Научная статья на тему 'Социальные сети в публичной дипломатии США'

Социальные сети в публичной дипломатии США Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3342
593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / THE U.S. PUBLIC DIPLOMACY / SOCIAL NETWORKING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цветкова Наталья Александровна

Статья исследует публичную дипломатию США Web 2.0. Проекты данной дипломатии направлены на создание протестного молодежного движения и групп диссидентов посредством социальных сетей. В статье анализируются правительственные ведомства, стратегия и программы Интернет-дипломатии США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Networks in U.S. Public Diplomacy

This paper deals with the U.S. public diplomacy Web 2.0. The projects of this diplomacy are aimed at mobilizing the youth movement and cyberdissidents by means of social networking. The paper examines political aims and strategies of the U.S. public diplomacy, its government agencies and main projects in social networks.

Текст научной работы на тему «Социальные сети в публичной дипломатии США»

Н. А. Цветкова

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ США

По имеющимся данным, в 2010 г. 30% населения Земли пользовались сетью Интернет [1]. Пользователи представляют собой огромную аудиторию, которая транслирует информацию, передает идеи, размещает видеосюжеты, координирует совместные действия и т. д. По мнению правительства США, социальную сеть невозможно контролировать, но на нее возможно повлиять [2]. Кроме того, социальная сеть стала методом, который позволяет вывести определенную часть населения на улицы, организовать ее в оппозиционные группы, партии и т. д. События в Молдове в апреле 2009 г. и в Иране в июне 2009 г., когда группы молодежи сумели организовать демонстрации против, соответственно, результатов парламентских и президентских выборов через платформу Twitter, показали всему миру, что социальная сеть уже стала эффективным методом не только для продвижения определенной информации, но и для организации выступлений в условиях нестабильной политической обстановки.

Указанные тенденции изменили суть публичной дипломатии США как инструмента внешней политики. Программы публичной дипломатии переносятся правительством США в киберпространство, а ключевой целевой аудиторией становятся участники социальных сетей и пользователи ресурсов Интернета. Сегодня мы можем говорить о том, что публичная дипломатия США — это механизм влияния на зарубежную аудиторию посредством размещения программ радио и телевидения в сети Интернет, распространения литературы о США в цифровом формате, мониторинга дискуссий в блог-пространстве, создания персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылки информации через мобильные телефоны. Подобную публичную дипломатию можно называть цифровой дипломатией (digital diplomacy), Интернет-дипломатией (Internet diplomacy), дипломатией социальных сетей (Twitter diplomacy) и, наконец, публичной дипломатией Web 2.0 (public diplomacy Web 2.0).

Деятельность США в социальных сетях стала весьма заметной в последние четыре года и получила некоторую оценку в научных исследованиях [3-5]. Однако многие статьи носят научно-популярный характер и опубликованы в средствах массовой информации [6; 7]. Имеющиеся работы расширяют наше представление об инновационных подходах в публичной дипломатии США, но не дают ответов на вопросы о том, что представляют собой стратегия и политические цели публичной дипломатии США, каковы правительственные механизмы и результаты деятельности правительства США в сети Интернет и др.

Задача данной статьи — дать оценку программам публичной дипломатии, которые созданы правительством США для пользователей социальных сетей. Для этого мы рассмотрим политические цели таких программ, правительственные ведомства, которые задействованы в социальных сетях, а также раскроем суть основных проектов, которые реализует правительство США посредством всемирной паутины.

© Н. А. Цветкова, 2011

Политические цели новой публичной дипломатии были заявлены правительством США в 2009 и 2010 гг. Основной целью публичной дипломатии Web 2.0, на наш взгляд, является борьба с авторитарными режимами посредством поддержки оппозиции и протестных настроений пользователей сетевых ресурсов (digital activism) [2] в тех странах, где отсутствует свободный доступ к сети Интернет, в первую очередь Китае и Иране [8]. Еще одна важная задача публичной дипломатии — противодействие пропаганде движения Талибан и организации Аль-Каида в Интернете [9].

