РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ PR И РЕКЛАМЫ
А. Н. Назайкин
Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ-ЛИДЕРЫ СРЕДИ МОЛОДЫХ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Аннотация
Данная статья посвящена использованию социальных сетей российской и китайской молодежью в условиях высокой коммуникационной конкуренции. Автор провел пилотное исследование, в рамках которого выявлены предпочтения в социальных сетях молодой части общества, проводящей в интернете и в соцсетях значительно больше времени, чем люди старшего возраста. Для лучшего понимания коммуникационных потребностей были опрошены как отечественные пользователи, так и китайские как представители другой крупной цивилизации, страны с другой государственной информационной политикой. С помощью данного исследования были выявлены социальные сети, являющиеся коммуникационными лидерами и «антилидерами». Результаты анализа полученных данных позволили наметить пути дальнейшего изучения эффективных коммуникационных подходов в использовании социальных сетей.
Ключевые слова: социальные сети, пользование, молодежь, Россия, Китай, коммуникация, медиапотребление.
Введение
Сегодня в разных странах развитие социальных сетей идет по-разному, что связано с влиянием многих факторов (технологические особенности, государственная медиаполитика, культурные особенности медиапотребления и т.д.). Создателям социальных сетей приходится учитывать весь спектр этих факторов, но особое внимание, конечно же, уделять находящимся под контролем менеджмента техноло-
гиям, которые должны отвечать потребностям пользователей, общества, государства. Соцсети добиваются успеха за счет того, что имеют обратную связь, специальные механизмы, позволяющие объединяться и взаимодействовать в группах, возможность получать статистическую и динамическую информацию об объектах, существующих в данной социальной среде, легкость поиска людей, возможность генерировать собственный контент и т.д. Согласно М. Пискорски [16, с. 30] побеждают те сервисы, которые наиболее полно удовлетворяют коммуникационные потребности человека.
Какие социальные сети являются сегодня лидерами и, соответственно, требуют научного изучения, которое позволит осуществлять эффективную коммуникацию с интернет-пользователями? В современном глобальном высококонкурентном мире ответ на этот вопрос интересует многих представителей как медиабизнеса, так и медиаве-дения. Получить его можно прежде всего от самих пользователей социальных сетей. Автор данной статьи провел пилотное исследование, в рамках которого изучил отношение молодой части общества, проводящей в интернете «значительно больше времени, чем люди старшего возраста (в особенности на сайтах социальных сетей)»1, к социальным сетям как к коммуникационным каналам. Для лучшего понимания коммуникационных потребностей были опрошены представители стран с различной государственной информационной политикой -России и Китая.
Обзор литературы
При разработке данной темы автор опиралcя на ряд ранее проведенных эмпирических исследований и научную литературу, затрагивающую близкие вопросы. Теоретическую основу работы составили труды, посвященные особенностям функционирования социальных сетей [16; 23; 4; 10 и др.]. Также в теоретическом аспекте были весьма полезны работы, в которых рассматривается контент
1 Чем живет новое поколение: статистика о российской молодежи. Сентябрь 2016 г. — Режим доступа:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=2ah UKEwiegbCztvTfAhVO4YUKHYoGC3AQFjAAegQIAxAC&ш^=https%3A%2F %2Fwww.thinkwithgoogle.com%2F_qs%2Fdocuments%2F3169%2F00404_Goog le_Youth_Study_RU.pdf&usg=AOvVaw0PTg1tGmGS2DJmf4yuT0BD
социальных сетей [14], их использование средствами массовой информации [11], место социальных сетей в современной жизни [1; 18], социальные сети с точки зрения общения в них [13], продвижение в социальных сетях [20; 26]. В отдельную группу можно выделить труды, посвященные медиапотреблению в китайском интернет-пространстве [12; 25].
Теоретически значимыми представляются работы, посвященные медиапотреблению современной молодежи [7; 3; 27], медиапотреблению молодежи в интернете [15; 24] и в социальных сетях [8], влиянию социальных сетей на молодежь (17; 21; 22; 2; 13), а также результаты изысканий, проведенных компанией Google.
Методология и методика исследования
В рамках нашего исследования мы сфокусировались на вопросе: какими социальными сетями предпочитает пользоваться молодое поколение интернет-пользователей? Для проведения данного исследования применялись классические методы опроса, анализа, систематизации, сравнения и оценивания. Посредством электронной почты был проведен опрос2 российских молодых интернет-пользователей. Также посредством электронной почты автором данной статьи и китайским исследователем Лю Юэ был проведен опрос китайских молодых ин-тернет-пользователей3.
