций, в частных и других видах музеев деятельность может быть представлена как система процессов принятия специальных решений4. Социальные технологии управления деятельностью таких музеев и организационно-управленческие отношения в них могут быть построены на новых организационных структурах: круговой, интеллектуальной, обучающейся5, виртуальной и др. Целесообразно выделить отдельные организационные структуры для школьного музея, музея войсковой части и т.п., так как для них свойственно наличие, как правило, одного постоянного сотрудника (руководителя музея), задействованного во всех видах работы музея, и периодически меняющийся коллектив, выполняющий отдельные функции в соответствии со своими потребностями.

Таким образом, для совершенствования деятельности музея необходимо использование комплекса социальных технологий управления его деятельностью. Эффективность выполнения основных функций музея зависит от их оптимальности. Требуется рассмотрение всех системных совокупностей социальных технологий управления деятельностью музея и системная интеграция социальных технологий управления внутренними и внешними организационно-управленческими взаимоотношениями. Надо учитывать, что повышение эффективности деятельности музея даже при использовании рекомендуемой технологии возможно лишь при выполнении следующих условий: подготовка работников музея к эффективному осуществлению управляющего и технологического процессов; формирование единой актуальной музейной философии; освоение новых технологий музейного образования; использование в музее достижений современной науки и техники.

1. Закон Липецкой области от 05.12.2008 г. № 195-ОЗ «О Программе социальноэкономического развития Липецкой области на 2009-2012 годы»// «Липецкая газета» 30.12.2008 № 250.

2. Фененко Ю.В. Социология: Учебник. — М.: ТК«Велби», Изд-во «Проспект», 2007. — 232 с.

3. Федеральный закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ //"Российская газета" 15.01.2003.

4. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 208 с.: ил. — (Прикладные информационные технологии).

5. Соловьева Н.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: Автореф. дис . к. пед. н., Воронеж, 1999.

6. Юренева Т.Ю. Музееведение./ Т.Ю. Юренева. — М., 2003. — 560 с.

2 Шмарион Ю.В. Караваева Ю.В., Литвинова С.В. Управление социальным поведением посредством

музейной деятельности // Проблемы непрерывного профессионального образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы международной научно-практической конференции

(21-22 мая 2010 года; г. Липецк): В 3 ч.- Липецк: ЛГПУ, 2010. Ч. I. — С. 43-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 МинцбергГ. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001. — 512 с.: ил. — (Серия «Деловой бестселлер») — С. 48.

4 Там же.— С. 49

5 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. — 2-е изд., пепераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. —

С. 410-424.

Список литературы

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия <$^ЪЪс1$1/ёР бс)цЙоВё1Ф№Р|Г1^во. 75

7- Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий: Учеб. пособие — К.: МА-УП, 2004. — 608 с: ил. — Библиогр. в конце частей.

8. Шмарион Ю.В. Караваева Ю.В., Литвинова С.В. Управление социальным поведением по-

средством музейной деятельности // Проблемы непрерывного профессионального образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы международной научно-практической

конференции (21-22 мая 2010 года; г. Липецк): В 3 ч.- Липецк: ЛГПУ, 2010. Ч. I. — С. 43-47.

9. МинцбергГ. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб: Питер, 2001. — 512 с.: ил. — (Серия«Деловой бестселлер»)

10. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. — 2-е изд., пепераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 480 с.

SOCIAL TECHNOLOGIES OF MUSEUM MANAGEMENT

Y.V. SHMARION S.V. LITVINOVA

Lipetsk State Pedagogical University

This article discusses issues related to the operation of museums in contemporary conditions. Authors sort out the basic social technology management of the museum, and provide a description of them. The article explains the need to define more precisely definition of the museum, taking into account its function of education. The article also staged identified problems of complex sociological study of contemporary museums. Au- thors suggested ways to improve the museum's activities for a means of social technologies of management, depending on its type.

Key word: museum, social technology of management, social technology, museum management, museum education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.