Для реализации указанных политических целей публичной дипломатии правительство США усовершенствовало правительственный механизм, который задействован в реализации программ Web 2.0. Программы США в Интернете реализует команда специалистов Госдепартамента, объединенная под общим названием «Digital Outreach Team» [10]. Подобные отделы были созданы также в Министерстве Обороны, ЦРУ и Агентстве международного развития. Перед этими отделами стоят три задачи: мониторинг дискуссий во всех возможных международных и национальных социальных сетях, формирование ответной реакции на негативную информацию о США и распространение сведений о своей позиции через блогеров [11, р. 31]. Сотрудники данных отделов имеют статус блогера или медиатора в социальных сетях и пытаются повлиять на ту часть Интернет-сообщества, которая выдвигает открытые антиамериканские лозунги. Например, один из известных блогеров иорданского происхождения (Haithan Sabbah) заявил в своем Интернет-журнале, что США поддерживают терроризм, поскольку американское правительство оказывает содействие сионистам, которые совершают террористические атаки. Это стандартное заявление подкреплялось различными фотографиями антиамериканского толка и вызвало довольно широкое обсуждение в блогах на английском языке. Брент Блачке, директор «Digital Outreach Team», выступил в качестве участника дискуссии, доказывая, что США не поддерживают и не используют терроризм в своей внешней политике. Он выложил на сайт блогера различные документы о терроризме, принадлежащие ООН и другим международным организациям, направляя дискуссию о терроризме в другое русло. Неожиданное появление представителя Госдепартамента вызывало бурную и, в большинстве случаев, положительную реакцию со стороны читателей данного блога, а также продолжительную дискуссию между ними [12]. Нельзя сказать, что взгляды основных участников радикально или быстро поменялись, но они получили информацию иного качества, чем та, которая обычно транслировалась в данном блоге, а также вышли на диалог с правительством США.

Если систематизировать проекты новой публичной дипломатии США в сети Интернет относительно поставленных перед ними политических целей, то можно обозначить два направления. Первое — это мобилизация оппозиционных групп, которые противостоят авторитарным режимам, и второе — объединение участников сетевого общения вокруг идеологии и политики США.

Поддержка протестных настроений молодежи и создание групп диссидентов — традиционная черта публичной дипломатии США. В отличие от периода «холодной войны», когда поддержка диссидентов осуществлялась посредством радио, мгновенное распространение информации от блога к блогу, называемое «вирусной трансляцией», позволяет правительству США быстро мобилизовать оппозиционные настроения. За два последних года правительству США удалось создать международную организацию «Союз молодежных движений» (Alliance for Youth Movements), унифицировать движе-

ние диссидентов в нескольких странах и создать особые компьютерные программы для оппозиционеров в Иране и Китае.

В 2009 г. США определили группы молодежи, выражающие в сети протестные настроения. Объединив многие группы на портале «Союза молодежных движений», правительство США пригласило самых активных представителей молодежи в Вашингтон на первый саммит «Союза», основным итогом которого стало выявление лидеров локальных протестных движений. «Союз молодежных движений» декларирует, что его основная цель — использование активности молодежи в сети (digital activism) для изменения политической ситуации в разных странах. Гражданин любой страны имеет возможность присоединиться к данной организации, зайдя на ее сайт или связавшись с представителями организации в своем регионе [1].

За этим проектом последовала мобилизация целых групп диссидентов, называемых правительством США cyberdissidents. Посредством социальных сетей специалисты Госдепартамента отобрали самых активных блогеров и пригласили в США на первую конференцию в штат Техас [14]. На конференции были представлены такие страны, как Сирия, Венесуэла, Куба, Иран, Россия, Китай и Колумбия. Эта конференция расширила поддержку правительства нескольким диссидентским организациям, действующим в странах Ближнего Востока и Китая.

Наконец, самым противоречим проектом в этой области следует признать создание особого компьютерного программного обеспечения, которое позволяет оппозиционерам различных стран скрывать местоположение и содержание Интернет-трафика, а также создавать закодированные сообщения в социальных сетях. Первые программы1, созданные при финансовой поддержки Госдепартамента, привели к обратному результату: правительства Ирана и Китая сумели «взломать» сетевое общение диссидентов, и в руки служб безопасности попали списки почти всех оппозиционеров этих стран [15-17]. Однако это не удерживает правительство США от создания новых программ, которые направляются в различные страны через социальные сети. Некоторые из программ остаются эффективными для преодоления цензуры, введенной некоторыми правительствами в сети Интернет, а число получателей увеличивается с каждым днем [13]2 .