Следует отметить, что данное исследование является пилотным, ставит своей целью обозначение общих тенденций коммуникационного лидерства современных социальных сетей для молодежи России и Китая и не претендует на статус индустриального.
Результаты исследования
Результаты опроса молодых российских и китайских пользователей имеют как определенные сходства, так и различия.
Результаты опроса российских пользователей
Все опрошенные пользуются социальными сетями. При этом разные респонденты указали разные используемые ими социальные сети.
2 Электронная почта, 26 февраля -1 марта 2021 г., 61 респондент, 18-25 лет, высшее и неоконченное высшее образование)
3 Электронная почта, 14-18 января 2021 г., 62 респондента, 18-29 лет, высшее и неоконченное высшее образование)
Таблица 1. Используемые молодыми россиянами социальные сети
Социальная сеть Пользователей
1. Instagram 58
2. «ВКонтакте» 55
3. Facebook 31
4. Telegram 23
5. Tik Tok 13
6. Whatsapp 13
7. Twitter 12
8. Youtube 6
9. Clubhouse 6
10. Pinterest 2
11. Netflix 1
12. Reddit 1
Следует отметить, что в результаты опроса попали также и сервисы, не являющиеся классическими сетями, но считающиеся таковыми респондентами. Лидером по использованию социальных сетей среди молодых россиян оказался Instagram. На втором месте - «ВКонтакте», на третьем - Facebook. Таким образом, в тройке лидеров - две иностранные и одна отечественная социальные сети. Разные соцсети используются респондентами с разными целями, например: «Instagram -для общения с друзьями, Twitter - в качестве личного дневника, YouTube - для развлечения; YouTube - для образования, Telegram -для получения новостей, WhatsApp - для общения с родственниками; «ВКонтакте» - для общения с однокурсниками и для поддержки связи с учебной частью, Instagram и Telegram - для работы, TikTok - для развлечения, WhatsApp - для связи с родственниками и т.д.).
Опрос указал также на не самые используемые молодыми россиянами социальные сети.
Таблица 2.
Не используемые молодыми россиянами социальные сети
Социальная сеть Пользователей
1. «Одноклассники» 24
2.Twitter 22
3.Facebook 20
4.TikTok 19
5.Clubhouse 14
6.Viber 4
7.LinkedIn 2
8. «Мой мир» 2
9.Instagram 1
10. «ВКонтакте» 1
11.Telegram 1
12.Ask.fm 1
13.Whatsapp 1
14.Snapchat 1
15. «Фотострана» 1
Как показал опрос, молодые россияне не пользуются больше всего четырьмя социальными сетями: «Одноклассники», Twitter, Face-book и TikTok (один отечественный и три иностранных ресурса). Следует отметить, что Facebook одновременно оказался в числе и самых популярных, и самых непопулярных соцсетей. Очевидно, аудитория этого ресурса в существенных пропорциях разделена на поклонников и противников.
Результаты опроса китайских пользователей Как показал опрос, все респонденты пользуются социальными сетями. При этом разные респонденты указали разные используемые ими социальные сети.
Таблица 3. Используемые молодыми китайцами социальные сети
Социальная сеть Пользователей
1 .Wechat 41
2.Weibo 12
3. «ВКонтакте» 12
4.Instagram 8
5.Whatsapp 7
6.QQ 6
7.Zhihu 5
8.Facebook 3
9.TikTok 2
10.Xiaohongshu 2
ll.Youtube 1
12.Linkedin 1
13.Alipay 1
14.Soda 1
15.Bilibili 1
16.Baidu Post Bar 1
17.Soul 1
Следует отметить, что в результаты опроса, как и у россиян, попали сервисы, не являющиеся классическими сетями, но считающи-миеся таковыми некоторым респондентами. Лидером по использованию социальных сетей среди молодых китайцев оказалась социальная сеть Wechat. На втором месте - Weibo. На третьем, четвертом и пятом - иностранные ресурсы, которыми, очевидно, пользуются молодые китайцы либо находящиеся за рубежом, либо обходящие «золотой щит»4. Тройка лидеров китайских социальных сетей - Wechat, Weibo, QQ (это совпадает с показателями в рейтингах по общему количеству пользователей социальными сетями в Китае5).