Объединение пользователей вокруг идеологии и политики США осуществляется посредством перемещения правительственных сайтов на такие платформы, как Face-book, Twitter и Youtube, посредством создания личных аккаунтов представителей правительства США на платформе Twitter, а также посредством мобильных телефонов.

C 2009 г. Госдепартамент активизировал свою деятельность в социальных сетях Интернета. Материалы администрации США сейчас ежедневно публикуются и распространяются на Twitter, Facebook и YouTube. Госдепартамент дал пользователям возможность оставлять комментарии, участвовать в форумах, читать ленту новостей и, наконец, следить за внешней политикой Вашингтона. Госдепартамент ведет свой собственный блог под названием Dipnote, который распространяет среди подписчиков новостные письма и предоставляет новости по ряду тем, видео- и фотогалерею. Наконец, Госдепартамент поддерживает проект под названием Co.Nx. Идея проекта заключается

1 Данное программное обеспечение носит название Haystack. Его основная функция — скрыть содержание трафика пользователя от цензуры со стороны правительства.

2 Наиболее популярны среди иранских диссидентов программы FreeGate и TOR. На сайте разработчиков этих программ указано, что их используют 400 000 пользователей из Ирана.

в объединении пользователей вокруг определенных событий — конференций, глобальных и локальных проектов [19].

Самым заметным из них можно назвать страницу американского правительства (America.gov), расположенную на платформах Facebook и Twitter. Сайт правительства США знакомит пользователей официальную позицию США по различным вопросам. Набрав адрес America. gov, пользователь может перейти на одну из указанных платформ. На Facebook находится официальный журнал Госдепартамента США — E-Journal, через который распространяется официальная информация и приглашения участвовать в форумах, а Twitter приглашает подписаться на SMS-рассылку новостей о США. И хотя подобные проекты не пользуются популярностью среди пользователей — самое большое число подписчиков, около 57 000 человек [20], собирает страница Госдепартамента на портале Facebook, однако число подписчиков увеличивается, поскольку правительство США вовремя уловило потребность молодых пользователей получать информацию по любому вопросу в формате 140-200 символов. Внимание участников форума привлекает информация-лозунг, информация-призыв, т. е. стиль формулировки проблемы. Например, тема для дискуссии «Help us Iranians Topple Regime» не вызвала широкого обсуждения, а тема «The Jihad must be banned from Internet» увеличила посещаемость страницы Госдепартамента на платформе Facebook в десятки раз [20].

Наибольшую популярность завоевывают личные аккаунты официальных лиц Вашингтона, которые созданы на платформе Twitter. Число подписчиков на личные сообщения официальных лиц в сотни раз превышает число подписчиков на официальные сайты правительства США. Американские эксперты в области публичной дипломатии уверены, что с помощью социальных сетей можно установить диалог (listening) между конкретными политиками и влиятельными блогерами [21, р. 10-30; 22]. И хотя обмен мнениями с членами политического истеблишмента США ведет меньшая часть пользователей сети, правительство США является самым активным пользователем среди представителей правительств других стран.

Кроме того, информационная паутина, которая стала фактором влияния на дипломатию и на систему международных отношений, имеет огромный потенциал для вовлечения в свои сети самые закрытые государства. Например, в августе 2010 г. один из помощников Госсекретаря по общественным связям Ф. Кроули стал призывать пользователей втягивать в дискуссии правительство Северной Корее на платформе Twitter. Его призыв имел основания, поскольку правительство Северной Кореи стало проявлять активность в социальных сетях, выкладывая различные пропагандистские видеосюжеты. В итоге в Twitter был установлен неформальный диалог между представителями правительства Северной Кореи и США. Это послужило поводом для заявления Ф. Кроули о том, что если правительство Северной Кореи находится в социальных сетях, то существуют возможности вовлечения данного правительства в диалог [23].

Рассылка SMS-сообщений на мобильные телефоны зарубежных граждан позволяет правительству США добраться до той части зарубежной аудитории, которая имеет мобильные телефоны, но пока еще не имеет доступа к сети Интернет. Статистика сегодня показывает, что мобильная связь присутствует в самых отдаленных и бедных частях планеты: 90 человек из 100 пользуются мобильными телефонами [24].

Одним из способов информирования зарубежной публики является рассылка актуальных новостей через интернет-порталы американских радио- и телеканалов, вещающих в других странах. Особенно это касается стран, в которых отсутствует или

ограничена свобода прессы. Первый проект по рассылке новостей был реализован каналом «Голос Америки» весной 2009 г. Радиостанция подписала соглашение с компанией Nokia о содействии в распространении контента радиостанции среди пользователей мобильных телефонов в Китае [25]. Несколько позже Госдепартамент США стал рассылать темы выступлений Президента США Барака Обамы своим подписчикам через портал America.gov [26]. Например, тезисы выступления президента в Каирском Университете в июне 2009 г. были переведены на тринадцать языков и разосланы более чем в двести стран мира. Это стало важным инструментом для установления диалога с гражданами, которые не имеют телевидения и доступа к сети Интернет. Пользователи мобильных телефонов, получившие текстовые сообщения, имели возможность отправлять ответную информацию: около 200 000 комментариев и вопросов появились на сайте America.gov. «Цифровой дипломатией» сопровождалась и поездка президента в США в страны Африки: граждане почти всех стран Африки получили сообщение о возможности задать вопрос президенту США и оставить свой комментарий по поводу его выступления в Гане в июле 2009 г. Анализ сообщений показывает, что из 900 комментариев, отобранных специалистами Госдепартамента для публикации, не было ни одного негативного или критикующего правительство США.

Наконец, еще один проект Госдепартамента США — создание и распространение компьютерных игр, которые, кроме набора стандартных функций, обучают английскому языку и рассказывают об истории США. Одна из таких игр, «X-Life», была создана специалистами компании MetroStar при финансовой поддержки правительства США. По сведениям официального журнала Госдепартамента «State Magazine», идеолог проекта Т. Рекевер, служащий отдела по информационным программам, за реализацию этого проекта был представлен к награде [27]. Игра создавалась для молодежи стран Ближнего Востока с целью соединить арабскую культуру и традиции США. Создавая свое игровое поле, пользователь становится одним из студентов, приехавших в США по программе обмена из стран Ближнего Востока. Игрок попадает в различные ситуации, которые знакомят его с традициями американского образа жизни. Однако нельзя сказать, что игра популярна среди молодежи в странах Ближнего Востока: с 2009 г. ее скачали на свой мобильный телефон всего около 2 000 пользователей [28].

Все указанные методы работы с зарубежной Интернет-аудиторией способствуют достижению таких внешнеполитических целей США, как борьба с недемократическими режимами, продвижение гражданского общества, а также изменение политической культуры в других странах. Социальные сети открывают возможности для быстрой мобилизации граждан зарубежных стран, что в условиях нестабильной политической обстановки в определенных государствах может привести к мгновенному взрыву.

Литература

1. World Telecommunication/ICT Indicators Database, 2000-2010 // International Telecommunication Union. URL: http://itu.int/ITU-D/ict/statistics/index.html (дата обращения: 18.10.2010).

2. Clinton H. Remarks on Internet Freedom, January 21, 2010 // Department of State. URL: http:// www.state.gov/secretary/rm/2010/01/135519htm (дата обращения: 19.11.2010).

3. Buxbaum P. Public Diplomacy 2.0 // International Relations and Security Network. URL: http:// www.isn.ethz.ch_(дата обращения: 9.11.2010).

4. Graffy С. The Rise of Public Diplomacy 2.0. // The Journal of International Security Affairs, 17, Fall 2009. URL: http://www.securityaffairs.org/ (дата обращения: 25.10.2010).

5. Kurbalija J. Digital Diplomacy: what is new // Reflections on Diplomacy. URL: http://deepdip. wordpress.com (дата обращения: 9.11.2Q1Q).

6. Armstrong M. Social Media as Public Diplomacy // Perspectives, Vol. 1, N 2. June 2QQ9. URL: http://www.layalina.tv/publications/Perspectives/MattArmstrong.html (дата обращения: 14.1Q.2Q1Q).