Опрос указал и на не самые используемые молодыми китайцами социальные сети.
4 Китайский интернет-проект, ограничивающий нежелательный или представляющий угрозу для государственной безопасности траффик
5 Социальные сети Китая. URL: https://as-pacific.com/blog/socialnye-seti-kitaia/
Таблица 4.
Не используемые молодыми китайцами социальные сети
Социальная сеть Пользователей
1.Facebook 9
2.Weibo 5
3.Instagram 4
4. «ВКонтакте» 2
5QQ 2
6.TikTok 2
7. Kuaishou 2
8. Twitter 2
9. MoMo 2
10.Baidu Post Bar 1
11. Toutiao 1
12. Tantan 1
13. Weishi 1
14. Ding Talk 1
Как показал опрос, молодые китайцы не пользуются больше всего тремя социальными сетями: Facebook, Weibo, Instagram (иностранные сети Facebook и Instagram запрещены в Китае). Китайская тройка ли-деров-«негативистов» выглядит следующим образом: Weibo, QQ, Kuaishou. Следует отметить, что в рейтинге наиболее популярных социальных сетей и в рейтинге наименее популярных сетей присутствуют две из тройки лидеров: Weibo и QQ. Очевидно, аудитория этих сетей в существенных пропорциях разделена на поклонников и противников.
Заключение
Оценивая использование социальных сетей молодыми россиянами и китайцами, можно отметить, что молодые россияне в условиях свободного выбора больше пользуются зарубежными социальными сетями (лидер - Instagram), а молодые китайцы в условиях ограничения доступа больше пользуются отечественными (лидер - Wechat).
В тройке российских лидеров - две иностранные и одна отечественная социальные сети. В тройке китайский лидеров - две отечественные и одна зарубежная социальная сеть.
В «антилидерах» у россиян одна отечественная и три зарубежных ресурса, у китайцев - два отечественных и один зарубежный. Любопытно, что у российских пользователей Facebook одновременно оказался в числе и самых популярных, и самых непопулярных соцсетей. У китайских пользователей такая же ситуация с Weibo и QQ. И россияне, и китайцы одновременно пользуются несколькими социальными сетями в разных целях.
Проведенное пилотное исследование дает лучшее понимание коммуникационных потребностей наиболее активной части интернет-потребителей представителей стран с различной государственной информационной политикой - России и Китая. Представляется, что оно может стать отправной точкой для последующего более масштабного исследования. Для получения более показательных результатов, с одной стороны, можно увеличить количество респондентов, с другой, использовать закрытые вопросы с подсказкой. Весьма интересным может стать исследование использования молодыми россиянами и китайцами социальных сетей - лидеров и «антилидеров». Оно, возможно, позволит найти подходы в выстраивании эффективной коммуникации в социальных сетях: выявить как удачные, так и неудачные. Анализ этих подходов, безусловно, внесет свой вклад в научное осмысление коммуникации через социальные сети, а также поможет практикам внедрять эффективные, наиболее востребованные современными пользователями технологии.
Литература
1.Бурко Р. Социальные сети в современном // Молодой ученый. 2014. № 7 (66). С. 607-608. URL: https://moluch.ru/archive/66/11009/ (дата обращения: 1.10.2021).
2.Викторова А., Свертков И. Социальные сети и молодежь // Территория науки. 2013. № 3. С.: 5-8. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25079187 (дата обращения: 1.10.2021).
3. Вьюгина Д. Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп. 2017. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/2386 (дата обращения: 1.10.2021).
4. Гогохия И. Инстаграм: хочу likes и followers. М.: АСТ, 2018. 192 c.
5. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010. 228 с.
7. Дунас Д., Вартанов С., Кульчицкая Д., Салихова Е., Толоконни-кова А. Теоретические аспекты изучения медиапотребления российской молодежи: к пересмотру теории использования и удовлетворения // Вестник Московского университета. 2019. №2. URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2019/2/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-mediapotrebleniya-rossiyskoy-molodezhi-k-peresmotru-teorii-ispolzo/ (дата обращения: 1.10.2021).
8. Дунас Д., Толоконникова А., Черевко Т. Наблюдение за потреблением информационного контента студентами факультета журналистики МГУ // Медиаскоп. 2018. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/2483 (дата обращения: 1.10.2021).