7. Digital Diplomacy // New York Times, 2Q1Q. 16 July. URL: http://www.nytimes.com/2Q1Q/Q7/18/ magazine/18web2-0-t.html?_r=1 (дата обращения 17.Q7.2Q1Q).

8. Clinton H. Interview With I. Lakshmann of Bloomberg TV, Q3. 2Q1Q // Department of State. URL: http://www. state.gov (дата обращения Q7.Q7.2Q1Q).

9. Public Diplomacy: Strengthening U.S. Engagement with the World. A strategic approach for the 21st Century, 2Q1Q // Department of State. URL: http://www.state.goWr/pa/ (дата обращения: 12.Q3.2Q1Q).

1Q. Digital Outreach Team // Department of State. URL: http://www.state.gov/iip/programs/ (дата обращения 15.Q3.2Q1Q).

11. U.S. Public Diplomacy Actions Needed to Improve Strategic Use and Coordination of Research, GAO Report, 2QQ7 // GAO. URL: http://www.gao.gov/new.itemsdQ79Q4 (дата обращения: Q6.Q2.2QQ9).

12. Haithan Sabbah’ blog. URL: http://sabbah.biz/mt/archives/2QQ7/Q2/Q1/us-department-of-state-watching-sabbah/ (дата обращения: 15.1Q.2Q1Q).

13. Alliance for Youth Movements. URL: http://www.movements.org/ (дата обращения: Q1.1Q.2Q1Q).

14. Conference on Cyber Dissidents: Global Success and Challenges, 2Q1Q // G. W. Bush Institute. URL: http://www.georgewbushcenter.com/articles/successes-and-challenges (дата обращения: 15.Q9.2Q1Q).

15. Cohen R. Target Iran’s Censors // New York Times. 2Q1Q. February 19. URL: http://www.nytimes. com/2010/02/19/opinion/19iht-edcohen.html (дата обращения: 15.Q3.2Q1Q).

16. Haystack. URL: http://www.haystacknetwork.com (дата обращения: 15.1Q.2Q1Q).

17. LandlerM. U.S. Hopes Exports Will Help Open Closed Societies // New York Times. 2Q1Q. March Q7. URL: http://www.nytimes.com/2Q1Q/Q3/Q8/world/Q8export.html (дата обращения: 12.1Q.2Q1Q).

18. Global Internet Freedom Consortium. URL: wwww.internetfreedom.org (дата обращения: 16.1Q.2Q1Q).

19. Facebook. Co.NX. URL: http://www.facebook.com/pages/CoNx/26265096875#!/pages/CoNx/ (дата обращения: 16.1Q.2Q1Q).

2Q. State Department // Facebook URL: http://www.facebook.com/usdos (дата обращения: 18.11.2Q1Q).

21. Cowan G., Arsenault A. Moving from Monologue to Dialogue to Collaboration: The Three Layers of Public Diplomacy // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 616. March 2QQ8. P. 10-30.

22. Nye J. The Pros and Cons of Citizen Diplomacy // New York Times, Q4 October 2Q1Q. URL: http:// www.nytimes.com/2Q1Q/1Q/Q5/opinion/Q5iht-ednye.html (дата обращения: Q6.1Q.2Q1Q).

23. Twitter. URL: http://twitter.com /PJCrowley (дата обращения: 2Q.1Q.2Q1Q).

24. World Telecommunication/ICT Indicators Database, 2QQQ-2Q1Q // International Telecommunication Union. URL: http://itu.int/ITU-D/ict/statistics/index.html (дата обращения: 18.1Q.2Q1Q).

25. Public Diplomacy: Key Issues for Congressional Oversight. Report to Congressional Committees. GAO-Q9-679SP // United States Government Accountability Office. May 2QQ9. URL: http://www. gao.com/new,items/dQ9679sp.pdf (дата обращения: 14.1Q.2Q1Q).

26. America.gov URL: http://www.america.gov/ (дата обращения: Q2.1Q.2Q1Q).

27. State Magazine // Department of State. URL: http://www.state.gov/documents/organization/136475. pdf. (дата обращения: 18.1Q.2Q1Q).

28. X-Life. URL: http://xlifegames.com/thegame/default.aspx (дата обращения: 12.11.2Q1Q).

Статья поступила в редакцию 16 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.