9. Зиновьева А. История социальных сетей: появление и развитие // Sciencepop. 2018. URL: https://sciencepop.ru/istoriya-sotsialnyh-setej-poyavlenie-i-razvitie/ (дата обращения: 1.10.2021).
10. Кеннеди Д., Уэлш-Филлипс К. Жесткий SMM: Выжать из соцсетей максимум. М.: Альпина Диджитал, 2017. 344 с.
11.Кульчицкая Д. Социальные сети как инструмент в работе российского журналиста: результаты опроса // Вестник Московского университета. 2017. №4. URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2017/4/sotsialnye-seti-kak-instrument-v-rabote-rossiyskogo-zhurnalista-rezultaty-oprosa/ (дата обращения: 1.10.2021).
12. Лоу Жучжуан. Особенности процесса межкультурной коммуникации между Россией и Китаем в сети интернет: автореф. дис. ... соц. наук. М., 2003. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15884427 (дата обращения: 1.10.2021).
13. Матусевич А. Общение в социальных сетях: прагматический, коммуникативный, лингвостилистический аспекты характеристики: дис. ... канд. филол. наук. URL: https://diss.unn.ru/files/2016/670/diss-Matusevich-670.pdf (дата обращения: 1.10.2021).
14. Муронец О. Контент социальных сетей: тенденции и закономерности // Медиаскоп. 2015. №3. URL: http://www.mediascope.ru/1812 (дата обращения: 1.10.2021).
15. Османова А. Специфика коммуникации с молодежной аудиторией в виртуальной среде // Медиаскоп. 2018. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/2510 (дата обращения: 1.10.2021).
16. Пискорски М. Аккаунт: Реактивное продвижение в социальных сетях. М: Эксмо, 2018. 416 с.
17. Рослякова Л. Роль социальных сетей в жизни молодежи // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 375-376. URL: https://moluch.ru/archive/241/55766/ (дата обращения: 1.10.2021).
18. Руденок Д. Социальные сети как источник информации // Вестник электронных и печатных СМИ. 2016. № 1. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26275181_54052102.pdf (дата обращения: 1.10.2021).
19. Сенаторов А. Битва за подписчика «ВКонтакте»: SMM-руководство. М.: Альпина Диджитал, 2017. 168 с.
20. Стелзнер М. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху Интернета. М: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 288 с.
21. Терякова А., Боброва И. Влияние социальных сетей на молодежь // Портал научно-практических публикаций. 2014. №12. URL: http://portalnp.ru/2014/12/2243 (дата обращения: 1.10.2021).
22.Федорова Р. Влияние социальных сетей на молодежь // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 300301. URL: http://e-koncept.ru/2017/770093.htm (дата обращения: 1.10.2021).
23. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 240 с.
24. Целепидис Н. Особенности интернета как средства межкультурной коммуникации в молодежной среде: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01; [Место защиты: Гос. акад. славян. культуры]. Москва, 2009. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15951214 (дата обращения: 1.10.2021).
25. Чжоу Цзе. Социальные сети Китая: проблемы и решения // Мировая журналистика: единство многообразия: Сборник научных статей: В 2-х томах. Москва, 2018. С. 363-374. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35080714_72031228.pdf (дата обращения: 1.10.2021).
26. Чумиков А., Бочаров М., Тишкова М. и др. Современные PR-технологии работы в интернете. Рязань: ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России», 2011.
27. Щеулова Е., Николаева А. Социальные сети как средство коммуникации молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74131 (дата обращения: 21.11.2021).
А. N. Nazaykin
Moscow State University named after M. Lomonosov
SOCIAL NETWORKS - LEADERS AMONG YOUNG RUSSIAN AND CHINESE USERS
This article focuses on the use of social networks by young people in a highly competitive communication environment. The author conducted a pilot study, within the framework of which he studied the attitude of the younger part of society, who spends much more time on the Internet and in social networks than older people. For a better understanding of communication needs, not only domestic users were interviewed, but also Chinese, as representatives of another large civilization, countries with a different state information policy. With the help of this study, social networks were identified that are communication leaders and "anti-leaders". The results of the analysis of the obtained data made it possible to outline the ways for further study of effective communication approaches in the use of social networks.
Key words: social networks, use, youth, Russia, China, communication, media consumption.